1156 . Wendebourg D. From the Cappadocian Fathers to Gregory Palamas. The defeat of Trinitarian theology//StPatr 1985. 17:1. 194–198. 1157 . Yangazoglou S. Προλεγμενα στη σπουδ τς Θεολογας το γου Γρηγορου το Παλαμ περ τν κτιστων νεργειν//GP 1991. 74. 741–789. пер.: Jaraзorлy С. Пролегомена за meoлorujy о нествореним eheprujaмa: cmyдuja о Св. Гpuropujy Паламе . 1995. 76. 1158 . Yangazoglou S. The person in the Trinitarian theology of Gregory Palamas//Philotheos. 2001. 1. 137–143. Обожение и благодать 1159 . Candal M. Innovaciones palamiticas en la doctrina de la gracia//Miscellanea Giovanni Mercati. Città del Vaticano 1946. 3. 65–103. (StT 123). 1160 . Flogaus R. Theosis bei Palamas und Luther: ein Beitrag zum ökumenischen Gespräch. Göttingen 1997. 471. (Forschungen zur systematischen und ökumenischen Theologie. 78). [Diss. Bibl. 441–462]. 1161 . Flogaus R., Dieter Th. Dogmen- und Theologiegeschichte – Theosis bei Palamas und Luther//ThL 1998. 123(7–8). 766–768. 1162 . Flogaus R., Podskalsky G. Theosis bei Palamas und Luther besprochen//BZ 1998. 91(1). 118–119. 1163 . Flogaus R., Wenz G. Theosis bei Palamas und Luther. Ein Beitrag zum oekumenischen Gesprach//ThRev 1998. 94(1). 90–91. 1164 . Kuhlmann J. Vergottung im Heiligen Geist. Die Botschaft des Athosmönchen Gregorios Palamas//Geist und Leben. 1984. 57. 352–369. 1165 . Lison J. La divinisation selon Grégoire Palamas. Un sommet de théologie orthodoxe//Irénikon 1994. 62. 59–70. пер.: La divinización, según Gregorio Palamás: Una cúspide de la teologia ortodoxa//Anámnesis. 1996. 6(1). 71–70. 1166 . Makarov D. I. St. Gregory Palamas’s idea of the Transfiguration//XX е Congr. Int. d’Ét. byz. Pré-actes. P. 2001. 3. 102. 1167 . Mantzaridis G. Προποθσεις κα παργοντες τς θεσεως το νθρπου κατ τν διδασκαλαν Γρηγορου το Παλαμ// θωνικ πολιτεα π τ χιλιετηρδι το γου Ορους. Θεσσαλονκη 1963. 359–426. изд.: περ θεσεως το νθρπου διδασκαλα Γρηγορου το Παλαμ. Θεσσαλονκη 1963. пер.: Mantzaridis G. I. The deification of Man. St Gregory Palamas and the Orthodox Tradition/Transl. Sherrard L., foreword Kallistos (Ware), Bp. of Diokleia. Crestwood 1984. 137. (Contemporary Greek theologians. 2). [Библ. 131–133]. Farrugia E.//OCP 1985. 51. 481–483. 306–310; Gendle N.//Sobornost. 1986. 8. 61–63; Papademetriou G. C.//GOTR 1986. 31:1–2. 211–213; Dolan G. M.//SVTQ 1986. 30. 365–372; M. G.//Irénikon. 1986. 59. 585–586; Rubenson S.//OS 1987. 36. 216–218; J. M.//Contacts. 1987. 39(140). 6 .946. 43–160. пер.: Георгий Мандзаридис . Обожение человека по учению святителя Григория Паламы . СТСЛ 2003. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Пример 15. Восточен «Живодавному Ти гробу»: Колоны с любыми другими ударными слогами при приспособлении к ним рафатки по новому принципу создавали для справщиков сложности, так как акцентные знаки и ударные слоги оказывались в разных местах формулы-колона. На примере семислоговых колонов различного просодического размера схематично показаны эти сложности. Схема VIII. Сложности совмещения акцентных знаков с ударными слогами в семислоговой рафатке. Условные обозначения: 1, 2, 3 – порядковый номер слогов от конца колона; а – текстовой колон оптимального для пореформеной рафатки просодического размера, где 4, 6 – ударные слоги; б, в, г, д, ж, з – текстовые колоны различного просодического размера, создающие сложности при постановки над ними акцентных знаков, где х – ударные слоги: —397— II.2.2. О приёмах приспособления рафатки к текстам разного просодического размера (схемы и примеры) Чтобы акцентные знаки совместить с ударными слогами текста (см. схему VIII), в каждом конкретном случае справщикам приходилось вырабатывать определённые приёмы перераспределения знаков рафатки. Ниже схематично (в основном на примере семислоговых колонов) будут показаны некоторые приёмы приспособления рафатки к текстам разного просодического размера и соответствующие им отредактированные формулы «рафатка» с вариантами, имеющимися в рукописях 1166 . После каждой схемы в качестве образца приводятся формулы из Октоиха. II.2.2.1. Примеры распределения знаков рафатки в стандарт них х-слоговых 1167 и в нестандартных шестислоговых колонах Схема IX. х-слоговой двухударный (стандартный и нестандартный) колон со вторым и последним (первым от начала) ударными слогами. 4, 6 (7...) – слоги крюка светлого и крюка с подчашием в рафатке до справы; х – ударный слог (здесь и в дальнейших схемах). В первой строке показана рафатка XVI века, в нижеследующих – варианты её преобразования в рукописях XVII века: —398— В колонах со вторым и последним от конца (первым от начала) ударными слогами акцентный знак «крюк светлый» переносили на последний от конца (первый от начала) ударный слог, в большинстве случаев заменяя его стрелой светло-тихой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XV в. (Vatop. 483. Fol. 2r) Сильное влияние канонического права отмечается в новеллах имп. Ираклия от 612, 617, 619 и 629 гг., имп. Ирины между 780-790 и 797-802 гг., иконоборца Льва V и его сына Константина 819/20 г. (Reg. Imp. N 165, 175, 199, 212, 338, 358, 359; Τρωινος. 1999. Σ. 104-105). Активную законотворческую деятельность развил имп. Лев VI Мудрый (886-912), из 113 новелл к-рого 35 посвящены Церкви, в частности вопросам приспособления светского права к соборным канонам VII-VIII вв., не учтенным в юстиниановском законодательстве ( Τρωινος. 1999. Σ. 160-167; Stolte. 1991. S. 233, Anm. 5). Тесная связь с каноническим правом также в новеллах имп. Исаака I Комнина (1057-1059) и Константина X Дуки (1059-1067) (Reg. Imp. N 943, 944, 961), Никифора III Вотаниата (1078-1081) (Ibid. N 1048), Алексея I Комнина (1081-1118) (Ibid. N 1085, 1116, 1167, 1168b, 1177, 1214b), Мануила I Комнина (1143-1180) (Ibid. N 1333а, 1372, 1468) ( Τρωινος. 1999. Σ. 167-170; Соколов. 1907). Следует упомянуть также новеллу Андроника II Палеолога (1282-1328) о запрете кандидату в епископы делать подарки участвующим в его поставлении архиереям (Reg. Imp. N 2159 - ср.: каноны Халк. 2 и Трул. 22) и новеллу Андроника III, в к-рой наряду с вопросами наследственного, процессуального, уголовного, брачного и договорного права трактуются вопросы церковной дисциплины (Ibid. N 2295). Взаимодействие канонического и светского права не ограничивалось влиянием первого на второе. Светское право в свою очередь также сыграло определенную роль в формировании церковных институтов. Так, по-видимому, влиянием светского права можно объяснить появление в Церкви института апелляционного суда (Ант. 12, Сард. 3-5; Халк. 9, 17; см.: Troianos. Der Apostolische Stuhl. S. 252-253). Появление нового юридического жанра - имп. «божественных законов», касающихся Церкви,- неизбежно должно было поставить перед церковными властями проблему сбора и тематической классификации (кодификации) юридического материала, относящегося к церковным делам.

http://pravenc.ru/text/372678.html

1094 яже прежде чрева предвиденная Бога нашего Мати – (та), которая прежде начатия во чреве матери своей была предусмотрена быть матерью Бога нашего. 1100 совершилось, то есть таинство соединения сошедшихся во Христе двух естеств (Божеского и человеческого). 1114 наставлъшему люди, яже изведе из работы Египетския, яко прославися – проведшему народ, который извел он из рабства египетского, ибо он прославился. 1121 Разсеяв сумрачную в писании тень гаданий и озарив сердца верных пришествием истины чрез Богоотроковицу, наставляй и нас, Христе, светом Твоим. 1125 да яко избавителю во гласе хваления, истины же духом пожру Тебе – и Тебе, как избавителю, с громкою хвалою и духом истины я принесу жертву. 1129 в вещественнем чреве огон неопально прияла еси – ибо Ты неопалимо приняла огонь в невещественное чрево. 1133 В печи отроков Ты прообразовал некогда Матерь Свою, Господи; и это прообразование от огня спасало их, ходивших (среди его) неопалимо; Ее, явившуюся чрез Тебя концам (вселенной), мы ныне воспеваем и превозносим во все века. 1154 яко милосерд премножеством благости – как снисходительный по великому множеству милосердия (Твоего). 1167 Тем Тя воздвизаема зрящи тварь – потому Тебя поднимаемого вверх (сооружаемого), видя человеческий род. 1179 и клятва разрушися осуждения праведнаго – и проклятие (наложенное) судом праведным уничтожилось. 1229 Той же обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав – а ударом против фараоновых колесниц соединив тоже (море), изобразив в широту. 1239 Услышал я тайну домостроительства Твоего, Господи, уразумел дела Твои и прославил Твое Божество. 1240 О, совершенно блаженное древо, на котором распялся Христос, Царь и Господь, им же пал обольстивший (Еву) древом, быв сам уловлен пригвоздившимся на тебе плотию Богом, дарующим мир душам нашим. 1244 тем тридневен изшед премирное воскресение прописаше – а исшедши оттуда через три дня, предизобразил вышеестественное воскресение. 1254 о противодышущу росоносному Духу, со огнем суще пояху – но находясь реди пламени, против которого веял росоносный Дух, они пели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2108 Гензерих был уже под стенами города (12 июня 455 г.). Лев, во главе своего ду- Рассказывают, что когда, отправляясь в экспедицию, он был спрошен своим кормчим, против какого народа он намерен плыть, он отвечал: «против, тех, на кого прогневался Бог». Procop. De Bello Vandal. 1:4; 5, p. 188. 2112 Cod. Theodos. 16, 10:25. В подлиннике стоит слово destruí, но контекст показывает, что оно означает только очищение храмов от идолопоклоннических предметов. 2115 Там он называется Баронием (476:3). Сальвиан, пресвитер марсельский, написал книгу «Об управлении Божьем», с целью опровержения мнения, появившегося среди христиан, что бедствия времени и страдания добрых, обнаруживали эпикурейскую беспечность в отношении человеческих дел со стороны Божества, – каковое мнение приводило многих к сомнению касательно полезности религии (De Guhernatione Dei 1, 1–5 (Patrol. 53). 2116 Patrol. 54:110–16. Геласий опровергает мнение, что бедствия Рима происходили вследствие пренебрежения к языческим обрядам. 2117 Когда Велизарий отстаивал Рим против готов, в 537 году, рассказывают, что «бесполезные усилия повернуть двери храма Януса на их заржавевших петлях обнаружили скандальную тайну, что некоторые римляне все еще держались суеверия своих предков» Gibbon. 4:47. См. Procop. De Bella Gothico, 1:25, p. 375. Но отсюда так же неосновательно делать заключение о веровании этих лиц, как неосновательно заключать о существовании языческих идей и обрядов в Шотландии или Скандинавии в настоящее время. 2122 Лун был брат леринского монаха, по имени Вницента, который отождествляется с автором сочинения Commonitorium adversus Haereticos (См. ниже глава 21). 2125 Beda, 1, 15. Это место, главным образом, заимствовано у Гильды (1:25), и подозревается в преувеличении и вымышленности. 2129 Vita. 4. Источником служит жизнеописание Северина написанное Евгиппием, который обыкновенно называется африканским аббатом (Patrol. 57; 1167 и след.). 2134 Fredegar. Epitom. 21 (Patrol. 71). Рассказ o чаше с миром, принесенной будто 6ы, голубем с неба для крещения Кловиса, появляется не раньше времени Гинкмара, три с половиной столетия спустя (Vita Remig. 40, Annales. 869 г.). Чаша эта была разбита во время французской революции, но часть ее, будто бы была сохранена и употреблялась при коронации Карла Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Список опечаток ( лат.) 28 Хотя и не вполне. Хотелось бы мне, если можно, узнать об этом сборнике сказок 1904 г. подробнее. — Прим. авт. 29 Хоббитские имена по большей своей части являются значимыми словами и так или иначе соотносятся с образом жизни и характеристиками хоббитов: Chubb (от англ. chubby) — «полнолицый, круглощекий»; Grubb (соотносится с англ. grub — «харч, жратва», и to grub — «рыться в земле»). Однако все они выглядят как вполне стандартные английские фамилии, которые в русскоязычной традиции принято транслитерировать, а не переводить, исхода из их значения (мистер Смит, а не мистер Кузнец). Потому имена хоббитов повсюду оставлены в транслитерации. 30 Истинная история ( лат.) 31 Философ-платоник XII b. (ум. ок. 1167). автор поэтико-философского трактата «De Mundi Universitate» («О совокупности мира», он же «Космография», написан между 1143 и 1148 гг.). Взгляды Бернарда Сильвестра обнаруживают духовную связь с Шартрской школой — виднейшим центром «французского возрождения» XII b. при Шартрском соборе. Термин «Уарса» ( Oyarses) действительно заимствован из сочинения Бернарда Сильвестра и, как указал Льюису его коллега из Модлин-Колледжа, является искаженным Ousiarches («правящая сущность») (об этом говорится в гл. 22 книги «За пределы безмолвной планеты») 32 Это не ошибка распознавания, а прикол наборщиков — прим. Heimnar " а 33 Поэт-роялист Ричард Лавлейс (1618–1658), выпускник Вустер-Колледжа, автор ряда изящных лирических стихотворений, составивших два стихотворных сборника. 34 Однако ж в новой книге и про хоббитов будет: еще больше, чем прежде, — и самих хо& битов, и про них Снова появляется Голлум, на первый план выходит Гандальв; есть и «гномы», и хотя драконов нет (пока), зато будет Великан; и, что примечательно, совершенно новые (и весьма жуткие) Кольцепризраки. Словом, там наверняка окажется полным-полно всего того, в чем люди, которым пришлась по душе первоначальная смесь, почувствуют тот же самый привкус. — Прим. авт. 35 Возможно, ваш праведный гнев отчасти смягчится, если я скажу, что со времен моего декабрьского письма здоровье моей жены значительно ухудшилось. Прошлый триместр я по большей части провел на чердаке в отеле, а дом мой, изрядно пострадавший, стоял заброшенным . Я и сам расхворался и с трудом справляюсь с университетскими делами, свалившимися на меня в тройном объеме. — Прим. авт. 36

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

1167 ) Т. е. в родстве или в сватовстве вступят в брак. Никоновская Кормчая гл. 45 л. 370, гл. 49 л. 416 об. и 492 и гл. 50 л. 517. 1168 ) В Стоглавнике: „ведовьство, потворы, чародейство, волхвование, зелейничество”. Ведьство или ведовьство – колдовство вообще (ведунство). Зелииничьство – отравления и порчи посредством зелия (трав и кореньев). Потвори – устроение посредством волшебства действий «в мечте» или мечтательных, призрачных, – обморочивание (cfr в Словаре Востокова сл. потвор). Чародеяния – приготовление и употребление так называемых «приворотных» средств (чары, очаровывать). Никоновская Кормчая гл. 45, л. 371 об., гл. 49 л. 485 об., 486, 492 об., и гл. 50 л. 517 об. [См. «Дополнения и поправки " ] . 1170 Нужно: бляднею и зелии и еретичьством, как это в Стоглавнике и в других позднейших списках. «Зелии», т. е. зелейничеством, отравничеством. Под еретичеством, как кажется, разумеется в Уставе не еретичество в собственном смысле, а злое колдовство, обращённое исключительно на пагубу людей, ибо слово еретик, кроме его собственного значения, в древнее время употреблялось (Ипатская летопись под 1175г., 2 издание стр. 401, в рассказе об убиении Боголюбского: «о еретиче!») и до сих пор употребляется у нас в бранном смысле человека отверженного, проклятого (как отвержены были от церкви и были прокляты ею действительные еретики), с привходящим понятием человека, отдавшего себя во власть тёмной силы.– То или другое значение имеет в Уставе слово: еретичество, но оно представляет собой одно из бесчисленных доказательств подложности Устава, ибо невозможно допустить, чтобы греческое слово еретик уже во времена Владимира до такой степени было усвоено у нас, что обратилось в народную брань. (В Законе судном, что в Никоновской Кормчей гл. 46, по некоторым спискам последнего читается: «Иже етеру человеку речеть: еретиче! да ударит 17; ножем, аще ли пред судья вдеть (ударенный), да подиметь глаголавый, еже было еретику подяти, да ся тепеть твердо», – Русские Достопамятности II, 181).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

о должн. пресв. прих. § 98). Не ограничиваясь увещанием нерадивых, священники должны убеждать и постоянных исполнителей христианского долга Исповеди и Св. Причастия, чтобы они не только сами продолжали постоянно исполнять этот долг, но, по чувству братской любви, всемерно старались внушать нерадивым своим соседям, какой страшной ответственности подвергается душа, коснеющая в нерадении (Ук. Син. 1858 г. от 24 сент. за 1167). Когда же пастырские увещания не радящим о покаянии останутся безуспешными, то должно сообщить о таковых епархиальному начальству, чтобы оно, со своей стороны, могло принять надлежащие меры к исправлению нерадивых в исполнении христианского долга Исповеди и Св. Причастия, для чего установлен следующий порядок: приходские священники в конце года составляют частный реестр всем, не бывшим у исповеди и Св. Причастии (кроме детей), с означением, кто сколько лет сряду не был; каждого из поименованных в этом реестре должны спрашивать о причине уклонения от Св. Таин, и притом спрашивать наедине, – и если тот, кто не был только один год, объяснит уважительную причину, или, сознавшись в своем небрежении даст слово непременно исполнить свой долг в ближайший пост, того священники должны исключать из реестра нерадивых, оставляя, однако, отмеченным в исповедных росписях в числе небывших; не бывших у исповеди и Св. Причастия два года сряду священники, по своему усмотрению, могут или оставлять в реестре или исключать из него, с подтверждением нерадивому, что если он не исполнит христианского долга и на третий год, то о нем непременно будет донесено епархиальному начальству; о не исполнивших три года сряду христианского долга священники непременно должны представлять епархиальному начальству (Ук. Син. от 24 сент. 1858 г. Уст. Дух. Консист. § 17). Епархиальное начальство, получив реестр нерадивых, присуждает таковых к епитимиям, смотря по возрасту и обстоятельствам, а когда меры убеждения и увещания и чисто духовные взыскания останутся безуспешными, то епархиальное начальство может обратиться к гражданскому начальству об оказании с его стороны законного содействия (Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Мальчики и девочки приучались бы к церкви и не отлучались бы от ней и чрез её горнило проходило бы все то, что им требуется знать, и. что они могут с пользою усвоить». Особенно видным радетелем нового типа церковно-приходских школ был С.А. Рачинский, поведший вместе с тем пропаганду трезвости. Он воспитал потом несколько достойных учеников и последователей, из коих можно упомянуть г. Горбова. Но более того явился великим деятелем на пользу церковных школ, приснопамятный Директор Казанской Учительской Семинарии неутомимый и глубоко образованный И. Ильминский, издававший сотни тысяч разных руководств и учебных книг для церковных школ и передавший потом свои издания Святейшему Синоду. Его руководственные педагогические статьи о начальном народном обучении также не прошли бесследно. Отчасти, под его влиянием написаны были и мои статьи: ,,о преподавании Закона Божия вообще, и Катехизиса в-особенности” и „о совместном преподавании Закона Божия в 2 отделениях церковной школы 3 , а моя речь при открытии образцовой школы при Казанской Духовной семинарии во многом заимствована из одной его записки, которую он приготовил тогда для направления в высшие сферы 4 . Как сочувственно отнеслось к вновь учреждаемым школам духовенство, это видно из того, как скоро организовались местные управления оными и как много было открыто школ в первый же год и как щедро отовсюду притекала помощь к школам. В первые же учебные месяцы 1884 г. открыто 1167 церковно-приходских школ с 38,770 учащихся и 840 школ грамотности с 15074 учащихся. Главным двигателем церковно-школьного дела был досточтимый Обер-Прокурор Свят. Синода К.П. Победоносцев . Непосредственными же важнейшими деятелями по церковно-школьному делу были: незабвенный Председатель Училищного Комитета при Свят. Синоде Преосв. Никанор, Архиепископ Одесский и его энергичный товарищ Вл. К. Саблер, а также и настоящий Председатель Комит. Преосв. Герман и неизменные члены оного О.В. Керский и В.П. Шемякин, неутом. обозр. школ. Обер-Прокурор Свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

3. Против воровства. За все украденное в случае если еще оно было захвачено у вора, если украденный скот был еще найден у него живым, виновный должен был удовлетворить вдвое; но в случае, если украденное было уже истрачено, скот был убит или продан, вор должен был уплатить за вола пять волов, за одну овцу четыре овцы; 1166 если же он не имел, ничего, чем бы можно было заплатить, то должен был продать себя за свое воровство, чтобы заплатить работою или взятою у покупателя платою ( Исх.22:1; 22:3 ). Таким образом, чем значительнее была кража, тем строже было наказание за нее. Малозначительность же карательного постановления для тех случаев, когда украденное найдено было у вора невредимым и не истраченным, имеет свое основание в том, что здесь предполагается еще возможность будущего раскаяния и возвращения со стороны вора. 1167 Такой педагогический взгляд подтверждается тем, что не только для воровства, но вообще, для всякого присвоения, кающемуся в своей вине открывалась возможность удовлетворить за свою вину возвращением похищенного, удержавшего или присвоенного с приложением только пятой части стоимости его хозяину ли или по смерти его одному из ближайших его родственников т. е. отмстителю и искупить вину жертвою вины ( Лев.5:21–27 ). В таком положении дел с одной стороны собственность была ограждена, как право, рвами и столбами, которыъ нельзя было уничтожать насилием, 1168 с другой стороны нарушителю закона открывался путь к раскаянию и исправлению, вместе с тем заботливостью о бедных предотвращались частые поводы этого рода грехов и преступлений. § 155. Преступления против личности и жизни другого «Кто прольет кровь человеческую, того кровь пусть прольется рукою человека, потому что Бог создал человека по своему образу». «Я взыщу вашу кровь, в которой душа ваша (отмщу за нее судом карательным), взыщу ее от всякого зверя, взыщу ее от руки человека, от руки каждого Я востребую жизнь человека» Быт.9:6 и 5. Этою строгою заповедью Бог возобновляет с Ноем после потопа благословения творения, представляя убийство, как разрушение божественного образа, crimen laesae majestatis divinae и соответственно этому предлагает и обещает отмщать за кровь животному и человеку. Эта общая божественная воля в моисеевом законе не только повторяется в шестой заповеди, но и расширяется еще соответственно порядку и идее феократии. Если при завете, заключенном с Ноем, умерщвление человека, как преступление против божественного образа, запрещается вообще как братоубийство, то в моисеевом законе делается различие не только между убийством или преднамеренным умерщвлением и ненамеренным убийством, но и между умерщвлением свободного (израильтянина или пришельца) и раба, и притом еще каждое повреждение тела и оскорбление чести человека определяется нравственно и уголовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010