Одновременно подобную работу по составлению полного Корана проводили и другие последователи Мухаммеда. Ученые насчитывают до 15 первичных рукописей (Ибн Масуда, Уба ибн Кааба, Али, аль Асвада и других) и множество вторичных. Позже, когда в войсках возникли дискуссии о различных чтениях сур Корана, по приказу халифа Усмана комиссия под руководством Зейда между 650 и 656 гг. тщательно рассмотрела текст Корана, сопоставила с устным и письменным преданием, и копии с итогового кодекса были разосланы в различные провинции как единственный верный вариант. Рукописи, отличавшиеся от этого текста, подлежали сожжению. Многие тексты были уничтожены, о текстологии ранних рукописей Корана мало что известно, но все же полной унификации добиться не удалось. Ситуация с унификацией текста Корана осложнялась еще и тем, что в графической системе арабского языка середины VII века отсутствовали обозначения для кратких гласных и знаки для различения некоторых сходных по начертанию букв. Таким образом, одна и та же запись слова представляла возможность нескольких вариантов прочтения. Однако эта сложность стимулировала развитие фонетических знаний у арабов: «к VIII в. арабские фонетисты добились выдающихся результатов: они в деталях описали работу языка, губ, полости рта и носа в произнесении каждого звука; создали исчерпывающие классификации фонетических изменений; систематизировали варианты звукотипов, в чем историки языкознания видят зачатки фонологии»(2). Коран К 786 году арабский филолог и исследователь стихосложения Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди создал систему огласовки, которая давала возможность однозначно сопоставить записанное слово и его чтение. Но до 934 г. от Р. Х. продолжался так называемый «период ихтийар», время выбора, когда мусульмане могли читать Коран на различных диалектах. Ибн Муджахид в Багдаде написал книгу Ал-Кираа ас-Сабаа («Семь чтений»), в которой установил семь конкретных способов чтения, бытующих в мусульманском мире, а все остальные объявил неправильными. Решение ибн Муджахида (для обоснования которого он не приводил аргументов) было поддержано визирями и в итоге были назначены корректоры, которые внесли огласовки в Коран в соответствии с этими семью чтениями.

http://pravmir.ru/udivitelnaya-sudba-svy...

И чтобы мой образ - «отравители колодцев» - был более понятен, приведу большую цитату из книги «Безумец. Его притчи и стихи». Написал её арабский писатель и философ Джебран Халиль Джебран. Книга эта была переведена и издана в Ленинг раде в уже далеком 1986 году. Притча называется Мудрый царь. Во время оно правил далеким городом Вирани могущественный и мудрый царь. Могущество его повергало в страх и трепет, а мудрость внушала любовь. В самом центре Вирани стоял колодец с прохладной прозрачной водою. Все обитатели города и даже сам царь и придворные вельможи пили из него воду, ибо другого колодца не было. Однажды ночью, когда все уже спали, в город явилась ведьма и влила семь капель лютого зелья в колодец и промолвила: - Пусть отныне всякий испивший этой водицы лишится рассудка! Утром все горожане, кроме царя и его главного советника, напились той воды, и безумие завладело их рассудком - сбылась ведьмина ворожба. Весь день в переулках и на рыночных площадях люди только и делали, что шептали друг другу на ухо: - Царь обезумел... Наш царь и его советник повредились в уме... Виданное ли дело, чтоб нами правил обезумевший царь! Долой его с трона! В тот вечер царь велел наполнить золотой кубок водою из колодца. И когда ему принесли кубок, он отпил большой глоток и дал испить той воды своему советнику. И буйное веселье охватило далекий город Вирани, ибо к царю и его советнику вернулся разум. Не получится ли так, мой дорогой читатель, что на месте мудрого царя и советника вскоре окажутся все православные, здравомыслящие люди России? И в заключение несколько слов о фирме «Святой источник», так изощренно плюнувшей в мою (и только ли в мою) православную душу. Фирма IDS Borjomi Russia является частью международной компании IDS Borjomi International. Она продает нам, жителям России, (чудеса, да и только!) нашу же природную воду!!! И если господа не понимают, что в православной стране означают слова «Святой источник», то может быть есть смысл законодательно заблокировать их деятельность? Мы от жажды не умрем. А эту нишу в торговой сети тут же легко займут по-настоящему российские производители.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/24/ot...

В настоящее время, и это очень важно, простые люди перестали отождествлять понятие «секулярный» с понятием «атеистический». Атеист в глазах любого мусульманина – грешник. Долгое время господствовало отношение к любым светским людям, как к богохульникам, которые должны быть либо истреблены, либо покорены. «Братья мусульмане», как выразители этого мнения, очень «помогли» себе тем, что получили власть в стране и фактически не справились с ней. Политическая и экономическая ситуация в Египте ухудшается с каждым днем, и значительная часть жителей, в т.ч. простых мусульман, которые некогда голосовали за радикалов, сегодня крайне недовольны и разочарованы. Хочу подчеркнуть, что господствующая в российских СМИ схема «плохие мусульмане и угнетаемые ими хорошие копты» неверна по сути. В этой связи всякие попытки помочь коптам извне могут им только навредить. Их и так воспринимают в Египте, как «пятую колонну», что объясняется большой публичной активностью коптских общин, проживающих за рубежом, особенно в Америке. Призывы этих общин к зарубежным государствам вмешаться в политическую ситуацию в стране очень вредят коптам, живущим в самом Египте, и не способствуют улучшению взаимоотношений с мусульманами. Позиция коптов такова: мы живем в своей стране со своими братьями, и нам не нужно, чтобы кто-то чужой решал, как нам с ними жить. Приведу показательный пример: однажды в один из дней революции была получена информация о том, что полиция собирается разгонять ее сторонников слезоточивым газом и водометами. Это было в пятницу. И тогда копты, взявшись за руки, живым кольцом окружили площадь Тахрир, чтобы позволить мусульманам совершить пятничную молитву. В следующее за этим воскресенье копты устроили молебен на Тахрире и их в свою очередь охраняли мусульмане. Им никто не приказывал, это была настоящая народная инициатива, она шла от сердца людей. – Насколько обеспечена безопасность христианских храмов Египта? Многие помнят о взрыве, прозвучавшем под новый год в одной из александрийских церквей и унесшем жизни нескольких прихожан…

http://pravoslavie.ru/58568.html

– Как в Египте относятся к русским и России сейчас? – Во времена Советского Союза на вас в Египте смотрели как на источник культуры и просвещения. Практически вся египетская культура второй половина XX века была сформирована русской мыслью. Современная египетская литература вышла из Достоевского, египетский театр – из Чехова. Наше взаимодействие закладывало основы науки и культуры в нашей стране. Б о льшая часть нашей творческой интеллигенции, военные, врачи, учителя получали образование и научные степени в Советском Союзе. Когда в новой России обучение стало не только платным, но и очень дорогим, то египетские студенты сделали выбор в пользу Европы и Америки, стоимость образования в университетах которых оказалось сопоставима с российским. Был период во время чеченских войн, когда западные СМИ делали все возможное, чтобы Россия в арабском мире воспринималась, как враг. Эта история началась еще во времена войны в Афганистане, когда американцы смогли очень хорошо раскрутить российско-антиисламскую тему, потом была Югославия, потом Чечня. В результате у части арабского мира сложилось представление о России, как о непримиримом противнике ислама, выстоять которому помогает Америка. В сознании мусульман формировался негативный образ России, как атеистического, светского государства, т.е. по определению греховного. Очень жаль, что никаких серьезных мер по развенчанию этого стереотипа со стороны России предпринято не было. Вступление России в качестве наблюдателя в организацию «Исламская конференция» проблемы не решает. Внятные шаги по правильному позиционированию страны в исламском мире отсутствуют. Пока есть только декларации, как например, заявление российского руководства о том, что «ислам – религия мира», а также констатации статуса России, как многоконфессиональной страны. Это хорошо, но не решает вопрос. Сегодня египтяне относятся к России, скажем так, спокойно, но очень внимательно наблюдают за российской позицией по сирийской ситуации. Надеюсь, что взаимоотношения наших стран будут восстанавливаться и укрепляться. В 2013 году мы будем отмечать 70-летие установления дипломатических отношений между Россией и Египтом. Очень интересно, что СССР подписала это дипломатическое соглашение в августе 1943 года, еще во время Великой Отечественной войны.

http://pravoslavie.ru/58568.html

Здесь он завершил работу над 1-й редакцией соч. «Изображение окружностей, охватывающих подобие человека Творцу и сотворенному миру» («Инша ад-даваир ал-ихатийа ала-д-дакаик ала мудахат ал-инсан ли-л-халик ва-л-халаик»). В 1201 г. И. А. покинул Тунис и отправился в Мекку, по дороге он посетил Каир, где жили суфии из Андалусии. Однако надолго он там не задержался, т. к. в Египте был голод. В 1202 г. И. А., приехав в Палестину, посетил могилу пророка Ибрахима (Авраама) в г. Эль-Халиль (Хеврон, Израиль), а затем г. Эль-Кудс (Иерусалим, Израиль). Оттуда он отправился в Медину на могилу пророка Мухаммада. В том же году И. А. достиг наконец Мекки, к-рую мусульмане называли «Мать городов». Здесь он оставался до 1204 г., преподавал, проводил время в беседах с учеными, посещавшими мусульм. святыню. В этот период жизни, как писал И. А., у него особенно часто были видения и откровения. В Мекке И. А. познакомился со смотрителем Запретной мечети, знатоком преданий Абу Шуджем аль-Исфахани, и его дочерью Низам, которой впосл. посвятил мн. поэтические сочинения. В этот период, к-рый называют «1-й мекканский», И. А. начал работу над текстом «Мекканских откровений» и завершил ее незадолго до смерти. Здесь же, в Мекке, у И. А. было видение, в к-ром Аллах сказал ему: «Наставляй рабов моих!» - после чего он стал рассматривать наставничество как свою первостепенную обязанность. Важным этапом в жизни И. А. было знакомство и многолетняя дружба с Маджд ад-Дином Исхаком Ибн Юсуфом ар Руми - высокопоставленным вельможей из окружения сельджукского султана Анатолии Кайкусрава (ум. в 1212), а позднее его преемника султана Кайкавуса (1212-1218). Маджд ад-Дин, к-рый, несмотря на высокое положение, вел благочестивую жизнь и интересовался суфизмом, прибыл в Мекку для совершения хаджа. Восхищенный глубиной познаний И. А., он предложил суфию посетить Конью (Турция). Вместе с караваном анатолийских паломников через Багдад и Мосул (Ирак) И. А. прибыл в город в 1205 г. После кончины Маджд ад-Дина И. А., по преданию, взял в жены его вдову и стал 2-м отцом для Садр ад-Дина аль-Кунави (ум.

http://pravenc.ru/text/200421.html

Уже в кон. XVI в. начался упадок системы тимаров. Гос-во старалось давать в откуп частным лицам право сбора налогов (ильтизам) на определенный срок, а впосл. и пожизненно. Собственник ильтизама - мультизам мог сдавать полученную им территорию (мукатаа) в субаренду. С кон. XVI в. начался постепенный процесс присвоения гос. земель лицами, получившими их в условное пожалование. В XVII в. на смену тимарам приходит система наследственного помещичьего землевладения - поместья-чифтлики. Параллельно установлению системы наследуемых земельных наделов шел процесс закабаления крестьянства, оказавшегося во владениях того или иного помещика. C нач. XVII в. султан стал продавать землю христианам, к-рые имели право перепродать или сдавать ее в аренду. Временное облегчение налогового гнета после завоевания острова быстро сменилось тяжелым налогообложением. Ситуация усугублялась тем, что жалованье османские чиновники получали из собираемых ими налогов, что порождало злоупотребления. В 1-й пол. XVII в. К. страдал от стихийных бедствий (землетрясений, засух), нашествий саранчи и эпидемий, которые служили причиной запустения острова. Антиправительственные движения, носившие экономический характер, возникали и среди тур. населения (напр., восстание под рук. Мехмет-аги Бояджиоглу, 1683-1690). Во время выступлений против властей мусульмане нередко действовали заодно с христианами (напр., восстание 1764 г., в результате к-рого мухассыл Чиль-Осман-ага был убит, а казна разграблена; восстание Халиль-аги 1765-1766 гг.). На тираническое правление мухассыла Хаджи-Баки-аги (1773 или 1775-1783) в К-поль отправились с жалобой как христиане, так и мусульмане. Иногда восстания были направлены и против греч. верхушки (напр., в 1804). Водопровод-акведук, построенный в Ларнаке в 1746–1750 гг. Гравюра Водопровод-акведук, построенный в Ларнаке в 1746–1750 гг. Гравюра Экономика К. носила аграрный характер. В первые десятилетия XVII в. прекратилось производство сахара, значительно уменьшилась добыча соли. Ведущей отраслью стало выращивание хлопка (хотя и оно сократилось по сравнению с венецианским периодом).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

9 Школьное образование в арабских странах включает три отдельных этапа: начальная школа, подготовительная и средняя. 10 «Декан» арабской литературы (1889-1973), министр образования Египта. 11 Египетский писатель и критик (1889-1964). 12 Крупнейший густонаселенный район на севере Каира. 13 Аль-Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди (VIII в.) — первый арабский ученый-филолог, основатель теории стихосложения, составитель первого арабского толкового словаря «Книга буквы ‘айн» и создатель основ арабского грамматического искусства. 14 Густонаселенный торговый район Каира, известный многочисленными книжными магазинами и старинными церквями. 15 Выдающаяся фигура в истории Коптской Церкви, основатель духовной семинарии в Каире (1893 г.) и системы воскресных школ (1900 г.), организатор движения против католической и протестантской экспансии в Египте в 1-й пол. ХХ в. 16 Месяц поста у мусульман, во время которого предписывается полное воздержание от еды и питья от рассвета до заката. Читайте также: Судьба коптов в Египте (ФОТО) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 марта, 2024 7 декабря, 2023 9 августа, 2023 8 мая, 2023 19 марта, 2023 19 июня, 2022 24 мая, 2022 11 мая, 2022 6 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/papa-shenuda-iii-iz-de...

Имп. Палестинское Православное Общество (ИППО) с кон. XIX в. активно сотрудничало с Антиохийским Патриархатом и создало в Сирии сеть образовательных учреждений, ориентированных на рус. культуру: в 1895-1910 гг. было открыто 77 школ (27 в Сев. и 45 в Юж. Сирии, 5 в Бейруте) для 10 тыс. учащихся. В 1900 г. в Баламандском мон-ре основана ДС, обучение в к-рой, как и в начальных школах, строилось на основе российских программ и по учебникам, переведенным с рус. языка. Лучшие выпускники продолжали образование в России. Нек-рые правосл. араб. литераторы того времени жили в России и внесли свой вклад в развитие рус. науки и культуры (среди них Герасим Яред , Г. А. Муркос) . Книгопечатание, прервавшееся в кон. XVIII в., было возобновлено в 1842 г. при содействии российского консульства в Бейруте; в кон. XIX в. у правосл. арабов стали появляться собственные периодические издания: 1-й была газ. «Аль-Хадийя», издававшаяся в 80-х гг. XIX в. бейрутским архидиак. Григорием Хаддадом (буд. Патриархом), в 1909 г. при Патриархии начал выходить богословский журнал. Знакомство арабов с европ. культурой, секуляризация части правосл. интеллектуалов привели к сложению на араб. Востоке сер. XIX в. европеизированной культуры, в к-рой заметную роль играли выходцы из правосл. среды, как, напр., Халиль Хури (1836-1907), бейрутский литератор, бессменный редактор первой сир. газ. «Хадикат аль-Ахбар» (с 1857), или Фарах Антун (1874-1924), философ, писатель и драматург. Национальное самосознание части правосл. арабов в кон. XIX в. перерождалось из религ. в светское. Память о дамасской резне побуждала арабо-христ. интеллигенцию искать пути мирного сосуществования с мусульм. окружением на основе идеологии светского араб. национализма или пансирианизма . Теория «Великой Сирии» была особенно популярна у православных, будучи альтернативой как прозап. ливан. национализму маронитов, так и проектам панараб. державы, где мусульмане составляли бы подавляющее большинство. После младотур. революции 1908 г. идеи араб. национализма, в той или иной его форме, получили значительное распространение среди арабо-христ. интеллектуальной элиты. С началом первой мировой войны режим младотурок нанес упреждающий удар по араб. движению: в 1915-1916 гг. были казнены сотни сир. и ливан. националистов (в т. ч. ряд православных), христ. духовенство также подверглось преследованиям. Война привела к краху ближневост. экономики, массовому голоду и эпидемиям, от к-рых вымерла почти четверть населения Ливана. В 1918 г. Османская империя потерпела поражение в войне и прекратила свое существование.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Современные археологические исследования позволили установить, что при Константине Великом Мамврийский Дуб локализовали к востоку от дороги в Хеврон и к северу от Махпелы в местности, получившей позднее арабское название Харам-Рамет-эль-Халиль (в переводе –священная возвышенность друга Божьего). При раскопках здесь был обнаружен древний колодец и фундамент жертвенника, на ко­тором впоследствии воздвигли христианский алтарь. К вящему сожалению, после арабского завоевания Палестины в VII веке базили­ка Константина Великого в Мамре приходит в забвение, так что к приходу в 1099 году крестоносцев от нее не остается и следа. Поэтому для поисков библейской святыни, видимо, было использовано тогда сообщение Иосифа Флавия («О древностях иудейского народа» 1, X, 4), указавшего на известный ему дуб – «Огигес» в 6 стадиях от Хеврона, где он и поныне располагается к западу от Махпелы и дороги в Хеврон . Как раз последнее местонахождение дуба зафиксировано в «Хождении» черни­говского игумена Даниила, паломничество которого датируется 1104–1106 годами. Ко времени его посещения под дубом был устроен мраморный помост, тем не менее, игумен Даниил точно указывает место «шатра Авраамова, близ того дуба к востоку», однако колодец Авраама в его описании оказывается «под горой, близко у дороги», что расходится с более ранним известием паломника из Бордо . Разночтения в локализации Мамврийского древа наложили определенный отпе­чаток на изображение архитектурной среды в иконографических изводах «филоксении Авраама». Если в ранних композициях на данную тему жилище Авраама разме­щается только в левой части, причем также слева от Дуба (см. например, мозаику 432–440 гг. в северо-восточном углу центрального нефа базилики Санта Мария Маджоре в Риме), то на рубеже XI–XII веков дом праотца перемещается в правую часть изображений и справа от Дуба (см. миниатюру второй четверти XII в. из Ватиканско­го Октатевха) . Поскольку правая сторона традиционно ассоциировалась в сакраль­ном сознании с Востоком, то очевидно, что памятники изобразительного искусства отражают существенные изменения и топографии Мамврийского Дуба и жилища Авраама, произошедшие с приходом крестоносцев .

http://bogoslov.ru/article/2602946

Наряду с местным ополчением существовала и регулярная армия на жалованье. Служившие пожизненно янычары, которые впоследствии образовали личную гвардию султана, в то время были еще пехотным формированием, состоявшим из невольников-христиан или бывших христиан. Во время Орхана основная часть войска именовалась общим названием сипахии, которое относилось и к пушкарям, и к оружейникам, и к кузнецам, и к морякам. Многие из них были наделены землей, хотя в любое время они должны были быть готовыми явиться на военную службу; за это они получали жалованье, и, как правило, их призывали лишь на какую-то одну кампанию. Наряду с сипахиями были еще и пияде – пехотинцы. Впоследствии это название сохранили только те из них, у кого были земельные наделы, остальные же стали именоваться азабами. Позднее азабы слились с башибузуками – нерегулярным войском, служившим лишь за военную добычу и награбленное у населения; то же самое произошло и с акиби – легкой кавалерией, вооруженной саблями. Орхан ввел для каждой из составных частей армии специальную форму. Он также учредил эффективную систему мобилизации, так что в любой момент он мог в короткое время собрать крупные, хорошо подготовленные военные силы 65 . Его преемник Мурад I использовал все преимущества этой хорошо налаженной военной машины. Мать Мурада, известная туркам под именем Нилюфер (т.е. Лилия), была гречанкой, дочерью предводителя акритов. Его старший брат Сулейман умер за несколько месяцев до Орхана. Имелись также два сводных брата Мурада; из них старшего, Ибрагима, Мурад немедленно умертвил, а младший, Халиль, сын Феодоры Кантакузин, умер вскоре после этого – быть может, и своей смертью . В первые годы правления Мурад был озабочен делами на азиатских границах своей державы, где ему пришлось подавлять угрозу со стороны эмиров-соперников. За это время несколько завоеванных турками городов во Фракии перешло обратно к византийцам, хотя полностью изгнать турок из Фракии оказалось уже невозможным. И когда в 1365 г. Мурад снова вернулся в Европу, ему не составило большого труда опять захватить их и учредить свою столицу на Европейском континенте – в Адрианополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010