Б. (Брест Литовский), город. Берестово, село. Болеслав, князь Ляцкий. Болеслав, сын Владимира Святого. Болонь, местность. Буг. Буды, воевода. Берн. В. Варвара, ведикомученница. Василий (Владимир Святой). Варяги. Василия св. церковь . Велынь (Волынь), область. Вениамин, сын Иакова. Вифлеем. Владимир Святой. Владимир Всеволодович Мономах. Владимир Давыдович, сын Давыда Гостиславнча, князь Вышегородский. Владимир Волынский, город. Волга. Всеволод Владимирович, князь Волынский. Всеволод Ярославич, великий князь Киевский. Всеслав Владимирович, сын Владимира Святого. Вышегород. Вышеслав Владимирович, князь Новгородский, сын Владимира Святого. Вячеслав Чешский, св. мученик. Г. Гедеон. Георгий, митрополит Киевский. Георгий, св. мученик. Георгий, епископ Туровский. Георгий Угрин, отрок князя Бориса. Герман, игумен св. Спаса. Греческая земля. Григорий, игумен монастыря св. Андрея. Горясер. Д. Давид, царь – псалмопевец. Давыд (Борис), св. князь. Давыд Ростиславыч, князь Смоленский. Давыд Святославич, князь Черниговский. Даниил, пророк. Даниил, епископ Юрьевский. Дан. Димитрий Солунский. Днепр. Дорогобуж. Древляне. Добрыня, отец посадника Коснятина. Е. Ева (Евга). Евпл, св. мученик. Евстафий Планида, св. мученик. Египтяне. Едем. Елович, убийца св. Глеба. Енох. Ефратов дом. Ж. Ждан (Никола). 3. Захария, пророк. И. Игнатий, архимандрит. Игнатий, епископ Туровский. Игорь Рюрикович, князь. Израиль (Израильтяне). Изяслав Владимирович, князь, сын Владимира Святого. Изяслав Ярославич, вел. князь. Исаак, праотец. Исаия, пророк. I. Иаков, праотец. Иерусалим. Иоаким, епископ Туровский. Иоанн Богослов. Иоанн Дамаскин. Иоанн, митрополит русский. Иоанн Предтеча 2. Иосиф, праотец. Иуда Искариот. Иудеи. К. Каин. Киев. Константин Великий . Коснятин (Константин) Добрынин, воевода. Л. Лазарь, епископ Переяславский. Лазарь, поп. Ламех. Лахернитис. Летьское поле (Лотское). Лот. Льта (Алта, Ельта, Олта). Любеч. Ляхи. Ляшько, убийца св. Глеба. М. Мартынъ, старец. Матфей, евангелист. Мина, епископ Полоцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Кондак, глас 6: Иже по Христе усердно подвизався, в сединах доблих мужество стяжал еси, мучениче Ермее: беззаконных злоумышление поправ Христовою силою, от чаровных напоений невредимь пребыл еси зовый: Бог есть со мною и никтоже на мя. Страдания святого мученика Философа Сей святой мученик Христов Философ происходил из окрестностей города Александрии О нем, а равно и о том, как он совершил свой мученический подвиг, сообщил великий в иноках Антоний Был прекраснейший сад, полный всяких многоцветных и благоуханных растений. В этом саду поставлена была для мучения роскошно украшенная постель и на нее положен был спать связанный по рукам и по ногам сей святой мученик Философ. Слыша от пришедшей к нему блудной жены соблазнительные и бесстыдные слова, доблестный мученик смежил свои глаза, чтобы не смотреть на нее, но вежд и ушей он не мог закрыть, он был связан, а потому и не мог ничего для этого сделать. Тогда он поступил так. Кусая зубами язык свой и нанося себе этим сильную боль, он от боли не слышал того, что внушала ему бесстыдная жена, а так как не имел возможности закрыть себе ноздри, то мочил своим окровавленным языком нечистую постель, сильно окровавил свою одежду и остался, таким образом, невредимым от искушения. Такой подвиг совершил доблестный мученик, но не покорился мучителю. После этого ему отсекли голову и он вечно веселится на небесах В тот же день память святого Ерма, Апостола из семидесяти (см. 6 ноября).  Примечания Житие и страдание святого пророка Иеремии Иеремия — с евр. «Возвышенный Богом». Колено Левия при разделе земли обетованной не получило особого удела; оно рассеяно, расселено было среди других колен, где отведены были левитам, по жребию, города с их предместьями. Город Анафоф находился в пределах колена Вениаминова и принадлежал потомкам Аарона (Нав.21:18; 1 Пар.6:60). Иосия царствовал с 642 по 611 г. до Р. Х. Миндальное дерево ранее других дерев пробуждается после зимнего сна, — оно цветет в январе, а в марте уже приносит плоды; потому у евреев оно называлось бодрствующим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В этот день родилось Александро-Невское братство. Его руководителями, по благословению митрополита Вениамина (Казанского), стали иеромонахи Лавры: братья Гурий и Лев (Егоровы) и Иннокентий (Тихонов). Гурий (Егоров) – это будущий митрополит и духовный отец Константина Вендланда. Именно он пострижет его в мантию и будет возводить от силы к силе. Иннокентий (Тихонов) станет архиепископом, в 1936 году рукоположит молодого геолога из Ташкента во священника, в 1937 году будет расстрелян в Виннице, а в 1993-м будет причислен к лику святых. В 2000 году Русская Православная Церковь канонизирует брата митрополита Гурия расстрелянного в 1937 году архимандрита Льва. Косте Вендланду было всего 13 лет, когда казнили митрополита Петроградского Вениамина. Скорее всего, несмотря на малые года, он об этом знал. Петроград гудел. О суде над святителем говорили везде – и в церкви, и дома, и на улицах. Митрополит Вениамин был понастоящему народным святителем, человеком исключительной доброты, простоты, доступности и приветливости. «Наш батюшка Вениамин», «наш Вениамин», – говорили о нем. Современники вспоминают его «простое, кроткое лицо, тихий свет прекрасных голубых глаз, тихий голос, светлую улыбку, все освещавшую, полную таинственного веселия и вместе – постоянной грусти. Весь его облик так действовал на душу, что невозможно было сопротивляться его обаянию». В период общей смуты, человеконенавистничества, всеобщего ожесточения, озлобления, отказа от веры и забвения идеалов он шел по единственно верному пути – служил Богу и ближним, покрывал их любовью, призывал к миру, всепрощению и братскому единению во имя Христа. Петроградскую кафедру митрополит Вениамин возглавил в исключительно трагический момент российской истории – Царь – Мученик Николай II отрекся от престола, русский народ вступил в полосу страшных разрушительных испытаний. Владыка как любящий отец забывает о себе. Он делает все, чтобы утешить осиротелых чад, покрывает простой народ своей любовью, стремится поддержать его, укрепить в Православии, привлечь к участию в церковной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

успешного служения Церкви в современных условиях; 2) разработка богословских и церковно-практических вопросов, выдвигаемых современной жизнью, и проведение их в сознание общества; 3) привлечение и объединение интеллигентных людей, могущих и желающих послужить Святой Церкви». В деле возрождения в Петрограде высшей богословской школы митрополит Вениамин пошел по пути самой широкой гласности. 13 октября (30 сентября) в лаврских покоях митрополита состоялось собрание уполномоченных приходских советов Петрограда и епархии, совместно с представителями от Петроградского университета и от бывшей духовной академии. В качестве уполномоченного от Скорбященской, что за Литейным двором, церкви на собрании присутствовал профессор университета Юрий Петрович Новицкий (св. мученик Юрий). С докладом о необходимости открытия Богословского института и о характере образования и воспитания в нем выступил И.П. Щербов. Он также сообщил, что гражданская власть, утвердив ходатайство об открытии института, предоставляет в его распоряжение бывшие митрополичьи покои при Троицком подворье (Фонтанка, 44). Собрание учредило Комиссию духовно-учебных заведений Петроградской епархии под председательством протоиерея Василия Акимова для рассмотрения и дополнения проектов И.П. Щербова и для решения финансовых вопросов. 14 (1) ноября 1919 года протоиерей Василий Акимов рапортом сообщил митрополиту Вениамину о том, что Комиссия выполнила возложенную на нее работу. Митрополит Вениамин наложил резолюцию: «1919 ноября 10/23. Благословляется устроить общее собрание представителей приходских советов для рассмотрения доклада настоящей комиссии. Митрополит] Вениамин». Такое собрание, еще более представительное, чем первое, состоялось в покоях митрополита в Александро-Невской лавре 1 декабря. После молитвы «Царю Небесный» митрополит Вениамин, благословив собравшихся, предложил считать настоящее собрание продолжением предыдущего. Деятельность Комиссии была одобрена. Собрание постановило просить митрополита лично ходатайствовать перед Патриархом Тихоном о благословении на скорейшее открытие института. В состав делегации, избранной сопровождать митрополита в Москву, вошли А.С. Николаев, Ю.П. Новицкий и И.П. Щербов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) Кротко и смиренно настроенные , святые мученики в часы истязаний «вседушно прилеплялись к любви Христовой» молитвой. Едва двигая устами от сильной телесной боли, они тайно молились Господу, а иногда вслух читали и пели псалмы. Сознание и чувство человеческой немощи вне Бога побуждало их молитвенно повергать себя в силу Божию и вседействие благодати. в) В глубоком смирении пред Богом они от самоуничижения переходили к милосердованию о самих мучителях. Смиренная любовь к Богу спасала их от злобы к врагам и побуждала «ненавидеть (самую) злобу». Вот почему они благословляли своих безжалостных убийц, молились о спасении их и «закалались за Христа, как незлобивые агнцы». Например, палестинский мученик святой Павел пред лицом истязателей до минуты усечения мечом вслух молился о приведении Богом к вере и спасению всех язычников, о прощении вины судьи, обрекшего святого на смерть, и палача, исполнявшего судебный приговор. Смирнский мученик Пионий из самого пламени костра молился за всех язычников. Когда он заключил свою предсмертную молитву возгласом «Аминь», «пламя закрыло его и задушило в нем жизнь». Глава 3 Отмеченные черты мученического настроения наглядно показывают, насколько горячо и твердо было обращение страдальцев к Богу в огне мук и единение с Ним. Предсмертное страдание окончательно уничтожило и выжгло в них остатки себялюбивой страстности. После того Сердцеведец Бог, проницавший в глубь мученического существа всезрящим оком Своим, соизволял на высшее откровение в них действия дарований Святого Крещения и Миропомазания. И вот внезапно в их сердцах разверзалось ощутительно для их духовного зрения сияние Божества. Под влиянием такого Богоявления они «пленялись сверхъестественным жаром любви, не чувствовали мук и насыщения не имели, предаваясь им и всегда находя, что страдания их далеко отстают от меры их пламенного желания страдать за Господа». Так, святой мученик Евстратий среди мук не мог удержаться от исповедания своего богозрения и восклицал: «Теперь я познал, что храм Божий есмь и Дух Божий живет во мне». По этому поводу преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Видишь ли, как... святой (Евстратий), когда начал переносить терзания в борьбе своей, тогда стал видеть умными очами души своей, что Дух Божий ощутительно обитает в нем?». «Той силы, которою (христианские мученики были и бывают) смелы в дерзновении, пламенны в желании и могут, наконец, достигать того, чего возжелали, нельзя найти в природе человека... Причиной ее нужно почесть благодать Крещения – огнь... любви к Богу». «Сам возлюбленный (мучениками Христос), Который творит, извергая их сердца плотяные... когда любовь, подобно огню, вдыхает в них от уст Своих. О, неизреченная сила Христова! И для естественного разума какую сообразность представляет то, чтобы раны и бесчестие рождали любовь?».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Ныне с Лики Ангельскими на Небесах предстоиши Владыце всех, исповедниче Христов Юрие премудре, и веруем, моляшися за скорьбми обуреваемый народ наш, да вера истинная и просвещение духовное вкорнятся в нем крепко Наставниче и молитвениче наш, святый Юрие, с аввою твоим, святителем Вениамином и новомученики Сергием и Иоанном прииди, стани с нами; верою просящия тя спасай от всякия беды, Юрие блаженне, во Отечествии Небеснем пребываеши присно, яко мученик непобедим, днесь бо праздуем честную память твою. Богородичен: Ты Едина Богу всяческая мудростию создавшему, Мати позналася еси Неискусобрачная, Дево Пречистая. Темже Тя ангели и человецы песньми величают. Светилен: Ризы твоя, Юрие досточудне, кровию агнчей убелишася, страданием светло просветися лик твой, темже Христос венцем мученическим увенча тя. Слава и ныне. А нгелом пении Тя величающим человецы сподражати тщатся, аще и грешни есмы, немощное наше славословие от сердец возносимое не презри. На хвалитех, глас О преславнаго чудесе! Красуется ныне Церковь Русская, кровь святых мученик имуще крепкое утверждение. И церкви Божии сонму новых российстих мученик равночисленнии свет миру Христовой веры выну являют. Темже днесь воспоим добраго Христова мученика, память его светло торжествующе, добропобеднаго и премудраго болярина Юрия. О преславнаго чудесе! Всем сердцем болезнуя о церковной правде, путем трезвения духовнаго, благоговения, таин Божиих созерцания, чертога небесного достигл еси. Деяньми твоима и скорбей терпением Церковь украшается, чистотою исповедания нечестие посрамляется, словесами и трудами вашими вера утверждается. Темже молим тя, всечестный Юрие, руководствуй в наших обстояниих нас, да тобою наставляеми и заступаеми, Царствия Небеснаго сподобимся. О, Преславнаго чудесе! На небеси и на земли радость днесь возсия в память святых мучеников петроградских: от Ангел хвалами венчаются, и от человек пения приемлют. О како во стране нашей истина утверждается, о како святыя сия Богу угодиша, имиже враг паде лукавый, Христу побеждшу того.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фото из личного архива митрополита Корнилия Старейший архиерей Русской Православной Церкви, 93-летний митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал о нынешних опасениях и надеждах Эстонской Православной Церкви Московского патриархата и поделился своими размышлениями о связи происходящего на Украине со сценарием, по которому проходил раскол в Эстонской Церкви в 1990-х годах. — Владыка, 5-6 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 100-летию хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Как вы оцениваете вклад епископа Платона в сохранение и развитие православия на эстонской земле? — Эти праздничные мероприятия — память о подвиге священномученика Платона во имя Христа. Владыка Платон, к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан православию. Он — первый епископ-эстонец: ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские архиереи, и это не могло не волновать эстонцев. Так вот, по окончании Духовной академии в Санкт-Петербурге будущий мученик Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш. — Прим. ред) был назначен священником эстонского прихода в Петербурге, и за 23 года служения стал одним из лучших священников столицы. По просьбе прихожан 31 декабря 1917 года его рукоположил во епископа Ревельского (Таллин) будущий мученик Вениамин, митрополит Санкт-Петербургский. Один мученик за Христа передал жезл — символ духовной власти архиерея — другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор. Владыка Платон стремился восстановить церковную жизнь в Тарту, осложненную революционным переворотом. Помогал всем страждущим словом утешения, проповедовал православие среди эстонцев, что само по себе было делом непростым, так как, по утверждению статистики, эстонцы являются одним из самых нерелигиозных народов Европы. В декабре 1918 года эстонские коммунисты, устроив расправу над теми, кто не встал на их сторону, расстреляли и святого Платона, который, пробыв месяц в заключении, мужественно перенес все унижения и жестокие истязания. Тело епископа торжественно перенесли в Таллин и похоронили в Преображенском соборе, а в 1931 году на пожертвования и средства, ассигнованные эстонским правительством, по проекту известного эстонского скульптора Адамсона было установлено мраморное надгробие.

http://pravoslavie.ru/106126.html

Тогда мучитель издал приказ: отсечь ему голову мечом, а тело – сжечь пред всем народом [† 304 г.]. А когда люди разошлись, то некоторые благочестивые верующие собрали кости мученика. После же перенесли их в Александрию и создали на них церковь во имя святого. Но я теперь занят вопросам о чудесах, а не о страданиях мучеников... Впрочем, их мучения несравненно сильнее действуют на нас, чем самые великие чудеса. И именно на их страданиях возросла Христова Церковь в прошлом: гонения, ссылки, страдания – сильнее действуют и теперь, в наше время. Чудеса – от Бога, а муки – от страдальцев... Но перейду и к чудесам. Они необыкновенны, но засвидетельствованы несомненно. Один исаврийский (из Малой Азии) купец прибыл по торговым делам в Александрию. Здесь он услышал о святом мученике Мине и захотел поклониться его мощам. Пришел он в местечко Локсокет и остановился у какого-то человека, чтобы переночевать. А тот обратил внимание на мешочек с деньгами и ночью задушил купца, а тело его рассек на части и сложил в корзину. И потом стал озираться, где бы ему скрыть убитого. Вдруг является Мина на коне к этому дому, в виде царского воина. И войдя в него, прямо спрашивает: где убиенный гость? Хозяин отрекался. Тогда святой Мина пошел к корзине. Мученик же Мина сложил части тела на свои места и воскресил его, и сказал купцу: «Благодари Бога!» Святой взял мешочек и возвратил его владельцу, говоря: «Иди в путь свой с миром!» А обратившись к убийце, много бил его, а тот просил прощения. Мученик простил его, сел на коня и исчез! В житии святого Николая Чудотворца сообщается такой же случай с тремя убитыми младенцами, что изображается и на картиночках – икона его. Шла одна женщина, по имени София, поклониться мощам мученика. На пути проезжал воин. Увидев одинокою женщину, он распалился к ней похотью. София крепко сопротивлялась ему, молясь святому Мине. Святой мученик не оставил ее без помощи. Воин привязал коня к правой ноге своей и хотел совершить насилие. Но конь рассвирепел и помчался, влача его по земле, – но остановился у церкви святого Мины, а конь все свирепствовал и ржал, пока собрался народ. И воин без стыда признался во всем, и в тот же час конь утих. Воин вошел в церковь , молясь и прося прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Подобного рода аберрация происходит и в книге игумена Вениамина (Новика) " Православие. Христианство. Демократия " , автор которой также пытается обосновать авторитетом Христа свои ультралиберальные установки и проиллюстрировать Писанием и Преданием " правозащитную " закваску христианства. Вопрос поставлен именно так: способствует ли дух Евангелия " правозащитной деятельности " [CCXL]. Так, в частности, он пишет: " Иисус Христос проявил большую терпимость, запретив устраивать какие-либо " чистки " " [CCXLI]. Под " чистками " , по всей видимости, он подразумевает нечто вроде карательных акций. При этом он ссылается на притчу о пшенице и плевелах (см.: Мф. 13, 24–30). Он словно не замечает, что речь в этой притче идет вовсе не о " терпимости " к плевелам (плевелы, в конце концов, после жатвы будут собраны и связаны в снопы, чтобы сжечь их (Мф. 13, 30), а о заботе о пшенице ( чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы [Мф. 13, 29]), которая опять же после жатвы будет убрана " в житницу " . К правозащитникам, сторонникам свободы совести и приверженцам " общечеловеческих ценностей " игумен Вениамин причисляет ветхозаветных пророков, Самого Господа, а также христианских апологетов: " Известно, что христианские апологеты в основном были сторонниками свободы совести " [CCXLII]. Заостряя свое внимание исключительно на этом аспекте Писания и Предания, игумен Вениамин незаметно совершает подмену: средство объявляется у него целью. Цитируя христианских мучеников и апологетов, он акцентирует внимание единственно на том, каким образом они обличают своих гонителей и укоряют тех в актах религиозного насилия, и упускает из виду собственно исповеднический характер этих обличений. В конце концов, христианские мученики страдали и умирали за веру Христову, а не за свободу вероисповедания! Однако именно к такому выводу и пытается привести читателя игумен Вениамин, лишая изречения первохристианских апологетов их исторического контекста. Меж тем красноречивые высказывания цитируемых авторов (мученик Иустин Философ, святитель Афанасий Великий, Тертуллиан, Лактанций), свидетельствующие о недопустимости принудительного характера религиозного поклонения, принадлежат эпохе гонений на христиан и обусловливаются прежде всего карательной политикой языческого государства или, как в случае со святителем Афанасием, пришедшей к власти еретической арианской партии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

И мученики в древние времена, претерпевая страшные страдания, не теряли способности шутить. Они смеялись над самой смертью, потому что знали, что она не имеет над ними власти. Мученик Конон, например, говорил, что костер, дескать, плохо разожгли, и он не может согреться. А мученик Лаврентий, когда его тело повесили над огнем, сквозь страдания произнес: «Вы испекли уже одну сторону мне, поверните на другую. Ту уже можно есть». Но бывает, что святые люди шутят c горечью. Когда 22 мая 1922 года арестованного митрополита петроградского Вениамина, выводили из Александро-Невской Лавры, навстречу ему вышел протоиерей Александр Введенский, чьими хлопотами было сфабриковано дело против митрополита. Введенский подошел к нему, сложив руки под благословение. «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду», – ответил ему на это митрополит, вспоминая известный евангельский сюжет предательства Иуды. Участь владыки Вениамина была очевидной – расстрел. Чем же шутки святых людей отличаются от наших? Они никогда не направлены против человека, в них нет презрения. Их шутки укрепляют, унимают боль, учат добру. А иногда святые люди иронизируют над смертью. И думаю, глядя на улыбки святых, смерть всегда остается в недоумении. Тихон Сысоев. От издателя «Фома»  — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошел путь от черно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания. Наша основная миссия — рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества. Мы стремимся обращаться лично к каждому читателю и быть интересными разным людям независимо от их религиозных, политических и иных взглядов. «Фома» не является официальным изданием Русской Православной Церкви. В тоже время мы активно сотрудничаем с представителями духовенства и различными церковными структурами. Журналу присвоен гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». Если Вам понравилась эта книга —  поддержите нас ! Поделиться ссылкой на выделенное

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010