1) Продолжение истории Иосафатовой, – 4Цар.1–8:16 , где: а. Падение Охозии из окна; отправление послов для вопрошения Ваала о исцелении своем; сретение с ними Илии; проречение его о смерти царя; самая оного смерть, и проч. 4Цар.1 . б. Восхищение Илии на небо; исцеление от Елисея вод Иерихонских; растерзание от медведиц детей Вефильских за посмеяние Елисею. 4Цар.2 . в. Война Иорама, Иосафата и царя Едомского с Моавитянами; избавление оных царей от жажды, и побеждение Моавитян. 4Цар.3 . г. Чудеса Елисеевы, как то воскрешение отрочища, рожденного от Соманитяныни по обещанию Елисееву; насыщение с остатком ста мужей двадесятью хлебами, и проч. 4Цар.4 . д. Исцеление от проказы Неемана, и прокажение Гиезия, отрока Елисеева, за корыстолюбие. 4Цар.5 . е. Всплытие железа поверх воды; избавление царя Израильского от Сирян, и проречение Елисеево о избавлении Самарии от глада, 4Цар.6 . ж. Устрашение от Бога Сирян, державших в осаде Самарою; бегство их, и исполнение Елисеева проречения. 4Цар.7 . з. Елисеевы пророчества, 4Цар.8:1–16 . 2) История Иорамова. 4Цар.8:16–25 . 3) История Охозиина, – 4Цар.8:25; 9–11 , где: а. Охозиино беззаконие. 4Цар.8 :25с. б. Помазание Инуя на царство Израильское; умерщвление от него Иорама, Охозии и Иезавели. 4Цар.9 . в. Ревность Инуя против дома Ахаавова и всех Ваалитян, и смерть Инуя. 4Цар.10 . 4) История Гофолиина и подвиги Иодая жреца о воцарении Иоаса, сына Охозиина. 4Цар.11 . 5) История Иоасова, где: а. Его попечение о возобновлении дома Господня; наконец взятие сокровищ из храма и отдаяние оных царю Сирскому, и убиение Иоаса. 4Цар.12 . б. Смерь Елисеева, и троекратное побеждение Сирян от Иоаса, сына Иохазова. 4Цар.13 . 6) История Амессиина. 4Цар.14 . 7) История о Азарии сыне Амессиине. 4Цар.15:1–7 . 8) История о Иоафаме. 4Цар.15 :7с. 9) История о Ахазе. 4Цар.16 . Во второй история о начале падения, и о падении царства Израилева, – от 4Цар.17 до конца книги, где: История о падении царства Иудина при Езекии, – 4Цар.18 до конца, где: А. История о начале падения оного, – гл. 18 до 24 ( 4Цар.18–23 ), где;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

слово означает исключительно то, что тоева означает преимущественно. Подобно тоева, слово шиккуц почти постоянно употребляется во множественном числе, и оба слова по-русски обозначаются одинаково словом: мерзости, или гнусности. Так, Моисей говорит Евреям о народах языческих: вы видели мерзости их (шиккуцейгем) и кумиры их ( Втор.29:17 ). Здесь, словом мерзости обозначены, по-видимому, все, вообще, принадлежности и особенности языческих культов, отличавшие последние от служения Евреев истинному Богу. В Четвертой книге Царств сказано, что все мерзости (гашшиккюцим) истребил царь Иосия ( 4Цар.23:24 ), а из предшествующей речи видно, в чем состояли эти мерзости. Это – вещи, сделанные для Ваала и для Астарты, и для всего воинства небесного, находившиеся в храме Божием ( 4Цар.23:4 ); помещавшийся там же идол Астарты ( 4Цар.23:6 ); домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты ( 4Цар.23:7 ); высоты, на которых совершали курения жрецы ( 4Цар.23:8 ); места, где Евреи проводили своих сыновей и дочерей через огонь Молоху ( 4Цар.23:10 ); кони, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень и колесницы солнца ( 4Цар.23:11 ); жертвенники на кровле горницы Ахазовой, и жертвенники, которые сделал Манассия на обоих дворах дома Господня ( 4Цар.23:12 ); высоты, которые устроил Соломон... Астарте, мерзости (шиккюц) Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской; статуи и, посвященные богам, дубравы ( 4Цар.23:14 ); жертвенник, который в Вефиле, и высота, устроенная Иеровоамом ( 4Цар.23:15 ); все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские ( 4Цар.23:19 ); жрецы высот, которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному ( 4Цар.23:5, 20 ); вызыватели мертвых, и волшебники, и терафимы, и идолы ( 4Цар.23:24 ). – Те же значения имеет слово шиккуцим и в пророческих книгах. Так, у пророка Иеремии ( Иер.16:18 ) этим словом обозначены, вообще, языческие культы, внесенные в землю Израилеву и осквернившие наследие Божие. У того же пророка это слово означает служение языче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Onomast. 647), где и был убит. Царского погребения Амасия был удостоен. 4Цар.14:21 .  И взял весь народ Иудейский Азарию, которому было шестнадцать лет, и воцарили его вместо отца его Амасии. 4Цар.14:22 .  Он обстроил Елаф, и возвратил его Иуде, после того как царь почил с отцами своими. Вместо убитого Амасии весь народ поставил царем одного из сыновей Амасии (отсюда видно, как велика была преданность в Иудейском царстве к династии Давида) Азарию (ст. 21; ср. 4Цар.15:1,6–8,17–23,27 ), иначе Озию (евр. Уззиа, ( 4Цар.15:13,31–32,34 ); ср. Ос.1:1 ; Ам.1:1 ; Ис.1:1,6:1 ): оба имени выражают почти одну и ту же идею: «помощь Иеговы» и «сына Иеговы». В первую же половину царствования Озия довершил дело покорения отцом его Идумеи и обстроил вновь Елаф-порт на Чермном море (ср. прим. к 3Цар.9:26 ). Это было, вероятно, наиболее выдающимся делом этого царя, почему и сообщается об этом сейчас же, о других деяниях этого царя сообщается в ( 4Цар.15:1–7 ); ср. ( 2Пар.26:1 ). 4Цар.14:23 .  В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского, воцарился Иеровоам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и царствовал сорок один год, 4Цар.14:24 .  и делал он неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. 4Цар.14:25 .  Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера, 4Цар.14:26 .  ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля. 4Цар.14:27 .  И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова. 4Цар.14:28 .  Прочее об Иеровоаме и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его, как он воевал и как возвратил Израилю Дамаск и Емаф, принадлежавший Иуде, написано в летописи царей Израильских. 4Цар.14:29 .  И почил Иеровоам с отцами своими, с царями Израильскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Суд Божий над домом Ахава. 1–10. Помазание Ииуя на царство Израильское. 11–29. Заговор Иуия против Иорама и убиение им последнего и Охозии иудейского. 30–37. Ужасная смерть Иезавели. 4Цар.9:1 .  Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. 4Цар.9:2 .  Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату; 4Цар.9:3 .  и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». Потом отвори дверь, и беги, и не жди. 4Цар.9:4 .  И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский, 4Цар.9:5 .  и пришел, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник. 4Цар.9:6 .  И встал он, и вошел в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: «помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, 4Цар.9:7 .  и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели; 4Цар.9:8 .  и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного и оставшегося в Израиле, 4Цар.9:9 .  и сделаю дом Ахава, как дом Иеровоама, сына Наватова, и как дом Ваасы, сына Ахиина; 4Цар.9:10 .  Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее». И отворил дверь, и убежал. Исполняя последнюю часть данного Иеговой повеления пророку Илии ( 3Цар.19:16 ) пророк Елисей повелевает одному из сынов пророческих (по раввинам, пророку Ионе) помазать на царство Израильское одного из военачальников израильского царя Иорама – Ииуя, в то время защищавшего с войском Рамоф Галаадаский от сирийцев (стихи 1–2, ср. 4Цар.8:28 ). Все дело помазания Ииуя, мстителя дому Ахава, должно было произойти экстренно и втайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 История Иудейского царства, по разрушении Израильского, до плена Вавилонского. 1–7а. 13-й царь иудейский Езекия, годы царствования и благочестивый его характер. 7б-37. Отложение Езекии от Ассирии, поход Сеннахирима на Иудею и осада его вождями Иерусалима. 4Цар.18:1 .  В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. 4Цар.18:2 .  Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии. 4Цар.18:3 .  И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; 4Цар.18:4 .  он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. 4Цар.18:5 .  На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. 4Цар.18:6 .  И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. 4Цар.18:7 .  И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. 4Цар.18:8 .  Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города. О царствовании благочестивейшего Езекии, кроме ( 4Цар.18–20 ) в Библии имеется еще два пространных параллельных повествования: в книге ( Ис.36:1–39 ) и в ( 2Пар.29:1,32:1 ). Сравнительно с рассказом кн. пророка Исаии, рассказ четвертой книги Царств частью содержит нечто, не встречающееся у пророка Исаии, как ( 4Цар.18:14–16 ), частью не имеет содержащейся там молитвы царя Езекии ( Ис.38:9–20 ), из чего некоторые исследователи не без основания заключают, что оба повествования заимствованы двумя свящ. писателями из одного общего источника – хроники религиозно-общественной жизни данного времени (источники подобного рода названы в ( 2Пар.32:33 ): «видение Исаии, сына Амосова, пророка»; здесь же указаны и обычно цитируемые в 3-й и 4-й книгах Царств документы «Летописи царей иудейских и Израильских»: для истории Езекии служили оба эти источника; поскольку деятельность его касалась и царства Израильского, разрушение которого последовало в 6-м году царствования Езекии ( 4Цар.18:10 ), хотя можно предположить и непосредственное влияние рецензии пророка Исаии на 4-ю книгу Царств).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.12:6 .  Но как до двадцать третьего года царя Иоаса священники не исправляли повреждений в храме, 4Цар.12:7 .  то царь Иоас позвал священника Иодая и священников и сказал им: почему вы не исправляете повреждений в храме? Не берите же отныне серебра у знакомых своих, а на починку повреждений в храме отдайте его. 4Цар.12:8 .  И согласились священники не брать серебра у народа на исправление повреждений в храме. 4Цар.12:9 .  И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставил его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все серебро, приносимое в дом Господень. 4Цар.12:10 .  И когда видели, что много серебра в ящике, приходили писец царский и первосвященник, и завязывали в мешки, и пересчитывали серебро, найденное в доме Господнем; 4Цар.12:11 .  и отдавали сосчитанное серебро в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии издерживали его на плотников и строителей, работавших в доме Господнем, 4Цар.12:12 .  и на делателей стен и на каменотесов, также на покупку дерев и тесаных камней, для починки повреждений в доме Господнем, и на все, что расходовалось для поддержания храма. 4Цар.12:13 .  Но не сделано было для дома Господня серебряных блюд, ножей, чаш для окропления, труб, всяких сосудов золотых и сосудов серебряных из серебра, приносимого в дом Господень, 4Цар.12:14 .  а производителям работ отдавали его, и починивали им дом Господень. 4Цар.12:15 .  И не требовали отчета от тех людей, которым поручали серебро для раздачи производителям работ, ибо они действовали честно. 4Цар.12:16 .  Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало. ( Евр. 7–17 ; ср. 2Пар.24:6–14 ). Но ни священники (ст. 6), ни левиты ( 2Пар.24:5 ) не показали особенного рвения и точности в исполнении царского приказания, и царь должен был, совместно с первосвященником Иодаем, решиться ввести иной порядок сборов на предполагаемый ремонт храма, именно: устроить во дворе храма особую кружку (евр. арон, LXX: κινωτν, Vulg.: gazophylacium, ст. 9, евр. 10) для сбора всех пожертвований на реставрацию храма (в ст. 7 евр. бедек, «повреждения», у LXX: τ βδεκ, слав. ведек) со строгой отчетностью о собираемых суммах (ст. 10, евр. 11) и аккуратной передачей собранного на покупку деревянных и каменных материалов и на уплату работникам (стихи 12, 14). Подобная кружка после была поставлена и вне храма ( 2Пар.24:8 ; ср. Лк.21:1–4 ). Кроме общих поправок в храме, сделаны были новые принадлежности храмовой утвари (ст. 13 ср. 2Пар.24:14 ), ср. ( 3Цар.12:50 ). Только деньги, поступавшие в храм при жертвах греха и вины ( Чис.5:8 ; Лев.5:16 ), составляли неотъемлемую собственность священников (ст. 16, евр. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предшествующих царю. А словами «хорри» и «расим» ( 4Цар.11:4 ) назвал щитоносцев и копьеносцев. Их-то, разделив на три части, одним приказал стеречь царский дом, другим – вход в Божий храм, а третьим – другие врата. Вопрос 37. Что значит сказанное: «да устрежете стражбу дому мессае» (4Цар.11:6)? Слово «мессае» другие переводчики выразили «от покушения», т.е. стерегите со всякою бдительностью, чтобы не произошло в доме Божием ничего худого. А слова «две руки у вас» 12 ( 4Цар.11:7 ) значат сие: «вы здравы и невредимы, имеете довольно сил охранять и дом Божий, и дом царев». Левитам же повелел Иодай быть меченосцами и охранять царя. Вместо слов «входяй в садироф, да умрет» ( 4Цар.11:8 ) в книге Паралипоменон читается: «входяй в церковь да убиется» ( 2Пар.23:7 ). То же сказал и Иосиф. А слова «от страны дому десныя, даже до страны дому шуия» ( 4Цар.11:11 ) дают видеть, что левиты, став лунообразно, концами своего строя примыкали к храму и охраняли царя, который был в средине; полк же вооруженных стоял вне, удерживая покушавшихся войти. Вопрос 38. Что значит сказанное: «и возложи на него святыни 13 и свидение» (4Цар.11:12)? В книге Паралипоменон сказано так: «и возложиша на него царственное 14 и свидения, и поставиша его царем, и помаза его Иодай жрец и сынове его и рекоша: да живет царь» ( 2Пар.23:11 ). А из сего явствует, что святынею писатель назвал помазание и свидением – царский венец, как знак царского сана. Словом же «измена» (σνδεσμος) обыкновенно называли незаконное похищение власти. И такова была злоба Гофолии, что, увидев воцаренным внука, раздрала ризы и возопила: «измена, измена» ( 4Цар.11:14 ). Но мудрый иерей повелел стоначальникам умертвить ее вне священных оград. И при сем в книге Царств сказано: «изведите вон из церкве» ( 2Пар.23:14 ). Вопрос 39. Как должно разуметь сказанное: «и завеща Иодай жрец завет между Господем и между людьми, яко быти им в люди Господни» (4Цар.11:17)? Слово «завет» переводчики везде выражали словом «договор», т.е. Иодай поставил правила и законы царю и народу служить единому Богу и жить по Его законам. Сколько же приносит пользы благочестивый учитель, показывает сие и история. Сказано: «и сотвори Иоас правое пред Господем во вся дни, в няже просвети его Иодай иерей» ( 4Цар.12:2 ). Но дееписатель показал также и несовершенство царя и народа. Ибо присовокупил: «обаче высоких не преставиша, еще людие жряху и кадяху на высоких» ( 4Цар.12:3 ). Думаю же, что порицается теперь не служение богам лжеименным, но приношение жертв, вопреки Моисееву закону, вне храма Божия. Вопрос 40. Что такое «сребро оценения мужа, сребро оценения душ» (4Цар.12:4)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 21 Языческая реакция и религиозный синкретизм при преемниках Езекии: Манассии (стихи 1–18) и Амоне (стихи 19–26). 4Цар.21:1 .  Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. 4Цар.21:2 .  И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. 4Цар.21:3 .  И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. 4Цар.21:4 .  И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: «в Иерусалиме положу имя Мое». 4Цар.21:5 .  И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, 4Цар.21:6 .  и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. 4Цар.21:7 .  И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: «в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век; 4Цар.21:8 .  и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей». 4Цар.21:9 .  Но они не послушались; и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. По смерти Езекии на Иерусалимский престол вступил 12-летний сын его Манассия (о том, что он мог быть не старшим сыном Езекии, см. комментарий к ( 4Цар.20:2–3 ) ) и царствовал 55 лет – по принятой в библейской науке хронологии, с 698 г. по 643, и теперь из Библии «мы почти за целое столетие ничего не знаем из внешней истории Иудеи. Манассия был послушным пленником великого царя, и это было предусмотрительно, так как во время его пятидесятилетнего правления Ассирия достигла вершины своего политического могущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.32:5 ) и Манассии. Как видно из упомянутых в сейчас приведенном месте 2 книги Паралипоменон пунктов – Геон (ср. 3Цар.1:39 ; 2Пар.32:30 ), Рыбные ворота ( Неем.3:3,12:39 ; Соф.1:10 ) и Офел ( 2Пар.27:3 ; Неем.3:26 ) видно, что стена эта начиналась у западной (Геон) или северо-западной части Иерусалима, огибала затем весь север города до Рыбных ворот на северо-востоке и, поворачивая затем к югу, захватывала юго-восточный отрог горы Мориа – так называемый Офел, (ср. у И. Флавий, Иудейские Древности 10:3, 2). Кроме летописей царей Израильских (в ( 4Цар.20:17 ) – «царей Иудейских») свящ. писатель 2 книги Паралипоменон цитирует в качестве источника для истории Манассии записи некоего Хозая (евр. дибре-Хозай), вероятно, одного из современных этому царю пророков. Погребен был при доме своем, в саду некоего Уззы (ст. 18; ( 2Пар.33:20 ); И. Флавий «Иудейские древности». Книга X, гл. 3, 2 ), которого некоторые (Бенцингер, Киттель) отождествляют с известным царем Озиею-Азариею ( 4Цар.15:1 и др.), другие (Кейль, Бер) видят здесь имя неизвестного лица, прежнего владельца сада, в котором после был построен дворец; предположительно помещается в долине Тиропеон (Onomast. 700) у подошвы Офела. 4Цар.21:19 .  Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мешуллемеф, дочь Харуца, из Ятбы. 4Цар.21:20 .  И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; 4Цар.21:21 .  и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им, 4Цар.21:22 .  и оставил Господа Бога отцов своих, не ходил путем Господним. 4Цар.21:23 .  И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в доме его. 4Цар.21:24 .  Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него. 4Цар.21:25 .  Прочее об Аммоне, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.21:26 .  И похоронили его в гробнице его, в саду Уззы. И воцарился Иосия, сын его, вместо него. Сравните ( 2Пар.33:21–25 ). 15-й царь иудейский Амон, сын и преемник Манассии, был во все короткое свое царствование, 643–641 гг., ревнителем нечестия отца в первую и большую его часть, но не подражал его покаянию. Указание на его языческий образ мыслей и настроение некоторые видели в самом имени Амона (у И. Флавия «Амос»), сближая его (Евальд и др.) с именем известного египетского божества Амона; вероятнее, впрочем, что это еврейское имя (ср. 3Цар.22:26 ; Неем.7:59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.24:2 .  И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, – посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков. 4Цар.24:3 .  По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манассии, за всё, что он сделал; 4Цар.24:4 .  и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить. 4Цар.24:5 .  Прочее об Иоакиме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.24:6 .  И почил Иоаким с отцами своими, и воцарился Иехония, сын его, вместо него. 4Цар.24:7 .  Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский все, от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало царю Египетскому. Вероятно, подстрекаемый египетской партией при дворе, Иоаким отложился от Вавилона. Но если Езекия, совершая отложение свое от Ассирии ( 4Цар.18:7 ), мог опираться на своих азиатских соседей, во главе коалиции которых он мог стоять, то Иоаким не только не встретил этой поддержки, но и нашел в сириянах, моавитянах и аммонитянах верных слуг вавилонского царя, деятельных пособников Навуходоносора: орды этих народцев, во главе с халдеями, начали опустошение Иудеи. Египет, конечно, не оказал Иудейскому царству никакой помощи, будучи бессилен и стеснен в своих владениях (ст. 7). При таких обстоятельствах Иоаким скончался, не видев, по-видимому, самой осады Иерусалима регулярными войсками Навуходоносора. Скончался Иоаким (ст. 6) бесславной смертью, согласно предсказанию пророка Иеремии ( Иер.22:13–23 ), лишенный царского погребения с царями иудейскими ( Иер.36:30 ) и погребенный «ослиным погребением» ( Иер.22:19 ; ср. И. Флавий Иуд.Древн. 10:6,3) В стихе 5 заключается последняя ссылка на летописи царей Иудейских. 4Цар.24:8 .  Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Нехушта, дочь Елнафана, из Иерусалима. 4Цар.24:9 .  И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010