Господь Иисус Христос — Всечеловек по той причине, что Он не имеет, как бы мы сейчас выразились, человеческой личности (хотя это очень неточное слово, но общепринятое). Его личность — Божественная Ипостась Пресвятой Троицы. Но в то же время Он обладает всей полнотой человеческого естества. Если бы какой-либо части этого естества в Нем не было, то Он ее не искупил бы. Если бы у Него была призрачная плоть, как говорили древние еретики докеты, то Он не искупил бы человеческую плоть. Если бы в Нем не было души, как рассуждали другие ересиархи, и ее замещало бы Божество, то Он искупил бы только тело, но не искупил бы душу, являющуюся, по сути, источником греха и вообще грехопадения. Если бы в Нем были душа и тело, но не было ума человеческого, как говорил Аполлинарий и его последователи, то остался бы неискупленным ум, высшая, но, к сожалению, наиболее отравленная грехом часть нашего естества. Именно через ум человек воспринял искушение диавола и поддался ему. Мы же говорим, что Господь обладал всей полнотой человеческого естества. «Но почему же, — спросите вы, — Он не имел человеческой личности и почему получилось так, что в Нем только одна личность, Божественная? Ведь Он полноценный, совершенный человек». Потому, что Господь Иисус Христос Своим человеческим естеством ни одного мгновения не существовал самостоятельно (слово терминологически не совсем правильное). Своим человеческим естеством Он возник сразу в соединении с Божественной Ипостасью. Он не был создан из земли, но вместо первозданной земли была плоть Пресвятой Девы. Требовалось согласие человеческого рода на то, чтобы явился в мир Сын Божий. И согласие получено от Пресвятой Девы: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк.1:38 ). Эти великие слова, сказанные Ангелу, позволили Сыну Божию войти в мир, позволили Богу начать дело человеческого спасения. Господь Иисус Христос не был сотворен подобно Адаму, Он родился в обычной человеческой среде, но необычным способом. Если бы Он родился обычным способом, то Ему было бы сообщено и страшное последствие грехопадения — первородный грех.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«да от грех избывше»..., в сербск. «умерши для грехов»... — «Примеч. пер.»). По ветхозаветному учению, нести свои грехи значило подвергаться за них и наказанию (см. Лев.20:19, 17, 24:15; Иез.23:35). Равно как и нести грехи другого означает — брать на себя наказание за грехи другого (см. Лев.19:17; Чис.14:33; Иез.18:19; Иер.5:7). Следовательно, слова апостола Петра о Господе Иисусе Христе означают: Христос взял на Себя наказание за наши грехи. Наказанием человека и человечества за грех явились проклятие и смерть; Христос взял на Себя это проклятие (см. Гал.3:13) и умер за всех. Таинственным действием Богочеловеческой Христовой силы совершено, таким образом, искупление человеческого рода. Вознеся на Своем теле наши грехи на крест, Господь Иисус Христос принес тем самым жертву за грехи всего мира. Своей Богочеловеческой жертвой Господь освободил от ответственности и от наказания за грех всех верующих в Его искупительную жертву. Подъяв «на теле Своем», то есть в Своем человеческом естестве, наказание за людские согрешения, Господь открыл всему человеческому естеству путь через Божественную правду в вечную жизнь.     «Ранами Его вы исцелились» значит: смертью Его вы исцелились от греха и смерти, ибо Его смерть как искупление и исцеление имеет всечеловеческое значение и силу. Это святой Апостол весьма сильно выделяет, говоря: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1Пет.3:18). Истолковывая эти слова Апостола, святой Кирилл Александрийский замечает: «Многие из святых пророков были убиты, но ни об одном из них не говорится ни что он умер за грешников, ни что своей смертью привел нас к Богу, ни что проповедал духам в темнице. А Христос всё это совершил; и мы Им и в Нем искуплены, и Его страдание принесло спасение миру. Он, следовательно, умер не как человек, подобный нам, а как Бог во плоти, давший Свое тело в искупление за жизнь всех».    Один безгрешный Праведник пострадал на неправедных и вместо неправедных и тем самым понес наказание, тяготевшее за грех над всем человеческим родом, по праведному суду Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

( Деян. 14: 16 ). Всем им возвещена тайна «по повелению вечного Бога ... для покорения их вере». ( Рим. 14: 25 ). И «все народы придут и поклонятся перед Тобою, ибо открылись суды Твои». ( Откр. 15: 4 ). Библейской антропологии, как ветхо- так и новозаветной неустранимо свойственна эта идея многообразия человечества, не только как факт, но и как принцип. Не скудость, но богатство, не схематическое однообразие, но многокрасочность свойственны всему творению Божию, также и человечеству. Однако, это не только не представляет противоположности единству челове­ческого рода, но его раскрытие и подтверждение: не множественность кровей и их «мифа», как это следует согласно доктрине расизма, раздробляющей челове­чество на многие части и тем упраздняющей самую его идею, но именно обратное: единство человеческого рода, как единство человеческой крови. Это прямо выражено в одном из самых торжественных апостоль­ских свидетельств, – в речи ап. Павла в афинском Ареопаге, этом духовном центре язычества: «от одной крови Бог произвел весь род человеческий для обита­ния по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» ( Деян. 17:26 ), и в этом смысле особо еще подтверждается: «мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из стихотворцев ваших говорили: «мы Его род». Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать...» и т. д. (28). И это многоединство человечества косвенно и отрицательно подтверждается как, с одной стороны, смешением языков при вавилонском столпотворении ( Быт. 11 ), так и обратным его преодолением в Пяти­десятнице. ( Деян. 2: 7–9 ). Этому единству всечелове­ческой крови первого Адама соответствует и единство искупительной крови, излиянной Адамом Новым, Господом Иисусом Христом. Итак, душа в челове­ке, седалище которой в крови, согласно общему принципу библейской биологии: «в крови душа животных» – едина для всего человеческого рода, но многообразно окачествована в человеческих племенах или народностях, причем, конечно, в единственности и некоторой биологической абсолютности существует в народе избранном, предках Спасителя и сродниках Его по крови, в роде Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Другой аспект образа Божия в человеке — это единство в множественности. Три Лица Божества — Один Бог; человечество едино во множественности лиц. Образ, рассматриваемый таким способом, совершенно ясен в Боге, — в Нём Три Лица Едины в тайне отдающей и принимающей жертвенной любви. Этот образ затуманен в нашем человеческом мире тем, что грех исказил то, как мы отдаём и принимаем, и жертвенная любовь умалилась, хотя и не исчезла. С такой точки зрения любовь есть полнота жизни, и смерть в этом контексте превзойдена жертвенной любовью. Мне кажется, об этом говорит апостол Павел в одном месте Послания к Римлянам: Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:1–5). Любовь — вот тайна Святой Троицы, но любовь также составляет тайну этого единства во множественности, этого многоединства в тайне всечеловека, то есть человечества. И только если любовь проявляется как дар, как способность принимать и способность отдаваться совершенной жертвой, этот образ просиявает перед нашими глазами. Но когда это произошло, этот “данный” нам образ становится подобием, и бессмертие, даруемое и предлагаемое, становится бессмертием, полученным в тайне приобщённости Богу. Древо жизни, о котором говорится в книге Бытия, — символ бессмертия: и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт 3:22). Но это дерево жизни — не только символ бессмертия, своего рода механического, таинственного бессмертия, как может показаться при первом поверхностном чтении; оно также символ этой харизматической жизни в Боге. Если обратиться к книге Откровения, мы читаем: Среди улицы его [нового святого Иерусалима], и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов (Откр 22:2).

http://pravmir.ru/o-poslednih-predelah/

Естество нашей богоподобной души сотворено в сущности из божественного, из богоподобного, из сверхъестественного. Своей богоподобной сущностью оно всецело из мира оного и в мире оном. Поэтому всеистинные уста Всеистинного и изрекли об истинных людях следующее: «Вы не от мира» сего (Ин.15:19, 17:14). Наше естество естественно сверхъестественным, божественным, богоподобным. В самом деле, всё естество человеческого существа сверхъестественно: и естество тела, и естество души, ибо то и другое сотворено Богом, так что и то, и другое — собственно, не наше, а Божие (см. 1Кор.6:20). Корни всецелого человеческого естества — в мире оном. Поэтому внутренняя сила людского существа и влечет человека к небу, к миру горнему, к Богу и всему Божественному. Поэтому и логично, что Господь Иисус Христос воспринял на Себя человеческое естество и вознес его превыше всех небес, посадив одесную Бога, выше Херувимов и Серафимов. Без сомнения, человек призван к тому, чтобы верой и добрыми делами во Христе соделаться «богом по благодати», богочеловеком по благодати; таковым он становится по дару Христовой вселюбви в Христовой Церкви, простирающейся от земли превыше небес и всех небес над небесами. Благодаря ей и ею мы, Христовы верные=Христовы «сотелесники», живем и существуем одновременно в обоих мирах, ибо жизнь наша «сокрыта со Христом в Боге» (ср.: Еф.3:6; Кол.3:3), ибо жительство наше — на небесах даже тогда, когда с телом своим мы ступаем по земле (ср.: Флп.3:20). Мы, христиане, — «народ избранный, ревностный к добрым делам» (в синод. тексте: ««народ особенный». — Примеч. пер.») (Тит.2:14). Ибо всечеловеколюбивый Господь «избрал» нас «прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф.1:4). А такими мы можем быть только Тем, Кто есть освящение наше и наша праведность (1Кор.1:30).    «Дабы ты, — говорит святой Златоуст, — услышав апостольские слова о том, что спасение совершается «не от дел», не пребыл нерадивым, посмотри, что святой Апостол говорит далее: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Жена вкусила плода и дала и Адаму, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания ( Быт.3:7 ). Услышав голос Бога, ходящего в раю, Адам и его жена скрылись от Него. Господь стал обличать Адама в нарушении заповеди; Адам свалил все на жену, сказав: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт.3:12 ) (т.е. и Бога косвенно обвинил). Жена, в свою очередь, сказала: змий обольстил меня, и я ела ( Быт.3:13 ). Таким образом, ни в Адаме, ни в Еве не обнаружилось раскаяния за нарушение заповеди Божией. После этого Господь проклял диавола, и Своим определением изменил жизнь людей. В раю она была бесскорбна и легка; отныне она становится скорбной, тяжелой, трудовой; ради греха первых людей изменилась и природа, стала враждебной человеку. Кроме того, в ответ на внутренние изменения в людях, вызванные грехом, Господь изгнал Адама и Еву из рая (ведь Адам и Ева перестали соответствовать раю, т.е. непосредственно жизни с Богом), предварительно объявив Адаму, что теперь он стал смертен. И в знак того, что отныне рай для людей закрыт, у сада Эдемского был поставлен Херувим с огненным мечом, чтобы охранять путь к древу жизни ( Быт.3:24 ). Но прежде грехопадения человека, как учит Церковь, совершилось падение в мире невидимом: первый ангел возгордился, и с третью частью небесных сил отпал от Бога ( Лк.10:18 ; Откр.12:7,9; 12, 4 ; Ис.14:12,15 ); позавидовав человеку, диавол, соблазнив, увлек его в падение. Как понимать этот библейский рассказ? У многих повествование о грехопадении вызывает множество недоуменных вопросов. Некоторые толкователи (неправославные), взявшись отвечать на них, дотолковались до полной аллегоризации этого места Св. Писания, так что не осталось ничего ни от реальных лиц, ни от реальных событий. Адама стали трактовать как абстрактного «всечеловека», и т.д. Понимать нужно, конечно, так, как написано, но с очень существенной оговоркой. Священное Писание называет реалии повествуемого события, такие, как «древо жизни», «древо познания добра и зла», «возделывание и хранение рая», хождение Бога в раю пополудни, и проч.; но что это такое – мы не знаем и знать не можем, поскольку все повествование относится к жизни мира до грехопадения, в особом месте – в раю; и конечно мы, живя в мире падшем, вне рая, не можем с точностью знать, чт о стоит за этим всем.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

За исключением их и таких, как они, и тогда, и сейчас, и до края времен лицо Иисусово являет лицо Всечеловека . Всякий человек, у кого хоть самый маленький уголок души не разъеден смертью греховной, может увидеть себя в лике Христовом, и свет лика Христова, входя в него, оживляет всю его душу. Скажи мне теперь, Феодул, какое лицо больше всего хотел бы ты увидеть? И ненасытно глядеть на него в вечности? Типы Какое лицо ты больше всего хотел бы увидеть, Феодул? Из всех лиц человеческих, от начала мира появлявшихся под солнцем, на чье лицо ты хотел бы ненасытно глядеть, Феодул? Великий царь и пророк древних времен видел за свою жизнь миллионы человеческих лиц. Видел их, вглядывался в них и оставался недоволен. Не могла его удовлетворить преходящая красота человеческая. Изменчивость ее он хорошо познал и на других, и на себе. И, жаждущий красоты неизменчивой, непреходящей и совершенной, он вопиет к Богу: Ищу лица Твоего, Господи! (ср.: Пс. 26 , 8). И снова, по другому поводу, повторяет: Одного просил я у Господа… созерцать мне красоту Господню (ср.: Пс. 26 , 4). И опять воздыхает и просит: Яви светлое лице Твое рабу Твоему (Пс. 30 , 17). И еще назидает своих: Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда (Пс. 104 , 4). Но то, чего этот вдохновенный муж жаждал и искал, не дано ему было увидеть, как и никому другому до нисшествия Сына Божия на землю. Как и Господь Сам сказал Своим ученикам: истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, чтО вы видите, и не видели, и слышать, чтО вы слышите, и не слышали (Мф. 13 , 17). Каким должно было быть лицо Иисусово, если оно смогло растрогать Предтечу Иоанна, столь сурового к себе и строгого к другим, и он радостно воскликнул: вот Агнец Божий? [ 1 ] Каким было это лицо, в которое все в синагоге назаретской с удивлением всматривались, когда Он, начиная Свое земное служение, стал читать из пророка Исаии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим? [ 2 ] Поистине, необыкновенным должно было быть лицо Мессии, если многие тысячи людей по три дня не отводя глаз смотрели на Него, забывая о голоде и усталости физической;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Закрыть itemscope itemtype="" > Два распятых разбойника – это всё человечество Пасхальное послание митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) 22.04.2020 1191 Время на чтение 7 минут Христос Воскресе! В эти святые дни, братья и вечные собратья, прославляя Христа Богочеловека, Распятого и Воскресшего, поем песнь веры, надежды и любви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Согласно Павлу, апостолу народов, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». И действительно, вся история человечества, человека как разумного существа, и весь людской опыт, и наука подтверждают, что существовали и существуют только два типа людей: одни верят в Бога и тем самым в вечную жизнь и вечный смысл человека и мира, а другие – в смерть и тем самым в ничтожность мира и человека, в конечную бессмысленность всего сущего. Вся людская тоска по Богу, и тем самым по вечному смыслу бытия, [сама] вера в Бога обрела свою полноту и совершенство в личности Распятого «за жизнь мира» и Воскресшего из мертвых Христа Богочеловека. Он есть Тот, через Которого «все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3), и Который есть «Альфа и Омега, Начало и Конец» – полнота всего – Своей смертью попирает смерть, открывается и даруется как «Хлеб живый, сшедший с небес; ядуший хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). Он, Единый из земнородных, как Единородный Сын Божий, сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6); «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» (Ин. 8:12). Впрочем, всё, что существует, и то, каким образом существует, [пребывает] под знаком распятия и умирания и в то же время – под знаком рождения и воскресения. Эта тайна бытия и человека получает свою разгадку и смысл именно в Распятии и Воскресении Христовом. То Бог Отец дарением Сына Своего как вечной Любви отвечает на всечеловеческую и всекосмическую тоску и мольбы. Уже премудрый Соломон предуказал на эту истину словами: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/dv...

Закрыть itemscope itemtype="" > О слове св. Пророка Даниила о «совершенном низложении силы народа святого» Размышления 18.07.2013 1368 Время на чтение 8 минут Низложение силы народа святого есть оскудение благочестия, низложение крепости духа. Подобно тому, как тело отдельного человека (или всечеловечский организм) дряхлеет с приближением конца и теряет крепость от поражающих его болезней, так дух человеческий оскудевает силою, когда невыносимо умножается «тяжкое греховное бремя». Низложение силы народа святого есть оскудение страха Божия и веры у людей, пребывающих в православии, т.е. под покровом Божественной благодати. И чем сильнее поражен организм, тем слабее способность противостоять растлению. Было время, когда св. Иоанн Креститель, обращаясь к оскудевшему силою благочестия, но не лишённому ещё благодати Израилю, говорил такие слова: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Мф. 3: 11-12). Как современно это слово! Вся житница соборного церковного организма, согласно слову Св. Иоанна Богослова, имеет семь сокровенных отделений для освящённого зерна Христова. Иначе - семь Апостольских приделов Единого Вселенского Собора-семисвечника. Поэтому всякий православный христианин, где бы он ни предстоял Богу, к какой бы ни принадлежал Поместной Церкви, в соответствии с характером своего духовного служения, определён Спасителем в одно из этих сокровенных отделений, наименованных, согласно Божественному Откровению, как семь Азийских церквей. Было время, когда св. Иоанн Предтеча Христов, обращаясь к фарисеям и саддукеям, идущим креститься к нему, говорил такие слова: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»...» (Мф. 3: 7-9). Как современно это слово! Если воцерковлённому человеку есть дело только до себя, если он «ни холоден, ни горяч», но кичится (до времени гонений) своей так называемой «православностью», т.е. почитает себя весьма богатым бесспорным наследником праотца нашего Авраама, то несомненно он принадлежит по духовному устроению своему к собору Лаодикийской церкви. И это огромное по количеству людей и совокупной территории церковное пространство современной жизни практически не приносит в житницу Христову чистого зерна. И всё это - при неоскудевающей благодати Божественных Таинств. Как говорил в своё время св. епископ Игнатий (Брянчанинов): «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит христианство».

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

Здесь (так же, как и в стихе 12) основанием для того, что Агнец «достоин взять книгу и снять с нее печати», указывается, что Он «был заклан и кровию Своею искупил нас Богу». В этом выражается полнота и сила вочеловечения Христова: самая возможность заклания и искупления кровию это предполагает. К этому общему соображению относительно полноты человечности в Боговоплощении может быть прибавлена ещё и такая мысль относительно самого образа искупления, что он предполагает для себя некую крестную память обо всём человечестве, как и всех грехах его, которые изживал, их искупая в Гефсиманском томлении и Голгофском страдании, Спаситель. А это, в свою очередь, предполагает богочеловеческое всеведение о человеке в Его всечеловеческом естестве, которое вмещало всё человеческое, кроме греха. Потому-то и можно сказать, что между символическим «раскрытием книги» и жертвенным закланием и искуплением существует в известном смысле отождествление: одно обусловлено другим, искупление предполагает всеведение о человеке, вмещение всего человеческого естества и судеб его в богочеловеческое ведение и искупительную скорбь. И этот вселенский, всечеловеческий её характер подтверждается далее и раздельно: «искупил нас Богу от всякого колена и языка, и народа и племени» (9), т. е. всех и каждого. Здесь обращает внимание, что и славословие животных и старцев именно исходит от всего человеческого рода, который в данном случае представляют его верховные представители в ангельском мире, человекоангелы: «от всякого колена и языка, и народа и племени», и даже говорится о грядущем их «царствовании на земле», в котором, очевидно, соединяются мир ангельский с человеческим. Христос воцаряется в мире вместе со Своими святыми: «и сделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле» (10). Здесь, в прологе, уже намечается основная и заключительная тема всего Откровения, именно 1000-летнее царствование святых (см. ниже, гл. 20). Далее вызывает некоторое недоразумение следующий стих (11), в котором говорится только об ангелах: «и я видел и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010