Во главе коалиции против него (742–740 гг.) упоминается Азария, царь Иудейский. Менаим также упоминается, как платящий дань в 738 г. Во время 737–735 гг. Тиглат-Пилезер воевал на Востоке, но в 734 г. он воротился, чтобы подавить другую коалицию на Западе, когда покорил Факея и на его место назначил Осию царем Самарии. Согласно библейским известиям, Менаим и Азария были современники и Менаим платил дань Тиглат-Пилезеру (называемому Фулом в 4Цар. 15:19 ); после краткого царствования Факия сын Менаима, Факей, в последний год Азарии вступил на престол. Факей, вместе с Рецином, царем Дамаска, в царствование Иофама и Ахаза имел войну с Иудейским царством. ( 4Цар. 15:37, 16:5 . Иса. 7:1), – очевидно, – с целью заставить Иудеев вступить с ними в союз против Ассириян. Во время царствования Факея царство Израильское имело большие потери в земле и населении через нашествие Ассириян, за Факеем следовал Осия. Оба эти показания, – библейское и Ассирийское, – согласны между собою; остается только установить даты. В 737 г. Факия является царем, вступив на престол, вероятно, в предыдущем году. Царствование его было непродолжительно: в 736 или 735 г. он убит был Факеем. В 737 г. или 736 г. Азария умер и Иофам (который уже около 14 лет – можно полагать – был соправителем, ибо его отец был прокаженный) стал царем. В 735 г. Ахаз заместил Иофама; в 734 году Факей убить и царем стал Осия. Самария пала зимою 722–721 гг. Таким образом, в этот период библейские хронологические показания должны быть значительно изменены. Результаты указаны в таблицах в и е. Затруднение встречается также в 4Цар. 18:10–13 , где падение Самарии относится к 6-му году Езекии, а нашествие Сеннахирима к 14-му; но первое событие совершилось в 722 г., а последнее в 701 г. Согласно с первым счетом, Езекия вступил на престол в 728 или 727 г., а по последнему счету – в 715 или 714 г. Если мы примем последний счет, то царствование Ахаза должно быть удлиннено почти на 20 лет, а Манассии или Езекии сокращено приблизительно на 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В Ветхом Завете сообщается, что Менаим (евр. – Менахем, греч. и слав. текст – Манаим), шестнадцатый царь Израильского государства, стал данником ассирийского царя Феглаффелласара III (Фула): Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра (34 000 кг), чтобы руки его были за него, и чтобы утвердить царство в руке своей ( 4Цар. 15, 19 ). Фул был первым ассирийским монархом, чье имя упоминается в Священном Писании. Но в другой книге Священного Писания Фул, или Фалох, и Феглаффелласар предстают как разные лица: Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглаффелласара, царя Ассирийского, и он выселил (то есть увел в плен) Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина... ( 1Пар. 5, 26 ). Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что Фалох (Фул) и Феглаффелласар – разные люди. Но более внимательное изучение богодухновенного текста и новейшие археологические находки показывают, что оба имени относятся к одному и тому же лицу. Джозеф Хорнер отмечает, что как в еврейском тексте, так и в тексте Септуагинты глагол «выселил» стоит в единственном числе. Если бы речь шла о двух лицах, то в священном тексте было бы написано не «выселил», а «выселили». По мнению Хорнера, союз «и» в середине фразы следует истолковывать как выражение «известный также под именем...». Таким образом, весь стих надо понимать следующим образом: «Бог Израилев возбудил дух Фалоха (или Фула. – Н. В.), царя Ассирийского, известного также под именем Феглаффелласара, царя Ассирийского, и он увел в плен племена...». 321 Верность такого истолкования подтверждается и археологическими находками. Были обнаружены две глиняные таблички, предоставляющие материал о рассматриваемом периоде ассирийской истории. На одной из них написано имя Феглаффелласара, а на другой – Фула, с явным указанием на то, что речь идет об одном и том же лице. 322 Благодаря археологии мы располагаем также и другим текстологическим материалом. Присоединив Вавилонию и сделав ее частью великой Ассирийской империи, Феглаффелласар III сохранил в точности всю процедуру вступления на вавилонский престол. Для завоевания симпатии и благожелательного отношения вавилонян он позволил им, кроме всего прочего, называть себя Фулом (или Фалохом), чтобы они считали, что у них есть как бы свой собственный царь. Это, по мнению археолога Фри, объясняет, 323 почему в Четвертой книге Царств ( 4Цар. 15, 19 ) Феглаффелласар именуется Фулом, 324 а в различных клинописных текстах – Фалохом (Pulu). 325

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Глава 49 1–6. Пророчество об аммонитянах. 7–22. Об Едоме. 23–27. О Дамаске и Сирии вообще. 28–33. Об арабах, 34–39. и об Еламе. Иер.49:1–6 . Аммонитяне заняли незаконно области, принадлежащие колену Гадову, и за это пророк возвещает им разрушение их городов и отведение в плен. Впрочем, плененные аммонитяне со временем будут возвращены в свою страну. Иер.49:1 .  О сыновьях Аммоновых так говорит Го­с­по­дь: раз­ве нет сыновей у Израиля? раз­ве нет у него наследника? Почему же Малхом завладел Гадом, и народ его живет в городах его? Аммонитяне, потомки Лота, жившие к востоку от Иордана, между реками Арноном и Иавоком, были сначала оттеснены из своих владений аморреями, наследниками всех земель которых, по праву завоевания, явились израильтяне, особенно колено Гадово и Рувимово. Но уже во время войны израильтян с сирийцами оттесненные к востоку аммонитяне воспользовались стесненным положением Израиля и напали на его владения, чтобы расширить свои пределы. ( Ам 1.13 ). Еще более они усилились после того, как жители Израильского царства были уведены в плен Феглафелассаром (Фулом, см. 4Цар 15.29 ). Когда Израильскому царству был положен конец в 722 г., аммонитяне, конечно, стали еще более смелыми и незначительное число израильтян колена Гадова, оставшееся в своей области, не могло оказать сопротивления захвату их городов аммонитянами. Пророк и говорит, что аммонитяне напрасно так по-хозяйски распоряжаются за Иорданом: там есть еще израильтяне, не уведенные Ассирийцами в плен, и им, а не аммонитянам, принадлежит право наследовать земли тех израильтян, которые уведены в плен. – «Малхом» – правильнее: Милком – бог аммонитян. Иер.49:2 .  Посему вот, наступают дни, говорит Го­с­по­дь, когда в Равве сыновей Аммоновых слы­шен будет крик брани, и сделает­ся она грудою раз­валин, и города ее будут сожжены огнем, и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Го­с­по­дь. Равва Аммон – главный город Амнонитян, при р. Иавоке. Иер.49:3 .  Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай; кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по огородам, ибо Малхом пойдет в плен вместе со священ­никами и князьями сво­ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо пасха наша, Христос заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ), который вкушается не извне, но в одном доме и внутри [его]. Ст. 18–19. Но Я иду, чтобы дела их и помышления их собрать вместе со всеми народами и языками, и они приидут и увидят славу Мою. И положу на них знамение и пошлю из тех, которые спаслись, к народам в море, в Африку, в Лидию, к натягивающим лук, в Италию и Грецию, на дальние острова, к тем, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей . LXX: И Я знаю дела их и помышления их, и иду собрать все народы и все языки, и приидут и увидят славу Мою, и оставлю на них знамение, и пошлю из тех, которые спаслись, к народам, в Фарсис и Фуд, и Луд и Мосох, и Фовел, и в Грецию и на дальние острова, к тем, которые не слышали имени Моего и не видели славы Моей . Прежде нежели изложить, что означает перечисление весьма многих народов, нужно вкратце сказать о разнообразии перевода. Фарсисом на еврейском языке называется море и (как говорят) страна в Индии, хотя Иосиф, изменив букву, полагает, что вместо Фарсиса называется Тарс, город в Киликии, в который хотел отправиться Иона, когда бежал из Иоппии ( Ион. 1 ). Фудом же или Фулом [называются] Ливийцы и вся Африка до Мавританского моря, в которой теперь [есть] река, называющаяся Фудом, и вся окрестная страна называется Футскою. А Лудом называют Лидийцев, поселенцы которых этруски, теперь называющиеся тусками, некогда бывшие весьма искусными в метании стрел, и теперь называются натягивающими стрелу . Вместо этого в еврейском читается mosche cesemh , что все, кроме Семидесяти, одинаково перевели: натягивающие лук ; Семьдесят же поставили Μoσχ, переведши именем вместо глагола. Если принять это, то он указывает на каппадокийцев, главным городом которых служит Мазака, впоследствии получившая от Цезаря Августа название Кесарии. Они также и в Бытии (гл. 10), – не знаю, с какою целью, – последнего сына Арамова, то есть Дамаска сирийцев, называющегося Мес , перевели Μοδχ, вместо чего мы правильнее переводим меонийцы , Атубал или Фовел означает или Италию, или Иберию, то есть Испанию [называющуюся] от реки Ибера, отчего и теперь страна испанская называется Кельтибериею. О них прекрасно [говорит] Лукан 76 :

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Той же раб, ведевый волю господина своего, ни сотворив по воли его, биен будет много (Лук. 12:47). Поэтому и Петр говорит: время начати суд от дому Божия (1 Петр. 4:17). И у этого пророка повелевается имеющим секиры: от освященных Моих начните (9, 6). Сестры ранее обратятся и возвратятся в прежнее состояние, а Иерусалим после них будет нести посрамление свое и будет стыдиться и краснеть из-за всего того, в чем он согрешил, и во всем будет утешать сестер своих, перенося более тяжелые (бедствия). Или, может быть, будет стыдиться и краснеть он вследствие того, что вызывал Бога на гнев. Отсюда ясно, что Богу не свойствен гнев, но нашими пороками преблагой и премилостивый Бог вызывается на гнев, как говорит апостол: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении не радиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев (Рим. 2:4-5), которого Он по природе не имеет. Поэтому и в другом месте написано: послал еси гневе Твой, который пояде я, яко стеблие (Исх. 15:7). Ибо что связано и соединено в одном теле, это не может посылаться [или пускаться], а то, что находится вне тела, например копье, дротик, стрела, меч. Читаем мы и в Евангелии (Матф. гл. 10), что отраднее будет земле Содомской в день суда, нежели той, которая не приняла апостолов.    Иудеи между прочими баснями и бесконечными генеалогиями и вздором, измышляемым ими, грезят также о том, что при пришествии Христа их, о котором мы знаем, что это антихрист, и в тысячелетнее царство Содома возвратится в прежнее состояние, так что она будет подобною раю Божию и земле египетской, и Самария будет пользоваться прежним счастием, по возвращении из Ассирии в землю иудейскую. Ибо мы знаем (4 Цар. гл. 17 и 18), что десять колен пленены Фулом, и Салманассаром и Теглаффалассаром, царями ассирийскими, и доселе находятся там в плену. Также будет построен тогда Иерусалим, и все дочери его, то есть города, селения и укрепления, которые будут находится под его властью, будут процветать, как прежде процветали, а самый Иерусалим будет построен из золота и серебра и драгоценных камней, о котором и Исаия предвозвещает: приставлю судии твои, якоже прежде, и советники твоя, яко от начала, и по сих наречетися град правды, мати градовом, верный Сион (Исаии 1, 26), и наш Апокалипсис говорит (гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2. 4 Цар 15, 19. В Библии Turлamnaлacap III назван Пулом (Фулом). Это соответствует его второму имени (Пулу), под которым он правил в Вавилоне. См.: J. Brighm. А Hismory of Israel, р. 254. В одной из своих надписей Тиглатпаласар говорит, что он возвратил Менахему, царю израильскому, трон, взяв с него дань. См.: G.E. Wright. Biblical Archaeology, р. 161. 3. Книга Осии является сборником, который получил нынешнюю форму уже после смерти пророка. Его можно разделить на две неравные части и эпилог: 1) Грех жены пророка как символ греха Израиля, 1-3 главы. Причем расположение текста первоначально было, вероятно, следующим: гл. 1, 1-9, гл. 2, 4-5, 8-13, 6-7, 14-23; гл. 3, 1-4; гл. 1, 10-11; гл. 2, 1.   2) Обличения, направленные против современного пророку общества: упреки Израилю в неверности нравственным заповедям и «богопознанию», 4, 1-3; слово против политических и духовных вождей нации, 4, 4—5, 7; смуты в Израиле, безумные надежды на ассирийцев, 5, 8-14; покаяние народа и его ложные представления о благочестии, 5, 15—6, 11; недостоинство царя и власть имущих, 7, 1-12; оплакивание заблудшего Израиля, 7, 13-16; против узурпаторов и культа тельцов, гл. 8; грядущее изгнание, 9, 1-6; ложные пророки, 9, 7-9; драматическое описание измены Израиля своему Богу-Возлюбленному (9, 10—14, 1).   3) Эпилог (14, 2-9) дает картину возрождения идеального Израиля, преображенного страданиями. Прежние сомнения относительно подлинности книги и особенно эпилога теперь оставлены экзегетами. «Стиль книги Осии, — пишет один из них, — однороден. Более того, в ней чувствуется страдальческая натура пророка. Даже обетования возрождения, наиболее подвергавшиеся нападкам, теперь отнесены к Осии» ( Dennis J. Мс Сагтну. Hosea. — JBC, I, р. 255). 4. Время появления элогистического Писания относят обычно к IX-VIII вв. до н. э. ( А. Weiser. Einleimung in das Alte Testament, 1966, S. 104). Повествование его охватывает эпоху от Авраама до Моисея. Характерные черты Элогиста: 1) он считает, что имя Ягве было открыто только Моисею,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Важнейший же довод Шрадэра состоит в том, что между эпонимами или правителями в ассирийском их списке соблюдается известная последователь­ность и что эта последовательность выдержана строго именно в царствования Феглафелласара и его (по ассирийскому списку эпонимов) предшественника Асурнирара. Как при других царях за годом, в котором эпонимов является сам царствующий государь, следуют сначала пять приближенных к царю вельмож и затем четыре управителя городов, так и при Феглафелласаре не только выдержана та же последовательность, но и прежде чем поставлен эпонимом сам царь, окончен круг эпонимов, начатый в царствование Асурнирара. Только восемь эпонимов царствования Асурнирара с прибавлением двух первых эпонимов царствования Феглафелласара составляют тот полный круг эпонимов, который затем сполна повторяется в пределах царствования Феглафелласара. Можно прибавить здесь, что, и канон Птолемея, если стоящее в нем имя Порос есть Пул=Фул, не допускает мысли о перерыве в ассирийском каноне, так как показывает воцарение Фула в Вавилоне в то же время (731 г.), когда и по подлинно-ассирийским памятникам Феглафелласар сделался владыкою Вавилона, т. е. называет Фулом Феглафелласара, и устраняет, таким образом, нужду в предположении перерыва в ассирийском списке эпонимов. Опперт, с другой стороны, опирается на библейские данные, полагая, что Фул был другим лицом, чем Феглафелласар. Но тут еще более обнаруживается несостоятельность взгляда Опперта, так как он не только Фула отличает от Феглафелласара, но и вынужден предположить существование двух Манаимов, царей израильских, из которых один был современником Фула и упоминается в 4Цар.15:19 , а другой, не упоминаемый в Библии , был, по ассирийским памятникам, современником Феглафелласара. Этот второй Манаим царствованием своим будто бы прерывал на несколько лет царствование Факея, который затем снова овладел престолом израильским. Для последнего предположения нет в Библии ни малейшего основания. – Опору для мнения, будто ассирийский список эпонимов имеет перерыв в 46 лет, в течение которых Ассирия, лишенная независимости, не имела своих правителей-эпонимов, Опперт находит в том обстоятельстве, что против первого года царствования Асурданила, предшественника Асурнирара, замечено затмение солнца в месяце сиване (июне), каковое затмение будто бы нужно отожествлять с затмением, случившимся, по астрономическим вычислениям, в 809 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Является вопрос: почему пророк говорил к язычникам, когда его голос мог и не доходить до них? Для чего пророк употреблял даже символические действия относительно их, напр., ходил босой? На это можно ответить следующее: во-первых, нет доказательства, чтобы язычники вовсе не слыхали об этих речах: евреи могли сообщать им, что говорил пророк о них; во-вторых, речи пророка к язычникам касались, главным образом, евреев, служа для них, с одной стороны, утешением, а с другой – обличением. Евреям нужно было раскрыть истинный взгляд на язычников: они думали, что язычники сильнее благодаря своим идолам, и, вследствие этого, совращались в идолопоклонство. Пророк говорит, что язычники суть орудия Божьего, избранное для наказания евреев, почему они и могущественнее, но, потом могущество их падет. В речах пророка, таким образом, содержится утешение евреев, но, кроме того, есть и обличения. Нередко евреи обращались за помощью к язычникам (напр., цари Ахаз и Езекий); пророк старается внушить им, что надежда их на язычников тщетная, так как язычники причинят евреям лишь вред и затем сами погибнут. Итак, речи пророка к язычникам главным образом касались самих евреев. Пророчество на Вавилон Пророчество Исайи на вавилонян занимает первое место не по времени произнесения, а по важности народа и его чрезвычайной боговраждебности по отношению к царству света. Оно состоит из двух речей (одна в 13 и 14 гл., другая в 21 гл.). Поводом к произнесению их было посольство Меродаха, царя Вавилонского, к Езекию, который, как известно, обрадовался этому посольству и показал ему все сокровища храма и дворца. Пророк обличал в этом Езекия, но затем утешил, говоря, что хотя и будет Вавилонское пленение (в наказание за маловерие евреев), но потом евреи будут освобождены. Состояние Вавилонского царства в то время было таково. Незадолго до призвания Исайи к пророческому служению, в Ассирийском царстве произошла перемена: царем Фулом закончилась прежняя ассирийская династия, вследствие чего Вавилон сделался вице-королевством, отделившись от Ассирии; первым вице-королем был Набополассар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Заключение этой речи, а вместе и всего этого круга речей составляет победная песнь победителей своему Начало-вождю (гл. 12). § Пророчества Исаии об иноземных народах (гл. 18–24) § а) О Вавилонянах Приступая к разбору пророчеств об иноземных народах, в особенности о Вавилонянах, мы хотим напомнить в кратком очерке тогдашнее положение этих народов и их последующую судьбу, как изображает их гражданская история. Незадолго до призвания к пророческому служению Исаии (по летосчислению Буозена, за год), в обширнейшем и сильном тогда царстве Ассирийском, которого столицею была Ниневия – на правом берегу Тигра, произошла очень важная, по своим последствиям, перемена. Фулом, который покорил царство Израильское, обложил его данью и вывез огромные богатства, кончилась династия так называемых Ниниадов, и на престол сел могучий царь другой династии, великий в истории Востока Саргон или Саргана. Важным следствием этой перемены было то, что Вавилонская провинция, неимевшая доселе никаких особенных прав, сравнительно с другими провинциями Ассирийской монархии, стала вицекоролевством, со своим особенным царем, который хотя и был подвластен царю Ассирийскому, но во многом был и самостоятелен. Первым вицекоролем в этой провинции был Набонассар, смелый и энергический Халдей. Видно, что Халдеи, составлявшие зерно Вавилонской провинции, сильно стремились к независимости: не даром же могучий царь Ассирийский дал им своего царя. В следующем же году Вавилон усилен был новым переселением в него Халдеев из северных стран Ассирии. Позднейший историк, стоя во свете фактов совершившихся и переносясь мыслью в те времена, видит, что энергический Вавилон со временем будет страшен не только для Ассирии, особенно если цари там будут слабы, но и для всего Востока. При могучем Саргоне Ассирийском, Вавилону трудно было сделать что-нибудь для своей самостоятельности; это был страшный царь, покоривший через своих полководцев Фелгафелассара и Салманассара всю переднюю Азию, кроме Иудеи (при Ахазе и Езекии). Но как скоро Саргон умер, Вавилон попытал отложиться и объявил себя независимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Цари Ассирии Салманасар III 858–824 гг. Шамши-Адад 823–811 гг. Адад-нирари III 810–783 гг. Салманасар IV 782–773 гг. Ашшур-дан III 772–755 гг. Ашшур-нирари V 754–745 гг. Феглафелласар III 745–727 гг. Салманасар V 727–722 гг. Саргон II 722–705 гг. Сеннахирим 705–681 гг. Асардан 681–669 гг. Ашшурбанипал 668–627 гг. Четыре других царя 627–605 гг. Новоассирийская империя В 745 году до Р.Х. к власти в Ассирии пришёл Феглафелласар III, а спустя 18 лет он уже правил огромной Новоассирийской империей, самой большой на Ближнем Востоке до этого времени. Укрепив влияние на востоке, Феглафелласар (названный в Библии Фулом, 4Цар. 15:19 ; 2Пар. 5:26 ) провёл три кампании в Обетованную Землю (карта 7–5). В своих записях он упоминает царей Израиля Менаима, Факея и Осию и царя Иудеи Азарию (Озию) (ANET 282–284). Ахав, царь Иудеи, обратился за помощью к Феглафелласару и подчинился ему ( 4Цар. 16:7 ). К 732 году Феглафелласар оккупировал средиземноморское побережье до самой Базы, захватил Дамаск ( 4Цар. 16:9 ; Ис. 17:1 ) и увёл израильтян из Галилеи, Голана и Галаада в плен в Ассирию ( 4Цар. 15:29 ; ANET 284). Его преемники Салманасар V и Саргон II завоевали Северное царство Израиля (Самарию) и увели его жителей в плен (ANET 284–285; карта 7–6). Обведённое белой пунктирной линией затенение на карте показывает одно из мест поселения израильтян, «в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан» ( 4Цар. 17:4–6 ). По иронии, именно из этого региона был призван Авраам (карта 2–1). Вмешательство свыше не дало следующему царю Ассирии Сеннахириму завоевать Иудею ( Ис. 37:36 ; ANET 288; карта 7–7). Его преемник Асардан ( Ис. 37:38 ) присоединил территории в Еламе на востоке и район дельты Нила, включая город Мемфис, на западе. Завоевания Ассирии достигли пика при Ашшурбанипале (668–627 гг. до Р.Х.), завоевавшем Фивы (Луксор) в верховьях Нила. Взгляд Библии на Ассирию Ассирия стала могущественной сверхдержавой, 120 лет господствовавшей над библейскими землями и историей (745–625 гг. до Р.Х.). Для правителей стран, как Израиля, так и Иудеи, политика руководилась вопросом подчинения или противостояния Ассирии. Израиль (Северное царство) был слишком слаб, чтобы противостоять экспансионистской политике и военной мощи Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003