475 г. был составлен кодекс права «Кодекс Эвриха» (Codex Euricianus; изд.: MGH. Leg. Nat. Germ. T. 1. P. 1-32). Сохранившиеся 54 статьи (предположительно 1/6 кодекса) посвящены гл. обр. отношениям между готами и рим. населением на завоеванных территориях и свидетельствуют о большом влиянии рим. права, в частности «Сентенций» рим. юриста Юлия Павла (1-я пол. III в.) и «Кодекса Феодосия» (V в.). Спорным остается вопрос, распространялось ли действие «Кодекса Эвриха» только на готов или же на все население И. Законодательная деятельность Эвриха была продолжена его сыном и преемником Аларихом II (484-507). В 506 г. рим. юристами был составлен «Римский закон вестготов» (Lex Romana Visigothorum; изд.: Idem./Hrsg. G. Hänel. Aalen, 1962r), известный также как «Бревиарий Алариха» (Breviarium Alaricianum), или «Аниана» (Libri Aniani, по имени юриста Аниана, руководившего его составлением); он включал законы из «Кодекса Феодосия» и др. рим. источников. К каждому из законов прилагалось толкование. Согласно предисловию (Commonitorium Alarici Regis), «Бревиарий Алариха» был утвержден «достопочтенными епископами и представителями наших провинциалов», что позволило нек-рым исследователям (напр., А. Гарсии Гальо) предположить, что действие этого сборника законов распространялось не только на римлян, но и на вестготов. Впрочем, по мнению большинства историков, до издания кор. Рекесвинтом «Книги приговоров» (Liber iudicorum) вестгот. и рим. население жили по разным законам. С 30-х гг. VI в. на вост. границах королевства вестготов начали проявлять активность византийцы. После разгрома королевства вандалов и аланов (534) визант. полководцы захватили принадлежавшие вандалам Балеарские о-ва и крепость Септем (ныне Сеута) на африкан. берегу Гибралтарского прол. Вестготское королевство оказалось в состоянии морской блокады (вестготы не обладали собственным флотом). После убийства преемника Тевдиса Теудигизила (549) началась борьба за власть между представителем остгот. знати Агилой (король в 549-555) и Атанагильдом (избран королем в 554, правил в 555-567), которого поддерживало большинство вестготов.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Из-за конфликта с Гарсией V Санчесом имя Д. стало известно далеко за пределами Наварры. После прибытия подвижника в Бургос он был сразу же приглашен ко двору кор. Фердинанда I (1035-1065), брата короля Наварры, принявшего его милостиво (1040). Нек-рое время Д. жил в уединении, управляя монастырским имением. Кор. Фердинанд вызвал его ко двору и назначил настоятелем Силосского мон-ря св. Севастиана, который находился в упадке. Д. ревностно принялся за восстановление обители. Он провел в мон-ре преобразования в духе клюнийской реформы, привел в порядок хозяйство обители, способствовал увеличению числа монахов, занимался восстановлением и строительством зданий, устроил обширный скрипторий, помогал бедным и выкупал пленных, попавших к маврам. Благодаря усилиям Д. мон-рь Силос стал центром духовности, образования и культуры средневек. Испании. В 1054 г., во время конфликта между Фердинандом I и Гарсией III Санчесом, Д. вместе со св. Иньиго, настоятелем монастыря Спасителя (Сан-Сальвадор де Онья), вошел в состав посольства к королю Наварры, однако не сумел добиться мира между христ. правителями. Конфликт окончился поражением и гибелью Гарсии III Санчеса. Территория бывш. королевства Вигера отошла Кастилии. Неизвестно, посетил ли Д. родину. В поздних Житиях записаны народные предания о деятельности и чудесах Д. на землях, впосл. составивших обл. Ла-Риоха. Они появились в текстах Жития из-за смешения Д. с его младшим современником св. Домиником Кальсадским (ок. 1019-1109, пам. католич. 12 мая), подвизавшимся в Ла-Риохе. В 1061 г. Д. участвовал в перенесении мощей мучеников Викентия, Сабины и Кристеты из Авилы в монастырь св. Петра (Сан-Педро де Арланса), предпринятом по инициативе настоятеля мон-ря св. Гарсии Арланского († 1073, пам. католич. 26 сент.) и с позволения кор. Фердинанда. Позднее Д. принял участие в перенесении в Леон мощей свт. Исидора , еп. Гиспальского (Севильского), полученных кор. Фердинандом от эмира Севильи Аббада аль-Мутадида (1063). До смерти кор. Фердинанда в 1065 г. Д. был его советником и участвовал в решении гос. вопросов. Новый кор. Кастилии Санчо II (1065-1072) после восшествия на престол также призвал Д. ко двору. Вероятно, в это время подвижник сблизился с Родриго Диасом де Виваром (Сидом Кампеадором), к-рый занимал при Санчо II должность королевского альфереса (оруженосца). Владения Родриго де Вивара располагались рядом с монастырем Силос. Д. поставил подпись под его дарственной грамотой в пользу мон-ря Сан-Педро де Арланса (1069). В окт. 1072 г. Д. был среди единомышленников Родриго де Вивара, к-рые потребовали от кор. Леона Альфонса VI в качестве условия признания его королем Кастилии поклясться в том, что он непричастен к убийству своего брата кор. Санчо II. Вскоре после этого Д. скончался.

http://pravenc.ru/text/178840.html

К этому времени относятся совершенные Е. чудеса, кратко описанные составителем Жития. Е. исцелял больных и одержимых демонами, был особенно милосерден к женщинам. По словам составителя Жития, однажды святому явился демон и предложил помериться силами. Однако Е. с помощью молитвы преодолел эти искушения. Преподобный не боялся оставаться наедине с бесноватыми, из-за чего не раз подвергался серьезной опасности. К помощи Е. прибегали и знатные люди (в Житии они именуются «сенаторами»). По просьбе «сенатора» Гонория Е. посетил его дом в Помпелоне (ныне Памплона), чтобы изгнать демона. Он предсказал захват Кантабрии (Сев. Испания) кор. Леовигильдом (574) и связанные с этим бедствия. По достижении 100-летнего возраста преподобный почувствовал приближение смерти. Е. призвал своего ученика, пресв. Азелла, и мирно скончался у него на руках. Тело Е. было погребено в построенной им часовне; на его могиле совершались чудеса. К Житию приложен составленный свт. Браулионом стихотворный гимн в честь Е., где он представлен как чудотворец и милостивый покровитель всех прибегающих к его молитвам. Память Е. значится в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) и средневек. мосарабских календарях, а также в ирл. месяцеслове Мариана Гормана (XII в.). В X в., при кор. Памплоны (Наварры) Гарсии Санчесе I (Гарсии III Санчесе; 925-970), было составлено 2 сборника с описаниями новых чудес Е. Поэт Гонсало де Берсео (кон. XII - 2-я пол. XIII в.) составил стихотворное Житие Е. на придворном испано-романском диалекте - «Историю господина св. Емилиана» (Estoria del Sennor S. Millán). Согласно преданию, изложенному Гонсало де Берсео, кор. Леона Рамиро II (931-951) и гр. Кастилии Фернан Гонсалес (930-970) почитали Е. как помощника в борьбе с маврами. По легенде, во время битвы при Асинасе (931 или 938) произошло чудесное явление преподобного с ап. Иаковом Зеведеевым . Жители Кастилии почитали Е. как св. покровителя, «противопоставляя» его ап. Иакову Зеведееву, объявленному офиц. покровителем Испании. В XVI в. имя преподобного было внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог. В XVII в. католич. церковные власти признали Е. св. заступником Кастилии и одновременно покровителем всей Испании (вместе с ап. Иаковом). Е. изображается в монашеском одеянии с куколем (капюшоном) или в облачении пресвитера.

http://pravenc.ru/text/189935.html

на месте разрушенного был возведен новый кафедральный собор в честь Вознесения Марии (архитекторы П. Андреотти и Т. Наполи по проекту А. Буффалини, 1671-1689, окончен к 1713), в формах рим. барокко с элементами венецианского. Первоначальный собор был воздвигнут по повелению англ. кор. Ричарда I Львиное Сердце, потерпевшего кораблекрушение у Д. при возвращении из 3-го крестового похода. Полиптих в главном алтаре собора приписывается кисти Тициана и его учеников. Иезуитский мон-рь с ц. св. Игнатия (1699-1725, проект А. дель Поццо, фрески Г. Гарсии, 1738) - типичное произведение иезуитского барокко; в комплекс площади перед ней входят лестница (архит. П. Пассалаква, 1738, по образцу испан. лестницы в Риме) и здание иезуитской коллегии (Collegium Ragusinum, 1738). Церковь св. Влаха (1707-1715, архит. М. Гропелли) построена в традициях венецианского барокко на месте старой церкви XIV-XV вв. В ней хранится позолоченная скульптура св. Власия (XV в.) - уникальное произведение ювелиров Д. Лит.: Д. П. Св. Гора и Дубровник//NKJUФ. 1957. 23. Св. 1/2. С. 82-91; Комелова Г., Уханова И. Сплит, Дубровник. Л., 1976; Foreti V. Povijest Dubrovnika do 1808. g. Zagreb, 1980; Sugar P. F. Southeastern Europe under Ottoman Rule, 1354-1804. Seattle, 1983; Miti I. Dubrovaka drava u meunarodnoj zajednici. Zagreb, 1988; Fiskovi I. Srednjovjekovna preureenja ranokršanskih svetišta u dubrovakom kraju. Zagreb, 1988; Фрейденберг М. М. Дубровник и Османская империя. М., 19892; Трифунович Л. Югославия: Памятники искусства: От древности до наших дней. Београд, 1989. С. 113-123; Eterovich A. S. Croatia in the New World: Columbus, The Republic of Ragusa (Dubrovnik) and St. Vlaho (Blaise), Patron Saint of Dubrovnik. San Carlos, 1992; Rheubottom D. Age, Marriage, and Politics in 15th-Cent. Ragusa. Oxf., 2000; Фрейдзон В. И. История Хорватии. СПб., 2001; u i V. Posljednja kriza Dubrovake republike. Zagreb; Dubrovnik, 2003; Mijovi V. Dubrovaka diplomacija u Istambulu. Zagreb; Dubrovnik, 2003; И. Српска православна црква у Дубровнику до почетна ХХ. в. Дубровник; Београд, 2007. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/180532.html

Comment. P. 325-326). Поминовение И. и П., как и др. мучеников, жития к-рых вошли в состав «Испанского пассионария», включено почти во все богослужебные книги испано-мосарабского обряда (под 6 авг.). В старейшей сохранившейся рукописи, орационале кон. VII в., использовавшемся в Тарраконе (ныне Таррагона), приведены молитвы оффиция в день памяти И. и П. (Oracional Visigótico/Ed. J. Vives. Barcelona, 1946. P. 369-370). Проприй мессы и оффиций мученикам содержатся в сакраментариях и др. богослужебных книгах (напр.: Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes/Éd. M. Férotin. R., 19952. P. 385-389, 753-754), поминовение И. и П. указано в ряде испан. календарей X-XI вв. (напр.: Le Liber Ordinum en usage dans l " Église wisigothique et mozarabe d " Espagne/Éd. M. Férotin. P., 1904. Col. 474-475). Посвященные И. и П. богослужебные тексты были включены в миссал (1500) и бревиарий (1502) испано-мосарабского обряда, изданные по указанию Толедского архиеп. кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса (PL. 85. Col. 806-810; 86. Col. 1175-1178). По преданию, после араб. вторжения (711) мощи И. и П. были перенесены из Комплута в Сев. Испанию, но сведения об этом противоречивы и содержатся в источниках лишь с XI в. Согласно посланию мон. Гарсии к еп. Оливе (1040), реликвии И. и П. и мн. др. святых находились в алтаре освященной в 997 г. церкви мон-ря Сен-Мишель-де-Кюкса (Сан-Микел-де-Куша) ( Petrus de Marca. Marca Hispanica sive Limes Hispanicus. P., 1688. Col. 1078). В акте открытия «Святого ковчега» (Arca Santa) в Овьедо в 1075 г. сообщается, что среди проч. реликвий были обнаружены частицы мощей И. и П. (возможно, документ составлен в XII в.) (Colección de documentos de la Catedral de Oviedo/Ed. S. A. García Larragueta. Oviedo, 1962. P. 214-219). С сер. XI в. известно о мощах И. и П., хранившихся в Нарбоне, сведения о них приведены в жалобе вице-гр. Нарбона Беренгера на архиеп. Гифреда (1019-1079). Согласно этому источнику, мощи И. и П. вывез из Испании Карл Великий во время похода против сарацин. Однако из-за нападения врагов ему не удалось доставить святыню в Нарбон. В 1058 г. архиеп. Гифред обнаружил мощи, привез их в Нарбон и поместил в кафедральном соборе ( Devic C., Vaissete J. Histoire générale de Languedoc. Toulouse, 1875. T. 5. Col. 496-503). П. Шастан отметил, что на это предание повлияла легенда о нападении сарацин или басков на арьергард войска кор. Карла Великого, проходившего через Пиренеи, и об утрате франками захваченных в Испании сокровищ (эта легенда легла в основу «Песни о Роланде»). Место, где реликвии были якобы оставлены Карлом Великим и обнаружены архиеп. Гифредом, в источнике не указано. В хронике аббатства св. Павла в Нарбоне (XIV в.) сообщается, что мощи хранились в Пардиниаке (Ibid. Col. 38). По мнению Шастана, хронист подразумевал Педрианиан (ныне сел. Педринья, пров. Жирона, Каталония), где с 977 г. известно о существовании ц. во имя И. и П. ( Chastang. 2008. P. 197-198).

http://pravenc.ru/text/1237915.html

Монастырскую церковь, построенную в 956-974 гг., посвятили М. Расцвет аббатства под покровительством каталонской аристократии относится к XI-XII вв.; начало этой эпохи было ознаменовано настоятельством Оливы († 1046), еп. Вика, аббата мон-рей Риполь и Куша, основателя мон-ря Монсеррат. Согласно посланию мон. Гарсии к аббату Оливе, М. был защитником мон-ря, среди святынь к-рого была реликвия архангела - частица его плаща или покрова (возможно, речь идет об алтарном покрове из гарганской пещеры - см.: PL. 141. Col. 1447). После закрытия мон-ря во время Французской революции (1790) здания были заброшены, часть архитектурных деталей вывезена в музей Клойстерс (Нью-Йорк). В 1919 г. в аббатстве поселились цистерцианцы; с 1965 г. мон-рь принадлежит бенедиктинцам. Самый ранний день памяти М. в латинских источниках связан с освящением базилики архангела на Соляной дороге близ Рима. Празднование в честь этого события указано под 29 сент. в Иеронимовом Мартирологе (MartHieron. Comment. P. 532-533). В Веронском Сакраментарии день освящения «базилики Ангела на Соляной дороге» - 30 сент.; в молитвах 5 проприев мессы, приведенных в этом Сакраментарии, говорится о служении ангелов перед Божиим престолом и об их заступничестве за людей (Sacr. Veron. 19662. P. 106-108. N 844-859). По предположению А. Шавасса, молитвы были составлены папой Вигилием во время осады Рима остготами в 537-538 гг. (см.: Chavasse A. Messes du pape Vigile (537-555) dans le sacramentaire léonien//EphLit. 1950. Vol. 64. P. 161-213; 1952. Vol. 66. P. 142-215). Праздник освящения базилики М. указан в рим. евангельском лекционарии сер. VII в. ( Klauser T. Das römische Capitulare evangeliorum. Münster, 19722. S. 39, 85, 124), в Геласия Сакраментарии (Sacr. Gelas. P. 159-160. N 1032-1036) и в Григория Сакраментарии (Sacr. Greg. T. 1. P. 280-281. N 726-728). В «тройном» Сакраментарии из Санкт-Галлена (X в.) приведен также «амвросианский» проприй мессы в день памяти М. (Das Sacramentarium Triplex/Hrsg. O. Heiming. Münster, 1968. Tl. 1. S. 238-239). В амвросианских сакраментариях IX-X вв. поминовение М. обычно указано под 7 сент. (Codex Sacramentorum Bergomensis/Ed. P. Cagin. Solesmes, 1900. P. 130-131, 204; Das ambrosianische Sakramentar von Biasca/Hrsg. O. Heiming. Münster, 1969. Tl. 1. S. 149-150), но в Сакраментарии IX в. из базилики Сан-Симпличиано в Милане - под 29 сент., как в рим. традиции ( Frei J. Das ambrosianische Sakramentar D 3-3 aus dem mailändischen Metropolitankapitel. Münster, 1974. S. 368). В южногалл. Миссале из Боббио, составленном ок. 700 г., содержится «месса в честь св. Михаила», в состав к-рой входит чтение Откр 12. 7-11 (Bobbio Missal. Vol. 2. P. 117-118; см.: Arnold. 2013. P. 116). Однако в др. литургических книгах, созданных в это же время в Галлии (Готский Миссал, Лекционарий из мон-ря Люксёй ), поминовение архангела отсутствует. Праздник 29 сент. указан в календаре св. Виллиброрда и в англосакс. метрическом календаре (VIII в.).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

В сер. X в. благодаря покровительству короля Памплоны Гарсии Санчеса I активно развивался мон-рь прп. Емилиана (Сан-Мильян-де-ла-Коголья), в соседней Кастилии при участии гр. Фернана Гонсалеса был основан монастырь св. Себастиана (впосл. Санто-Доминго-де-Силос). На территории формировавшегося в X в. королевства Арагон верховным церковным иерархом оставался титулярный епископ Уэски (город до 1096 удерживали арабы, епископская резиденция находилась в Хаке). На землях Арагона существовал ряд крупных мон-рей, в т. ч. Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Педро-де-Сиреса (в сер. IX в. здесь побывал Евлогий Кордовский). Церковь мон-ря Сан-Хуан де ла Пенья. После 1071–1094 гг. Церковь мон-ря Сан-Хуан де ла Пенья. После 1071–1094 гг. В сер.- 2-й пол. XI в. наибольших успехов в Реконкисте добилось Леоно-Кастильское королевство - новое гос. образование, к-рое сложилось при Фернандо I Великом (1035-1065, с 1038 король Леона). В первые годы правления Фернандо I в Кастилии возобновился конфликт с королем Леона из-за земель между реками Сеа и Писуэрга. Спор разрешился в битве при Тамароне в сент. 1037 г. На стороне Фернандо выступил его брат, король Памплоны Гарсия. Армия короля Леона потерпела поражение, а сам кор. Бермудо III погиб. Поскольку наследников у него не было, права на корону предъявила его сестра Санча, жена кор. Фернандо I. Из-за недовольства знати Фернандо был помазан на царство в Леоне спустя почти год, летом 1038 г. В начале правления ему пришлось подавить многочисленные мятежи. После умиротворения Леона у Фернандо I начались конфликты с братом, кор. Гарсией, из-за земель на границе Кастилии и Памплоны (обл. Ла-Риоха). В 1054 г. в сражении при Атапуэрке победу одержал Фернандо I, а Гарсия погиб. Спорные земли достались леоно-кастильскому королю - граница между его королевством и Памплоной проходила теперь по р. Эбро, а новый король Памплоны Санчо Гарсес IV (1054-1076) стал вассалом Фернандо I. Важным результатом политики Фернандо I было приведение к вассальной присяге эмиров крупнейших мусульм.

http://pravenc.ru/text/674995.html

островов по уровню общественного развития значительно опережало обитателей сев. островов. Матрилинейный клан юж. островов (джови - на островной цепи Ралик, джоу - на островной цепи Ратак) делился на иерархические матрилинейные линиджи (бвидж), соответствующие различным социальным слоям общества: вожди (ироидж), знать (бвирак), низшая знать (джиб), рядовые общинники (каджур). По происхождению верховный вождь (ироидж лабалаб) мог быть только из самого старшего линиджа (ироидж), одновременно являясь его главой. Общинники, выделявшиеся незаурядными способностями как воины, знахари и навигаторы (навигация и судостроение достигли на М. О. высокого развития), возводились верховным вождем в привилегированную категорию аток, принадлежность к которой впосл. стала наследственной. Для традиц. маршалльской религии были характерны весьма сложные представления о сверхъестественном мире и населяющих его созданиях (анидж), делившихся на несколько категорий: небесные боги, боги-покровители, духи предков, духи природы (включавшие нониеб («маленьких людей») и анидж ин мар («духов растений»)), злые духи (наиболее известные из них - медженквад - летающие жен. духи) и безымянные духи. Небесные боги и боги-покровители образовывали генеалогию, причем генеалогии богов на островных цепях Ралик и Ратак сильно различались. Маршалльские вожди наделялись божественной сакральностью. Прорицатели, знахари и колдуны играли значительную роль в обществе. Храмы и жречество отсутствовали. Собор Вознесения Девы Марии в Маджуро. 1977 г. Собор Вознесения Девы Марии в Маджуро. 1977 г. Первым европейцем, посетившим М. О., был испанский моряк Алонсо де Саласар (участник экспедиции Гарсии Хофре де Лоайсы), который в 1526 г. подошел к необитаемому атоллу Бокак (Таонги). В 1529 г. состоялся 1-й контакт между маршалльцами и европейцами, когда испанский мореплаватель Альваро де Сааведра посетил атоллы Уджеланг и Эниветок (или, возможно, Бикини). В 1592 г. Испания объявила М. О. своим владением, но фактический контроль не был установлен.

http://pravenc.ru/text/2562532.html

В кон. XI в., с усилением христ. королевств Пиренейского п-ова и началом григорианской реформы , укрепляется связь Испанской Церкви с Папским престолом, что привело к унификации церковной жизни региона. В этот период мощи нек-рых особо почитаемых святых были перенесены из южных мосарабских общин в христ. гос-ва на севере полуострова. В 1084 г. при участии арагонского кор. Санчо Рамиреса (1063-1094) мощи И. были перенесены из Печины в мон-рь Сан-Хуан де ла Пенья, что должно было способствовать укреплению авторитета мон-ря, игравшего важную роль в церковной реформе и находившегося на паломнической дороге из мосарабских общин в Сантьяго-де-Компостела . Мон-рь был одним из центров распространения в Испании клюнийской реформы и римского обряда , вскоре вытеснившего испано-мосарабский обряд из большей части церковных общин Сев. Испании. Инициатором реформы в Арагоне был кор. Санчо Рамирес, к-рый в 1068 г. признал себя вассалом Папского престола. С этими событиями было связано составление мон. Гебретмом (лат. Hebrethmus) по указанию аббата Санчо сказания об обретении мощей И. и о перенесении их в Сан-Хуан де ла Пенья (BHL, N 4270). По свидетельству Гебретма, ссылавшегося на рассказы очевидцев, монахи узнали о гробнице И. от паломника - воина Гарсии из Кастилии, служившего в Мурсии. По настоянию аббата Гарсия с 2 монахами отправились к эмиру Севильи Мухаммаду II аль-Мутамиду (1069-1091) с просьбой помочь им добраться до гробницы И. Во время военного похода севильского эмира на тайфу Альмерия Гарсия и монахи прибыли в Печину, обнаружили там могилу святого и тайно увезли мощи. Агиограф описывает чудеса, к-рыми сопровождалось обретение мощей, в т. ч. бескровное прекращение битвы между войсками Севильи и Альмерии,- т. о., по мнению Гебретма, И. воспрепятствовал пролитию крови христиан, находившихся на службе у обоих эмиров. Особый интерес исследователей вызывает подробное описание маршрута обратного пути в Арагон (Мурсия, Дения, Валенсия, Тортоса, Лерида), который совпадает с паломнической дорогой из Юж. Испании в Сантьяго-де-Компостела. В память о перенесении мощей И. в мон-ре Сан-Хуан де ла Пенья был установлен особый праздник 30 апр. Из описи святынь обители (XII в.) известно, что реликварии с мощами И. и его легендарного преемника св. Иакова хранились на главном алтаре монастырской церкви. После закрытия монастыря в 1835 г. мощи И. были перенесены в кафедральный собор г. Хака.

http://pravenc.ru/text/389553.html

Среди сочинений О.- 15 проповедей на важнейшие праздники (PL. 142. Col. 991-1036), гимн в честь Вознесения Пресв. Девы Марии (Ibid. Col. 1035-1037), молитва на поклонение Св. Кресту (Ibid. Col. 1037-1038) и Исповедание веры (Ibid. Col. 1035-1036). Ему приписываются также молитвы «против телесного вожделения» ( Morin. 1899). Из обширной переписки, которую вел клюнийский аббат, до наст. времени дошли лишь неск. разрозненных посланий. Известны адресованные О. письма папы Сильвестра II (PL. 139. Col. 283-284), Берна, аббата Райхенау (Cluny im 10. und 11. Jh./Hrsg. L. Wollasch. Gött., 1967. S. 48), и 2 письма Аббона, аббата Флёри (PL. 139. Col. 425-429, 438-439; ср.: Ibid. Col. 404). Сохранились письмо О. еп. Фульберту Шартрскому (Ibid. Col. 939-941) и 2 письма Фульберта клюнийскому аббату (PL. 141. Col. 217, 251-252). Письма О. адресованы также имп. Генриху II ( Sackur. 1899), венг. кор. Стефану (Иштвану) I ( Pfister Ch. De Fulberti Carnotensis episcopi vita et operibus. Nancy, 1885. P. 53-54), испан. кор. Гарсии Санчесу III и аббату Патерну (PL. 141. Col. 941-942), некой «благороднейшей матроне Р.» (Ibid. Col. 943-944) (перечень сочинений О. см.: Hourlier. 1964. P. 205-210). Почитание Формированию культа О. в клюнийских мон-рях способствовал его преемник Гуго I. Для этого были приняты такие же меры, к-рые принимал О. к распространению почитания св. Майоля: составление Жития и богослужебных текстов, поощрение паломничества к гробнице святого, попытки добиться от Папского престола утверждения его почитания. В 1055 г. папа Римский Виктор II (1055-1057) назвал среди предшественников аббата Гуго «блаженной памяти св. Майоля и св. Одилона» ( Jaff é . RPR. N 4336; PL. 143. Col. 805). Центром почитания обоих св. аббатов стал мон-рь Сувиньи, где они похоронены. По приглашению аббата Гуго I в мон-рь прибыл папский легат кард. Петр Дамиани, к-рый совершил открытие мощей О. и освятил алтарь в его честь (11 авг. 1063 - De Gallica profectione domni Petri Damiani//PL. 145. Col. 876; Iotsald von St.-Claude. 1999. S. 295-297). Аббат попросил Петра Дамиани составить Житие О. и гимн святому (см.: Staub. 1997). В грамоте папы Григория VII (1075) упоминаются недавно построенные в Клюни капеллы Пресв. Девы Марии, святых Майоля и О. ( Jaff é . RPR. N 4974; PL. 148. Col. 662). С XII в. О. почитался среди 4 св. аббатов (вместе с Одоном, Майолем и Гуго), к-рых клюнийцы рассматривали как «начальников и наставников их чина» ( Bernard. Clar. Apol. IX 23).

http://pravenc.ru/text/2578205.html

  001     002    003    004    005    006