Но остались книги, размышления, воспоминания, общение с его семьей. Среди книг – спутников жизни – «Столп и утверждение Истины». Читаемый в разные годы, он хранит ее характерные пометки, записи на полях. Подчеркнутые строки вызывают согласие или невольный протест, как будто происходит диалог двух собеседников. Восприятие Марии Вениаминовны никогда не было и не могло быть пассивным. Что же вызвало ее ответную реакцию при чтении страниц, насыщенных острейшей диалектикой самого процесса мышления? В Письме восьмом «Геенна» размышление Флоренского о конечных судьбах человечества дано в антиномическом столкновении взаимоотрицающих суждений. Флоренский говорит о невозможности предвидеть конечный исход, основываясь на суждениях рассудка, ставящего условием нравственную свободу человека. И вот, на полях, против диалектического антитезиса – «невозможна возможность всеобщего спасения» – Мария Вениаминовна протестующе пишет: «НЕТ!». 217 Она подчеркивает противоположное требование: «Душа требует прощения для всех, душа жажд т вселенского спасения, душа томится по «мире всего мира " ». Трижды ставит она отрицающее «нет» против неприемлемых ее сознанию логических доводов о невозможности прощения для всех и на странице 211 пишет: «Бесконечно любимый и чтимый отец Павел, Учитель, Светоч, Мученик, – все это лишь логика . Никто не счастлив, если несчастен другой». 218 Но разве в этом споре Pro и Contra могла она быть иной? Душа ее требует всеобщего прощения, и потому она так страстно протестует, ибо верит в оправдание страданий, в действенность Бесконечной Творческой Любви. В этом замечании на полях Теодицеи Флоренского отражено глубочайшее убеждение Марии Вениаминовны – самоотверженной, активно стремящейся утверждать в жизни добро, отражена ее истинная сущность, страдание и величие ее сердца. Доброта и любовь к людям были для нее высшим мерилом человеческих отношений, качеством основным и главным. «Но не только к людям; также и к зверям, лесам, лугам, полям, ко всему мирозданию в его красе и величии и в его мельчайших дивных подробностях». 219

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Спаситель сказал: изливается за многих, то есть за всех, ибо многие – все равно, что все. Почему же Иисус Христос сначала не сказал: приимите вси, и ядите, а потом произнес: пийте от нея вси? Некоторые говорят, что из-за Иуды, который, взяв хлеб, не съел его, но скрыл, имея намерение показать его иудеям и сказать, что Иисус хлеб сей называет Своим Телом; пийте же – потому, что Иуда, не имея возможности скрыть вина, должен был против воли выпить его. Другие же правильнее говорят, что не все могут вкушать твердую пищу, но только возрастные, а пить могут все, а потому и сказано: пийте вси. Так точно и простейшие предания веры всем удобопонятны, а важные и высокие – не всем». §45. Аминь Иустин мученик в Апологии 1, говорит: «по совершении священником молитв и благодарения, весь предстоящий народ взывает аминь, что с еврейского означает буди или да будет». §46. Диакон орарем указывает на Св. Дары Показует священнику диакон святый дискос, держа и орарь тремя персты десницы. Два действия здесь достойны замечания. Первое, когда священник, намереваясь благословить и освятить предложенные Дары, не берет их в руки, как поступил Христос, Который прежде взял, а потом благословил, но только, простерши руки, указывает на них. То же делает и диакон: он и священник отнюдь тех Даров не касаются. Но при изречении слов: Твоя от Твоих, диакон вместо того принятия их в руки, поднимает весь святой дискос и весь святой потир. Объясняя в сем случае действия иерея и диакона, один из писателей говорит следующее: «не все то необходимо для освящения Даров, что сделал Иисус Христос; так священнодействующие не берут хлеба в руки и не возводят очей своих на небо»; все это они могут опустить, исключая только благословения. Второе, когда священник произносит: сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь Моя и проч., тогда диакон орарем показывает на Святые Дары. И не напрасно отцы установили такой обряд, но дабы чрез него показать вещь таинственную. Ибо диакон сим своим действием свидетельствует о присутствии Христовом и делает не что иное, как принимает на себя образ Предтечи и говорит священнику слова как бы самого Иоанна: се Агнец Божий, вземляй грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

    Василисса, мученица коринфская, 16 апр. и 10 мар.     Василисса, муч. егип., 8 января.     Василисса, муч. никомидийская, 3 сент.     Василисса св., жена мученика мелитинского Евдоксия комита, 6 сент.     Василий (царский, греч.), еп. херсонский, муч., 7 марта.     Василий, муч. аполлониадский, 6 июля.     Василий, еписк. амасийский, муч. никомидийский, 26 апр.     Василий, пресв. амкирский, муч., 22 марта.     Василий анкирский, муч. кесарийский, 1 янв.     Василий Великий, 1 и 30 янв.     Василий, еписк. парийский, 12 апр.     Василий, муч. цареградский, 23 ноября.     Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, 28 февр.     Василий новый, преп. цареградский, 26 марта.     Василий, преп. печерский, 11 авг.     Василий князь ярославский с Константином, 3 июля.     Василий блаженный московский, 2 авг.     Василла дев., муч. римская, 24 дек.     Василько, кн. ростовский, 4 марта.     Васой, из 42 муч. амморейских, пострал. от Сарацын, 6 марта.     Васса (лощина, страна пустая, греч.), мученица геллеспонтская, 21 авг.     Вассиан, еписк. лавдийский, 10 июня.     Вассиан, преп. цареградский, 10 окт.     Васс, Евсевий и друг., мучч. никомидийские, 20 янв.     Вата (терновник, греч.), монах, муч. персидский, 1 мая.     Вахтисий, муч. персидский, 18 мая.     Вафусий пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар.     Вендимиан или Вендиан, преп. вифинский, ученик преп.     Авксентия, 1 фев.     Венедикт (благословенный, лат.), преп., римлянин, 14 марта.     Венедим, муч. афинский, 18 мая.     Вениамин (сын десницы, евр.), диакон, мученик персидский, 13 окт. и 31 март.     Вениамин, преп., 14 янв.     Вереника (приносящая победу, греч.), или Виринея, мученица из Иераполя, 4 окт.     Верк (или Уирк), пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар.     Вечеслав, князь чешский, 28 сент. и 4 марта.     Вивея (Вевея — твердая, верная, греч.), мученица едесская, 15 окт.     Вивиан (лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Викентий (побеждающий, лат.), диакон августопольский (в Испании), муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Двойной портрет навсегда соединил их в истории русского искусства и в живописных свидетельствах о личности о. Павла Флоренского. Портрет, оставленный Нестеровым, нам дорог и как память о дружеских связях современников, и как открывшийся прозрению художника провидческий образ исповедников истины, узревших ее на радонежских холмах, на «достохвальном Маковце», у гроба Преподобного Сергия, у Дома Пресвятой Троицы. В общении с Флоренским (М.В. Юдина и священник Павел Флоренский) Что есть дружба? Верность до гроба и обмен духовными дарами. М.В. Юдина Среди своих замечательных «учителей» Мария Вениаминовна Юдина назвала тех, кто глубинно воздействовал на ее духовный мир и исполнительское искусство 151 : В.А. Фаворский – художник, мудро изъясняющий общие законы творчества, Б.Л. Яворский – музыкант, проницательно выявляющий «одухотворенность символики» и многообразные связи музыки с другими видами искусств, и П.А. Флоренский – всеобъемлющий мыслитель, видящий в противоборстве сил разрушения и созидания всеобщий жизненный закон и утверждающий как созидательное начало преобразующую силу искусства – слова, музыки. Творческая интуиция М.В. Юдиной помогла воспринять от каждой значительной личности, с которой приходилось ей встречаться на жизненном пути, то, что обогащало ее как художника. И общение с П.А. Флоренским стало значительнейшим этапом ее творческой биографии. Встречи с П.А. Флоренским Марии Вениаминовне открыли безграничный мир познания, утоляющий жажду ее духовных исканий, ее стремление к истине, добру и красоте, к воплощению в жизни начал любви, той Любви, «что движет солнце и светила». О своем восприятии Флоренского Мария Вениаминовна намеревалась написать особо, но не успела этого сделать. Ее воспоминания о Б.Л. Яворском, о встречах с А.М. Горьким и С.Я. Маршаком дают представление о том, как могла бы она воссоздать незабываемый образ Павла Александровича Флоренского, чью память она благоговейно почитала. Остались неизданные фрагменты воспоминаний, письма к семье – свидетельства мысленного обращения к тому, кто был для нее «бесконечно любимый и чтимый отец Павел, учитель, светоч, мученик».

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Андрей (первый) 31 декабря 2016, 01:24 vladimir furcev30 декабря 2016, 23:00 Доброго дня. Что вы имели ввиду? Спасибо. Диакон Владимир Василик 31 декабря 2016, 01:22 Елене. Да, Вы правы. Война идет. Изощренная и жестокая. В т.ч. среди православных. И св. мученик царь Николай - " знамение пререкаемое " . Многие хулители Распутина недалеки от позиции создателей фильма " Матильда " . Алексей Учитель занимается дискредитацией Царя на раннем этапе, они -на позднем. Диакон Владимир Василик 31 декабря 2016, 01:17 Александру. ВЫ и митрополита Приморского Вениамина тоже считаете мастером окон Овертона и ругателем? " Уже открыто множество фактов и свидетельств, опровергающих клеветнические наветы и лживые сочинения о Григории Ефимовиче. И, тем не менее, в обществе пока преобладает мифология " . (приветствие вечеру Андрей-второй 31 декабря 2016, 00:41 о.Владимир! О негативном отношении Св. прав. Иоанна Кронштадтского к Р. свидетельствовал Св.Свщмч. Философ Орнатский в публикации 14 года. С другой стороны о. Николай Гиббс (бывший учитель цесаревича) свидетельствовал, что в Библии царя был листок с письмом Р. с предсказанием смуты на 75 лет. Elena 31 декабря 2016, 00:30 Отцу Владимиру. Спасибо, отец Владимир, за честную статью. Могли бы Вы ответить на вопрос, почему так разделилось мнение у русских людей по поводу Царской Семьи? Почему одни почитают их святыми, а другие не перестают хулить? Это что, идёт такая духовная война на Руси среди православных христиан? АлександрГ. 31 декабря 2016, 00:25 Хорошая, добротная и очень нужная статья. Спасибо, отец Владимир. Это действительно так. Оболгав Распутина, клеветой пытались скомпрометировать государыню, а через нее государя и в целом монархию. Переворот устроенный в феврале 1917 года, является тому подтверждением. Александр 30 декабря 2016, 23:59 Да, автор не призывает прямо к канонизации Григория Распутина - за него это делают другие У отца диакона своя часть работы по раскрытию очередного " окна Овертона " . Ничего, Бог поругаем не бывает.

http://pravoslavie.ru/99844.html

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Боголюбов Феодор Васильевич (иерей Феодор) Богославский Андрей Александрович (протоиерей Андрей) Богословский Андрей Александрович (протоиерей Андрей) Богуславский Андрей (протоиерей Андрей) Бойко (иеромонах Феодосий) Бологов Григорий Кириллович (р. Б. Григорий) Болотова Ольга (игуменья Олимпиада) Бондаренко Анатолий (р. Б. Анатолий) Борзаковская (Макарова) Лариса Михайловна (р. Б. Лариса) Борзов Николай Васильевич (р. Б. Николай) Борисоглебский Василий Ильич (протоиерей Василий) Бородин Сергей (протоиерей Сергий) Бородин Сергей Матвеевич (р. Б. Сергий) Бородина Анна (послушница Анна) Брадович Борис Николаевич (р. Б. Борис) Брадучан Сергий Димитриевич (протоиерей Сергий) Бридди Елизавета Петровна (монахиня Зинаида) Бродяной Николай Александрович (протоиерей Николай) Брутко Иван Яковлевич (р. Б. Иоанн) Брызгалова Мария Макаровна (р. Б. Мария) Брынских Иоанн Андреевич (протоиерей Иоанн) Буйлов Нила Сергеевич (р. Б. Нила) Булынгин Адриан Алексеевич (р. Б. Адриан) Бурдин Василий Иванович (р. Б. Василий) Бусыгин Владимир Васильевич (р. Б. Владимир) Бутаков Александр Иванович (р. Б. Александр) Бушуев Сергей Петрович (игумен Серафим) Быстров Василий Васильевич (архимандрит Иннокентий) В Ваганов Петр Димитриевич (р. Б. Петр) Валентина, монахиня (фамилия не установлена, Варвара Григорьевна) Ван (монах Софроний) Ван Павел (святой мученик Павел) Варвара, игуменья (Эпова Евгения) Варвара, монахиня (фамилия не установлена) Варсонофий, преподобный (Плиханков Павел) Варсонофий, архимандрит (Суханов Прокопий) Вартминский Николай Петрович (протодиакон Николай) Варминский Петр Николаевич (диакон Петр) Василий, епископ (Павловский Владимир Михайлович) Василий, епископ (Шуан Игнатий) Ватанабэ Сергий (р. Б. Сергий) Вениамин, архимандрит (Гаршин Виталий Петрович) Вероника, игуменья (фамилия не установлена) Виктор, митрополит (Святин Леонид Викторович) Викторов Леонид Николаевич (архиепископ Никандр) Вимпфен фон Владимир Николаевич (епископ Леонтий) Виноградов (иеромонах Алексий) Виноградов Иннокентий Васильевич (иерей Иннокентий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1922 году мученик Иоанн был арестован по»делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». 5 июля был оглашён приговор трибунала, по которому священномученики митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу. В ночь на 31 июля (13 августа н. ст.) 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые. Прославлен новомученик в 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. Священномученик Иоанн (Мельницкий) (память 21 октября по старому стилю) С вященномученик Иоанн родился в 1878 году в деревне Шетеево Удомльского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Петра Мельницкого. В 1899 году он окончил третий класс Тверской Духовной семинарии, после чего ему пришлось оставить учебу ради помощи отцу в его крестьянском хозяйстве. Но мысль посвятить себя всецело служению Богу не оставляла молодого человека, и он подал прошение епархиальному архиерею, в котором высказал свое пожелание. 5 мая 1907 года он был определен исправляющим должность псаломщика к церкви села Воротилова Бежецкого уезда, а 19 июня 1908 года утвержден в этой должности. 21 ноября 1908 года Иван Петрович был рукоположен в сан диакона к той же церкви. Все это время он был учителем и законоучителем в Воротиловской церковно–приходской школе и законоучителем в Новинской земской школе. Он был не раз отмечен начальством, как писалось в наградных документах,«за безвозмездное и усердное преподавание Закона Божьего». Его служение на церковном и учительском поприще продолжалось до 1918 года. Летом 1918 года диакон Иоанн был переведен в храм села Илова Вышневолоцкого уезда, где прослужил до начала гонений 1929 года, когда власти одновременно с крестьянами, составлявшими в то время большую часть населения страны, стали уничтожать и духовенство. Для русских крестьян в то время храм и слово Божие оставались единственным источником подлинного просвещения.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Калинин Михаил Иванович (1875–1946) Калиновский Сергий Владимирович, священник; уклонился в обновленчество и вскоре снял сан Каменев Лев Борисович (1883 – расстрелян 1936) Каминский Александр Федорович (1848 – расстрелян 1918), протоиерей Канатчиков Семен Иванович Каплун Борис Гитманович (1894-?) Карабинов Иван Алексеевич (1878 – расстрелян 1937), профессор Каринский Михаил Иванович (1840–1917), профессор Карташев Антон Владимирович (1875–1960) Кашеваров Анатолий Николаевич, профессор Кедринский Павел Антонович (1863 – не ранее 1935), протоиерей Кесарев Григорий Васильевич († 1904) Кесарев Евгений Васильевич, священник Киприан (Шнитников Алексей Яковлевич; 1879–1914), епископ Кирилл (Митрович), епископ Кирилл, св. (Смирнов Константин Илларионович; 1863 – расстрелян 1937), митрополит-священномученик Кирион (Садзагелов Георгий Иеронимович; 1854 – убит 1918), епископ, с 1917 – Католикос-Патриарх всея Грузии Клеандров Борис Макарович (1882 – расстрелян 1918), протоиерей Клементьев Николай Федорович (1873 – расстрелян 1937; в монашестве с 1924 – Николай), протоиерей, впоследствии – архиепископ-священномученик Кнышевский Павел Николаевич Ковшаров Иван Михайлович (около 1878 – расстрелян 1922), св. мученик Коковцов Владимир Николаевич (1853–1943), граф Колесников Иоанн Карпович, протоиерей Коллонтай Александра Михайловна (1872–1952) Колтовский Митрофан Митрофанович (1866-?) Комаров Николай Павлович (настоящее имя и фамилия – Собинов Федор Евгеньевич; 1886 – расстрелян 1937) Комис[с]аров Георгий Семенович (1864-?), церковный староста Кондратьев Евгений Михайлович (1868 – не ранее 1937), протоиерей Кондратьев Михаил Евгеньевич (убит 1917), мичман Коновалов Андрей, старообрядец-беспоповец Константин (Булычев Кирилл Иоакимович; 1858-?), архиепископ Копейкин Александр Алексеевич , диакон Корнилий (Соболев Гавриил Гавриилович; 1880–1933), архиепископ Коробкин Иван Иванович (1863-?), псаломщик-регент Косогорский Иоанн Никифорович протодиакон Котляревский Сергей Андреевич (1873–1940)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Только под конец правления Издегерда положение христиан изменилось к худшему. В 418 году Авда, епископ Сузский по неразумной ревности к христианству разрушил языческий храм, посвященный на служение огню. Издегерд сначала требовал только, чтобы Авда восстановил разрушенный храм, но потом, когда тот отказался, приказал казнить его и преследовать других христиан. При преемнике Издегерда Варане V (420–438 гг.) гонение приняло большие размеры. Всякого рода жестокости в восточном духе допускаемы были в суде над христианами. При этом было много славных мучеников. Таков диакон Вениамин, просидевший два года в тюрьме и освобожденный из нее по ходатайству византийского посольства под условием не распространять христианства. Условие составлялось без его ведома, поэтому он счел себя вправе не принимать его. По-прежнему он распространял христианство в течение целого года, пока не был схвачен и не претерпел мученическую смерть. Таков Иаков – из знатной персидской фамилии; Издегерд склонил было его к отречению от христианства, но мать и жена убедили его стоять твердо за веру, и Иаков умер как истинный мученик Христов, терпеливо перенося отрезание одного члена за другим. Таков Ормизда, человек богатый и благородного происхождения; его лишили имущества, одели в одежду раба и сделали погонщиком верблюдов; потом чрез некоторое время возвратили имущество с тем, чтобы он отказался от христианства, и, когда он остался непреклонным, казнили. Когда гонение перешло в поголовное истребление христиан, многие из них бежали в пределы Византийской империи. Варан требовал бежавших; византийский император Феодосий II отказал ему. По этому поводу началась война между Персией и Византийской империей. Персы потеряли много пленных. Епископ Амидский, что в Месопотамии, Акакий, продал церковные сосуды, выкупил из плена 7000 персидских солдат и возвратил их в отечество. Этот поступок, полный христианской любви, расположил Варана в пользу христиан, так что под конец его правления они могли несколько успокоиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010