Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Под красным полотнищем 6 мин., 05.09.2012 «Да здравствует первомайский интернациональный праздник!» — красное полотнище с таким лозунгом закрыло в 1918 году образ святителя Николая на Никольских воротах Кремля. Так новые власти приводили Красную площадь в «надлежащий вид» накануне 1 мая, которое кстати пришлось в том году на Страстную среду. Но случилось чудо… «Всю ночь со Страстного вторника на Страстную среду Красная площадь охранялась, и никто не мог сюда подойти. Утром в Страстную среду заметили, что повешенное целое красное полотнище прорвалось так, что чудотворный образ Угодника Божия Николая стал виден для всех и сделался, по замечанию многих, несравненно светлее, чем был доселе. Красное полотнище начало рваться частями, кусками, лентами и упало совсем. Сначала хотели объяснить, что полотнище разорвано ветром, а потом было напечатано, что будто полотнище повешено прорезанное, хотя тысячи народа видели, что оно было целое, не прорезанное. Как бы ни было, но Господь не попустил покрытия багряницею чудотворных образов. Разлетелось красное полотнище, которым прикрыта была чудотворная икона святого Угодника Николая. Спас Чудотворец Николай некогда от татар, спасет и теперь, если только будем усердно молиться ему и будем стоять за святую Веру Православную и за святыни наши даже до смерти». Так описывал случившееся мученик Николай Варжанский. Позднее власти поставят эту публикацию ему в вину…  Мученик Николай родился в 1881 году в местечке Искорость Волынской губернии в семье волостного писаря Георгия Варжанского. В 1897 году он окончил Житомирское духовное училище, в 1903 году — Волынскую духовную семинарию, в 1907-м — Московскую духовную академию со степенью кандидата бого­­словия. В 1907 году Николай женился на девице Зинаиде, дочери протоиерея Неофита Любимова, настоятеля Воскресенской церкви на Ваганьковском кладбище в Москве, известного миссионера и проповедника, имевшего свое издательство, выпускавшее миссионерскую и апологетическую литературу. 

http://foma.ru/pod-krasnyim-polotnishhem...

Дацки. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Строительство храма было начато  26 июля 1906 года и закончено 25 сентября 1912 года («Дело о постройке на местные средства новой деревянной церкви в деревне Дацки Житомирского уезда» хранится в Государственном архиве Житомирской области). Около года ушло на сбор средств и подготовку необходимых материалов. Проект строительства деревянной церкви в Дацках был утвержден протоколом Строительного отделения губернского правления от 27 июня 1906 года за Как следует их архивных документов, дерево для строительства церкви было отпущено бесплатно из государственного леса. На закупку остальных материалов, а также на проведение строительных работ требовались деньги. Средства на постройку церкви собирались в разных концах Волынской епархии. В «Волынских епархиальных ведомостях» за 1906 год есть заметка про то, что 31 октября 1906 года на имя крестьян села Дацки была выдана книга за для сбора на протяжении одного года в пределах Волынской епархии добровольных пожертвований на строительство церкви. Около тысячи рублей пожертвовал местный землевладелец В.В. Михеев. Однако этих денег не хватало, поэтому в 1908 году, когда церковь еще была без крыши, окон и дверей, крестьяне обратились в Святейший синод Русской Православной Церкви с прошением о выделении средств на завершение строительства храма. 8 марта 1909 года вышел указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода про выделение 1000 рублей на строительство церкви в селе Дацки.  По первоначальному плану церковь должна быть построена до 1 октября 1910 года, однако строительство затянулось, и только 15 июля 1912 года храм был принят поверочной комиссией в составе благочинного 4-го округа Житомирского повета протоирея села Турчиновки Христофора Захариевича, священника села Тютюнники Даниила Дасевича и священника села Бабушок Димитрия Варжанского. «Все работы исполнены из доброкачественных материалов, прочно и согласно проекту» - таков был вердикт проверочной комиссии. 13 сентября 1913 года храм в селе Дацки был освящен в честь Святителя Николая.

http://sobory.ru/article/?object=24760

Ссылка на YouTube канал @foma.academy, QR-koд. Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Неофит (Любимов). 1846-30.10.1918. На фото: протоиерей Неофит Любимов; Московская церковь святителя Спиридона Чудотворца, настоятелем которой с 1914 года был отец Неофит; Выписка из протокола приговора священномученику Неофиту//Фома. - — октябрь 2023. – С.38-41. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Неофит родился в 1846 году в селе Мордовские Липяги Самарской губернии в семье диакона Никольской церкви Порфирия Любимова. По окончании Самарской духовной семинарии он был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. В 1874 году Неофит Порфирьевич был назначен преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Симбирскую духовную семинарию. Четверть века он прослужил преподавателем в учебных заведениях Симбирска, в епархиальном женском училище и Мариинской женской гимназии. Был знаком с И. Н. Ульяновым, отцом будущего вождя революции В. И. Ленина. Сестры Ленина учились у него. Живя в Симбирске, Неофит Порфирьевич обвенчался с Марией, дочерью купца города Ардатова Льва Мурашкинцева, бывшего старостой ардатовского Троицкого собора. Впоследствии у супругов родилось трое детей. Младшая дочь, Зинаида, вышла замуж за миссионера Московской епархии Николая Юрьевича Варжанского. 7 сентября 1885 года епископ Симбирский Варсонофий (Охотин) рукоположил Неофита Порфирьевича во диакона к Введенской церкви при епархиальном женском училище, а на следующий день — во священника к той же церкви. 4 февраля 1903 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) назначил отца Неофита настоятелем Воскресенской, что на Ваганьковском кладбище церкви в Москве. 6 мая 1905 года он был возведен в сан протоиерея. В 1914 году отец Неофит был назначен настоятелем храма святителя Спиридона за Никитскими воротами.

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-246...

До начала Великой Оте­чественной войны о. Михаил служил на разных приходах Волынской епархии. Буквально на третий день войны о. Михаил овдовел, потеряв матушку при налёте немецких бомбардиров­щиков. «В период немецкой оккупации был отстранён от служения на приходах, за отказ подчиниться «Автокефальной Украинской Церкви» (40). По окончании войны имел место служения в г. Луцке и до 1958 г. преподавал в Волынской Духовной Семинарии. В 1958 г. был направлен в ГДР, где служил настоятелем православного прихода в г. Дрездане, а позднее в течение года работал секретарем при епископе Берлинском и Германском. По окончании (в 1961 г.) заграничной командировки, в январе 1962 г. был назначен на должность ректора Одесской Духовной Семинарии. Вскоре, одна­ко, 3 августа 1963 г., последовало постановление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода, в котором говорилось, что «ректору Одесской Духовной Семинарии прот. Михаилу Варжанскому, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита, определено быть епископом Ви­ленским и Литовским». Этому постановлению способствовало совпадение интересов (хотя и совершенно разных) Церкви и властей предержащих. Церковь была заинтересована в том, чтобы поставить на Литовскую кафедру обра­зованного и авторитетного архипастыря, власти же не были заинтересованы в том, чтобы тако­вого иметь на посту ректора ОДС, которую они намеревались вскоре закрыть. Так что можно сказать, что при общем согласии 73-х летний маститый старец получил повышение и стал епископом Виленским и Литовским. Вскоре, 25 августа того же 1963 г., « ввиду высокого поло­жения Литовской епархии среди епархий Рус­ской Православной Церкви и во внимание к многолетней усердной службе Церкви Божией, епископ Антоний возводится в сан Архи­епископа с правом ношения алмазного креста на клобуке» (40). Думается, однако, что слова о высоком положении Литовской епархии в описываемый период являются более «пере­житком прошлого», чем действительностью. Известно, и мы об этом говорили, что в пред­шествующие времена Литовская епархия дейст­вительно занимала особое положение, ибо она являлась форпостом Православия на северо-западных рубежах РПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причислен к лику святых как новосвященномученик на Архиерейском Соборе в Москве в 1994 году. Память его празднуется 21 ноября в день прославления и в ближайшую Неделю к 25 января вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских. Мученик Николай Варжанский Исповедник веры, мужественно принявший мученическую смерть во дни гонений на Православную Церковь , Николай Юрьевич Варжанский, родился 25 ноября 1881 года в Овручсском уезде Волынской губернии в семье чиновника, потомственного почетного гражданина Георгия Варжанского и его супруги Герминии Маркелловны (урожденной Раевской). Когда пришло время поступить в учебное заведение, юный Николай выбрал духовную школу. Это решение человека, не принадлежавшего по происхождению к духовному званию, свидетельствовало о его глубокой вере и твердом желании посвятить свою жизнь святой Церкви. По окончании Духовной семинарии Николай Варжанский в 1903 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1907 году со степенью кандидата богословия. 13 июня 1907 году он обвенчался с Зинаидой Неофитовной, дочерью профессора протоиерея Неофита Порфирьевича Любимова, принявшего мученическую смерть за веру в сентябре 1918 года. В 1908 году он определен сначала помощником противосектантского миссионера Московской епархии, а затем назначен московским епархиальным миссионером. За десять лет ревностных трудов в борьбе с противоцерковными учениями (главным образом с сектантством) молодой миссионер созрел и раскрылся как талантливый защитник Православия. В 1908 году в «Миссионерском обозрении» 6) он опубликовал статью «Новая „универсальная» религия», вышедшую затем отдельным изданием. В этом же году выходит его работа «Как проповедует граф Л. Н. Толстой о Боге». С этой публикацией Николай Варжанский принял участие в той борьбе, которую вели против толстовства как опасного лжеучения такие выдающиеся православные проповедники: святой праведный Иоанн Кронштадтский , протоиерей Иоанн Восторгов и другие. Николай Варжанский , приводя места из сочинений Л. Толстого, доказывает, что он писатель-пантеист, отрицающий Бога Творца, и что, несмотря на использование им религиозных понятий, учение его, по существу, атеистично.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Книга получила огромный отклик. За десять месяцев разошлось пять тысяч экземпляров первого тиража. Автор получил много теплых благодарственных писем. Так, диакон Антоний Романенко писал: «Ознакомившись с Вашими руководствами, я пришел к заключению, что это превосходит все, написанное доныне. Я слышал на курсах в Екатеринославе Дмитрия Ивановича Боголюбова, он бесподобен в живой беседе; читал все его сочинения, а также слышал многих других, но то, что я нашел в Ваших сочинениях, меня положительно поразило: такая оригинальность и новизна положений, популярность языка и сила впечатления!.. Опыты по Вашим руководствам в школах, в которых я состою законоучителем, дали прекрасные результаты и, можно сказать, превзошли все мои ожидания». 232 Автор получил письмо и от Преосвященного Сильвестра (Ольшевского) , епископа Прилукского, викария Полтавской епархии, в котором он писал: «Сердечно благодарю Вас за присланные мне Вами Ваши прекрасные миссионерские книжки. Вашими трудами мы понемногу пользуемся, так как они очень по сердцу пришлись моим сотрудникам по миссионерскому делу. Укрепи Вас Господь продолжать свое святое дело!» 233 Книга «Доброе исповедание» была высоко оценена и в опубликованных на нее рецензиях. Харьковский епархиальный миссионер Л. 3. Кунцевич писал: «Хотя народная листковая литература у нас слаба, но зато в прошлом году многие миссионеры обогатили православных ревнителей солидными руководствами к ведению полемических бесед. К числу их принадлежит книга «Доброе исповедание». Для ревнителей она очень полезна...» 234 Вторая его противосектантская книга «Оружие правды» (М., 1910; 2-е изд., М., 1911; 3-е изд., М., 1913; репринт: Джорданвиль, 1993; М., б.г.) представляет собой весьма удобный конспект для ведения противосектантских бесед. Конспект содержит места из Священного Писания по темам и пунктам, по которым сектанты ведут наиболее активные споры, отстаивая свои заблуждения. Кроме этих пособий, Николай Варжанский составил небольшой курс сектоведения для церковноприходских школ «Образец здравого учения» (М., 1912, 2-е изд., 1914). Книга вышла под редакцией выдающегося организатора миссионерского дела протоиерея Иоанна Восторгова . Руководимое им книгоиздательство «Верность» способствовало распостранению трудов Н. Варжанского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Зеленые» Минеи. Октябрь, 4. М.: Издательский Совет РПЦ, 2003. АКМ НВ 139/14. Предп. Клировая ведомость Атхинского прихода 1851. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России. М., 1994. С. 167. Александр (Милеант) , игумен. Владыка Иоанн. Великий праведник 20-го века. Алешева И. А. Священномученик Герман Алатырский. Н. Новгород, 2002 . Анафема советской власти и призыв встать на борьбу за веру Христову, провозглашенные Свт. Патриархом Тихоном и одобренные Всероссийским Церковным Собором в 1918 г. Андроник (Никольский) . Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915. Арсений, еп. (Жадановский), еп. Воспоминания. С. 202–203. Арсений, еп. (Жадановский). Царю Небесному и царю земному верный: Митрополит Макарий Московский , апостол Алтайский (Парвицкий-Невский). М., 1996. С. 263. Архив УФСБ по Хабаровскому краю. Дело 3384. Брагина И. Житие священномученика Льва Ершова//Городок. 2005. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. Воробьев В., прот. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Воскресающая Русская народная душа. Слово при вступлении на Пермскую кафедру, сказанное в Пермском кафедральном соборе 18 августа 1914 года. Гор Д. Великий Зырянин из Великого Устюга. Гумеров А. Житие епархиального миссионера новомученика Николая Варжанского //Православие.Ru Гумеров А. Житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864–1918). Дамаскин (Орловский), игумен. Новомученики: Жития святых//Жития новомучеников и исповедников российских XX века Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский. Дамаскин, игумен (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Июнь. Тверь. 2008. Девятова С. Православные старцы XX века. Святитель Иоанн (Максимович ; 1896–1966). Деяния Пятого Всероссийского Миссионерского съезда. М., 1917. С. 15. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1912. С. 886–687. Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа//ПЛ. СПб., 1862, вып. 4, с. 119–171.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Д.С. Захаркин рассказал о противосектантской деятельности возглавляемого им Миссионерского общества во имя мученика Николая Варжанского. Миссионеры постоянно общаются с сектантами, свидетельствуя им об истине Православия, устраивают диспуты, ведут активную работу в социальных сетях, участвуют в работе по реабилитации и воссоединению с Церковью отпавших от нее людей. Д.С. Захаркин отметил, что многие проблемы миссионерства связаны с тем, что оно носит во многом любительский, несистемный характер, а также недостаточно обеспечено материальными ресурсами. Важным представляется создание платформы для сбора средств на миссионерские проекты. Сообщение клирика Читинской епархии священника Валерия Шаферова было посвящено деятельности Православного братства в честь преподобного Варлаама Чикойского, которое ведет проповедь в социальных учреждениях, занимается уличной миссией и различными просветительскими делами.  А.Н. Бедоев рассказал о деятельности миссионерского движения при храме Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме, окормляемого руководителем миссионерского отдела Костромской епархии священником Димитрием Трифоновым. Миссионеры посещают социальные учреждения, занимаются уличной миссией. Доклад представителя Аргентинской епархии , главы православного миссионерского общества «Южный крест» Е.С. Малер был посвящен деятельности данного общества. Общество активно поддерживает православные приходы в Южной Америке, способствует их миссионерской деятельности среди местного коренного населения. Также «Южный крест» ведет активную просветительскую работу среди южноамериканской диаспоры в Москве (прежде всего, студентов). Заместитель руководителя Миссионерского братства архимандрита Павла Прусского А.А. Романов рассказал об опыте дореволюционной противораскольнической миссии и современных проблемах православного свидетельства в отношении старообрядцев, не принадлежащих к Русской Православной Церкви. А.А. Романов отметил важность создания грамотных апологетических материалов. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.Г. Зоитакис посвятил свой доклад миссионерской деятельности богомольческого движения в Сербии, вдохновленного деятельностью святителя Николая Сербского. Отделения движения создавались почти во всех крупных населенных пунктах. Особое значение для богомольческого движения имела связь с монастырями, что позволяло приобщать широкие круги общества, молодежи к духу святоотеческого Православия.

http://patriarchia.ru/db/text/6002207.ht...

Нет сомнений, что отец Неофит всеми данными ему свыше силами стремился приблизиться к этому высокому идеалу православного священника. Он призывает пасомых быть в послушании у пастыря и взыскательно относиться к своему наставнику: «Не требуйте от меня уклонения от прямого долга, не желайте человекоугодничества, чтобы чрез это мне заслужить ваше расположение… Что до меня, буду служить спасению вашему не щадя ни сил, ни здоровья, ни спокойствия, верой и правдой, со всею ревностью». В 1893–1895 годах, оставаясь в должности инспектора классов женского училища, он преподавал гомилетику в Симбирской Духовной семинарии. 14 апреля 1899 года отец Неофит был назначен преподавателем греческого языка в Симбирском Духовном училище и уволен с должности инспектора классов в епархиальном женском училище. В начале 1900-х годов отец Неофит проходил пастырско-приходское служение в церкви Всех святых города Симбирска. В 1902 (или 1903) году он был назначен настоятелем церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве. В Москве он принимает активное участие в образовательных чтениях для фабрично-заводских рабочих, читает лекции для рабочих в Московском епархиальном доме. В 1906 году отец Неофит был возведен в сан протоиерея. Ревностный проповедник и защитник православия, он основал собственное миссионерское издательство, в котором публиковались работы архиепископа Антония (Храповицкого) против пашковцев, Н. Ю. Варжанского – против различного вида сектантства, работы самого протоиерея Неофита. В 1914 году вторым, дополненным изданием вышли проповеднические труды протоиерея Неофита. Основанием к переизданию стали высокие отзывы православных людей о его проповедях. Н. Раевский писал: «Многие " Слова " представляют недуги современного общества… и указывают средства для их врачевания. При обстоятельной полноте содержания они излагаются живою современною и вполне изящною речью». В другой рецензии отмечалось: «В«Словах " и речах отца Любимова надо отметить удивительный тон автора, его ясную, точную, всегда весьма рассудительно проводимую и отчетливо передаваемую раздельность мысли, логичность суждения и вместе с тем глубоко проникающую все содержание бесед и учений церковность. Спокойно, шаг за шагом, довод за доводом автор составляет из своих сжато высказанных, но всегда полно предмет исчерпывающих мыслей одну красивую и стильную, целесообразную речь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С другой стороны, беседы приносят пользу и в том отношении, что предохраняют православных от раскольнических заблуждений, предупреждают случаи совращения православных в раскол и возвышают дух православного народа, здесь приниженного массой старообрядцев. А ведь недавно еще у нас были случаи, что православные учительницы переходили в раскол и даже выходили замуж за евреев, крестившихся и перешедших в раскол. И все это проходило безнаказанно, благодаря покровительству богачей-раскольников. Раскольники составляют у нас в уезде по преимуществу богатый класс населения. В числе их попадаются крупные и известные коммерсанты, благодаря которым раскол держится в наших краях, по-видимому, прочно. «Ведь осерди его (капиталиста-раскольника), нигде места потом не найдешь… Везде тебя измарает хуже худшего. Ведь мы что? Так себе, ничтожество, а ему, небось, везде двери открыты…» – так обыкновенно отзываются бедняки-раскольники о богачахраскольниках, у которых состоят в кабале. И надо думать, это горькая правда… Стоит ли говорить о том, что раскольничьи лжепопы ходят у нас открыто в рясах, что доселе год от году множились моленные раскольников, что раскольничьи лжевладыки, заезжая в глушь наших деревень, служат открыто " со славой». И все это, опять?таки благодаря мощным покровителям раскола, не брезгующим никакими средствами, чтобы поддержать раскол, проходило доселе безнаказанно. Что-то будет впереди?» Отец Константин участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении нововоздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ. Одним из центральных вопросов первого съезда преподавателей, состоявшегося в 1900 году, был вопрос о том, «как вести преподавание Закона Божия, церковного пения, славянской грамоты в связи с историей и обличением раскола в тех школах, где вместе с православными детьми учатся дети старообрядцев». И здесь немалым подспорьем явились советы и помощь отца Константина. В феврале 1911 года в городе Богородске состоялось пастырское миссионерское собрание священников и диаконов двух благочиннических округов Богородского уезда с участием московского епархиального миссионера Николая Юрьевича Варжанского, собравшее тридцать пять священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010