Выше, меж окон, размещены иконы петербургского художника-иконописца В. Ф. Пасхина: 30 больших золотофонных икон одного размера. Не сохранилось сведений о том, кто и по каким соображениям определял программу заказанных образов. Очевидно, что большинство из них духовно связаны с главными деятелями Православного Палестинского Общества и Русской Палестины 1880–1890-х гг. Так, на западной стене представлены в два ряда изображения 14 святых. Верхний ряд: свт. Василий Великий , преп. Феодор Великий (надписание на иконе не имеет аналогов в литургических источниках; предположительно, изображен преп. Феодор Освященный), св. благоверный князь Александр Невский, св. Михаил, митр. Киевский, св. благоверный князь Михаил Муромский, препп. Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий. Нижний ряд: св. Василий Блаженный, преп. Мария Египетская, свв. равноапостольные княгиня Ольга и Мария Магдалина, св. мученица София, праведная Елизавета, мать Иоанна Предтечи, и св. мученик Леонид. Известно, что свв. Александр Невский и Мария Магдалина – это небесные покровители царской четы Александра III и Марии Федоровны; преп. Сергий Радонежский и праведная Елизавета – покровители великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Федоровны; Василий Блаженный и мученица София – Секретаря ИППО Василия Николаевича Хитрово и его жены Софии Доминиковны. Очевидно, мученик Леонид – святой, имя которого носил в монашестве архимандрит Леонид (Кавелин) , митрополит Михаил Киевский – ангел помощника Председателя ИППО Михаила Петровича Степанова, Феодор Освященный – небесный покровитель вице-председателя ИППО Федора Петровича Корнилова, св. Димитрий Прилуцкий – Дмитрия Дмитриевича Смышляева, создателя Александровского и Сергиевского подворий в Иерусалиме. Свт. Василий Великий был небесным покровителем члена Совета ИППО великого русского ученого-византиниста, академика Василия Григорьевича Васильевского , а малоизвестный князь Михаил Муромский празднуется в день рождения Палестинского Общества 21 мая (церковного стиля). Иконы св. подвижниц Православия: Марии Египетской и княгини Ольги связаны с памятью выдающихся благотворительниц ИППО: пензенской подвижницы Марии Михайловны Киселевой и графини Ольги Евфимьевны Путятиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Скачать epub pdf Июнь Благоверный князь Игорь 18 июня (5 июня по церк.кал.) Благоверный князь Игорь Черниговский вступил на престол в 1146-ом году. Киевляне, не любившие рода Ольговичей, изменили ему и выдали Изяславу, князю Переяславльскому, который и был провозглашен великим князем. Святой Игорь отказался от мирского образа жизни и в киевском Феодоровском монастыре принял монашество и схиму (с именем Игнатия). 19-го сентября 1147-го года толпа мятежников извлекла его из храма, когда он молился перед иконой Богоматери, зверски умертвила и влачила его тело по улицам Киева. Впоследствии, 5-го июня 1150-го года, мощи святого кн. Игоря, прославленные чудесами, были перенесены из Киева в Чернигов и положены в храме Преображения. “И с того времени, – по замечанию летописца, – стали праздновать память благоверного князя Игоря”. В “Иконописном подлиннике” говорится, что князь Игорь был среднего роста, сух, смугл лицом, носил длинные волосы, борода его была узкая и малая. Святого князя Игоря почитают страстотерпцем наравне с князьями Борисом и Глебом. Мученик Леонид (и иже с ним) 18 июня (5 июня по церк.кал.) Мученики Леонид, Маркиан, Никандр и другие жили в Египте. Они жестоко пострадали за Христа в своем отечестве при императоре Максимиане (285–305 гг.) и скончались в темнице, томимые жаждою и голодом. Тропарь: Мученик Твой, Господи, Леонид во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша. Мученики Александр и дева Антонина 23 июня (10 июня церк.кал.) Благочестивая дева Антонина происходила из подвластной Риму области – Фракии, ныне Болгарии. При императоре Максентии (305–312 гг.) Антонину привели к правителю, который уговаривал ее принести жертву идолам. После ее решительного отказа сделать это Антонину мучили и предали на поругание. 23-ех летний воин Александр, проникнутый пламенной верой ко Христу, решился освободить святую мученицу из места ее позорного заключения. Он вошел к святой деве и предложил ей свою одежду, надевши которую, Антонина беспрепятственно удалилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Светлов Алексей Владимирович (р. Б. Алексий) Светлов Владимир Павлович (протоиерей Владимир) Светлов Платон Александрович (протоиерей Платон) Свиньин Иларион Ферапонтович (р. Б. Иларион) Свиридов Петр Сергеевич (р. Б. Петр) Святин Леонид Викторович (митрополит Виктор) Северов Николай (протоиерей Николай) Селедков Григорий Андреевич (протоиерей Григорий) Селезнев Василий Георгиевич (иерей Василий) Селин Фирс Устинович (р. Б. Фирс) Семенов Василий Николаевич (р. Б. Василий) Семенова-Глебова Мария Михайловна (р. Ю. Мария) Семеновых (архимандрит Петр) Сементовский Сергей Иванович (р. Б. Сергий) Семерников (иеросхимонах Константин) Семов Алексей (протоиерей Алексий) Семов Иоанн Алексеевич (протодиакон Иоанн) Семовских Иван Иванович (р. Б. Иоанн) Серапинин Александр Васильевич (р. Б. Александр) Серапинин Василий Симеонович (протодиакон Василий) Серафим, архимандрит (Кузнецов Георгий Михайлович) Серафим, игумен (Бушуев Сергей Петрович) Серафим, игумен (фамилия не установлена) Серафим, иеромонах (Лысковец) Серафим, иеромонах (фамилия не установлена) Серафим, монах (Климовских Сергей) Серафим, схиигумен (Жигулин Иван Васильевич) Сергиевский Иоанн Васильевич (протоиерей Иоанн) Сергий, митрополит (Тихомиров Сергий Алексеевич) Сергий, святой мученик (Филиппов Чжан Сергий) Серебряков Михаил Алексеевич (р. Б. Михаил) Серышев Иннокентий Николаевич (протоиерей Иннокентий) Сесюнин (монах Пуплий) Сечко-Кушнеревский Николай Иванович (протоиерей Николай) Си Симеон (святой мученик Симеон) Сиворакша Митрофан Мефодиевич (протоиерей Митрофан) Сидельников Анатолий (диакон Анатолий) Силинский Георгий Евгеньевич (протоиерей Георгий) Симеон, архимандрит (Пономарев Варсонофий Стефанович) Симеон, епископ (Ду Феодор Семенович) Симеон, иеромонах (фамилия не установлена) Симеон, монах (фамилия не установлена) Симеон, святой мученик (Си Симеон) Симон, архиепископ (Виноградов Сергий) Симон, игумен (Горбоносов Сергей Иларионович) Симон, иеродиакон (фамилия не установлена) Симон, иеромонах (фамилия не установлена)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анфиса, монахиня (фамилия не установлена) Апеллесов Андрей Викентьевич (р. Б. Андрей) Аполлонов Леонид Семенович (р. Б. Леонид) Апостолова Пелагия Евграфовна (р. Б. Пелагия) Апрелев Борис Петрович (р. Б. Борис) Арефьев Иван Алексеевич (архиепископ Софроний) Ариадна, схиигуменья (Мичурина Августа Александровна) Арсений, архимандрит (Лагунов) Архангельский Илия (иерей Илия) Архангельский Николай Васильевич (протоиерей Николай) Архангельский Феофил Ильич (р. Б. Феофил) Архипов Порфирий Сергеевич (р. Б. Порфирий) Аскитрия, монахиня (фамилия не установлена) Асклепиадота, монахиня (фамилия не установлена) Афанасий, иеромонах (фамилия не установлена) Афанасий, святой мученик (Афанасий) Афанасьев (иеродиакон Михаил) Афанасьев Михаил Емельянович (воин Михаил) Афанасьев Павлин Алексеевич (иеромонах Павел) Афиноген, монах (Милютин) Б Бабий Владимир Иванович (р. Б. Владимир) Балахов Виктор Викторович (иерей Виктор) Баньковский Емилиан Николаевич (иерей Емилиан) Бао Мефодий (р. Б. Мефодий) Баптиданов Павел Филиппович (протоиерей Павел) Баранов Василий Иванович (р. Б. Василий) Баранов Василий Матвеевич (р. Б. Василий) Баранов Игорь (р. Б. Игорь) Баранов Ипполит Гаврилович (р. Б. Ипполит) Баранова Нина Павловна (игуменья Феодосия) Баранова-Попова Глафира Гавриловна (р. Б. Глафира) Барнабов Гавриил (протоиерей Гавриил) Барышников Валентин Симеонович (протоиерей Валентин) Безмельницын Михаил Федорович (р. Б. Михаил) Белановский Анатолий (протоиерей Анатолий) Белинский Стефан М. (протоиерей Стефан) Белобородов (монах Алексий) Белов Михаил Авксеньевич (протоиерей Михаил) Белоконов Василий Архипович (протоиерей Василий) Бельский-Савченко Евгений Ильич (протодиакон Евгений) Беляков Владимир Николаевич (р. Б. Владимир) Беневоленский Николай Михайлович (р. Б. Николай) Березин Николай (иерей Николай) Беспалов Николай Николаевич (р. Б. Николай) Бобров Алексей (протоиерей Алексий) Богданов Михаил Александрович (епископ Михаил) Богданов Петр Р. (иерей Петр) Боголепов Сергей Ильич (протоиерей Сергий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В главе 96 между прочим сказано: «Спаси Господи и помилуй, иже повсюду в Православных сущих обители и Печерскую Лавру иже в Киеве, и прочия вся Русския монастыри». Первообразом этому Уставу, по всем вероятиям послужил список переведённый с Греческого на Славянский, где-нибудь в Болгарии; к этому заключению приводит нас одно место, где говорится: «Архимандрит да не изгонит из монастыря никого же, токмо аже будет Павлокианин (Ересь особенно укрепившаяся, как известно в Болгарии). Мы сличали этот Устав с древнейшим печатным, изданным под названием Церковного Ока в 1634 году в Москве и нашли в рукописном следующие разницы: в нем в числе так называемых Марковых глав недостает первых 52 глав, а храмовых глав нет вовсе (кроме одной под заглавием: «егда в коей обители два храма.» Но за то есть более 25 глав, которых нет ни в первопечатном Уставе, ни в последующих: главы эти все касаются иноческого жития. Но есть несколько и таких, которые имеют более общее значение. Такова например глава, заключающая в себе: послание Преподобного Отца нашего Никона о тайных книгах. Для ближайшего ознакомления с рассматриваемой нами рукописью выпишем Русских Святых, которые упоминаются в сем Уставе: «в последовании церковного собрания вселетнего.» Какие из Русских святых упоминаются в сем Уставе. Месяц сентябрь 19 числа новоявленных мученик Князя Федора и Давида, и Константина новых чудотворец 60 . 20 числа «в той же день Святых новых мученик исповедник великого Князя Михаила Черниговского и Боярина его Федора.» 61 25 преставление преподобного и Богоносного Отца нашего Игумена Сергия, обители Живоначальной Троицы. 62 Октябрь 1-го. В той же день Преподобного Отца нашего Савы иже над Вышерою рекою жившего нового чудотворца. 63 2-е. Память Святаго блаженного Андрея, иже Христа ради юродивого. 64 Ноябрь Преподобного Отца нашего Варлаама Хутынского Чудотворца Новгородского. 65 Декабрь 21. Иже во Святых Отца нашего Петра Митрополита нового чудотворца святейшна Метрополия роукыа. 66 В службе положенной по Уставу накануне Рождества сказано: «По отпусте же (вечерни) и есть литургия или несть, поют братия тропарь празднику, Слава и ныне кондак празднику; по окончании тропаря и кондака, абие канонарх став на среди церкви славить Царя, глаголя, всегласно сице:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Боголюбов Феодор Васильевич (иерей Феодор) Богославский Андрей Александрович (протоиерей Андрей) Богословский Андрей Александрович (протоиерей Андрей) Богуславский Андрей (протоиерей Андрей) Бойко (иеромонах Феодосий) Бологов Григорий Кириллович (р. Б. Григорий) Болотова Ольга (игуменья Олимпиада) Бондаренко Анатолий (р. Б. Анатолий) Борзаковская (Макарова) Лариса Михайловна (р. Б. Лариса) Борзов Николай Васильевич (р. Б. Николай) Борисоглебский Василий Ильич (протоиерей Василий) Бородин Сергей (протоиерей Сергий) Бородин Сергей Матвеевич (р. Б. Сергий) Бородина Анна (послушница Анна) Брадович Борис Николаевич (р. Б. Борис) Брадучан Сергий Димитриевич (протоиерей Сергий) Бридди Елизавета Петровна (монахиня Зинаида) Бродяной Николай Александрович (протоиерей Николай) Брутко Иван Яковлевич (р. Б. Иоанн) Брызгалова Мария Макаровна (р. Б. Мария) Брынских Иоанн Андреевич (протоиерей Иоанн) Буйлов Нила Сергеевич (р. Б. Нила) Булынгин Адриан Алексеевич (р. Б. Адриан) Бурдин Василий Иванович (р. Б. Василий) Бусыгин Владимир Васильевич (р. Б. Владимир) Бутаков Александр Иванович (р. Б. Александр) Бушуев Сергей Петрович (игумен Серафим) Быстров Василий Васильевич (архимандрит Иннокентий) В Ваганов Петр Димитриевич (р. Б. Петр) Валентина, монахиня (фамилия не установлена, Варвара Григорьевна) Ван (монах Софроний) Ван Павел (святой мученик Павел) Варвара, игуменья (Эпова Евгения) Варвара, монахиня (фамилия не установлена) Варсонофий, преподобный (Плиханков Павел) Варсонофий, архимандрит (Суханов Прокопий) Вартминский Николай Петрович (протодиакон Николай) Варминский Петр Николаевич (диакон Петр) Василий, епископ (Павловский Владимир Михайлович) Василий, епископ (Шуан Игнатий) Ватанабэ Сергий (р. Б. Сергий) Вениамин, архимандрит (Гаршин Виталий Петрович) Вероника, игуменья (фамилия не установлена) Виктор, митрополит (Святин Леонид Викторович) Викторов Леонид Николаевич (архиепископ Никандр) Вимпфен фон Владимир Николаевич (епископ Леонтий) Виноградов (иеромонах Алексий) Виноградов Иннокентий Васильевич (иерей Иннокентий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будущий митрополит знал о старце еще до того, как сам принял священство и монашество. Однажды, уже будучи священником, он отправился в Дивеево, где встретился с одной из трех монахинь еще помнивших старца – Пелагеей Ивановной. Уже старая и больная женщина обрадовалась приходу священника и сказала: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». В то время именно так перед канонизацией необходимо было представить дело самому императору, но отец Леонид ответил, что по своему статусу не может быть принят государем. На это старица лишь заметила: «Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел преподобный». Несмотря на недоумение, слова старицы стали для него своеобразным руководством к действию. Спустя некоторое время будущий владыка начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», значительная часть которой была посвящена преподобному Серафиму. К моменту завершения труда, отец Леонид (в монашестве Серафим) был уже архимандритом. Первое издание «Летописи» вышло в 1896 году. Спустя время отцу Серафиму (Чичагову) все-таки удалось встретиться с царем Николаем II. Во время этой встречи отец Серафим передал государю свою книгу. Во многом именно это способствовало последующей канонизации старца. В 1902 году Николай II повелел начать подготовительные работы к прославлению Серафима Саровского. В свою очередь, Священный Синод поручил это ответственное дело именно отцу Серафиму. В августе 1902 года Комиссия во главе с будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), в которую входил также и отец Серафим, провела предварительное освидетельствование мощей преподобного старца. В результате, 29 января 1903 года Серафим Саровский был торжественно причислен к лику святых в чине преподобного. Помимо того, что архимандрит Серафим был одним из организаторов прославления, он также написал акафист святому, составил его краткое Житие, а также выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

http://foma.ru/preosvyashhennyiy-voin-mu...

иером. Иаков (Цветков) Св. мученику Леониду и седми девам (Апреля 16-го) 225 Кондак глас 3-й. Подоб. Дева днесь. Светлое празднество в честь богоносных дев прознаменует собою (προδιαγρφει δηλουσα) праздник Рождества Христова 226 : ангелы с радостию соплетают им венцы; мученики с ликованием песнословят; ибо чрез них приемлют блаженную кончину себе седмь дев вместе с Леонидом. Икосы: (Τς σοφας δοτρ) Мудрости Подателю, Ты. Первовиновник совершенного ведения, непостижимый Ум, необъятная пучина божественных глаголаний (λξεων), Источниче мышления, сущим во тьме Светильниче, Сам подаждь мне слово и разумение, дабы воспеть державу Твою и прославить твоих подвигоносцев: Ты восприял за них плоть, и плотно родился от Девы, плотно же самодовольно претерпел крест и смерть, Спасе. Ради Тебя, посему, и они совершают свой подвиг, сии седмь дев вместе с Леонидом. (τε) Когда всю землю наполняло нечестие, тогда зломрадие (от жертвенных животных) и самые идольские жертвенники оскверняли собою весь мир: заражался воздух, свет помрачался; царил великий страх, грозила сильная опасность; верные терпели преследование; были разведываемы град и пустыня; самыя пещеры, (служившая убежищем) для верных, раскапывались. В сие-то время был найден и схвачен неверными Леонид, сохранявший крепкое мужество с пятою другими женами; вместе с ними он пришел в Коринф, дабы пострадали седмь дев вместе с Леонидом. (παχθες) Крепкий духом, св. мученик, схваченный, как повествуется, был веден в Коринфе, и держали его во узах, шедшаго и поспешавшаго к Траянополю (не по настоящему пути, но) по грубому тернию (ις παν τς χλης), для радостнаго восприятия венца вышняго звания ( Флп. 3:14 ). Посему все множество народа, и стражи его, дивились и изумлялись ему, и давали ему возможность (χραν) уйти и скрыться, куда бы ни пожелал он; они совещавались даже и совершенно освободить его от мучилищнаго ристалища, где, наконец. пострадали оныя седмь дев вместе с Леонидом. (Τν τοιυτην βουλν) От такого лестнаго совещания Леонид уклонился (πφευγεν); укрепившись же духом, он снабдил благочестивые сердца сподвижниц своих божественными словесами, умастив их учением Евангелия 227 , дабы они могли противостать диаволу и воле его. В числе прочих были тогда две, хотя, по возрасту своему, малолетния девы, но, по духу своему, одаренныя силою Христовою, – Хариесса (Χρισσα) и Нунехея, которыя охотно совершают совокупный подвиг страдания, – седмь дев вместе с Леонидом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

E. В учении о творении мира Климент отрицает предсуществование материи и душ. Повествование Библии о шестидневном творении он считает священной аллегорией, которая имеет в виду не хронологический, а логический порядок творения. Мир создан в одно мгновение, но части мира неодинаковы по своему достоинству. Классификацию тварей по степени их совершенства и дает священный писатель под видом повествования о сотворении мира в шесть дней. F. Историю падения прародителей Климент также истолковывает аллегорически, понимая под змеем чувственность и полагая грех Адама и Евы в преждевременном удовлетворении полового инстинкта. G. В учении о Личности Христа Климент не чужд тонкого докетизма. Он утверждает, что Христос чужд был всех человеческих страстей – удовольствия, печали, волнения – и что тело Его, поддерживаемое в существовании непосредственно силой Логоса, не нуждалось в принятии пищи. H. В эсхатологии Климент отрицает хилиазм, и чувственный огонь, и вечность мучений грешников. Все наказания, налагаемые Богом на грешников, имеют исправительное значение. Поэтому и за гробом возможно покаяние и усовершенствование в добре. Но даже души праведных по смерти должны пройти период исправительных наказаний посредством огня. Это огонь раскаяния, стыда неудовлетворенных желаний. По мере очищения через страдания душа восходит к Богу, входя в сонм Ангелов и Архангелов. XIV. Ориген 1 . Биография. Ориген родился в 182 году от христианских родителей. Отец его, Леонид, был учителем грамматики. Элементарное образование и познания в Священном Писании Ориген получил под руководством отца, которого уже тогда изумлял своими вопросами о более глубоком смысле слова Божия. В 202 году разразилось гонение Септимия Севера, и Леонид был арестован. Ориген тоже стремился к мученичеству, и только хитрость матери, скрывшей всю его одежду и этим лишившей его возможности выходить из дома, спасла его для семьи. По смерти отца Ориген был взят к себе одной богатой женщиной, но скоро отказался от этой помощи, потому что в ее доме жил еретик по имени Павел. С этого времени он начал снискивать пропитание для себя и своей осиротелой семьи уроками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Нечаев, священники Андрей Ардентов, Николай Дымов, Николай Житников, Константин Разумов, Иоанн Румянцев, миряне Александра Кочкова, Елизавета Румянцева, Анна Серова, священники Феодор Лебедев, Леонид Оранский, Василий Смирнов, Димитрий Левкоев,Иоанн Розанов, Петр Зяблицкий, Иаков Зяблицкий, протоиерей Николай Бухарин, священник Иоанн Успенский, протоиерей Иоанн Доброхотов, священники Иоанн Коржавин, Леонид Виноградов.................................241 Игумения Арсения...........................261 Блаженный Максим...........................265 Блаженная Елена, священники Алексей Преображенский, Николай Авдаков, Михаил Шомфонов...................................271 Блаженный Мишенька.........................273 АВГУСТ 29.08 (11.09) Мученик Феодор Тобольский, Геннадий Хилков, монахиня Рафаила...........................276 СЕНТЯБРЬ 02.09 (15.09) Священномученик Евфимий Горячев, священники Владимир Фокин, Михаил Каргополов, Трофим Кузнецов, Никита Сторожев..................281 07.09 (20.09) Священномученик Григорий Аверин, священники Аполлинарий Скороходов, Михаил Перепелкин..306 09.09 (22.09) Священник Владимир Пьянков.................326 12.09 (25.09) Блаженный Алексей, староста Павел Байдин...329 27.09 (10.10) Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий.................341 ОКТЯБРЬ 03.10 (16.10) Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский)...........................370 НОЯБРЬ 01.11 (14.11) Страдания священномучеников Александра и Феодора Вышегородских......................401 16.11 (29.11) Мученики кимрские. Священник Феодор Колеров, староста храма Анания Бойков и мирянин Михаил Болдаков....................405 22.11 (05.12) Епископ Николай (Голубев)..................418 28.11 (11.11) Митрополит Серафим (Чичагов), монахиня Севастиана.................................423 ДЕКАБРЬ 11.12 (24.12) Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский................................451 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010