Болезнь – это наказание? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_85592.html 27 апреля 2011 Протоиерей Валентин Уляхин Болезнь – это наказание? Источник:  Православие и мир Бытует мнение, что болезнь – это наказание за проступки, отступление от веры, за нарушение церковной дисциплины. Так ли это? Мы беседуем с протоиереем Валентином Уляхиным, преподавателем кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Завета ПСТГУ. – В православной среде существует такое мнение, что болезнь – это наказание. Как вы считаете, насколько это правильно? – Болезнь – не наказание. Болезнь – это объективный фактор нашей жизни. Без болезни не может быть человека. Единым человеком вошел в мир грех, как пишет апостол Павел, комментируя Бытие, в послании к Римлянам. И грехом вошла в мир – смерть. То есть грех непослушания привел к смертности и болезненности всякого человека. Мы в своих немощных телесах несем устремленность к смерти. Поэтому смерть и болезнь объективны для нас, и мы не можем быть без болезни и несем в своих бренных членах, как пишет апостол Павел, те наши болезни, которые нас сближают с крестной болезнью Господа. " Довлеет тебе благодать Моя, сила моя в немощи совершается " – это апостол Павел услышал от самого Христа. Все христианские подвижники, все апостолы, мученики, преподобные были отнюдь не богатыри. И это – главное доказательство того, что болезнь – не наказание. Вспомним описание, известное из деяний апостола Павла и его первой ученицы Феклы (это апокриф, но он один из древнейших и подтверждается в посланиях апостола). Мы видим на иконах апостола Павла как богатыря с мечом, словом Божиим обоюдоострым, апостола Петра – с ключами от Царствия Небесного, а ведь они были очень немощными. Апостол Павел был тщедушный, маленький, кривоногий, заросшие брови, глазки маленькие, нос крючком, лысый, да еще гугнивый к тому же – заикался, как Моисей. У него болели глаза (он пишет к Галатам: молодцы вы, Галаты, если бы вы могли – глаза бы свои дали мне, потому что я плохо вижу). Он страдал эпилептическими припадками. Дело в том, что апостол Павел был родом из Тарса. И там, в Киликии, далекой провинции Римской империи, периодически бушевала лихорадка. И Павел страдал последствиями этой болезни в виде припадков.

http://religare.ru/2_85592_1_21.html

Разделы портала «Азбука веры» Сегодня мы решили поговорить о епитимье. Многим кажется, что это понятие пришло из прошлого, из тех времен, когда Церковь была «слишком строга»; сегодня же в епитимье нет никакой надобности. На самом деле епитимья призвана стать неотъемлемой и органичной частью жизни каждого православного христианина. На вопросы отвечает главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов) . — Слово епитимья (епитимия, эпитимия) с греческого переводится как наказание. Это действительно наказание? Или выплата своеобразного штрафа? Или некое духовное упражнение, способствующее избавлению от греха, неповторению его? Может быть, епитимья нужна для того, чтоб человек не расслаблялся и не забывал о своей «удобопреклонности» к какому-либо греху? — Можно сказать, что епитимья — наказание, если мы обратимся к церковнославянскому значению этого слова: наказание — это не кара, а научение. Епитимья не наказание в современном значении этого слова и не штраф, потому что не может человек принести Богу какую-то компенсацию за совершенные грехи — слишком неравные это субъекты, Бог и человек. Господь ищет не удовлетворения в юридическом смысле, а другого — сердца сокрушенного и смиренного, сердца, от греха отвращающегося. Епитимья — это деятельное выражение нашего покаяния. Если человек совершил грех, особенно если это грех тяжкий — требуется нечто, что помогло бы ему самому этот грех прочувствовать и осознать. Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя — это слова из 24-го Псалма. Человек смиряется и трудится, а Господь посылает ему Свою благодать. — Современный прихожанин очень мало знает о епитимье — разве что понаслышке… — К сожалению, у нас сегодня нет единой епитимийной практики. Многие священники не дают епитимьи вообще; есть отдельные священники, которые дают, и подчас слишком тяжелую, неудобоносимую, скорей подавляющую и разрушающую человека как христианина, как личность, нежели созидающую его. Есть, конечно, и те, кто руководствуется в своей духовнической практике разумными принципами: назначают такую епитимью, которая помогала бы человеку и с грехом справиться, и более глубоко воцерковиться, и была бы при этом посильна.

http://azbyka.ru/epitimya-ne-nakazanie

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Свт. Василий Великий. На начало книги Притчей ч. 4, 196–210] Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета (Приложение к главе 3) «И во-первых, из притчей можно познати премудрость и наказание (Прит. 1:2). А премудрость есть знание вещей Божественных и человеческих, также и их причин. Посему, кто с успехом богословствует, тот познал премудрость. Но есть и человеческая некая мудрость; это — опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств… Поелику же в злохудожну душу не внидет премудрость (Прем. 1:4), то прежде всего души, намеревающиеся беседовать с мудростию, очищает Божиим страхом. Ибо тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех, даже не имеющих ни чистой жизни, ни разума испытанного и точного, походит на то же, что и в нечистый сосуд вливать многоценное миро… Вторым из обещанного было: познати наказание. А наказание есть некоторое полезное для души образование, которое часто очищает ее от пятен греха не без труда, и в это время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает во спасение (Евр. 12:11). Поэтому познати сие наказание не всякому уму возможно; потому что многие, отказавшись от трудности настоящего, по невежеству не ждут полезного окончания дела, но, огорчаясь суровостию прилагаемого о них попечения, остаются в недуге невежества… Внимательно читая Притчи и неленостно извлекая из них пригодное, можно еще уразумети словеса мудрости ()), ибо можно уразуметь полезное. Сказано: злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте (1 Кор. 14:20). О мудрости знаем, что она есть одна из родовых добродетелей, посредством которой мы, человеки, делаемся сведущими в том, что добро и зло, и что безразлично…

http://sedmitza.ru/lib/text/431606/

Исследование, с которым я являюсь на суд публики, представляет собою попытку изобразить в ряд исторических очерков судьбу церковноправового института, с которым стоит и падает жизненная сила самого общества церковного, с которым неразрывными узами связан вопрос о внутренней крепости этого общества, о благе его членов, о чести и достоинстве Церкви. Полагаю, что столь важное значение церковных наказаний для жизни Церкви служит достаточным оправданием сделанного мною выбора предмета для исследования. В той мысли, что историческое изучение того или другого института ведет к выяснению этого института как в его существе, так и в отдельных сторонах и подробностях, я посвятил мой посильный труд изложению исторического хода церковных наказаний в различных христианских церквах. Между этими различными церквами выбор, как казалось мне, сделан непроизвольно. Читатель найдет здесь древнюю Восточную Церковь , римско-католическую, евангелическо-лютеранскую и русскую православную. Ставя выше сомнений и доказательств необходимость изучения церковных наказаний не только в русской православной, но и в древней Восточной Церкви, – так как законодательство этой последней послужило фундаментом для канонических и юридических определений по нашему вопросу и в отечественной Церкви, и на западе, – я считал себя обязанным, в то же время, отнестись с серьезным вниманием и к праву римско-католической и евангелическо-лютеранской церквей. Для оправдания этого внимания, можно бы было ограничиться указанием на то одно обстоятельство, что в русской православной Церкви высказывались и проводились иногда в практике принципы, напоминающие начала римско-католического и евангелическо-лютеранского церковного права; а таковые начала всего лучше могут быть поняты и оценены при соображении того места и значения, какое занимали и имели они в их отечественной системе, в месте их происхождения. Но этого мало. На западе отдельные институты, как и целая система церковного права, вырабатывались при пособии науки: по стройности системы, по выработке отдельных учений, по точности юридических определений, унаследованной от римского права, западное церковное право представляет предмет, достойный внимательного и серьезного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В Евангелии приводится изречение Иисуса Христа, произнесенное в виде ответа на вопрос фарисеев и иродиан. Это были две враждебные партии среди еврейского народа: фарисеи – хранители духовного еврейского закона по всей его строгости, принципиально не допускавшие подчинения народа Божия какой-либо чуждой власти; иродиане – сторонники Ирода, поставленного Римом в правители Иудеи, и следовательно сторонники римской власти. Вопрос сводился к тому, следует ли признавать подчинение чуждой власти римского императора. Отвечать на этот вопрос, по расчету вопрошателей, было чрезвычайно затруднительно: утвердительный ответ оттолкнул бы от Христа народную массу, дорожившую преданиями независимого избранного народа Божия, отрицательный же ответ прямо дал бы оружие в руки врагов Христа, доставил им повод к обвинению Его в подстрекательстве к бунту против власти. Но Христос ответил так, что ни фарисеи, ни иродиане не услышали того, чего ожидали: «воздавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Воздавание кесарева кесарю, повиновение государственной власти проповедовалось и учениками Христа. Так апостол Павел учит христиан повиноваться высшим властям не только из страха наказания, но и по совести, ибо всякая власть основывается на божественном установлении, есть орган божественного мироправления, награждающий добрых и носящий меч для наказания злых. Он же убеждает христиан молиться за царя и за всех начальствующих, хотя первые христиане, жившие вообще в ожидании скорого конца мира, готовы были видеть в главе римского мира (Нероне) самого апокалипсического зверя, т. е. антихриста, противника Христу. Подобным же образом, другой апостол, Петр, вменяет христианам в обязанность оказывать почтение и повиновение как императору, так и подчиненным правителям, посылаемым от него для наказания преступников и для поощрения делающих доброе. Но, с другой стороны, апостолы делая столь высокую оценку миссии государственной власти, как раздаятельницы справедливости в мире, указывают и на необходимость воздавать Богу Божию. Так апостолы Петр и Иоанн, помня заповедь Христа проповедывать Его Евангелие, отказались повиноваться еврейским духовным властям, запрещавшим им говорить и учить о имени Иисуса: «справедливо ли пред Богом», говорили апостолы, «слушать вас более, нежели Бога»? Таким образом, новый Завет, не касаясь отношений церкви к государству и открывая тем самым полный простор историческому образованию их взаимных отношений, содержит в себе ясное указание на отношение христиан ко всякой власти вообще, светской или духовной: если распоряжение ее окажется в противоречии с волей Божией, так что исполнение этого распоряжения возможно было бы только с нарушением заповеди Божией, христианин должен исполнять последнюю, а не первое. § 124. Положение христианской церкви в языческой римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В Св. Писании Нового Завета нет каких-либо правил для определения отношений между государством и церковью, но есть насколько общих указаний на отношение христиан к государственной власти. В Евангелии приводится изречение Иисуса Христа, произнесенное Им в виде ответа на вопрос фарисеев и иродиан. Это были две враждебные партии среди еврейского народа: фарисеи-хранители духовного еврейскаго закона no всей его строгости, принципиально не допускавшие подчинения народа Божьего какой-либо чуждой власти, и иродиане – сторонники царя Ирода, поставленного Римом в правители Иудеи и, следовательно, сторонники римской власти. Вопрос состоял в том, следует ли платить подать кесарю или нет, т. е. следует ли признавать подчинение чуждой власти римского императора. Положение отвечающего на этот вопрос, по расчету вопрошателей, долженствовало быть весьма затруднительным: утвердительный ответ оттолкнул бы от Христа народную массу, дорожавшую преданиями независимого, избранного народа Божиего, отрицательный же ответ прямо дал бы оружие в руки врагов Христа, доставив им повод к обвинению Его в подстрекательств к бунту против власти. Но Христос ответил так, что ни фарисеи, ни иродиане не услышали того, его ожидали; «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» 1347 . В этих божественно простых словах было выражено фундаментальное начало всей позднейшей человеческой цивилизации, в отличие от античной, допускавшей полное смешение религиозного с государственным и не знавшей никакой заповеди или нормы, которая бы стояла выше государственного веления. Воздавание кесарева кесарю, повиновение государственной власти проповедовалось и учениками Христа. Так апостол Павел учит христиан повиноваться высшим властям не только из страха наказания, но и по совести, ибо всякая власть основывается на божественном установлении, есть орган божественного мироправления, награждающий добрых и в тоже время носящий меч для наказания злых 1348 . Он же убеждает христиан молиться за царя, которым в то время был языческий римский император, и за всех начальствующих 1349 . Подобным же образом другой апостол, Петр, вменяет христианам в нравственную обязанность оказывать повиновение и почтение как царю, так и подчиненным правителям, посылаемым от него для наказания преступников и для поощрения делающих доброе 1350 . Но, с другой стороны, апостолы, делая столь высокую оценку миссии государственной власти, как раздаятельницы справедливости в мире, указывают на необходимость воздавать Богу Божие. Так апостолы Петр и Иоанн, помня заповедь Христа проповедовать Его Евангелие, отказались повиноваться еврейским духовным властям, запрещавшим им говорить и учить о имени Иисуса 1351 . Таким образом, если распоряжение человеческой власти, светской или духовной, окажется в противоречии с волей Божией, так что исполнение этого распоряжения возможно бы было лишь с нарушением заповеди Божией, христианин должен исполнять последнюю, а не первое. § 192. Отношение христианской церкви к языческой римской империи 1352

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Закрыть Больные должны лечиться, а не сидеть в тюрьме! Протоиерей Андрей Лазарев поддержал проект поправок, смягчающих наказание за хранение наркотиков без цели сбыта 12.06.2019 730 Время на чтение 3 минуты Члены Государственной Думы России разработали проект поправок, смягчающих наказание за хранение наркотиков без цели сбыта, рассказал депутат нижней палаты парламента Николай Брыкин, пишут «Известия». По его словам, речь идет о внесении поправок в ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса РФ, которая предполагает наказание за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотических веществ в крупном размере без цели сбыта. Депутаты хотят перевести эту часть статьи из тяжких в средние. Таким образом, может быть уменьшен верхний порог наказания с 10 лет до пяти. Документ уже получил одобрение со стороны Министерства внутренних дел. Теперь в Госдуме ожидают отзыва правительства. Заседание ГД по законопроекту может состояться уже 20 июня, пишет РИА Новости. Данный вопрос был поднят на фоне дела корреспондента «Медузы» Ивана Голунова, которого обвинили в попытке сбыта наркотических веществ. Журналист был отправлен под домашний арест. 11 июня глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что с мужчины сняли обвинения в связи с недостаточностью доказательств. Тем временем Верховный суд России и МВД поддержали подготовленный в Госдуме законопроект, сообщил Николай Брыкин. «Верховный суд свою позицию высказал, он поддерживает законопроект. Также МВД положительно высказалось (об инициативе)», - заявил Брыкин, который возглавляет группу по совершенствованию законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств при комитете Госдумы по законодательству. Он добавил, что рабочая группа ожидает заключения на законопроект от правительства. Предложенные поправки комментирует в телефонном интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Отдела Тверской епархии социального служения и церковной благотворительности по работе с наркозависимыми, настоятель храма Вознесения Господня г. Кимры протоиерей Андрей Лазарев:

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/12/bo...

Зонара . И у священных апостолов в 47м правиле постановлено не перекрещивать, разве только того, кто крещен нечестивыми, и в 68м правиле определено, чтобы никто не принимал 2го рукоположения. Итак, следуя этим правилам и сии отцы постановили то же самое, то есть что никто из имеющих из начала правильное крещение не должен быть крещен вновь. А если кто был крещен еретиками не истинным крещением, того должны крестить; ибо это не есть перекрещивание, потому что крещение, каким он крещен, должно быть считаемо не за крещение, а за осквернение. Не должно быть и перепоставлениям и прехождениям епископов на иный престол, так чтобы кто-либо оставлял собственную епископию и переходил другую. И тут же представили и дело такого рода, говоря, что известный епископ презрел собственный народ и вторгнулся в другую церковь , и что он многократно был увещеваем о сем, но не захотел оставить церковь , в которую вторгся не по правилу и, следовательно, говорят, по причине непослушания его необходимо приступити к начальнику страны, дабы получивший кроткое увещание и не оказавший покорности вышел по повелению правительства. На это Аврилий сказал: « по соблюдении установленного обряда таковый да не признается принадлежащим собору »; ибо не позволительно предавать посвященных лиц светскому начальнику для наказания, если не будут они предварительно извержены. Ибо, если какой-либо посвященный достоин наказания за какой-нибудь тяжкий грех , то предварительно он лишается священнического достоинства, и, таким образом, берет его начальник для наказания. Итак, слова: « по соблюдении установленного обряда » – значат то, что если соблюден установленный обряд, то есть если были сделаны ему увещания по правилам и он не покорился, то да не признается принадлежащим собору, то есть не должен считаться в числе епископов, но уже как отверженный и изгнанный из священнического списка должен быть предан светской власти. А это предание его светскому начальнику постигло его вследствие упорства его, то есть самомнения, непокорства, по которым он с пренебрежением отнесся к оказанной ему епископами кротости.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕГРАДАЦИЯ [лат. degradatio], в католич. Церкви каноническое наказание лишением сана, к-рое сопровождается потерей церковной должности, бенефиция, всех привилегий духовного сословия и переводом в мирское сословие. В отличие от правосл. Церкви (см. ст. Лишение сана ) в католич. в силу учения о неизгладимости священства лицо, подвергшееся Д., сакраментально продолжает сохранять свою принадлежность к клиру. Наказание исключением из духовного сословия восходит, вероятно, к наказанию в рим. армии: совершившие преступления солдаты изгонялись из армии. Наказание для духовных лиц в форме лишения должности и сана упоминается, в частности, в новеллах Юстиниана (Novell. Just. 83). Глагол degradare в значении понижения в статусе, низложения, отстранения от должности и исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или с саном, а также лишения сана, к-рый употреблялся в отношении как духовных лиц, так и мирян, встречается в сочинениях церковных авторов с IV в.: Оптата , еп. Милевского ( Optat. De schism. donat. VI 6), Амброзиастера ( Ambrosiaster. In epistolam beati Pauli ad Galatas. III 2-3//PL. 17. Col. 352C-353B), блж. Августина ( Aug. Enchirid. 21), папы Льва I Великого ( Leo Magn. Ep. 111. 2), Венанция Фортуната ( Venantius Fortunatus. Vita Radegundis reginae Francorum. 3//MGH. AA. T. 4. Pars 2. S. 364-377), в Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Reg. Ben. 63. 4) и др. Производное от глагола существительное degradatio появляется у блж. Августина ( Aug. De fide et operibus. II 3//PL. 40. Col. 199), у Григория I Великого ( Greg. Magn. Reg. epist. I 32). До XII в. глагол degradare и существительное degradatio применительно к духовным лицам были синонимами deposimio, также обозначая низложение, отстранение от должности, лишение сана. Чтобы отличать Д. от низложения, ее иногда описывали как sollemnis depositio (букв.- торжественное низложение). В XII в. в ходе постепенной реформы церковного, в первую очередь папского, судопроизводства, начатой в рамках борьбы со злоупотреблениями духовенства, развивалась система церковных наказаний. Происходит разделение терминов deposimio (низложение с должности и отстранение от исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или саном) и degradatio (лишение сана, низложение, сопровождавшееся лишением привилегий духовного сословия), окончательно оформившееся в нач. XIII в. Новое значение термина «Д.» как самого тяжелого наказания для духовного лица, лишавшего сана и всех привилегий сословия, было закреплено в Декреталиях Григория IX (иначе «Liber Extra», 1234), вошедших затем в состав «Corpus iuris canonici» . Следующий крупный свод декретального права «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (1298) зафиксировал процедуру совершения Д.

http://pravenc.ru/text/171567.html

Митрополит Ювеналий освятил храм в исправительной колонии в Дмитровском районе Московской области 21 декабря 2013 г. 09:47 16 декабря 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение храма святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области», расположенном в поселке Новое Гришино Дмитровского района. В 2014 году храму и исправительному учреждению исполняетя 110 лет с момента основания. Перед началом торжества митрополита Ювеналия встречали: благочинный Дмитровского церковного округа протоиерей Афанасий Чорногуз; заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний генерал-майор внутренней службы А.А. Рудый; начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области полковник внутренней службы О.А. Мартынов; заместитель начальника УФСИН России по Московской области полковник внутренней службы В.Н. Поселенов; начальник исправительной колонии подполковник внутренней службы М.В. Кириленко. Архиерею сослужили протоиерей Афанасий Чорногуз, благочинный церквей Рогачевского округа игумен Григорий (Клименко), благочинный церквей Можайского округа, председатель епархиальной тюремной комиссии игумен Даниил (Жирнов) и духовенство Дмитровского благочиния Московской областной епархии . На Литургии в храме в этот день молились как заключенные колонии, так и жители поселка Новое Гришино. После богослужения митрополита Ювеналия приветствовал протоиерей Афанасий Чорногуз. Одна из заключенных по имени Юлия вручила иерарху на память картину с изображением храма, написанную осужденными. Со словами приветствия и поздравления к митрополиту Ювеналия также обратился О.А. Мартынов. В ответном слове архиерей, в частности, сказал: «Мне хочется вспомнить и слова Спасителя, который рисовал картину Своего Второго Пришествия, когда Он будет судить живых и мертвых. И там есть одно место, которое непосредственно относится к тому, чему мы сейчас являемся свидетелями.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010