35. В неделю Мясопустную Сегодня страшный суд, – не суд человеческий, но суд Божий. Нас зовут – не в окружной суд, не на площадь, где наказывают преступников, но на суд Божий – страшный суд, где судия Бог . Пойдем, говорю, на суд Божий! Скажешь ли: «нам еще пожить нужно, умереть надобно и воскреснуть – и тогда на суд». А если Бог не допустит нас до смерти? Ибо св. апостол Павел сказал: мы, живые, изменимся во мгновение ока и восхищены будем на облака 36 . Разве не может Бог и на земле судить нас? Он осудил же и истребил людей живых перед потопом водами. Он осудил же и истребил пять беззаконных городов огнем. Он осудил и истребил много царств и народов: то землетрясением, то наводнением, то многоразличными смертоносными болезнями: моровой язвой, чумой, холерой. Скажите, каких бичей в руках Бога нет? – Что ж, если бы Богу угодно было сегодня же, в нынешний день, открыть Свой страшный суд над миром, как сказал: ныне суд миру 37 ? Спрашиваю тебя: удержишь ли всесильную руку Божию? – Скажешь ли: «погоди, Боже, – Ты неблаговременно открываешь суд Свой, я не готов еще, подожди, подожди: я еще не покаялся». Иди, говорю, на страшный суд Божий: ибо Он Сам говорит : ей гряду скоро 38 ; вот, вот как невидно явится Господь во тьмах святых ангелов и со всеми святыми, явится на облаках небесных; сегодня ли явится, в полночь ли, завтра ли – все равно, – главное: готов ли ты? Долго ли будешь оставаться во грехах? Долго ли будешь еще предаваться пьянству, разврату, сребролюбию, сквернословию, гордости, зависти, клевете и другим грехам. Долго ли будешь обманывать людей, себя и Бога!? Или ожидаешь, чтобы диавол предупредил Самого Бога, чтоб тебя неожиданно схватил и поднял не на облака – нет, а бросил бы тебя в преисподнюю – и совершил бы над тобой свой диавольский суд – удавлением, утоплением, удушением, заморожением, повешением, падением, убийством, самоубийством и другим образом? – Разве не видишь, сколько диавол таким образом схватывает людей и бросает прямо во ад. Боже мой! как мы упорны в грехах! Очами своими видим, что царство диавола увеличивается скорее царства Божия, – царства благодати; что на земле больше грешников, нежели праведников; больше распутных пьянственных заведений, нежели храмов Божиих; больше зла, нежели добра; больше оскорбляющих Бога, нежели умилостивляющих; больше людей в домах и на торжище, нежели в церкви; больше врагов Божиих, нежели друзей; – видим уже и тяжкие наказания Божии над собой: болезнь, голод, грабежи, – Боже! какие бичи, какие казни еще пошлешь на нас? А мы не каемся, мы не воздыхаем с мытарем, не плачем с блудным сыном, не рыдаем с блудницей, не вопием с разбойником: «помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Названия недели — масленица, ‘сырная’, мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. 24 февраля. ПРАВМИР. В России сегодня началась масленичная неделя, которая предваряет Великий пост. Празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. Названия недели — масленица, «сырная», мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. Также пост в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу сырной седмицы совершается особое длительное богослужение, подобное великопостному, с многочисленными земными поклонами. Так церковный устав постепенно подводит христианина к Великому посту. В России масленица сохраняет характер народного гулянья с различными увеселениями, играми, уличными забавами. Основным угощением Масленицы являются блины, вся неделя именуется в народе «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица». Масленица завершается Прощеным воскресеньем, когда в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения, а в течение дня верующие традиционно просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми. Масленица! Блины, блинчики, оладьи — простые рецепты, вкусные блюда! Как провести масленицу с детьми? Пять советов на Масленицу Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/v-rossii-nachalas-masl...

Е. Кустовский Содержание От составителя Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о мытаре и фарисее Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о блудном сыне Неделя мясопустная В неделю сыропустную, изгнание Адамово В туюжде неделю сырную вечера Неделя первая святаго поста, в нюже православие воспоминается Последование молебнаго пения в Неделю православия Неделя первая торжества Православия Неделя вторая святых постов поется настоящее последование, во святых отца нашего Григория архиепископа, фессалонитскаго чудотворца, Паламы В туюжде неделю вечера Неделя третья Святых Постов. Поклонение празднуем Честнаго и Животворящего Креста В туюжде неделю вечера Неделя четвертая Святых Постов. Инии типицы определиша петися последованию святаго Иоанна Лествичника. В туюжде неделю вечера Неделя пятая Святых Постов. Инии типицы предаша пети в сию неделю последование преподобныя матере нашея Марии Египетския В туюжде неделю вечера     От составителя В настоящей публикации мы предлагаем вниманию клирошан воскресные службы периода пения Триоди Постной. Как в уставном отношении, так и в насыщенности особо значимыми песнопениями, эти службы заставляют клиросных церковнослужителей встретить этот период с особым напряжением – как духовным, так и технологическим. Наша книга является воскресным вариантом Триоди Постной. По замыслу составителя причина ее появления связана с несколькими обстоятельствами: 1. Воскресное служение в период Великого Поста существенно отличается от будничного, поэтому эта публикация отражает общие свойства только воскресных служб, не затрагивая материал будничного служения. 1 2. Богослужебная книга Постная Триодь содержит как поющиеся, так и читаемые элементы служб. Наличие нашей публикации позволит регенту поставить на клиросе адаптированный для пения вариант Триоди, а саму Триодь отдать священнику или чтецу, поскольку читаемые разделы Триоди в этой публикации отсутствуют. 3. Составители Постной Триоди в ряде случаев предполагали, по-видимому, достаточно высокую квалификацию церковных певчих, поэтому позволяли себе экономное изложение материала, пропуская «по умолчанию» информацию, саму собой разумеемую. Тем не менее, мы не рискнем утверждать, что, например, стих «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе...» (Неделя мясопустная, 3-я хвалитная стихира) с легкостью сможет наизусть закончить каждый регент со своим хором. Этот пример, наряду с ему подобными, заставили нас несколько подробнее сформулировать многие указания Триоди. Поэтому наша публикация отличается от Триоди не только разделителями в стихирах и русской транскрипцией текста, но и более подробными (по сравнению с оригиналом) уставными комментариями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Синаксарь в неделю мясопустную, о Страшном Суде Стихи: Когда Ты сядешь, Судия, весь мир судити, То удостой меня услышать глас Твой: Приидите… Икона Страшного суда XVI в. Каргополь В сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить. Определили же здесь (вспоминать) этот Страшный день, чтобы возвести к добродетели живущих в лености, устрашив смертью и ожиданием будущих мук, (научая) не только надеяться на человеколюбие Божие, но и иметь в виду, что Он — Праведный Судия и воздает каждому по делам его. Кроме того, после отшествия душ подобает прийти и Судии, — некоторым образом этого служит и настоящий праздник. Поскольку же теперь поистине полагается конец всем праздникам, так как день тот станет последним из всех, — то заметь, что к предстоящей неделе будет приурочено начало мира и Адамово изгнание из рая, а к нынешней — конец всех дней и самого мира. Пост же на мясо установили в эту неделю, думаю, сокращая пищу и (исключая) объедение ради страха судного дня, а также побуждая нас подавать милостыню ближним. С другой стороны, учредили здесь такой пост потому, что за невоздержание люди были изгнаны из Эдема и подверглись осуждению и проклятию, и еще потому, что в следующую неделю и мы во Адаме, по образу эдемскому, будем изгнаны, пока Христос, придя, не введет нас снова в рай. Вторым же (Христово) Пришествие названо, ибо и раньше Он приходил к нам во плоти, — но смиренно и без славы; теперь же придет телесно со сверхъестественными знамениями и в видимом сиянии с неба, чтобы все узнали в Нем приходившего прежде и спасшего род человеческий, и снова грядущего судить, верно ли сохранил этот род то, что дано ему. Когда же будет это Пришествие — никто не знает, ведь даже от апостолов Господь это скрыл, открыв тогда только некие знамения, по которым можно предугадать его, подробнее истолкованные некоторыми из святых.

http://pravoslavie.ru/2116.html

22. В неделю Мясопустную О судах Божиих на земле Прежде оного страшного и последнего суда Божия, о котором Св. Церковь напоминает нам в нынешних своих чтениях и песнопениях, Бог часто совершал, совершает и будет совершать над грешниками суды свои на земле, хотя эти суды менее страшны, нежели каков будет последний суд. Однако поелику эти суды Божии суть карательные, более или менее строгие, то и сии суды должны быть для нас памятны: над одним ли грешником человеком совершается этот суд, над всем ли семейством, над целым ли городом, над целой ли деревней, или над целым государством, или даже над всем миром, как это было во времена всемирного потопа. Мы не станем напоминать о судах древних: как Бог попалил огнем и разрушил пять беззаконных городов, как совершал суд свой десятью казнями над Египтом и Фараоном, как наказывал Евреев в пустыне смертью сперва тысячами, а наконец погубил их более двух миллионов, как потом истреблял города еврейские войной, мором, огнем, разрушением, как совершал суды свои над Вавилоном, Ассирийским царством, Египетским, затем над Иерусалимом, Царьградом, над Римом. Посмотрите на современные суды Божии: когда мы слышим, что такой-то человек умер скоропостижно, то не говорим ли, что его постиг Суд Божий. Не приходим ли в удивление, когда слышим, что там целое семейство вымерло, в другом месте вся деревня выгорела, а там город. Даже многие города истреблены войной, моровой язвой, чумой, холерой? Давно ли французская столица и многие другие города поражены были войной или лучше судом гнева Божия? Несчастная Испания в течение многих десятков лет ведет братоубийственную войну, истребляя тысячами друг друга. Кто может отрицать ту непреложную истину, что над ней совершается суд Божий? Итак, прежде нежели мы явимся на последний Страшный Суд Божий, мы должны страшиться Суда Божия, частного, совершаемого Богом на земле. Кто из нас может знать: когда и как он умрет, какая постигнет его смерть? Особенно те из нас, которые живут, так сказать, без оглядки, которые идут путем широким и веселым, которые ищут одних удовольствий в мире, которые не знают ни постов, ни праздников Божиих, не засматривают в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

31. В неделю мясопустную Братие! Своим богослужением св. церковь сегодня напоминает о страшном последнем суде Божием. Этот суд будет страшный, потому что его будет производить правосудный и нелицеприемный Господь – вечная правда, – страшный, ибо на нем будут собраны все страхи и ужасы, какие когда-либо были на небе и на земле: на небе, когда Бог во гневе своем низвергал оттуда демонов в преисподнюю; на земле, когда Бог губил людей потопом – водой, истреблял огнем, землетрясением, разрушением городов, моровой язвой, поветрием, чумой, холерой, войной и проч. Страшный то будет суд; ибо на нем будут судимы народы всех времен, всех мест, всех вер, всех званий, состояний и возрастов: христиане, иудеи, армяне, греки, турки и идолопоклонники, цари и народы, старцы и дети, мужья и жены, юноши и девы – все до единого предстанут на суд: страшный будет это суд, потому что будут судимы не только дела наши, но и помышления, и желания, – все грехи, которые в душе, в сердце и в совести человека в течение жизни собираются. Страшен будет суд, ибо земля будет гореть, вода, воздух и все стихии будут гореть. Мы услышим страшные громы от труб Ангельских; мы воскреснем все и явимся в том теле, в котором в течение нашей жизни мы делали добро или зло; мы соберемся на облаках и предстанем пред лице Бога в страхе и трепете, для выслушания окончательного приговора: праведникам Бог объявит вечное благословение, а грешникам изречет вечное проклятие, после чего все ужасы окружат несчастных грешников: вечный огонь, вечная тьма, демонские терзания, червь неумирающий, отчаяние. Нет там ни отца, ни матери, ни брата, ни друга, кто бы мог облегчить горькую участь грешников. Посмотрите хоть на одного грешника, страждущего во аде; посмотрите хоть на Евангельского богача: он ногой стоит в пламени по шею; волосы его воспламененные подняты вверх, глаза страшные смотрят свирепо, уста открыты, и по меж зубов вылетает пламень, из ушей пламень, из ноздрей пламень, все лице огненное красное – пламенное, покрыто морщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

65. В 4-ю неделю Великого поста Чего еще не достает нам для того, чтоб нам быть святыми, то есть, вполне благочестивыми и достойными вступить в рай? По-видимому, и Христос Господь и церковь святая – все сделали для нашего вечного спасения: Господь пострадал за наши грехи так, что они нам уже не вменяются; просветил нас светом Евангелия, оживотворил Духом Святым, дал нам в помощь всесильную, всемогущую благодать Свою; убил смерть, разрушил ад; наконец, питает нас Своим пречистым телом, омывает наши грехи Своей кровью, и как бы так говорит: «умирайте теперь без страха, – Я вас воскрешу, возьму с Собой в рай, и вы будете со Мной царствовать на небе вечно». Вот что Господь для нас сделал. Что же церковь сделала для нас? Она, как бы за руку, ведет человека тем путем, который указал Христос; она объясняет и прилагает к делу все те средства, которые Господь даровал христианам: она только учит, передает и показывает, и объясняет волю Христову: как и что должно делать человеку для исполнения воли Его? А главное, что церковь постоянно указывает нам на примеры: как и кто спасался на земле, как и кто и почему погиб? Мы не станем перечислять имена всех святых, ибо каждый день в церкви читается и восхваляется жизнь или дела того или другого святого, который тем или другим образом может служить примером для нас, – мы начнем с недели мытаря и фарисея. В эту неделю из Евангелия мы усматриваем, как один человек – именно фарисей, за гордость и за самохвальство потерял царство небесное, хотя во многом был добрый человек, так как он и Богу молился и милостыню давал; а другой – будучи грешником – за великое свое смирение оправдан Богом. В следующую неделю мы видели, как Отец Небесный под образом покаявшегося блудного сына принимает каждого от души покаявшегося грешника. В неделю Мясопустную мы видели картину страшного суда Божия из прочтенного Евангелия и из песнопений церковных, дабы нас страхом суда Божия привести к покаянию. В неделю Сыропустную – мы слышали, как Адам и Ева горько плакали, изгнанные из рая сладости за один грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная Первое препятствие к покаянию есть гордость, самомнение о своей праведности с уничижением ближних ( Лк. 18:9 ), поэтому Православная Церковь в первом последовании Постной Триоди, объясняя и раскрывая притчу о мытаре и фарисее, внушает, что «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе воснесется», что гордость была причиною падения денницы, что она служит преткновением добродетели и искреннему раскаянию во грехах. На утрени в неделю мытаря и фарисея и затем в следующие воскресные дни до пятой недели (воскресения) Великого поста включительно, после чтения Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и 50 псалма, поются покаянные тропари: на «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери»; на «И ныне» – «На спасения стези», потом: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных». Каждый грешник, когда внимательно рассматривает свои грехи, может видеть, как глубоко он оскорбил ими Бога, а потому, чтобы люди, сознавая свои грехи, не впадали в отчаяние, святая Церковь в следующую неделю после недели мытаря и фарисея, притчею о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ) поучает, что Господь милосерд ко всем, что бывает радость у ангелов и об одном кающемся грешнике, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. На утрени в неделю блудного сына и затем и в недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136: «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною. Этим псалмом грешники возбуждаются уразумевать свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно иудеям, в плену Вавилонском понявшим свое горькое положение и раскаявшимся. Седмица после недели (воскресения) блудного сына, которою перед Великим постом прекращается вкушение мяса, называется мясопустною, а неделя (воскресение), последний день мясоястия, именуется словом «мясопуст» (мяса отпуст, лишение, прекращение). В субботу мясопустную перед воспоминанием (в неделю мясопустную) о Страшном суде, на который предстанут все живые и умершие, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в московском храме Архангела Михаила в Тропареве Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов, П. Конухов. Звукооператор: А. Бригадов 23 февраля 2014 г. 15:03 23 февраля 2014 года, в неделю мясопустную, о Страшном Суде, день памяти священномученика Харалампия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском  храме Архангела Михаила в Тропареве . Приход Михаило-Архангельского храма, один из престолов которого освящен в честь священномученика Харалампия, отмечает сегодня престольный праздник, а также 25-летие возрождения богослужебной жизни и 320-летие со дня основания. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Викторина (Костенкова)  во епископа Сарапульского и Можгинского ( Удмуртская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Ижевский и Удмуртский Николай ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Смоленский и Вяземский Исидор ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа г. Москвы, настоятель храма Архистратига Михаила (Патриаршего подворья) в Тропареве; духовенство Удмуртской митрополии и г. Москвы. На богослужении присутствовали члены делегации Удмуртской Республики — бывший глава Удмуртии А.А. Волков, председатель правительства Ю.С. Питкевич, руководитель администрации президента и правительства Удмуртии А.П. Горяйнов, глава муниципального образования «Город Сарапул» А.Ф. Наумов, глава муниципального образования «Город Глазов» А.В. Вершинин, а также префект Западного административного округа г. Москвы А.О. Александров и глава управы района Тропарево-Никулино ЗАО г. Москвы А.В. Гудзь.

http://patriarchia.ru/db/text/3577814.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до 5го Воскресенья Великого поста (преподобной Марии Египетской). Таким образом, в течение периода Постной Триоди «Покаяния отверзи…» поется, как правило, 9 раз. Отмена данного песнопения возможна только, если в одно из воскресений Триоди случится двунадесятый праздник (Сретение Господне или Благовещение) или храмовый праздник. До середины XVII века в России в службах воскресных дней периода Постной Триоди полный корпус стихир «Покаяния отверзи…» начинали петь только в Неделю сыропустную, тогда как в Недели О мытаре и фарисее, О блудном сыне и Мясопустную пели только последнюю стихиру «Множества содеянных мною лютых…» вместо «Воскрес Иисус от гроба…», а на «Слава» и «И ныне» пели обычные «Молитвами апостолов…» и «Молитвами Богородицы…». Лишь после реформы в середине XVII века стихиры «Покаяния отверзи…» и «На спасения стези…» были добавлены и в службы этих Недель. В основу первой стихиры – « Покаяния отверзи ми двери » – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – « На спасения стези » – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – « Множество содеянных мною лютых » – предсказание Спасителя о Страшном Суде. Аудио: Слава, глас 8: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. «Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь осквернённый телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизреченной Твоей милости». И ныне: Богородичен: На спасения стези настави мя. Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokajanija-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010