33 слл.; Мк 12. 1 слл.; Лк 20. 9 слл.). В крещальной формуле Мф 28. 19 уже содержится все богословие Евангелия от Иоанна, что признает и рационализм в лице А. Ф. Луази ( Loisy A. F. Les évangiles synoptiques. Ceffonds, 1907. T. 1. P. 909). Доказательство Божества И. Х. было главной целью написания 4-го Евангелия. Ап. Иоанн Богослов говорит, что Логос прежде бытия мира был не только Богом, но и особым Божественным Лицом (Θες ν Λγος... πρς τν Θεν - Ин 1. 1), участвовал в творении мира (Ин 1. 3), а после творения животворил и просвещал людей (Ин 1. 4). Воплощением же Своим Он явил Свою Божественную славу «как Единородного от Отца» (Ин 1. 14). Это учение сложилось на основании записанной в Евангелии проповеди И. Х., Его чудес и всей Его жизни. Как и в синоптических Евангелиях, И. Х. часто именует Себя Сыном Божиим и Бога - Отцом Своим. Но особое внимание можно обратить на те места, где Он называет Себя Сыном, υς, без всяких определений, напр. «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни» (Ин 3. 36); «Сын пребывает вечно... Сын освободит вас» (Ин 8. 35-36). В подобных речениях И. Х. именует Себя Сыном в особом, исключительном смысле, относя это именование только к Себе, и ни к какому творению. И. Х. прямо отличает Свое Сыновство от сыновства апостолов: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин 20. 17). Сына, бывшего предвечно с Отцом, Отец посылает в мир (Ин 5. 36-37), «чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин 6. 39). Как «Приходящий с небес», «сшедший с небес» (Ин 3. 31, 13), но в то же время и «сущий на небесах» (Ин 3. 13), Он - «выше всех» (Ин 3. 31). «Прежде основания мира» Отец возлюбил Его (Ин 17. 24), и Он имел славу «у» Отца (παρ σο - Ин 17. 5), а не «от» Отца (παρ σου). Посему «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин 5. 23). Только ап. Иоанн приводит слова И. Х.: «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28). Но и в непосредственном и в общем контексте Евангелия от Иоанна ясно, что Он это «относит к образу человеческому» ( Cyr.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

5:6); но вследствие того же незнания, мы не должны ни о настоящем, ни о каком-либо последующем времени утверждать, что теперь-то или тогда-то наступит последний суд и кончина мира. Кроме того, в Откровении Иоанна не все видения относятся исключительно к последним дням мира, некоторые предъизображают события, давно уже минувшие, хотя совершившиеся после времен Тайновидца, как, напр., страшные гонения на христиан, падение Рима. К таким-то событиям и относятся неоднократно встречающиеся слова: «время близко» (1, 3: 12, 10). Впрочем, непосредственное отношение некоторых видений к событиям ближайшим не препятствует их отношению и к дальнейшим событиям, потому что в истории Церкви непрерывно осуществляется закон прообразования, так что предшествующим преобразуется последующее, и последнее отображается в первом, причем иногда некоторые отдельные черты, указуемые пророчественными видениями, находят осуществление не в ближайших прообразующих событиях, а в дальнейших преобразуемых. Посему полное объяснение этих видений возможно будет только тогда, когда завершится весь круг событий, от первого до последнего, от начала Церкви до последнего дня мира. Гл. 1, cm. 6. Сотворил есть нас цари, и иереи Богу и Отцу своему. На эти слова мнимо-духовные христиане думают опираться в своем лжеучении о всеобщем царском и священническом достоинстве христиан, вследствие которого не нужно будто бы особо поставленных царей и священников. Правда, что каждый христианин является священником, но мере того как представляет в жертву Богу свое тело и совершает пред Ним разумное служение ( Рим. 12:1 ). Правда и то, что каждый христианин может быть назван царем, по мере того как утверждается Духом владычним ( Пс. 50:14 ), господствует над своими страстями и торжествует победы над кознями диавола. Но то и другое достоинство христиан в земной жизни имеет только слабое начало, и слово сотворил у апостола Иоанна скорее значит: избрал для того, чтобы быть священниками и царями. Это видно из того, что ниже говорится: «блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (20, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

71. Изшедш же ко вратмъ, узр дрга, и глагола сщымъ там: и сей б со назреомъ. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем 72. И паки вержес съ клтвою, к не знаю члвка. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Изшедшу же ему ко вратом (когда он выходил за ворота). Петр конечно был смущен предложенным ему вопросом, а еще больше тем ложным ответом, который он дал на вопрос, и поспешил удалиться из внутреннего двора во внешний, за ворота, в надежде, что там он не будет так заметен (Мих.). Но что же? Здесь он снова отрекается и отречение свое подкрепляет даже клятвою, что еще более увеличивало тяжесть его поступка. Это второе отречение апостола Петра, по Евангелию Иоанна, было во дворе первосвященника Каиафы, у разведенного огня, вследствие ночного холода ( Ин.18:25 ). 73. Помал же пристпивше рша петрови: воистинн и ты нихъ ибо бесда тво в т творитъ. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя 74. Тогда начатъ ротитис и клтис, к не знаю члвка. И птель возглас. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух Воистинну (точно) и ты от (из) них еси. Из них, т. е. из последователей, учеников Христовых. Беседа твоя яве тя творит (и речь твоя обличает тебя). Иудеи, жившие в Галилеи, откуда происходил апостол Петр, отличались от Иерусалимских Иудеев не совсем чистым произношением некоторых слов. Это нередко бывает, что напр., жители провинции несколько отличаются в выговоре от жителей столицы (Мих.). Тут, по Евангелию Иоанна ( Ин. 18:26 ), при последнем отречении, один из слуг первосвященнических возразил Петру: не я ли видел тебя с Ним (И. Христом) в саду? Тогда он начат ротитися и клятися (клясться и божиться), яко не знаю человека (что не знает сего Человека). И абие (тотчас) петел возгласи (запел петух). Так вполне сбылось предсказание Христово: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (ст. 34). Евангелист Лука, повествуя об отречении Петровом, прибавляет, что когда после суда, выводили И. Христа на двор из дома первосвященника, тогда Он обратился в ту сторону, где стоял Петр, и посмотрел на него ( Лк. 22:61 ). Этот взор любви и укора проник в сердце малодушного ученика и возбудил в нем сильное раскаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Братия мои, пишет св. ап. Иаков, брат Господа Иисуса Христа по плоти, не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению ( Иак.3:1 ), ибо некоторые, продолжает туже мысль св. ап. Павел, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают, уклонились в пустословие ( 1Тим.1:6, 7 ); это люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал.1:7 ): имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:5 ); это люди отделяющие себя (от единства веры), утверждает св. ап. Иуда, душевные, не имеющие духа ( Иуд.1:19 ); они вышли от нас, – окончательно дополняет и совершенно уясняет туже мысль св. Богослов – но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши ( 1Ин.2:19 ). Итак в слове Божием на все времена указан тот путь, по которому из лона Церкви Христовой, как не истинные Её чада, выходят лжеучителя. Главным камнем преткновения и соблазна для них служат следующие места Св. Писания – слова ап. и евангелиста Иоанна Богослова: «вы имеете помазание от Святого, и знаете всё ( 1Ин.2:20 ) и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас (ниже 27 ст.)», – поставляемые ими в связь со словами ап. Павла: «итак, когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию» ( 1Кор.14:26 ). Лжеучителя на основании слов ап. и Св. Иоанна Богослова отвергают необходимость особого учительства в Церкви Христовой; а приводя к ним в дополнение и объяснение слова ап. Павла ( 1Кор.14:26 ), выводят то заключение, что право учительства церковного принадлежит всякому вообще верующему во Иисуса Христа. Таким толкованием указанных апостольских слов они, кроме того, что изобличают самих себя в непонимании истинного смысла их (сих ап. слов), – тем самым вынуждаются признавать многое в Св. Писании не имеющим ровно никакого значения, как напр.: пастырские послания св. ап. Павла и подобные им другие места как ветхого, так в особенности нового завета. А ведь все Писание богодухновенно и полезно, и написано нам в наставление – для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( Рим.15:4 ; 2Тим.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В период Второго храма эти практики сохранялись, в т. ч. в разных течениях внутри иудаизма (см., напр.: 1QS I 24 - II 1; CD 20. 27-30). Синагогальный чин И. в День очищения восходит к III в., но претерпел изменения в последующую эпоху (подробнее см. в ст. Иудейское богослужение ). Практика И. в ранней Церкви В историографии распространены разные подходы к изучению роли И. в первые 3 века христианства. Одни ученые полагают, что до III в. Церковь в основном не признавала покаяния в грехах, совершенных после крещения. По этой причине упоминания об И. крайне редко встречаются в источниках. В III в. ввиду численного роста общин и ослабления ригоризма во время гонений и массовых отречений постепенно, как вынужденная мера, формируется покаянная дисциплина. Другие исследователи считают, что Церковь, унаследовав некоторые ветхозаветные традиции, в соответствии с ними изначально не только изгоняла грешников, но и указывала способы их очищения и возвращения. Скудость источников объясняется тем, что практика И. не была в достаточной степени формализована. Уже в служении Иоанна Предтечи прослеживается характерная для всей христ. традиции связь между обращением, раскаянием в грехах и крещением (см.: Мф 3. 6; Мк 1. 5; научные гипотезы о том, что подразумевается здесь под исповеданием грехов, см. в: Meier J. P. A Marginal Jew. N. Y., 1994. Vol. 2: Mentor, Message and Miracles). Не случайно святоотеческая экзегеза была склонна проводить параллели между христ. И. и практикой Иоанна Крестителя, к-рый, по представлениям св. отцов, не только выслушивал человека, исповедовавшегося в грехах, но и налагал епитимии и допускал до крещения только достойных ( Cyr. Hieros. Catech. 3. 4). Тексты НЗ говорят, с одной стороны, о том, что первые христиане не испытывали иллюзий относительно человеческой природы и ее склонности к греху даже после крещения: «Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1. 8-10). С др. стороны, подчеркивается трудность и даже невозможность повторного искреннего обращения к Богу после совершения тяжких грехов: «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр 6. 4-6; ср.: 10. 26).

http://pravenc.ru/text/675011.html

«...Вот что сообщил об Откровении Ириней. Упоминает он и Первое послание Иоанна и приводит оттуда много свидетельств, так же как из Первого послания Петра. Он не только знал, но и принимал книгу «Пастырь». Он говорит. «Хорошо говорит Писание: прежде всего веруй, что Бог един, что Он все создал и все привел в Порядок» (Ц. И. V. 8:7). Приложение 2. Каравидопулос И. Д. Введение в Новый Завет. Фессалоники, 2007. С. 337 – 338 Автор, место и время написания 1 Петр. «Апостолу Петру приписывается немало текстов христианской древности: кроме двух соборных посланий, одно Евангелие (от Петра, которое посвящено преимущественно описанию крестных страданий Христа), многочисленные Деяния и один Апокалипсис, который в некоторых древних канонах причисляется к кигам Нового Завета и стоит сразу после Апокалипсиса Иоанна. Из современных исследователей большинство полагают, что все эти писания подложные (псевдоэпиграфы), в том числе и 1 Петр., которое относят к концу I века, времени, когда начинаются гонения на христиан, Однако можно спросить: если гонения и бедствия, о которых говорится в послании, исходят от римской власти, то как мог апостол склонять к послушанию » всякому человеческому начальству... царю ли, правителям ли» (2 13 – 14)? Скорее это было гонение на христиан со стороны общественности, от соотечественников. Только в этом случае можно найти объяснение выражениям: «и кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (3:13); «проводя добрую жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (2:12); «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство» (3:9) и другие подобные. Кроме того, намеки на близость Второго Пришествия в 1 Петр. (напр.: 4, 5, 7, 17; 5, 4:10), а также терминология, близкая к Павловой, склоняют нас к датировке послания намного раньше конца I века. Согласно церковному преданию, содержание послания восходит к апостолу Петру. Но высокий греческий стиль никак не мог принадлежать ученику, которого св. Лука в Деяниях характеризует как «некнижного и простого» ( Деян. 4:13 ). Решающим в этом вопросе может быть сообщение 1Петр. 5:12 : " Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата». Возможно, что Силуан, который отождествляется с Силой, сотрудником апостола Павла, был тем секретарем, который изложил по-гречески мысли и увещания апостола Петра. Этим объяснялось бы и сходство богословских идей и их выражения в соответствующих местах у апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

д. К человеку, идущему уплатить свой долг кредитору, сирота взывает о помощи или даже и не взывает, а просто лишь жалобно смотрит на него, что может подей­ствовать сильнее всяких слов. Получается столкновение обязанностей: с одной стороны, справедливость побуждает человека идти к заимодавцу и возвратить ему вышеупомя­нутый долг, а с другой, чувство жалости и любви к че­ловечеству заставляет его одеть, „согреть...сироту“. Думаем, что каждый человек, хотя бы отчасти лишь настроен­ный в нравственно-добром смысле, скорее отдаст пред­почтение требованиям любви, а не требованиям сухой справедливости, особенно если данный кредитор живет не в столь плачевном положении, в каком рассматриваемый сирота. Тот должник, которого моралисты приводят в рассматриваемом примере, так именно и поступил. Итак, вышеуказанное правило является нарушенным, хотя существо дела от этого лишь только выиграло... Впрочем, некоторое значение выставляемых морали­стами правил, в одних случаях большее, в других – меньшее, все-таки не может быть отрицаемо (ср. выше). Так, правило, предписывающее, напр., тщательно каждому присматриваться, в самом ли деле в данном случае субъект стоит пред коллизией, иметь свою силу. Ирод с клятвою обещал плясунье дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай, мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя (Мф. XIV, 6–8. Mpk. VI, 22–25 ). Ирод опечалился (Мф. ст. 9. Мрк. ст. 26) 88 . Он стоял пред коллизией: с одной стороны, он опасался уби­вать св. Иоанна Крестителя, так как боялся народа, считав­шего его пророком (Мф. ст. 5); кроме того, он знал, что это – муж праведный и святой, и потому берег его, многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мрк. ст. 20). С другой стороны, ради клятвы и возлежавших с ним 99 , он сознавал, что не может не исполнить и желания плясуньи. Коллизия разрешилась, как известно, в смысле удовлетворения последней ( Мф. 9–11 ст. Мрк. ст. 26–28). Данная коллизия, происшедшая вследствие неосторожности и непредусмотрительности (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Другие ученые избирают иной путь для определения года рождения Христа. В основание своего исследования, они полагают почти только один факт, но который, тем не менее, будто бы, приводит к решению вопроса твердому, математически точному и окончательному. Год рождения Христа они определяют временем зачатия Иоанна Крестителя. Из Евангелия от Луки видно, что это событие произошло четырнадцатью пли пятнадцатью месяцами раньше рождения Иисуса Христа, потому что во время Благовещения, Архангел Гавриил возвестил Деве Марии: Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц ( Лк. 1:36 ). А время зачатия Иоанна Крестителя определяется вычислением лет по священническим чредам, отправлявшим Богослужение в храме. Для этого вычисления имеются следующие данные. Евангелист Лука повествует, что когда Захария в порядке своей чреды служил пред Богом – тогда явился ему Ангел Господень и возвестил, что жена его Елисавета родит сына. А когда окончились дни службы его, говорит далее Евангелист, возвратился он в дом свой, и после сих дней зачала Елисавета, жена его ( Лк.1:8, 11, 18, 23, 24 ). По церковному преданию, это было 23 сентября. Далее, по свидетельству того же Евангелиста, Захария был священник из Авиевой чреды ( Лк.1:5 ). Авиева чреда, как видно из Первой книги Паралипоменон, была восьмая, а всех черед было двадцать четыре ( 1Пар.24:7–18 ). Служение каждой чреды начиналось с субботы, точнее, с вечера пятницы, и продолжалось ровно неделю ( 4Цар. 11 ). По иудейскому преданию, порядок в следовании черед одной за другою, для отправления служения, соблюдался строго, и предполагать, что были допускаемы нарушения порядка, нет причин; потому что в ветхом завете все, вообще, обряды были определены точно и исполнялись строго. Так как всех черед было двадцать четыре, то на каждый год приходилось два полных круга черед и еще оставалось четыре недели и один день, а в високосные годы – четыре недели и два дня, присоединявшиеся к следующему году. От этого, в разные годы, служение одной и той же чреды, напр., восьмой, падало на разные числа в году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

е. распятого Сына человеческого) не погиб, но имел жизнь вечную“. Это видно также из следующих стихов, где указывается и объяснение, почему Христос должен пострадать и умереть. „Ибо так возлюбил Бог мир“, – гово­рит Христос, «что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него“. Бог любит творение Свое, и в силу этой любви Он дал человеку средство примириться с Со­бой. Это средство – крестная смерть Мессии. Сына Своего единород­ного, рожденного Им прежде всех веков, Он отдал (δωκε), т. е. не только послал (πστειλε), но предал на смерть, опреде­лил к смерти ( Лук. 22:19 ; Гал. 1: 4 ; Иоан. 6:51 ), или, как выражается апостол Павел: „Сына Своего не пощадил, но пре­дал Его за всех нас“ ( Рим. 8:32 ). Такой смысл слову „ δωκε“ (отдал, предал) нужно усвоить здесь потому, что оно, очевидно, соответствует слову: „вознесену быть“ (ψωθναι), которое, как мы видели, нужно отнести к крестной смерти Христа. Вообще, нужно заметить, что слова „δδωμι“ И „ παραδδωμι“ (даю, предаю), встречаясь и в других местах, где говорится об Иисусе Христе, всегда употребляются именно для обозначения Его крестной смерти (ср. Рим. 4:25; 8:32 ; 1Тим. 2:14 и др.). Нелишним считаем заметить, что учение Иисуса Христа о том, что Он пострадает и умрет для искупления людей, находится также и у других евангелистов, кроме Иоанна (ср., напр., Мф. 20:17 –19 ; Лук. 18:31–33 ; Иоан. 16:7 ; Мф. 20:28; 26:28 ; Мр. 14:24 и др.). Далее, нет сомнения и в том, что Иисус Христос учил о Себе, как о Христе, Сыне Божием, единосущном с Богом Отцом. Однажды, пришедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: „за кого люди почитают Меня. Сына человеческого?“ На это ученики отвечали Ему: „одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков“. „А вы за кого почитаете Меня?“ спросил Он снова. „Ты Христос, сын Бога живаго“, свазал Петр. Тогда Иисус сказал ему: „блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах“ ( Мф. 16:13 –17 : Марк. 8:28–29 ; Лук. 9:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Когда фарисеи и книжники злословили Господа как человека, то они доказывали только дурное сердце и отсутствие всякого чувства правды и добра, но когда они хулили дела, совершаемые Духом Святым, то они становились противниками Богу 1084 и погибель их делалась несомненною. Ин.10:26 . Но вы не веруете, несте бо от овец моих, якоже Рех вам: Ин.10:27 . Овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и по мне грядут: Вы не веруете и не можете следовать за Мною, говорит Господь Иудеям, – не потому, что Я не пастырь, но оттого, что вы не мои овцы. Так толкует это место Златоуст в бес. 61 на Иоанна 1085 . Он же замечает, что и в продолжение сего поучения Господь не оставляет привлекать их, да последуют примеру овец Господних и да идут за Ним, чтобы Он и их исцелил. Но они были «от мира сего» и потому не могли понять Того, Который был «не от мира сего» 1086 , и потому они не уверовали и «умирали в грехах своих» 1087 . Господь с другой стороны указует на своих овец и упоминает о том признаке, по которому они узнаются: «оне глас Господень слушают и Господь знает их и оне грядут по Господе». Выражение Аз знаю их весьма важно и встречается уже в ветхом Завете, как напр. Исх. 33:12, 17 , Исайи 43и др. Выражение: «Господь знает по имени» равносильно выражению: Я призвал тебя потому, что душа твоя достойна ко Мне приблизиться. Это сказано об избранных в Ветхом Завете орудиях Божиих, но в Новом Завете Господь зовет всякую душу человеческую приблизиться к Себе, а достойна стала всякая душа человеческая приблизиться к Господу лишь после того, как она искуплена и очищена Милосердием Божиим. Посему необходимо, сопоставить слова Господа «Аз знаю их» с пророчеством Исайя (l. cit.). «Ныне же так говорит Господь (спасенному Израилю): не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой». Естественно, как мы говорили выше неоднократно, – по зову Господа идут лишь те души, кои злою волею не противятся гласу, зовущему их; эти только суть овцы Господни не только по призванию, но и по собственному человеческому произволению, ибо драгоценный дар Божий – воля человеческая – никогда не отъемлется от человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010