4 . Если же [выходит, что] следует верить беснующемуся Саулу, словно обладающему истинным ведением, или бесу, похваляющемуся и объявляющему, будто может вывести из ада души праведников, то давай рассудим между собой, дражайший из мужей Евтропий, какой хулы должен быть исполнен тот, кто мыслит таким и подобным этому образом. Ибо многим, как представляется, Ориген погрешил против истины, между тем как владыка наш Иисус ясно сказал о диаволе: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи 19 . Итак, что ты говоришь, Ориген ? Надобно вопросить тебя, истинно ли то, что изрек Спаситель, или в ответ ты будешь утверждать обратное? Если истинны слова Господни, стало быть, наглый бес солгал по обыкновению. Если же ты определяешь речения бесовские как неложные, то представляешь Господа лжецом. Видишь, в какую нелепость впало провозглашаемое тобой утверждение? Ведь когда бесы принуждаются говорить правду, они делают это против своей воли, терзаемые муками: не стали бы они говорить что бы то ни было неложное добровольно. Если же кто-то решительно утверждает, будто бы этот [бес] выводит из ада праведников, не становится ли ясно, что таковой [человек] обманом вводит ложь, желая привести кого-нибудь к погибели? Конечно, говорит [ Ориген ], не бес это изрек, но повествовательный глас автора; мы же верим, что автор этих слов есть Дух Святой, а не человек 20 . Неужели он не понимает, как противоположно смыслу повествования то, что он утверждает? Ведь тем, кто провели большее время в различного рода литературных занятиях, лучше известно, что повествовательная речь автора выразила то, что будто бы делает и говорит вопрошающему предсказание Саулу чревовещательница. Разумеется, автор, повествующий о ней и приводящий дословно ее слова, говорит: И сказала женщина: кого вывести тебе? 21 Кто же выставляет себя в столь нелепом виде, прикидываясь, будто не понимает, что слова эти принадлежат не автору, а бесноватой женщине, о которой прежде упомянуто? При этом нигде нет подтверждения истинности ее слов, и никто вообще не мог бы этого показать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antio...

5:19-21), шутовство, пустословие, смех, неразумие, насмешки, нашептывания, злоба, ярость, вопли, богохульства, пустая болтовня, порочность, изобретение пороков, клятвопреступления, многоглаголание, коварные речи, суесловие, словесные досаждения, вульгарность, страстные споры, пристрастность, тупость, возношение, превозношение происхождением, обликом, местом, богатством и красноречием, спорливость вместе с любовью к спорам, ненависть, памятозлобие, раздражительность, гневливость, хитрость, воздаяние [злом за зло], чревоугодие, невоздержание, любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3:5), сребролюбие — корень всех зол (1 Тим. 6:10), любовь к миру, тщеславие, любоначалие, самонадеянность, дерзость, хвастливость, называемая похвальбой, гордость, которой Бог противится (ср. Иак. 4:6). Тот, кто имеет это и тому подобное в себе, тот плотской и сын неприязненного. Ведьрожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух… а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли(Ин. 3:6, 31), потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8:7), и в таковых не обитает Дух Божий. Ибо не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [Col. 1844] сими, потому что они плоть (Быт. 6:3). Если же кто Духа Божия не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9). Так как имеющий Духа Божия с Духом Божиим и сообразуется и Духом Божиим умерщвляет деяния телесные и живет для Бога, подавляя и порабощая плоть, чтобы в него вселился Святой Дух мирный. И сохраняемый Им, он сотворит плод веры, добродетели, мудрости, чистоты, воздержания, любви, доброты, терпения, надежды, единомыслия, целомудрия, хвалы, освящения. Это и тому подобное вводит в Царство Небесное. Все же, что было упомянуто прежде, [есть] плотские помышления, которые к Царству Небесному и не приближаются. Но прежде чем достичь конца предложенного слова о Царстве Небесном, мне представляется необходимым ясно передать тебе, честный отче Евстафий, пришедшую мне в настоящий момент мысль, возможно, также полезную для рассуждения о Царстве, а сверх всего прочего, как кажется мне, и благотворную и выгодную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

5 οτως κα γλσσα μικρν μλος στν κα μεγλα αχε. δο λκον πρ λκην λην νπτει· 5 (б) Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! Точный перевод этого места у епископа Кассиана (Безобразова) : Вот какой малый огонь зажигает великий лес! 191 . Лес в Палестине довольно редкое явление, поэтому лесной пожар был великим бедствием, т.к. потушить его в чрезвычайно сухом климате было очень сложно. Да и в наших лесах в летние знойные дни от неосторожного обращения с огнем (от спички или окурка) разгорается огромный пожар… апостол сравнивает последствия для человека от его неукротимого языка с таким лесным пожаром. Необузданный язык разжигает настоящий пожар зла, в котором может погибнуть хозяин языка (хозяин ли?). 3:6 6 κα γλσσα πρ, κσμος τς δικας, γλσσα καθσταται ν τος μλεσιν μν, σπιλοσα λον τ σμα κα φλογζουσα τν τροχν τς γενσεως κα φλογιζομνη π τς γεννης. 6 И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Прикраса неправды ( κσμος τς δικας) – правильный перевод: мир неправды (несправедливости, неправедности). Имеется в виду бездна (огромное количество) зла, порождаемое языком; «неправда, ложь и зло всякого рода, проистекающие οт злоупотребления человека даром слова. Грехи языка, как органа выдающегося среди других членов тела, оскверняют, заражают все тело, весь духовно-телесный организм человека, все его стремления, намерения и действия» 192 . «В Пожаре зла, разжигаемом необузданностью языка, сгорает весь микрокосм человеческой жизни – круг жизни (τροχν τς γενσεως) 193 … Необузданный язык – это орудие дьявола, начало огня геенского в земной жизни» 194 . 3:7–8 7 πσα γρ φσις θηρων τε κα πετεινν ρπετν τε κα ναλων δαμζεται κα δεδμασται τ φσει τ νθρωπν· 8 τν δ γλσσαν οδες δαμσαι δναται νθρπων· κατστατον κακν, μεστ ο θανατηφρου. 7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8 а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Мудрость (σοφα; (хахэмот) – евр.) – правильное понимание, познание воли Божией; это особый дар Святого Духа, а так же определение средств к исполнению воли Божией. «Говорит не о человеческой мудрости, но о духовной, ибо в ней указывает причину совершенного действия, а причина эта – небесная мудрость, укрепляясь которою мы можем совершить доброе вполне» (блаженный Феофил Болгарский). О даровании от Господа именно такой мудрости и должен молиться христианин. Просит (ατετω) – здесь речь идет о молитвенном прошении; глагол «ατετω» предполагает прошение низшего к высшему; причем, прошение долгое, упорное, умоляющее. 27 Возникает образ нищего, который вымаливает у богатого милостыню. Просто (πλς – чистосердечно, искренне, простодушно, без всякой для себя выгоды) и без упреков (νειδζοντος – ругать, оскорблять, поносить): Бог не поступает с нами, как часто мы с Ним: по принципу «Ты – мне, я – Тебе»; Бог не торгуется, не ищет Своего, 28 не сопровождает Свои благодеяния упреками («не попрекает каждым куском хлеба»). Бог – это не отчим, а любящий Отец, подобный отцу из притчи о блудном сыне. 29 1:6 6 ατετω δ ν πστει μηδν διακρινμενος γρ διακρινμενος οικεν κλδωνι θαλσσης νεμιζομνω κα ριπιζομν 6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. С в е р о ю (ν πστει – букв.: в вере) – т.е. такой человек обладает верой в то, что Бог – это любящий Отец, Который даст ему все, о чем он просит; все, что ему нужно. А такая вера возможна лишь в том случае, если человек полностью отдает свою жизнь Богу. Половинчатая жизнь, когда человек пытается служить и Богу и миру, 30 несовместима с подлинной верой. Такой человек всегда будет колебаться в вере. Сомневающийся (διακρινμενος) – т.е. человек, который постоянно колеблется, сомневается, не может определиться с выбором. Причем, речь идет не о каких-то случайных сомнениях, вызванных обстоятельствами и т.п., а о постоянной внутренней установке на сомнение, недоверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? И вот таких бедняков 129 некоторые христиане, обличаемые апостолом, презрели (τιμσατε) – букв.: обесчестили, бесчестно поступили, опозорили. О каких богатых здесь идет речь? Вряд ли иудеохристиане, пусть и богатые, доходили до такого притеснения ( притесняют – καταδυναστεουσιν) 130 , что влекли (λκουσιν 131 ) бедняков в языческие суды римлян. Скорее всего, это был местный иудейский суд, где предпочтение отдавалось, как правило, богатому. 2:7 7 οκ ατο βλασφημοσιν τ καλν νομα τ πικληθν φ’ μς; 7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Бесславят (βλασφημοσι) – точнее: хулят, богохульствуют. Доброе имя (καλν νομα) – т.е. имя «христианин», в то время так уже повсеместно называли последователей Христа; которым вы называетесь (τ πικληθν φ’ μς) – букв.: нареченное над вами – имеется в виду Таинство Крещения. Возможно, на иудейских судах неверующие во Христа иудеи хулили имя Спасителя. Если эти богатые и были христианами, то они совершали двойной грех: во-первых, судились с бедняками, отнимая у тех последнее имущество; во-вторых, давали повод иудейским судьям хулить имя Господа Иисуса Христа. 2:8 8 ε μντοι νμον τελετε βασιλικν κατ τν γραφν, γαπσεις τν πλησον σου ς σεαυτν, καλς ποιετε· 8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Закон царский (νμος βασιλικν) – царский, т.е. самый высший, исходящий от Царя царей; самый главный нравственный закон, данный еще в Ветхом Завете 132 и потом подтвержденный Иисусом Христом 133 . Мы должны заботиться о других (о всех без исключения: о бедных, о богатых 134 ), как о самих себе 135 , не должно быть никакой разницы в нашей любви к ближнему! Хорошо делаете (καλς ποιετε) – здесь «хорошо» означает «правильно, угодно Богу». 2:9 9 ε δ προσωπολημπτετε, μαρταν ργζεσθε, λεγχμενοι π το νμου ς παραβται. 9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

9 ταλαιπωρσατε κα πενθσατε κα κλασατε· γλως μν ες πνθος μετατραπτω κα χαρ ες κατφειαν. 9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Апостол Иаков призывает заблудших христиан одуматься и вместо мирских развлечений ужаснуться от своей греховной жизни. Апостол использует три слова, которые говорят о сильнейшей скорби: сокрушайтесь (ταλαιπωρσατε) – букв.: страдать от нищеты; здесь это слово означает глубокое чувство сокрушения; плачьте (πενθσατε) – это слово означает сильнейшую скорбь, которую невозможно скрыть 255 ; рыдайте (κλασατε) – так же: оплакивайте свое погибельное состояние 256 . Оставьте ради спасительного плача свой глупый смех (γλως) – такой смех выражает беспечное настроение человека, который живет в мирских удовольствиях; людей, которые совершенно не размышляют о Боге, вечности, Страшном Суде. Таким образом, апостол Иаков убедительно призывает читателей к покаянному плачу, даже трауру, как неизбежному предварительному условию нравственного исправления. Основу покаяния и исправления составляет смирение, из которого может последовать раскаяние и обновление жизни, приводящее человека к внутреннему обновлению: 4:10 10 ταπεινθητε νπιον κυρου, κα ψσει μς. 10 Смиритесь пред Господом и вознесет вас. И вознесет вас (κα ψσει μς) – возвысит, поднимет нравственно над падшим миром 257 . 4:11 11 Μ καταλαλετε λλλων, δελφο· καταλαλν δελφο κρνων τν δελφν ατο καταλαλε νμου κα κρνει νμον· ε δ νμον κρνεις, οκ ε ποιητς νμου λλ κριτς. 12 ες στιν νομοθτης κα κριτς, δυνμενος σσαι κα πολσαι· σ δ τς ε, κρνων τν πλησον; 11 Не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. 12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? Не злословьте (Μ καταλαλετε) – глагол «καταλω» имеет, как правило, значение говорить о ком-либо злые и недоброжелательные слова в его отсутствие, когда сам человек не может защищаться 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. Не сетуйте (Μ στενζετε) – имеется в виду стоны, воздыхания бедняков от тяжелых страданий и скорбей, которые причиняют им, в первую очередь, богачи 289 . Впрочем, апостол, скорее всего, здесь обращается как к бедным, так и к богатым членам христианской общины. Такое «сетование» означает нелюбовные, даже враждебные, отношения христиан друг к другу – такие отношения подлежат осуждению 290 . Судя стоит у дверей – и вновь эсхатологическое напоминание апостола Иакова. Под Судией ( κριτς) можно понимать как Господа Иисуса Христа, так и Бога Отца 291 . 5:10 10 πδειγμα λβετε, δελφο, τς κακοπαθεας κα τς μακροθυμας τος προφτας, ο λλησαν ν τ νματι κυρου. 11 δο μακαρζομεν τος πομεναντας· τν πομονν β κοσατε, κα τ τλος κυρου εδετε, τι πολσπλαγχνς στιν κριος κα οκτρμων. 10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. 11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Апостол Иаков напоминает, что столь почитаемые в Израиле пророки Божии (которые говорили именем Господним 292 ) в свое время тоже переносили много скорбей. Это для современных апостолу христиан подлинный пример злострадания и долготерпения (πδειγμα… τς κακοπαθεας κα τς μακροθυμας) 293 – пример, достойный почитания: мы ублажаем (μακαρζομεν 294 ) тех, которые терпели (τος πομνοντας) – букв.: выстоявших, вынесших все скорби 295 . И далее апостол Иаков приводит в пример многострадального Иова. Вы слышали о терпении Иова (τν πομονν β κοσατε). Нужно напомнить, что терпение (πομον) – это не есть что-то пассивное; напротив – это активное сопротивление всем бедам и скорбям, такое терпение делает человека все сильнее и сильнее 296 . У. Баркли: «А потом Иаков приводит в пример Иова, хорошо известного иудеям по чтениям в синагогах. Мы часто говорим о терпении Иова, как это переведено в Библии , но ведь терпение – это слишком пассивное свойство. В некотором смысле Иов вовсе и не был терпеливым. Когда мы читаем его потрясающее драматизмом жизнеописание, мы видим, как возмущало его все, что свалилось на него, как он подвергал сомнению доводы своих так называемых друзей, как страстно мучился он от мысли, что Бог оставил его. Лишь немногие люди произносили такие страстные слова, как он, но важно, что, несмотря на все разрывавшие его сердце сомнения, он никогда не терял веру в Бога. «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться» ( Иов.13:15 ). «Вот, на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних» ( Иов.16:19 ). «А я знаю, Искупитель мой жив» ( Иов.19:25 ). Нет, Иов – не безответная покорность: он боролся и вопрошал, а иногда даже бросал вызов, но пламя веры его никогда не угасало».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

f.154. Глава четвертая. Ибо сей святой, когда находился в доме отца своего и был мал, то тверд был в вере Христовой отец его. А люди города служили идолам. И сказал сей святой отцу своему и матери: да не прельстят вас жители города сего к идолослужению, говоря: «они дают нам славу и богатство и отмщают врагам нашим». Не только не могут они отмстить, но не в состоянии и себя спасти, и погибнут, яко воск от лица огня, когда осенит их муж верой Христовой». Так, отцы и братия мои, начал сей святой быть свидетелем, находясь в доме отца своего. И был один человек, живший вблизи их дома; в нем находился дух сатаны и поклонялись ему, приходя издалека и из ближних мест и приветствовали его, а он обманывал всех людей. И однажды пришел к нему тайно сей святой вечером, тайно от отца своего, когда увидел людей, идущих к этому волхву, да не узнают их верные, что делают они ночью. И сказал блаженный авва Филипп: «о мрачный, деяния которого мрачны и жилище которого – геенна огненная, край мрака, и все последователи которого пойдут во мраке. Бог же наш чист, и свет – все существо Его, и идущие по Нему будут сиять светом». И так сказав, замолчал отец наш. И пошел волхв, не замечая его, и запрыгал над огнем, который распаляло много дров, так что жгло людей издалека сильное пламя его. Святой же увидел и дивился происходившему. Сидел этот неверный на престоле великом среди сего огня и начал скакать, как одержимый демоном. И начали покланяться ему, говоря: «гäд, гäд, гäд» значит: «мы веруем в тебя». И жертвы ускоряли все сему сыну погибели, врагу праведных, исчадию сатаны. И тогда наполнил Святой Дух отца нашего Филиппа апостола, который, хотя и малый телом, но, как Илия, был ревнителем закона Божия. И подвинула его благодать божественная и распалилось сердце его любовью к вере, и он воскликнул громогласно: «во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его, и яко тает воск от лица огня, тако да погибнешь ты, сатана проклятый; и удались от человека сего, сидящего в огне».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

f.19. Далее расскажем повесть об этом Евстафии блаженном, светиле света утреннем, человеке смертном и муже небесном, и земном Ангеле. Сказал Евстафий ученикам своим, научая их воздержанию и кротости: «если какой-либо муж из вас исторгнет мой правый глаз, о если бы я не был в состоянии враждовать и бороться с ним, но приложил любить его!» Сей Евстафий ходил в Иерусалим три раза, а когда он возвращался из Иерусалима, с его учениками был один монах, весьма богатый стяжанием мира сего. И сказали этому монаху чада Святого Евстафия: «дай заплатить нашим праведникам, ибо писано: достоин есть делатель мзды своея» ( Мф. 10, 10 ). И услыхав это, разгневался этот монах и злословил отца нашего Евстафия кроткого и смиренного и мирного, который улыбнулся и мягко говорил и увещевал его, чтобы тот оставил гнев. И сказал святой Евстафий чадам своим: «дайте вы плату от себя вместо него, да исполнил заповедь Евангельскую, которую сказал Господь наш: «любите враги ваша и добро творите ненавидящим вас» ( Мф. 5, 44 ). И в тот час сошел ангел Божий с неба и положил огненную петлю на шею этого монаха, который злословил Святого Евстафия, и отделил его одного от учеников его. И тогда разверзла земля уста свои и пожрала его, как Дафана и Авирона, которые противились Моисею. И рассказали ему чада того монаха, который злословил Святого Евстафия, и когда услыхали это, вострепетали все чада его и пали на лица свои и поклонялись ему, и сказали: «да будем мы почтены у тебя сегодня; отца нашего пожрала земля за то, что он противостал тебе и злословил тебя; отныне ты будешь нам отец и наставник». И отдали они все имущество отцу нашему Евстафию и сделались его учениками. И отдал святой это имущество церквам и выкупил на него пленных. И тогда с тех пор прошел слух о святом отце нашем по всей земле Геез. Слушайте отцы и братья наши о чудесах и знамениях сего Святого отца Евстафия, звезды славной среди неба и земли. Был в те дни неурожай хлеба во всех странах, которые он наставлял. И пришли чада отца нашего Евстафия и сказали ему: «наступила засуха, возьмем у верных коров по одной на нас, чтобы сделать из молока сыры нам в пищу и прожить нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

f.33. И также помнил мар-Евстафий слово Иеремии: «тако глаголет Господь, проклят да будет всяк, иже надеется на человека, и утвердить плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его... И благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его» ( Иер. 17, 5–7 ), и не посрамит его, и услышит его, когда он призовет Его, и поможет ему. И после сего помолился отец наш Евстафий Богу и сказал: «Господи Иисусе Христе, сотворивый небо и землю в первый день и совершивый вся в шестый день, и упокоивыйся в сей день, и упокоивыйся в седьмый. Услыши молитву мою днесь и яви силу Твою на измаильтяне сем, иже оскорби тя». И услышал Бог молитву его и принял молитву его. И когда владелец верблюдов отошел на один стадий, сошел с неба Михаил Архангел с мечем огненным в руке и стал на дороге, по которой тот шел, как он поступил некогда относительно волхва Валаама, когда тот восходил, чтобы проклясть израильский народ. Увидела ослица его, и затрепетала от ужаса перед ним, и отказалась идти. Точно также, когда увидали его верблюды этого измаильтянина, испугались Ангела Божия и отказались идти. И стал этот измаильтянин бить их и хотел убить их. И когда привел их Ангел в смятение своим страшным видом, верблюдицы обратились назад, резвясь, как ягнята, сосущие молоко. И они подошли к отцу нашему Евстафию и опустили (?) свои уши и хвосты, и пав на колени поклонились сему святому. И измаильтянин, владелец верблюдов, вернулся против воли, плача. И преклонился перед отцом нашим Евстафием и поклонился ему в ноги, и сказал ему: «прости мне, отче честный, ибо я согрешил перед тобою, да почтится душа моя перед тобою сегодня». f.34. И сей авва кроткий сердцем, простил ему, и не воздал по заслугам. И после этого сел на коня этот измаильтянин и поехал к воде, чтобы напоить его, и встретили его здесь мужи кровей. И увидав, он узнал их и вернулся назад, и погонял сильно коня своего, чтобы убежать от них. И преследовали его эти 7 врагов его, сидя верхом, чтобы убить его. И убегая, этот измаильтянин достиг до отца нашего Евстафия, пал к ногам его и сказал: «отче, прибегаю к молитве твоей от ярости врагов моих, которые стремятся убить меня, ибо я видел перед этим, отче, чудо и знамение, которое ты сотворил на мне и на моих верблюдах.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010