( < < back) Синаксарь на Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня взято из богородичного догматика. (называемый теперь у арабов Ель-Халиль), — город, расположенный на юге Палестины, один из самых древнейших городов Азии. Он был известен как древний город еще во времена Авраама и, по известию Флавия (историк иудейский, живший в начале христианской эры), около его времени ему считалось уже 2300 лет. Город издавна считался у евреев священным, так как в нем находятся гробницы Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии. Во дни Константина Великого над погребальною пещерою Авраама была воздвигнута церковь, которая обращена мусульманами в мечеть. Самый город лежит на высоте на тысячу футов выше Иерусалима, в глубокой и узкой долине, с обеих сторон окруженной горами. Вся долина и склоны гор заняты садами, — масличными, фиговыми, абрикосовыми, гранатовыми и виноградными. В настоящее время город имеет до 10000 жителей, которые занимаются здесь выделыванием стекла, хлебопашеством, разведением фруктовых садов и виноделием. именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие знанием тайных сил природы, светил небесных и т. п. Волхвы, приходившие на поклонение Христу, по видимому, были из Персии. Они были астрологи, т. е. служили звездам и занимались наблюдением за светилами небесными. Очевидно, они были при этом люди добродетельные, почему и удостоились особенных откровений Божиих. Житие и страдание святой преподобномученицы Февронии градоправитель, областеначальник. член сената, т. е. совета старейшин; впоследствии название сенатор стало почетным титулом. спутник императора, или высшей чиновной особы; этим именем обозначались лица, состоявшие у них в свите. некогда город Сирии, лежавший в одном из оазисов между Дамаском и р. Евфратом. Город этот был основан еще Соломоном. При Навуходоносоре он был разорен, но скоро, благодаря своему выгодному положению между Средиземным орем и долиною Евфрата, снова отстроился и сделался важным торговым пунктом. При Римлянах Пальмира с своею областью представляла одно время независимое государство, но потом она была покорена Римлянами: победители при этом разрушили город; но при императоре Диоклитиане он был восстановлен. Во времена Арабов город был снова разрушен и превратился в жалкую деревушку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода. В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары — плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам. Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества. В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой. Ель наряжают и на Новый год, но это — светская традиция. Для православных христиан ель — прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте. Наряженное дерево — отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами. В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа — красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель «привез» Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

http://pravmir.ru/rozhdestvo/

Святыни очень разные. Есть и такие, которые на первый взгляд и не похожи на святыни. Но дух в их присутствии оживляется, веет небесной свежестью, и вообще становится светлее, как будто они на самом деле излучают свет. Одна из таких неявных святынь для меня… рождественская ель. Декабрь — месяц, когда почти во всех домах появляется нарядное хвойное дерево — будь то лиственница, пихта или сосна (что удается купить на елочном базаре). Но чаще всего это, конечно, ель, и многие выбирают именно ель. Эта неистребимая любовь к рождественской ели идет из глубины столетий. Две недели заботливо выбранная и тщательно лелеемая лесная красавица, под лапами которой прячутся подарки — в шерстяных мешках в виде сапожка, в красивых пакетах или нарядной бумаге с бантами, или просто лежащие на хвое — радует глаз, а потом ее тихо выносят на свалку. Остаются фотографии, воспоминания и подарки, которые это дерево скрывало. Некоторые любители новогодней ели устраивают свою питомицу так, что она стоит целый месяц, а то и больше. Уже прошло Богоявление, а ель все красуется в емкости с сырым песком или водой. Случается, что даже пускает корни. Живая, привезенная из чащи леса елочка — лучший подарок на праздник Рождества Христова. Ее аромат преображает потускневшее жилое пространство. Елочка становится центром небольшой домашней вселенной. Но откуда взялся сам обычай? Почему именно ель стала любимицей человека и его верной подругой в новогодних праздниках? И отчего христианство, отказавшееся от многих языческих обычаев, так тщательно сохраняет это рождественское древо, имеющее, кажется, прямое родство с языческим майским? Сначала — две красивых легенды. Согласно первой, в рождественскую ночь все деревья отправились на поклонение Божественному Младенцу-Христу. Скорее всех прибыли высокие пальмы. За ними потянулись платаны, буки, липы и березы. Отправилась на поклонение и маленькая ель. Деревьев было так много и они были такими высокими, что ель среди них не было видно. К тому же всем хотелось поскорее увидеть Богомладенца — ель просто отталкивали от вертепа. И тогда ель сказала: «Господи! Как же я хочу Тебя увидеть! Но если не получится — знай, что я здесь, что я пришла к Тебе!». И тогда на небе произошло движение. Ангелы услышали голосок ели, услышал его и Божественный Младенец. Ангелы сняли с неба звезды и украсили ими ветви ели. Она засияла так, что перед нею расступились деревья, и она смогла увидеть своего Господа. И была назначена Рождественским древом.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

В его время, – поясняет де-Персеваль, – между арабами одни допускали свободу воли человека и назывались поэтому «Кадари»; другие, отвергавшие её, назывались «Джабар»; некоторые же, признавая, что воля Божия определяет действия людей, допускали в них некоторое участие и человеческой воли, – этих последних называли «Мутбит». Ель-Аша часто посещал хри- стиан-арабов Наджрана, где из бесед с христианскими епископами он черпал (единобожные) идеи, которые потом и выражал в своих стихотворениях. А стихи Ель-Аши почитались до того, что их воспевали почти во всех частях Аравии, почему он и прозван был Саннаджат-ель-Араб, т. е. Кимвалом арабов. Замечательно, что Ель-Аша имел Равием, т. е. певцом, обязанность которого состояла в распространении стихотворений Ель-Аши, – христианина Иахию-ибн-Матту, т. е. Иоанна сына Матфея. Сам Ель-Аша также почти всю жизнь свою провел в странствованиях по Аравии, от одного конца до другого. Одну из его поэм некоторые писатели считают моаллакатою священной все арабской Каабы. Умер Ель-Аша в 629 году, не приняв мохаммеданства 326 . Так как лжепророк Мохаммед 327 нагло лжет от имени самого Бога о немохаммеданских арабских поэтах будто «они лгут, как безумные и говорят, чего не делают», – то в опровержение такого несправедливого нарекания 328 и в пример деятельности этих поэтов передам несколько обстоятельств из жизни например поэта Хатима (род. в 540), сына Абдаллаха, сына Сада, племени Тоаль. Подобно большинству арабских поэтов тех времен, Хатим уже с малолетства отличался поэтическими дарованиями, храбростью и щедростью 329 . Он говорил 330 : «Иные делаются рабами своих богатств, я же слава Богу, господин моего имущества». «Я жертвую его для выкупа пленных, для насыщения путешественников, для распространения благотворений». «Богатство кратковременно (преходящее), как утро и вечер». «Я был и богат и беден; но как богатство не делало меня гордым, так и бедность не уничижала меня». Совершенно согласною с словами Хатима была и вся жизнь его. Счастливый в стычках со врагами своего племени, имущество свое, потраченное на щедрые благотворения, Хатим пополнял частью добычи, оставляемой противниками в руках победителей, но и этот достаток Хатима всегда быстро расходился на бедных и всех тех, кто обращался к его щедрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге «Щелкун орехов» («Щелкунчик») Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к «пережиткам прошлого»… Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего — символ Рождества Христова. Поздравления с Рождеством Поздравьте своих близких старинными рождественскими открытками. Даты Рождества Христова: Рождество Христово в 2024 году — 7 января Рождество Христово в 2025 году — 7 января Рождество Христово в 2026 году — 7 января О Рождестве Христовом на Правмире: О Рождестве Христовом: история праздника Календарь Рождества Песнопения и служба Рождества Христова Рождественские колядки и песни Рождественский вертеп Видео Рождество в семье: традиции и обычаи Икона Рождества Проповеди Викторины Очерки и рассказы Стихи о Рождестве Рождество в искусстве Рецепты к Рождеству Рождество Христово в мире Святки О Вифлееме Фильмы о Рождестве: Больше видео на канале Правмира Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 558 036 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023

http://pravmir.ru/rozhdestvo/

Согласно другой легенде, Ангелы в ночь Рождества решили украсить скромный вертеп, в котором родился Господь, и пошли в лес, чтобы выбрать дерево. Дуб поразил их своей мощью и красотой. Но один Ангел сказал, что древесина дуба мягкая и хрупкая. К тому же из нее будут делать кресты на могилах. Стройная липа также не подошла — ее листва рано увядает, а цвет древесины слишком мрачный. Прекрасную березу отвергли за то, что ее гибкие ветви используют как орудие для наказаний — розги. Отказали иве, буку, вязу и многим другим деревьям. Наконец, Ангелы вошли в северные страны и увидели симметричное, вечнозеленое дерево, источавшее приятный смолистый аромат. «Ну конечно, ель!» — единогласно воскликнули Ангелы и украсили ее звездами, светляками, цветами и плодами. И отнесли к вертепу. Может быть, обе эти легенды — лишь красивые истории, которые так приятно рассказывать в рождественские дни. Но в них есть общее и действительно глубокое, почти богословское понятие о мировом древе, о центре мира. Украшенная руками человека ель прообразует… и крест Господень, расцветший в Горнем Иерусалиме, и Древо Жизни, возраставшее в Эдеме. Кстати, в некоторых странах Европы есть обычай — ухаживать за молодым плодовым деревцем так, чтобы к Рождеству оно было покрыто цветами. Апостол говорит о «древе крестном» и о славе Животворящего Креста Господня. Что лучше может выразить Славу, чем плоды и цветы? Ель входит в пантеон священных деревьев как у кельтов, так и у германцев. Она символизирует вечность и щедрость. Германцы видели в ели символ мирового дерева. Ель по праву считалась царицей германских лесов. Накануне торжеств выбиралось подходящее дерево, и к нему в день праздника отправлялась процессия со жрецом во главе. Дерево украшалось, и вокруг него совершался ритуал поклонения. Со временем дерево стали украшать свечами. Крещеные святым Ульфиллой германцы не хотели расставаться с любимым деревом, и ель вполне органично стала символом вертепа, скрывающего ясли с Богомладенцем от воинов Ирода. Волхвы шли вслед за необычной звездою — ель стали украшать свечами, а маковку — особенным крупным украшением, в знак Вифлеемской звезды. Еще позже — выбранное дерево стали переносить в дом. Первая рождественская елка появилась предположительно в Эльзасе, на границе Франции и Германии, в шестнадцатом столетии. Есть достоверные сведения, что Мартин Лютер — основатель и глава протестантизма в Германии — всячески приветствовал использование ели в рождественские праздники, предполагая, что такие торжества могут послужить к обращению заблудших душ.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Конечно никакой , ведь копты пришли в Египет вместе с арабами , ага . Иногда стоит подумать а затем писать . Сергей 18 января 2013, 19:30 Наталья, какая связь между населением Др. Египта и коптами, якобы сохранившими черты фараонов? Ни этническая, ни религиозная. Виктор Солкин 18 января 2013, 04:02 Большое спасибо за отличное интервью! Во время неразберихи и сумятицы важно, чтобы почаще появлялись такие взвешенные и опирающиеся на глубокое знание ситуации комментарии, как у Моны Халиль. Спасибо! Елена 10 января 2013, 12:56 Любопытно другое! 1)Какой веры эта дама: Мона Халиль? 2)Хотелось бы понять, с какой целью подобные публикации появляются на этом сайте? Автор умолчал намеренно или не знал того факта, что после взрыва в январе 2011, мусульмане на улицах угощали друг дуга конфетами, радуясь тому, что отправили на тот свет неверных. Слава Богу, что существует в мире община живущая по христианским законам. Подозреваю, что цель статьи в очередной раз заморочить людям голову, правды там % 10-20. Владимир 9 января 2013, 09:42 Правильное действие редакции сайта, давайте им слово чаще, яснее будет многое для уже не столь многих. v.pravdolubov 8 января 2013, 21:50 Могут ли быть мусульмане мирными, особенно при стольких различных толках в понимании ислама, но в одном они едины в неприятии христианства, и результатом стало преследование и убийство многих христиан, а наказанием все бедствия которые за этим последовали еще последуют. Natalia Wasef 6 января 2013, 18:10 В течение нескольких столетий Египет был христианской страной. После арабского завоевания в 641 году коптами стали называть египтян-христиан. Копты не похожи на остальных жителей Египта, они сохранили точеный профиль лица фараонов на протяжении многих веков. У них светлая кожа и красивый разрез глаз. И строение черепа отличается от арабов. Зайдя в любую церквь на службу, в любом районе страны свободных мест, вряд ли, можно будет найти. Цервки переполнены людьми, верующими, которые плачут, молясь, настолько проницаема их вера... Церковь - это не просто молебный дом, это, своего рода, жизнь, без которой не возможно представить себе христианина. Первый вопрос при знакомстве двух христианин " к какой церкви ты принадлежишь? "

http://pravoslavie.ru/58568.html

Важную роль в христианизации арабов сыграли сирийские, палестинские и месопотамские монахи. Прп. Евфимий (†473) привлек к вере целое племя арабов (сарацин) вместе с их предводителем. Последний, приняв Крещение с именем Петр, в свою очередь, организовал миссию среди своих соплеменников. Многие из тех, кого он направлял для принятия Крещения у преподобного, ставили свои шатры вблизи великого подвижника, и позднее для них была основана Паремволийская епархия 149 . Достойно всяческого внимания и духовное влияние Симеона Столпника (†460). Беспрерывно к нему стекались кочевники послушать его поучение, и многие из них возлюбили христианство. Другие столпники, рассеянные по разным местам Сирии и Месопотамии, также оказывали большое воздействие на арабов. Наконец, важным миссионерским центром был храм Сергия и Вакха в Сергиуполе. Эти два святых, которые пользовались всеобщим почитанием восточных христиан, вызывали почитание у арабов и стали в прямом смысле слова духовными магнитами, многих притянувшими к вере 150 . В VI веке на границах Византийской империи выросли два мощных арабских государства: государство лакмидов, у Евфрата, и царство гасанидов, восточнее Палестины и вблизи границ Аравии. Как греки, так и персы использовали этих арабов в своих военных кампаниях и, преимущественно, в набегах. Перемещение кочевников с военными или другими целями в соседние христианские города также способствовало их приходу в христианство. Активную деятельность по христианизации арабов предприняли несториане и монофизиты. Гасаниды, под воздействием различных монофизитских монахов и ссыльных епископов, рано примкнули к монофизитству, а их предводитель Арефа, которому Юстиниан за его услуги для византийского войска даровал титул патрикия, или царя, страстно принялся защищать монофизитство и распространять его дальше среди арабов. Важную роль в этом сыграл также весьма деятельный Иаков Барадей (507–585), обновитель и реорганизатор монофизитства. Арабы, жившие в эти годы в Персии (лакмиды), были еще язычниками. Их вождь Мундир (Аламундар у византийских хронографов) в один день, в ходе своего набега, принес в жертву своему богу Уззе 400 монахов одного сирийского монастыря близ Эдессы, а позже – сына своего гасанидского противника Арефы 151 . Но все же, наконец, в VI в. и арабы Персии были обращены в христианство (несторианами). В их центре Хире имел свою кафедру арабский несторианский епископ и находилась несторианская школа для арабов-христиан. Но православные также не прекращали оказывать воздействие на арабов, как, например, прп. Савва (†532). Для духовного окормления арабских кочевников было достаточное количество путешествующих монахов и даже епископов 152 . К сожалению, противостояние монофизитов и православных имело весьма неблагоприятные последствия для дальнейшего распространения веры среди арабов. Еще один раз в истории разделение между христианами стало большим тормозом для распространения и укрепления христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Замечательно, что между жителями Рас-ель-Айна сохранилось устное предание об устройстве тамошних водоемов Александром Великим. Это предание должно быть верно. Плутарх 364 заметил, что Александр, осаждая Тир, расположил свой стан именно в этом месте. Мудрено ли же, что, по его приказанию, поправлены были ветхие водопроводы и колодцы Рас-ель-Айна? После македонцев Тиром владели Римляне. Они строили тот водопровод, который тянется от Рас-ель-Айна к белоголовой мечети на холме. Ибо его круглые арки и хорошие карнизы обнаруживают их зодчество. Но неведомо, при каком императоре произведена эта огромная постройка. Константин Великий , по уверению тирских христиан, соорудил в их городе великолепную церковь , которой развалины и исполинские гранитные колонны поныне там видны. Не он ли сделал и водопровод? В первой половине седьмого века арабы завоевали Сирию. Они около Рас-ель-Айна воспитывали сахарный тростник. Ими же сгроможден был там и тот водопровод, который от второго колодца простирается на юг. Ибо стрельчатые своды его обнаруживают вкус сарацинский. В конце двенадцатого столетия латинский архиепископ Тира Вильгельм поместил описание водопроводов сего города в своем историческом сочинении. В его время они находились в таком же состоянии, как и теперь. По их широким и крепким помостам и лестницам рыцари на конях удобно въезжали наверх. Тогда посредством их орошаемы были окрестные сады, в которых, кроме плодовитых дерев, в обилии рос сахарный тростник и выделываем был драгоценный и потребный для здравия смертных сахар. Отсюда его развозили во все концы вселенной 365 . А в наше время там мелют одну пшеницу и муку возят не далее Тира и окрестных деревень. Справедливо говорят: где турок ступит, там все вянет. Сахарные тростники исчезли в Рас-ель-Айне так же, как и в Иерихоне. Явление водометных ключей близ Тира и моря изъясняется подземными притоками вод из окрестных гор. Финикияне угадали эти притоки, просверлили прикрывающие их титаносродные скалы, попросту сказать, каменные черепы земли и запустили туда либо деревянные, либо каменные трубы для пресечения тока вод к морю. От сего подземные струи хлынули вверх и, быв заключены в твердыни, покорились воле человеческой. Древним известно было искусство узнавать подземные реки, буравить покрывающие их черепы и выводить на поверхность земли бьющие ливни воды. Диодор, епископ Тарса Киликийского, живший в конце четвертого века, и Олимпиодор, писатель пятого века, утверждали, что в пресловутых оазисах африканских источники бьют из земли не сами собой и не от притока дождевой воды, а посредством особенного великого искусства жителей и что из них выплывают рыбы живые и выбрасываются мертвыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Рождество Христово: даты, история, традиции 4 января, 2020 Рождество Христово — что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Рождеством, вы сможете узнать, прочитав нашу статью. Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления. Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших — смирна? Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос? Когда отмечают Рождество православные — 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь «упустил» 10 дней намеренно? Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество. Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель? В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких. Рождество Христово: история праздника Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную — великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

http://pravmir.ru/rozhdestvo/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010