Спаси, Господи, и помилуй всех православных христиан на всяком месте владычествия Твоего, и подаждь им, Господи, душевный мир и телесное здравие, и прости им, Господи, всякое согрешение, вольное же и невольное, и их святыми молитвами меня, окаяннаго, помилуй. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных христиан преставльшихся, и подаждь им, Господи, причастие Твоея бесконечныя и блаженныя жизни, и прости им, Господи, всякое согрешение, вольное же и невольное. Слава и ныне. Аллилуиа трижды. Слава. Спаси, Господи, и помилуй всех православных. И ныне. Упокой, Господи, души усопших, и проч. Посем. О Тебе радуется: Слава и ныне. Господи, помилуй. Трижды. Благослови. Молитвами святых отец наших: Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша вольная и невольная, яже в слове и деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже в уме и в помышлении, вся нам прости, яко благ и человеколюбец. Ненавидящих и обидящих мя прости, Господи человеколюбче, и проч. Молит. Богородице Дево, радуйся, и проч. Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе, Ты же Чистая красуйся, Богородице, о возстании Рождества Твоего. Воистину Богородицу Тя исповедуем спасеннии Тобою, Дево чистая, с бесплотными лики Тя величающе. Достойно есть, и проч. Радуйся, девственное похвало, радуйся, Мати Пречистая, Юже вся тварь божественными песньми величает. Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко Благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Милосердия двери отверзи нам, и проч. Нескверная, неблазная, нетленная, и проч. Молитва на повеч. Слава; и ныне. Господи, помилуй. Трижды. Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Провождая жизнь в уединении, трудах, чтении и молитве, о.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Потом чтутся молитвы. ПЕРВАЯ МОЛИТВА, СВЯТОГО МАКАРИЯ: «Боже очисти мя грешнаго, яко неколиже сотворих благое пред Тобою, но избави мя от лукаваго», и проч. ВТОРАЯ МОЛИТВА, СВЯТОГО ИСААКА СИРИНА : «Господи Иисусе Христе Боже мой, посещаяй тварь Свою! Тебе явлены страсти моя, и немощь естества моего, и крепость супостата моего. Ты Сам Владыко покрый мя от злобы его», и проч. ТРЕТЬЯ МОЛИТВА, СВЯТОГО СТЕФАНА ФИВЕЙСКОГО: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, Ты помощник ми буди, в руку Твоею аз; да не оста-виши мене согрешити», и проч. ЧЕТВЕРТАЯ МОЛИТВА, СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГ О: «Господи, аще хощу, аще не хощу, спаси мя: Понеже бо аз, яко кал любовещный, греховную скверну желаю: но Ты, яко Благ и Всесилен, можеши ми возбранити», и проч. ПЯТАЯ МОЛИТВА, ТОГО ЖЕ СВЯТОГО: «Владыко, помилуй мя благости Твоея ради, и не остави мене заблудити от Твоея воли, и не отвержи убогия молитвы моея от Твоего лица, но услыши Господи глас молитвы моея», и проч. МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ: «Пресвятая Владычице моя Богородице, Святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от Мене смиреннаго и окаяннаго раба Твоего уныние, забвение», и проч. Посем говорит: «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя.» Покл. Создавый мя Господи, помилуй мя. Покл. Без числа согреших, Господи прости мя. Покл. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, и освяти, и сохрани мя силою живоносного креста Твоего. После сего начинает иеромонах: Благословен Бог наш. Чтец же, став посреди церкви, говорит: Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое. По Отче наш . Господи помилуй 12. Слава. И ныне. Приидите поклонимся 3. За сим Псалом 50. Помилуй мя Боже, и Верую во единаго Бога Отца Вседержителя. И начинает полагать 30 земных поклонов, говоря на каждый поклон Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. По совершении же 30-ти поклонов, говорит сто молитв умственных: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго. Все сии молитвы произносит мысленно, исключая трех начальных, которые сказывает вслух.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Ст. 6. Тогда лицо царя изменилось и проч.    И здесь нужно заметить в отношении в псалмам, имеющим надписания: о изменитися хотящих (Псал. 59 и друг.), что изменение бывает не только святого, но и грешника. Ибо и далее мы читаем: царь Валтасар очень встревожился, и лицо его изменилось (ст. 9).    Ст. 7. Поэтому царь громко закричал, чтобы привели магов, халдеев и гадателей и проч.    Позабыв о том, что случилось с Навуходоносором, он следует старому и укоренившемуся в его народе заблуждению, так что призывает не пророка Божии, а магов, и халдеев и гадателей.    Он будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него.    Хотя это и странно, что, при толковании пророков, я рассуждаю о родах слов, как грамматик, но так как некто, ничего не знающий и все [знание] себе присвояющий, упрекал меня за то, что я в переводе употреблял слово цепь (torquem) в женском роде, то я коротко замечу, что Цицерон и Марон употребляли цепь> (torquem) в женском роде, Тит Ливий в мужеском.    И третьим будет в царстве моем и проч.    Или третьим после меня или одним из тех трех сановников, которые в других местах называются τρισταται .    Ст. 10. Царица же по поводу случившегося с царем и вельможами его вошла в дом пиршества и проч. Ее Иосиф называет бабкою Валтасара, Ориген матерью, вследствие чего она и знала прошлое, которого не знал царь. Пусть же очнется Иорфирий, которому грезится, что она была женою Валтасара и который издевается над тем, что она более знала, нежели муж ея.    Ст. 11. Есть в царстве твоем муж, в котором дух святых богов. Кроме Симмаха, последовавшего халдейскому подлиннику, прочие перевели: дух Бога.    И во дни отца твоего найдены были в нем мудрость и знание и проч.    Отцем называет, как мы выше сказали, прадеда его, Навуходоносора, сообразно с обычаем Писаний. Достойна подражания и такая жизнь святого мужа между иноземцами (barbaros), что бабка или мать царя превозносит великие доблести его такими похвалами.    Ст. 17. В ответ на это Даниил сказал царю: милости [munera] твои пусть останутся при тебе и дары дома твоего отдай другому и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

на температуру чуть ли не всей земли? Неужели, повторим, во всем этом вы не увидите Премудрости Распорядителя? – Посмотрите!! Нам не хочется заставлять Вас еще перенестись в звездные пространства, рассмотреть законы, управляющие их движением. А если вы сами не поленитесь, то рассмотрите их, рассмотрите все с религиозной точки зрения; да вы тут столько найдете доказательств премудрости и величия Творца, что сами удивитесь своей находке. Впрочем, богословы не только могут находить в предметах, рассматриваемых светскими науками новые доказательства для своих истин, но часто не в состоянии бывают сами понять, или по крайней мере другим убедительно доказать эти истины, не прибегая к презираемым ими светским наукам. Священнику и богослову надо иметь основательное убеждение в том, что народ еврейский был действительно избранным народом Божиим, что церковь христианская во все времена состояла под особым покровительством Промысла. Но для этого убеждения не нужно ли тоже основательно знать, что прочие народы, что прочие вероисповедания не имеют столь ясных следов покровительства Божественного, как народ Израильский и христианство ? А как это можно узнать, не занимавшись историей? Не знающего ее не собьет ли с толка первый, кто в шутку, или намеренно станет доказывать примерами, что в истории прочих народов можно также найти множество ясных доказательств Божественного промысла? – Священнику и богослову надо и самому знать и другим доказывать, что чудеса Спасителя, Апостолов и проч. действительно не могут быть произведены обыкновенными естественными силами. Если он совершенно не знаком с физикой; то первый, не профессор, а даже шарлатан физики не поставит ли его в тупик, шутя, или намеренно толкуя ему о гальванизме и магнетизме, об электрических токах, пробуждающих жизненность в трупах и проч.? Не лучше ли будет, если знакомство с физикой даст возможность священнику убедить даже профессора, что так называемые силы природы решительно недостаточны для произведения чудес Спасителя и Апостолов и проч.? – Священнику и богослову должно знать и доказывать, что мир есть творение Божие и притом прекраснейшее творение, а не случайный результат еще более случайного столкновения атомов, что в мире нет ничего случайного; все имеет цель; все происходит по премудрым и неизменяемым законам и проч. Но как угодно, а в этом случае ограничиться общими словами в роде следующих: все прекрасно в мире; все происходит в порядке; все направлено к премудрым целям и проч. вовсе недостаточно; старинные звучные слова: субстанциальность, целесообразность, закон причинности, понятие о случае, судьбе, связи динамической и проч. вышли уже из моды. Не гораздо ли лучше для этого узнать метеорологию, физическую географию и астрономию? Не гораздо ли лучше при помощи физики и химии опытным образом познакомиться с свойствами материи и ими же опровергать самобытность мира, самопроисхождение материи?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostis...

были включены сказания о Богородичных иконах: Грузинской (Черногорской) (под 2 июня), Воронинской (под 15 июня), Тихвинской (под 26 июня), Казанской (под 8 июля), Колочской (под 9 июля), Смоленской (под 28 июля). Большинство из этих праздников были указаны в Святцах 1646 г. Из рукописной книжности в ВМ попали, в частности, Житие прав. Артемия Веркольского 2-й редакции (согласно классификации Л. А. Дмитриева и Н. В. Савельевой) (под 23 июля), Житие прп. Антония Сийского в первоначальной редакции инока Ионы с 14 чудесами (согласно классификации Е. А. Рыжовой) (под 7 дек.) и Похвальное слово преподобному, Житие праведных Иоанна и Лонгина Яренгских в редакции Сергия (Шелонина) и его же Сказание о перенесении мощей святых, Житие митр. сщмч. Филиппа «Тулуповской» редакции (под 23 дек.), поздний вариант Основной редакции Жития прп. Кирилла Новоезерского (согласно классификации Т. Б. Карбасовой), Житие прп. Александра Ошевенского иером. Феодосия. Даже в тех случаях, когда в предшествующих сводах уже имелось Житие на день памяти подвижника, выговские книжники сочли необходимым представить существующие агиографические памятники более полно. Напр., под 9 сент. в ВМЧ, ЧМ и ТМ помещали Житие прп. Иосифа Волоцкого, написанное Саввой Чёрным (1-я редакция). В ВМ добавлены еще 2 памятника - Надгробное слово Досифея (Топоркова) и Житие, составленное неизвестным (или Львом Филологом). Т. о., в своде представлены все агиографические сочинения о почитаемом старообрядцами святом. В ВМ включили сочинения о соловецких подвижниках (под 27 сент., 17 апр., 30 июля). Анализ текстов, вошедших в Выговский свод, позволил выявить несколько случаев использования составителями Степенной книги: Житие митр. Фотия (под 2 июня), дополнения к Житию ап. Андрея Первозванного (под 30 нояб.) и к Житию св. кн. Феодора Ярославского и Смоленского в редакции иером. Антония (под 19 сент.). Особая заслуга выговских книжников состоит в пополнении свода Житиями прославленных до сер. XVII в. рус. святых. Старообрядцы не только не сокращали тексты Житий, но в ряде случаев добавляли и другие, дополнительные тексты, иногда собственного сочинения.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

В VIII в. во франк. Ж. л. преобладал интерес к святым эпохи Меровингов. Появились Жития св. Дезидерия, еп. г. Кадурк (ныне Каор), св. кор. Бальтхильды, св. Элигия Новиомагского (Нуайонского), св. Филиберта, святых Ландеберта (Ламберта) и Губерта, епископов Моза-Траектских (Маастрихтских), и др. Кон. VIII в. датируется творчество мон. Анзона Лобского. Подражая Сульпицию Северу, Анзон создал Жития 2 первых настоятелей мон-ря Лоб - св. Урсмара и св. Ермина (кон. VII - нач. VIII в.). В целом деятели Каролингского возрождения (кон. VIII-IX в.) не внесли ничего принципиально нового в уже сложившийся агиографический канон. В этот период появилось множество новых житий, перерабатывались древние тексты (напр., Житие св. Геновефы). Алкуин написал 2-е Житие прп. Ведаста (1-е было составлено Ионой из Боббио), еп. Иона Орлеанский - Житие свт. Губерта Моза-Траектского. Оттачивая стиль изложения, каролингские агиографы использовали уже сложившиеся лит. формы, обращаясь в основном к подвижникам прошлого, преимущественно меровингской эпохи (Житие свт. Виллиброрда, составленное Алкуином). В ходе христианизации зарейнской Германии оформился новый образ святого - миссионера, устроителя Церкви, нередко мученика. Одним из первых и образцовых произведений Ж. л. подобного рода является Житие св. Бонифация, составленное Виллибальдом Айхштеттским. Монахиня из Хильдесхайма (ее имя неизв.) записала Жития самого Виллибальда и его брата Виннебальда. Жития миссионеров в Германии создавались до сер. XI в., наиболее значительные из них - Житие Григория Утрехтского, составленное св. Лиутгером Мюнстерским, Житие св. Лиутгера, Житие свт. Ансгара, «апостола Скандинавии» (2-я пол. IX в.), Житие сщмч. Адальберта (Войтеха) (рубеж X и XI вв.). В каролингскую эпоху сложился жанр исторического мартиролога, близкий к Ж. л. Все сохранившиеся исторические мартирологи были созданы на франк. землях в IX в. Попытка составления 1-го подобного текста принадлежит ученому англосакс. мон. Беде Достопочтенному, который смог заполнить половину годовых памятей.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Третья починается с Сентября. 1638. Книга Царственная, в десть. 1639–1640. Две книги Григория Богослова , в десть. 1641–1642. Две книги Иоанна Лествичника , одна в десть, а другая в полдесть. 1643. Книга Криница в десть. 1644. Книга Соборник, в десть, в начале житие Феодосия общего. 1645. Книга в десть Соборник, в начале житие трех Святителей Московских. 1646. Книга Исак Сирин. 1647. Книга Патерик Египетский с повестми. 1648. Книга Патерик Печерский, в полдесть. 1649. Книга Аввы Дорофея, в полдесть, да в ней же Симеона Нового Богослова. 1650. Книга Петр Дамаскин, в ней же и Зерцало. 1651–1652. Две книги в полдесть Небеса. 1653. Книга Соборник, в начале житие Симеона Столпника, и иных святых. 1654. Книга Соборник, в начале житие Иоанна, архиепископа Новгородского, в полдесть. 1655. Книга Соборник, в начале служба и житие Иоанна Суздальского, в полдесть. 1656. Книга Соборник, в начале житие и хожение святых чудотворцев Козмы и Домияна, в полдесть. 1657. Книга Соборник, в начале житие Саввы Сторожевского, в полдесть. 1658. Книга в полдесть, в начале слово похвальное великомученик четыредесяти, иже в Севастии. 1659. Книга Соборник, толст, а в ней три месяца: Июнь, Июль, Август, в полдесть, в начале житие Дионисия Глушицкого. 1660. Книга в полдесть, житие и служба Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 1661. Книга Соборник, в четверть, житие Кирилла Белозерского, да Макария Желтовоцкого чудотворца 1662–1663. Две книги в десть, Прологов. Из Володимира Рожественского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 145 года. 1664. Книга Степень царская, в десть. 1665. Книга Правила Никонские, в десть. 1666–1667. Две книги Апостолов толковых, в десть. 1668–1678. 11 книг бесед Евангельских, другонадцатая книга, в них Евангелие Матфей, в досках, без кожи, все в десть, письменные. 1679–1684. Шесть книг Уставов, три в десть, один в них печатный, а три в полдесть, один расплетен в них на двое. 1685–1689. Пять книг Летописцев, в десть, один в них в полдесть, письменные. 1690–1691. Две книги Андреатис, в десть, письменные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

На протяжении VII века два типа жития, явившиеся на самом деле двумя стадиями развития единой традиции, существовали параллельно и взаимодействовали друг с другом. На формирование древнеанглийской, в частности, нортумбрийской агиографической традиции оказала большое влияние ирландская школа. Нортумбрийские агиографы еще на рубеже VII-VIII веков придерживались канонов, «принятых в ирландских монастырях или на Йоне и имели возможность развивать недавно возникшую, но полную сил латино-ирландскую агиографическую традицию» 248 . Ирландская агиография ориентировалась на «Житие св. Антония Великого », составленное св. Афанасием Александрийским и известное на Западе в переводе Евагрия, а также на «Житие св. Мартина Турского», принадлежащее перу Сульпиция Севера, произведения св. Иоанна Кассиана Римлянина . Если многочисленные истории о египетских подвижниках могли формировать содержательную сторону ранних житий (аретологии – собрание рассказов о чудесах – могут быть сопоставлены с патериковыми циклами коротких рассказов об отдельных отцах-пустынниках), то «Житие св. Мартина Турского» могло послужить образцом формы. Оно разделено на отделы, посвященные типам чудес. По такому же плану написано «Житие св. Колумбы» Адомнана, которое положило начало ответвлению ирландской традиции, оказывавшему непосредственное влияние на нортумбрийскую агиографию 249 . Однако Адомнан, составивший «Житие св. Колумбы» в 80-х гг. VII века, испытал на себе и влияние житийной традиции, принесенной римскими миссионерами. Некоторые истории из его жития можно соотнести не только с житиями кельтской традиции, но и с «Собеседованиями о жизни италийских отцов» св. Григория Великого , яркого представителя римской агиографической школы 250 . Беда был знаком с житиями – аретологиями и с произведениями кельтской агиографии. К последним относится и анонимное «Житие св. Катберта», которое было положено Бедой в основу его собственного произведения. Анонимное «Житие св. Катберта» на первый взгляд создано в ирландской традиции и связано с «Житием св. Колумбы» Адомнана. Как и «Житие св. Колумбы», анонимное житие состоит из книг, делящихся на главы. Однако его особенность состоит в биографическом подходе к рассказу о жизни святого, что является англосаксонским вкладом в развитие западной раннесредневековой агиографии 251 . В «Житии св. Колумбы» несколько деталей биографии святого собрано в начале первой книги, а все повествование посвящено чудесам святого; в отличие от него анонимное «Житие св. Катберта» характеризуется гораздо большим вниманием к хронологическому расположению материала. Оно представляет собой переходный этап от аретологии к агиобиографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Жития многих из вновь канонизованных святых не были еще составлены, а некоторые надо было переделать, следствием чего явилась новая усиленная деятельность Макария. Еще раньше этих соборов он поручил Савве, епископу Крутицкому, постриженнику Иосифа Волоцкого , написать его житие, которое и поместил в Четьях Минеях, несмотря на то, что Иосиф тогда еще не был признан святим. Тогда же он поручил другому постриженнику Иосифа, старцу Фотию, составил службу Иосифу и благословил его в кельи «по ней молитвовати и до празднования соборнаго уложения». Еще в 1540 г., по поручению митрополита, инок Макарий написал житие преп. Макария Калязинского, который был канонизирован в 1547 г.; точно также раньше канонизации в 1545 г. Макарий поручил игумену Иродиону Свирскому составить житие преподобного Александра Свирского , скончавшегося только за двадцать лета перед этим, в 1533 году. В 1547 году, после первого собора, по поручению Макария, были написаны жития Александра Невского и митрополита Ионы. Первое житие написал Михаил, инок Владимирского монастыря, в котором хранились мощи Александра Невского; он был на соборе 1547 года и тут, по всей вероятности, получил от Макария поручение составить это житие. Произведение Михаила не что иное, как панегирик в форме похвального слова; такой же характер имеют и вновь составленные, по поручению Макария, жития Ионы Московского, Никона и Павла Обнорского. В 50-х годах инок Иосаф, по поручению Макария, составил житие Степана Махрицского, инок Маркелл Безбородый – житие Саввы Сторожевского, «Макарию умолену бывши отцы обители оная (Фросевской) и добре о сем подвигшуся и мене убогаго понудившу списати». Около того же времени были составлена два последние жития, внесенные Макарием в его Четьи Минеи: житие преп. Евфросина и житие князя Всеволода Псковского, составленные известным пресвитером Василием, ревностным защитником сугубой аллилуи. С этого временя Макарий хотя и кончил составление Четий Миней, но все-таки с неменьшей ревностью продолжал заботиться о дальнейшем развитии литературы житий. Тот же Василий составил, по его поручению, жития Саввы Крыпецкого, Никиты, Нифонта епископа Новгородского, и Исидора Юрьевского. В 1553 г., по поручению Макария, составлено житие Даниила Переяславского, а в 1560 г. он повелел игумену Варлааму Махрищскому и епископу Иосафу Вологодскому навести справки на месте в Авженском монастыре о чудесах преподобных Григория и Кассиана Авженских (Авнежских). Когда поручение ими было исполнено, Макарий постановил на соборе праздновать обоим новым чудотворцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между тем те плыли по реке на двух лодках 899 , соединенных плотом, и та лодка, на которой плыл Левдаст, потонула, и если бы он не спасся вплавь, он, возможно, погиб бы вместе с товарищами. Но другая лодка, соединенная с той [первой], на которой тоже плыли заключенные, с Божьей помощью удержалась на воде. И вот когда заключенных привели к королю, им тотчас же предъявили обвинение, которое влекло за собой смертный приговор. Но король передумал, он освободил их от оков и, не причинив им вреда, держал их в домах под стражей. В городе же Type герцог Берульф вместе с графом Евномием 900 распространил слух, что король Гунтрамн хочет захватить город Тур, и поэтому, чтобы не случилось чего-нибудь непредвиденного, следует, сказал он, расставить в городе стражу. Под этим предлогом поставили у ворот стражников, которые, делая вид, что они охраняют город, охраняли меня. Даже послали людей дать мне совет, чтобы я тайно, захватив лучшие вещи из церкви, бежал в Клермон, но я не согласился. И вот король, созвав епископов своего королевства, повелел тщательно расследовать это дело 901 . И когда иподиакон Рикульф во время частых и тайных допросов много клеветал на меня и на моих близких, некий столяр Модест сказал ему: «О ты, несчастный, который с таким упорством сочиняешь эти слова о своем епископе! Лучше тебе было бы молчать, и если ты попросишь прощение у епископа, ты получишь его». В ответ на это Рикульф начал громко кричать и говорить: «Вот тот, кто советует мне молчать, чтобы я не следовал правде! Вот враг королевы, который не позволяет расследовать причину преступления против нее!» Об этом тотчас донесли королеве. Модеста схватили, пытали, высекли и, надев на него оковы, заключили под стражу. И когда его, охраняемого двумя стражниками, держали в оковах, привязав к столбу, он в полночь, в то время, когда стража спала, взмолился ко Господу, прося его о том, чтобы он сподобил его, несчастного, своим могуществом и освободил невинно связанного с помощью Мартина и Медарда. И вскоре после того цепи распались, разрушился столб, дверь открылась, и он вошел в базилику святого Медарда 902 , где мы проводили эту ночь во бдении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010