Действительно, если разобраться, то аргументы Жужи не кажутся достаточно убедительными. Да, Палеокаппа создавал подделки, но чаще он просто копировал древние книги. Среди его рукописей немало добросовестно переписанных трудов и пространных цитат из святых отцов и ранних христианских писателей (например, Афинагора). Вовсе не все, что вышло из-под его пера, является фальшивками. А Самона Газского отличает от фантомов, созданных Палеокаппой, одно очень важное обстоятельство – совпадение с реально существовавшим историческим лицом, о чем сам Жужи не подозревал. Другие авторы отмечали, что Жужи строил свое исследование лишь с опорой на две рукописи текста, тогда как списков известно намного больше, и примечательно, что в одном из них в качестве имени автора стоит Salomonas (слог «lo» мог выпасть по ошибке переписчиков). Грекоязычное введение к рукописям «Разговора» содержит следующую информацию об авторе: его звали Самон (или Соломон=араб. Сулейман); он был православным; он был архиепископом (или епископом – по славянскому переводу); города Газа; в XI веке; занимался литературной деятельностью; принял мученическую смерть. Все эти пункты совпадают с тем, что нам известно об арабском православном писателе Сулеймане аль-Газзи, чьи сочинения лишь относительно недавно были открыты. Сразу семь совпадений не могут быть делом случая. Следовательно, перед нами – одно историческое лицо. Откуда же мог узнать Палеокаппа о существовании этого совершенно безвестного на Западе и греческом Востоке писателя, о существовании которого не знал сам Жужи 17 ? И зачем Палеокаппе понадобилось прикрываться именем этого безвестного автора, если в других случаях он свободно выдумывал произвольные имена для своих подлогов? Жужи пытался представить «Разговор» как компиляцию мыслей разных авторов с V по XIV века, однако это не совсем так, и предложенные им параллели далеко не всегда являются цитатами. Некоторые утверждения Жужи явно «притянуты за уши». Следует отметить, что, за исключением Златоуста, все авторы, которые дословно цитируются в «Разговоре» – преподобные Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин и Феодор Абу Курра, – жили на Востоке, среди арабов-мусульман, и неудивительно, что они были известны и авторитетны для святого Самона. Включение в текст пространных цитат из трудов предшественников без указания их имен является обычным приемом для средневековых христианских писателей и часто встречается у полемистов с исламом (например, у Георгия Амартола, Евфимия Зигабена , Никиты Хониата и др.), поэтому имеющиеся в «Разговоре» прямые цитаты из Феодора Абу Курры , преподобных Иоанна Дамаскина и Анастасия Синаита не могут быть доказательством того, что это якобы «не настоящее» произведение.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Примечательно, что православные авторы ссылались на святого Самона не только в полемике с протестантами, но и в полемике с католиками! В XVII веке был сделан славянский перевод диалога святого Самона Газского. Братья Иоанникий († 1730) и Софроний († 1717) Лихуды использовали его в своей противокатолической книге «Мечец духовный, или Диалоги грека учителя к некоему иезуиту», написанной около 1685 г. 2 ; позднее цитаты из него вошли в состав материалов к книге «Щит веры» 3 , посвященной полемике с католиками по вопросу о времени преложения святых даров на литургии (составлена в самом конце XVII века). Для протестантской стороны диалог святого Самона Газского был очень неудобен своей ясностью, и протестанты, дабы лишить своих православных и католических оппонентов столь сильного аргумента, попытались отрицать само существование святого Самона. Пастор E. Аубертин (1653) был первым, кто заявил, что Самон Газский – «фигура химерическая», а текст его диалога подложный и написан якобы в XVI веке. В качестве аргументов он привел невозможность, по его мнению, существования в XI веке в Палестине греческого епископа, заимствование значительной части текста из сочинений преподобного Анастасия Синаита и отсутствие ссылок на этого автора до 1560 года. Впоследствии то же повторял и другой пастор – Клод Жан (1687). По этим заявлениям разгорелась полемика, и П. Парис убедительно доказал, что, кроме последнего, эти аргументы безосновательны. До середины ХХ века «Разговор» более не вызывал сомнений в подлинности, пока M. Жужи вновь не поднял вопрос об этом. Он обратил внимание на то, что одна из двух ранних рукописей диалога Самона Газского относится к XVI веку – она была переписана Константином Палеокаппой, который находился под именем монаха Пахомия на горе Афон с 1539 по 1543 год и состоял при этом на службе у кардинала Лотарингии Чарльза. Диалог содержится в подборке между другими пространными цитатами из греческих отцов Церкви, предназначенной для аргументов в полемике с протестантами о таинстве евхаристии, а также о почитании креста, икон, мощей и о молитвах за умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

— Знаю, что этот соглядатай надеется впоследствии величаться и говорить: молчанием победил их. Но я готов поклясться жизнью самодержцев наших, что не попущу ему хвалиться и надругаться над нами. Сказав это, Самон повелел снова отвести преподобного в темницу и в течение всей последующей недели бить его, налагая каждый день триста ударов плетьми и триста палками. Блаженный же Василий терпеливо сносил все мучения, скрывая втайне доблестные подвиги свои и не желая рассказывать другим о своей подвижнической жизни. Ибо от юности он стал иноком и поселился в пустыне, в которой скитался много лет, проводя в суровых пустыннических подвигах жизнь свою, питаясь только злаками и кореньями, ходя постоянно босым и покрываясь худым рубищем. О такой добродетельной и полной подвигов жизни святой не хотел никому рассказывать, и потому-то на все вопросы патриция Самона об образе жизни его отвечал молчанием, памятуя повеление Небесного Владыки, сказавшего: «Пусть левая рука не знает, что делает правая» (Мф.6:3). Ибо всякий, кто обнаруживает пред людьми добрые дела свои, приемлет на земле мзду свою в похвале от людей, а вечной и небесной славы лишается; кто же желает достигнуть вечной награды, тот должен утаивать от людей свою добродетель, и если, не оцененный людьми, он подвергнется от них поруганиям и даже истязаниям, то и в таком случае он должен молча и терпеливо сносить злобу людскую; тогда он воистину заслужит наименование мученика. Все это ведал преподобный Василий и, желая получить славу не у людей, но у Бога, терпеливо переносил причиняемые ему жестокие страдания, не желая выдавать своей тайны. По прошествии недели, в течение коей святой ежедневно был подвергаем ударам, патриций Самон, видя, что блаженный остается непоколебимым и не открывает своего имени и происхождения, снова воссел на судилище и повелел привести к себе преподобного. И когда тот предстал пред ним, Самон гневно посмотрел на него и сказал: — Нечестивейший из людей, доколе ты будешь таиться от нас? Скажешь ли ты мне, кто ты и откуда?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Богородичен: Плотию приити восхотев, украсивый вся,/Слово в Тя вселися, Едину святейшу всех обрет,/и Богородицу воистинну яви, Мати Дево. Светилен: Подобен: Небо звездами: Иже от гроба отроковицу избавльше древле,/Гурие, и Самоне, и Авиве,/мученицы Христовы, предварите,/яко от гроба прегрешений ны избавляюще. Богородичен: Крепким Твоим покровом от навет вражиих ны, Чистая,/Твоя рабы, сохрани невредимы,/Тя бо стяжахом Едину прибежище в бедах. НА ЛИТУРГИИ Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его: Стих: Предзрех Господа предо мною выну: Апостол ко Ефесеом, зачало 233. Аллилуия, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным: Евангелие от Луки, зачало 64: Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе: ЗРИ: Вестно буди, яко аще случится начало поста сего в субботу, в пяток вечера, на Господи, воззвах: стихиры святых на 6. Аще ли в неделю, стихиры прежде Октоиха и святых, 3. Слава, святых. И ныне, Богородичен. На стиховне Октоиха. Слава, святых. И ныне, Богородичен. Вечер и на утрени, на Бог Господь: тропарь святых. Слава, и ныне, Богородичен. В прочия же дни от понедельника до пятка поем аллилуия: почести ради начала святаго поста. На Господи, воззвах: поем стихиры прежде Богородицы 3 и святых 3. Слава, и ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Вместо прокимна поем аллилуия: на глас 6-й. На стиховне Октоиха. Слава, и ныне, Богородичен или Крестобогородичен. На утрени вместо Бог Господь: поем аллилуия: и троичны; а по 6-й песни кондак святых. Мученики и исповедники Гурий, Самон († 304–306) и Авив († 322). В начале IV века в окрестностях города Эдессы (Македония) были известны своей строгой подвижнической жизнью два друга-христианина Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. Несмотря на воздвигнутое императором Диоклитианом (284–305) гонение на христиан, они продолжали благовестие истинной веры среди язычников, обращая их ко Христу примером своей глубокодуховной и добродетельной жизни. Приходящих к ним собратий по вере Гурий и Самон назидали и укрепляли в твердом исповедании Господа Иисуса Христа. Узнав об этом, наместник Эдессы Антонин подверг их пыткам, а затем потребовал отречься от Христа и принести жертву языческому божеству Дию (Юпитеру).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 50  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Приложение 1. Житие св. Самона, Гурия и Авива (15 ноября ст. ст./28 ноября н. ст.) Когда на Церковь Божию было воздвигнуто нечестивыми царями Диоклитианом и Максимианом жестокое гонение и она была обуреваема бедствиями, как корабль в бурном море, в то время близ города Эдессы жили в уединении, как бы в тихом пристанище, два благочестивых и добродетельных мужа, Гурий и Самон. Воспитанные в самом городе Эдессе, они не захотели жить в нем по причине суеты и беззаконий, господствовавших в городе, но, избегая мира и мирских забот, ушли вон из города и, удаляясь нечестивых людей, стремились к Единому Богу, веруя в Него и усердно служа Ему день и ночь. И не только они сами неуклонно работали Господу, но и наставляли к тому других, кого только могли, и много язычников отвращали от безбожного идолопоклонства и приводили к истинному Богу. Узнав об этом, бывший тогда в Эдессе представитель римских царей, воевода Антонин, приказал немедленно взять их и всех, кто последовал их учению. Взятые язычниками, исповедники Христовы Гурий и Самон и с ними множество христиан содержались до времени под стражею. Затем Антонин, призвав захваченных христиан, приказывал всем подчиниться царскому повелению и принести жертву идолам; но ни один из них не захотел быть отступником от Господа своего. Тогда он приказал подвергнуть их биению; но затем сообразил, что если самих наставников склонить к идолослужению, то и другие, смотря на них, легко могут быть склонены к тому же, и в этих видах оставил для истязания только предводителей Христова стада, Гурия и Самона; прочих же, подвергнув биению, отпустил по домам, притворно показывая себя милостивым. А двух святых исповедников он призвал к себе на суд и сказал им: — Великие цари наши повелевают вам, чтобы вы поклонились великому богу Дию и принесли ему курение в его храме. Самон отвечал на это: — Не будет того, чтобы мы отступили от истинной веры, за которую ожидаем получить бессмертную жизнь, — мы не поклонимся делу рук человеческих.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Он быстрым шагом подошел к Алариху, по пути выхватив меч. Никто не успел остановить его, меч сверкнул на солнце, и преступная голова готфа скатилась в кучу хвороста, приготовленного для сожжения. Евфимия покачнулась, глаза ее закрылись, и она упала бы, если бы Товий не подхватил ее. Так он и отнес ее на руках в город, в дом диакониссы Софии, где она пришла в себя только к вечеру. А тело Алариха было все-таки сожжено во исполнение приговора. Но этого уже никто не видел, кроме стражников, потому что люди разошлись, потрясенные услышанным и увиденным. Глава девятнадцатая, самая короткая В «Истории о Евфимии, дочери Софии, и о чуде, которое совершили с ними исповедники Самон, Гурий и Авив» ни слова не говорится о том, что же дальше случилось с Евфимией. Вышла ли она снова замуж или осталась одинокой вдовой, ушла ли в монастырь вместе с матерью и няней… трудно сказать. Если даже стала она чьей-нибудь женой и родились у нее еще сыновья, она, конечно, со временем утешилась, но не забыла своего первенца. Если ушла в монахини и достигла с годами высокой степени духовности и мудрости, все равно оставались в ее душе шрамы от пережитых страстей и страданий. Но в любом случае все эти воспоминания перекрывались ярчайшей памятью о происшедшем с нею великом чуде, явленном святыми мучениками Самоном, Гурием и Авивом, на арамейском — Шамуны, Гурии и Хабиба. Поэтому и не удивительно, что спустя века и века эти три угодника эдесских продолжали оставаться покровителями и охранителями честного и верного супружества. Часто предусмотрительные родители благословляли молодоженов их иконой, а обиженные жены обращались к ним за помощью в молитве и получали ее, и по сей день получают, иначе давно забылось бы людьми чудо, случившееся в Эдессе. Но они о нем не забыли. Святые мученики эдесские Самон, Гурий и Авив, молите Бога о нас! Конец и Богу слава! Приложение 1. Житие св. Самона, Гурия и Авива (15 ноября ст. ст./28 ноября н. ст.) Когда на Церковь Божию было воздвигнуто нечестивыми царями Диоклитианом и Максимианом жестокое гонение и она была обуреваема бедствиями, как корабль в бурном море, в то время близ города Эдессы жили в уединении, как бы в тихом пристанище, два благочестивых и добродетельных мужа, Гурий и Самон.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Кто такой этот Палеокаппа? Несчастная личность, аферист, который, будучи обратившимся в католицизм греком, не стеснялся выдавать себя за православного монаха, когда ему это было выгодно. Этим не ограничивалась его нечестность – среди ученых он печально известен как составитель фальшивок. Так, П. Пулх доказал, что он являлся подлинным автором компиляции, озаглавленной «Violarium Eudocie Macrembolitissa» 4 , Л. Кон доказал то же в отношении «ритора Кастора Ходеса» 5 , С. Меркати – в отношении сочинения «Против иудеев» никогда не существовавшего «Фаддея, патриарха Иерусалимского» 6 . Жужи задается вопросом: «Самон Газский не был ли еще одним созданием этого изготовителя фальшивок?» И дает на него «полностью утвердительный ответ» 7 , считая, что это фальшивка, созданная Палеокаппой специально для подтверждения католической стороны в споре с протестантами о евхаристии. Жужи выдвигает несколько аргументов против аутентичности текста «Разговора». Первый аргумент – включение в начале текста дословной пространной цитаты из Феодора Абу Курры ; в середине текста один из вопросов и начало ответа на него представляют точную цитату из главы 23 «Путеводителя» преподобного Анастасия Синаита ; имеются также цитаты из преподобного Иоанна Дамаскина . Все это указывает, по мнению Жужи, на компилятивный, а не самостоятельный характер сочинения. Второй аргумент – наличие в тексте, как считал Жужи, цитат из более поздних авторов. Так, в отношении мысли святого Самона о необходимости для священника молитв присутствующих мирян Жужи считает, что «этот ответ вдохновляется теорией Николая Кавасилы об эпиклезе и совершении таинств в целом». В другом месте фразу о том, что Христос назвал евхаристический хлеб не образом Своего тела, но им самим, Жужи определяет как цитату из блаженного Феофилакта Болгарского 8 . Третий аргумент – мысли диалога, которые, по мнению Жужи, являются заимствованиями из латинской схоластики. К ним он относит вопрос «Почему Христос заповедал причащаться Своих крови и тела, скрытых под видом вина, хлеба и воды, а не под каким-либо другим видом материи?» Здесь Жужи видит латинский схоластический вопрос, не известный якобы в Византии. Вторым латинизмом, по его мнению, является вопрос о том, как тело Христово на евхаристии, разделяясь на многие частицы, остается единым, который, как полагает Жужи, не интересовал греков до XV века 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Пятнадцатый день. Поучение 1-е. Свв. муч. Гурий, Самон и Авив. (Уроки от совершенного ими чуда: а) необходимо исполнять данную законную клятву, б) любить своих жен и в) в несчастиях не унывать, но со слезами обращаться с молитвою к Богу). I. Свв. муч. Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклитиана в г. Эдессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес. Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жителъницы города Эдессы, женился на дочери ея, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т. е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния. Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе св. ныне прославляемых мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее. Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть у жены его рабою, и угрозою смерти принудил ее к сему. У Евфимии родилось дитя. ! Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпожи, которую она предполагала виновной к смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастию, оправдалось; жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к свв. мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу. Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Чрез несколько времени готфу пришлось быть в Эдессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живою? Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертию. (Чет.-Мин. ноября 15-го д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святые покровители любви — иконы Предлагаем вниманию читателей подборку икон наиболее известных и почитаемых покровителей любви и семейного счастья. 14 февраля, 2013 Предлагаем вниманию читателей подборку икон наиболее известных и почитаемых покровителей любви и семейного счастья. Предлагаем вниманию читателей подборку икон наиболее известных и почитаемых покровителей любви и семейного счастья. Святые Петр и Феврония Муромские Муромские чудотворцы Петр и Феврония издавна считаются покровителями семейного благополучия. Петр отказался от княжеской власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Супруги отправились в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре призвали их обратно. После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час. Вопреки воле усопших, их тела были положены  в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Памятник Петру и Февронии в Муроме Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев Фрагмент коптской иконы Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века. Святые мученики Гурий, Самон и Авив Эти святые почитаются как покровители замужних женщин. Им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою», а также о даровании счастливого супружества. Святые проповедники Гурий и Самон умерли мученической смертью во времена гонений на христиан в третьем веке нашей эры. Через много лет диакон едесской церкви Авив сам пришел к палачам, не желая, чтобы вместе с ним по приказу императора-язычника Ликиния (311-324) разыскали других христиан. Он был приговорен к сожжению и похоронен рядом со святыми Гурием и Самоном. Святитель Николай Чудотворец Святитель Николай — один из самых почитаемых на Руси святых. Он родился в 258 году в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии. Николай Угодник был епископом портового города Мир.

http://pravmir.ru/svyatye-pokroviteli-ly...

III. Да благословит же Господь Бог наши брачные сочетания и наши семьи теми же небесными благословениями, какими Он благословляет нашу царственную Семью, которая являет Собой нам пример истинно-христианской семьи, украшенной всеми христианскими добродетелями и венцом их – великим милосердием ко всем бедным и беспомощным. (Это учение переделано нами из нашего же слова, помещенного первоначально в Московских Епархиальных Ведомостях за 1891 г. и произнесенного в Московском Большом Успенском Соборе. Прот. Григорий Дьяченко). Пятнадцатый день Поучение 1-е. Свв. мученики Гурий, Самон и Авив (Уроки от совершенного ими чуда: а) необходимо исполнять данную законную клятву б) любить своих жен и в) в несчастиях не унывать, но со слезами обращаться с молитвою к Богу) I. Cbb. мученики Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклетиана в г. Едессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес. Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жительницы города Едессы, женился на дочери ее, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т. е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния. Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе св., ныне прославляемых, мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее. Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть у жены его рабою, и угрозой смерти принудил ее к этому. У Евфимии родилось дитя. Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпоже, которую она предполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастью, оправдалось; жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к свв. мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010