Хотя слав. гадательные книги сохранились лишь в поздних списках (не ранее XIII в.), их появление связывается с периодом формирования слав. переводной лит-ры (IX - 1-я пол. X в.) ( Белова, Турилов. 1985). На Русь эти книги поступали преимущественно из Византии и южнослав. стран, а в XVI-XVII вв.- также и с лат. Запада. Общие сведения о гадательных книгах содержатся в индексах запрещенных книг XIV-XVII вв. ( Кобяк. 1984). Помимо названий сочинений (нек-рые из упомянутых там книг, напр. Чаровник, Волховник, до наст. времени неизвестны), в индексах встречаются указания на приметы и приемы Г. (напр., «стенотреск», «мышеписк», «ухозвон»). Выделяются 2 группы гадательных книг: сборники предсказаний (прогностики), в к-рых собраны различные приметы и их толкования (напр., Громник, Лунник и др.), и книги, Г. по к-рым сопровождалось метанием жребия или вычислениями (напр., Рафли). Сборники предсказаний представляют более древнюю традицию. В кн. «Громник» предсказания о погоде, урожае, социальных потрясениях и т. п. давались в зависимости от того, откуда, когда и с какой силой прогремит гром. Учитывались также положение луны и знаки Зодиака. В ранних списках указывались как благоприятные, так и неблагоприятные предсказания, однако в поздних рукописях сохранились только последние. С «Громником» связан «Молниянник», в к-ром предсказания даются по вспышке молнии в определенные дни месяца. «Лунник» содержит статьи о влиянии луны на человека при его рождении, на погоду и урожай, приметы «добрых» и «злых» дней; обозначается библейское событие, связанное с днем лунного месяца. С XVII в. «Лунники» вытесняются др. астрологическими сочинениями. В «Коляднике» предсказания делаются в зависимости от того, на какой день недели приходятся Рождество Христово или Новый год (в России известен с XV в.), в «Трепетнике» - по непроизвольным движениям частей тела (сохранилось всего 3 рус. списка), в «Лопаточнике» - по лопаточной кости овцы (известен один рус. список XVI в.). Во 2-й пол. XVII в. с западноевроп. языков переводятся «Физиогномики» (руководства для определения душевных качеств человека по его физическому облику), использовавшиеся, напр., для изобличения воров.

http://pravenc.ru/text/161397.html

Вместе с тем, как отмечал еще Тацит, отношение к Г. всегда оставалось двойственным: « [астрологов] вечно изгоняют из нашего государства и вечно оставляют, чтобы пользоваться их услугами» ( Tac. Hist. 1. 22). Напр., в законе 371 г. императоры Валентиниан, Валент и Грациан утверждают, что искусство Г. разрешено и не имеет ничего общего с делами чародеев, однако его запрещается использовать во вред (CTh. 9. 16. 9). Императоры Гонорий и Феодосий в 409 г. постановили изгонять гадателей в том случае, если они откажутся предать свои книги огню на глазах епископов и не исповедают христианство (CTh. 9. 16. 12). В христианской традиции отношение к Г. всегда было резко отрицательным, поскольку признание эффективности дивинации ставило бы под сомнение свободу воли человека, а значит, и меру его ответственности за грех. Поскольку Г. обычно рассматривалось в одном ряду с черной магией и язычеством, трактатов, посвященных только этому вопросу, немного (напр., у блж. Августина - De divinatione daemonum (407 г.)). См. также статьи Судьба , Промысл . Согласно 24-му прав. Анкирского Собора, на гадающих налагается 5-летняя епитимия (3 года пребывания в чине припадающих и 2 года без причащения). По Лаодик. 36 следует извергать из клира тех, кто занимаются Г. (также 14-е и 15-е правила Номоканона при Большом Требнике). Свт. Василий Великий в 83-м прав. за Г. или обращение к гадателям назначает 6-летнюю епитимию (1 год в числе плачущих, 1 год - слушающих, 3 года - припадающих, 1 год - стоящих с верными), а в 72-м прав.- равную с убийцами, т. е. 20-летнюю. 3-е прав. свт. Григория Нисского приравнивает таковых к отступникам от веры и отлучает пожизненно; если же они по нужде обратились к Г., то наказание может быть смягчено. 6-летняя епитимия подтверждается 61-м прав. Трулльского Собора и 15-м прав. Номоканона при Большом Требнике, тогда как 20-летняя - 13-м прав. Номоканона при Большом Требнике. Тех, кто обращаются к цыганкам, Номоканон предписывает отлучать на 5 лет (16-е прав.), а гадающих на бобах или ячмене - на 6 лет (17-е прав.). 20-е прав. Номоканона строго осуждает тех, кто гадают по книгам Свящ. Писания, особенно по Псалтири и Евангелию: миряне отлучаются на 6 лет, а клирики извергаются. 40-е прав. св. Никифора Исповедника объявляет нечистыми гадательные книги «Вронтология» (Громник), «Селинодромия» (Лунник) и «Каландология» (Г. по календам). Г. по книгам Свящ. Писания

http://pravenc.ru/text/161397.html

Некоторые из содержащихся в рукописи апокрифов, например Громник, Лунник, Колядник или «О Рождестве Христове в кой день будет», Семьдесят имен Богу, напечатаны в сборниках Пыпина и Тихонравова. По печатной редакции отличны от помещенных в рукописи. Другие же, и большая часть, из помещенных в рукописи апокрифов, сколько нам известно, доселе еще не напечатаны. Между тем они очень любопытны и представляют весьма обильный материал для истории древне-славянского и вообще христианского двоеверия. Особенно замечательными представляются нам молитвы, то – таинственно-кабалистического характера, то – трогательно-поэтического. Некоторые из них, например, от змиев, от запора воде и друг. известны по изданиям Пыпина, Порфирьева и Гейтлера; но остальные еще неизвестны. Молитв «от нежита» напечатано несколько (у Порфирьева 4), но только одна из них напоминает рукописную упоминием об Адаме и одним мотивом во фразеологии – «да растается нежить яко пена морская. – яко дым от ветра… роса от солнца». Молитвы: « за зуби гризещомоу черв мигриноу» и « оуроци» в печати не известны. На последнюю намекает одна фраза в заговоре «от поганки (лихорадки»), напечатанном у Тихонравова– « пди соб, де собаки не брешут, де кури не поють». Молитвы: «за пчел», «от твари и от всякаго зла» – тоже неизвестны. Довольно замечательными представляются содержащиеся в рукописи: « молитва трясавице» и « слов премодаа пи сломон» (очевидно: премудрого Соломона). По нашему мнению эти пъесы могут помочь несколько тверже обосновать предположение о зависимости славянских апокрифических молитв от таковых же греческих. Известно, что древняя славянская литература весьма мало проявляла оригинальности: многие статьи, долго считавшиеся оригинальными, по внимательном исследовании оказались или переводами или переделками с греческого. Особенно это нужно сказать о богослужебной литературе: здесь зависимость от греков была как бы обязательною. На этом основании для каждой славянской апокрифической молитвы нужно предположить греческий подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

своему выражают господствовавший в Древней Руси, по мнению Т. Н. Ратиова 153 , богословско-символический (может быть, точнее – религиозно-мистический) взгляд на природу. Судить по этим сочинени­ям, имеющим религиозно-нравоучительный характер, о подлинных на­туралистических возрениях Максима едва ли возможно. Некоторое представление о них мы можем составить на основании его полемических сочинений против астрологии, апокрифов и различ­ных суеверий. Астрологические воззрения имели в Древней Руси два источника: одни возникали в самой среде русского народа, другие заносились извне, сначала с греческого Востока, а потом и с Запада. Самобытная астрология была довольно примитивна. Она сводилась к предсказани­ям и гаданиям – на основании наблюдений над разными явлениями природы – о предстоящих событиях и действиях в жизни человека. Составлялись особые сборники, в которых давались указания, как должен поступать человек при известных природных явлениях или что он должен предвидеть. Таковы имевшие большое распространение сборники: «Громник», «Лунник», «Планетник», «Колядник», «Трепет- ник», «Лечебник» и др. 154 Все эти сборники имели преимущественно практическое направление. Так, например, в одном сборнике Кирилло- Белозерского монастыря XV в. помещено «Сказание известного Лун­ника, когда сеять и садить и врачевать человека» 155 Кроме указанных астрологических сборников местного происхожде­ния, связанных преимущественно с житейско-практическими запросами, в Московской Руси очень рано получили хождение астрологические ска­зания, занесенные извне, прежде всего с Востока, а несколько позднее и с Запада. Восточные сказания шли через Грецию и южнославянские страны. Источниками их служили «Шестоднев» Иоанна, экзарха Бол­гарского, «Александрия» и некоторые другие переводные памятники 156 . С Запада астрологическая литература поступала на Русь преимущест­венно из Германии через Польшу. Мы очень мало знаем об указанной литературе как местной, так и занесенной извне, поскольку исследователи до сих пор ей не уделя­ли внимания. Нам известны лишь названия некоторых астрологиче­ских сказаний, извлеченных из разных переводных трудов, как, напри­мер, «Тайна тайных», «Сказание о добрых и злых днях и часах» и др. 157

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Известный астролог Д. Редьяр выступил пропагандистом астропсихологии, акцентирующей внимание на развитии заложенных в человеке качеств и потенций. Редьяр использовал идеи К. Г. Юнга, предложившего так называемый принцип синхронистичности, согласно которому любые гадательные системы представляют собой символический язык описания развивающихся целостных систем (человека, организации, страны) и необъяснимым образом «работают» синхронно с ними. Астрология — наиболее удобная гадательная система, так как можно узнать положение небесных тел на любой момент времени. Однако никакого обоснования своих идей Юнг не дал. Можно говорить только о том, что он воспринял на веру известный герметический принцип «что наверху, то и внизу». Диакон Михаил Плотников Астрология в России Через византийскую культуру славяне знакомились в первую очередь с элементами низовой («народной») рекомендательной астрологии, сводившейся по преимуществу к определению благоприятных и неблагоприятных периодов («добрых» и «злых» дней) для осуществления различных действий в быту, хозяйстве и медицине (диетология, кровопускание), для чего не требовались специальные астрономические наблюдения, а также к простейшим прогностикам, предсказания которых основывались на сочетании начала лунного месяца (Лунник), календарного года (Колядник, в нем точкой отсчета служило Рождество Христово) или атмосферных явлений (Громник) с днями недели (в первом и последнем случаях возможны комбинации со знаками зодиака и домами), и др. гадательным книгам, использующим астрологическую терминологию. Переводы этих текстов на славянский язык осуществлялись начиная с X в. в Болгарии (через посредство которой они проникли на Русь), но за редким исключением (приписки XII-XIII вв. с указанием «злых» дней в Ассеманиевом Евангелии, аналогичные указания, а также изображения знаков зодиака в Изборнике 1073 г.) дошли в списках не ранее XV в. и продолжали переписываться до XVIII в. Православная Церковь осуждала использование подобных рекомендаций и прогностиков наряду с другими гаданиями, справедливо рассматривая их как языческие суеверия. По крайней мере с XIV в. в состав южнославянских епитимийных номоканонов (с XV в. известных и на Руси) входит «Правило о верующих в гады и зверя, и часовы имущих, и дни — овы добры, овыя злы». Старшие из «Списков книг истинных и ложных», восходящие в своей основе ко времени св. митрополита Киприана († 1406), упоминают в запрещающей части («богоотметные и ненавидимые книги») «Громовник, Колядник, Мартолог… Астрономиа, сиречь Звездосказание».

http://sueverie.net/astrologiya-v-drevne...

Диак. Михаил Плотников А. в России Изображения знаков зодиака в " Изборнике Святослава " . 1073 г. (ГИМ) Изображения знаков зодиака в " Изборнике Святослава " . 1073 г. (ГИМ) Через визант. культуру славяне знакомились в первую очередь с элементами низовой («народной») рекомендательной А., сводившейся по преимуществу к определению благоприятных и неблагоприятных периодов («добрых» и «злых» дней) для осуществления различных действий в быту, хозяйстве и медицине (диетология, кровопускание), для чего не требовались специальные астрономические наблюдения, а также к простейшим прогностикам, предсказания к-рых основывались на сочетании начала лунного месяца (Лунник) , календарного года (Колядник, в нем точкой отсчета служило Рождество Христово) или атмосферных явлений (Громник) с днями недели (в первом и последнем случаях возможны комбинации со знаками зодиака и домами), и др. гадательным книгам, использующим астрологическую терминологию (см. Книги отреченные ). Переводы этих текстов на слав. язык осуществлялись начиная с X в. в Болгарии (через посредство к-рой они проникли на Русь), но за редким исключением (приписки XII-XIII вв. с указанием «злых» дней в Ассеманиевом Евангелии , аналогичные указания, а также изображения знаков зодиака в Изборнике 1073 г.) дошли в списках не ранее XV в. и продолжали переписываться до XVIII в. Правосл. Церковь осуждала использование подобных рекомендаций и прогностиков наряду с др. гаданиями, справедливо рассматривая их как языческие суеверия. По крайней мере с XIV в. в состав южнослав. епитимийных номоканонов (с XV в. известных и на Руси) входит «Правило о верующих в гады и зверя, и часовы имущих, и дни - овы добры, овыя злы» ( Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: Тексты и заметки. М., 1912. С. 143-149). Старшие из «Списков книг истинных и ложных», восходящие в своей основе ко времени св. митр. Киприана († 1406), упоминают в запрещающей части («богоотметные и ненавидимые книги») «Громовник, Колядник, Мартолог... Астрономиа, сиречь Звездосказание» ( Кобяк Н. А. Индекс отреченных книг, приписываемый митрополитам Киприану и Зосиме//РФА. 1988. Вып. 4. С. 716).

http://pravenc.ru/text/76752.html

Так как к неизменяемым молитвословиям на всех службах общественного богослужения присоединяются такого рода краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня, то эти песнопения для удобства также прилагаются к Часослову. Это тропари, кондаки, Богородичны, прокимны, причастны, принадлежащие к богослужению седмичного круга – для дней воскресных и седмичных и к богослужению годичного круга – для дней подвижных и неподвижных. Для певцов к Часослову приложен Месяцеслов. При нем бывают краткие жития святых и сказания о праздниках, тропари, кондаки, прокимны, причастны, величания и указания чтений из Апостола. Чтобы знать, когда и в какие дни случатся подвижные праздники и посты, присоединяются также Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник. Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник печатаются также в Типиконе и Псалтири следованной. Часослов в таком составе называется великим, или иногда большим. Часослов малый является сокращением последнего. Часослов малый употребляется, кроме чтецов и певцов, и иереем при отправлении в храме служб: повечерия, полунощницы, часов, для которых нет молитвословий в Служебнике, а также при совершении богослужения вне храма. Потому в Часослове малом находится вкратце устав, что и как отправлять в дни, например, поста и т. д. Изменяемые молитвословия для Божественных служб содержатся в разных богослужебных книгах. К изменяемым молитвословиям относятся: на вечерне – стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне, тропари по «Нынче отпущаеши»; на повечерии – канон; на полунощнице – канон и ипакои; на утрене – тропари по «Бог Господь», седальны по кафизмах, канон, по 3-й песни которого бывает седален, по 6-й – кондак и икос, по 9-й – светилен или ексапостиларий, стихиры на «Хвалите», стихиры на стиховне; на часах – тропари и кондаки; на литургии – антифоны, тропари по входе, прокимны, аллилуиарии, задостойники, причастны. В одних книгах находятся изменяемые молитвословия и песнопения дней седмичного круга богослужения, в других – для подвижных дней годичного круга, в третьих – для неподвижных дней в году и в четвертых – для тех и других дней. К первого рода книгам принадлежит Октоих, ко вторым – Триоди постная и цветная, к третьим – Минеи месячные, Минея праздничная, Минея общая, к четвертым – Ирмологий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впереди на белом листе: Сия псалтыря черново священника Макария (на другом белом листе приб.: Лужецково), что из Олатыря, и та Псалтыря отдана в книгохранителницу старцу Антонию 124 (1616) года февраля 17. 325. (834.) Псалтирь, с воследованием, полууст. XVI века, в четверть, 513 листа, заставки с красками искусны. По оглавлению, состоящему из 136 глав, недостает лунника и пасхалии, месяцеслова нет и в оглавлении. Статьи особенные: л. 198. По свршении неколикых кафисм или всего Псалтыря и Песней. Здесь помещены тропари всем небесным Силам, ангелу хранителю, всем Святым и другие, а молитва, что под 47. л. 436. Служба святителю Николаю. л. 445. Служба всем Святым св. патр. Констянтинаграда кир Филофеа с молитвою на конце, что под 314 л. 528. С л. 507 мелкие выписки из разных книг, в числе коих (л. 532 об.) краткий летописец от праотца Адама до XVI в. и (л. 520) запись: Есть в году день зол зело имя ему... (кем-то почищено. В Оп. Рум. Муз. стр. 524: потрисон). Мес. апреля 13 день, аще кто в той день спит, тяшко телу его на все лето. 326. (838.) Псалтирь с возследованием, полууст. XVI века, в четверть, 646 листов. Изображение пр. Давида при закладке в рамке, а заглавная заставка с красками и золотом. Статьи особенные: л. 535. Служба, сент. 25, препод. Сергию радонежскому. л. 551. Канон Петру митрополиту, новому чюдотворцу, святейшиа митрополиа российская. л. 556 об. Канон на преставление Алексеа, новаго чюдотворца, митрополита святейшиа митрополии киевскыа и всея Руси. л. 618. Обретение Пасхи, мудрость царя Коньстянтина. л. 620 об. Лунник и пасхалия, сначала в кружках и таблицах, потом в строках. Между ними (л. 621) написано русскими буквами греч. Достойна и Св. Боже в искаженном виде; на обор. л. 625 вопрос: Аще который философ навык которой паскалии или луннику, да начнеть хвалитися, яко несть уже противу мене инаго философа и ты рцы ему, и проч; на обор. л. 626 под таблицею внизу: Поновление, сиречь нарожение младу месяцу, лунник пес шестокрыла, считай часы от полудни, под другой рядом таблицей: ущербьление полну месяцю и считай часы от полудни жь. О шестокриле упоминает Геннадий архиеп. новгородский в послании (1489 г.) к Иоасафу архиеп. ростовскому: А что шестокрил они себе изучив (жидовствующие в Новгороде еретики), да тем прелщают христианство , мня, яко с небесе знамение сводять, ино то не их сставлениа бысть. Шестокрил бо взят от астраномии, яко капля от моря. См. 730 л. 246.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

«Из сих известий я заключил, что Святейший Синод в настоящее время уже со всею энергией занимается делом единоверцев и раскольников, о чем и я, по течению дел о расколе, многократно входил с моими маломощными суждениями в Свят. Синод и уже более десяти лет, начиная с Архангельской паствы, занимался сим делом непрерывно и напряженно, отыскивая из года в год те или другие средства к сближению единоверцев и раскольников с господствующей церковью». «Историческими сему фактами служили и служат все мои рукописи, внесенные в Святейший Синод, одна еще из Архангельска, о том, что лунник церковный, за придачей к эре христианской 8-ми лет, ныне разногласит с текущею физической природой, и следовательно круги лунные считаются не в своем порядке; две рукописи, и одну антикритику на критику сих рукописей, представил я с Пензенской паствы, о том же и о порче всего пасхального круга; одну, уже пятую 7 по числу и времени, из Тобольской епархии по частному предмету о несвоевременном праздновании в некоторых годах пасх потому только, что пасхальный круг поведен с Сентября, вместо того, чтобы вести оный с Марта, и целых 5 дней первых Мартовских не взяли в счет как бы следовало, а повели лунник с 6-го только дня творения. Все эти предметы доказываемы были доказательствами самого Свят. Писания и из свидетельств коренных основных церковных книг, из самого церковного устава, месячных миней и самого церковного месяцеслова, из Следованной Псалтыри и наконец из самых астрономических календарей, издаваемых Академией Наук». «Не переставая и после внесения всех тех рукописей в Свят. Синод трудиться над предметом, столь долго и много меня занимавшим и видя из периодических известий, что время для разъяснения всех тех предметов, о коих я писал, кажется, сближается, чем и начинается это мое новое представление Св. Синоду, я и еще отыскал в числе книг отобранных от раскольников и хранящихся в библиотеке архиерейского дома две особенно замечательные книги, которые, если бы по благословению Святейшего Синода были перепечатаны и розданы по всем и православным единоверческим церквам для открытого чтения и пользования, то наверное послужили бы самую существенную мерою к сближению единоверцев и раскольников с государствующей церковью. Книги эти суть следующая»:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Псалтири с последованием как бы приложение составляют: Слово святого Кирилла «О исходе души и о втором пришествии Христовом», Пасхалия и Лунник. Пасхалия и Лунник печатаются также в Часослове великом, в Типиконе и в книге Месяцеслов. Малая Псалтирь В Малой Псалтири, назначенной, главным образом, для употребления в доме, в келлии монашеской, печатаются такие статьи, которых нет в Следованной Псалтири, именно: а) Глава «От старчества о келейном правиле и о молитве, юже предаде Ангел Господень великому Пахомию», т. е. правило о том, как распределять время на сон, бдение, труды и молитву. б) «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов, особь, их же пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и нощи, о них же воспоминается в книгах отеческих, в житиях и мучениях святых многих». Некоторые же молитвословия печатаются в Малой Псалтири иначе, нежели в Псалтири с последованием, именно: В Малой Псалтири пред каждою кафизмою, и после каждой кафизмы находятся: «Трисвятое» и покаянные молитвы, и есть правило, как следует кафизмы петь с молитвами, «согласно уставу св. Отцев, преданному всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязливым православным Христианом». В Псалтири с последованием, назначенной для богослужения в храме, печатаются указанные молитвы не после каждой кафизмы, а отдельно от них. В Псалтири Малой и в Псалтири с последованием печатаются песни Св. Писания, которые читаются или поются на утрени с каноном. Но в Псалтири с последованием они находятся в последовании утрени, которой нет в Малой Псалтири. И в Малой Псалтири и в Псалтири с последованием есть величания и псалмы избранные, поемые после полиелея в праздники Господни и в дни нарочитых святых. В Псалтири с последованием между этими псалмами помещена еще 17-я кафизма, которая разделена на три статьи и соединена с тропарями «похвалами», какие поются в Великую субботу на утрени, чего нет в Малой Псалтири. О нотных книгах В богослужебных нотных книгах содержатся песнопения для общественного и частного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006