То суть мученики первых веков, подвижники и святители. Последние два лика отчасти сливаются, так как многие из подвижников становились потом епископами. Относительно первых, то есть мучеников, не возбуждается никаких сомнений. Они по своим страданиям за Христа являются такими же мучениками, как и иные, почитаемые Церковью, некоторые даже имеются в проверенных русских месяцесловах; и ныне о них упомянуто лишь потому, что они неизвестны большинству мирян, пользующихся лишь краткими месяцесловами и календарями. Таковы, например, святитель Пофин, епископ Лионский, и остальные лионские мученики. Необходимо было указать живущим ныне вблизи мест их подвигов и останков святых мощей на те неоценимые духовные сокровища и призвать православную паству к почитанию их. Запад полон подобных мучеников. Ещё в первые десятилетия нашего изгнания начались по частным починам паломничества к здешним святыням, но многим они неизвестны доселе, хотя известны другие достопримечательности. Весьма чтимым издревле является в Марселе мученик Виктор, пострадавший с обращёнными им стражами Александром, Фелицианом и Лонгином. Над их гробницами преподобный Кассиан Римлянин создал свой монастырь, в котором подвизался и почил. В православном месяцеслове имеется несколько мучеников с тем же именем Виктора, но из описаний их страданий видно, что то разные мученики. Таким же чтимым издревле мучеником является св. Албаний вблизи Лондона; мощи его почивают там доселе, сохранилось подробное описание его подвигов. Упоминается в некоторых церковных памятниках легион св. Маврикия, пострадавший за Христа в горах Швейцарии, подобно дружине Андрея Стратилата на Востоке; сей Маврикий соименен другому Маврикию, пострадавшему с сыном Фотином, но по месту и роду страданий видно, что это разные мученики. Освятил своей кровью Тулузу и епископ Сатурнин, влачимый за Христа по улицам города в середине III века. То все те мученики, кровь которых была семенем Христовым, которых Церковь почти ежедневно воспевает в различных «мученических» тропарях и стихирах и о которых также упоминается там, где процвели и дали плоды семена их крови. Они являются тоже якоже кровьми, как и кровь других «иже во всем мире мученик», украсившая Церковь «яко багряницею и виссом» [Тропарь в Неделю Всех святых]. Продолжателями мучеников во утверждение веры и благочестия на Западе, как и на Востоке, были святители и преподобные. Первое монашество на Западе тесно связано с Востоком. Сведения о нём и его основателях сохранились в трудах их учеников или других близких по времени писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Бонакер, владелец фабрики по производству печатных икон на жести 254, 255, 256, 260, 261, Борин В. 360, 460 Борис (ум. 1015), князь, св. мученик 51, 275, 277 Бороздин Семен (Семейка, упом. 1601), «строгановский» иконописец 417 Борромейский Карл, святой 240 Борромео Федерико, кардинал, автор трактата «О священной живописи» (Милан, 1625) 394 Браниус Т. 392, 460 Брейгель, Ян Старший (1568–1625), голландский художник 296 Бродель Фернан (1902–1985), французский историк 14, 29, 207, 460 Бронин Захарий (упом. 1823), иконописец из Палеха 403 Бруин Корнелий де (1652–1727), голландский художник, этнограф и писатель, автор описания путешествия в Московию З8, 41, 460 Брюхов (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Брягин Е.И., иконописец, реставратор 169, 21З Брянчанинов Дмитрий Александрович (Игнатий, 1807–1867), епископ Кавказский и Черноморский, святой 40, 460 Бугро Адольф Вильям (1825–1905), французский художник 246 Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), религиозный философ 7, 443, 460 Бусева-Давыдова И.Л. 323, 460 Буске Жак, историк искусства 297 Буслаев Федор Иванович (1818–1897), филолог, историк искусства 23, 163, 299, 314, 315, 387, 392, 460 Буговский Виктор Иванович (1815–1881), директор Строгановского училища технического рисования 296, 460 Буторин Никита (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Буторин Никифор (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бутурлин Иван 159 Бухау Даниэль фон (1546–1608), посол в Москве императоров Максимилиана II и Рудольфа II, автор записок о Московии 200, 460 Былинин В. К. 104, 460 Бычков В.В. 80, 97, 460 Бялостоцкий Я., польский историк искусства 293, 301, 356, 391, 460 В Вазари Джорджо (1511–1574), итальянский живописец. историк искусства 313 Вакуров Никита (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Варвара (ум. ок. 306), св. великомученица 74 Варварин И.А., палехский иконописец и преподаватель учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе 282 Варкоч Николай. австрийский дипломат, приезжавший в Москву в 1589, 1593 и 1594 гг., автор описаний путешествий 28, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Все были уверены, что Коля обязательно поступит. Службу он знал хорошо, в Почаеве научился петь на богослужении, в семинарию ему помогали готовиться опытные отцы. Но в следующий раз Николай вернулся из Сергиева Посада, тогда еще Загорска, растерянный. Архимандрит Алексий ему отказал, вернул документы, причем довольно сухо, ничего не объясняя. Мы не могли ничего понять, пока нам не объяснили, что все документы желающих поступить в семинарию проверяет уполномоченный по делам религии Загорска. И уполномоченный решает, кого можно допустить к экзаменам, а кому отказать. Но ведь архимандрит Алексий не мог об этом сказать молодому парню». Ход истории в судьбе Николая изменил свое русло. Несколько месяцев он жил в Москве у Виктора в коммуналке, ревностно совершая свое молитвенное правило со множеством земных поклонов. И, наконец, решил возвратиться в Почаев. Снова Почаев «В лавре в то время жил на покое старенький игумен Пафнутий, опытный духовник, молитвенник, монах высокой духовной жизни, – вспоминает Виктор. – Коля стал у него духовно окормляться. Отец Пафнутий брал его с собой в поездки по стране, служили в домовых храмах, Коля помогал ему во время богослужений. Особенно сильное впечатление на Николая произвела поездка с игуменом Пафнутием в Абхазию. Он рассказывал, что они служили на месте, где принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. По-видимому, игумен Пафнутий решил, что путь Николая – быть священником, а рукоположить его могли лишь в какой-то из епархий после послушания чтецом и алтарником на одном из приходов. И отец Пафнутий повез Колю в Ташкент к владыке Варфоломею 4 , которого очень хорошо знал и был с ним дружен». Ташкент «Владыка Варфоломей был высокодуховный, чрезвычайно кроткий человек, – вспоминал священник-исповедник Павел Адельгейм. – Он всегда умел найти слова поддержки и даже мог вступиться перед сильными мира сего. Ему можно было довериться во всем. К нему всегда обращались, когда было трудно с уполномоченным и казалось, что все погибло. Владыке приходилось быть очень сдержанным, особенно в общении по телефону, ведь разговоры прослушивались, и о каждом его шаге постоянно доносили уполномоченному» 5 .

http://pravoslavie.ru/158024.html

За последние годы изданы десятки книг, в которых раскрыт подлинный облик Царя- Мученика на основании свидетельств современников, людей, близко знавших Царскую Семью. Десятки серьезных историков исследовали причины Русской катастрофы, известны слова о Святом Царе великих святых - прав. Иоанна Кронштадского, прп. Анатолия Оптинского, прп. Кукши Одесского, многих других подвижников благочестия. О святости и величии подвига Царя Мученика и всей Августейшей Семьи говорили и писали наши современные старцы архим. Иоанн Крестьянкин, схиархим. Иона Игнатенко и многие другие. По всей стране возводятся храмы в честь Царственных Мучеников, много лет идет всенародный Царский Крестный ход в Екатеринбурге. Известны сотни свидетельств чудесной помощи Святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев православным христианам в России и других странах. Что же не дает смириться тем, кто пытается внушить сомнения в святости Государя? Какой дух заставляет их порочить память святого, прославленного Русской Православной Церковью? Последние несколько лет эта публика принялась настойчиво обвинять в «царебожии» тех, кто искренне почитает Царскую Семью. Усердно борется с какой-то «сектой царебожников» и при этом упорно пытается навязать свой взгляд на личность Святого Царя. Причем, претендуя на некую элитарность и особую просвещенность своего взгляда на историю. В отличие от «суеверного народа», который, по их мнению, любит «творить кумиров» и не способен трезво и «богословски выверено» почитать Царя. То некий византолог в 1914-м году в своих выступлениях пытается убедить в том, что «Николай и Вильгельм развязали мировую бойню и виновны в Первой Мировой войне», да и вообще «мировая война произошла потому, что существовал такой чудовищный строй, как монархия». То некий «эссеист» доказывает, что Царь-Мученик был «заурядным полковником», ну разве что «хорошим семьянином с оттенком пошлости». То некий историк называет Григория Ефимовича Распутина «гопником и хлыстом», хотя еще в 90-е покойный церковный ученый, известный своей молитвенной жизнью архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Георгий (Тертышников) предоставил Синодальной комиссии по канонизации доклад об отношениях Царской Семьи и Григория Распутина, после которого один из архиереев с удивлением произнес: «Но после Вашего доклада, дорогой батюшка, получается и Распутина канонизировать надо!». Уже изданы несколько томов исследований Сергея Фомина, недавно вышла книга выдающегося русского историка профессора Александра Николаевича Боханова, другие серьезные и добросовестные исследования, в которых раскрывается правда о личности оклеветанного и убитого верного Царского Друга, простого русского крестьянина Григория Ефимовича.

http://radonezh.ru/monitoring/nado-prosi...

Замечательно сказал протоиерей Димитрий Смирнов, который возглавляет синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами: «Прославят воина Евгения через 10 лет, через 5, или через 50, или 100 не столь важно. Но я не сомневаюсь, что он мученик за Христа». На чем основана наша уверенность в том, что воин Евгений сохранил верность Христу? Дело в том, что когда главарь банды Хайхороев увидел фотографию Жени в руках Любови Васильевны, он сказал: «Этот сам виноват. Снял бы крестик - остался бы жив». Сказано это было в присутствии представителей ОБСЕ, «Врачей без границ», солдатских матерей, так что свидетели были. Не совсем понятно, почему этого свидетельства о подвиге воина-мученика недостаточно протоиерею М.Максимову. Когда журналист, удивившись, спрашивает: «- То есть нужно привести чеченцев, которые отрезали ему голову, чтобы они подтвердили, что Евгений отказался снять нательный крестик?» Протоиерей Максимов уверено отвечает: - Вопрос вообще в ответственности таких свидетелей. Тем более они убиты, время упущено». Вызывает удивление и утверждение протоиерея М.Максимова о том, что всех, кто считает воина Евгения святым, оказывается, ввели в заблуждение. Неужели он считает, что многие священники, среди которых есть люди известные высокой молитвенной жизнью, русские и сербские архиереи, монашествующие и огромное число простых православных людей почитающих память воина-мученика - это все недалекие или слишком экзальтированные люди? Люди, которых можно легко ввести в заблуждение, так как они не имеют духовного опыта и лишены трезвости в рассуждениях, в отличие от самого протоиерея М.Максимова. Удивляет подобное отношение к православному народу. Может быть, стоит более внимательно и уважительно относится к народному почитанию. Напомню, что народное почитание всегда считалось одним из самых главных свидетельств святости подвижника. Но самое возмутительное в высказывании протоиерея Максима, это явное оскорбление Любови Васильевны Родионовой. Неужели он не понимает, постоянно подчеркивая, что все, что мы знаем о смерти Евгения известно со слов матери, тем самым оскорбляет Любовь Васильевну? Таким образом он косвенно обвиняет ее в обмане, считая, что словам матери нельзя доверять.

http://radonezh.ru/monitoring/priimesh-z...

игорь 26 января 2017, 20:56 мы делая косметику и стволовые клетки из абортивного материала тем самым узаконили еще вампиризм. неважно пете вы кровь младенцев как это делают сатанисты или используете компонент крови через шприц. суть остается та же. Виктор 14 января 2017, 01:42 Замечательная статья.Благодарю Вас, отец Владимир, за логичность, ясность и доброту Ваших слов! И, самое главное, за отсутствие лишнего пафоса, которое делает статью абсолютно убедительной. Р.К. 13 января 2017, 01:42 К сожалению, наши сограждане в абсолютном большинстве являются наследниками Ирода. Сколько своих детей мы убиваем ежегодно? На что можем рассчитывать в будущем? На участь иродову? Ольга 12 января 2017, 23:00 Очень нравятся всегда статьи этого неординарного автора. Георги 12 января 2017, 22:07 Спаси Господи за слово! Но Диакон не прав в " Что бы произошло с Вифлеемскими младенцами, если бы они не погибли? Весьма вероятно, что если бы они выросли, то оказались бы в безумной толпе у претории Пилата и кричали бы: «Распни Его!». Уже имея благодат мученика, врят ли бы упали, может бы преткнуться, но точно не доходили до того, что бы кричали " Распни Его " . Даже просто нормальный православный верующий человек не сможет кричат и настайвает на убийство невинно осужденного, его сердце почувствует все это, а что говоря о крики против Самого Господа. Тем более это важит для Богоизбранные Младенцы. Может бы в жизни кто то из них преткнулься или даже упал бы, но точно не на столько. 12 января 2017, 18:14 Сильная статья. Храни Вас Господь, отец Владимир. Сергей 11 января 2017, 21:10 В тексте этой замечательной статьи есть небольшая неточность. Убиенных оптинских иноков невозможно канонизировать как мучеников, поскольку мученик - это человек, который мог спасти себя, отрекшись от Христа, но сознательно выбрал исповедание и смерть. Они же - не мученики , но страстотерпцы. Валерий Ивкин 11 января 2017, 18:19 Современные ироды - оптимизаторы здравоохранения России и Москвы, в частности. В последней, на самом деле, последней столице во время Рождественского Поста решили закрыть аж три психиатрические больницы...

http://pravoslavie.ru/100080.html

Он напомнил, что они были 200 лет в унии, а до этого 700 лет все-таки в православии, и пора возвращаться к вере отцов.   - А как они собираются «украинский мир» создавать, о котором говорит Шевчук, коли Филарет отказывает униатам в украинстве? - Дело в том, что украинская национальная культурная традиция – антиуниатская. Отцы нации, к памятникам которых в государственные праздники возлагают цветы, – Шевченко и Грушевский – считали унию самым большим преступлением против украинского народа. Этого же мнения придерживались и Гоголь, и Лысенко, и Панас Мирный, и Леся Украинка, и другие великие деятели национальной культуры. Уния насаждалась огнем и мечом, превратила страну в руину, пролила, по слову Шевченко, «широкое море слез и крови», куда дотягивалась – оставляла после себя выжженную землю. Произведения Шевченко католические монахи уже в ХХ веке прокляли и сожгли на Ватиканском холме за антипапские стихи. Мученик Гавриил Костельник, инициатор возвращения униатов в православие, говорил: мы даже стыдимся называть себя униатами, а называем «греко-католиками», потому что знаем, сколько бед уния принесла украинскому народу. Так что совмещать в одной голове унию и украинство, действительно, невозможно. По крайней мере, с точки зрения здравого смысла.   - Виктор Янукович объявил, что празднование 1025-летия Крещения Руси будет всеукраинским и международным, пройдет в каждом городе, каждом селе Украины, в нем примут участие все конфессии, поскольку Крещение Руси стало «цивилизационным выбором нашего народа». Как ты эти празднования представляешь? - Крещение Руси, безусловно, судьбоносное событие для наших народов. Святой равноапостольный князь Владимир, отвергнув католицизм, иудаизм, ислам, выбрал православие, чем предопределил цивилизационный путь развития наших народов. Они не только пошли по этому пути, но и создали свою восточнославянскую цивилизацию, внесшую свой неповторимый вклад в духовное и культурное наследие человечества. В Крещении Руси родилась Русская Православная Церковь – тысячелетний духовный стержень наших народов.

http://radonezh.ru/analytics/vasily-anis...

– Очень многие говорят об особенной жертвенности отца Даниила… – Да. Он был от природы слаб здоровьем, очень болезненный, тяжело переносил перелёты, но несмотря на свою слабость, телесные немощи, он никогда не имел жалости к себе, и не давал себе отдыха в миссионерских поездках. Он всегда говорил: «Не делайте мне скидок, я приехал сюда не для того, чтобы отдыхать, а чтобы послужить Господу». По его настоянию ему, даже очень уставшему, организовывали всё новые встречи и лекции. Когда видишь это, понимаешь, что человек в каком-то смысле находится на кресте, то есть добровольно жертвует собой ради того, чтобы быть полезным людям. Видно было, насколько сильно он не жалел себя ради Бога. – Для вас он – мученик? – Да, я чувствую, что он угодил Богу, и что Господь сейчас его слушает, а значит, у нас появился новый молитвенник на небе. Протоиерей Виктор Горбач, руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма свт. Иннокентия Московского (г. Южно-Сахалинск): – С отцом Даниилом мы общались немного. Первый раз я познакомился с ним на одной из секций Рождественских чтений, где он очень ярко и интересно выступал. Помню, дух православной миссии ощущался в самом воздухе. Мне запомнилась тогда идея отца Даниила о необходимости проповеди в чеченских сёлах. Сначала она казалась какой-то странной, но потом, когда я её проанализировал, я подумал, что, может быть, именно это и составляет подлинную православную миссию. Вторая наша встреча произошла на молодёжном форуме «Селигер». Отец Даниил был одним из немногих представителей духовенства, которые с утра до вечера находились на территории лагеря и очень много общались с молодёжью. Он так ярко и живо общался с людьми, что буквально заряжал их своей энергией и миссионерским настроем. Но по-настоящему я познакомился с отцом Даниилом уже после окончания его земной жизни, когда к нам на Сахалин приехала группа миссионеров, привезя с собой его аудиолекции. Слушая их, я был поражён его цельности и подлинно библейскому основанию его бесед. В них сквозила яркая, в чём-то непримиримая вера и призыв к миссионерской активности. При этом для него это были не просто слова, что и доказал своей жизнью. И это, конечно, очень вдохновляет в служении.

http://pravmir.ru/svet-vechnoj-zhizni/

Свв. отрок Зойл и 19 его товарищей были замучены в Кордове в 301 году. Их мощи позднее были перенесены в монастырь св. Зойла близ Леона. Память 27 июня. Свв. Викентий, Сабин и Христета приняли мученическую смерть в Авиле, в центральной Испании в 303 году. Память 27 октября Св. Левкадия, дева, умерла в тюрьме в Толедо в 303 году. Память 9 декабря. Св. Викентий, родился в Уеске на северо-востоке Испании, служил диаконом святителя Валерия, епископа Сарагосского (см. под 315 годом) и принял мученическую смерть в Валенсии в 304 году, когда пострадало великое множество мучеников. После пыток его безуспешно попытались распять, и затем заживо сожгли на решетке для пыток. Ныне его мощи почивают в Риме. Мученик Викентий — один из величайших святых Испании и память ему празднуется во всем христианском мире 22 января по западному и 11 ноября по восточном месяцеслову. Св. Евлалия, четырнадцатилетняя дева-мученица из Барселоны, была убита в 304 году. Она — одна из наиболее почитаемых святых Каталонии, где имя святой произносится как Аулайра, Аулазия или Олалья. Празднование ее памяти внесено и в восточный и западный месяцеслов. По западному месяцеслову ее память празднуется 12 февраля, по восточному 22 августа. Свв. Оптат, Луперкий, Саксесий, Марциал, Юлия, Квинтилиан, Публий, Фронт, Феликс, Цецилиан, Евентий, Примитив, Аподемий и четыре святых с именем Сатурнин были замучены в Сарагоссе в 304 году в правление префекта Дациана. Память 16 апреля. Свв. Гай и Крементий также были замучены в Сарагоссе в 304 году. Память 16 апреля. Св. Энграция (Энкрация, Энкрасия), дева-мученица пострадала в Сарагоссе в 304 году. На месте, где ее страшно истязали, и где она претерпевала мучения за Христа, до сих пор стоит храм. Память 16 апреля. Св. Виктор был замучен в Мериде в 304 году. Память 24 июля. Св. Кукуфас (Кугат, Кукуфат), один из наиболее почитаемых мужчин мучеников в Испании, пострадал неподалеку от Барселоны. На месте его мученичества позднее был основан монастырь св. Кугата Вальского. Память 25 июля.

http://pravoslavie.ru/1985.html

Так вот, теперь и оглянитесь на себя: если так говорит святой, то как же вам-то после сего говорить: «Я ничего, я не грешен; спроси вот у других обо мне!» Да что такое другие-то? Прежде всего ведь такие же люди, как и все, т. е. с грехами и недостатками; а затем ведь не они будут судить вас на том свете, а будет судить Господь. Ввиду этого и не хвалитесь своей праведностью и не указывайте на других, как на хвалителей ваших; а поступайте совершенно наоборот, и именно: или как мытарь, бивший себя в грудь, или как блудница, омывшая слезами ноги Спасителю, или как Петр, плакавший о грехе своем горько, или, наконец, как Давид, на всякую ночь слезами постелю свою мочивший. И когда так будете поступать, тогда уже не люди, а Сам Господь похвалит вас, ибо сказано: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». А когда похвалит вас Господь, тогда эта похвала уже и будет для вас подлинно награда великая и совершенная, ибо она вас наследниками Царствия Божия соделает. Аминь. 3-й день 189. Христос Спаситель есть наша радость (Из жизни св. мученика Евтропия. Чет. Мин. марта 3) Святой мученик Евтропий говорит: «По вся дни увеселяет нас Христос наш, посещая ны благодатью Своею». Правду ли так говорит Евтропий? Истинную правду, братие, и сомневаться в этом никак не должно, ибо за слова мученика говорит самое дело. В самом деле, чего не сделал для нас Христос Бог наш? Чего не сделал, хотя бы прежде всего для того, чтобы мы научились право веровать в Него и достойно чтить Его? «Для сего, – говорит знаменитый церковный вития, 1 – Господь сделал так, что облака дарований духовных всегда носятся над землею сердец наших; роса благодати всегда готова к их освежению; в семенах духовных ни для кого нет недостатка; самые бразды в душе и сердце во множестве проводятся невидимою рукою Провидения, посредством событий в нашей жизни. А сколько еще средств у нас к тому от Христа, чтобы не оставаться в духовной тьме, выйти из естественного неведения о Боге и душе, об участи, ожидающей нас за гробом, и о средствах к нашему вечному спасению: солнце откровения Божественного всегда над главою нашею; книга слова Божия всегда в руках наших; Церковь , сие училище Божие, открыта со всех сторон каждому; читай и поучайся, слушай и поучайся, смотри и поучайся; кругом свет и истина! Так подлинно по вся дни увеселяет нас Христос наш, посещая ны благодатью Своею!»

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010