Посереди собора стоит главный престол, службу перед котором может совершать только епископ Рима, то есть папа. Сбоку от престола устроено отверстие с маленькими дверцами, где хранится доска, на которой литургисал сам апостол Петр. Над главным престолом хранятся честные главы первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы поем величание святым апостолам и, полюбовавшись величественным интерьером базилики, спешим в совсем иную церковь – маленькую, но родную. Наш путь лежит в русский православный храм. Там нас ждет батюшка Алексий, любезно согласившийся встретиться с нами. Русская церковь в Риме была организована русской эмиграцией в частном доме для нужд православных верующих. В последние годы домовая церковь святителя Николая едва вмещает всех прихожан. При храме организована воскресная школа для детей, которые вместе с законом Божиим изучают русский язык. Чтобы не забыть! Отец Алексий рассказывает нам о святынях, хранящихся в храме: честная рука святителя Никифора, патриарха Константинопольского, частички мощей многих святых. (Следует сказать, что теперь недалеко от Ватикана стоит новый православный храм во имя великомученицы Екатерины, освященный в мае сего года.) Рим. Церковь свв. мч. Вонифатия и прав. Алексия, человека Божия Получив благословение батюшки Алексия, спешим на один из семи римских холмов – Авентин. На нем стоит большой храм во имя мученика Вонифания и праведного Алексия, человека Божия. Мало кому из русских неизвестны имена этих святых. Святому Вонифатию молится почти каждая третья семья в России, – молится за тех, кого одолевает страсть блуда и пьянства. Святой мученик Вонифатий молится у престола Божия за тех, кого одолевает эта страсть, ведь сам он тоже был одолим блудной страстью к богатой римлянке Аглаиде. Живя в грехе, они оба чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время жестоко гнали христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их покровителем. Вонифатий, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами…

http://pravoslavie.ru/565.html

Бегайте, братие, таковых, да и сами никогда не называйтесь учителями, ибо один у всех нас Учитель Христос. А вы, неправильные учители, убойтесь страшного суда Божия и бросьте свое духовное святотатство. Иначе же не забывайте, что суд вам давно готов, и погибель ваша не дремлет (2 Петр. 2, 3). Аминь. Милостыня и милосердие грешников делают праведниками и в лике святых вчиняют (Память св. мученика Вонифатия Пролог декабрь 19) И слово Божие, и свв. отцы учат, что милостыня и милосердие приносят человеку великие блага: апостол Иаков учит: милость хвалится на суде (Иак. 2, 13). Товит сыну своему говорит: милостыня от смерти избавляет, и не оставляет идти во тьму (Тов. 4, 10). Блаженный Августин замечает: пред враты геенскими стоит милосердие и не попущает ввергнуть в темницу никогоже (Бес. 39, вопр. 50), и наконец, и Иоанн Златоуст пишет: милостыня престолу предстоит, не точию покровительствуя, но и Самому Судьи советуя, да виновного помилует (33 бесед к народу). Так учат и слово Божие, и свв. отцы о благах, доставляемых человеку милостынею и милосердием. Но нам кажется, что они не все еще блага перечисляют. Есть еще и особые высшая блага, низводимые на человека милостынею. Знайте, что милостыня и милосердие и грешников делали праведниками и в лики святых вчиняли. Это мы сейчас докажем вам самым делом. Святый мученик Вонифатий, память которого св. Церковь совершает 19 декабря, был, как говорится в житии его, пьяница; но, при этом недостатке, был милостив, страннолюбив и ничего не жалел для того, чтобы оказать щедрую помощь нуждающимся. Он был рабом одной богатой госпожи, по имени Аглаиды, женщины также милостивой и человеколюбивой. Однажды она сказала Вонифатию: " пойди на Восток, где страдают святые, и принеси мне мощи их, чтобы они служили на помощь нам и во спасение " . Вонифатий, улыбнувшись на ее слова, ответил ей: " а если принесут мое Тело, примешь ли его " ? Госпожа также посмеялась на его слова и назвала его пьяницею; однако, от своего намерения не отступила и, давши ему много золота, отправила его в Киликию, где мучимы были за Христа святые. Пришедши туда, Вонифатий явился к начальнику воинов, назвал себя христианином и предан был разным мукам, а потом усечен мечем. Бывшие при казни, рабы госпожи Вонифатия, взяли его тело и принесли к своей госпоже. Последняя с радостью приняла тело мученика, оказала ему много почестей и похоронила в своем доме. В честь же мученика построила храм его имени и затем, сказано, преподобне поживши и богоугодне, с миром предала дух свой Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

1) Вот Авраам, прекрасный видом и чудный своим духовным образом. а) Как велики его вера и преданность Богу! Он оставляет землю, где рождён, и, повинуясь воле Божией, идёт, не зная куда. Идёт туда, куда ему Бог укажет. Вот какова его покорность Богу... Не следует ли нам поучиться у него? 2) А любовь Авраама ко Господу? Он ей приносит в жертву единственного, любимого сына. Когда Господь потребовал показать, кого Авраам больше любит: сына или Господа, то Авраам ни на минуту не останавливается в раздумье и подымает нож над сердцем сына... Родители, вам понятна эта жертва отеческого сердца? Сравните же свою любовь ко Господу с этой любовью... 3) А вот Давид. а) Какова его любовь ко Господу? Он устраивает роскошную скинию; он в восхищении скачет, играя на гуслях, когда переносят ковчег в скинию... Читайте Псалтирь, – здесь заключены чувства Давида! б) Каково его всепрощение... Саул замышляет его убить; а он не только не мстит Саулу, но считает его своим царём, оберегает его, а когда Саул умирает, то горько оплакивает его кончину. Такого же всепрощения исполнен он и в отношении своего сына, поднявшего на отца восстание, лишившего его царского престола и изгнавшего его из родной страны. в) А каково покаяние согрешившего Давида, как велико его стенание, глубоко смирение! III. Заключение. Читайте Святую Библию, – и пред вашими глазами пусть чаще встают дивные ветхозаветные мужи. Укрепляйтесь их примерами, совершенствуйтесь в любви. Украшайтесь добродетелями. Совершенствуйтесь, как совершенствовались они; стремитесь, как они стремились ко Господу; плачьте о грехах, как плакали они в своих падениях; смиряйте себя, как смиряли они. Будьте просты, честны, правдивы и нелицемерны, как были люди тех отдалённых веков, – тогда и вы сподобитесь названия «детей Авраамовых» и возлежания на лоне сего праведника во Царствии Небесном. 56. Как заразителен пример (На день св. мученика Вонифатия) I. Из жития св. мч. Вонифатия. Он был любимым слугой богатой римлянки Аглаиды, с которой состоял в греховной связи. Когда совесть стала мучить Аглаиду, она посылает Вонифатия в те провинции, где шли гонения на христиан с тем, чтобы он оттуда привёз мощи мученика за Христа, дабы сей мученик предстательствовал за них.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Скоро и его схватили, призвали к допросу, и за то, что он признал себя христианином, судия осудил его на мучения. Сначала ему вбивали в ногти рук и ног острое железо, потом вливали в уста растопленное горячее олово, но к удивлению всех это не повредило ему, и он остался жив. Все воскликнули: «велик Бог христианский, и мы все веруем в Царя и Господа Христа!» Вонифатия отвели в темницу. На другой день снова предали его новым мучениям – бросили его в котел с горячей смолою, но и это не отняло у него жизни. Тогда мучитель велел усечь его мечом. С радостию в сердце и с молитвою на устах преклонил Вонифатий под меч свою голову. 550 человек неверных обратились к истинному Богу тотчас же после смерти мученика. Тело его было брошено. Спутники его между тем ждали его возвращения, и когда он так долго не являлся, стали думать про него худое: «верно где-нибудь он теперь пьет и веселится», – говорили они. Наконец стали всех спрашивать об нем. Тогда брат писца, присутствовавшего при допросах мучеников, сказал им: «вчера какой-то иностранец много пострадал за Христа и был усечен мечом». Они описали ему наружность его. Оказалось, что то был Вонифатий. Но спутники его не верили. «Разве пьяница и грешник пойдет страдать за Христа?» – говорили они. Они видели внешнее, но не знали, что делалось в душе этого человека. Им дозволено было осмотреть тела казненных, и, к удивлению их, между другими лежало тело Вонифатия. Стыдно им стало, что они так поносили страдальца Христова. Они припали к мощам его и долго со слезами лобызали их, прося прощения себе. За пятьсот золотых монет купили они у мучителей истерзанное тело Вонифатия, намазали ароматами, положили в плащаницу и повезли в Рим к госпоже своей. Пред прибытием мощей Аглаида слышит во сне голос: «приими того, который был раб твой, а ныне нам брат и служитель, который будет хранителем души твоей и молитвенником за тебя». В ужасе проснулась она, пригласила служителей церковных и вместе с ними вышла встретить мощи мученика. С радостными слезами приняла она их в свой дом и благодарила Бога, удостоившего принять смерть мученика в жертву за его и ее грехи. Спустя немного времени в окрестностях Рима, в своем селе, создала она церковь во имя муч. Вонифатия, куда и перенесли мощи его, от которых было много исцелений. После этого прожила она 15 лет, молилась, постилась, каялась в своих грехах, и этим очистивши свою душу от грехов нечистой жизни, мирно преставилась ко Господу, и была погребена при гробе мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вомперский В. П. 394, 461 Вонифатий (ум. 290), св. мученик 74 Вонифатий (Виноградский Дамиан Федорович, 1786–1871), подвижник, игумен Феофаниенского скита в Киеве 52 Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954), религиозный философ 372, 461 Г Гаврилов Афанасий, крестьянин 56 Гагарин Григорий Григорьевич (1810–1893), вице-президент Академии художеств, художник, археолог 268, 296, 461 Ганс Датский (XVI в.), автор описания путешествия в Москву 25, 28, 41, 461 Гаридис М. 436, 461 Гарэн Э., итальянский философ 314, 461 Гебхарт Эдуард Карл Франц фон (1838–1925), немецкий художник 295 Геннадий, иеромонах 56 Геннадий Схоларий , патриарх Константинопольский (1453–1459) 82 Георгиевский Василий Тимофеевич (1861–1923), историк искусства, уполномоченный Комитета попечительства о русской иконописи 70, 165, 167, 170, 175, 176, 179, 184, 194, 199, 245, 253, 262, 272, 273, 281, 287, 332, 392, 418, 461 Георгий Всеволодович (1187 или 1189–1238), великий князь Владимирский 311, 379, 385, 386 Георгий Новый (ум. 1515). св. мученик 151 Георгий Победоносец, св. великомученик 50, 52, 96, 151, 168, 169, 234, 358, 360, 379, 386, 425, 435 Герасимов Константин, иконописец 182 Герберштейн Сигизмунд (1486–1566), барон, немецкий дипломат и путешественник, автор «Записок о московских делах» 24, 38, 461 Герман, монах 53 Гермоген, патриарх (1606–1612), святой 241, 242 Гёте Иоганн Вольфганг (1749–1832), немецкий писатель, мыслитель 159 Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872), историк-славист, фольклорист, публицист 30, 31, 461 Глеб (ум. 1015), св. мученик 275, 277, 311, 361, 373, 379. 385, 386 Голенкина А.Р., художница 453 Голицын Василий Васильевич (1643–1714), государственный деятель 328, 350, 360 Головин Н.Г. 200 Головкин Михаил, граф 182 Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834–1912), историк церкви, профессор Московской духовной академии 57, 83, 221, 240, 253, 461 Голынец Г. 163, 461 Голышев Григорий (упом. 1718), иконописец из Мстеры 160 Голышев Иван Александрович (1838–1896), крестьянин-археолог, основатель литографии в Мстере 160, 166, 168, 171, 172, 177, 179, 196, 199, 201, 205, 206, 208, 209, 262, 271, 272, 294, 354, 427, 428, 429, 433, 461, 462

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Премудрый Лев, почитая благочестие жены своей Феофании, воздвиг храм во имя ее, но она этого не захотела; он обратил этот храм, по совету отцов в храм всех святых и учредил празднество в честь их, говоря: «если Феофания блаженна, то пусть празднуется со всеми святыми». 18. Св. муч. Севастиан и дружина его Вера дороже злата Больной епарх, призвав тайно из темницы мученика Транквилина, давал ему деньги, чтобы тот исцелил его; но мученик сказал, что «Бог гневается на хотящих купить, или продать благодать; если же хочешь получить исцеление, веруй в Сына Божия и будешь здоров, как и я от того же выздоровел“. Ангел неприкосновен для не крещенных Когда епарх идолов разрушал, явился к нему ангел в виде юноши и сказал: «Господь Иисус Христос, в Которого ты уверовал, посылает чрез меня тебе совершенное здоровье». Епарх вскочил и хотел броситься к ногам и облобызать ангела, но ангел сказал: «не дерзай коснуться меня, ибо ты святым крещением не омыт еще от идольского смрада“. Мученичество и исповедничество По совершении Божественной литургии, папа сказал: «Господь наш Иисус Христос, ведая немощь естества нашего, два пути верующим показал: один мученический, а другой исповеднический, чтобы тот, кто путем мученичества идти не может, шел путем исповедничества“. 19. Св. муч. Вонифатий Польза иметь у себя святые мощи Аглаида говорила, что она слышала от некоторого благочестивого мужа, что если кто имеет у себя мощи мучеников и почитает их сколько может, тот ко спасению многую получает помощь и в душе его грех не умножается, но он удостоится вечного воздаяния, удостоится того блаженства, которым наслаждаются мученики. Иногда и грешника пророчество исполняется Св. Вонифатий, посылаемый из дому за покупкою мощей, сказал шуточно Аглаиде: «что если вместо тела мученика, мое тело, за Христа замученное, принесут к тебе, – приимешь ли честно?» Но Аглаида строго заметила: «теперь не время шуткам, но благоговению; надлежит тебе в пути вести себя честно, благочестиво, воздержно и кротко, помня, что берешься служить тем, которых недостоин ты и коснуться и воззреть». Предсказание Вонифатия скоро исполнилось, ибо он, видя страдания мучеников, сам присоединился к ним, был замучен, стал нетленным и был представлен к госпоже в виде мощей. Мертвый мученик улыбкою изъявил прощение обид

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

II. Св. муч. Вонифатий по истине может служить образцом истинного покаяния. Смотрите: какая быстрая перемена во святом после долгого пребывания во грехе! Прежде невоздержание, нетрезвость, а теперь пост во все время путешествия его до места страдания, – прежде плотская нечистота, холодность, беспечность к делу спасения, а теперь необыкновенная жажда этого спасения, – он думает об одном, как бы поскорей получить его, всю дорогу думает о том. Прежде греховные сласти, наслаждения плоти, а теперь терзания этой плоти, не только болезни, даже мучения в ней, пролитие крови, отсечение главы. И все это совершенно добровольно и тогда, когда бы легко мог он избежать этих страданий. Да, св. мученик вполне, самым очевидным образом, самым делом доказал искренность своего раскаяния, своей ненависти ко греху, своей любви ко Христу. И как же было Господу не помиловать и не прославить его? Так-то и нам, братия, нужно доказывать искренность покаяния – самым делом, всем поведением своим. Между тем многие из нас имеют превратные понятия о покаянии. Они думают, что покаяться – это значит поговеть неделю или менее того, несколько в это время воздержаться в пище, походить в церковь , исповедаться и причаститься святых таин. Но это будет говение, исповедь и причащение святых таин, а не покаяние. Можно говеть – держать пост самый строгий, упражняться в молитвах подолгу и почасту и однакож при всем этом оставаться нераскаянным. Можно без утайки открыть пред отцем духовным всю душу – все, что делается в ней, и при всем том не быть преисполненным чувства покаяния, быть далеким от истинного покаяния. а) Покаяние истинное совершается прежде всего в душе. «Только сердечным сокрушением врачуется болезнь души», говорит св. Ефрем Сирин ; покаяние состоит прежде всего в скорби и болезни о грехах. У кающегося воистину невольно вырываются вздохи из груди, подобно вздохам мытаря, льются и слезы, подобны слезам бдудницы, является и самоосуждение, представление себя худшим всех. б) Чтобы покаяние было истинное, для этого нужно, далее, разлюбить, даже более – возненавидеть грехи, особенно любимые нами, и затем решиться более не повторять их и совсем оставить их! «Что значит раскаяться в грехах?» – спросил один брат авву Пимена.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

22.03.2012 С БЛАГОДАРНОСТЬЮ МУЧИТЕЛЯМ (Священномученик Николай Тохтуев XX век) Протодиакон Николай Тохтуев принял священный сан в 1922 году, в самый разгар войны, которую молодое советское государство вело против Церкви. Гонения не обошли его стороной: по ложному обвинению он был арестован и отправлен в ссылку. Отбыв срок, протодиакон служил в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в подмосковном поселке Болшево. 22.03.2012 ПРЕДЕЛЫ ЖЕСТОКОСТИ (Мученица Александра. III век) Святая мученица Александра жила в малоазийском городе Анкире (нынешняя Анкара) в конце III века. Сведений о ее биографии почти нет. Известно лишь, что вместе с шестью своими подругами-христианками Александра вела девственный образ жизни, образовав некое подобие монашеской общины. 22.03.2012 НА ПЛОЩАДИ ТАРСА (Мученик Вонифатий. III век) Святой мученик Вонифатий жил в Риме, в III веке. Он был рабом молодой, ветреной и очень богатой аристократки Аглаиды. Но рабство не слишком тяготило Вонифатия, ведь ему не пришлось добывать мрамор в пыльных каменоломнях или обливаться потом на плантациях. Рано оставшись без родителей, легкомысленная хозяйка возложила на Вонифатия все хлопоты по управлению своим домом и обширными земельными владениями. Раб-управляющий прекрасно вел хозяйские дела, к тому же был молод, красив, и отличался веселым нравом. Нужно ли удивляться, что вскоре он оказался еще и любовником своей хозяйки… 22.03.2012 МИЛОСЕРДНАЯ КНЯГИНЯ (Преподобная Елизавета. XX век) Святая Елисавета родилась в XIX веке в столь знаменитой семье, что по всей Европе трудно было бы найти более родовитую аристократку. Достаточно сказать, что ее бабушкой была… королева Англии. А сама Елисавета носила титул принцессы Гессенской. Выйдя замуж за младшего брата русского императора, она переехала в Россию и получила титул великой княгини. Однако это была какая-то очень странная княгиня, совсем не похожая на остальных придворных дам. 22.03.2012 ДЕВУШКА И ЛЕВ (Мученица Дарья Римская. III век) В конце третьего века в Римской империи продолжались гонения на христиан, которые отказывались поклоняться языческим божествам. За одну лишь веру в воскресшего Христа честных и законопослушных людей лишали свободы, подвергали жестоким истязаниям и мучительной смерти.

http://foma.ru/tag/tema-nomera-mucheniki

Идеальная смерть. Страшная смерть Теперь, какая смерть лучше? Самая лучшая смерть для христианина, конечно, мученическая за Христа Спасителя. Это самая наилучшая смерть, которая возможна для человека в принципе. Некоторые посылали соболезнования в Оптину пустынь после убийства трех монахов, для христианина же это на самом деле величайшая радость. В древней Церкви никогда соболезнования не посылали, когда кого-то где-то убили. Все церкви всегда немедленно посылали поздравления. Представляете, поздравить с тем, что у них появился новый защитник на Небесах! Мученическая смерть смывает все грехи без исключения, кроме ереси и раскола. Все остальные грехи — блуд, убийство, прелюбодеяния — смываются. Ересь — это искажение учения Церкви, не по незнанию, а именно сознательное, которое идет против воли Бога. Так? А раскол — это организация мятежа против Церкви. Все остальные грехи смываются. Вспомните мученика Вонифатия! Нас все время подводит славянский язык. Как в свое время славяне неправильно перевели слово «мученик», с тех пор мы всегда неправильно его понимаем. Вообще, слово «мученик» нельзя воспринимать в значении мученик. Это свидетель. Вот как раз-то у арабов — шахид. Только у них свидетель того, что дух-Аллах зол, а у нас свидетельство, что Христос благ и победил смерть. Поэтому мученик тот, кто своей кончиной засвидетельствовал, что Христос победил смерть, что Он воскрес из мертвых. Вот в чем суть свидетельства, а не в том, что человека мучают. У нас есть мученики, которые вообще умерли своей смертью. Например, первомученица Фекла, которая скончалась своей смертью, но она мученица. Или, например, мученица Голиндуха или святая Шушаника. Известно, что они, хотя и прошли через пытки, через издевательства, но умерли своей смертью. При этом они — мученики, потому что засвидетельствовали слово Божье своей жизнью, своей смертью. Теперь, конечно же, мы всегда молимся. Я думаю, каждый из нас с искренним сердцем осеняет себя крестным знамением и делает поклон, когда мы молимся о «христианской кончине живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на страшном суде Христовом» мы просим. Надеюсь, каждый из нас этого искренне желает. Если говорить про кончину жизни, интересно, что из таких естественных кончин, самая лучшая та, о наступлении которой догадываешься. Поэтому часто считается, что раковые заболевания — милость Божья, потому что человек знает, что через несколько месяцев он умрет. Он может подготовиться, он может примириться с людьми, он может каким-то образом исправить себя, подготовив для вечности.

http://azbyka.ru/instrukciya-dlya-bessme...

Более того, крещение кровью не только вводит божественных ревнителей в Церковь , но и открывает им путь на небо, и поэтому оно намного превосходит первое, поэтому «первое крещение – водой и Духом – заповедано нам, а второе – собственной кровью – дано как выбор» 272 . С другой стороны, жития святых мучеников содержат немало примеров внезапного духовного прозрения, так что путь к мученичеству, продлённый у некоторых на целые годы, иногда проходится за очень короткий срок. Пламенная любовь к внезапно открывшемуся Спасителю иногда сужает длительный подготовительный период до нескольких мгновений. Этим путём вошли в рай благоразумный разбойник Рах, севастийский мученик Аглай, эфесский комедиант-мученик Порфирий, святой мученик Вонифатий, святой мученик Омир Иерусалимский и многие, многие другие. Однако этим таинство мученичества не исчерпывается. Церковь знает также множество примеров ветхозаветного мученичества, претерпеваемого за истинного Бога и соблюдение Его закона. Факт ветхозаветного мученичества становится ещё более загадочным, если принять во внимание тот критерий церковности, о котором было сказано выше. При вспоминании подвигов ветхозаветных мучеников, лишённых новозаветной благодати, неизбежно возникает вопрос: где же черпали силы эти во многом не уступающие мужеству христиан древние ревнители? На первый взгляд, их подвиг невозможно объяснить ни подражанием Христу, ни причастностью к Церкви. Если мученический подвиг пророков может быть рассмотрен как проявление особой благодати, данной им для свидетельства о едином истинном Боге и Его непреложных заповедях, то мученичество других ветхозаветных праведников предстаёт непостижимой тайной. Пристальное внимание святых отцов привлекал подвиг святых мучеников Маккавеев. По поводу этих ревнителей святитель Феофан (Быстров) замечает, что, как и Пророки, «они жили ещё до пришествия Христа Спасителя на землю и до крестных страданий Его, когда Он ещё не был прославлен и Дух Святый ещё не сошёл на Апостолов, а через них и на всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010