Бог исполнял молитвы святых, которые соблюдали и исполняли заповеди Божии и когда они жили здесь, на земле и сейчас, когда они находятся на небе» (прп. Иустин Попович) . 23). А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. Апостол «непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности… Стало быть, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас и следовательно, не все равно, как верить. У него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе! Любовь идет от Бога и ведет к Богу, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его, стало быть и веровать, вера есть источник любви» (свт. Феофан Затворник ). 24). И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. «Он со Своей благодатной силой присутствует в каждой заповеди. «Господь сокрыт в Своих заповедях», – говорит святой Марк Подвижник . Господь помогает каждому борющемуся в соблюдении заповедей Его. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам. Это значит, что христианин никогда не один, но он, – сожитель и соработник Трисвятого Бога» (прп. Иустин Попович) . Четвертая глава 1). Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. «Если будем исполнять (это) апостольское наставление, мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или предложен нам какой-либо догмат, очищено ли это Божественным, Небесным огнем Святого Духа, или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия» (прп. Иоанн Кассиан ). «Бывают и ныне (чудесные) знамения, как слышим. И неудивительно; ибо благодать Духа, как тогда действовала, так и ныне действует неоскудно. Однако ж не следует без разбора верить всему разносимому молвой; ибо, многим еретикам и нарушителям заповедей Божественных, как древле, так и ныне попускалось и попускается творить похожие на знамения дивности. Так что не следует таковыми увлекаться, но надлежит испытывать, истинные ли они ученики Господни, по тем признакам, кои предал нам Господь» (прп. Феодор Студит ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Характерной чертой кондака является то, что он обращен не к одному из Лиц Святой Троицы, а к Божией Матери, т. е. представляет собой литургическое, молитвенное выражение догматического учения о Боговоплощении. Очевидно, что как отрицание человеческого образа Спасителя логически приводит к отрицанию Богоматеринства 66 , так и утверждение Его иконы требует прежде всего выявления роли Божией Матери, Ее выделения как необходимого условия Боговоплощения, как причины описуемости Бога. По толкованию святых отцов, основание для изображения Богочеловека Иисуса Христа вытекает именно из изобразимости Его Матери. «Поскольку Христос, – говорит прп. Феодор Студит , – происходит из неописуемого Отца, Он, будучи неописуем, не может иметь искусственного изображения. В самом деле, какому равному образу могло бы быть уподоблено Божество, изображение которого в боговдохновенном Писании совершенно запрещено? Поскольку же Христос рожден от описуемой Матери, естественно, Он имеет изображение, соответствующее материнскому образу. А если бы Он не имел (искусственного изображения), то и (не был бы рожден) от описуемой Матери, и, значит, имел бы только одно рождение – очевидно, от Отца; но это является ниспровержением Его домостроительства» 67 . Итак, раз Сын Божий стал Человеком, то Его и следует изображать как человека 68 . Эта мысль красной нитью проходит у всех апологетов иконопочитания. При этом описуемость Сына Божия по плоти, воспринятой Им от Богоматери, противополагается (как прп. Иоанном Дамаскиным , так и отцами VII Вселенского Собора) неописуемости Бога Отца, непостижимого и невидимого, а потому и неизобразимого. «Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его . И если бы мы увидели и познали Его так же, как и Сына Его, – то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)...» 69 – говорят отцы этого Собора. Тот же вопрос об изображении Бога Отца возникает в 1667 г. на Большом Московском Соборе в связи с распространением в то время в России западной композиции Святой Троицы с изображением Бога Отца в виде старца. Собор, ссылаясь на святых отцов, и в частности на великого исповедника и апологета иконопочиния прп Иоанна Дамаскина , указывает на неописуемость Бога Отца и запрещает Его изображение на иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Апостольское чтение на литургии возвещает наступление времени духовного пробуждения для всей Церкви: Наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13. 11, 12). Евангельское чтение указывает на смысл и содержание этого духовного пробуждения – взаимное прощение и примирение друг с другом: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6. 14). Примирение христиан друг с другом накануне первого постного дня – нечто несравненно большее, чем всего лишь необходимое условие примирения каждого из них с Богом. Прощение и примирение воссоздают Церковь в ее первоначальном замысле – как единое Тело Христово, призванное возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). Субъектом поста является не хаотическое множество разрозненных индивидуумов, но Церковь как собрание любви. Именно и только Церковь способна встретить воскресшего Христа и вновь принять от Него дар новой жизни, и поэтому постится в ожидании Воскресения тоже вся Церковь, примиренная и собранная в единении любви.   Такое понимание поста нашло свое выражение и в стихирах Вечерни Недели сыропустной, помещенных в «Триоди постной». В первой стихире на «Господи воззвах» свт. Иосиф Студит проводит параллель между Церковью, собранной воедино для прохождения Великого поста, и общенародным постом жителей Ниневии. «Молитвами и слезами Господа спасающего нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне» . В стихире подчеркивается соборный характер пощения, примиряющего постящихся и возводящего их как единый народ в Царство Божие, которое есть Царство любви. Прп. Феодор Студит – автор третьей стихиры на «Господи воззвах» -  видит смысл поста в совершенствовании в любви, которая отверзает духовные очи постящихся для созерцания таинства спасения, совершенного Христом.

http://bogoslov.ru/article/1245492

9). Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. «Пребывает в учении Христовом тот, кто мыслит в соответствии с ним, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю. А кто удаляется от него, тот безбожник. Ибо как тот, кто живет в точности по сему учению, усвояет себя Богу, так тот, кто живет не по заповеди евангельской, живет без Бога, потому что сам удалил себя от Бога. А пребывающий в этом учении имеет и Отца и Сына. Об этом и Сын сказал: Мы придем к нему и обитель у него сотворим, то есть вместе с Отцом ( Ин.14:23 ). Ибо чрез соблюдение заповедей он сделал себя храмом и жилищем Божиим и Бог вселился в него… Кто имеет Сына, тот имеет и Отца. Ибо видевший Сына, как Сам Он сказал, видел и Отца. Он же сказал: Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин.14:9–10 ) (блж. Феофилакт). 10). Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Дословно этот и следующий стихи переводятся так: и не говорите ему: «Радуйся!», ибо говорящий, чтобы он радовался, участвует в злых делах его. «Радуйся» было стандартной фразой приветствия, почему в синодальном переводе эта фраза переведена по смыслу: и не приветствуйте его. «Чего же уклоняйся? Если кто приходит к вам и не приносит сего учения. Какого это учения, кроме кафолического, всеобщего и неизменного, которое распространяется из века в век посредством не поврежденного предания истины и имеет продолжиться в бесконечные веки?» (Прп. Викентий Лиринский . Перегрин, 14). «Можно ли здороваться с ними, говорить и приветствовать их (отпавших из Православия в ересь)? Нет, как говорит великий Василий. Господь запретил приветствовать их: случайно, – может быть, но с любовью и дружбой, – этого надобно избегать, дабы и здесь исполнялось сказанное: не принимайте в дом и не приветствуйте его» (Прп. Феодор Студит . Послание 108). «Что же скажут те, которые не только не любят сотворившего и питающего их Господа, но и в числе друзей имеют говорящих неправду на Бога, одной приобщаются с ними трапезы и при самом вкушении пищи терпят хулы на питающего?» (свт. Василий Великий . Беседы на шестоднев, 9:4). «Итак, когда написано: еретика после первого вразумления отвращайся ( Тит.3:10 ), когда и другой муж, свидетельствовавший Святым Духом, говорил не допускать приветствия и общения с ними, тогда каким образом того, кого мы видели находящимся в их обществе, мы также не посчитали бы и защитником неверия?» (свт. Амвросий Медиоланский . Письма, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Всегда озабоченный поражением рабов Божиих, коварный во время мира, жестокий во время гонения, он, когда не может обольстить тайно, грозит открыто и явно» (св. Киприан Карфагенский . Книга о ревности). «Кратко сказать: его дело ночью и днем, – наша погибель» (прп. Феодор Студит . Послание 50(238)). «Он ходит, как лев с великой яростью, но если нападет на имеющих Христа и (знак) креста, и огонь Духа, то не в состоянии будет даже взглянуть на них, но обратившись назад, убежит и не посмеет возвратиться» (св. Иоанн Златоуст . Беседы на Псалмы, Пс.7:3 ). «Христос называется (в Писании) львом (см. Откр.5:5 ) по царственному достоинству и неодолимости, а диавол называется львом по зверству и кровожадности» (прп. Исидор Пелусиот . Письма, 1:675). 9). Противостоите ему твердой верой, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. «Великое различие между Богом и дьяволом . Если ты сопротивляешься Богу, Он тебя обратит в ничто, если противодействуешь дьяволу, ты его обращаешь в ничто» (св. Иларий Арльский). «Те страдания, от которых вы изнемогаете, являются для вас общими с теми, кто по всему миру принадлежит к Церкви Христовой. И тот факт, что с сотворения мира всегда страдали праведные, да устыдит вас перед всеми, если только вы не можете их вынести» (св. Беда). 10–11). Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. «И в начале послания (1:2–3) апостол сказал, что Отец помиловал нас чрез Сына и теперь, в конце оного, учит, что тот же Отец призвал нас чрез Сына. Ибо в том и цель апостолов, чтобы проповедовать таинство (спасения), хотя бы и вместе с увещанием» (блж. Феофилакт). 12). Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. «Этот Силуан превосходно верует и усердно подвизается в деле проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

е. фактически представляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности боговоплощения). Защитниками иконопочитания в разное время были: прп. Иоанн Дамаскин , патр. Константинопольский Никифор, прп. Феодор Студит . Литература . Давыденков О. , прот. Богомужное действие//Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 474–475; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 113–121; Иларион (Алфеев) , иером. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. С. 128; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 385–388. Вопрос 38. Господь Иисус Христос: Бог и Человек. Его рождение, безгрешность О Лице Господа Иисуса Христа: Он есть истинный Бог и истинный Человек (Пс.2:7, 109:3; Ин.1:14,17, 5:19,21,23,26; Мк.14:61–62; 1Ин.5:20; 1Тим.3:16; Флп.2:6; Мф.8:20; Лк.24:39; Рим.5:15; 1Кор.15:21; 1Тим.2:5). Сверхъестественное рождение и безгрешность Богочеловека (Ис.7:14; Лк.1:30–32; Ис.53Н:9; Ин.8:46, 14:30; 1Пет.2:22; 1Ин.3:5; 2Кор.5:21) Ответ . Священное Писание со всей определенностью говорит об Иисусе Христе как о Боге. Оно приписывает Сыну Божию все, что только может приличествовать истинному Богу, как то: 1) Именования Бога. Оно называет Его а) Богом воплощенным: «и беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ); б) Единородным Сыном Отца: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ); в) Богом истинным: «знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ); г) Богом великим: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Прп. Феодор Студит пишет против гневных помыслов, возмущающих душу: «Впрочем, не эта одна страсть (то есть похоть) возмущает и изменяет душу, но и ещё более гнев, ибо говорится: …ярость в недре безумных почиет… Отчего же рождается такая страсть? От горделивого о себе и презрительного о других мудрования» Наставления монахам, 266]. Гнев – это буря в душе. Люди оправдываются своей отходчивостью, но, по прп. Феодору, гнев не только возмущает, но и изменяет душу. Да, от гнева отошёл, но душа уже не та, изменилась, повредилась. Св. Василий Великий , согласно с блж. Иеронимом, в словах Екклесиаста о предыдущих и нынешних днях находит побуждение к духовному усовершенствованию в жизни: «Посему так будем жить, чтобы прошедшее никогда не было лучше будущего или настоящего. Сие запрещает и Екклесиаст: да не речеши, яко дние прежни беша блази паче сих, яко не в мудрости вопросил еси о сем ( Еккл. 7:11 ). Ибо если предыдущие лучше последующих, то нам будет сказано: напрасно вы столько потерпели, добрые дела обратив в ничто последующим нерадением» Толк. на пр. Исайю, 1, 4]. Действование Божие в мире сем Много размышлял философ о мудрости и понял – не видать тебе этой мудрости, пока сам мудришь. Смирить надо своё мудрование пред Всевышним. Признать надо, что в этом мире действует Бог, совершается Его промысл. Он – Хозяин. Не от меня – от Него всё зависит. Всё будет не как я, а как Он хочет. Не будет Он отчитываться мне в Своих деяниях, мудрый примет Его, как Он есть, и дела Его, каковы они есть. Не понять пути Божии, а принять их – в том высшая мудрость. Еккл. 7:13 Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Еккл. 7:14 Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. Еккл. 7:15 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живёт долго в нечестии своём. Смущает то, что в этом мире так многое криво , так многое не так, как надо. Так и хочется выпрямить то, что Бог сделал кривым . Нет, так дело не пойдёт, миру нужна пластическая операция. Кривой нос надо выпрямить, сибирские реки надо развернуть в казахские степи, брови на лице надо подвыщипать, в заповеди Божии надо внести конструктивные поправки. Сколько гениев уже бралось за это дело! Не пора ли и Соломону?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Игумен Дионисий 19.12.2018. Память святителя Николая Мирликийского I. Путь восхождения по мере приближения к Рождеству О духовной высоте как ориентире души 2 Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Лк. 10:23–24 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодняшний праздник является для нас великим торжеством, напоминанием о важности духовного восхождения в стремлении «полагать» всегда «восхождения в своем сердце», согласно псаломскому стиху. 3 Памятуя о данных словах, прп. Феодор Студит писал: «Но всегда идите вперед и преуспевайте, и полагайте добрые восхождения в ваших сердцах, 4 восходя от славы в славу 5 добродетели». 6 Только что мы совершили Литургию апостола Иакова, брата Господня. В Новом Завете есть три Иакова: Иаков Зеведеев – старший брат евангелиста Иоанна, Иаков Алфеев – брат евангелиста Матфея и Иаков – брат Господень по плоти. Каждый из них принял мученическую кончину: Иаков Зеведеев был усечён мечом, 7 Иаков Алфеев был побит камнями или распят, а Иаков, брат Господень, ставший первым епископом Иерусалима, был низвергнут с высоты Иерусалимского храма. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». 8 Эти слова означают духовную катастрофу, а именно: Господь наш Иисус Христос Спаситель, Который мог сотворить множество сил и чудес, оказался без чести в Своем отечестве, и тем самым Его слово не сотворило чудес для тех людей, которые отказывались от них. Но разве эти слова обличают только то, что было когда-то на стыке Ветхого и Нового Заветов? Эти слова обличают нас с вами в том, что и мы не отдаем должную честь и славу Спасителю. Нередко мы, соприкасаясь с богословием, обращаясь к святым и приобщаясь Божественных и драгоценных Таинств, остаемся равнодушными, затворяя холодностью и безразличием душу. Мы впадаем в состояние раздвоенности, или «бесчувствия», как описывают это святые отцы, в частности преподобный Иоанн Лествичник . В этом состоянии человек «хвалит молитву и бежит от нее как от бича», «ублажает безмолвие и через многословие его хвалит», «милосердных прославляет и нищих поносит». 9 Мы оказываемся теми, кто не приемлет Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«Нет подвига более девства, — читаем у преподобного Феогноста. — Ведущему безбрачную жизнь удивляются самые Ангелы, потому что сколько трудов и усилий потребно, чтобы, состоя из плоти и крови, стремиться всегда непорочностью подражать невещественности Ангелов! И подлинно, столь велика и возвышенна сия добродетель, что — как превышающая природу — кажется невозможною, если Господь свыше не поможет!» 3 «…Совершающие поприще девства текут не один день, а всю жизнь; и путь их, и течение по нему невидимы, как невидима и брань, какую имеют они с невидимыми врагами. И как если бы кто увидел человека окрыленным, справедливо удивился бы, как он имеет вид то человека, то Ангела; так и хранящий подвижнически девство представляет странное некое зрелище и для Ангелов, и для людей: во плоти он и выше плоти; в мире и выше мира… …Для многих дар сей невместим, и отложен только для тех, кои распинают себя образом жизни своей», то есть которые стремятся следовать за Христом, живя в благочестии и чистоте (Прп. Феодор Студит / 33 . Т. 4. С. 477) 4 . Епископам, в частности, признано за благо быть безбрачными (VI Вселенский Собор, правило 12) ради попечения «о спасении и о преуспеянии людей на лучшее». … — Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор.6:19, 13 ). Иначе говоря, не для того создано тело, чтобы утопать в наслаждениях и впадать в блуд, но для того, чтобы оно повиновалось Христу как главе своей, а Господь как Глава управлял им. Свежий и нежный цветок целомудрия портится и вянет даже от шутливого или легкомысленного обращения, а нечистое прикосновение может его уничтожить. Целомудрие исходит от сердца, но его материей является тело человека, потому-то как все внешние чувства, так и сердечные желания могут его нарушить; нечистота взгляда, слуха, речи, прикосновения может его нарушить, когда сердце начинает забавляться ими и находит удовольствие в таких делах, о которых апостол Павел говорит: …не участвуйте в бесплодных делах тьмы, по и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:11 – 12:3 ). ( 27 . С. 79–80.)

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Очевидно, что богопознание или боговедение не может быть поставлено с этими областями знания в один ряд, поскольку знать нечто в какой-либо науке, быть специалистом — это означает, прежде всего, владеть в совершенстве информацией по тому или другому вопросу. Однако в богословии все совсем не так. Согласно Священному Писанию знать — значит испытать нечто на личном опыте, приобщиться. Поэтому Господь Иисус Христос ставит по существу знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17,3). Согласно Священному Писанию цель жизни человека и есть богопознание, которое достигается через богообщение. Апостол Павел (Деян. 17, 26-28) говорит, что Бог: «От одной крови …произвел весь род человеческий… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем»… Нет необходимости доказывать, что богопознание не есть однократный акт, а процесс, причем процесс, который предполагает не только движение мысли, но прежде всего изменение образа жизни. Богопознание невозможно без Божественного Откровения. Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения. Таким пособием к познанию Бога из Откровения является естественно богопознание. О том, как соотносятся между собой естественное богопознание и богопознание откровенное, сверхъестественное, хорошо говорит прп. Феодор Студит (Слово умозрительное, гл. 9-10. Добротолюбие, 1992, т. 3, с. 349): «Из здешних наземных познаний одно бывает по естеству, а другое сверх естества. Что есть это второе, явно будет из первого. Знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и взыскание, естественными пользуясь способами и силами… А сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум… Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». 1.1. Естественное богопознание (естественное Откровение)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010