Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

1 Библиография. Еп. Антоний. Полное собрание сочинений. T.I-III1 Присматриваясь к новым богословским изданиям, даже поверхностный наблюдатель замечает их монографический характер. У нас появляется немало хороших ученых трудов, посвященных исследованию одного какого-нибудь научного вопроса. Эти произведения, необходимые для развития науки и встречаемые с радостным приветствием специалистами, обыкновенно оставляют неудовлетворенною большую публику, которая интересуется вопросами более жизненными. Богословская литература страдает отсутствием сочинений публицистических, которые бы давали христианскую оценку всем явлениям нашей литературы и жизни. Этот недостаток и восполняет недавно изданное полное собрание сочинений преосвященного Антония, епископа Уфимского. Сочинения преосвященного Антония и по предметам, которые в них затронуты, и по способу разрешения назревших вопросов отличаются в высшей степени жизненным значением. Своими литературными трудами преосвященный Антоний выполняет высокую миссию духовного руководителя общества. Зорко следя за всеми проявлениями его жизни, он пользуется всяким представляющимся случаем, чтобы дать христианский ответ на возникающие в обществе вопросы и христианскую оценку его темных и светлых сторон. Появляется ли новая книга гр. Толстого, или Вл. С. Соловьева, печатается ли в сборнике «Вестник Европы» выходка Лескова против о. Иоанна Кронштадтского , преосвященный Антоний отвечает критической статьей, иногда рядом статей. Возникает спор между Московским Психологическим Обществом и Московскими Ведомостями об отношении заботы христианина о спасении своей души к служению общественному благу, преосвященный Антоний в талантливой статье принимает участие в обсуждении этого вопроса. Слухи о предстоящей реформе духовно-учебных заведений побуждают его высказаться по вопросу, который правильно и без вреда для дела может быть решен не в канцеляриях при закрытых дверях, а только людьми, стоящими непосредственно у самого дела. На нападки против духовных академий, исходящие от людей, иногда мало понимающих, чего собственно самим им хочется, преосвященный Антоний, служивший почти во всех академиях, отвечает горячей апологией нашей высшей духовной школы. Положение монастырей и их задачи, значение исповеди и ее правильная постановка, вопрос о монашестве ученом и о проповеди мирян, новая форма учительства Церкви – народные издания, методы толкования Св. Писания, сектантские движения и способы борьбы с ними Церкви, вот вопросы непосредственного жизненного интереса, ответы на которые читатель найдет в полном собрании сочинений преосвященного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Глава 10 О воскресении мертвых 1. О воскресении мертвых по верованию св. угодников Божиих. Веру в воскресение мертвых св. угодники свидетельствовали ясно и несомненно. Св. Антоний исповедовал: верую в Господа, что в воскресении мертвых воскреснет это тело нетленным. «Не боюся я смерти, говорит св. Иаков Персянин царю, угрожавшему муками. Временная смерть не есть смерть, но сон; как от сна, восстанут из гробов все люди в страшное пришествие Христа моего». Когда сему св. мученику отрезали большой перст, и приставник царский стал увещевать его, говоря: пощади себя, Иакове, послушайся повеления царева, поклонись богам, и жив будешь, тогда он сказал: «Когда отрезают от виноградной лозы ветви ее, то в каждом отрезанном месте она вновь прозябает и приносит плод, так и человек, насажденный в винограднике Бога Вышнего и присоединенный к истинной Лозе – Сыну Божию, отрезываемый ныне временной смертью, в будущем веке воскреснет цел, зеленея прозябанием нетленной славы и принося плод вечного воздаяния». В Вифаидской стране в одном монастыре некто, именем Иеракс, учил, что воскресения теперешних тел не будет, и что Господь даст каждому другое, новое тело. Случилось там быть св. Епифанию Кипрскому . Сей святитель пришел в монастырь в то самое время, когда Иерас проповедовал свое лжеучение. Услышав его, святитель, обратившись к нему, сказал: да заградятся уста твои… Тотчас Иеракс сделался нем и не мог сдвинуться с места. Тогда св. Епифаний сам стал учить народ и, на основании слова Божия, утверждал, что каждый восстанет в том теле, в котором живет в мире сем и умрет. А Иераксу сказал: «Слышишь правую веру и теперь сам скажи слово истины. Отверзлись у Иеракса уста, он покаялся в своем заблуждении и исповедал слово истины». Утверждая и возвещая истину воскресения мертвых, св. угодники приводили и основания для сего воскресения, указывая на воплощение и искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, и тридневное воскресение его из мертвых. Господь же в утверждение сей истины и в обличение сомневающихся в ней, по молитвам св. угодников, воскрешал мертвецов еще в сей жизни. «Христос, – исповедовал св. мученик Дула, – из любви к роду человеческому соделался человеком для того, чтобы как одним первосозданным человеком смерть вошла в мир, так одним же человеком. Господом нашим Иисусом Христом, вошло воскресение людей». – Что ты говоришь, – возражал ему на это игемон, – ужели мертвые воскреснут? – Ей, воскреснут, – отвечал мученик – если мертвые не воскреснут, то как же Бог будет судить мир? Спаситель наш, наставляла св. Акилина своих сверстниц, воскрес в третий день, утвердив сим ту истину, что во второе его пришествие будет общее воскресение мертвых. 2. Мысли о воскресении мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава десятая. О воскресении мёртвых 1.  О воскресении мёртвых по верованию св. угодников Божиих Веру в воскресение мёртвых св. угодники свидетельствовали ясно и несомненно. Св. Антоний исповедовал: верую в Господа, что в воскресение мёртвых воскреснет это тело нетленным 925 . «Не боюся я смерти, – говорил св. Иаков Персянин царю, угрожавшему муками. – Временная смерть не есть смерть, но сон; как от сна, восстанут из гробов все люди в страшное пришествие Христа моего». Когда сему св. мученику отрезали большой перст, и приставник царский стал увещевать его, говоря: пощади себя, Иакове, послушайся повеления царёва, поклонись богам, и жив будешь, тогда он сказал: «когда отрезают от виноградной лозы ветви её, то в каждом отрезанном месте она вновь прозябает и приносит плод, так и человек, насаждённый в винограднике Бога Вышнего и присоединённый к истинной Лозе – Сыну Божию, отрезываемый ныне временной смертью, в будущем веке воскреснет цел, зелёным прозябанием нетленной славы и принося плод вечного воздаяния 926 . В Вифаидской стране в одном монастыре некто, именем Иеракс, учил, что воскресения теперешних тел не будет, и что Господь даст каждому другое, новое тело. Случилось там быть св. Епифанию Кипрскому . Сей святитель пришёл в монастырь в то самое время, когда Иеракс проповедовал своё лжеучение. Услышав его, святитель, обратившись к нему, сказал; да заградятся уста твои... Тотчас Иеракс сделался нем и не мог сдвинуться с места. Тогда св. Епифаний сам стал учить народ и, на основании слова Божия, утверждал, что каждый восстанет в том теле, в котором живёт в мире сем и умрёт. А Ираксу сказал: «слышишь правую веру и теперь сам скажи слово истины». Отверзлись у Иеракса уста, он покаялся в своём заблуждении и исповедал слово истины 927 . Утверждая и возвещая истину воскресения мёртвых, св. угодники приводили и основания для сего воскресения, указывая на воплощение и искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, и тридневное воскресение Его из мёртвых. Господь же в вящее утверждение сей истины и в обличение сомневающихся в ней, по молитвам св. угодников, воскрешал мертвецов ещё в сей жизни. «Христос, – исповедовал св. мученик Дула, – из любви к роду человеческому соделался человеком для того, чтобы как одним первосозданным человеком смерть вошла в мир, так одним же человеком, Господом нашим Иисусом Христом, вошло воскресение людей». – «Что ты говоришь, – возражал ему на это игемон, – ужели мёртвые воскреснут?». – Ей, воскреснут, – отвечал мученик, – если мёртвые не воскреснут, то как же Бог будет судить мир? 928 Спаситель наш, наставляла св. Акилина своих сверстниц, воскрес в третий день, утвердив сим ту истину, что во второе Его пришествие будет общее воскресение мёртвых 929 . 2. Мысли о воскресении мёртвых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf VII. Храм св. праведнаго Иова Многострадальнаго в память Царя Мученика Николая II, Царской Семьи и всех в смуте убиенных 1. Идея построения храма и организация Комитета. В 1929 году у Николая Михайловича Котляровскаго, бывшаго секретаря Главнокомандующаго Русской Армии ген. Врангеля, и Сергея Николаевича Палеолога зародилась мысль соорудить заграницей храм в память Царя Мученика Николая II. С этой мыслью Н. М. Котляревский обратился к владыке Антонию. Выслушав его, владыка сказал, что когда сооружается храм Божий враг человеческаго рода диавол чинит сему всякия препятствия; «перед тем, чтобы дать вам благословление и советы, я хочу знать, готовы ли вы к большим горестям и скорбям при осуществлении этого святаго дела, ибо все темныя силы будут всячески препятствовать вам в осуществлении этого дела, ибо оно связано с именем нашего великаго Государя, который в будущем будет почитаться, как св. мученик». Н. М. Котляревский ответил, что он готов перенести все труды и скорби и тогда владыка преподал свое благословение, посоветовав при этом посвятить храм св. праведному Иову Многострадальному, в день памяти котараго родился Царь Мученик. Владыка Антоний живо интересовался делом сооружения храма и сбора для этого средств, давал указания перед началом этого дела, в дальнейшем очень внимательно следил за его развитием, выбрал проэкт храма и лично продиктовал, какия иконы необходимо соорудить для иконостаса и как их расположить. Идея сооружения храма встретила глубокое сочувствие у Сергея Николаевича Палеолога, носившаго звание Правительственнаго Уполномоченнаго по делам русской эмиграции и сблизившагося с Н. М. Котляревским на почве патриотической деятельности, а также в деле совместной помощи баронессе О. М. Врангель, устроившей санаторию для больных б. воинов Русской Армии в предместьи Белграда в Топчидере. Сначала предпологалось соорудить храм в Белграде, но затем было решено сооружать его в Брюсселе в Бельгии, где в это время поселился Главнокомандующий ген. Врангель со своей семьей и Н. М. Котляревский, как его ближайший сотрудник. Одним из главных мотивов сооружения храма в Брюсселе было желание отодвинуть этот храм подальше на запад, чтобы сделать его менее достижимым для большевиков, эта предусмотрительность вполне оправдалась. В тоже время было решено привлечь к участию в деле сооружения храма Сербскую иерархию и вообще сербов, так как Сербская Церковь и Сербский народ свято почитают память Царя Мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Митрополит Сурожский Антоний: Празднуя память новомучеников, задумаемся над собой (+аудио) И в нашей жизни может разразиться подобная буря 7 февраля, 2016 И в нашей жизни может разразиться подобная буря Проповедь митрополита Сурожского Антония, сказанная в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 7 февраля 1990 года. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня один из самых славных и, вместе с этим страшных, трагических праздников Русской Церкви. Мы празднуем день новомучеников и исповедников Церкви Российской, тех миллионов людей, которые за последние восемьдесят лет остались верными Христу, остались верными Церкви, и через это остались, больше, чем кто-либо, верными нашей многострадальной великой Родине. Мученик – это не просто человек, который страдает; это человек, который своим страданием свидетельствует о том, что его вера больше всего, что она дороже, драгоценнее всего на свете, и что ради этой веры, ради Бога, в Которого он верит, Кого исповедует, стоит не только жить достойно, но и умереть. Не все, которые умирали, были героями в течение своей жизни. Некоторые из них были слабые, греховные, но когда пришло время или исповедовать свою веру во Христа или отречься от Него, они не отреклись. Тогда вдруг с их плеч спала всякая слабость и осталась только благоговейная верность, любовь не только сердца, но жизни. И вот, празднуя их день, мы должны задуматься и над собой. Ничто нам не грозит, как будто, так же как ничто не грозило членам русской Церкви до революции; и вдруг разразилась буря. И в нашей жизни может разразиться подобная буря. Я сейчас говорю не об общественных трагедиях, а о трагедиях частной, личной жизни, когда перед нами встает вопрос: верую ли я во Христа и Бога больше, чем во что бы то ни было, готов ли я пострадать, то есть пожертвовать всем, что только у меня есть, ради своей веры, или я верую в Бога, во Христа, в Церковь, в истину, в правду, в жизнь только поскольку это ничего мне не стоит, или поскольку охраняет и радует меня.

http://pravmir.ru/mitropolit-surozhskiy-...

О духовенстве военного ведомства Немало забот от Его Преосвященства и консистории требовало духовенство военное: ибо в области С.-Петербургской епархии в это время сосредоточивалось много полков, духовенство же полковое, почти беспрерывно, находилось в движении: священники то выходили из полков и требовалось определить новых, то переходили из одного полка в другой и по сим переменам длилась переписка и т. п. Изъясним это в подробностях. Кроме полков конного и лейб-гвардии: Преображенского, Измайловского и Семеновского, давно имевших в резиденции свою оседлость, при которых находились домовые церкви, а при церквях священники, в С.-Петербурге и около оного, по расписанию 1743 года, находились еще следующие полки: Ингерманландский, Астраханский, Вологодский, Псковский, Суздальский, Ладожский, Архангелогородский, Кабардинский, Низовский, Апширонский. Итого 10 полков (П. С. З. XI, 928), а с лейб-гвардейскими – 13, да устроен новый полк лейб-компании, всего: 14-ть. Сверх того, по случаю войны со Швецией, войска сперва тянулись через Петербург в Финляндию, а, по окончании дела, опять через С.-Петербург же расходились в разные места, по назначению. На место военных действий также требовались священники. А наконец, и на флот посылались в навигацию священники и иеромонахи. Все это духовенство, постоянно жившее в резиденции при полках и приходившее на время, состояло в ведомстве местного епископа и консистории. Дела сего духовенства имели следующие движение и перемены: По указу конторы Святейшего Синода 11-го июня 1742 года за в навигацию на флот были отправлены два иеромонаха из Александро-Невского монастыря: Лука Тимоновский и Иона Свинский, да священник Сампсониевской церкви Симеон Лукин. Из бывших же до них иеромонахов Серапион Свешников возвращен Адмиралтейской коллегией в монастырь по болезни, а Антоний Сивцов умер. В морской гошпиталь, по тому же указу, командирован случившийся С.-Петербурге священник Кронштадтского Андреевского собора Феодор Матфеев. В Измайловском полку в короткое время совершились следующие перемены. Сперва к церкви был определен Полтавского полка священник Иоанн Мученик. Но он скоро выбыл. На место его поступил, было, из Москвы Андрей Барановский, но также перешел к Симеоновской церкви. В 1742 году перемещен, по ходатайству полкового начальства, священник Симеон Ушкалевич из Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Период третий. От возвращения Почаевской Лавры на лоно православия (1831 г.) до наших времен «Взбранной Воеводе, избравшей гору Почаевскую в место селения своего, похвальная восписуем ти, рабы твои, Богородица, яко от, лет древних прославила еси место сие Богоносное, явлением цельбоносная стопы Твоей и Твоего Божественного образа чудоденствием; темже, яко избавльшая иногда обитель Твою от нашествия агарянского, от всяких нас бед и напастей свобода, да всегда Твоей помощью избавляемые, из глубины душевные вопием Ти: Радуйся похвало Почаевская, надежда наша и утешение». (Из рукописного акафиста в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской). 9-го октября, 1831 года, накануне святых мученик Евлампия и Евлампии, возсияла 1) новая благодатная заря в лавре Почаевской. В этот день православные служили первое водоосвящение с вечерней в большой лаврской Успенской церкви по возвращении лавры на лоно православия и потом первый торжественный православный молебен пред чудотворным ликом Почасвской иконы Божией Матери. На другой день, в том же храме, совершена была первая, по возсоединении, православная обедня в лавре, а с тем вместе и св. икона ее и все имущество обители возвратились в недра Церкви православной, как ее исконная и неотъемлемая собственность и достояние 2). 1) Евлампий значит Благосветлый, а Евлампия–Благосветлая. 2) Рассказывают, что еще в мае 1831 г. в лавре Почаевской, во время утрени, послышатся однажды необыкновенный гром, подобный пушечному выстрелу, которого грохот и гул разнесся мгновенно в Успенском соборе по сводам зданий и монастырским корридорам. Это произошло от того, что Как значится в описи, составленной православными приемщиками лавры (в числе которых, между прочим, был и кременецкий протоиерей Григорий Рафальский, впоследствии Антоний митрополит новгородский и с.– петербургский), св. икона Почаевская была принята православными в углублении того же запрестольного униатского киота, в котором она была поставлена униатами в 1791 году, в медной посеребренной, узорчатой доске и в ризе из крупного и мелкого жемчуга, с двумя золотыми венцами на Спасителе и Богоматери, украшенными рубинами и алмазами (должно быть, теми самыми, которыми св. икона была коронована в 1773 году 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Проповеди (Митрополит Антоний Сурожский) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 16 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 Память новомучеников и исповедников Российских 7 февраля 1999 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня один из самых славных и вместе с этим страшных, трагических праздников Русской Церкви. Мы празднуем день новомучеников и исповедников Церкви Российской, тех миллионов людей, которые за последние восемьдесят лет остались верными Христу, остались верными Церкви и через это остались больше, чем кто-либо, верными нашей многострадальной великой Родине. Мученик — это не просто человек, который страдает. Это человек, который своим страданием свидетельствует о том, что его вера больше всего, что она дороже, драгоценнее всего на свете, и что ради этой веры, ради Бога, в Которого он верит, Кого исповедует, стóит не только жить достойно, но и умереть. Не все, которые умирали, были героями в течение своей жизни. Некоторые из них были слабыми, грешными, но когда пришло время или исповедовать свою веру во Христа, или отречься от Него, они не отреклись. Тогда вдруг с их плеч спала всякая слабость и осталась только благоговейная верность, любовь не только сердца, но жизни. И вот, празднуя их день, мы должны задуматься и над собой. Ничто нам не грозит как будто, так же как ничто не грозило членам Русской Церкви до революции; и вдруг разразилась буря. И в нашей жизни может разразиться подобная буря. Я сейчас говорю не об общественных трагедиях, а о трагедиях частной, личной жизни, когда перед нами встаёт вопрос: верую ли я во Христа и Бога больше, чем во что бы то ни было, готов ли я пострадать, то есть пожертвовать всем, что только у меня есть, ради своей веры, или я верую в Бога, во Христа, в Церковь, в истину, в правду, в жизнь только поскольку это ничего мне не стоит или поскольку охраняет и радует меня. Вот над чем нам надо задуматься. И с какой благодарностью нам надо думать о тех людях, которые были немощны, порой немощнее даже нас, и которые, когда встал вопрос: “А ты верен своему Богу? Ты любишь Его? Он действительно твой Господь?” — ответили: “Да, чего бы это ни стоило”.

http://pravmir.ru/propovedi-mitropolit-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010