Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († XVII в., Вильно), мч., Виленский (пам. 3 мая). Происхождение, время и место рождения П. неизвестны. Краткие биографические сведения о П. сохранились в иконописном подлиннике XVIII в.: «...святый новый мученик Павел, пострадавший за Христа от польскаго короля в Вильне» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53). Основываясь на этом тексте, еп. Димитрий (Самбикин ; впосл. архиепископ) предположил, что П. «был не простого, а княжеского или боярского рода» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 66). Не исключено, что кончина П. была связана с событиями русско-польск. войны 1654-1667 гг. Е. Е. Голубинский включил П. в число «усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 364). По данным кон. XIX - нач. XX в., П. не был канонизирован (РБС. Т. 18. С. 1). В оглавлении к изданию служебной Минеи РПЦ П. упоминается как мученик под 3 мая (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 486). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. С. 67; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 416; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 204; Макар. Симон. Синаксарь. М., 2011. Т. 4. С. 54. А. В. Кузьмин Иконография Изображения П. в наст. время неизвестны, однако он неоднократно упоминается под 3 мая в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. Его облик уподобляется внешности св. князя-страстотерпца Бориса, представленного на иконах средовеком: «…подобием рус, брадою, аки князь Борис, и ризами такожде» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53); «Рус, брадою аки князь Борис и ризами» (БАН. Строг. 66. Л. 108, кон. XVIII в.; см. также: РНБ. Погод. 1931. Л. 212 об., 20-е гг. XIX в.); «Рус, аки Борис князь» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 154 об., 30-е гг. XIX в.). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 189. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2581897.html

Цель существования Приюта – давать воспитание детям, нуждающимся в этом, по тем или иным причинам. Такие дети всегда будут и, если не из самого Сан-Франциско, то других мест. Здесь в Корпусе один мальчик из Индо-Китая, а одного доставили на аэроплане из Конго. Я, зная, что нынешние ам. законы не позволяют это, но сохранение нашей молодежи насущная необходимость русского зарубежья, и при настойчивости можно добиться отмены тех ограничений, как добились многого другого; ведь сначала считали даже невозможным переезд Приюта целиком в Америку, и IRO хотело его расформировать на Филиппинах, мне стоило больших усилий предотвратить это. Очень огорчен последними сведениями о новых неприятностях в Приюте; понимаю, как Вам тяжело. Весьма прискорбны поступки некоторых, забывших все, что им Вы сделали. Здесь был рад на днях видеть Прасковью Сергеевну, (узнайте от нее все о Приюте и поговорите с нею). От нее узнаете также мои мысли по разным вопросам. Господь да благословит Вас и Вашу семью. Уважающий Вас + Архиепископ Иоанн. Письмо опубликовано в книге Фонда Иоанна Чудотворца «Всегда духом с вами», Москва 2011г., стр. 26 Дорогие дети! 7 января 1953г. Собор Св. Иоанна Предтечи ARCHEVEQUE JEAN 8. Avenue Douglas-Haig VERSAILLES (S.-.-O.) Tel. Versailles 37.78 Сегодня праздник Св. Иоанна Крестителя и посвященного ему Училища при Приюте, в котором вы учились. Не знаю, как проводите вы нынешний день, но вспоминаю вас, молюсь за вас. Мне остаетесь вы близкими и всегда духом с вами, хотя с прискорбием вижу, что многое изменилось у вас. Господь молитвами Св. Иоанна Крестителя и Св. Тихона Задонского да утвердит вас всегда идти правыми путями, храня твердо все доброе и следуя ему! Благословение Господне на всех вас! Любящий вас + Архиепископ Иоанн. Письмо опубликовано в книге Фонда Иоанна Чудотворца «Всегда духом с вами», Москва 2011г., стр. 29 Дорогие дети! 8 августа 1953г. Св. мученик Леонид Св. мученик Елевферий Поздравляю вас с Днем Небесного вашего покровителя. Да хранит Он вас и наставляет на добро, а вы внимайте сердцем его внушениям, взирайте на Его пример и будете истинными детьми Св. Тихона. Да будет Он всегда с вами, и благословение Господне будет на всех вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Канунников Максим Григорьевич (послушник Максим) Капитон, святой мученик (Ин Капитон) Карасов (Красов) Геннадий Адрианович (протоиерей Геннадий) Караулов Кирилл Александрович (р. Б. Кирилл) Каргопулов Степан Иванович (р. Б. Стефан) Кармилов Валентин Михайлович (протодиакон Валентин) Карпов Василий (протоиерей Василий) Касаткин Александр Алексеевич (протоиерей Александр) Качан Петр (иеромонах Порфирий) Квятковский Михаил Евграфович (р. Б. Михаил) Келохов Василий Симеонович (р. Б. Василий) Киклович Николай Григорьевич (протоиерей Николай) Килин Иоанн Кельсиевич (архиепископ Ювеналий) Кислицин Владимир Александрович (р. Б. Владимир) Китаева Елизаевета Алексеевна (послушница Елисавета) Кичий Лука Иосифович (р. Б. Лука) Кияшко Георгий Васильевич (иерей Георгий) Клерже Георгий Иосифович (р. Б. Георгий) Климент, архиепископ (Перестюк Андрей Адамович) Климовских Сергей (монах Серафим) Клопов Тимофей Григорьевич (протоиерей Тимофей) Клярович Иоанн Максимович (иерей Иоанн) Ковалев Захарий Игнатьевич (иерей Захария) Ковалев Михаил (р. Б. Михаил) Козлов Георгий Павлович (иерей Георгий) Козловский Леонид Васильевич (р. Б. Леонид) Козловский Николай Фомич (р. Б. Николай) Кокорева Ольга Андреевна (игуменья Руфина) Кокорин Константин Гордеевич (р. Б. Константин) Колосов Владимир (протоиерей Владимир) Колчев Николай Иванович (иерей Николай) Колчин Иван Андреевич (р. Б. Иоанн) Колыгин Василий Александрович (р. Б. Василий) Кольцов Иоанн (р. Б. Иоанн) Комарова Маргарита К. (р. Б. Маргарита) Комаровский Николай Михайлович (р. Б. Николай) Кононов Мефодий Егорович (р. Б. Мефодий) Консадский Ксенофонт (иерей Ксенофонт) Константин, архимандрит (Зайцев Кирилл Иосифович) Константин, иеросхимонах (Семерников) Константин, послушник (фамилия не установлена) Коптев Иван Никандрович (р. Б. Иоанн) Коптеров Николай (иерей Николай) Копырин Иоанн (иерей Иоанн) Коренева Маргарита Александровна (р. Б. Маргарита) Корн Василий Григорьевич (протоиерей Василий) Корнакова (игуменья Ирина) Коровин Марин Александрович (протоиерей Марин)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вечер открылся Молебном святому Царю-Мученику Николаю, который отслужили священники из нескольких епархий Русской Православной Церкви. Затем с приветственным словом обратился директор Православного радио Санкт-Петербург Сергей Евгеньевич Васильев. Выступающий выразил надежду, что вечер поможет в церковном прославлении старца Григория. Его канонизация необходима во имя торжества Русского мира. Ведущий вечера главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов зачитал Приветственное слово митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря). Также А.Степанов передал приветствие епископа Великолукского и Невельского Сергия (Булатникова). Участникам вечера продемонстрировали отрывки из фильма «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый». После показа автор фильма кинорежиссер Виктор Егорович Рыжко ( Москва ) рассказал о нелегкой работе над картиной. Фильм, состоящий из 10 серий, он считает концептуальным. Картина призвана представить духовный портрет Распутина. Вначале работа не шла. Тогда создатели фильма решили совершить молитвенный подвиг, они прошли крестным ходом несколько регионов России, в ходе чего ими было установлено 2500 поклонных крестов. По замечанию режиссера, Григорий Ефимович открывается только через молитву. Через три года они вновь приступили к производству картины. Выступающий считает крестный ход школой по духовному воспитанию. Виктор Рыжков убежден, что убийство Распутина носило ритуальный характер. Причем старец предчувствовал это злодеяние. 12 лет он подготавливал Царскую Семью к голгофе. Историк, журналист Леонид Евгеньевич Болотин (Москва) вспомнил состоявшийся в 1994 году вечер в Московском доме ученых , посвященный реабилитации Распутина. Особо памятно выступление протоиерея Димитрия (Дудко). Сила духовной правды, которой была наполнена эта пастырская речь, повлияла на московское священноначалие. Наиболее заметные книги по Распутину написали Олег Платонов и Александр Боханов. Настоящий духовный подвиг совершил Сергей Фомин, написавший 7-томное исследование. Это фундаментальный труд, который подталкивает многих авторов к написанию популярных книг и брошюр. Чтение этого многотомника, признался Леонид Евгеньевич, захватывающее.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/30/eg...

Его бичевали, строгали, опаляли факелами, но он до конца пребыл непоколебимым в вере. Когда мучитель Арриан переправлялся в лодке через Нил, Аскалон своей молитвой остановил лодку посреди реки и не дал ей сдвинуться с места, пока Арриан не написал, что верует во Христа как единого и всемогущего Бога. Однако приписав это чудо волшебному искусству Аскалона, мучитель забыл о написанном и продолжил истязать человека Божия. В завершение Аскалону повесили на шею камень и бросили мученика в Нил. Но на третий день христиане нашли на берегу тело Аскалона вместе с привязанным к шее камнем (о чем им святой мученик перед смертью и предрек) и с честью его погребли[. Было это] в 287 году. С ним пострадал и святой мученик Леонид. А их мучитель Арриан впоследствии раскаялся в содеянном, всем сердцем уверовал во Христа и публично начал исповедовать свою веру перед язычниками. Тогда язычники убили и его, так что и Арриан, прежний мучитель христиан, удостоился мученического венца за Христа. 3. Преп. Стефан Пиперский . Этот святой родился в никшичком племени, в селе Жупа [то есть в совр. Черногории. – Ред.]. Его родители (Радое и Ячима) были людьми бедными, но благочестивыми. Согласно преданию, он сначала подвизался в монастыре Морача, где стал и игуменом. Турки его оттуда изгнали, и он поселился в Турмане Ровачском, в местечке, ныне именуемом Челищте. Затем он переселился в Пиперы, где в уединенной келье до конца дней своих нес трудный и богоугодный подвиг. Мирно упокоился в Господе 20 мая 1697 года. Его мощи и сегодня там почивают и многими чудесами прославляют Христа Бога и Божиего угодника Стефана. Рассуждение Когда человек приобретет христианскую совесть, он ревностно старается исправить свою жизнь и угодить Богу. Всё остальное становится для него маловажным. Такие люди встречаются не только в сонме великих подвижников и мужей духовных, но и среди самых могучих царей. Пример такой [благотворной перемены нрава] предоставляет нам император Феодосий Великий, на некоторое время впавший в ересь 55 , а потом покаявшийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Дьякон Игнатий описывает Пандократорский монастырь так: «Идохом в великий честный монастырь Пантократоров, и целовахом святую доску Господню, на ней же, с креста снемше, тело Христово положиша, и Пречистые (то есть, Богородицы), слезы на том вообразишась; и тамо есть корчага, в самородном камени соделана, в ней же Христос воду в вино претвори, и держат в ней ныне и всегда воду Святых Богоявлений. Так же видехом тамо лежаще главы Святых мучеников Сергия и Вакха (очевидная ошибка, вместо Святых мученик Флора и Лавра; ибо аки мы уже знаем, главы Святых мученик Сергия и Вакха находились в церкви, их имени посвящённой), и Иакова Перскаго». Посетив вторично Пандократор, Дьякон Игнатий рассказывает, что «в сосудохранительнице» видел он и святое Евангелие, писано все златом рукою Феодосия Царя Малого; и тамо, прибавляет, «целовахом кровь Господню, истекшую от ребр его в распятии на кресте». Дьяк Александр о Пандократорской святыне пишет: «а в Пантократоре монастыре есть доска Спасова, на ней же несли его ко гробу; корчага во алтаре, что воду в вино претворил Спас в Кане Галилеи, главы Святого Фрола и Лавра, глава Святого Иакова Перскаго» 30 . Наконец, Иеродиакон Зосима описывает этот монастырь так: «монастырь же великий Пантократоров, еже зовётся по-русски Вседержитель, в том бо монастыре стоит дека, на ней же Христа несли ко гробу, на ней же слезы Богородицы Марии и доныне знать. Туто же есть глава Флора и Лавра 31 и Иакова Перского, и Стефана Новаго 32 рука, и Преподобный Новый Михаил; и ту есть судно то в алтаре, иж Христос воду в вино претвори в Кане Галилейстей». Из сличения этих описаний оказывается, что все четыре паломника описали согласно обе главные святыни этой группы – храм Святых Апостолов и монастырь Пандократора. Этот последний был основан Императрицей Ириной, супругой Калоиоанна Комнина, а окончен сыном её, Мануилом Комниным, который был изображён внутри представляющим Господу Вседержителю, посвящённую его имени, церковь . Она ныне называется «Зейрек Джамисси».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Рейтинг: 10 Голосов: 965 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Валентин 20 февраля 2022, 14:23 Святые благоверные Августейшие супруги и мученицы за Христа Сергий и Елизавета! Помолитесь о мне, грешном, да сподобит Господь послужить в назначенными Богом мере и звании Святой Православной Церкви и Отечеству. Павел К. 17 февраля 2020, 12:00 Прекрасные благородные мученики Сергий и Елизавета молите Бога о нас ! М 19 июля 2019, 21:08 Святой мученик Сергий!моли Господа о нас грешных! Евгений 16 февраля 2017, 10:59 Цвет нации тамара 17 февраля 2016, 04:24 Господи,прости меня грешницу,я тоже читала нехорошие новости,клевету о Великом Князе Сергее Александровиче.Простите меня,Великий Князь, и вы,все православные люди.Грешна,и как теперь искренне плачу о судьбе таких великих людей,какими были супруги Романовы Сергий и Елизавета. Сергий 30 октября 2015, 11:58 Мне очень понравилась Ваша статья о жизни великого князя Сергея Алеусандровича. Спаси Господи всех наших православных братьев и сестер. Р.Б Сергий г. Санкт-Петербург. Елена 18 июля 2015, 10:09 Нам бы сделать хоть одну миллионную часть того, что сделали они. Спасибо за статью, батюшка. Галина Костина 17 февраля 2015, 19:25 СЕРГЕЮ:моя бабушка и дедушка самыми счастливыми годами жизни считали " ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ " . В семье моей бабушки было 12 живых и 16 рожденных детей. ПРАДЕД был церковным старостой. КАЖДОМУ НА КРЕЩЕНИЕ заказывал именную икону в монастыре. В моей семье хранится святой образ АГАФИИ (18 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ МУЧЕНИЦЫ АГАФИИ). Моя бабушка знала на память " Метель " Пушкина, а дедушка " МЕТЕЛЬ " Толстого. Они были ОБЫЧНЫЕ русские крестьяне.ЛУЧШЕ И ОБРАЗОВАННЕЕ ЛЮДЕЙ Я НЕ ВСТРЕЧАЛА.Всю жизнь горевали они о том, что мы, внуки, лишены церкви. ПРОШУ ВАШИХ МОЛИТВ РБ АГАФИИ И ФЕДОРЕ. леонид 2 декабря 2014, 13:18 Давно почитаю великомученицу великую княгиню Елизавету. Дочь назвали в ее честь. Знаю ее житие и думал: почему не прославлен ее супруг? Ведь совершенно очевидно что он и мученик и праведник и " духовный наставник " самой княгини Елизаветы. Теперь буду и ему молится.

http://pravoslavie.ru/44778.html

Было у него и несколько видений Пресвятой Богородицы. Подвиг святого Феодора своей суровостью превосходил подвиги всех здравствовавших подвижников его эпохи. Изнурял он свою плоть и голодом, и жаждой, и железными веригами, и всенощным стоянием на молитве – всем, чтобы только любовью привязать свою душу к Богу и сделать ее полной владычицей над плотью. На любовь Феодора милостивый Господь отвечал Своей любовью. Даровал Он ему великую власть над нечистыми духами и над всеми людскими недугами и скорбями. Во все земли пронеслась о нем молва как о чудотворце-исцелителе. За великую чистоту и духовность был он, наперекор своей воле, рукоположен во епископа Анастасиупольского. На епископской кафедре провел 11 лет, а потом умолил Бога освободить его от этого служения, чтобы снова мог он посвятить себя своему любимому подвигу. Засим вернулся он в свой монастырь, где в старости предал свою душу Господу, ради Которого добровольно и много [по]страдал. Скончался в начале царствования императора Ираклия, около 613 года. 2. Св. мученик Леонид . Отец Оригена . Пострадал за Христа в Александрии в 202 году. Сначала царским указом у него было конфисковано имущество, а затем он был приговорен к смерти. Ориген писал отцу в темницу: «Отец, не беспокойся о нас и не избегай из-за нас (то есть из-за детей) мученичества». 3. Преп. монах Виталий . В правление патриарха Иоанна Милостивого пришел в Александрию некий инок, составивший себе список всех развратниц в этом городе. Подвиг этого инока был исключительным и уникальным. Днем нанимался он на самые тяжелые работы, а по ночам уходил в блудные дома, отдавал заработанные деньги той или иной блуднице и закрывался с ней в комнату на всю ночь. Как только замыкался засов, Виталий просил женщину ложиться спать, а сам в углу комнаты всю ночь проводил в молитве об этой грешнице. Тем самым оберегал он блудницу от того, чтобы не грешила она, по крайней мере, [хоть] одну ночь. Во вторую ночь он шел ко второй, в третью – к третьей, и так по порядку, пока, обойдя всех, не возвращался к той первой, с которой начинал свой подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Денег не имеется. Но опись эта при всей своей кажущейся отчетливости еще не даёт точного понятия о положении обители в начале её самостоятельного существования. Необходимым дополнением или, лучше сказать, пояснением ей служит ведомость представленная О. Игуменом Исайей в том же 1765 году в Белгородскую Консисторию: «О неисправностях видимых вне и внутрь церквей Святых, також и во всем Коренном рождественском Монастыре». В этой ведомости показаны следующие неисправности: «В первой каменной Соборной Рождества Богородицы церкви, что посреде Монастыря, которая местами вне и внутрь подлежит исправлению, престол Святый необходимо требуется починить за худостью верхней дски, над Святым Престолом холстовое ветхое небо (сень). Алтарь Святый и трапеза перемощены и выбелены и в ней иконостас и копоть вычищены быть имеют. Для хранения ризниц особенной камеры нет. В церкви, трапезе и алтаре окончины преветхие и то повыбиты, а затворы окончинные разломаны, от чего во время бури и ветра и свечи раздуваются. Храмовые на аналогии Рождества Пресвятыя Богородицы Иконы, також прочих господских и Богородичных праздников, Икон, употребляемых в полиелей нет; рукомойника в алтаре нет, тарелки большой для благословения хлебов нет, хоругви и большого резного креста (нет) употребляемых в процессии нет, извне алтарь не докрыт, и на нем осмерик не отделан, на главе креста нет. В приделе оныя церкви Святаго Иоанна Предтечи иконостас преветх, при Царских дверех завеса, на престоле и на жертвеннике индитий тоже ветхи. Напрестольных подсвечников и пред местными иконами лампад нет. При входных церковных дверях железного запора нет и замок спорчен. При церковных сундуках и шкафах замков нет и завесы разломаны. В другой что на воротах Святых Церковь Святаго Архистратига Михаила и Святых Мученик Бориса и Глеба окончины ветхие ж, при царских обоих дверех завесы и на святых престолах индитии от ветхости истлели, подсвечников никаких не имеется и при дверех тож замка нет. В третьей церкви над кладезем живоприемного источника при окончинах затворов нет, пред местными иконами лампад нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1146 Араб. керат (кират, карат) – в арабской метрологии 1/24 какой-либо величины. В данном случае речь идет об уплате о. Антонином 50 турецких лир (1150 фр.) за 7/24 от общей площади «Хирбет-Назарейского» участка, приобретавшегося по частям. 1148 Греческая церковь во имя святого Георгия Победоносца с небольшим монастырем при ней находится на пути от Соломоновых Прудов в Бет-Джалу, ближе к последней. Иногда монастырь так и называют – св. Георгия Бет-Джальского. Древнейшее свидетельство о монастыре относится к рубежу XIV-XV вв. Виноградники и масличные сады на монастырской земле принадлежали некогда, по преданию, матери Георгия, которая владела, согласно Житию святого, крупными земельными угодьями в Палестине. Церковь , по описанию архимандрита Леонида (Кавелина) , «не велика и не богата; в ней у западной стены есть несколько цепей, которыми приковывают снаружи бесноватых и сумасшедших, и этим способом, как говорят, возвращают им здоровье. Монастырь этот пользуется громкою в этом отношении известностью у окрестных арабов всех вероисповеданий и содержится их приношениями» ( Леонид (Кавелин) , архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М., 2008. С. 290). 1154 «Секретник», «секретная» – особая комната в Русской Духовной Миссии, где хранились самые ценные вещи. 1155 Большое число рукописей из своей коллекции о. Антонин еще при жизни пожертвовал в различные научные учреждения России – более всего в КДА ( Петров Н. И. Описание рукописей Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии. Вып. 1. Киев, 1875; Вып. 2. 1877; вып. 3. 1879; Он же. Указатель церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии. Сост. Н. И. Петров . 2 изд., испр. и доп. Киев, 1897). Другой части собрания посвящен отдельный пункт в «Духовном завещании», подписанном о. Антонином 19 марта 1894 г., за 5 дней до кончины: «Принадлежащее мне собрание древних рукописей, которого каталоги посланы мною г. директору Императорской Публичной библиотеки г. Бычкову с предложением, чтобы означенная библиотека купила их за сумму не менее пяти тысяч рублей, – я предоставляю означенной библиотеке за эту сумму или за сумму большую, если библиотека найдет возможным дар, с тем чтобы эти деньги были переданы в Императорское Посольство в Константинополе на построение церкви в городе Анкире, где пострадал мученик , коего имя я со дня пострижения ношу» (Россия в Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010