В предисловии к этому изданию своих проповедей архипастырь объяснял и причину, почему он не печатал всех своих поучений, сказанных в Харькове. «С любовью», – говорил он, – «отдаю все, что имею: печатаю все те слова и речи, какие успел записать вскоре после их произнесения, но не печатаю и не могу напечатать тех, которые, по обстоятельствам, не были мною своевременно записаны» 1260 . То же самое видно и из переписки преосв. Макария с его братом, которая представляет единственный источник хотя каких-либо сведений о несохранившихся проповедях первого и о приблизительном количестве их. Напр., 9 августа 1859 года преосв. Макарий замечал в письме к брату: «Дел у меня здесь вдвое больше против Тамбова от множества лиц и посетителей. И это летом на даче! Что ж будет зимою? Увы! Когда ж заниматься историей? Проповедей я сказал здесь уже 15. Но кроме первой не записал ни одной и не имел никакой возможности записывать» 1261 . 20 августа того же года он писал брату снова: «Я проездил десять дней и в течение их... сказал пять проповедей» 1262 . Итак, в промежуток времени между 7 июня и 20 августа 1859 года преосв. Макарий, по собственному его свидетельству, сказал 20 проповедей; между тем, в печати из этого времени известны только две его проповеди, сказанные им 7 июня, при вступлении на кафедру Харьковской епархии 1263 , и 14 августа, при первом священнослужении в Святогорском монастыре 1264 ; следовательно, все остальные 18 проповедей не сохранились. В письме преосв. Макария от 13 декабря 1859 года встречаем замечание, что он «написал проповедь, которую сказал 1 декабря»; проповедь эта также не сохранилась и неизвестна в печати 1265 . 22 марта 1861 года преосв. Макарий, между прочим, писал своему брату следующее; «у нас манифест объявлен в субботу на первой неделе. Вдруг по прочтении манифеста, я сказал речь... На другой день, в неделю православия, я сказал и другую речь, по случаю того же манифеста к народу.. Первую из них я послал в Христианское Чтение, а вторая не записана» 1266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Гораздо хуже, чем с Горемыкиным в прошлом году. Я его упрекаю в излишней осторожности и неспособности взять на себя ответственность и заставить всех работать, как следует. Трепов или Григорович были бы лучше на его месте. Он уже завтра сюда приезжает, и я дам ему теперь отпуск. Насчет будущего посмотрим, мы поговорим об этом, когда ты сюда приедешь. Я боюсь, что с ним дела не пойдут гладко, а во время войны это нужно более, чем когда-либо. Я не понимаю, в чем дело, никто не имеет доверия к нему!». «Наш Друг, – писала на следующий день А.Ф., – говорит, что Шт. мог бы еще оставаться некоторое время председателем Совета мин. (курсив А.Ф.), так как ему не столь вменяется в вину, но весь шум поднялся с того момента, когда он стал министром ин. д. Это Гр. было ясно еще летом, и уже тогда он ему говорил: «с этим тебе конец будет». Вот почему он просит, чтобы ему дали месячный отпуск или немедленно назначили кого-нибудь другого вместо него министром ин. д. – напр. Щегловитова, как очень умного человека (хотя он резок), притом у него русская фамилия или же Гирса (из Константинополя). В этом кабинете он всех раздражает, и все сразу успокоится, как только его сменят. Но оставь его Пред. Сов. М. (в его отсутствие Трепов по закону замещает его). Все хотят занять этот пост, и никто не годен для него. Григорович великолепен на своем месте, другие и Игнатьев подстрекают его занять этот пост, для которого он непригоден».... «Я приму Шт. через час, – сообщал Царь 9-го, – и буду настаивать на том, чтобы он взял отпуск. Увы! я думаю, что ему придется совсем уйти – никто не имеет доверия к нему. Я помню, что даже Бьюкенен говорил мне в последнее наше свидание, что английские консула в России в своих донесениях предсказывают серьезные волнения в случае, если он останется. И каждый день я слышу об этом все больше и больше. Надо с этим считаться " 401 . Итак, 9-го Царь принял Штюрмера и 9-го же был назначен председателем Совета Министров (т.е. до приезда А.Ф. в Могилев) Трепов. А.Ф. с некоторой горечью и сомнением, но все же довольно спокойно отнеслась к этому известию: «Принимала старика Шт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

2–3. Ср. Иер. 32:3–5 . В конце стиха Иер. 34:2  слова: и возметъ его, и пожжетъ его огнемъ соответствуют русско-евр. чтению: и он сожжет его огнем. Замечательно, что в тексте сирско-гекзаплского перевода стоят только слова: «и возмет его огнем», между тем как слова: «и сожжет его» замечены на поле. Присутствие в тексте слова: «огнем» может служить указанием на то, что первоначально в тексте стояли слова: «и сожжет его огнем» (=евр.), в параллель которым с течением времени было замечено на поле чтение Иер. 32:3 : «и возмет его», – чтение, потом в одних списках (слав.=Ват., Алек., Фр.-Авг. спп., Комплют. и Альд. издд.) соединенное с словами: «и сожжет его огнем», в других (напр. в оригинале сирско-гекзаплского перевода) поставленное на место слов: «и сожжет его». Иер. 34:4–5 4. Но обаче слыши слово Гдне црю так глаголетъ Гдь к теб: не умреши меча, но в мир умреши: 4. Впрочем слушай слово Господне, Седекия, царь Иудейский! так говорит Господь о тебе: ты не умрешь от меча; 5. И коже плакаша оцевъ твоихъ црствовавшихъ прежде теб, восплачтс и теб, увы гди, и увы гди, восплачтс и тебе, к слово азъ соглаголахъ, реч Гдь. 5. Ты умрешь в мире, и как для отцов твоих, прежних царей, которые были прежде тебя, сожигали при погребении благовония, так сожгут и для тебя, и оплачут тебя: «увы, государь!» ибо Я изрек это слово, говорит Господь. 4, 5. Более подробное, притом изъяснительное, изложение мысли, выраженной в Иер. 32:5  словами: и т будетъ, дондеже посщ его (ср. толков.). Смертию «мирною», естественною, не насильственною, «не от меча», умрет Седекия. В плену, среди своего народа он будет пользоваться почетом, подобающим царю. Лишенный власти царской после взятия в плен, он, однакоже, будет погребен как царь, как его предки, умершие царями. Восплачтс и теб, увы Господи… ср. Иер. 22:18 . В русском переводе, точнее следующем еврейскому тексту, кроме плача, упоминается еще о сожжении благовоний для Седекии после его смерти. Сожжение благовоний было обычно при погребении царей у иудеев, как видно из 2Пар. 16:14, 21:19  (по русск. с евр. переводу). Як слово азъ соглаголахъ, реч Гдь. Предсказание должно исполниться, потому что оно есть слово Божие (ср. Чис. 23:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

3Цар.13:29 .  И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. 3Цар.13:30 .  И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой! 3Цар.13:31 .  После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; 3Цар.13:32 .  ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских. Отдание погибшему Иудейскому пророку последнего долга со стороны Вефильского пророка есть с его стороны дань почтения и, может быть, горького раскаяния; завещание же Вефильского пророка о собственном погребении с иудейским пророком в одной гробнице, кроме того, свидетельствует о глубокой вере его истине пророческого слова и имеет в виду предупредить осквернение собственного праха при грядущей реформе Иосии: на последнюю цель распоряжения указывает имеющаяся в тексте LXX и слав. (ст. 31 – конец) прибавка: να σωθσι τ στ μου μετ τν στν ατο, слав.: «да спасутся кости моя с костьми его» – пояснительное замечание, которое могло находиться и в первоначальном тексте (ср. 4Цар.23:16–18 ). – «Увы, брат мой!» (ст. 30) – обычная древнееврейская формула оплакивания умерших родственников и друзей (ср. Иер.22:18 ). Упоминание о Самарии, в качестве притом целой области (ст. 32), в устах Вефильского пророка употреблено писателем пролептически: Самария построена была лет 50 спустя после Иеровоама I – Амврием ( 3Цар.16:24 ). 3Цар.13:33 .  И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжал ставить из народа священников высот; кто хотел, того он посвящал, и тот становился священником высот. 3Цар.13:34 .  Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли. Как миссия Иудейского пророка (ст. 1–10), так и его трагическая смерть и самое погребение (ст. 11–32) имели целью отвратить Иеровоама от избранного им пути своевольного изменения в области богослужения, но эта цель не была достигнута 12 : Иеровоам продолжал свою неугодную Богу деятельность, напр., по части распространения всеобщего священства (ст. 33), ср. ( 3Цар.12:31 ; 2Пар.11:15,13:9 ): «кто хотел, того он посвящал» (с евр.: «наполнял руку», слав.: «исполняше руку свою», ср. ( Исх.28:41 ); блаженный Феодорит, вопр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Втор.4:15 . «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня». Объясн. Этими словами подтверждается та же истина, что Бога по Его существу, по Его совершеннейшей духовной природе никому невозможно видеть. На святых же иконах изображается не самое духовное существо Божие, а именно бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления на земле всемогущего и премудрого Бога. Таких явлений и в Ветхом Завете, и в Новом было очень много: Быт.18:1–10:32, 25–30 ; Чис.12:8 ; Ис.6:1–5 ; Дан.7:55 ; Ин.14:9 ; Кол.1:15:2:9 ; Лк.3:22 . Лики Пресвятой Троицы воспроизводятся на иконах в таких именно образах, в каких Им угодно было обнаружить Себя пред людьми. Точно также воспроизводятся на иконах святые ангелы и святые угодники Божии: первые многократно являлись людям в различных видах, напр.: Быт.16:7–8 :19и др., а вторые жили некогда на земле; в Православной Церкви сохраняются и жизнеописания их. Суд.6:22:13:22 . «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу... И сказал Маной жене своей: верно, мы умрём; ибо видели мы Бога». Объясн. Здесь повествуется о Богоявлениях, каким удостоились Гедеон и Маной. Они были удостоены видеть лицом к лицу Ангела Завета: Деян.7:35–38 ; Мал.3:1 ; – при этом Господа Бога они видели не более, чем сколько видел Его величайший из праведников Моисей, когда беседовал с Богом: Чис.12:8 ; Исх.33:11:18, 20:23 . Вполне (но не всё существо) видеть Господа явилась возможность для людей только в Новом Завете: Ин.1:14:18 . С этого Нового Завета и представилась возможность изображать Спасителя в тех видах и возрастах, какие Он имел при земной жизни. Чествование святых икон Ин.3:14 . «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Объясн. Медный змей сделан был по повелению Божию: Чис.21:8–9 ; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завесе и на крышке Ковчега: Исх.30:1:6–8 . Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т.е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4 . Но этот случай не даёт повода к отрицанию почитания Креста и святых икон, как нельзя, например, уничтожить Священное Писание только потому, что его некоторые люди извращают: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Господь Иисус Христос, краеугольный камень и глава Церкви православной, да утвердит наш союз с вами, бр., нерушимо, да благопоспешит и тем, которые ищут соединения с Церковью, да вразумить и тех, которые еще любить разделения и чуждаются единения с нею. Аминь. священник Серапион Брояновский 7) Данкевич В., свящ. Поучение в 9-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 477–480 (Невозможно спастись вне веры и Церкви Православной) Основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). И какое бы, братие, благо было нам, если бы мы устроили свое спасение на краеугольном камне – Христе, дорожили сокровищем веры, не колебались всяким ветром учения, по лукавству человеческому, по хитрому искусству обольщения ( Еф.4:14 ), и не губили бы себя разделениями и спорами! Но, увы! Подули иные ветры: доброе семя, посеянное Христом и Его апостолами, стало заглушаться плевелами разных лжеучений; возникли учения странна и различна, люди стали отвращать от истины слух свой, уклоняться к басням ( 2Тим.4:4 ) и избирать себе учителей, льстящих слуху их и потворствующих всем страстям их. Вследствие этого чрез них истинное учение Христово находится в поношении, даже имя Божие хулится у неверных ( Ис.52:5 ; Иез.36:20 ). Горечь сего положения увеличивается еще от того, что увлекающиеся учениями суемыдрых новомодных учителей, каковы, напр., наши штундисты, не сознают тяжести вины своей и думают, что они поступают по учению Христову, согласно с Словом Божиим. Но подумали ли сии несчастные о том, что учение Христа и апостолов не может себе противоречить? «Верен Бог, говорит Апостол, что слово наше к вам не было то да, то нет, ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, не был да и нет; но в Нем было все да ( 2Кор.1:18–19 ). Думали ли они о том, что «Бог не есть Бог неустройства, а Бог мира, что бывает во всех церквах у святых» ( 1Кор.14:33 )? Зачем же увлекаются разделениями и неустройствами и вносят их в здание Христово – Церковь Божию? Зачем успокаивают себя обманчивою уверенностью, что поступают по Олову Божию и учению Христову?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

протоиетей Александр Рацун 16 марта 2020, 04:21 Прекрассно, Большое спасибо. Это то, о чем не говорят теперь в храмах на проповеди, это то, чего не требуют от служителей алтаря руководители епархиями....Спаси Вас Христос... Алексей Адыканов 15 марта 2020, 23:41 Статья интересная, тема важная. Но очерёдность вначале стать " хорошим человеком " для людей неверующих, т.е. " очеловечиться " , и лишь потом " обожиться " , неверны. Вначале нужно исполнить первую Заповедь Божию: " 12 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь! " (Мк. 12:30). Т.е. вначале человек должен обожиться! И лишь потом: " 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет " (Мк. 12:31) Пока мы не приобретём в сердце Божественной Благодати Святаго Духа, до той поры мы не в силах полюбить грешных людей, искренне прощая их грехи. Господи, помилуй нас... Таня 15 марта 2020, 23:36 Какая хорошая статья, СПАСИБО. не в бровь, а в глаз. НН 15 марта 2020, 22:20 Игорь Ковалев:/А инославные подменили цель-средствами для её достижения,из-за невозможности достичь цели.Это не значит,что нам не надо ближним помогать.Но у нас все великие святые занимались в основном внутренним деланием в уединении/-Я уважаю католиков и др за их дела, а как они верят- меня не касается. Не мне судить инославных и определять степень их духовности/бездуховность,на то Высший Суд есть. Но я точно знаю, что невозможно заставить себя помогать бомжам, умирающим старикам и молодым солдатам,напр, зная, что они никогда не выздоровеют,- без огромной внутренней работы. Святых,увы,немного. Молитва-самая тяжелая работа. Но " И то необходимо делать, и другого не забывать " . Особенно в миру. Татьяна 15 марта 2020, 16:40 Так и есть в действительности, к огромному сожалению! Надо учиться говорить так, как есть, прямо, не вуалировать вещи. Можно много рассуждать в комментариях, но самое главное - жить по-настоящему, быть порядочными людьми, самовоспитанными хотя-бы, чего никто не отменял. Кстати, митрополит Антоний Сурожский также высказывался, что, прежде, чем стать христианином, нужно стать воспитанным, высоконравственным человеком

http://pravoslavie.ru/129213.html

Соф.3:6 . В растление низложих величавыя, исчезоша углы их: опустошу пути их весьма, еже не проходити: исчезоша гради их, за неже ни единому быти, ни жити. С Евр: «Я истребил народы; твердыни их разрушены, улицы их сделал пустыми, так-что никто уже не ходит по ним; города их раззорены, нет ни одного человека, нет жителей». Сам Господь Бог говорит, что Он любит правду, и по сей любви воздает каждому должное. Так он предал гибели (в растление 64 низложих) всех величавых, т. е. гордых, не покоряющихся Его святой воле, как напр. Израильтяне, Ханаанские народы и других. От гнева Моего, говорит Господь, исчезоша углы 65 их. – т. е. истреблено Мною все, чем держались их царства – крепости, башни, воинство, властители, которые поддерживают царства, как углы поддерживают здание. ( Суд. 20:2 ; 1Цар. 14:38 ; Ис. 19:13 ). Я опустошу 66 (будущее вместо прошедшаго), т. е. Я соделал пустынными улицы их, истребив жителей, так-что некому проходить по ним; города их исчезли, разрушены врагами, так-что нет из них ни одного, в котором бы можно было жить. Соф.3:7 . Рех: обаче убойтеся Мене, и примите наказание, и не имате потребитися от очию Его, за вся елика отмстих на нем: готовися, утреннюй, истле все листвие их. С Евр: «Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление»! и жилище его не будет истреблено и не постигнет его зло, какое я постановил о нем, а они прилежно старались портить все свои действия». Но LXX. И так, говорить Господь Бог, видя примеры на других Моего правосудия, убойтеть Меня, примите предлагаемое вам разумление, бросьте ваших идолов и свои пророки. Тогда, вы не подвергнетесь наказанию, не будете истреблены с глаз Моих (от очию 67 его) за вся елика отомстих на нем 68 , т. е., в случае исправления Иудейского народа, Я простил бы ему, ничего не сделал бы изо всего того, что определил сделать и отомстить ему, отменил бы все угрозы и наказания, Мною ему назначенныя. И так, готовься, говорит Господь Иудейскому народу, т. е. исправлением жизни приуготовляй себя к благополучному концу, покайся, утреннюй «в скорости принеси покаяние», (бл. Феод). Но увы! заключает Господь, у этих Иудеев все листвие 69 изстлело, все ягоды испорчены, т. е. испорчены не только отцы и матери, но и дети, не только дела и жизнь, но и самые помышления их, – все испорчено.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иеремия, оплакавший в своей плачевней песни смерть благочестивого царя Иосии, вот что говорит о нечестивом Иоакиме: «не будут об нем плакать: увы, брат мой, увы, государь, увы величие» Он будет похоронен как осел! Вытащат его и бросят за ворота Иерусалима» ( Иер.22:18–19 ). А цари Иоахаз, Иехония и Седекия нисколько не были благочестивее Иоакима, но так же, как и он, по выражению историка, «делали неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы их» (см 4Цар.23:32 и 37, 24:9 и 19), Манасссия же в своем нечестии превзошел даже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых ( 4Цар.21:2, 9 ). 1282 Как на признак происхождения псалма из времени Давида Hengstenberg и Delitzsch указывают на то, что псалмопевец, говоря о доме Божием, противополагает его шатрам или скиниям нечестия (ст. 11), а не чертогам или храмам (), и таким образом дает заключать, что дом Божий в его время был только шатер или скиния – , а храм – не был еще построен. Но только могло быть употреблено псалмопевцем в общем, безразличном значении жилища, как напр. в Суд.7:8 , Притч.14:11 , 3Цар.12:16 , Иов.8:22, 21:28 , а в таком случае не может вести к заключению о той или другой форме существования тогдашнего святилища. 1284 См. выше стр. 384 Св. Амвросий и в латинском переводе читал надписание: Psalmus David (Scr S curs compl T 15 p 495). Новейшие ученые исследователи Псалтири: Ewald, Bunsen, Moll, не определяли с точностью времени происхождения этого Пс., соглашаются признать глубокую его древность. Delitzsch же прямо склоняется к мнению о написании его во времена Давида, по поводу Авессаломова восстания. 1285 Каковы напр. предположения: о составлении его в плену Вавилонском в утешение и научение Иудеев, которые, не смотря на свое истинное богопочтение, должны были терпеть от нечестивых язычников (см Calmet comm ad h Ps), или – после смерти Иеровоама 2, в предостережение от увлечения примером этого нечестивого царя, не смотря на свое нечестие имевшего очень счастливое и продолжительное царствование (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Избавляй болезни, ныне приими Мл с Собою, Сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобою и Аз, не остави Мене едину: уже бо жити не терплю, не видящи Тебя, сладкаго Моего Света Со другими женами мироносицами рыдающи Непорочная горце и носима видяше Христа, глаголаше: Увы Мне, что вижу! Камо идеши ныне, Сыне Мой, а Мене едину оставлявши?... Точно также и в религиозной лирике средневекового Запада встречаем ряд " плачей " Богоматери над телом умершего Сына. Весьма распространены они в немецкой литературе. Owe kint, din wenqel sint dir so qar erblichen; al din krait, al din math ist dir so qar entwichen. " Увы, Дитя Мое " , восклицает в одном из них Мария, " побледнели совершенно Твои щеки. Совершенно исчезла вся Твоя сила, все Твое могущество " . Tot, owe tοt tot, nu nim uns beide, daz er also eine niht von mir werde gescheiden. " Смерть, увы, смерть! Смерть! возьми теперь нас обоих, чтобы Он не был таким одиноким, разлученным от Меня! " Herzi brich! Kint nu sprich Und las mich mit dir sterben, ode ich muoz hie under dir so jaemedich verderben. " Разорвись, Мое сердце! Дитя Мое, молви Мне хоть одно слово и дай Мне умереть вместе с Тобою. Или Мне придется здесь под Твоим крестом погибнуть от скорби " . В Италии 13-го века широкие народные массы охватываются религиозным порывом. Из глубин народной жизни вырастает это религиозное движение, органически связанное с деятельностью и проповедью св. Франциска Ассизского. Яркое и стихийное (хотя уже более внешнее) проявление этого подъема имеем, напр., в движении флагеллантов, когда десятки тысяч людей неудержимым потоком в течении месяцев переходили из города в город, из селенья в селенье, громко каясь в грехах, призывая милосердие Божие и воспевая страдания Христа и муки Его Матери. Ео Maria dolorosa Veqo lo mio fiolo pennare Oyme, fiolo qlorioso, Lassa mi, che devo fare? " Я, скорбная Мария, вижу, как страдает Мой Сын. Увы! Сын Мой преславный! Несчастная Я, что Мне делать? " — так звучит все снова и снова возвращающийся припев (в сборнике флагеллантских гимнов, правда, зафиксированных уже в 14-ом веке).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010