Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря. СПб., 1911. Леонид (Кавелин) , архим. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Т. 1–2. М; 1885–1888. Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//«Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II. Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914–1915//»Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. Прибавление. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901. Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//«Церковные Ведомости». 1907. Приложение. Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905. МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962. Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977. Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст-ва//»Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. Натроев А. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова (Историко-археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Тифлис, 1909. Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели. Историко-археологическое описание. Тифлис, 1900. Натроев А. Памятная записка об Иверском монастыре на Афоне- Халкидон-ском полуострове. Историко-археологическая справка. Тифлис, 1913. Никандр, архим. Об автокефалии Грузинской Церкви и церковной жизвд в Грузии при Католикосах//«Прибавление к Духовн. Вестн. Груз. Экз.». 1905 и 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, " что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий " . Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. " Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками " . Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт. Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами. В пустыни жили духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке. После 1917 года здесь была организована коммуна " Пчела " . Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.

http://sobory.ru/article/?object=01116

VIII. Уставы а. Харатейный. 23. Устав Церковный, имеющий в начале оглавление: «Образ церковного состава иже в Иерусалиме святой Лавры преподобного и богоносного отца нашего Савы.» Писан уставом на пергамене в ¼ листа Сербским наречием на 266 листах, скреплен рукою Патриарха Никона . На 266 листе, на обороте, подписано: «Сий типик Иеромонаха Афанасия кратовца радоника попа и матере его.» По письму относится к 14 веку. Марковы же главы, писанные на бумаге, к 15 веку. По Описи 1846 года значится под 37. б. Бумажные. 24. Церковный Устав, со многими нравоучениями, в лист, на бумаге. Список с первопечатного 1608 года, который напечатан в Москве мастером печатных дел, Онисимом Михайловым Радошевским, с товарищи, повелением Царя и Великого Князя Василия Ивановича Шуйского. «А переписана бысть сия богодохновенная книга устав в дому Пресвятой и Живоначальной Троицы и Великих Чудотворцев Преподобных Отец Сергия и Никона, иж в Маковцы Радонежском, при державе Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, в 18 лето государствия его. И той же великой обители при Архимандрите Дионисие Старицком, и при Келаре старце Александре и при Казначее Пафнутие Соловецких. А писал сию св. книгу многогрешный и немощный и грубый чернец Герман Тулупов Стариченин, по повелению Священника старца Дионисия Можаитина в лето от создания мира 7138 (1630).» По Описи 1846 года значится под 6. 25. Церковный Устав, в лист, полууставом мелкого письма, писан по повелению Патриарха Филарета Никитича в 1622 году, скреплен по листам рукою Патриарха Никона . В конце есть «Поучение Антония, Митрополита Московского и всея России, в лето 7084 (1576) Попом и Диаконом,» доселе не известное в обзорах церковной письменности этого периода. В Месяцелосове при сем Уставе, под 18 числом Генваря, показано: «Память Св. Мученик, триех отроков Спеусипа, Велесипа и Иеласипа, иже бяху учаша кони. Кондак им: «Яко светила трие в Руси восиявша, мучения лучами светом озариста страсторепца славная: Спеусипе, Велесипе, от них же Иевласип, яко солнце посреде восия. тем же свопияста никто же нас отлучит от любви Христовы.» нет нигде иных сведений о сих Св. мучениках, по своим именам, очевидно, принадлежавших к языческим времена Руси! 4

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Прологе 15-го октября повествуется: в ските жил монах, который в продолжении многих лет был послушлив своему отцу; наконец, по зависти бесовской отпал он послушания, и без всякой благословной причины ушел от старца, презрев и запрещение; ибо он имел от старца запрещение за непослушание. Пришедши в Александрию, он был схвачен и принуждаем тамошним князем отречься Христа, но остался непоколебим в твердом исповедании веры и за это был мучен и предан смерти. Христиане того града взяли тело нового мученика, положили в раку и поставили оную в святом храме. Но в каждую литургию, когда диакон возглашал: елицы оглашеннии изыдите, рака с телом мученика, к удивлению всех, невидимой силой выносилась на паперть, а по окончании литургии сама собой поставлялась опять в храме. Один александрийский вельможа молился о разрешении этого недоумения; и ему открыто было в видении, что замученный монах был ученик такого-то старца, и за непослушание был связан от него; как мученик, он получил венец мученический, а как связанный запрещением старца, не может оставаться при совершении божественной службы, пока связавший не разрешит его. Тогда же отыскан был старец, который пришел в Александрию и разрешил связанного от запрещения. С того времени рака уже никогда не трогалась со своего места. Многие в настоящее время, особенно из отвергающих путь духовного отношения, в оправдание свое ссылаются на недостаток и оскудение духовных наставников. Но св. Василий Великий говорит, что, если кто усердно поищет доброго учителя, то и непременно найдет (Слово подвижн.). И св. Симеон Новый Богослов учит: «молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя». И далее говорит: «лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно, и обирать бесполезные плоды своей воли». (1-я ч. Добротол. глава 33 и 12 слов стр. 109). Впрочем, если бы кто и по тщательном и усердном искании не мог обрести духовного наставника и руководителя, в таковой нужде старец Паисий Величковский в письме к иерею Димитрию предлагает следующий совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

406 . Иерусалим, Палестина и Афон, по русским паломникам XIV–XVII вв. Сводные тексты оных, с объяснительными примечаниями, основанными на местных исследованиях архимандрита Леонида. – ЧОИДР, 1871, кн. 1, отд. 2, с. 1–122. Отд. отт. M., 1871. 407 . – Из истории югославянского монашества XIV столетия. – ДЧ, 1871, 4, с. 351–368; 5, с. 16–33. 408 . – Из сказаний о Святой Афонской Горе Хилендарского старца Исайи (1517–1519 годов). (Из Макарьевских Четьих-Миней). – В кн.: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.) Три древних сказания о Святой Горе Афонской... М., 1882, с. 3–7. Данные летописи под 7026 (1518) годом подтверждают правильность датировки «Сказания» и позволяют уточнить, что старец Исаия был монахом не Хилендарского, а Ксиропотамского монастыря на Афоне: «... а наперед тех старцев за год (т. е. в 1517 г.) пришел (в Москву) от святых 40 мученик от Ксиропотама монастыря Исаия священноинок Сербии». (ПСРЛ, т. 13, пол. 1. СПб., 1904, с. 28). Ср. первую публикацию памятника в 1846 г.: Ундольский В. М. Сказание старца Исаии о Святой Горе... 855). 409 . – Из сказания Хилендарского игумена Паисия 1550 года. – Там же, с. 8–10. Ср. публикацию памятника славянским шрифтом: Сказание о Святой Афонской Горе, составленное для митрополита Московского Макария ... 765). 410 . – Известие о кончине настоятеля Зографской Афонской обители игумена Анфима. – ХЕВ, 1867, 19, с. 107–109. 411 . – Историческое обозрение афонских славянских обителей: болгарской – Зографа, русской – Русика, сербской – Хилендаря – и отношений их к царствам Болгарскому, Русскому и Сербскому от основания сих обителей до текущего столетия. – ХЕВ, 1866, 21, 22, 24; 1867, 1, 2. Отд. изд. Одесса, 1867. 93 с. После общего введения и исторического очерка Афона описан лишь первый из названных в заглавии монастырей – Зограф. О Русике см.: Русский монастырь святого Пантелеимона 425); о Хилендаре: Историческое описание Сербской царской Лавры... 412). 412 . – Историческое описание Сербской царской Лавры Хилендаря и ее отношений к царствам Сербскому и Русскому. Соч. архим. Леонида. – ЧОИДР, 1867, кн. 4, отд. 3, с. 1–138.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

26 Серафима Мученица – родилась в Антиохии, была обезглавлена в царствование императора Адриана (76–138, правил со 117 г.). День памяти – 29 июля. 30 Мотовилов Николай Александрович (1809–1887) – сибирский помещик, судейский чиновник, собеседник Серафима Саровского (его диалог со святым зимой 1831 г. цитирует и анализирует Флоренский в главе «Свет Истины» книги «Столп и утверждение Истины». Тексты бесед приведены в кн.: Нилус С. Великое в малом. M., 1911 (не раз переизданы в наше время). 31 Дурылин Сергей Николаевич (1877–1954) – писатель, критик, литературовед, религиозный мыслитель. В 1920 г. принял священство, но вскоре сложил с себя сан. Соч.: В своем углу. M., 1991. 36 Паскаль Блез (1623–1662) – французский религиозный философ, математик, физик. Инициатор идей теории вероятностей, дифференциального исчисления, гидростатики. Соч.: Мысли. СП6., 1843 (СПб., 1882; M., 1899; 1905; 1931, 1994): Письма к провинциалу. СПб., 1899. 37 Климент Римский – святой муж апостольский, отец и учитель Церкви. По преданию, ап. Петр обратил его в христианство. Скончался на третий год царствования Траяна (101 г.). В сказании безымянных «Мученических актов Св. Климента» (не ранее IV в.) Климент Римский , возможно, отождествляется с Флавием Климентом, римским консулом, пострадавшим при Домициане. Часть мощей Климента Римского перенесена в Россию князем Владимиром. День памяти Климента Римского в православной Церкви – 25 ноября, а в католической – 23 ноября. Корпус текстов, связанных с его именем, носит название «Климентины». См.: Приселков A.A. Обозрение Св. Климента Римского ... СПб., 1883. 38 Хризогон – св., мученик, пострадал при императоре Диоклетиане (ок. 304 г.). День памяти – 22 декабря. 41 Старец Леонид (в схиме – Лев, в миру – Лев Данилович Наголкин; 1769–1842) – монах, с его именем связаны первоначальные времена славы оптинского старчества. 42 Иоанн Златоуст (ок. 347–407) – св.. отец Церкви. Его сочинения (Творения. Т. 1–12. СПб., 1898–1906) переиздаются с 1993 г. 46 Перепетуя – св., мученица. Знатная карфагенянка, за отказ принести жертву идолам казнена в 202 г. вместе с четырьмя слугами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

На северной стороне есть ещё три надписи, которых прочесть нельзя. 139 (у Гед. 23, 22, 21:19). Во второй палатке на восточной стороне: Лета 7191 (1682) декабря 6 дня, на память святителя и чюдотворца Мирликийскаго Николая, преставися раб Божий князь Георгий Михайлович Одоевской, (а погребен 10 декабря). Лета 7195 (1686) декабря 20, на память Игнатия Богоносца , архиепископа антиохийскаго, преставися раб Божий князь дворецкой Василий Феодорович Одоевской. Лета 7197 (1689) февраля 12, на память святого Алексия митрополита чудотворца московскаго, преставися раб Божий князь Никита Иванович Одоевской, (а погребен в 16 день). Зде лежит тело приснопоминаемыя княгини Ирины, дщери князя Василья Васильевича Голицына, супруги князя Георгия Георгиевича Одоевскаго, пожившия с ним благочестно во браке 24 лета 53 дни, веку же своего 38 лет, преставися в 1701 г. апреля в 27, на память сродника Господня святого священномученика Симеона, погребено тело маия в 4-е. Упокой Боже ее в вечном царствии. 140 . (30, 25, 26, 27, 28:29). В третьей палатке на восточной стороне: Лета 7187 (1679) июля в 12 день, на память преподобнаго отца нашего Михаила Малеина, преставися раб Божий болярин князь Георгий Петрович Трубецкой. На западной стороне: В лето 7133 (1625) июня в 24 день, преставися болярин благоверный князь Димитрей Тимофеевич Трубецкой. Лета 7111 (1602) ноября в 12 день на память Ивана Милостивого, преставися раб Божий боярин князь Тимофей Романович Трубецкой, а во иноцех Феодорит, привезено тело из вотчины его града Трубческа во 7126 (1618) году и погребено у Живоначальные Троицы в Сергиеве монастыре. Лета 7118 (1610) апреля в 22 день, на память преподобнаго отца нашего Феодора Сикеота, преставися раб Божий князь Меркурей Тимофеевич Трубецкой. Лета 7123 (1615) июля 10, на память святых мученик 45, преставися раба Божия князя Тимофея Романовича Трубецкаго княгиня Ксения Семеновна, во иноцех Капитолина схимница. Лета 7125 (1617) августа 6, на Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа, преставися раба Божия князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкаго княгиня Мария Борисовна.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Уйти на время, чтобы потом снова вернуться? Странно это... Для чего уйти? Чтобы заработать денег на всю оставшуюся жизнь? Чтобы окончательно отвратиться от той мирской, уводящей от Бога суеты, которой снова добровольно предался? Чтобы попробовать стать президентом или, в крайнем случае, просто спасителем Отечества? Это всерьез? Или для того, чтобы представать в амплуа, трудносопоставимом с памятью о том, что этот человек – пастырь? Шутить на грани фола под прицелом телеобъективов, паясничать и кривляться? Я помню, как когда-то, лет двадцать тому назад, совсем еще юным журналистом брал интервью у ныне покойного Леонида Филатова. В числе прочих вопросов, которые я ему задал, был и вопрос о вере. Леонид Алексеевич ответил, что да, он верит в Бога, но тема эта вообще сложная... " Знаете, – сказал вдруг он, – бывает ведь так: прыгает человек, суесловит, балбесничает, а потом делает перед камерой серьезную физиономию и говорит: я верующий. Таким верующим я быть не хочу " . Врезался почему-то этот ответ в мое сознание, никогда не забывался, а процитировать его сейчас, в контексте обсуждаемой темы показалось мне особенно уместным... Мне кажутся некорректными разговоры о том, что оставивший свое служение честней и лучше того, кто своим саном тяготится, но к подобному шагу не готов. Здесь опять налицо неоправданная попытка заглянуть в чужую душу и, ничего толком не разглядев, вынести свой вердикт о том, что там происходит. Ведь не оставляет священник свое служение потому, что пока еще находится в борьбе – за свою паству, за свою душу, за то, чтобы не сделаться совсем чуждым Богу. Я бы каждому, кто вообще задумывается об этом, посоветовал прочитать потрясающий по силе своего воздействия на душу роман Грэма Грина " Сила и слава " . Он о жизни и смерти католического священника в Мексике в годы гонений на Церковь. Преследуемый, вынужденный скрываться, постоянно переходить с места на место, впавший в грех блуда и приживший внебрачного ребенка, спивающийся, опустившийся, он все равно не может уйти, отречься от сана. Почему? – Потому что не может предать Божий народ. И он ходит из села в село, крестит, отпевает, исповедует, служит мессу и причащает людей. Противный самому себе, лишенный даже возможности исповедоваться, потому как он в этой части Мексики последний – не расстрелянный или не отрекшийся. В конце концов арестовывают и его. Он боится смерти, но именно она становится для него избавлением от страдания и в той же мере печатью, приложенной рукой Божией к свитку его жизни. Маленький мальчик, жизнь которого – вторая, очень тонкая сюжетная нить романа, мальчик, которого буквально воротит от тех житий, которые читает ему мать, от всего, что связано с христианством, узнав о смерти несчастного, потрясенно произносит: " Ведь он мученик! " . И целует с благоговением руку священника, которого в тот же день посылает Господь в их город и в их дом.

http://religare.ru/2_92765_1_21.html

В конце 1930-х гг. храм был закрыт, в его помещениях располагался магазин со складом. Ущерб зданию был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Пол храма был разобран. Постановлением Совета Министров СССР за 1327, прил. 2 от 30 августа 1960 года церковь признана памятником архитектуры регионального значения. Реставрационные работы по этому памятнику проводились в 1967-1969 гг. специалистами треста «Мособлстройреставрация» под руководством архитектора-реставратора Н. Н. Свешникова. К сожалению, Богоявленскую церковь отреставрировали не до конца. Что послужило тому, чтобы отреставрировать храм полностью и открыть в нём, хотя бы музей или выставочный зал, мы, к сожелению не знаем. К 2000-м гг., без должного ремонта и косметических работ, церковное здание, вновь обветшало, крыша и главки проржавели, гидроизоляция тоже оставляла желать лучшего...  В 2004 году здание передано в пользование религиозной общине, после чего памятник архитектуры - Богоявленская церковь города Вереи, была основательно отреставрирована и ныне радует глаз каждого туриста и паломника, побывавшего в этом самом маленьком городе Московской области. В период 2004-2007 гг. храм был оштукатурен внутри и снаружи, и по¬белен. Привлечённые прихожанами специалисты-рабочие полностью заменили кровлю, установили новые главки и кресты. Заменили оконные рамы и установлены новые двери. В трапезной сделали новый пол, который выложили плиткой. Проведено электричество, газ и отопление. Закрывающие храм старые деревья удалили, а территорию огородили металлической оградой. На колокольню подняли 7 колоколов. Придел святых Косьмы и Дамиана обрел новый иконостас, также облагородили иконостас центрального Богоявленского алтаря. На Богоявленской церкви повешены 2 таблички. Одна табличка гласит:«Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших. Построена на средства купца М.Е. Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году». На второй табличке следующая надпись: «В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (Память святых совершается 13 октября)».

http://sobory.ru/article/?object=02397

К. Е. Жизнь и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского. Тифлис, 1899. К. Е. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901. К. Е. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давиде-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899. Кирион, епископ. Жития различных грузинских святых. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. Кирион, еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1889. Кондаков. Древняя архитектура Грузии. М., 1876. Кондаков. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. Красных А. Обзор памятников древнехристианской литературы на грузинском языке. Загорск, 1966. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря. СПб., 1911. Леонид (Кавелин), архим. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Т. 1—2. М; 1885—1888. Макаренко И. Грузинская Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии. (Курсовое сочинение). МДА, 1959. Машинопись. Макарий, Патриарх Антиохийский. Путешествие//«Правосл. Собесед.»., 1905. Ч. I, ч. II. Малиновский. Церковные школы Грузинской епархии в 1914—1915//«Духовн. Вести. Груз, Экзархата». 1916. 7. Прибавление. Марр Н. Боги языческой Грузии по древнегрузинским источникам. СПб., 1901. Марр Н. Я. Какой Иверии дарована автокефалия в XI веке//«Церковные Ведомости». 1907. 3. Приложение. Марр Н. Крещение армян, грузин и аланов. СПб., 1905. МенабдеЛ. Очаги древней грузинской письменности. Т. I, ч. I. 1962. Миротворческий вклад религиозных организаций в СССР. М., 1977. Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. Натроев. В чем выход из трагического положения грузинского духовенст-ва//«Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. 1. Натроев А. Иверский монастырь на Афоне в Турции, на одном из выступов Халкидонского полуострова (Историко-археологическая справка по вопросу о споре грузин с греками на право владения имениями означенного монастыря). Тифлис, 1909.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010