Очевидным и лучшим свидетельством преданности и любви православных волынян к древней вере предков служат самые обстоятельства, сопровождавшие введение унии на Волыни. Со всеми усилиями паписты старались здесь обращать православных в унию или латинство; однако ж успехи их в этом деле незавидны были на Волыни, по крайней мере сравнительно с тем, что успели они сделать для папы в землях литовских и в Белоруссии 435 . На Волыни, как и во всей Малороссии, православные жестоко страдали, но терпение их не изнемогало и возвышалось над страданием. Когда митрополит Петр Могила восстановил киевскую митрополию и некоторые епархии на Волыни, его при ветствовали в Киеве следующими словами: «Если бы ты вздумал теперь отправиться до пределов русских (малороссийских) и литовских, с какою радостию тебя встретили бы те, которыми наполнены были темницы, суды и подземелья за непорочную веру восточную, и проводили бы тебя до своего руководителя в терпении, предшественника в благочестии, подобного Златоусту в витийстве, Леонтия Карповича, за несколько лет пред сим скончавшегося, – чтобы ты, наглядевшись на нетленные его останки и на узы, претерпенные за веру, мог почувствовать, какое великое дело совершил ты для несчастного народа нашего! Тоже показали бы тебе и Перемышль, Луцк, Холм, Бельз и множество других городов» 436 . Многие отдавали жизнь злобе фанатиков, но не изменяли православной вере 437 . Храбрый гетман Наливайко, пламенный защитник прародительской веры и мученик за нее, был уроженец волынского города Острога. Иезуит Янчинский вот что говорит о ревности отца и братьев Наливайки к вере православной: «Отец его имел трех сыновей, отличавшихся своим наследственным нечестием (приверженностию к православию). Старший был соборным протопопом в острожском замке, и притом самый закоснелый схизматик; пред смертию своею он запретил хоронить себя при церкви, представляя тому такую причину: знаю, говорил он, что в Остроге водворится латинская вера, почему похороните меня в поле, чтобы и кости мои не сблизились с латинскою церковию. Меньший брат Наливайки не уступал старшему в нечестии» 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елисей сперва был учеником пророка Илии. Перед взятием на небо Илия сказал ему: «Проси у меня, чего хочешь». Елисей сказал: «Я желал бы, чтобы твоего пророческого духа у меня было вдвое больше, чем у тебя». На это Илия сказал: «Трудного ты просишь, однако получишь, если увидишь, как я буду взят на небо». Когда они шли и разговаривали, вдруг огненная колесница и огненные кони взяли Илию, и он, как вихрь, понесся на небо. Елисей видел это и с той поры стал великим пророком и делал много чудес. При взятии Илии на небо перед Елисеем упала мантия его учителя. Он поднял ее и пошел. Скоро ему нужно было переходить через реку Иордан. Тогда он ударил два раза по воде мантией Илии и вода в реке расступилась: он прошел по сухому дну. Раз одна вдова пришла к Елисею и сказала: «Муж мой умер, оставив долг, и вот теперь хотят взять двух моих сыновей в рабы за долг». Елисей спросил у нее: «Что у тебя есть в доме?» Она отвечала: «Ничего, есть только один сосуд с елеем». Тогда Елисей сказал ей: «Иди, попроси у соседей как можно больше порожних сосудов и наливай в них елей». Вдова сделала так, и елей лился до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Этот елей она продала и заплатила долги. Одна богатая, но бездетная женщина часто принимала в своем доме Елисея, давала ему хлеб и упросила своего мужа построить для него горницу. В благодарность за это Елисей сказал ей, что у нее родится сын. Слова пророка исполнились. У нее действительно родился сын, но на восьмом году он умер. Елисей по просьбе матери воскресил его. Случилось, что военачальник сирийского царя Нееман заболел проказой. Услыхав о пророке Елисее, он прибыл к нему с богатыми дарами и просил очистить от проказы. Елисей сказал ему: «Иди, окунись семь раз в Иордане и будешь чист». Нееман рассердился и сказал слугам своим: «Я думал, что пророк помолится своему Богу и очистит меня от проказы, а он велел мне окунуться в Иордане. Разве наши реки хуже Иордана! Разве я не мог бы в них окунуться, если б этим мог излечиться!» Но слуги стали говорить ему: «Господин! Если бы пророк велел тебе сделать что-либо трудное, то неужели бы ты не сделал? А он только сказал: «Окунись и будешь чист». Нееман послушался их и, как только семь раз окунулся в Иордане, сразу очистился от проказы. После этого он пришел благодарить Елисея и давал ему дорогие подарки, но Елисей ничего не принял.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Если бы кто-либо стал бесстыдно отвергать это, то слуги могли бы сказать: мы сами черпали воду. Кроме того Он ниспровергает этим чудом и возродившееся, противное Церкви, учение. Есть такие, которые говорят, что существует некоторый иной создатель мира и что видимое не Им сотворено, а каким-то другим враждебным Ему богом . Обуздывая такое безумство, Христос большую часть чудес Своих творил из готовых веществ. Если бы Создатель мира был враждебен Ему, то Он не стал бы пользоваться чужими делами для доказательства собственного могущества. Так и теперь, чтобы показать, что Он сам Тот, кто прелагает воду в виноград и обращает в вино дождь, через корень винограда, - что в растении совершается через долгое время, - в одно мгновение Он делает это на браке. Затем, как скоро слуги наполнили сосуды водою, Он говорит им: " теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе " (ст. 8-10). Опять и здесь некоторые посмеиваются, говоря: там было собрание людей пьяных, вкус у ценителей уже был испорчен, и они неспособны были ни понимать, ни судить о том, что тут делалось, - таким образом они не могли распознать, вино ли то было, или вода, а что они были пьяны, это высказал сам архитриклин. Правда, это очень смешно. Но евангелист уничтожает и такое подозрение. Он говорит, что не гости высказывали свое мнение о случившемся, но архитриклин, который был трезв и еще не пил ничего. Ведь вы знаете, что те, которым поручается распоряжение на таких пиршествах, более всех бывают трезвы, потому что имеют только одно дело – все устроить чинно и в порядке. Поэтому для засвидетельствования чуда Христос и употребил трезвое чувство архитриклина. Он не сказал: наливайте вино возлежащим, а сказал: несите к архитриклину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Занявшаяся заря отразилась в водах. Моавитяне вообразили, что пустынная равнина залита кровью. Все полагали, что в неприятельских войсках произошло междоусобие. Они в безпорядке бросились иа добычу: и вдруг встретились лицем к лицу с родами войска, готового вступить в бой. Израильтяне поразили и рассеяли Моавитян; вторглись в пределы их, разрушили города, и предавали все опустошению. Моса с семью стами отважных воинов покусился было пробиться сквозь войска неприятельские, но не мог. С отчаяния он взял первородного сына своего, наследника престола, и принес его во всесожжение на стенах последнего города своего, Кирхаресета. Это навело такой ужас на Израильтян, что они отступили со своими союзниками и возвратились в свою землю. 4Цар. 4: 1–8, 45 Служение Елисея пророка ознаменовано было необычайными чудесами; уже одна многочисленность их показывала, что дух Илии почил на нем в сугубом обилии. Священный дееписатель передает их в следующем порядке: Раз одна вдова пророческого ученика с горестью говорила Елисею: «раб твой, муж мой, умер; а ты знаешь, что он был человек богобоязненный. Теперь заимодавец его хочет взять двух сыновей моих себе в рабы». Елисей спросил ее: «что же я могу сделать для тебя? скажи, что у тебя есть в доме?» Она отвечала: «в целом доме у твоей рабы ничего нет, кроме посудины с деревянным маслом». Тогда он сказал: «поди, выпроси у всех соседок своих по улице, как можно побольше порожних сосудов. Потом приди и затвори дверь за собою вместе с сыновьями своими и наливай из своей посудины масло во все эти сосуды; которые наполнишь, те отставляй в сторону». Она так и сделала: набрала порожних сосудов и наполнила их маслом по той мере, как сыновья подставляли их под ее посудину. Масло перестало течь из ее посудины тогда, как сыновья ея сказали, что уже нет более порожнего сосуда. Тогда она пошла и сказала обо всем этом человеку Божию, а он велел ей продать масло и заплатить долг, а остальным прокармливаться с детьми своими. Случалось прохаживать Елисею через Сунем, городок Иссахарова колена, лежавший на север от Изрееля, в весьма недальнем от него расстоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда он подходил к городу, малые дети выбежали из города и начали смеяться над ним и кричать: «Иди плешивый, иди плешивый!» Елисей проклял их именем Господним, и вышли из леса две медведицы и растерзали из них сорок двух детей 433 ( 4Цар. 2 ). Иорам. Победа его над отложившимися моавитянами После вступления на престол Израильский Иорама, сына Ахава, царь Моавитский не стал платить ему дани. Иорам с царем Иудейским Иосафатом и царем Едомским пошел в Моавитскую землю, через пустыню Едомскую. чтобы привести моавитян к покорности. В пустыне не было воды. Обратились к Елисею, который был тут. Он потребовал гуслиста. И в то время, когда гуслист играл 434 , Елисей, по внушению Божию, велел выкопать рвы в долине и предсказал, что на другой день потечет вода, и моавитяне будут побеждены. Поутру вдруг потекла вода от гор Идумеи. Когда воссияло солнце, моавитянам издали показалась эта вода красной, как кровь. Они подумали, что в союзном войске произошло междоусобие, без осторожности бросились к стану израильскому, но израильтяне поразили их и разорили страну их ( 4Цар. 3 ). Чудеса пророка Елисея: умножение елея у бедной вдовы, воскрешение сына одной женщины, уничтожение отравы, насыщение ста человек небольшим количеством хлеба Раз одна вдова пророческого сына со слезами говорила Елисею: «Муж мой умер. Теперь заимодавец пришел взять в рабы себе моих детей» 435 . Елисей спросил ее: «Что у тебя есть в доме?» Она сказала: «Ничего, кроме сосуда с елеем». Елисей сказал: «Поди, выпроси у всех соседей побольше порожних сосудов, запрись в своем доме и наливай из своего сосуда масло во все эти сосуды». Вдова так и сделала. Масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Продав масло, вдова заплатила долги свои, а оставшимся стала жить с детьми. Елисей часто проходил через город Сонам. Здесь одна богатая замужняя, но бездетная женщина принимала его в свой дом. Елисей испросил ей у Бога сына. Ребенок подрос и умер. Мать тотчас отправилась на гору Кармил к Елисею и высказала ему свое горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Мордоконаки. — По-видимому, имеется в виду Бенардаки Дмитрий Егорович (ум. в 1870 г.) — откупщик и золотопромышленник. 175 Анафема — проклятие, отлучение от церкви. 176 Франц-Венецыян. — Имеется в виду персонаж «Истории о храбром рыцаре Францыле Венециане» (1787). 177 Приветствую тебя, обитатель…— Стихи капитана Повердовни сходны с пародийными стихами капитана Лебядкина в романе Достоевского «Бесы», печатавшемся за год до «Соборян» в «Русском вестнике». 178 «Когда деспот от власти отрекался…» — отрывок из послания П. И. Вейнберга к Я. И. Ростовцеву, напечатанного в «Колоколе» А. И. Герцена в 1858 году. Последние шесть строк в этом послании взяты из поэмы К. Ф. Рылеева «Наливайко». 179 …по распоряжению самого обер-протопресвитера Бажанова…— Бажанов Василий Борисович (1800–1883) — главный священник царского двора и гвардии; имел высшее духовное звание протопресвитера. 180 Делали мы Венгерскую кампанию в сорок восьмом году. — Речь идет о действиях царских войск против революционной Венгрии в 1848 году. 181 Тьма, тьма над бездною… но дух божий поверх всего — неточно приведенная цитата из библии (Книга Бытия): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух божий носился над водою». 182 Сирах вменил в обязанности нам пещись о чести имени…— Иисус сын Сирахов (II b. до н. э.) — автор сборника изречений «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова», входящего в состав библии; данная мысль высказана там следующим образом: «Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою». 183 …первоверховный Павел протестовал против попранья прав его гражданства…— Павел, по евангельскому преданию, один из ближайших учеников (апостолов) Христа. Имеется в виду эпизод из «Деяний апостолов», в котором рассказывается, как апостол Павел и его спутники были заключены в тюрьму в г. Филиппы (Македония); он отказался тайно выйти из заключения: «Но Павел сказал к ним: нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас». 184

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Пророк Елисей I После разлучения с Илиею, Елисей пришел в город Иерихон. Здесь приняли его с почетом сыны пророческие. И они сказали ему: – Посмотри, местоположение нашего города хорошо. Но вода у нас нездоровая и земля бесплодна. Елисей сказал им: – Дайте мне новую чашку и насыпьте в нее соли. Они принесли ему чашку с солью. Он пошел к источнику вод и, взяв соль, бросил ее в воду, и сказал: – Так говорит Господь: вот Я сделал эту воду здоровою: и не будет от нее ни смерти, ни бесплодия. И с тех пор вода в Иерихоне сделалась целебною. Из Иерихона пошел пророк в город Вефиль. В поле, не доходя до города, встретил он толпу малых детей. Когда он прошел мимо них, они стали насмехаться над ним и кричали: – Иди, плешивец, иди! Пророк обернулся и проклял нечестивых детей именем Божиим. И вот, из соседнего леса выбежали две медведицы, бросились на детей и многих из них растерзали. II Из Вефиля пророк Елисей прошел далее, в Самарию, и здесь поселился. Однажды пришла к нему бедная вдова, и с плачем рассказала ему свое горе. Она говорила: Ты знаешь мужа моего: он боялся Господа. И вот, он умер. Теперь пришел ко мне заимодавец, требуя, чтоб я уплатила долги мужа; грозит взять двоих сыновей моих в рабы. Елисей, выслушав, сказал ей: – Что я могу тебе сделать? Есть ли у тебя что-нибудь в доме? Она сказала ему: – Ничего у меня нет... Только немного масла в сосуде… И сказал ей Елисей: – Ступай, выпроси у всех соседей побольше порожних сосудов для масла. Принеси сосуды домой, запри двери и наливай масло из своего сосуда в пустые сосуды, пока не наполнишь все. Она так и сделала. Набрала много сосудов; заперлась в своем доме. Сыновья подавали ей пустые сосуды, а она наполняла их маслом из своего сосуда. И когда наполнила последний сосуд, остановилось масло. После этого чуда, пошла она поспешно к пророку и все ему рассказала. Он же сказал ей: – Теперь пойди, продай масло: денег хватит тебе и уплатить долги, и прожить с сыновьями безбедно. III В городе Сонаме жили богатые люди, муж и жена. Детей у них не было. Пророк Елисей, бывая в этом городе, заходил в дом тех людей. Они рады были посещениям святого человека и устроили для него отдельную комнату. Поставили там стол, стул, и постель, и светильник, чтоб ему было удобно. Пророк был тронут заботами добрых людей и, по его молитве, родился у них сын. Мальчик вырос и был утешением родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Святой пророк Елиссей, умилосердившись над вдовицей и ее детьми, спросил ее: — Что ты желаешь, чтобы я сделал для тебя? Скажи, что ты имеешь теперь в доме у себя? Она отвечала: — Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме посудины с небольшим количеством елея. Тогда Елиссей сказал ей: — Поди, попроси у соседей своих, как можно больше, порожних сосудов и, затворившись в доме с сыновьями своими, наливай из своей посудины масло во все эти сосуды, и они будут наполняться. Вдовица исполнила повеление пророка Божия. Она собрала у соседей порожние сосуды, поставила их в доме, затворила за собой двери и наливала елей из своей посудины в выпрошенные сосуды; сыновья ее, помогая матери, подавали сосуды и наливали их, и елей не оскудевал в ее сосуде, но лился как из источника. Когда сосуды все были наполнены, женщина сказала сыновьям: «Подставьте еще сосуд». Но дети сказали, что уже нет более порожнего сосуда, и елей перестал течь из сосуда вдовы. Вдовица с великой радостью поспешила к человеку Божию и сказала ему об этом чуде. Елиссей же велел ей идти и продавать этот елей и заплатить долг своего мужа, а от оставшегося питаться со своими сыновьями. Случилось святому пророку Елиссею проходить через город Сонам Здесь одна богатая женщина упросила его к себе есть хлебы и со всем усердием угостила человека Божия. Пророку Елиссею очень часто приходилось проходить тем городом при путешествии от Кармила к Иордану, или в Галгалы, или в Иерихон, и оттуда возвращаться в Кармил; после приглашения женщины он постоянно заходил в дом ее есть хлеб, потому что она была благочестива и добродетельна. Однажды женщина та сказала мужу: «Я уверилась в том, что человек Божий, который часто проходит мимо нас — человек святой. Устроим ему небольшую горницу, поставим ему там постель, стол, стул и подсвечник, чтобы он, заходя с дороги к нам, мог отдохнуть». И устроили так. И святой пророк каждый раз останавливался в этой горнице, когда случалось ему быть в этом городе. Однажды человек Божий, отдыхая в горнице, устроенной для него, размышлял, чем бы отблагодарить эту гостеприимную и добродетельную женщину.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Читать полностью омилию Григория Паламы     Тимур Кибиров «Блудный сын»   Ах, как вкусен упитанный был телец! И отёр счастливые слёзы отец. И вот отоспался сынок наконец, Отмылся от въевшейся вони. И жизнь в колею помаленьку вошла. И вставало солнце, ложилась мгла Под скрип жерновов, мычанье вола, Лай собак и псалтири звоны. Вот и стал он позор и боль забывать, И под отчей кровлей ему опять Стало скучно жить и муторно спать… Ой раздольице, чистое поле! Ой вы дали синие, ой кабаки! Ой вы красные девки, лихие дружки! Не с руки пацану подыхать с тоски, Ой ты волюшка, вольная воля! Ну, прости-прощевай, мой родимый край! Батя родный, лихом не поминай! Не замай, давай! Наливай, давай! Загулял опять твой сыночек! И — ищи ветра в поле! И след простыл. Старший брат зудит: “А ведь я говорил! Вот как он вам, папенька, отплатил! Вы, папаша, добры уж очень! Сколько волка ни кормишь — он смотрит в лес! Грязь свинья найдёт! Не уймётся бес! Да и бог с ним — зачем он нам нужен здесь?.. Пап, ну пап, ну чего ты плачешь?” А и вправду на кой он Тебе такой? Чёрт бы с ним совсем, Господь Всеблагой! Чёрт бы с нами со всеми, Господи мой! Мы, похоже, не можем иначе. Читать или слушать в исполнении автора сборник «Стишки и потешки»     Притча о блудном сыне и 136 псалом Притча о блудном сыне    У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludno...

Подставив в качестве «жертвы» Даниленко, Валентин Наливайченко дал понять Шокину и Порошенко, что готов договариваться. Анатолий Даниленко к сгоревшей нефтебазе никакого отношения не имеет, его и близко не подпускали к этому бизнесу. Все вопросы разруливал лично Шокин. Он же относил «дань» в администрацию Бориса Ложкина. Еще раз акцентирую внимание на крайне показательных деталях: два автобуса спецназа «Альфа» дважды (!) приезжали к зданию ГПУ. Причем во второй раз (вторник, 16 июня) Наливайченко приехал в Генпрокуратуру просто так. Без повестки. Опять со спецназом, автобус с которым припарковался в пятидесяти метрах от входа в ведомство Шокина. В здание Валентин Наливайченко не вошел, провел странную пресс-конференцию, в ходе которой опять подчеркнул необходимость ареста Даниленко. Это была ответка председателя СБУ на встречу Петра Порошенко со своей фракцией. Порошенко, озверев от хронического перепоя, орал на представителей своего именного блока и требовал обеспечить голоса за отставку Наливайченко с должности председателя Службы безопасности Украины. Президент обвинил его в предательстве национальных интересов, провале борьбы с коррупцией, в работе на «одиозного олигарха Дмитрия Фирташа». Однако конкретных фактов так и не привел. В соответствии с Конституцией, глава государства вносит представление на назначение и увольнение главы спецслужбы. В феврале 2014 года представление на назначение Валентина Наливайченко председателем СБУ внес Александр Турчинов, исполнявший на то время обязанности президента. Верховная Рада предыдущего созыва утвердила кандидатуру Наливайченко, входившего тогда во фракцию Виталия Кличко «УДАР», конституционным большинством. Получается, что уволить председателя СБУ без согласия Верховной Рады президент не может. Более того, Порошенко не решился на арест Наливайченко в здании ГПУ, поскольку глава спецслужбы действовал нагло и дал понять, что готов вывести в наручниках из Генеральной прокуратуры Виктора Шокина. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе и для Порошенко, который, как оказалось, тоже участвовал в крышевании васильковской нефтебазы. В воздухе ощутимо запахло очередным государственным переворотом. Еще бы: генеральный прокурор, который строит из себя служителя закона и вносит представления на арест народных депутатов, оказывается взяточником, финансируемым чуть ли не самим Путины м. Председатель СБУ готов его арестовать и предоставить общественности доказательства преступных злодеяний группировки Шокина-Порошенко. Фракции коалиции, как выяснилось, вовсе не горят желанием голосовать за отставку Наливайченко. Даже президентская группировка уперлась рогом и отказала своему шефу.

http://ruskline.ru/opp/2015/6/18/nalivaj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010