Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 10 – Церковное Пение Скорее всего, первое, что услышит человек, случайно зашедший в православный храм – это пение. Оно занимает очень важное место в православном богослужении. Пение, как и слово, выражает человеческие мысли, чувства и особенно настроение: радость и горе, скорбь и ликование, надежду и просьбу о помощи и защите. С самых древних времен пение употребляется в богослужении у всех народов, населяющих землю. Хорошо знали его и в Ветхозаветной Церкви. Сам Христос освятил Своим примером употребление музыки в молитве: когда с учениками шел на гору Елеонскую, Он пел вместе с ними псалмы. Об этом мы можем прочитать в Евангелии. 113 Апостолы и сами пели, и учили других христиан прославлять Бога “в псалмах, пениях и песнях духовных” 114 . Уже в апостольские времена пение имело свой порядок и устав. Святой апостол Павел недаром перечисляет виды раннехристианских песнопений: псалмы, пения (или гимны) и духовные песни. Из них выросло все богатство современной церковной музыки. Псалмы – избранные места из священной книги Псалтирь. Они очень часто читаются за богослужением, а иногда и поются. Песни или гимны – это девять упоминаемых в Библии песнопений, соответствующих важным моментам Священной истории. 1) Песнь после перехода богоизбранного народа через Красное море и избавления от преследователей после исхода из Египта. ( Исх.15:1–19 ) 2) Обличительная песнь Моисея перед смертью. ( Втор.32:1–43 ) 3) Песнь Анны, матери пророка Самуила. ( 1Цар.2:1–10 ) Песни пророков: 4) Исайи ( Ис.24:9–17 ), 5) Аввакума ( Авв.3:1–12 ), 6) Ионы ( Ион.2:3–10 ). 7) Песнь трех отроков ( Дан.3:24–90 ). 8) Песнь Богородицы ( Лк.1:46–55 ). 9) Молитва Захарии ( Лк.1:68–79 ). Эти гимны важны потому, что по их образцу в православном богослужении строятся песни канона на утрене ( см. “Богослужение”). Песни духовные составлены христианскими поэтами и писателями богослужений. Они стали появлятся уже в апостольский период, но расцвет их приходится на послеапостольские времена. Эти духовные песни составляют великое богатство нашей Церкви и очень разнообразны и многочисленны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

50 Ср. у нас чтение символа веры на полунощнице и повечерии. 51 Иос. Фл . Antiqu. IV, 8, 13. 52 Лк. 10:25. 53 Schürer , Gesch. d. I. V. II, 541. 54 Хотя некоторые их молитв Шемонеесре, именно начальные и конечные, даже новейшие еврейские ученые ( Herzfeld , Gesch. d. V. I. II, 5, 1. 13. 186, III, 200 ff. Zunz , Got. V. 367 f.) склонны относить ко временам Ездры, но упоминания о них начинаются только в раввинов конца I в. по Р.Х. и теперешний свой вид они д.б. получили около 70—120 г., судя по указаниям в них (14-я и 17-я) на разрушение Иерусалима и прекращение жертвенного культа. Позднейшая из этих молитв та, которая заключает в себе проклятия на минимов (еретиков). Она прибавлена рав. Самуилом младшим учеником Гамалиила II, внука Гамалиила I – учителя ап. Павла. По Талмуду (Berach. f. 28) под минимами разумеются саддукеи; по отцам церкви (св. Епифаний . Прот. ер. 29, 9. Бл. Иероним на Ис 5:18, 19) эта молитва заключила проклятие на назореев, т.е. христиан; недавно открытый Каирский текст этой молитвы имеет название нозрим т.е. назореи ( Schürer , Gesch. D. I. V.II, 543—544). Естественно, что в первые времена христианства могло быть внесено в молитвы проклятие на переходивших в христианство иудеев, которое впоследствии вероятно было исключено и заменено общим проклятием на отступников и врагов иудейства. 55 В них указывают сходные выражения с молитвой Господней: «Оставь нам, Отец наш, ибо мы согрешили, прости нам, наш Отец, ибо мы преступили». В песни пр. Захарии при рождении Иоанна Предтечи (Лк. 1:68—79), начинающаяся словом «благословен», также указывают сходные выражения с этими молитвами. Никитин , Синагоги 228. (Ср. проф. Богдашевский, экзегетические заметки, вып. 4-й стр. 29 и д.— Ценз.). 56 Талмуд. Berachoth III, 3, IV, 1. 57 Талмуд вавилонский, Berachoth IV, 3, f, 29 a (перев. Переферковича , Спб. 1909). Ср. у нас различное количество стихир на Господи воззвах. 58 Талмуд. Berachoth IV, 7. 59 Талмуд. Berachoth V, 2, Талмуд, Мишна и Тосефта. Пер. Пеферковича . Спб. 1899, m.I, стр. 43—46 – Такие легкие изменения для праздников в тексте обычных молитв употребительны в р.-католическом богослужении (ср. наши отпусты), так же как и деление церковного года по климаттическим временам года: р.-католический Breviarium (богослужебная книга, соответствующая нашей Месячной Минее и Триоди) делится на partes: hiemalis, verna, aestiva, antumnalis.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Статьи второй группы см. в § 15. § 9. Псалтырь как служебная книга Псалтырь читается на утрени, часах и вечерни. Единицей текста, прочитываемой за один раз, является кафизма. Название это происходит от греч. καθζω «сидеть», поскольку в древней церкви чтение псалмов производилось сидя. 150 псалмов, составляющих Псалтырь, делятся на 20 кафизм, дополнительный неканонический 151-й псалом в счет кафизм не входит. Кафизмы идут в прямой последовательности расположения псалмов и в такой же приблизительно последовательности прочитываются за богослужением в течение недели. Поэтому не возникает необходимости в другой книге, в которой текст Псалтыри располагался бы в каком-либо ином порядке, служебная и четья Псалтыри не различаются составом и порядком расположения библейского текста. Но служебные Псалтыри отличаются от четьих набором дополнительных статей и делятся на два вида: простые и следованные. В простую Псалтырь кроме псалмов входят библейские песни и избранные псалмы, последние представляют собою выборки псалтырных стихов для праздничных служб и сопровождаются величаниями. Кроме того, к простой Псалтыри часто прибавляются также заупокойные службы, отдельные каноны, уставные указания, пасхальные таблицы. Отличительной особенностью следованной Псалтыри является то, что в ее состав помимо перечисленных дополнений входит также Часослов (подробное описание двух этих типов дает Лихачева 1981). В число 9 библейских песен входят: 1) 1-я Песнь Моисея, Исх. 15– 19; 2 ) 2-я Песнь Моисея, Втор. 32:1–43; 3 ) Песнь Анны, 1Цар. 2– 10; 4 ) Молитва пророка Аввакума, Авв. 3– 19; 5 ) Песнь пророка Исайи, Ис. 26:1–21; 6 ) Молитва пророка Ионы, Иона 2:3–10; 7 ) Молитва Азарии, Дан. 3:26–45; 8 ) Песнь трех отроков, Дан. 3:52–90; 9 ) Песнь Богородицы, Лк. 1:46–55 , и Молитва Захарии, Лк. 1:68–79 . В ходе богослужения библейские песни исполняются на утрени, в VIII в. они послужили основой создания канона, произведения крупного литургического жанра, исполняемого на утрени. В славянской письменности библейские песни, по-видимому, изначально соединялись с Псалтырью. Древнейшие полные списки Псалтыри с библейскими песнями – Синайская псалтырь XI в. (монастырь св. Екатерины на Синае, Slav. cod. 38), русский список 1296 г. (ГИМ, Син. 235) и также русская Симоновская псалтырь конца XIII в. (ГИМ, Хлуд. 3). По даным И. Е. Евсеева (1911), общее число славянских рукописей Псалтыри XI-XVIII в. приближается к 4 тысячам. § 10. Паримийник

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Ирмос 2-й песни составлен по образцу обличительной песни Моисея, составленной им пред своею смертью для обличения неблагодарных евреев за нарушение ими Закона Божия и для возбуждения в них раскаяния ( Втор.32:1-43 ). Вторая песнь, как песнь покаяния, поется только в Великом посту. Ирмос 3-й песни составлен по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Господа за снятие с нее поношения бесчадства и за дарование ей сына ( 1Цар.2:1-10 ). Неплодная Анна служит прообразом Церкви Христовой из язычников, которые, до принятия христианства, не творили истинно добрых дел, а в христианстве принесли богатые плоды добродетелей («Процвела есть пустыня… языческая неплодящая церковь …» — воскресный канон 2-го гласа). Ирмос 4-й песни составлен по образцу песни пророка Аввакума, который, видя выходящее из-за горы, осененной лесною чащею, незаходимое Солнце, предсказал о воплощении Сына Божия и божественной силе Воплотившегося ( Авв.3:1-19 ). Словами пророка в ирмосе 4-й песни Церковь и прославляет воплощение Христа от девы Марии. Ирмос 5-й песни составлен по образцу песни пророка Исаии, содержащей в себе изображение славного явления в мир Спасителя, как Света, все оживляющего и воскрешающего мертвых ( Ис.26:9-21 ). Словами этого пророка в ирмосе 5-й песни и воспевается Христос, как Свет, освобождающий нас от мрака греховного. В ирмосе 6-й песни, составленном по образцу молитвы пророка Ионы, во чреве китовом взывавшего ко Господу о спасении ( Иона.2: 3-10 ), Церковь просит Господа избавить нас от бурь житейского моря, от бездны грехов и страстей, вывести нас из глубины зол и привести к тихой пристани — вечному спасению. Ирмосы 7-й и 8-й песней составлены по образцу песни трех отроков в пещи вавилонской, прославлявших Бога за свое чудесное избавление и призывавших всю тварь воспевать и превозносить с ними Господа вовеки (дан.3:25-45, 51-90). В ирмосе 9-й песни содержится прославление Божией Матери и воплотившегося от Нее Господа. Содержанием своим ирмос этот применен к пророческой речи святого Захарии по случаю рождения у него сына — святого Иоанна Предтечи ( Лк.1:68-79 ), а равно и к собственному славословию Богоматери, произнесенному Ею при свидании с праведною Елисаветою ( Лк.1:46-55 ).

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

К просвещению, т.е. к святому крещению, о готовившихся ектения и молитва в литургии Преждеосвященных Даров изложены после ектении об оглашенных. Песни Священного Писания, читаемые перед тропарями канонов. Песни Священного Писания, которые содержатся в Библии и служат образцами для песней канона, суть следующие: первая, воспетая Мариамою, сестрою Моисея, по переходе евреев чрез Чермное море: «Поим Господеви славно бо прославися» ( Исх. 15:1–19 ); вторая – Моисея, во время шествия в пустыне: «Вонми небо, и возглаголю» ( Втор. 32:1–44 ); третья – Анны, матери пророка Самуила: «Утвердится сердце мое во Господе» (1Цар. гл. 11); четвертая – пророка Аввакума: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» ( Авв. 3:2–20 ); пятая – пророка Исаии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» ( Ис. 26:9–20 ); шестая – пророка Ионы: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу» ( Ион. 2:1–7 ); седьмая – трех отроков: «Благословен еси Господи, Боже отец наших» ( Дан. 3:26–56 ); восьмая – тех же отроков: «Благословите вся дела Господня Господа» ( Дан. 3:57–72 ); девятая – Богоматери: «Величит душа моя Господа» ( Лк. 1:46–55 ) и Захарии: «Благословен Господь, Бог Израилев» ( Лк. 1:68–79 ). Стихи этих песен положено петь на утрени перед каноном. Они составляют собою припевы к тропарям канонов. Стихи песней и называются припевами. Слова первой песни Священного Писания, различно переставленные, т.е. «Господеви поим» и «Поим Господеви», служат в богослужебных книгах для обозначения различия непраздничного и праздничного стихословия песней Священного Писания. Непраздничное стихословие обозначается словами «Господеви поим», а праздничное – «Поим Господеви» (см. Поим Господеви). Разрешительная молитва. Иерей произносит ее в таинстве покаяния при разрешении кающегося от грехов. Над разрешаемым от запрещения молитва. Она произносится иереем при разрешении запрещения, которое было положено не самим кающимся, а духовником. Молитва находится в Большом Требнике. Рядовой, по ряду. Эти слова прилагаются ко всем тем песнопениям и чтениям, которые назначаются при богослужении одни за другими, по известному порядку. Так, следуют по ряду: гласы Октоиха, рядовые чтения из Апостола и Евангелия. Также употребляется название «рядовой святой». Оно означает того святого, которому по рядовому указанию месяцеслова празднуется в известный день. Тропарь, кондак рядового святого принадлежат этому святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Буквально значение слова «ирмос» (греч. eirmoV) – «сцепление», «соединение» или «связь». Ирмос связывает песни канона и играет моделирующую, определяющую роль. Во-первых, канон по правилам должен петься весь целиком (как мы поем канон на Пасху или молебный канон Божией Матери), и ирмос определяет напев: как поется ирмос, так же, на этот напев, поются и тропари соответствующей песни канона. Если вы взять оригинальный греческий текст любого канона, то мы увидим, что там размер ирмоса равен размеру тропарей данной песни, т.е. ирмос задает гимнографическую форму для тропарей канона. Существуют и библейские тексты, связанные с каноном, но в нашем приходском богослужении они опускается, кроме будних дней Великого поста. Это песни Священного Писания или библейские песни – тексты Ветхого и Нового Заветов. Песни – потому что это слова, пропетые или как-то особенно торжественно возглашенные тем или иным лицом, о котором говорится в Св. Писании. Из Св. Писания взято десять таких песен, соединяемых с песнями канона. Первая песнь – из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря и увидев, что он невредим, а преследователи его потоплены. Они воспели хвалебную песнь Господу: «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море...» Текст 2-й песни взят из книги Второзаконие (гл. 32). Эта книга Моисеева представляет собой как бы повторение заповедей Божьих и увещание и обличение народа. Почему 2-я песнь никогда не читается, куда она исчезла? Она исчезла не сразу. Не нужно думать, что ее никогда не было, она была и в редких случаях до сих пор сохранилась в канонах. Выдвигаются разные теории о причинах исчезновения второй песни. Однако ни одна из них не может быть признана вполне удовлетворительной. Третья песнь – из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила; она имеет хвалебный характер. Четвертая песнь – из книги пророка Аввакума (гл. 3). Пятая – из книги пророка Исайи (гл. 26). Шестая – песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве кита, это вопль к Богу о помиловании. Седьмая и восьмая – из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной, хвалебные тексты, воспетые в трудных обстоятельствах. Девятая песнь сохранилась даже в нашем сокращенном богослужении и мы слышим ее почти каждый день. Это песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа...» ( Лк. 1:46–55 ). Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту – Честнейшую. Десятая библейская песнь связана с 9-й песней канона, это слова пророка Захарии – отца Иоанна Предтечи ( Лк. 1:68–79 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8-я песнь – «Благословите вся дела Господня», является продолжением предыдущего славословия, призывающего воздавать хвалы Богу за все ( Дан.3:67-88 ). 9-я песнь — «Величит душа моя», является составной: вначале поется песнь Пресвятой Богородицы, воспетая Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа ( Лк.1:46-55 ) во время которой совершается каждение храма, а затем добавляется еще (10-я) песнь священника Захарии — «Благословен Господь Бог Израилев», которая является славословием Бога при рождении святого Иоанна Предтечи ( Лк.1:68-79 ). Как видим, библейские песни, расположенные приблизительно в хронологическом порядке, в конечном итоге приводят нас к новозаветным временам через 9-ю песнь, которую Устав возносит над другими песнями настолько, насколько Новый Завет выше Завета Ветхого. Что касается способа исполнения, то в богослужебной практике 1-го тысячелетия библейские песни употреблялись наравне с псалмами и подчинялись в общем тем же правилам псалмодии , хотя и пелись более торжественным напевом, чем псалмы. Первоначально библейские песни (как и псалмы) пелись антифонно, и с кратким припевом к каждому стиху. Например, к 1-ой песни (Моисея из Исх) употреблялся припев: «Господу поем, ибо славно прославился»; ко 2-й (Моисея из Втор) были 4 припева (к стихам 1-14 — «Слава Тебе, Боже», 15-21 — «Сохрани мя, Господи», 22-38 — «Праведен еси, Господи», 39-43 — «Слава Тебе, слава Тебе»); к 3-й (Анны) — «Помилуй мя, Господи»; к 4-й (Аввакума) — «Слава силе Твоей, Господи»; к 5-6 (Исаии и Ионы) — «Ущедри мя, Господи»; к 7-й (вавилонских отроков) — «Господа пойте дела и превозносите во вся веки»; к 8-й — «Благословен еси, Господи». Похожий припев поется ныне в конце 8-й песни перед катавасией, выражая наше отношение к Лицам Пресв. Троицы: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поющее и превозносящее во вся веки». А припев к песни Пресв. Богородицы до сих пор возглашается священником или диаконом на амвоне перед ее началом, который когда-то звучал так: «Матерь Святая чистого света, ангельскими песньми Тя, ублажая, величаем». Обычай же петь эту песнь с ИРМОСОМ « Честнейшую херувим », вошел со времен прп. Космы Маюмского (VIII в.), написавшего его.

http://azbyka.ru/video/106-utrennee-peni...

2-я. Обычно отсутствует. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2-я песнь только в дни св. Четыредесятницы, например, в  Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского — самом большом из известных канонов. 3-я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. ( 1Цар.2:1-10 ). Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна. 4-я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума ( Авв.3:1-19 ), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас. 5-я. Молитва пророка Исайи ( Ис.26:9-19 ), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение. 6-я. Молитва пророка Ионы из чрева кита ( Иона 2:2-10 ). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – образ преисподней. 7 и 8-я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых ( Дан.3:19, 26-56; 3:57-90 ). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников. 9-я. Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…» ( Лк.1:46-55 ). Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…» ( Лк.1:68-79 ). Каноны в греческом оригинале всегда имеют поэтическую форму Эта стихотворная форма, выработанная в Византии, своеобразна: каждый стих (т. е. строка) тропаря какой-либо песни канона имеет собственный размер (количество слогов и расположение ударений), точно повторяющий размер соответствующего стиха в ирмосе этой песни. Таким образом, ирмос каждой песни является образцом (по аналогии со стихирами можно сказать – «самоподобном») для всех тропарей этой песни в отношении размера. В этом имеется чисто практический смысл: поскольку по Уставу каноны полагается петь, такое ритмическое строение тропарей позволяет пропевать их на мелодию ирмоса без всяких изменений.

http://azbyka.ru/kanon-gimnograficheskij

    Песнь Пресв. Богородицы (Лк. 1:46-55) «Величит душа моя» радостно от души прославляет Господа за то, что при Ее низком положении Он даровал Ей мировое величие, как Святый, всегда миловавший боявшихся Его, низлагавший надменных (может быть, имеется в виду Ирод) даже с престолов и возносивший (на них) смиренных, обогащавший голодных и лишавший всего богатых, причем эта милость не Ей только лично, а всему Израилю - по обетованию патриархам; замечательно, как песнь вся движется в круге ветхозаветных идей (близка к песни Анны) и говорит языком свящ. книг при самом высоком поэтическом одушевлении.     Песнь Захарии (Лк. 1:68-79) «Благословен Господь Бог Израилев» прославляет Бога за дарование спасения народу Его в доме Давидовом, согласно предсказанию пророков и завету с отцами, каковое спасение будет состоять в избавлении от врагов и праведном служении народа Богу, - вследствие деятельности Предтечи и «Востока свыше».        Песни расположены на каноне приблизительно в хронологическом порядке; только песнь Аввакума переставлена с песнью Ионы, может быть, чтобы для 6 песни канона, как заключительной в отделе, взять более трогательную библейскую песнь. При этом нельзя не заметить, что песни радостные заняли нечетные места, а скорбные - четные (ср. шестопсалмие), исключая песни 7 и 8, где для этого принципа пришлось бы конец песни поставить раньше начала. История употребления    В ветхозаветном храме на прибавочной (праздничной) жертве в субботу пелась обличительная песнь Моисея, по-видимому 1/6 ее по очереди, а при вечерней жертве Исх. 15 по очереди 1—10 и 11—19 стихи.    Памятник, должно быть, III b. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (Testamentum) указывает на утрене песнь Моисея и какую-либо из пророков, всего с псалмом 4 песни (Вступ. гл., 86).    О библейских песнях упоминает Иларий Пиктавийский (IV b.). По Verecundus (IV b.), в Африканской Церкви они пелись таким же голосом и напевом (sono cantuque), как и псалмы, и употреблялись из них следующие: 2 песни Моисея, Деворы, Иеремии: «Помяни Господи», Азарии, Иезекииля: «Я сказал на высоте дней моих», Аввакума, Манассии, Ионы. Но особенно употребительна была песнь 3 отроков: ее указывает для утрени соч. IV b. псевдо-Афанасия «О девстве»; она же одна входит в состав древней песненной утрени (Вступ. гл., 346).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому, приготовляясь к Причащению тем, что сказано, не забудем и о вере и любви» (Пролог, 25 марта). Что касается поста, то существующая уставная традиция вполне по силам любому, у которого нет каких-то особых заболеваний. Надо держаться меры. Если есть недуги, то можно, поговорив со священником, сделать такое послабление, которого требует болезнь. Почему в канонах отсутствует вторая песнь? иеромонах Иов (Гумеров) В основу наших канонов легли библейские песни: 1-й песни канона – песнь Моисеева ( Исх. 15:1–19; 2 -й песни – песнь Моисеева ( Втор. 32:1–43 ); 3-й песни – песнь Анны ( IЦap.2:1–11 ); 4-й песни – песнь Аввакума ( Авв. 3:1–19; 5 -й песни – песнь Исаии ( Ис. 26:9–19; 6 -й песни – песнь Ионы ( Ион. 2:3–10; 7 -й и 8-й песней – песнь 3-х отроков еврейских в Вавилоне ( Дан.3:26–56 и Дан.3:67–88 ); 9-й песни – песнь Захарии ( Лк.1:68–79 ). Песнь Богородицы ( Лк.1:46–55 ) составила умилительное песнопение (Честнейшая) – творение св. Косьмы, епископа Маиумского. Она исполняется на утрени после 8-й песни почти во все дни года. Вторая песнь канона составлена по образцу песни пророка Моисея: Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему…В этой пространной песне много обличений народа Израильского: Согрешиша, не Того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете, сии людие буии и не мудри… В конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2-я песнь только в дни св. Четыредесятницы. Почему на Сретение Господне богослужения совершают в голубом облачении? иеромонах Иов (Гумеров) Голубой цвет священнических одежд символизирует чистоту и целомудрие. В праздники, посвященные Божией Матери служба совершается в облачениях голубого цвета, потому что Пресвятая Богородица, будучи избранным сосудом благодати Святого Духа, являет собой небесную чистоту и непорочность.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010