Где и когда пророк Осия произносил свои речи? Весьма вероятно, что он произносил свои речи там, где были большие народные собрания. Как такие места, указаны пророком – Вефиль, Галгал ( Ос.4:15; 9:15; 12:11 ), Галаад ( Ос.12:12 ). Бывали ли религиозные собрания в Самарии, об этом не сказано у пророка прямо, но это само собою вытекает из самой природы вещей, так как в столичном городе Израиля необходимо предполагать религиозно-богослужебные учреждения. На это же указывает косвенно упоминание пророка о «тельцах Беф-Авена» ( Ос.10:5 ), стоявших в Самарии, вероятно бывших отображением Вефильского тельца и выражавших ту же идею. О тельце Дановом пророк нигде не упоминает, быть может, потому, что Дан уже раньше, в войнах с сирийцами, попал в неприятельские руки. Весьма вероятно, что большая часть речей произнесена пророком при религиозных праздниках и потому в тех местах, где последние были наиболее блестящи и многолюдны, а это могло быть главным образом в Самарии, где он раньше пророчествовал через имена своих детей. Определить время произнесения той, или другой речи пророком совершенно невозможно, так как они едва ли были произносимы вполне так и в таком порядке, как записаны, а вероятно составляют сокращение, быть может нисходящее до перечня всех речей пророка за долгий период его служения. По мнению Шольца, рождение первого сына Осии (Изреель) падает на время, когда еще царствовал дом Ииуя, но вероятно незадолго до его падения ( Ос.1:4 ); рождение дочери (Лорухамы) могло относиться ко времени вторжения Фула, на что намекает само имя Лорухама – непомилованная. Имя второго сына (Лоамми) – Ос.1:9 – указывает, что пленение значительной части Израиля Фулом ко времени его рождения уже произошло 319 . Но если вероятность предположения о времени рождения первого сына у пророка переходит даже в несомненность, то нельзя того же сказать о времени рождения его последующих детей: именами своих детей пророк мог изображать судьбу Израиля задолго до исполнения её. Для нашей цели важно лишь знать вообще, что пророк проходил свое служение словом и жизнью в последние 50–60 лет существования израильского царства – до самого падения последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

С другой стороны, те же самые надписи дают нам возможность, лучше, чем прежде, засвидетельствовать, с какой удивительной точностью библейские пророчества исполнились, когда, говоря, например, об Ассирии, они возвещали, что Ассирия, быв некогда жезлом, которым Господь должен был поразить народ Свой, сама будет впоследствии разрушена и уничтожена. Все ассирийские цари, в своих надписях, наперерыв приписывают свои успехи богам и с таким благочестивым чувством воздают им хвалу, что для нас вполне ясен дух этого народа, в одно и то же время религиозного и неумолимо жестокого в военное время. Они не знали, что есть Бог , которого всемогущество сильнее всех их богов, и что Он один даровал им все эти победы; когда же они стали злоупотреблять своею властью, то Он показал им, что Он точно также силен для низложения их, как и для возвышения. Ибо Господь не есть только Бог Израиля, но Владыка всех народов, Решитель судеб и Судия всех их деяний и поступков. Дабы показать это Ассирии, в один из тех критических моментов, которые, хотя не более одного или двух раз, встречаются в истории каждого народа, Бог обратился с торжественным и поистине небывалым призывом к всенародному смирению. Летописи Ассирии теперь достаточно нам знакомы, чтобы видеть, между прочим, что после царствования Салманассара II и трех его преемников, о которых библейская история не упоминает, народ этот постигло новое падение, подобное тому, какому он подвергся во времена Давида и Соломона. Именно тогда, т. е. около конца девятого века до P. X., по общему, если не единогласному мнению ассириологов, пророк Иона должен был отправиться в Ниневию с проповедью покаяния. Он был выслушан, потому что в это время империя чувствовала себя настолько слабою, что, вместе со своим царем, понимала причину своей слабости, видела, что эта слабость есть дело суда божественного, а на призыв пророка посмотрела, как на торжественное предостережение для грядущей судьбы ассирийского народа. Но покаяние продолжалось лишь до тех пор, пока империя страдала немощью, т. е. до захвата престола Фулом, принявшим тотчас по вступлении на царство имя Тиглат-Пилесера II. Начиная с этого царствования, завоевания не только возобновились, но беспрестанно расширялись при Салманассаре IV и Саргоне II, а гордость и жестокость похитителей перешла всякие границы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Осия (родина его неизвестна) также пророчествовал «во дни Озии... и во дни Иеровоама, сына Иоаса, царя израильского» ( Ос. 1:1 ). Его жена-блудница олицетворяла неверность Израиля Богу, особенно в дни своего процветания. «Чем больше было у него плодов, тем больше жертвенников он строил; чем лучше становилась жизнь у него в стране, тем больше украшал он свои каменные столбы. Лживо сердце их, за то они должны понести свою вину... Ассирия будет их царём» ( Ос. 10:1–2; 11:5 ; перевод автора). Северное царство пало быстро. От пика его процветания во дни Иеровоама II до разрушения армией Ассирии прошло около 40 лет. Иона тоже жил и пророчествовал во дни царя Иеровоама II. Родным городом Ионы был Геф-Хефер в Галилее, всего лишь в трёх километрах на север от Назарета. Иона пророчествовал об успешном расширении границ Израиля. Упоминание о нём в 4Цар. 14:25  является подтверждением того, что он был реальной личностью. Во дни Ионы Ассирия была в сильном упадке, и Иона предпочитал, чтобы она такой и оставалась. Но, как и подозревал Иона, его проповедь и Божья милость даровали языческому народу покаяние. В этом же поколении Ассирия стала жезлом Божьего суда для Израиля. Ахаз в Иудеи – потеря земель; пророки Исаия Михей 735 до Рождества Христова Приблизительно в 750 году до Р.Х. на Ближнем Востоке произошли драматические изменения. Этому было две причины: во-первых, Рецин из Дамаска (752–734 гг. до Р.Х.) воспользовался падением дома Ииуя в Израиле и восстановил независимость Сирии. Во-вторых, что ещё важнее, в 745 году к власти в Ассирии пришёл Феглафел- ласар III, и через 18 лет он уже правил огромным Новоассирийским царством. Объединив всё под контролем Ассирии на востоке, Феглафелласар (назван в Библии Фулом, 2Цар. 15:19 ; 1Пар. 5:26 ) устремился на запад в Левант (карта 7–4). В своих анналах он хвалился: Я получил дань от... Рецина из Дамаска, Менаима из Самарии (ср. 4Цар. 15:19 ), Хирама из Тира [далее следует длинный список других правителей, плативших ему дань] (ANET 283).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Учение об «остатке» будет развито в пророчестве Исайи. Но сама мысль об уцелевшем ядре ветхозаветной Церкви уже присутствует у Амоса (5,15). Она смягчает грозный тон всей его книги, эпилог которой (9,11-15) дышит надеждой. Бог обещает, что падший шатер Давидов будет восстановлен, изгнанники возвратятся из плена и вновь застроят опустевшие города. Это произойдет во исполнение обетования, ибо слово Господне не может быть отменено. В пророчестве о царстве Давида, объемляющем «все народы» (9,12), ап. Иаков, Брат Господень, видел прообраз Вселенской Церкви, которая включает как иудеев, так и эллинов (Деян 15,15-18). Вопросы для повторения 1. К какому разделу Ветхого Завета относится Кн. пр. Амоса? 2. В чем исключительное значение пророка? 3. Когда он жил и что известно о его личности? 4. Откуда происходил пр. Амос и где проповедовал? 5. Каковы основные разделы его книги и как она была составлена? 6. Каковы основные 5 тем Кн. пр. Амоса? 7. Чем характеризуется учение пр. Амоса о Боге? 8. Как понимает пророк истинное служение Богу и почему осуждает народное обрядовое благочестие? 9. Чем продиктован социальный протест, запечатленный в Кн. пр. Амоса? 10. В чем особенности универсализма пророка? 11. Как понимает он избранность Израиля? 12. Каково было популярное представление о Дне Ягве? 13. Чем является для пр. Амоса этот День? 14. В чем конкретно должен выразиться Суд Божий над народами и Израилем? 15. В чем заключалась надежда пр. Амоса на будущее? 16. Прообразом чего, согласно ап. Иакову, являлось пророчество о возрождении Дома Давидова? §3 Осия — пророк требовательной любви Божией (ок. 740-730 годов) 1. Личность пр. Осии и его эпоха. Осия, сын Беерии, — последний великий пророк Северного царства. Его имя (евр. Гошеа) близко по своему значению к имени Иисус (оно может быть переведено как «Ягве спасает»). Этим именем как бы определяется и сам характер служения пророка. «Если Амос указывает на правосудие Божие, то Осия проповедует Его милосердие» (Б. А. Тураев). Осия был младшим современником Амоса. Его служение проходило в Самарии, когда царство Ефраима стало клониться к упадку (Ос 1,1; 4 Цар 15,8-29). Пророк был свидетелем конфликтов Севера и Юга, дворцовых переворотов, нравственного и религиозного упадка общества. При нем ассирийская угроза стала уже вполне реальной: в 740 году царь Израиля стал данником Тиглатпаласара III (в Библии он назван Фулом, по его второму имени — Пулу). Но, по-видимому, пророк не дожил до разрушения Самарии в 722 году. Во всяком случае, в его книге нет намеков на это событие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Так изменчиво шли дела в Ассирийской монархии до разрушения ее около 800 г. до Рождества Христова Мидянином Арбаком при соучастии Белеса Вавилонянина. Вероятно в один из таковых периодов усиления чувственных стремлений и был послан в Ниневию пророк Иона для поддержания добрых нравов и для возобновления правильных понятий о Боге небесном, благоволившем наименовать Себя по преимуществу Богом Симовым ( Быт 9:26 1138 ). Итак Ниневия имеет близкое отношение к излагаемым в Библии путям Божественного промышления о спасении всех людей. Конечно, Ассирийская монархия вскоре после Арбака была восстановлена Фулом или Пулом. Но тогда она бесповоротно вступила на путь завоеваний; тогда в ней начался непрерывный ряд жестоких властителей и кровожадных поработителей, из коих один в надписи на своей статуе говорит о себе: «из ушей юношей я сложил целую груду; из голов стариков я воздвиг башню. Я выставил эти головы перед городом в знак победы. Детей обоих полов я жег, – город я разорил и предал потом пламени» (см. у Симашкевича в его сочинении: Пророчество Наума о Ниневии, стр. 53). Тогда Ассур годился быть только жезлом для наказания других и потерял охоту слушаться добрых советов ( Ис 10:5–11 1139 ). Тогда из Ассирии выходили уже хулители Бога Симова – Бога небесного, каковыми явились воины Сеннахиримовы под начальством Рапсака в Иудее ( Ис 36:18–20 ; 1140 37:17 1141 ). Поэтому вероятнее мнение тех, которые путешествие Ионы в Ниневию относят или к последним годам царствования Иоаса или к первым царствования Иеровоама II, царей Израильских. Прочия обетоятельства жизни пророка Ионы малоизвестны, за исключением тех, которые составляют содержание его книги. 50. Содержание книги Услышав повеление Божие о проповедании покаяния Ниневитянам, Иона решился бежать в Фарсис от лица Господня, чтобы не идти с необыкновенною и печальною вестию, как догадывается святой Григорий Богослов ; – и чтобы впоследствии не оказаться лжецом, если город спасется покаянием (Слово 3 по Русск. перев., стр. 77). Может быть, подобно Моисею и Гедеону Иона таким образом старался уклониться от возлагаемого на него поручения по причине трудностей и опасностей, соединенных с исполнением его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Гозан Гозан (теснина, ущелье, быть может – каменоломня, от корня, значащего: дробить на части) – река в Ассирии, на берега которой были отведены пленные израильтяне Фулом Феглаффелассаром и Салманассаром ( 4Цap. XVII:6, XVIII:11 ; INap. V, 26 ). Положение означенной реки и местности, окружающей оную, определяют различно. Вероятнее всего, она протекала в Гавзаните (мидийский город) или Мигдонии. Поблизости Гозана протекал Хавор (ныне Кхабур), побочная ветвь Евфрата. Соседней областью с Гозаном, по-видимому, был Халах. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002   003