поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Георгий Митрофанов Канонизация: Споры не должны приводить к расколам Источник:  Нескучный сад За последнее десятилетие Русская Церковь канонизировала в несколько десятков раз больше святых, чем за три предыдущих столетия. Многие из этих канонизаций вызвали недоумение, а то и бурные споры в среде верующих. " Споров не нужно бояться " – считает член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат философских наук и магистр богословия протоиерей Георгий Митрофанов. Можно ли сомневаться в святости? – Некоторые канонизации, которые совершились в последние 10-15 лет, вызывали бурные споры: царская семья, Матрона Московская, митр. Иосиф Петровых. Это связано с нашим сложным временем или и в древней Церкви такое бывало? – Споры как до канонизации святого, так и после нас не должны смущать, это естественное явление; главное, чтобы эти споры не приводили к расколам и вражде. В древней Церкви не существовало такой отработанной процедуры прославления, как сегодня. Почитание носило более харизматический, я бы сказал, стихийный характер, так были канонизированы практически все древние христианские мученики, но споры были и тогда, вспомнить хотя бы донатистский раскол, вспыхнувший по окончании последней волны гонений на христиан: тогда не могли договориться не только о давно умерших подвижниках, но и о выживших современниках – кого из них считать исповедником или мучеником, а кого нет. Может ли Церковь принять неверное решение относительно чьей-либо канонизации? Да, может. Подчас Соборы, которые созывались по критериям Соборов Вселенских, принимали догматически ложные решения, и только впоследствии их объявляли еретическими (например, знаменитый Эфесский (монофизитский) собор 449 года, названный потомками " разбойничьим " . Его решения были пересмотрены на Халкидонском соборе в 451 году). Тем более нас не должно смущать то, что и при канонизации святых могут допускаться определенного рода ошибки. В Католической Церкви есть даже процедура деканонизации. У нас такой практики нет, хотя что-то подобное и произошло в свое время с Анной Кашинской (ее деканонизовали, а потом опять канонизовали). Но, безусловно, надо иметь в виду, что кто-то в наших святцах, как это выяснится на Страшном суде, святым не является. И наоборот, может так случиться, что те, кто при жизни друг друга не то что за святого, за христианина-то не считали, окажутся вместе канонизованы.

http://religare.ru/2_91849.html

Служба в Бутырской тюрьме в праздник Покрова Божией Матери ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  17 февраля 2011 г. Окаянное место «Клубок проблем» — так можно было бы охарактеризовать всё, что услышал корреспондент ЦВ на секции по тюремному служению, состоявшейся в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений. Священник в «армии грешников» Юридический статус тюремных храмов и правовой статус священника в зоне должны быть определены законодательно. Требуется создание обучающей системы и центров повышения квалификации для духовенства и мирян-волонтеров, посещающих зону. Нужны церковные центры реабилитации для освободившихся осужденных. Это только часть задач, прозвучавших в докладе епископа Красногорского Иринарха, председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению. По словам владыки, сегодня в местах лишения свободы действуют около 500 храмов и 500 молельных комнат. Однако в связи с их неопределенным статусом существует вероятность использования храма сотрудниками ФСИН не по назначению. И хотя это бывает крайне редко, сотрудники ФСИН могут беспрепятственно входить в алтарь, прикасаться к престолу, разбирать его. А между тем престол надо заново освящать, если он даже сдвинут с места. Компромиссным может стать вариант, когда храм опечатывается, вызывается представитель епархии и в его присутствии проводится обыск. Если нужно, сам священнослужитель может разобрать престол в присутствии сотрудников ФСИН. Также никто, кроме священника, не может прикасаться к святым дарам. И здесь может быть вина самого пастыря, который не сумел договориться с сотрудниками. «Священнику нужно объяснять таким сотрудникам, что их действия недопустимы, это оскорбление и проступок на грани уголовного наказания», — прокомментировал ситуацию зам. директора ФСИН России Алексей Величко. Чиновник призвал в подобных случаях обращаться непосредственно к нему или его коллегам. В настоящее время число служащих в зоне священников составляет более 1100 человек. Епископ Иринарх надеется увеличить их число до полутора тысяч, причем на штатной основе. Однако не определен их правовой статус. Сегодня батюшки приходят в колонии на правах «посетителей». Бывает, им приходится ждать на входе, их могут обыскать и запретить проносить что-либо, например, кагор. «Вопрос определения правового статуса священника и культовых помещений на территории исправительных учреждений — это вопрос законодательства. И его решение должна инициировать Церковь», — пояснил корреспонденту ЦВ Алексей Величко.

http://e-vestnik.ru/reports/okayannoe_me...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > «Запад не намерен уходить с Украины тихо» Противники собираются оставить нам предельно обезлюженные руины, с которыми именно нам придётся что-то делать Ростислав Ищенко   09:30 24.02.2024 449 Время на чтение 7 минут Фото: discover24.ru «Два года назад началась СВО на Украине . В последнее время я предпочитаю именно этот термин не потому, что, как думают некоторые, танки и пушки в рамках СВО стреляют, а самолёты бомбят не так, как на войне, а более гуманно. С точки зрения истории и традиции употребления термина " война " , таковой является любое военное столкновение суверенных сил, в полномочия которых входит самостоятельное объявление и ведение войны. Война может быть объявленной и необъявленной, признанной и непризнанной и т.д. То, что мы давно уже называем " Пятидневной войной " или " Войной 08.08.08 " официально, если память мне не изменяет, называлось " Операцией по принуждению к миру " . Война в Ираке не была войной с точки зрения американского законодательства, поскольку её не объявлял конгресс. Зато, например, то, что мы теперь считаем полубандитскими стычками ошалевших от безнаказанности феодалов, в своё время называлось " частными войнами " , а когда дело касалось феодалов высокопоставленных, конфликты которых дестабилизировали всё государство, речь шла о " феодальных войнах " », - пишет в статье «Маленькая СВО на фоне большой войны» известный политолог, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Владимирович Ищенко. Материал опубликован на сайте Украина.ру.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/24/za...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Суверенитет экономический и духовный – о взаимосвязи 24.12.2022 449 Время на чтение 5 минут Источник: ФСК Восстановление государственного суверенитета России – одна из важнейших задач, которая решается в ходе боевых действий на Украине. Государственный суверенитет означает полноту и нераздельность власти государства на всей его территории, самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики. Важность экономического суверенитета объяснять не нужно. Это понятие означает способность правительства страны принимать решения независимо от решений, принимаемых правительствами других стран. Решения, формирующие такую экономику, которая способна быть не подверженной внешним санкциям и давлению, производить достаточную номенклатуру товаров, поддерживать уровень жизни населения при постоянном развитии. Ведь когда вводятся санкции? Тогда, когда их инициаторы уверены, что они достигнут своих целей. Имеет ли смысл вводить ограничения, например, на поставку мяса обезьян в Россию? Нет, от таких санкций икто не пострадает. А вот ограничения на поставки высокотехнологичной продукции ущерб нанесут. Классифицировать суверенитет можно и так: суверенитет мирного времени и суверенитет в условиях форс-мажора, в обстоятельствах непреодолимой силы. Состояние общественно-государственного организма отчетливее всего проявляется в кризисных ситуациях, во время войн. Когда государство способно сохранить суверенитет при агрессивных попытках извне его отобрать. Когда бессмысленно вводить санкции против государства? Когда оно способно жить в условиях автаркии. Не «жить в условиях автаркии», а обладать такой способностью и при необходимости уметь ею воспользоваться . Стран, которые обладают таким потенциалом (способность жить в условиях автаркии) всего несколько на планете. Россия одна из них – обладает избыточными природными ресурсами, технологиями, позволяющими производить значительную часть необходимой продукции. Недостаток – пожалуй, только в ограниченных людских ресурсах, и это серьезная проблема: 140 млн человек – не самодостаточный внутренний рынок, позволяющий производить всю номенклатуру продукции. Но здесь можно опираться на страны-партнеры, не присоединившиеся к санкциям.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/24/suvere...

Закрыть itemscope itemtype="" > У демократии нет будущего 04.06.2007 449 Время на чтение 8 минут По приглашению «Росбалта» в рамках проекта «Мировые интеллектуалы в Петербурге» в Северной столице побывал Владислав Иноземцев - экономист с мировым именем, автор более 300 книг и статей, опубликованных в России, Франции, Великобритании, США, Китае и др. странах. Много лет Иноземцев занимается анализом феномена постиндустриального общества. В Интервью «Росбалту» он рассказал о перспективах демократии в постиндустриальных обществах, о воссоздании в России крупных госкорпораций, перспективах российской экономики, а также о сходствах и различиях между российскими и европейскими столицами. - Владислав Леонидович, в статье о противоречиях XXI века вы пишете, что в постиндустриальном обществе формируется новые тип неравенства — интеллектуальное, и между классами усугубляется не только материальный, но еще и интеллектуальный, мировоззренческий разрыв. Как все это может отразиться на демократии, о судьбах которой сейчас так много говорят? - Знаете, я сам большой демократ, но я не верю в будущее демократии. Почему? А потому что скоро в мире возникнут такие формы общественного мнения, которыми уже не получится адекватно управлять — например, в ходе проведения демократических выборов. Вот пример, который я всегда привожу выборы 2000 года в США, когда, набрав меньшинство голосов, победил Буш-младший. Нужно обратить внимание вот на что: как голосовали выходцы из арабских стран-эмигранты в первом-втором поколении? 80-90% из них голосовали за Буша, который потом огнем и мечом стал разрушать арабский мир. Одна из причин такого голосования в том, что у соперника Буша, Альберта Гора, кандидатом в вице-президенты шел еврей Либерман. Вот логика массы! И демократия, которая опирается на такого рода логику, не есть позитивное явление. Мне кажется, что перспективы демократии в обществе, где большинство населения н компетентно в проблемах, по которым оно голосует, ничтожны. - А раньше было не так?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть Наш достойный отпор денационализации О значении главного Собора Вооруженных Сил России 22.05.2020 449 Главный Собор Вооруженных Сил нашей страны - Символ Победы над той силой, которая хочет растворить нас в серной кислоте псевдокультуры, навязываемой идеологами «общечеловеческих» безликих и бесполых ценностей. Именно в России оплотом сего мультикультурализма является Ельцин-Центр в Екатеринбурге. Это антисимвол, центр насмешки над Россией, ее историей, истинным героизмом нашего народа не только в Великой Отечественной Войне, но и Русско-Японской, Отечественной Войне 1812 года, Русско-Германской. Многие так называемые историки перестроечной эпохи тоже не отставали в извращении фактов военных действий России против её врагов. Например тех, которые касались Русско-Японской и защитников крепости Порт-Артур, когда самоотверженный подвиг пытались выставить трусостью и малодушием. Конечно, предреволюционные брожения в стране, когда шёл подрыв национальной монархической идеологии, саботажи и стачки на заводах и фабриках, в армии, не могли не сказаться на обороноспособности России. Не исключено, что поставка вооружения, медикаментов, переправка сил в Порт-Артур, могла быть нарушена теми, кто был заинтересован в том, чтобы Россия проиграла, а также ослаблении политической, духовной и моральной составляющих Российской Империи, чтобы обвинить Государя Императора в слабой воле в управлении Государством Российским, в нерешительности. Главной задачей той войны было ослабление позиций России на Дальнем Востоке в целом. Поэтому б ольшую часть японских военных морских сил составляли корабли, сошедшие с германских и английских верфей. Стоит ли удивляться тому, что поставку нефтепродуктов для фашистской Германии во время Великой Отечественной осуществлял британский концерн Shell. Иноплеменники, даже не по роду, а по мировоззрению своему, по духу, чуждому Русской соборности, национальным культурам, объединённым под единым словом Русь, осуществляют не что-то новое, а применяют древние практики мистицизма, которые посеяли падшие ангелы, бравшие в жены дев. Именно тогда зародились оккультные науки и практики в противовес Закону Божьему. Эти учения никуда не исчезли, они завуалированы под видом различных «благ», что тысячу лет назад, что сейчас.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/22/na...

Помощь бездомным. Фото из личного архива Ильи Кускова ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  4 марта 2011 г. Помощь бездомным: приходской опыт Масштабные социально-экономические изменения в России в 1990-х годах привели к тому, что на улицах оказалось большое число людей, не имевших права на жилое помещение и именуемых «лицами без определенного места жительства». Без преувеличения можно сказать, что в нашей стране в переходный период появилась целая армия бездомных... Сегодня с аббревиатурой «бомж» тесно связаны такие понятия, как «изгой», «отщепенец», «конченый человек». Притом что причины, по которым попавший в беду человек оказался на улице, могли быть самыми разными и даже нисколько не зависеть от его поведения. Система организации помощи бездомным в России только начинает выстраиваться — усилиями государства, общественных организаций, отдельных активистов, Церкви. Христианское отношение к бездомному человеку заключается в умении разглядеть даже в самом последнем бомже образ Божий и проявить к этому человеку милосердие и любовь, помочь ему вернуться к нормальной жизни... Именно о таком опыте и рассказывает книга «Как организовать помощь бездомным на приходе. Методическое пособие» (М.: Лепта Книга, 2011), выпущенная Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Издание, как указано в аннотации, открывает серию методической и справочной литературы, цель которой — помочь организовать и развить социальное служение на православных приходах и в общественных организациях. В основу первого вышедшего пособия положен личный опыт его составителя, сотрудника Синодального отдела Ильи Кускова, долгое время проработавшего в православных службах помощи бездомным в Москве: службе помощи бездомным при больницах, автобусной службе «Милосердие», мобильной службе помощи бездомным. Как отмечает в предисловии к изданию сам составитель, эта книга родилась как обобщение накопленного Церковью за два последних десятилетия опыта помощи бездомным. «За это время был пройден большой путь: от раздачи одежды и кормления бездомных православными храмами до создания разветвленных служб помощи (как, например, в Екатеринбургской области), охватывающих и медицинскую, и трудовую, и социальную реабилитацию бездомных», — пишет Кусков.

http://e-vestnik.ru/society/pomoshch_bez...

ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  2 марта 2011 г. О практике оглашения Доклад епископа Саратовского и Вольского Лонгина на XIX Международных Рождественских чтениях о практическом опыте епархии в деле катехизации оглашенных и новообращенных православных христиан стал одним из самых интересных и значимых документов образовательного форума. Своими мыслями об этой непростой области церковного служения, а также о том, как удается наладить миссионерскую и катехизаторскую работу на приходах Саратовской епархии, владыка поделился с читателями «Церковного вестника». Катехизической и миссионерской работе в последние годы в Саратовской епархии, как и во многих епархиях Русской Православной Церкви, уделяется особое внимание. Летом 2010 года по решению епархиального совета подготовка желающих приступить к таинству крещения на приходах епархии стала обязательной, во всех благочиниях епархии была введена штатная должность помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации, в городских храмах — штатного катехизатора. Подготовка к таинствам проводится на основании опыта тех храмов епархии, где она ведется не один год, и подробных инструкций Синодального отдела катехизации и религиозного образования, с которым наш епархиальный отдел поддерживает интенсивную и прямую связь. Поэтому можно говорить, что уже есть некоторый опыт, которым можно делиться, который можно анализировать. Благодаря практике ставятся и конкретные вопросы, на которые совместно нужно искать ответ. Один из таких вопросов: могут ли миряне-катехизаторы полностью заменить духовенство в катехизической деятельности? Служение мирян в Церкви с древности было очень активным и разнообразным. Да и сегодня оно очень развито в традиционно православных странах, например Греции и Румынии, где выпускники духовных школ часто не принимают священный сан, а трудятся при храмах или в школах, университетах на должности преподавателей духовных дисциплин. В России в течение многих десятилетий богоборческой власти служение мирян в Церкви искоренялось и было практически уничтожено. Мы предпринимаем только первые шаги по возрождению этого явления, и, безусловно, это очень важно.

http://e-vestnik.ru/church/o_praktike_og...

Вышел в свет XXII алфавитный том «Православной энциклопедии» 4 марта 2010 г. 11:38 22-й том (Икона — Иннокентий) содержит обширные материалы по тематике иконописания и иконопочитания. Том открывает статья «Икона», в которой подробно рассказывается как о православном богословии иконы, так и о месте иконы в литургической традиции Православной Церкви. Также в томе присутствует статья «Иконопись». О религиозном и политическом движении, отвергавшем святость религиозных изображений и почитание икон, рассказывает статья «Иконоборчество». В ней рассматривается история иконоборческой ереси в Византии, а также проявления икономахии на христианском Западе, подробно анализируются причины появления движения, его богословские основания. Статься «Иконостас» посвящена истории формирования православного храмового иконостаса и его месту в богослужебной жизни Церкви в древности и в настоящее время. В томе также присутствует статья, рассказывающая об иконографии как канонической системе иконописных изображений. Материал «Иконология» повествует о направлении в искусствознании и одном из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры. В томе находится и ряд других статей, связанных с темой иконы, — например, «Иконописный подлинник» и проч. Одному из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения посвящена статья священника Димитрия Пашкова «Икономия». Большая статья А.Р. Фокина и А.А. Королева «Иларий Пиктавийский» рассказывает о жизни, трудах и богословии одного из крупнейших западных богословов IV в., отца и учителя Церкви, одного из борцов с арианской ересью. Подробно разбираются творения святителя, анализируется его учение. В 22-м томе присутствуют статьи, посвященные ряду других видных святителей Западной Церкви: св. Папе Римскому Иларию (+468), св. Иларию Арелатскому (+449), св. Ильдефонсу Толедскому (+667) и др. О первом Киевском митрополите, поставленном из русских выходцев, повествует обширная статья А.А. Турилова «Иларион, святитель, митрополит Киевский». В ней обстоятельно рассмотрены труды первого русского духовного писателя, его место в русской церковной истории.

http://patriarchia.ru/db/text/1104976.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010