1-5 и 11). " Я насадил, — говорит св. апостол Павел, — Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы со-работники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение " (ст. 6-9). Ценность труда каждого такого строителя-проповедника определится на Страшном Суде. Основание одно — Иисус Христос, но на этом основании можно строить из материалов различной ценности и прочности: из золота, серебра, драгоценных камней (чистое, здоровое учение Слова Божия) или из дерева, сена, соломы (учение, смешанное с измышлениями человеческой мудрости, или пустое красноречие) . В день Страшного Суда " огонь испытает дело каждого, каково оно есть " (ст. 12-14). " У кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня " . По отзыву блж. Августина, это изречение св. апостола Павла относится именно к таким, которые св. апостол Петр называет " неудобовразумительными " (2 Пет. 3:16). Эта прикровенность апостольских слов дает основание римско-католическим богословам находить в них подтверждение своему лжедогмату о загробном чистилищном огне, которым будто бы грешники очищаются по смерти. Правильному пониманию этих слов способствует то самое сравнение с пожарным огнем, охватившим дом, которое проводит св. апостол через свою речь. " Кругом огонь, надо бежать сквозь него. Что тут бывает? Иной пробежит почти неопаленный, другие в разных степенях опаления, а иной так и остается в огне. Подобное сему будет с теми, коих на огне суда домики (дела) погорят. Одни пойдут в огонь, другие получат иные разные степени наказания, а иные и помилованы будут. Ибо хотя все они виноваты, что строили не из прочного материала, но виновность их может иметь разные степени. Иной может быть и без вины виноват: трудился над строением непрочным, не зная лучшего образа строения; или, может быть, по обстоятельствам не успел взяться за лучшее, или еще почему-либо заслуживает извинения " (еп.

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

1-7). «...Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро,- ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,- как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр 2. 13-17). Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от отношения Г. к Церкви. В апостольский век Церковь Христова была гонима и иудейской, и гос. рим. властью. Это не мешало христианам, в т. ч. мученикам, молиться за гонителей и признавать их власть. Поэтому Церковь предписывает своим чадам не только повиноваться гос. власти независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить... жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2. 2). Однако, когда власть мешает человеку проявлять послушание Богу, апостолы призывали не подчиняться ей (Деян 4. 19), ибо «должно повиноваться больше Богу, чем человекам» (Деян 5. 29). В кн. Откровение Иоанна Богослова в контексте принципиального противопоставления царства земного Царству Божию говорится о совр. автору рим. Г. как о Вавилоне - матери блудниц (Откр 17. 5). В святоотеческой традиции Еще во II-III вв. христ. писатели Мелитон , еп. Сардский, сщмч. Ипполит Римский , Ориген отмечали факт почти одновременного возникновения Римской империи и воплощения Христа Спасителя ( Euseb. Hist. eccl. IV 26. 7; Hipp. In Dan. IV 1; Orig. Contr. Cels. II 30). В этом факте церковный историк IV в. Евсевий , еп. Кесарии Палестинской, видел совместное действие «по мановению единого Бога» ( Euseb. De laudibus Const. 16) 2 сил: учения Христова, одерживающего победу над многобожием, и монархии имп. Августа, преодолевающей многоначалие. Империя как вселенское Г. помогла распространению христианства. Неск. позже провиденциальный смысл в изначальной взаимосвязи Церкви Христовой и рим.

http://pravenc.ru/text/166361.html

1Тим.2:9 .  чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 1Тим.2:10 .  но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Апостол хочет, чтобы женщины как при молитве присутствовали бы в приличном одеянии, так и всегда в жизни своей украшали себя не плетением волос (ср. 1Пет 3:3–6 ), но добрыми делами, со стыдливостью и целомудрием, свойственными по преимуществу женскому полу. Под « добрыми делами» разумеются вообще хорошие поступки и, в частности, благотворительность. 1Тим.2:11 .  Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 1Тим.2:12 .  а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Наставления эти повторяют почти те же мысли, которые высказаны апостолом в 1Кор.14:34 и сл. « Властвовать над мужем» ( αθεντειανδρς), т. е. становиться на место мужчины в богослужебном собрании. 1Тим.2:13 .  Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 1Тим.2:14 .  и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; Почему женщина не должна становиться выше мужчины – апостол разъясняет это указанием на два факта из истории человечества. Адам, как созданный прежде жены, естественно был ее учителем и руководителем: так и теперь мужчина должен быть руководителем женщины. Затем, Библия сообщает, что прельстилась убеждениями змея женщина – об Адаме не сказано, чтобы он прельстился. Значит, женщина по натуре своей очень слабохарактерна, податлива на обман и потому, конечно, ей не подобает выступать в качестве руководительницы мужчины. Если в посл. к Рим ( Рим.5:12 ) первовиновником греха называется муж, то это объясняется тем, что муж являлся в глазах апостола главным ответчиком за все происшедшее как глава семьи. 1Тим.2:15 .  впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. В « чадородии», по апостолу, возможность спасения для женщины, а не в ее порывах к учительству церковному. Можно бы думать, что здесь апостол намекает на те страдания, какие сопутствуют рождению детей у женщин и какие составляют для нее как бы наказание за ее грех и напоминают ей о необходимости покаяния и самоусовершенствования. Но следующее выражение: « если пребудет» также содержит мысль об усовершенствовании и, след., в предыдущем выражении « чадородия ради» заключается какая-то другая мысль. Естественнее поэтому полагать, что апостол здесь указывает женщине на то, что она спасение или счастье может найти в семейной жизни, рождая и воспитывая детей, причем должна сохранять всегда чистоту, веру и любовь христианскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

208. К прихожанам, живущим среди раскольников (Из жизни святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Чет. Мин. марта 22) Некоторые из вас, братие, уходят в раскол и думают, что это ничего. Но так ли это на самом деле? Нет, далеко не так; ибо пусть знают отступники, что Господь не только взыскивает с таковых за их отступление в будущей жизни, но иногда страшно наказывает их и в настоящей. Отступники хотят на сие доказательства? Не отказываемся представить им таковое, и представляем сейчас же. Когда император Иулиан оставил христианскую веру и сделался отступником от нее; тогда святой Василий, пресвитер Анкирский, сказал ему: «Заблудился ты, царь, сделавшись отступником и лишившись Небесного Царствия. И знай, что и земное царство вскоре будет отнято от тебя, чтобы ты познал, Какового прогневал ты Бога. Ты забыл о тех радостях, которые уготованы любящим Его; ты не устыдился алтаря, в котором, будучи восьмилетним отроком, ты сокрыт был и спасен от лютой смерти; ты забыл закон Господень, который сам же своими устами проповедовал, состоя в церковном клире! И вот за это и Господь не помянет тебя в Своем Небесном Царстве, и временное царство, повторяю, вскоре отнимет от тебя; и в лютых муках душу свою извергнешь, и тело твое лишено будет и погребения!» Слова Василия подлинно вскоре сбылись. В сражении с персами стрела неприятельская поразила Иулиана 3 . Изнемогая в смертных муках, он взял кусок запекшейся своей крови и, бросив ее вверх, вскричал: «Ты победил меня, Галилеянин!» И с этими словами умер. Итак, пусть не утешают себя отступники тем, что отступление их даром пройдет им и что все для них ничего. Нет, «Бог поругаем не бывает», и казни отступникам не миновать; ибо Сам Господь говорит: «Неверующий уже осужден» ( Ин.3:18 ). И апостол к сему прибавляет: «тем, которые упорствуют и не покоряются истине... ярость и гнев» ( Рим.2:8 ); и «в пламенеющем огне [Бог] совершит отмщение... не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, [и они] подвергнутся наказанию и вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих...» ( 2Фес.1:8–10 ). Слышите ли же, что ожидает отступников? Их ожидают: ярость и гнев, огонь пламенеющий и вечная погибель. Пусть же, повторяем, они не утешают себя тем, что все ничего и все пройдет; но да убоятся Страшного Суда Божия, ожидающего их, и, убоявшись, пусть оплачут и оставят свои заблуждения и скорее в лоно бывшей своей матери – Церкви Православной – возвратятся. Аминь. 23-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

210. Почему страдания и смерть Иисуса Христа для нас спасительны? Потому, что Он воскрес , и этим положил основание нашему блаженному воскресению. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор. 15:20 ). 211. В каком состоянии пребывал Иисус Христос после своей смерти до воскресения? О том состоянии, в котором пребывал Иисус Христос после Своей смерти до воскресения, говорится в следующем церковном песнопении: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог , в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». 212. Что мы понимаем под словом «ад»? Ад по-гречески значит место, лишённое света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т. е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия, света и блаженства, соединенных с Ним (см. Иуд 1:6 ; Октоих, глас 5, стихиры 2, 4). 213. Для чего Иисус Христос спускался в ад? Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и избавить души, которые с верой ожидали Его пришествия. 214. Об этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» ( 1Пет 3:18–19 ). 215. Откуда взяты слова «Воскресшего в третий день по писанию»? Слова Символа веры Воскресшего в третий день по писанию взяты из послания к Коринфянам: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор. 15:3–4 ). 216. Что означают слова «по писанию»? Словами по писанию обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. 217. Например, в 53-й главе книги Пророка многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис. 53:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

21, 15-17). Слово " паси " означает служение управления, апостол должен управлять верующими, подобно тому как пастырь управляет стадом. Свщ. Писание не оставляет сомнения в том, что Господь сообщил ученикам власть вязать и решить, т. е. принимать решения, обязательные к исполнению всеми членами Церкви, к которым эти решения относятся. Например: " Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе " (Мф. 18, 18). Ап. Павел говорит об апостолах, что они обладают властью, " которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему " . Эта власть вязать и решить была бы неполной, если бы она не подразумевала власть суда с правом наказания виновных. Обратимся к ап. Павлу: " Для того я и пишу сие в отсутствие, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом... " (2 Кор. 13, 10) или " ...пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу " (2 Кор.13,2). Несомненно, у апостолов было сознание, что они носители такой власти. Так, на Апостольском Иерусалимском Соборе, формулируя обязательные для исполнения христианами заповеди, они сознавали, что действуют не от себя, не по своей собственной воле, но властью, дарованной Духом Святым. Поэтому с тех пор решения Церковных Соборов предваряются формулой " ибо угодно Святому Духу и нам... " (Деян. 15, 28). Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) с древнейших времен называется общим словом " пастырство " . Первоначально служение пастырства было уделом только 12-ти, а также апостола Павла, апостольское достоинство которого приравнивалось к достоинству 12-ти. Сам ап. Павел говорил: " ...у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов " (2 Кор. 11, 5). Повеление Спасителя, данное ученикам, заканчивается словами: " Я с вами во все дни до скончания века " . Следовательно, повеление дано не только самим апостолам, но и их преемникам на все времена, и само это служение сохранится в Церкви " до скончания века " .

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

23: 4–7). Закваска фарисейская опасна для каждого священнослужителя, мы все должны стремиться изживать ее в себе. Иногда я боюсь, что становлюсь книжником, а иногда и фарисеем. Христианин должен всегда подозревать именно себя самого в тех или иных уклонениях и ошибках. Осуществлять церковное исправление с исправления своих собственных дурных нравов и наклонностей и означает трудиться на благо всей христианской общины, участвовать деятельно в деле Божественного Домостроительства. Именно к такому серьезному и самокритичному действию и призывает нас Господь словами: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» . Об отношении к ближним (Евангелие от Матфея. 5: 21–28) Но мы читаем далее: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» (Мф. 5: 21). Этими словами Христос нисколько не перечеркивает значение древнего закона. Напротив, Он и говорит о Законе, который Сам и изрек. Ведь именно Божественный Логос (Слово) и общался с древними пророками. Сказано о ветхозаветных пророках, что они исследовали волю Бога: «…на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1: 11). Бог Отец всегда действует через Слово Свое – через Своего Сына возлюбленного. Сказано о Сыне Божием, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1: 15–17). На древних иконах и фресках, где изображается сотворение мира, изображается именно второе Лицо Пресвятой Троицы. Он, Христос, общался, собеседуя, и с пророком Моисеем на Синае, и с пророком Илией на Хориве. Господь Иисус Христос говорит: «сказано древним» , чтобы скрыть Свое авторство Закона Божия до времени. Блаженный Феофилакт пишет: «…если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли стали слушать Его. Поэтому говорит неопределенно» 14 . Заповедь «не убивай, кто же убьет, подлежит суду» была установлена для того, чтобы люди, ценя свою свободу и жизнь, не покушались на жизнь и свободу других людей. « Мера за меру» – этот принцип действовал в Законе Божием, научая человека ценить права другого человека, заботясь о себе в другом. Только тот человек, который совершенно не ценил свою собственную жизнь, мог позволить себе восставать на жизнь другого человека. Действуя так, он подпадал под наказание Закона Божия по принципу: «мера за меру». Таким образом Закон Божий научал человека в жизни другого человека любить и свою собственную жизнь. Но Христос не хотел ограничивать исполнение Закона только страхом наказания за нарушение закона. Он возводит Закон на более высокий духовный уровень.

http://pravoslavie.ru/94858.html

—23— распят с ним, дабы нам не вступать снова в прежнюю жизнь. 6: 7–8. Ибо как умерший оправдан от греха, так и мы, кои умерли со Христом в крещении, веруем, что и жить будем вместе со Христом, здесь и там: здесь – жительством нашим, а там – наилучшим воздаянием за наше житие. 6: 9–14. Ведь как Христос воскрес из мертвых и уже не умирает, поскольку Он претерпел должную смерть в воздаяние за наш грех , – и кто ожил, тот живет во век: так и вы, кои умерли греху, – да не царствует более грех в вашем смертном теле, но представьте себя Богу, как из мертвых живущих 417 . Ведь если члены ваши были орудиями правды Богу, то ясно что грех уже не будет владычествовать 418 над вами, ибо вы не под законом находитесь, то есть под наказанием закона. 6: 15–16. Поистине не прилично нам, когда отнят от нас страх закона и мы под благодатью находимся, снова грешить и совершать преступления. Как можем получать оправдание, так легко нам и грешить: потому что кому представляете себя рабами в послушание, рабы есть того, кому повинуетесь – или греха к смерти или послушания к правде. 6: 17. И если вы были рабами греха, то теперь стали послушно служить делами вашими, поскольку образ учения дан вам. 6: 18–19. И так, поскольку освободились вы от греха и поработились праведности, то остерегайтесь, – говорю (это) в виду (ради) немощи плоти ва- —24— шей, – да не восстанут на вас (грехи) и победят вас. Итак, как представляли вы плоть свою, как бы орудие, рабствовать 419 нечистоте, то есть пустым прикрасам, объядению и похоти, так ныне представьте плоть свою постам, молитвам и воздержанию, чтобы сделаться вам рабами праведности и святости. 6: 20. Когда рабами были вы греха, свободны были от (лишены) дел праведности, поскольку не в состоянии были угождать обоим и одному только греху повиновались. 6: 21. Какой же тогда был плод дел ваших, кроме того, чего ныне стыдитесь? ибо они в награду принесли вам стыд, а как конец их опять получается смерть вторая ( Откр.2:11; 20:14; 21:8 ). 6: 22. Теперь же, поскольку освобождены вы от греха и благодатью стали рабами праведности, приносите плод Тому, Кого конец есть жизнь вечная.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25 Мужайтесь, и да укрепится сердце ваше, все уповающие на Господа! Псалом Давида, в наставление, 31. 108 1 Блаженны те, кому отпущены беззакония и чьи грехи прощены. 2 Блажен муж, которому Господь не вменит греха и в чьих устах нет лжи. 3 Когда умолчал я о грехах моих, изнемогли кости мои, ибо стенал я весь день. 4 Ибо день и ночь тяготела на мне рука Твоя; и вновь изведал я муки, когда совесть моя уязвила меня, как терн. 5 Но беззаконие мое познал я и греха моего не сокрыл; сказал я: «Исповедую беззаконие мое Господу», и Ты простил нечестие сердца моего. 6 Посему помолится Тебе всяк праведный во время благоприятное, и воды многие не потопят его. 7 Ты прибежище мое в скорби, объявшей меня! Радость моя, избавь меня от обступивших меня! 8 «Я, Господь, вразумлю тебя и наставлю тебя на путь сей, и пойдешь по нему; устремлю на тебя очи Мои». 9 Не будьте непокорны, словно конь и мул, лишенные разума! Удилами и уздою ведет их человек, чтобы шли они за ним. 10 Тяжело наказан будет грешник, а того, кто уповает на Господа, милость объемлет. 11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные, и торжествуйте в правоте сердца! Слава: 81 ...закон Свой – нравственный Закон, который был дан древним евреям непосредственно Самим Богом после выхода их из Египта; ...на пути – на жизненном пути, в жизни. 83 Завет (букв, «завещание», «договор», «союз») Бога с человеком заключается в попечении Бога о человеке и в обязанностях последнего по отношению к Нему (см.: Быт. 9:9 ; 15и др.; Исх. 19:5 ; Втор. 4и др.). Синайский Завет Бога с потомками Авраама, Исаака и Иакова гласит, что древнееврейский народ должен быть «царством священников и народом святым» ( Исх. 19:6 ); ему, древнееврейскому народу, было предназначено основать на земле Царство Божие. Этот первый Завет устаревает, становится «ветхим» с принесением на землю Евангельского Благовестия о спасении не одному народу, а всему человечеству Господом нашим Иисусом Христом, Воплощением Его и крестной смертью. 86 ...очи – здесь церковносл. «лицо». Лицо Бога, обращенное к человеку, – образ, выражающий благоволение Божие к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

25-я глава говорит о том, что, к сожалению, израильтяне постоянно впадали в идолопоклонство. В данном случае и здесь мы видим, что Израиль прилепился к Ваал-Фегору (Чис. 25, 3) и начинает совершать различные жертвы и обряды, которые необходимо было приносить этим идолам. Жертвы были связаны прежде всего с блудодеянием и поклонением богам со вкушением идоложертвенного. «И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Божия» (Чис. 25, 3-4). «И вот, некто из сынов Израиля пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания», т.е. когда скорбели. Этот человек с презрением отнесся ко всему народу: когда весь народ скорбел, он привел к себе женщину-мадианитянку. И один из израильтян, Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, увидел это, взял в руку свою копье, вошел вслед за израильтянином в спальню и поразил их обоих, «израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи». Т.е. Господь посылал наказание и до тех пор, пока не совершилось искупления. Имя убитого израильтянина было Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова, а имя убитой Мадианитянки Хазва; она была дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского. Ради такого особого случая упоминаются тот, кто согрешил, и имя самой женщины. Глава 26 включает в себя перепись сынов Израилевых. Там же произойдет разделение земли и исчисление левитов. Обратим внимание на главу 35. Колено левино в земле Ханаанской отдельного участка во владение не получило. Левиты должны были жить во всех коленах израильских в качестве судей и учителей народа. Поэтому для помещения левитского племени Господь повелевает отделить 48 городов, рассеянных по всем коленам с полями вокруг них. Были города левитские, которые назывались городами-убежищами и предназначались для того, чтобы там могли прятаться те, кто нечаянно убил кого-то. Эти шесть городов были расположены в разных местах Земли обетованной: два на севере, два в середине и два на юге. Это было сделано для того, чтобы облегчить прибытие в город-убежище каждому невольно убившему, где бы он ни находился. В таком городе убийца был в безопасности от мести родственников. После того как человек там скрывался, проходило следствие, и если он был виновен, то его постигала смертная казнь. Если бедствие или смерть были нечаянными, то он Мог оставаться в городе-убежище и таким образом быть в безопасности до смерти великого первосвященника. В год смерти первосвященника все прощалось, т.е. когда на престол вставал новый первосвященник, то преступник мог покинуть город-убежище. Если же он выходил раньше, то никто не гарантировал ему безопасности. Дела и суд вершили левиты и священники.

http://sedmitza.ru/lib/text/432111/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010