" Господь смотрит не сердце " человека (1Цар. 16:7), а не на его дела. Спаситель осуждает тех, которые " дела свои делают с тем, чтобы видели их люди " (Мф.23:5) и произносит в их адрес гневные слова: " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведникам " (Мф. 23:29); " горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять " (Лк. 11:42). Святоотеческая мысль глубоко изъясняет Евангельское учение о любви, показывая ее существенное отличие от мирских о ней представлений, от того, что Тертуллиан, например, называл " красивым пороком " . Главнейшим свойством христианской любви святые отцы называют смирение, которое является основанием и чистой жертвенности, и действительного бескорыстия, присущих таковой любви. По открытому Отцами духовному закону, вообще не может быть ни одной истинной добродетели там, где нет смирения. Преп. Варсануфий Великий учит, что " смирение имеет первенство среди добродетелей " а свт. Игнатий Брянчанинов говорит, что " все добродетели усматриваются последующими за ним " . И это, прежде всего, относится к вершине добродетелей - любви. " Если высшая из добродетелей, любовь, - пишет свт. Тихон Воронежский, - по слову апостола, долготерпит, не завидует, не превозносится, не раздражается, николиже отпадает, то это потому, что ее поддерживает и ей споспешествует смирение " Потому сподвижник преп. Варсануфия Великого преп. Иоанн Пророк говорил: " Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что " Учение святых отцов говорит вполне однозначно: добрым делом является только такое, которое совершается с христианской любовью, то есть со смирением. В противном случае оно утрачивает свою пользу, и превращается даже во зло, поскольку не может, по Апостолу, течь из одного источника сладкая и горькая вода (Иак. 3:11). Об этом говорит и духовный закон, открытый нам Самим Спасителем в следующих словах:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Действительно, в Священном Писании мы встречаем слово сикер (сикера), например, когда читаем об Иоанне Крестителе: «…ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера…» ( Лк.1:15 ). Сикер – это общее обозначение для любого алкогольного напитка, помимо виноградного вина, – пива, сидра, пальмового вина и т. п. Из переводов Библии сикера вошла в старославянский и древнерусский языки. В русском языке слово сикера в значении «хмельной напиток вообще» вышло из употребления к XV веку, и в современном русском языке используется только в церковном лексиконе. Наиболее известное и яркое из библейских предостережений против пьянства (с упоминанием сикера) из книги Притч Соломона звучит как: «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» ( Притч.20:1 ). Каково было отношение к алкоголю в первые века христианства? Апостол Павел пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» ( Еф.5:18 ), «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники —Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9 ). При этом он рекомендовал Апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Здесь следует отметить, что в Римской Империи, а Апостол Павел являлся римским гражданином, вино почти всегда смешивалось с водой. Считалось, что неразбавленный алкогольный напиток употребляют только «варвары» (в 1 ⁄ 3 вина обычно добавляли до 2 ⁄ 3 воды). Святые Отцы, осуждая пьянство, защищали возможность умеренного употребления алкоголя в обыденной жизни против современных им еретических движений (эбионитов, энкратитов, манихеев и проч.), считавших сам напиток злом ( «На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег» ). Согласно каноническим правилам, епископов, пресвитеров и диаконов следует извергать из сана, а мирян отлучать от Церкви, если они отказываются от вина не ради подвига воздержания, а по причине гнушения (Ап. 51, 53). Климент Александрийский , специально рассматривавший вопрос о том, как следует вести себя христианам на пирах, рекомендовал только молодым людям совсем воздерживаться от В., прочим же советовал употреблять его умеренно по вечерам, при наступлении холодов и для улучшения пищеварения ( «Педагог» ). Пожилым же людям, по мнению Климента, можно пить в больших количествах, но не доводить себя до помутнения рассудка и падений. Как отмечал свт. Иоанн Златоуст , «не вино — зло, а пьянство» ( Беседы о статуях ). Проблеме пьянства посвящена беседа свт. Василия Великого «На упивающихся» . Пьянство в отличие от умеренного употребления алкоголя считается тяжелым грехом. Воздержание от винопития может использоваться как епитимья. Что не следует делать жене алкоголика?

http://azbyka.ru/alkogolizm

Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 57. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 55. С. 372-373. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. I, 244. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 53, 55. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 389. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 371-372. Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99. См. об этом, например: свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. СПб. 1905. Т. 1. С. 253-257; Т. 2. С. 124-125; свт. Феофан (Говоров). Письма о христианской жизни. М. 1980. Письма 11, 21. 7. Плоды Духа Священное Писание и творения святоотеческие постоянно говорят о тех совершенно особых по своей силе и по своему характеру состояниях радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, не сравнимых ни с какими обычными переживаниями, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. Чаще всего эти состояния передаются словами: любовь и радость, поскольку высших, нежели эти, понятий, нет в языке человеческом. Можно было бы без конца приводить слова Писания и Отцов, литургические тексты, подтверждающие это и свидетельствующие о важнейшем, возможно, для человека факте - о том, что человек по богозданной природе своей, по глубине доступных ему переживаний является существом подобным Тому, Кто есть совершенная Любовь, совершенная Радость и Всеблаженство. Господь говорит апостолам: все это " сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна " (Ин. 15:11); " Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна " (Ин. 16:24). И ученики действительно " исполнялись радости и Духа Святого " (Ден. 13:52). Иоанн Богослов обращается к своим духовным детям: " Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими…. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему " (1 Ин. 3:1-2). Апостол Павел " любовь, радость, мир " (Гал.5:22) называет в качестве первых плодов Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Еще можно отметить такой момент (как пример той же двусмысленности). Хотя достоинством статьи и являются интересные, впервые увиденные параллели филологического характера (метафорические переклички образности рассматриваемой притчи с другими евангельскими притчами), по сути своей, притча о Лазаре и богаче, наоборот, оказывается странным образом оторванной от контекста более чем определенного учения о посмертной участи не раскаявшихся при жизни грешников, содержащегося в Писании. Так, например, как можно сочетать все то же, фактически, повторяю, итоговое утверждение статьи о том, что « г решник в любой момент может «перейти» с темной половины на светлую и присоединится к брачному пиру. Для этого необходимо лишь «обнищать», то есть смириться до конца и занять за брачной трапезой последнее место», с совершенно однозначным, не метафорическим языком притчи, но в самом прямом смысле изложенным Христом-Богом учением о том, что «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие...» (Мф. 7,21-23)? Разве это не взаимоисключающие учения («даже многие желающие не войдут» и «каждый в любой момент сможет»)? С уважением, Роман Чернов. иерей Сергей Пометнев 15 ноября 2013г. 23:59 Во-первых, Роман, о плюрализме мнений. Вы должны были заметить, что мнения святых в данной статье, не объединены в нечто единое, а было отдано предпочтение мнению Свт. Афанасия Великого. По поводу частного мнения того или иного Св. Отца могу заметить, что Православный Катехизис так же есть частное мнение Свт. Филарета Дроздова. Церковь же не отвергает мнение ни того ни другого. «Ортодоксальное же единомыслие» есть нечто условное. Ни один неоднозначный вопрос в Церкви (а таковых достаточно много) не утвержден абсолютным единомыслием.

http://bogoslov.ru/article/3592104

И если бы такая женщина обратилась к Писанию и Преданию Церкви, то нашла бы там много ответов на насущные для нее вопросы. Например, читая Послание апостола Павла к Коринфянам, узнала бы, что не имеет права отказывать мужу в супружеской близости под предлогом поста, ибо супружеский пост разрешен только в случае обоюдного добровольного согласия обоих супругов: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7, 4–5). И открыв творения свт. Иоанна Златоуста, узнала бы, что «та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишается награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам». Брак с неверующим Здесь следует напомнить, что сама ситуация, когда один супруг – христианин, а другой – нет, ненормальна. Она допустима только в том случае, когда супруги поженились, будучи в неверии, а затем один из них пришел в Церковь. Именно для такого случая апостол говорит: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…» (1 Кор. 7, 12–14). А та практика, когда православные уже после воцерковления женятся или выходят замуж за неверующих или иноверцев, однозначно запрещена Церковью. 72 правило V–VI Вселенского Собора гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаться… Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников». И свт. Амвросий Медиоланский говорит: «Если сам брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?». Те же православные, которые оказались в ситуации, описанной апостолом, должны знать о нормах своего поведения в общении с неверующими родственниками.

http://pravoslavie.ru/5759.html

Как при постройке здания не все камни получают одно назначение, но один годится для угла, а не для основания, другой для основания, а не для угла, так, без сомнения, и в теле Церкви. Равным образом и в нашем теле каждый может увидеть то же самое, однако же один член терпит другого, и мы не требуем всего от каждого из них, потому что из совокупности разнообразного состоит и тело, и здание... Исполняйте все вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого. Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же в таком случае его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Таким образом, и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, да и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать. Подобно тому как и по отношению к телу, если кто станет требовать от всех членов его одинакового служения, тело ни в каком случае не устоит, так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего (свт. Иоанн Златоуст , 53, 808). Источник. ...Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред (свт. Иоанн Златоуст , 54, 102). Вратами адовыми Слово Божие (см.: Мф. 16, 18 ) назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противовосстав, Божия Церковь с одними борется, а другими не преодолевается (прп. Исидор Пелусиот , 60, 146). Источник. ... Церковь есть собрание святых, совокупленное правою верою и доблестным житием. Церковь составляется из непорочных душ... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 34).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кроме того, для евангелиста характерно идентифицировать людей через связанные с ними события, например: Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Ero волосами своими» (11:2); «Лазарь, которого Иисус воздвиг из мертвых» (12:1, 9); Никодим, приходившийк Нему первый раз ночью» (19:39). Если бы в приходе ночью евангелист видел проявление слабости Никодима, вряд ли он бы повторно сослался на него. И наконец, если Никодим сразу осознаёт, что Иисус учитель, пришедший от Бога и «Бог с Ним», то большинство членов синедриона, даже спустя несколько лет, не желают признать той истины: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а об этом мы не знаем, откуда Он» (9:28 – 29). 46 Сам Дух тоже «слышит», что Ему сообщает Бог, а верующий может услышать Духа. В своем первом Послании евангелист Иоанн пишет о даре Духа: «А то помазание, которое вы получили от Него), пребывает в вас, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но Его помазание учит вас всему ( 1Ин 2:27 ). 48 «Дух говорит, то есть воздушный и стихийный ветер дует вокруг всей вселенной, – и там, где он свободно пробегает, присутствие его обозначается одним только шумом, но он скрывается от всех глаз и сообщается более тонкому чувству телесного слуха, производя ощущение присущей ему по природе действенности» ( Кирилл Александрийский , свт. Творения. Кн. 2: Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч. 1. – М., 2001. С. 593). 49 В евангельских беседах Иисус постоянно указывает, что все, что Он говорит, Он слышал и видел у Отца. 50 «Но если здесь называется земным и крещение, не удивляйся. Он называет его так потому, что оно совершается на земле» ( Иоанн Златоуст , архией. Константинопольский, свт.. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 178). 51 На протяжении Евангелия неоднократно подчёркивается необходимость видеть Сына и веровать в Него (6:36, 40). Читать далее Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна/Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Необходимо заметить, что День Господень, Суд Божий и воздаяние на этом Суде каждому человеку является перспективой всей христианской жизни, и именно в этой перспективе вера во Христа, нравственная жизнь и добрые дела обретают свою полноту. События эсхатологического свершения — не просто отдельные события будущего, о которых размышляет ап. Павел, но это события искупительные, которые уже начали происходить с пришествием в мир Спасителя. Слово κριβς, которое можно перевести как «точно, основательно, достоверно», может указывать на то, что учение ап. Павла о временах и сроках было основано на словах Самого Христа и было дано со всей обстоятельностью фессалоникийским христианам . Некоторые толкователи считают, что это слово указывает на высокую степень понимания фессалоникийцев, т. е. они не нуждаются в дополнительных знаниях . Другие экзегеты видят в словах апостола иронию: «Вы прекрасно знаете, что ничего не может быть известно о том, когда наступит этот день» . 1 Фес. 5, 3: ταν λγωσιν ερνη κα σφλεια ττε αφνδιος ατος φσταται λεθρος σπερ δν τ ν γαστρ χοσ κα ο μ κφγωσιν ( ибо, когда будут говорить: « мир и безопасность » , тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [ постигает ] имущую во чреве, и не избегнут ). В 3-м стихе говорится о внезапности и неожиданности событий, связанных с наступлением Дня Господня. Как пишет свт. Феофан: «Гос­подь идёт так неожиданно не потому, чтоб намеренно хотел застичь всех врасплох неготовыми, но так будет по причине беспечности людей» . Апостол сравнивает явление Дня Господня с внезапным набегом врагов, или с внезапными бедствиями и катаклизмами. Некоторые современные комментаторы, подобно свт. Феофану, считают, что внезапным День Господень будет только для неверующих . Выражение мир и безопасность (1 Фес. 5, 3) является отголоском ветхозаветных пророческих предупреждений относительно мнимых обещаний мира, которые давали лжепророки. Например, в книге пророка Иеремии Бог осуждает духовных вождей в Иерусалиме за то, что они врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: мир! мир!, а мира нет (Иер. 6, 14; ср.: Иез. 13, 10; Мих. 3, 5). Некоторые исследователи связывают эти слова апостола Павла с лозунгом римской пропаганды. Римляне считали себя поборниками мира, воздвигали памятники и распространяли воззвания, в которых восхваляли мир, достигнутый именно во время их правления .

http://bogoslov.ru/article/6173995

Но вот вопрос: какое учение о браке нам предлагает сам Валерий и его последователи? Соответствует ли его учение вероучению и канонам Церкви? Главный постулат, выдвигаемый Суторминым - это учение о невозможности распадения церковного брака ни при каких обстоятельствах. Этот постулат он отстаивает до конечного логического завершения. Согласно Сутормину, брак абсолютно нерасторжим в принципе (отсюда и название движения «Развода нет», то есть развод в принципе не существует). А это означает, что даже прелюбодеяние мужа или жены не расторгает брак. По Сутормину брак остается нерасторжимым и даже в случае принятия одним из супругов или обоими монашеского пострига. Такое толкование брака Валерий выводит из слов Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Валерий и его последователи видят в этих словах не заповедь, данную нам, а констатацию непреложного факта. Дескать, никто и никогда не может разрушить церковный брак, так как брачующихся сочетал Бог в таинстве венчания. По Сутормину брак не может быть разрушен ни при каких обстоятельствах, словно соединение брачующихся произошло намертво неким механическим способом. Надо отметить, что очень похожий взгляд на нерасторжимость брака проповедуется католической церковью. На самом деле изречение Спасителя «что Бог сочетал, того человек да не разлучает » являются именно заповедью о нерасторжимости христианского брака, а не констатацией непреложного факта. Христос устанавливает такой взгляд на брак, когда развод по любой причине является тяжким грехом кроме вины прелюбодеяния. Прелюбодеяние как единственная причина развода называется потому, что в этом случае происходит фактическое попрание и уничтожение брака. В остальных случаях развод не может быть действительным, поэтому разведенный супруг, вступающий в новый брак, осуждается как прелюбодей. Наиболее подробно отношение Христа к браку раскрывается у евангелиста Матфея (19, 1-12), когда в ответ на искусительные вопрошания фарисеев Господь устанавливает заповедь о нерушимости брака, делая лишь одну оговорку: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния , тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» . В толковании на это место Евангелия свт. Иоанн Златоуст пишет, что Христос позволил разводиться с женою «исключительно только по причине прелюбодеяния». Совершенно понятно, что смертный грех прелюбодеяния расторгает единство мужа и жены, разрушая как духовное единство, так и единство плоти. Прелюбодей в самом корне разрушает брачные узы и сам как бы умирает для супружества, о чем писали многие святые отцы. Так, например, свт. Иоанн Златоуст считал разрушительной для брака (в отличие от Валерия Сутормина) не только измену жены, но точно так же и измену мужа. Он писал, что после супружеской измены «и муж уже не муж, и жена не жена».

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/22/n...

Но если духовный свет все-таки заметен в человеке и если кто-то именно от живого человека получил свое духовное рождение — то лишь естественно такого наставника назвать «отцом». И апостол Павел не скрывает своей родовой боли: «ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием… Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (1 Кор. 4. 15; Гал. 4, 19) . В Церкви мучеников мы видим те же отношения духовного родства. Папилоса, пергамского мученика, судья спрашивает: «Есть ли у тебя дети?» Тот отвечает: «Слава Богу, много». Голос из толпы поясняет: «Он называет своими детьми христиан!» Проконсул возмущается: «Почему же ты лжешь и говоришь мне, что у тебя есть дети?» И вот ответ Папилоса: «Пойми, я не лгу, я говорю правду. В каждой области, в каждом городе у меня есть дети в Боге» . Так же считает свт. Ириней Лионский: «Кто научен кем-либо, называется сыном учителя, а этот — отцом его» (Против ересей. 4,41,2). О том же говорит Климент Александрийский: «Сын есть всякий тот, кто учится с покорностью учителю» (Строматы 1,1). И эту древнехристианскую традицию итожит свт. Василий Великий: «Кто восприемлет от кого-либо образ благочестия, тот как бы образуется им» . В своем рождении друг от друга наставники сохраняют тот образ внутреннего устроения, который впервые явил создатель духовной традиции. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16) — призывает ап. Павел. А от Апостола начинается следующее преемство — например, св. Игнатия Богоносца, который, по слову св. Иоанна Златоуста, «близко общался с апостолами, имел с ними общение и в речах, и в неизреченном» … Как сказал о совершении Предания св. Феофан Затворник — «жизнь от жизни загоралась и жизнь, апостолами заведенная блюлась… Вы понимаете предание как передавание из уст в уста. А оно было предание из жизни в жизнь, из дела в дело. Христианство — не учение, а жизнь. И самое учение его входит в жизнь как определенный образ, воззрение на все сущее и бывающее» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010