Когда демоны не могут победить подвижников при помощи устрашающих привидений, тогда они пытаются обольстить их, принимая на себя образ светлых духов. Они поют псалмы, ведут душеспасительные беседы, распространяют вокруг себя свет, предсказывают будущее, стараются уверить в своем небесном посланничестве. Их цель состоит в том, чтобы этими притворными действиями усыпить бдительность монаха и потом с тем большим успехом вовлечь его в грех 405 . Это обстоятельство должно внушать монаху крайнюю осторожность. Он не должен полагаться на слова демонов, хотя бы они говорили правду, не должен повиноваться им, хотя бы они призывали к чему-нибудь доброму и благочестивому. Сам Господь повелевал демонам молчать даже в том случае, если они говорили истину, исповедуя Его Сыном Божиим, чтобы «вместе с истиной не посеяли они собственной злобы своей, а также чтобы и мы научились никогда не слушать их, хотя бы по-видимому говорили они и истину» 406 . «Посему, – наставляет Антоний монахов, – когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы ангелы”, не внимайте им, потому что лгут. Если будут они хвалить вам подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь» 407 . Не должно в данном случае придавать значения лучезарному виду демонов и их предсказаниям. Свет, который они иногда распространяют вокруг себя, не есть действительный. Демоны будут гореть в вечном огне. Зачатки этого огня они носят в себе и теперь. Отражением его и служит свет, в котором демоны являются, принимая вид ангелов 408 . Предсказания демонов тоже не следует считать за истинные пророчества. По своей природе они не могут знать будущего. Один Бог может знать, чего еще не существует 409 . В этом отношении душа человека, очистившаяся от страстей и возвратившаяся в свое естественное состояние, имеет преимущество перед демонами: она прозорливее их, потому что «от Господа дается ей откровение» 410 . Если иногда предсказания демонов сбываются, то и в этом случае они нисколько не удивительнее естественного предведения, которое часто обнаруживают врачи и земледельцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

«Совершенство, – говорит св. Антоний Великий , – рождается из чистоты сердца, ибо сердцам присущи два направления, а именно, добро естественное и зло, противное природе, рождающее страсти души, каковы – ропот, зависть, издевательство и прочие грехи. Добро же служит источником познания Бога и освобождает душу от всех страстей» 9 . Ту же мысль ясно выражает авва Исаия в следующих словах. «Не хочу оставить вас в неведении, братие, о том, что Бог , создавши в начале человека, поместил его в раю с чувствами здравыми и соответствующими природе. Но после того как он послушал обольстившеаго его, все его чувства получили противоестественное направление, и сам он был лишен своей славы… Поэтому, кто хочет достигнуть утраченного совершенства, тот пусть отсечет все похоти своей плоти, чтобы возвратить свой ум в прежнее состояние» 10 . «Душа наша по природе добра, – говорит св. Ефрем Сирин , – но превращается в злую по своему свободному произволению... Страсти неестественны; оне прививаются и развиваются злым произволением, – и привычка делает их сильными, как сильна природа» 11 . «Человеку, говорит св. Исаак Сирин , всегда должно отвращать мысль свою от страстей к естественному добру, вложенному Создателем в природу, хотя диавол превратно употребил самую истину в лукавое искушение» 12 . «Порока или страсти естественным образом нет в природе, потому что Бог – не Творец страстей. Добродетели же многие даны нам Богом по самой природе; из числа таковых, очевидно, суть следующие: милосердие, потому что и язычники сострадательны; любовь потому что и бессловесные животные часто плачут, лишаясь друг друга... Итак, если по доказанному, любовь в нас от природы, и она есть добродетель, союз и исполнение закона ( Рим.13:10 ), то следует, что добродетели не далеки от природы» 13 . «Мы естественно имеем добродетели, данные нам от Бога, Ибо когда Бог сотворил человека, Он всеял в нем добродетели, как и сказал: “сотворим человека по образу нашему и по подобию...” ( Быт.1:26 ). Следовательно, по естеству Бог дал нам добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Для полноты сходства отметим аналогии харисматика и монаха в отношении к церкви. В качестве апостолов, пророков, учителей, целителей и заклинателей харисматики служили церкви, но служение их было свободным и не было стеснено никакими формами. Они принимали на себя это служение по личному побуждению и делали для церкви, что могли и к чему чувствовали в себе силу. Не смотря на отшельнический характер своего подвига, по–видимому, не оставлявшего места для общественной деятельности, преп. Антоний был также свободным служителем церкви, пекущимся о душевных и телесных нуждах братии. Он исцелял болезни, изгонял бесов, заботился о распространении монашества, поучал монахов, давал наставление судьям, назидал всех приходящих 286 . Однако, при столь полном совпадении есть между монахом и харисматиком и черты различия, которые мы сейчас отметим. Пост и усиленная молитва , как условие получения духовных дарований, ранее практиковавшиеся, так сказать, спорадически, теперь, среди монахов, становятся задачей всей жизни, возводятся в систему и осложняются чисто антропологической теорией о взаимном отношении тела и души, чувственности и ума. Борьба с демонами в монашеских кругах продолжается с несколько измененными чертами: она получает более индивидуалистический характер. Церковные писатели доникейского периода более интересовались борьбой и кознями демонов против христианства, чем против христиан. Нельзя, конечно, сказать, что им была чужда мысль о стремлении демонов склонить ко греху отдельных христиан, но эта тема редко обсуждалась ими. Гораздо чаще говорилось о демонах, как о виновниках физических бедствий, как сеятелях ересей, как инициаторах гонений, как защитниках умирающего язычества, как силах, стремящихся погубить угрожающее их духовному влиянию христианство . В «Жизни Антония» не христианство борется с царством сатаны, а христианин вступает в единоборство с демонами. Из внешнего мира борьба перенесена во внутренний, в саму душу. Эта черта стоит в связи с общим духом монашества, отличающимся строгим индивидуализмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

Сендерлэнд – не «ученый исследователь», а пасквилянт, подгоняющий решительно все под известный тенденциознейший масштаб. Перевод его жалкой книжонки мог появиться только в больное время, когда русский рынок наводнился всякими «товарищескими» произведениями. Чемберлен с его подделками уже достаточно разоблачен, и на поверку оказалось, что грандиозная подделка еврейских священных книг в эпоху Ездры существовала только в голове самого Чемберлена и подобных ему лиц, но не в действительности. С именем Делича связано больше шуму, чем каких-либо серьезных научных открытий. Зейдель забыт с его фантастическими измышлениями даже большинством его сторонников после того, как был по косточкам разобран его соплеменниками. Не только «безусловно достоверных», но и просто сколько-нибудь «достоверных» письменных памятников буддизма из дохристианской эпохи не было и не сохранилось, и ссылка на них не имеет никакого значения. Мнение, будто наши христианские священные книги (Евангелия, Деяния и Апостольские послания) составились «чрез столетия по смерти Христа» – воистину чудовищно. Аналогии и совпадения, по словам профессора Бронзова, совершенно естественны: у индусов могли быть заимствования из наших священных книг, ибо их книги, по мнению лучших знатоков их литературы, появились не раньше века по Рождестве Христовом. Нравственное и религиозное учение буддизма и христианства совершенно различны по существу. Буддисты – атеисты. Их «троица» не имеет ничего общего с христианскою. Души у человека буддисты не признают. О бессмертии не учат. Но довольно этих выписок для обличения лжи г. Меньшикова. Спасибо святителю Волынскому и профессору Бронзову за скорую и сильную отповедь новоявленному проповеднику буддизма. Но не знамение ли времени, что отповедь не появилась в той газете, которая дала место возмутительной статье г. Меньшикова, а в маленьком «Свете»? Не значит ли это, что гордая газета отказала архиепископу в помещении его письма в редакцию? «Новое Время» имеет до ста тысяч подписчиков; наши интеллигенты, как сие засвидетельствовал и архиепископ Антоний, в громадном большинстве – полнейшие невежды в Священном Писании ; все они прочтут и будут вкривь и вкось комментировать статью своего любимца-публициста; отрава пойдет широко и заразит многих, особенно молодежь, – а где же противоядие? 10 Покойный министр-мученик Вячеслав Константинович Плеве спрашивал меня: что я думаю о свободе печати? Я ответил: если уж правительство хочет дать свободу – пусть дает, но под непременным условием: обязать все издания беспрекословно помещать на своих страницах все возражения, какие будут присланы, – без обращения к суду и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Так он никогда не грешил тем, чтобы сохранить сколько-нибудь меры и сдержанности в своих нападках. Заставляя себя быть справедливым, он лишался бы одной из причин успеха среди этой подвижной и страстной толпы, рукоплескавшей сатирическим изображениям и беспощадным укорам. В школах учили тому, что даже по уголовным делам надо выдумывать разные пикантные подробности для увеселения слушателей... Наконец, древний адвокат ни к чему так равнодушно не относился, как к своим собственным противоречиям. Говорят, что оратор Антоний никогда не давал записывать своих речей из опасения, чтобы ему не противопоставили сегодня его вчерашних мнений» 106 . Влиянию школы подпадали даже такие выдающиеся люди, как Цицерон. Из христианских писателей ближе всех принял к сердцу уроки риторов бл. Иероним, и это составляет темную сторону его незаурядного литературного таланта. Резкие нападки на противников в его полемических сочинениях, так неприятно поражающие современного читателя, крайности пера в сочинениях против Руфина, смутившие в свое время всех благомыслящих людей на Западе, преувеличения в доказательстве чисто церковного тезиса о преимуществах девства в сравнении с браком в сочинении против Иовиниана, побудившие друзей автора в Риме скупать и уничтожать списки этого неудачного произведения, – все это было не столько делом страстного темперамента Иеронима, сколько печальной данью, которую он заплатил воспитавшей его школе. Так сильно было ее влияние и так неизгладима печать, налагаемая ею на характеры. Но бл. Августин прошел чрез нее незапятнанным в этом отношении. В школу ритора он поступил еще совсем незрелым юношей, без образования, без навыков, без твердых нравственных принципов. Сюда он принес с собой только врожденную, инстинктивную прямоту духа и правдивость, в которых нашел достаточный оплот против всех соблазнов школьной среды. Состоя в дружественных отношениях с преподавателями и товарищами, разделяя их заносчивость и самомнение, он не терпел их легкомысленного и поверхностного отношения к истине, с отвращением смотрел на приемы полемики, которые здесь рекомендовались, и на издевательства над неопытным чистосердечием, в котором черпали зложелательное наслаждение 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/li...

Op. cit. т. II. стр. 283. 571 Колесников. Импульсивное помешательство. «Архив Психиатрии»... 1891 г., т. 18, стр. 21–25. 576 В последнем случае мы имеем в виду чисто теоретическую точку зрения. Должное и нормальное с этой точки зрения очень часто является ненормальным с другой точки зрения. Чахотка в известных стадиях развития с теоретической точки зрения должна окончиться смертью больного, хотя с других точек зрения такой исход не соответствует идеалу. 577 Сознание силы в нашем внутреннем опыте дано, с одной стороны, с предикатом свободы, с другой, – с предикатом необходимости. С одной стороны, нам дано сознание свободы воли, т. е. свободы решиться на то или другое. Но свободным сознается только этот акт решимости сделать усилие. Коль скоро усилие сделано, по свидетельству того же опыта, результат следует за ним уже необходимо. За каждым усилием необходимо следует мускульное ощущение напряжения. В своем внутреннем опыте мы сознаем, таким образом, причину первичную – свободное решение нашего я – и причину вторичную – акт уже самоопределившейся воли, за которым следует действия уже с необходимостью. См. Иеромонах (Архимандрит) Антоний. «Психологические данный в пользу свободы воли», стр. 44–45. 579 Kant. Kritik der Urteilskraft. Herausgegeb. v. Kirchmann. Philosophische Bibliothek. B. 9. Berlin 1872. S. 79–80. 580 Карпентер. Основания физиологии ума. Т. II, стр. 132–170. Много интересных фактов по этому вопросу приведено из книге А. Мори. Сон и сновидения. Перевод Пальховского. Москва. 1887. 581 См. подробнее об этом: Gabr. Seailles. Essai sur le genie dans l " art. Paris. 1883. pp. 98–130. 584 Kropotkin. L’assistance mutuelle chez les sauvages. Revue scientifique. 1891, 24, 13 juin, p. 736. 586 K. Kautsky. Общественные инстинкты у людей (перевод). Северный вестник 1890, кн. 9, стр. 79–81. 588 Kropotkin. L’assistance mutuelle chez les sauvages. Revue scientifique. 1891, 24, 13 juin, p. 738–739. 618 Мэн. Древнее право, его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Я поспешил к завиденной мною горе с развалинами, и только что подъехал к остатку стены, венчающей эту высоту, вдруг развернулась передо мною картина величественная. Я увидел необъятную плоскость Средиземного моря и ряд мрачных развалин Аскалона на прибрежных высотах. С этой высоты развертывается все поле знаменитой битвы, происходившей в 1099 году между крестоносцами и египтянами. Несметное войско неверных должно бы было разрушить царство Иерусалимское без отважной решимости Годфреда, который с 20000 человек сам атаковал здесь соединенные народы Африки; он одним ударом рассеял несметную армию в виду укрепленного Аскалона и всего флота, который принес эту ужасную грозу на Палестину. Эта битва должна занимать не последнее место в военных летописях и показывает моральное преимущество наступательных действий с войском решительным, предводимым искусным полководцем. Оставя моих вожатых, я пустил туда коня прямо чрез кусты и овраги и сошел возле стен, страшно сдвинувшихся с места целыми массами и нависших над крутизною. Аскалон построен на песчаных высотах, образующих правильный полукруг и примыкающих к морю. Весь этот хребет увенчан стенами и башнями, а внутренность, заключенная в объеме стен и усеянная обломками зданий, идет скатом к морю; она защищена береговою стеною. С юга песочная пустыня, откуда ветер наносит волны песка на развалины; а с севера край обработанный и плодородный: виноградники Аскалона славились в древности. Взяв проводника, я направился по южной стороне, вдоль стен; они построены из крепкого тесаного камня; но довольно странно, что почти во всех стенах закладены внутри небольшие мраморные колонны, на ровных расстояниях и горизонтально, занимая всю толщину стен; только одни основания и верхи этих колонн видны снаружи. Эти колонны принадлежат, конечно, Аскалону библейскому, и необъятное число их дает высокое понятие о его величии. Этот мрамор, украшавший храмы, служит теперь для связи стен, которые сами с каждым днем рассыпаются в прах. Спускаясь с южной стороны по направлению стен к морю, мне показывали глубокий колодезь, заваленный камнями и полузасыпанный песками соседней пустыни. О нем говорит Ориген , приписывая его основание времени Авраама. Антоний Мученик прибавляет, что Авраам и Исаак сами вырыли этот колодезь, назвав его клевета (calumnia), – не объясняя повода к такому прозванию. С моря картина опустошения еще поразительнее. Стены и колонны в смешении, скатились в море; сердитые волны хлещут по ним и уже изъели вековечный гранит и мрамор.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Мотив этот вошёл в христианскую эсхатологию, будучи вынесен Церковью из начального периода своего существования, когда христианская община пребывала ещё в положении иудейской секты, и даже несколько позже, из периода римских катакомб, когда христиане всё ещё чувствовали себя небольшим островком света посреди расстилающейся вокруг них могущественной языческой тьмы. Евангельское указание на «все народы», враждебные христианам, могло бы показаться риторическим преувеличением, если бы не имело соответствующих аналогов в еврейской пророческой литературе. Ещё кумранские ессеи, члены замкнутой иудейской секты, по своему положению и духу близкие к ранним христианам, ожидали грядущую войну «сынов света», разумея под ними себя, против «сынов тьмы», в каковую категорию попадало всё остальное человечество, в том числе и остальные иудеи. Эта война, хотя и должна была закончиться победой «сынов света», обещала быть самой жестокой, изнурительной и кровопролитной из всех войн, какие только происходили на земле. Исследователи не исключают прямого влияния ессейскои эсхатологии на эсхатологию ранних христиан. Во всяком случае, мы можем говорить об общности мировоззрения и религиозной психологии. Так же как кумранские отшельники, христиане первых веков жили в ожидании той страшной поры, когда против них объединится весь мир во главе с Антихристом. Отношение к не христианам как к потенциальным противникам, будущим слугам Антихриста, особенно заметное в Церкви на заре её существования, окончательно не преодолено и по сию пору, хотя соотношение сил стало уже совершенно иным. За два тысячелетия христианство выросло в крупнейшую мировую религию, оказывающую огромное влияние на те самые не христианские народы, по отношению к которым, согласно Евангелиям и раннехристианским пророчествам, нужно быть бдительным и готовым к отражению удара. И хотя катакомбные настроения уже не являются определяющими, всё же время от времени они дают о себе знать. В России такие настроения окрашиваются вдобавок в традиционные национал-патриотические тона. ещё Серафим Саровский предрекал, что Антихрист воцарится над всеми царствами, кроме России. «При Антихристе Россия будет самое мощное царство в мире, – указывает архимандрит Лаврентий Черниговский. – А все другие страны, кроме России и славянских земель, будут под властью Антихриста» . «Антихрист представит Россию как врага мира, ибо она объявит себя Православной, когда Православие исчезнет [в других странах]», – пишет схимонах Антоний Чернов . Можно отметить, с другой стороны, что в Западной Церкви распространено мнение, что именно Россия станет важнейшим союзником или даже плацдармом Антихриста . Как бы то ни было, никто не сомневается, что Антихрист найдёт широкую поддержку. Большинство человечества будет совершенно очаровано им. «Мир вообще идет по пути нравственного совершенствования не вверх, а вниз, то есть в нравственном отношении мир ухудшается», – заключили Оптины старцы.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Да, покориться воле Господней очень трудно, хотя и видим, что в этом наше спасение, хотя и чувствуем, что это самое разумное, целесообразное, что мы можем сделать. Даже святые чувствовали, что они недостаточно покоряются ей, не отреклись до конца от своих хотений. Потому-то некоторые из них и молились: «Господи, хочу или не хочу, спаси мя». Наше дело стараться помнить, что обязаны непрерывно служить Господу, стараться всякое дело совершать как бы пред Его очами и для Него, стараться побеждать свою волю, когда она противна воле Господней, молить Господа, чтобы Он помог нам Ему подчиниться. А способность всецело подчиниться Ему – это уж дар Божий. Этому дару должен предшествовать дар любви ко Господу. Мы потому не имеем усердия творить Его волю, что не любим Его как следует. Если бы любили, то с радостью творили все Его заповеди. Легко служить любимому. На счет келейного правила по четкам, думаю, что оно необходимо Вам. Если будете иметь много работы или будете нездоровы, то можете совершить недоконченное в другой день. Скажу пример, как святые относились к своему правилу: св. мученик Евфимий решил с Афона поехать в Константинополь, чтобы там исповедать Христа и принять мучение за Него. Так как он знал, что за несколько дней плавания на корабле он не сможет выполнить правила, то он заблаговременно выполнил его еще на Афоне. А ведь ехал он на мучения, хотел самого себя принести в жертву Богу. Святые Отцы считают, что Иисусова молитва гораздо полезнее чтения канонов, акафистов и длинных молитв. Они сравнивают ее с насущным хлебом, а другие молитвы с различными кушаньями. Поэтому-то враг и старается всеми средствами отвлечь нас от Иисусовой молитвы. 7. Говорите, что когда молитесь, не имеете умиления, а умиление приходит часто неожиданно во время работы или во время чтения. Это обычное явление. Благодать посещает тогда, когда мы ее совсем не ждем. Думаю, что это делается промыслительно, чтобы мы не возомнили, что сами своими силами и своим тщанием этого достигли, а все приписывали бы исключительно милости Божией. Сейчас мы получаем только крупицы благодати. Когда же нам удастся стяжать смирение, т. е. когда увидим мы свое неразумие, свою греховность, когда почувствуем, что находимся в полной власти страстей и демонов, убедимся в своей полной беспомощности пред ними, когда поймем до конца слова Христовы: «без Меня не можете творити ничесоже» – поймем, что Христос для христианина все. Когда оставим всякую надежду на себя и возложим всю нашу надежду только на Господа, тогда Господь придет нам на помощь и сподобит нас своей благодати. Благодатные ощущения будут посещать нас чаще и держаться подолгу. Сказано: «смирихся и спасе мя» ( Пс. 114:5 ). Также: «во смирении нашем помяну ны Господь и избавил ны есть от врагов наших» ( Пс. 135:23–24 ). И еще: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Значит, все дело в том, чтобы стяжать смирение. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, я хотел бы, если только смею, прилежно просить вас милостиво даровать мне одно утешение в моем странничестве. Именно: я прошу прислать мне книгу пророков, которую блаженной памяти Винберт, бывший некогда моим аббатом и наставником, оставил по отшествии из сей жизни ко Господу. В этой книге содержатся шесть пророков, переписанные четкими и раздельными буквами. Если Бог расположит вас сделать это, не сможете Вы дать большего утешения моей старости и награды за труды, ибо в этой стране я не могу достать такой книги пророков, какая мне нужна, а ясно различать маленькие и слитные буквы слабеющими глазами мне невозможно. Потому и прошу именно упомянутую книгу, что она написана четкими и раздельными буквами. Пока же через пресвитера Фортерея посылаю Вам скромный дар в знак моей искренней любви: полотенце, не из чистого шелка, но ворсистое, с примесью козьей шерсти, которое Вы можете употреблять для вытирания ног. Недавно пресвитер, прибывший от Вас в Германию, поведал нам, что на Вас напала немощь телесной слепоты. Вы лучше знаете, господин мой, кто и через кого сказал: Кого любит Господь, того наказывает ( Притч. 3: 12 ), и прочее, также и апостол Павел сказал: Когда я немощен, тогда силен, и: Сила Моя совершается в немощи ( 2Кор. 12:10, 9 ), а псалмопевец: Много скорбей у праведного ( Пс. 33:20 ). У тебя, отец мой, как сказал Антоний о Дидиме 330 , есть глаза, которые созерцают Бога, и ангелов Его, и преславную радость вышнего Иерусалима. А потому я, убежденный в твоей мудрости и терпении, верю, что Бог послал тебе это для совершенствования в добродетелях и умножения заслуг и чтобы тем лучше духовными очами ты видел и вожделел того, что приятно и угодно Богу, и тем меньше замечал и желал того, чего Он не любит и что запрещает. Ибо что есть телесные глаза в нашей опасной жизни, как не воистину окна по большей части греха, через которые мы видим грехи и согрешающих или – что еще хуже – собираем себе пороки, рассматривая их и пристращаясь к ним. Прилежно прошу Вашу святость здравствовать и молиться обо мне во Христе. 24 (67). Бонифаций просит молитвенной помощи у Леобгиты, Теклы и Кинехильды (742–746)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010