В 1783 году Авраамий был отдан в духовную школу, где по семинарской традиции, за смиренный и тихий характер получил фамилию – Смирницкий. Окончив школу с отличием, он не только стал одним из лучших студентов богословского курса Киевской Духовной Академии, но и явился для всех учащих и учащихся примером истинного благочестия. В августе 1796 года Антоний поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». В ту же ночь перед изумленным иноком предстал сам преподобный Антоний и благословил его на небесное служение, укрепив Святыми Дарами. Сам святитель Антоний так говорил о себе: «Когда я был молод, я долго колебался, поступать ли мне в монахи. Все жаль было мне расстаться с миром. Но когда прочел труд Ефрема Сирина о Страшном Суде – все веселое в мире мне опротивело, и я скорее, бегом-бегом – в монастырь». О желании иночества свидетельствуют многие жизнеописатели архиепископа Антония. Уже студентом он вел строгую подвижническую жизнь, сочетая ее с делами нищелюбия и страннолюбия. Перед учебными занятиями он ежедневно молился за ранней Литургией в Киево-Печерской Лавре, никогда не участвовал в студенческих увеселениях. При этом к выбору своего жизненного пути послушник Авраамий подходил с подлинным духовным рассуждением. Первыми помощниками в этом стали ему святоотеческие труды. Любимыми духовными авторами Авраамия Смирницкого были святые Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Ефрем Сирин , а из русских – святители Димитрий Ростовский и, тогда еще не прославленный, Тихон Задонский . «Тот много драгоценного не читал, – рассуждал позже преосвященный Антоний, – кто не читал еще Четьи-Минеи. Ибо здесь изящные добродетели являются в светлых образах; здесь блистает в примерах евангельская истина; здесь примеры, к святой жизни приводящие. Из жизни святых мы яснее постигаем невидимый мир, где сияет Солнце Правды Христос Бог наш. Что значат сочинения светских мудрецов пред сими творениями святителя Димитрия? Что есть суетные умствования и баснословные вымыслы пред высокими истинами, наподобие драгоценных камней сияющими в сих святых писаниях? Чтение празднословных сочинений ведет к ошибкам, заблуждениям, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих все заключает нужное к спасению нашему, к счастью временному и к блаженству вечному».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Гефсиманский скит основан в 1843 г. по инициативе Митрополита Московского Филарета и наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония как уединенный скит для лаврской братии, был закрыт для женщин. Во 2 пол. XIX в. был известен своими старцами, служил излюбленным местом отдыха московских митрополитов. Каменная ограда была выстроена в 1898 г. по проекту арх. А.А. Латкова, ворота с колокольней (утрачены) - в 1871 г., каменные и деревянные корпуса на территории - в 1850-х-1870-х гг. В 1919 г. преобразован в трудовую артель, окончательно закрыт в 1928 г. В настоящее время территория скита занята НИИ Министерства Обороны, большая часть старых построек сломана. Источник: Филимонов К.А. Новая Гефсимания. М., 2000 г. Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г. В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и старанием наместника Лавры преподобным Антонием (Медведевым) созидался Гефсиманский скит. Святители Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, и Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, благословили сие место, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей. В простоте и суровости явился в скит основатель пещер юродивый «Филиппушка»: постился по несколько дней кряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил на босу ногу, с пудовым посохом в руках. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 году сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он и принял позднее монашеский образ. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков, жаждущих подвигов: каждый приходящий сам копал себе келлию. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было; зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. В средней, самой большой пещере, была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерные храмы были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита, которое получило напутствие владыки: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной».

http://sobory.ru/article/?object=01122

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет вручил орден преподобного Серафима Саровского, III степени, председателю совета директоров ООО " Эргобанк " Валерию Вячеславовичу Мешалкину. В.В.Мешалкин удостоен Патриаршей награды во внимание к трудам по возрождению Казанской церкви и других святынь Серафимо-Дивеевской обители. Казанская церковь имеет особое значение для Серафимо-Дивеевского монастыря и для истории русской святости, поскольку именно на этом месте в середине XVIII века поселилась и основала церковь начальница Дивеевской обители преподобная Александра (Мельгунова). Здесь ей явилась Божия Матерь и сказала пророческие слова о том, что на этом месте Сама Богородица основывает великую женскую обитель, четвертый удел Божией Матери – после Афона, Иверии (Грузии) и Киево-Печерской Лавры. Фото: Православие.Ru Преподобный Серафим Саровский предсказывал Казанской церкви будущее монастырского собора с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма Гроба Господня: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви по всему свету, со всего света, будут взяты целиком, неразрушенными, на Небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (забылось дивеевскими сестрами), а третья-то ваша, Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком. Эта Казанская церковь и место все будет монастырское, прихожанам дадут другое место, а так Казанская церковь, как есть, и Рождественская, как есть, останутся как бы в центре, а кругом нея еще много места захватят приделами другими, и из нея большой теплый собор выйдет, и большая это будет пристройка наподобие Иерусалимского храма». Фото Ю.Клиценко К 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского и ко дню освящения восстановленного в 2003-2004 годах Казанского храма Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь издал книгу-альбом «Церковь Казанской иконы Божией Матери в Дивееве».

http://pravoslavie.ru/10633.html

П. скончался в братской больнице Киево-Печерской лавры. Прощание и панихиды по усопшему в Николаевской больничной ц. проходили при огромном стечении киевлян, в день приходили до 15 тыс. чел. Отпевание преподобного совершил экклесиарх Успенского собора лавры архим. Валентин. П. похоронен на братском кладбище в Преображенском скиту (не сохр.) Китаевской пуст. В 1894 г. по инициативе архим. Валентина вместо деревянного креста на могиле П. был установлен гранитный памятник с помещенными на нем краткими биографическими сведениями. К нач. XXI в. территория кладбища (т. н. Корчеватского) находится в исторической местности Мышеловка (г. Киев). В 1999 г. П. был прославлен решением Синода УПЦ, 10 февр. 2011 г. включен в Собор Киевских святых. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ благословил его общецерковное почитание. Лит.: Зноско В., свящ. Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Киево-Печерской лавры. К., 1911, 1992; То же, изм. загл.: Прп. Паисий Киевский, Христа ради юродивый. Серг. П., 2007; Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского. М., 2008. С. 178-180; Патерик Печерский. К., 2009. Т. 2. Д. Б. К. Иконография Прп. Алексий (Шепелев), свт. Филарет (Амфитеатров) и прп. Паисий (Яроцкий). Икона. Нач. 10-х гг. XXI в. (Николо-Тихвинский мон-рь, Киев) Прп. Алексий (Шепелев), свт. Филарет (Амфитеатров) и прп. Паисий (Яроцкий). Икона. Нач. 10-х гг. XXI в. (Николо-Тихвинский мон-рь, Киев) Литографированный портрет П. был опубликован в 1911 г. (разрешение Киевского духовно-цензурного комитета от 17 авг. 1910; Христа ради юродивый старец Паисий. 1911. Вкл.; воспроизведен на обложке переизд.: Прп. Паисий Киевский, Христа ради юродивый. Серг. П., 2007). Блаженный представлен в возрасте средних лет, стоящим в профиль на фоне построек Киево-Печерской лавры (Успенский собор и колокольня). Облик подвижника соответствует сохранившимся описаниям его внешности: на нем ветхая ряса или свитка с поясом, голова повязана широкой повязкой «наподобие главотяжца (убруса)», на ногах дырявые валенки или сапоги без подошв, в руке железная палка с изогнутой рукоятью (Христа ради юродивый старец Паисий. 2008. С. 32-36). Он невысокого роста, крепкого телосложения, черты лица некрупные, на голове лысина, борода короткая. На др. литографии в той же книге П. изображен после смерти лежащим в гробу в иноческой одежде (на голове клобук) под темным покрывалом, борода короткая с проседью, руки на груди.

http://pravenc.ru/text/2578655.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Женские монастыри Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский рн, пос. Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской лавры. Однажды ей было видение Богородицы с наказом основать обитель в северных приделах Руси. С благословения старцев Киево-Печерской лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей – Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек – Сатиса и Саровки. Еще задолго до прихода сюда в конце XVII b. основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали здесь жители окрестных селений будто из-под земли перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места. Не доходя 12 верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России», – сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила там старинную деревянную церковь. В 1773–1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы вполне исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица, услышав об обители, пожертвовала ей полдесятины своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили и вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Местные жители говорят, что у деревни Тимино есть источник, вода которого обладает целительными свойствами. В Тимино и окрестных селах этот источник называют «Геннадиев». Считается, что он ископан преподобным. Старожилы помнят на этом месте часовню. Вода в этом святом источнике бьет с маленькой глубины множеством ключиков и не замерзает даже при сорокаградусных морозах. В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. Ансамбль монастыря был передан епархии в 1997 году. В самом монастыре восстановлен колодец преподобного Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя святого преподобного Геннадия. Женские монастыри Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский рн, пос. Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской лавры. Однажды ей было видение Богородицы с наказом основать обитель в северных приделах Руси. С благословения старцев Киево-Печерской лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей – Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек – Сатиса и Саровки. Еще задолго до прихода сюда в конце XVII b. основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали здесь жители окрестных селений будто из-под земли перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места. Не доходя 12 верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России», – сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Промысл Божий судил преподобному Герасиму выйти из Гнилецкого монастыря и идти в Вологду для распространения христианской веры среди язычников этого северного края. В 1147 году преподобный Герасим достиг берегов реки Вологды вблизи ручья Кайсарова, среди лесной чащи, в тиши уединения, поставил себе хижину и предался богомыслию и иноческим подвигам. В этой местности он поставил храм во имя Живоначальной Троицы и положил начало древнейшему в северных краях России Троицкому Кайсарову монастырю. В этом храме он нашел себе вечный покой 4 марта 1178 года. Из жития преподобного Герасима, Вологодского чудотворца, можно видеть, что в XII веке монастырь, основанный на месте великопостных подвигов преподобного Феодосия Киево-Печерского процветал: в нем была церковь, много в нем было и братии. Монастырь этот существовал и в следующем XIII веке. Когда совершилось нашествие татар на Киев и разорение ими Киево-Печерской Лавры (в 1240 году), иноки этой обители вынуждены были удалиться в леса и пещеры близ Киева. В это время некоторые из Киево-Печерских иноков удалились в Гнилецкий монастырь и расширили здесь Феодосиеву пещеру наподобие пещер Киевских. В нашествие Батыево Гнилецкий монастырь пострадал, но не уничтожился. Полное разорение его произошло, по мнению ученых, «от татар» после нашествия Едигея в 1416 году или Менгли-Гирея в 1480 году. «Татарове воеваша около Киева и монастырь Печерский пограбиша, и пожгоша, и со землей соровна (Едига), яко оттоле Киев погуби красоту свою и даже доселе уже не може быти таков», а о Менгли — Гирее говорят, что он «град Киев взя и огнем сожже» и что его татары, уведши в плен бесчисленное множество населения, «землю Киевскую учиниша пусту». Вот тогда-то церковь в монастыре Гнилецком и была разрушена до основания, а иноки, спасавшиеся в пещерах, были засыпаны землей и здесь предали души свои Богу. Так после четырехсот лет окончилась пора первоначального цветущего существования монастыря «Святыя-Пречистыя Гнилецкого», основанного на месте великопостных подвигов преподобного Феодосия.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Между тем основатель Иона скончался и погребён в ископанной им пещере на левой стороне; подле гроба его повешены вериги, которые он носил во время пребывания своего в пещере. По преставлению его пришёл на это место некто Иеромонах Мисаил, начал устраивать на горе монастырь наподобие Киево-Печерского, а потому и соорудил церковь деревянную во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Но все труды этого Иеромонаха набегами Лифляндцев были уничтожены, церковь Преподобных Антония и Феодосия и прочие деревянные строения разрушены и сожжены. Печерская же во имя Успения Божьей Матери разграблена и опустошена. Уже в 1519 году пришедшие на это место иноки Успенскую церковь возобновили, и для защиты от неприятелей оградили каменной стеной 158 . В 1525 году тщанием Игумена Дорофея с помощью Государева Дьяка Мисюря Успенская церковь распространена и устроен в ней придел во имя Преп. Антония и Феодосия, а освящена того же года Августа 15 дня. Потом сооружена церковь деревянная во имя св. 40 Мучеников, иже в Севастии, с трапезой. В 1528 году преемник Дорофея, Игумен Герасим, установил службу вседневную и весь обряд монастырский по подобию Киево-Печерского. В 1540 году он же, Игумен Герасим, церковь 40 Мучеников разобрал, перенёс и поставил вне монастыря, а на её место в 1541 году соорудил каменную во имя Благовещения с трапезой. В настоящее время в этой обители здания примечательнейшие есть следующие: 1) В пещере соборная ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери, сооружена в 1523 году (см. выше) с приделом Преподобных Антония и Феодосия Печерских. На втором этаже этой соборной церкви над Успенской – храм во имя Покрова Божьей Матери, отсюда ход до пещеры; 2)  ЦЕРКОВЬ трапезная во имя Благовещения Божьей Матери с приделами Св. Князей Бориса и Глеба и Преп. Варлаама Хутынского. Внизу оной – службы; 3) над воротами – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая, построена в 1565 году; 4)  ЦЕРКОВЬ во имя Св. Димитрия, Митрополита Ростовского, у ручья Каменистого; 5) на другой стороне ручья, близ моста, – ЦЕРКОВЬ Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

— Исаакий! Мы — ангелы, а вот грядет к тебе Христос с небесными силами. Поднявшись, Исаакий увидел множество бесов; лица их светились как солнце; один же среди них сиял более всех, и от лица его исходили лучи; тогда бесы сказали Исаакию: — Исаакий! Вот — Христос; пади перед Ним, и поклонись Ему. Не поняв бесовской хитрости и забыв ознаменовать себя крестным знамением, преподобный поклонился тому бесу, как бы Христу. Тотчас же бесы подняли великий крик, возглашая: — Исаакий — ты наш теперь! Посадив его, они сами сели вокруг него; вся келия и пещерная улица около той келии наполнилась бесами (пещерные улицы в Киево-Печерской Лавре — это проходы, вырытые в горе, наподобие коридоров, в которые открывались пещерки, кельи затворников. — Схиархим. А.). Тогда один из бесов, мнимый Христос, сказал: — Возьмите сопели, гусли и тимпаны и играйте на них, а Исаакий пусть пляшет перед нами. Тотчас бесы стали ударять в сопели, тимпаны и гусли; схватив Исаакия, они стали скакать с ним и плясать в течение долгого времени; утомив преподобного, и оставив его едва живым и таким образом надругавшись над ним, бесы исчезли» . В этом состоянии Исаакия обнаружил преподобный Антоний и стал его выхаживать, причем тот совершенно лишился рассудка, ничего не понимал и не мог двигаться. И только спустя долгое время — конечно, по молитвам отцов и благодаря уходу сначала преподобного Антония, потом преподобного Феодосия — Исаакий пришел в себя и вновь вступил в брань с диаволом, но уже не через уединение, а через безропотное, беспрекословное послушание — и на этот раз победил, стяжал благодать Божию, милость Божию и даже стал чудотворцем. Мы читаем это не для того, чтобы порицать преподобного Исаакия, а для того, чтобы показать, что бывают ложные видения, и потому нужно быть, как я уже сказал, очень осторожными. Мы должны стремиться не к видению воскресшего Христа, а к тому же богопознанию, какое было у апостолов, стремиться, ничем себя не извиняя и не оправдывая. Пусть мы грешники, негодные и ничтожные люди, но и апостол Павел таковым искренно себя считал, называя себя недоноском, потому что гнал Церковь Божию.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010