Климент Римский также представляет ап. Петра проповедующим людям, что грехи их могут быть омыты водою, – безразлично, – из источника или ручья или даже моря, ежели только они крестятся во имя св. Троицы 1601 . По древнему римскому преданию, апостолы Петр и Павел, находясь в Мамертинской тюрьме, крестили своих стражей – Процесса и Мартиниана в колодце 1602 . Тот же Климент Римский говорит, что он и некоторые другие крещены просто во источниках 1603 . Но в апостольский век и не могло иначе быть. Только что возникшее, христианство, едва не ежедневно, приобретало в свои недра разом целые семейства, а иногда по нескольку сот и даже тысяч человек, как видно из книги, Деян. Апостольских. Для упрощения дела, естественно было обращавшихся ко Христу просвещать св. крещением в местах, обильных водою, каковыми скорее всего могли служить реки, источники и т. п.. В последующие времена случалось тоже самое, и христианская, дисциплина в этом отношении никогда не предписывала никаких стеснительных правил. Так, Иустин Мученик, описывая священнодействие крещения, как мы уже видели, просто говорит: «кто убедится и поверит, что учение и слова наши истинны.... тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения грехов и... мы приводим их (желающих креститься) туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, каким и мы возродились» 1604 . Равным образом и Тертуллиан просто свидетельствует, что отрицающееся диавола приходят к водам 1605 . Он же говорит: «все равно, в море ли кто крестился или пруд, в реке или источнике, озере или болоте…, – ибо всякая вода, с призыванием имени Божия, получает таинственную силу освящения» 1606 . Однакож, еще при самом начале христианского общества должна была сознаваться нужда в особых помещениях для крещения, так как неудобство от отсутствия таких помещений очевидно само собою, и особенно должно было давать себя чувствовать во времена гонений. К тому же, возможность крестить на всяком удобном месте обусловливалась в самое раннее время особенными обстоятельствами того времени, именно – почти постоянною неотложностью крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

3 Герье Владимир Иванович (1837--1919) – историк и общественный деятель. О Франциске Ассизском и Екатерине Сиенской Герье писал в трудах: Франциск – апостол нищеты и любви. М., 1908; Западное монашество и папство. М., 1913; Расцвет западной теократии. М., 1916. Библиографию работ Герье см.: Историческое обозрение. 1892. Т. 4. См. также: Кирсанов Е. С. Историко-теоретические взгляды В. И. Герье. Автореферат дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1982. Екатерина Сиенская (1347--1380) – святая католической Церкви, автор мистических сочинений в жанре «видений» и 373 писем. 4 Дмитрий (Димитрий) Ростовский (в миру – Данило Саввич Туптало; 1651--1709) – свт., митрополит Ростовский и Ярославский. Перевел Четьи-Минеи. Духовный писатель («Руно Орошенное», 1680; «Розыск о раскольнической вере», 1709), автор исихастского трактата «Внутренний человек», составитель «Житий святых» (Т. 1–12. М., 1902--1911). Соч.: Сочинения. Ч. 1–5. Киев, 1895--1905. См. о нем: Нечаев В. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Попов М. С. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. 5 Паскаль Блез (1623--1662) – французский религиозный философ, математик, физик. Инициатор идеи теории вероятности, дифференциального исчисления, гидростатики. Соч.: Мысли. СПб., 1843 (СПб., 1882; M., 1889, 1905, 1931); Письма к провинциалу. СПб., 1899. См. о нем: Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. Гладстон Уильям Юарт (1809--1898) – премьер-министр Великобритании (1868--1874, 1880--1886, 1892--1894 гг.), лидер либеральной партии (с 1868 г.). Правительство Гладстонаобрело печальную известность в связи с подавлением освободительного движения в Ирландии и захватом Египта(1882г.). 7 Павел Препростой -- преподобный; покинул мирскую жизнь, уйдя в пустыню к преп. Антонию Египетскому. Умер в 340 г. День памяти – 4 октября. Лев Мудрый -- не слишком ясно, кого имеет в виду автор: 1) Лев Великий – папа Римский (440--461 гг.), день памяти – 18 февраля; 2) Лев IV – св., папа римский (847--855 гг.); 3) киевский митрополит, духовный писатель XI в., автор послания против латинян.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Иса, в Коране – один из пророков, предшественников Мухаммеда, посланный Аллахом 111 Исида, в древнеегипетских мифах богиня плодородия, символ женственности и супружеской верности. В эпоху эллинизма ее культ распространился далеко за пределами Египта, Исиду стали считать богиней- вседержительницей, ее поклонников было множество в различных частях Римской империи 37 Иуда Искариот, один из 12 апостолов, предавший Иисуса Христа за 30 серебренников первосвященникам 63 Калигула Гай Юлий Цезарь, 12–41 н. э., римский император с 37 г., отличался крайней жестокостью и произволом. Был психически болен. Приказал заменить головы на всех статуях богов на изображение собственной головы. Любимым его изречением было: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!» 35 Каракалла Септимий Бассиан, 188–217, римский император из династии Северов, правил с 211 г. Свое прозвище «Каракалла» получил от галльского длинного до пят одеяния, которое он раздавал народу. При нем права римского гражданства получили почти все мужчины Римской империи из числа свободных людей 31 Карл Великий, 742–814, франкский король с 768 г., император с 800 г., из династии Каролингов. В результате его завоеваний территория державы франков увеличилась вдвое, и империя франков стала крупнейшей державой Европы. Проводил политику централизации власти, способствовал формированию феодальных отношений, заботился о подъеме образования и культуры (в чем большую роль отводил духовенству и монашеству). Покровительствовал Католической Церкви, полемизировал с вероучением Православной Церкви 100,102,105 Карп, + 251, христианский мученик, епископ, после пыток был сожжен в Пергаме за отказ принести жертву богам язычников 58, 62, 66 Кассандр, 355–297 до н. э., царь Македонии с 306 г. до н. э. В борьбе за наследство Александра Македонского расправился с его семьей (в 310 г. до н. э. захватил и казнил мать Александра Олимпиаду, а через б лет приказал убить Роксану и малолетнего Александра – жену и дочь Александра Македонского) 19 Кассия Константинопольская, ок. 805 – ок. 867, преподобная, составительница церковных гимнов, вошедших в богослужебный канон Восточной Церкви 104

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тропарь: Велия веры исправление, во источнице пламене, яко на воде успокоения, святой мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Святитель Лев папа Римский 3 марта (18 февр. церк.кал.) Святой Лев, папа Римский (440–461 г.), известен был своим благочестием и ученостью. Как истинный пастырь, он неустанно защищал Православное учение от манихейской и евтихианской ересей. Он принял личное участие в осуждении ереси Евтихия на Четвертом Вселенском соборе в городе Халкидоне. В 452-ом году святой Лев силой своего слова удержал Аттилу, предводителя Гуннов, от разорения Рима, а в 455-ом году убедил Гензериха, короля Вандалов, не проливать кровь и не предавать Рим огню. За свое благочестие и успешную защиту Православия он назван “великим”. Скончался он в 461-ом году, оставив после себя послание к Флавиану, патриарху Царьградскому, о двух природах (естествах) Иисуса Христа – Божеской и человеческой. Кроме того дошло до нас около 100 простых, но сильных его проповедей и около 140 писем к разным лицам, богатых психологическими наблюдениями. Мощи святителя Льва почивают в приделе его имени в Ватиканском соборе в Риме. Кондак: На престоле священства седь, славне, и словесных львов уста заградив, богодухновенными догматы честныя Троицы озарил еси свет богоразумия твоему стаду. Сего ради прославился еси яко божественный таинник Божия благодати”. Преподобные жены Марина и Кира 13-го марта (28 февр. церк.кал.) Святые Марина и Кира, родные сестры, происходили из города Берии в Сирии и жили в 5-ом веке. Пренебрегая знатностью своего происхождения, они удалились за пределы города и поселились в пещере, чтобы вести монашеский образ жизни. Здесь они жили более 40-ка лет, пребывая в молчании, строгом посте и непрестанной молитве. Ради большего подвига они под иноческой одеждой носили тяжелые вериги. Свой затвор они покинули только однажды, чтобы поклониться Гробу Господню в Иерусалиме. Они мирно скончались около 450-го года, оставив после себя добрую память истинных подвижниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Дух Святой, имея ту же сущность со Отцом и Сыном, должен иметь то же прославление, то есть Ему следует равным образом покланяться. Еретики это отрицали, 696 но святой Василий противопоставляет им веру христианскую, которая после того торжественно провозглашена была на втором вселенском соборе. Возражения, опровергнутые святителем, посвящают нас в причины, которые вызвали догматическое определение о едином прославлении, подобающем Святому Духу вместе со Отцом и Сыном. Святой Василий в остальной части своего трактата 697 опровергает грамматические придирки еретиков и доказывает, что, употребляя безразлично предлоги в, с, чрез, он подражает только святым Отцам, как Ириней, Климент Римский , Дионисий Римский, Дионисий Александрийский , Ориген , мученик Афиноген, Григорий Чудотворец , которого называет Великим, Фирминиан, Мелетий, наконец все Церкви восточные и западные, которые безразлично употребляют эти предлоги в формулах прославления Святой Троицы. 698 Письма святого Василия, очень многочисленные, наполнены сведениями историческими; вот почему они будут сообщены тогда, когда, основываясь на них, будем излагать события. Существуют еще различные отрывки догматических писаний св. Василия, направленных против ариан, евномиан или македонян. Многие речи или беседы догматические относятся к тому же предмету, в других – святой учитель излагает вопросы нравственности христианской, или восхваляет мучеников, чтимых в церквах общественным богослужением. Во всех речах этих Василий являет свою глубоко-философскую гениальность и красноречие, которому изумлялись самые знаменитые из его современников. Христианин искренний и полный убеждения – Василий не считал долгом своим анафематствовать всё не принадлежащее к Церкви и доходил даже до того, что объяснял молодым людям, как они могут пользоваться, для утверждения своих христианских убеждений, чтением языческих писателей. 699 Невозможно читать творений Отцов Церкви, не изумляясь полноте их учения и уважению их к разуму человеческому. Творения святого Василия, известные под названием Аскетических, суть: Трактаты о вере и суде Божием; Нравственные наставления, большие и малые Правила и Уставы монастырские.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

26 Серафима Мученица – родилась в Антиохии, была обезглавлена в царствование императора Адриана (76–138, правил со 117 г.). День памяти – 29 июля. 30 Мотовилов Николай Александрович (1809–1887) – сибирский помещик, судейский чиновник, собеседник Серафима Саровского (его диалог со святым зимой 1831 г. цитирует и анализирует Флоренский в главе «Свет Истины» книги «Столп и утверждение Истины». Тексты бесед приведены в кн.: Нилус С. Великое в малом. M., 1911 (не раз переизданы в наше время). 31 Дурылин Сергей Николаевич (1877–1954) – писатель, критик, литературовед, религиозный мыслитель. В 1920 г. принял священство, но вскоре сложил с себя сан. Соч.: В своем углу. M., 1991. 36 Паскаль Блез (1623–1662) – французский религиозный философ, математик, физик. Инициатор идей теории вероятностей, дифференциального исчисления, гидростатики. Соч.: Мысли. СП6., 1843 (СПб., 1882; M., 1899; 1905; 1931, 1994): Письма к провинциалу. СПб., 1899. 37 Климент Римский – святой муж апостольский, отец и учитель Церкви. По преданию, ап. Петр обратил его в христианство. Скончался на третий год царствования Траяна (101 г.). В сказании безымянных «Мученических актов Св. Климента» (не ранее IV в.) Климент Римский , возможно, отождествляется с Флавием Климентом, римским консулом, пострадавшим при Домициане. Часть мощей Климента Римского перенесена в Россию князем Владимиром. День памяти Климента Римского в православной Церкви – 25 ноября, а в католической – 23 ноября. Корпус текстов, связанных с его именем, носит название «Климентины». См.: Приселков A.A. Обозрение Св. Климента Римского ... СПб., 1883. 38 Хризогон – св., мученик, пострадал при императоре Диоклетиане (ок. 304 г.). День памяти – 22 декабря. 41 Старец Леонид (в схиме – Лев, в миру – Лев Данилович Наголкин; 1769–1842) – монах, с его именем связаны первоначальные времена славы оптинского старчества. 42 Иоанн Златоуст (ок. 347–407) – св.. отец Церкви. Его сочинения (Творения. Т. 1–12. СПб., 1898–1906) переиздаются с 1993 г. 46 Перепетуя – св., мученица. Знатная карфагенянка, за отказ принести жертву идолам казнена в 202 г. вместе с четырьмя слугами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

«Против Ноэта» и новооткрытого антиеретического трактата. Пытаясь доказать, что оба сочинения написаны одним автором, они отнесли все спорные места в трактате «Против Ноэта» (прежде всего тринитарные формулы, учение о Св. Духе) к числу посленикейских интерполяций. Отечественные ученые XIX-1-й пол. XX в. в целом принимали теорию «западного» происхождения корпуса сочинений И. Р. и отождествление его с мучеником и противником Каллиста и др. современных ему Римских епископов. Так, архиеп. Филарет (Гумилевский) писал, что И. Р. был рим. сенатором, который стал епископом Римского Порта и прославился борьбой против ереси Ноэта Смирнского , в которую якобы впали Римские епископы Зефирин и Каллист. Он то же лицо, что и мученик, о котором говорит Пруденций. Дата его кончины неизвестна, но она точно произошла после 244 г., поскольку И. Р. написал письмо Севере, супруге имп. Филиппа Араба (244-249) ( Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 1. С. 105-118). Весьма осторожную позицию по этому вопросу занял Л. И. Писарев , автор предисловия к переводам творений И. Р. По его мнению, «о личности Ипполита существует много различных легендарных сказаний, но во всех них очень трудно уловить историческую истину» ( Писарев. 1898). Принимая в целом гипотезу о деятельности И. Р. в Риме, Писарев предполагал, что он мог пережить ссылку на о-ве Сардиния и впосл. переехать в Аравию и даже оказаться участником споров относительно новацианства в Антиохии, а потом вернуться в Римский Порт, где мученически скончался в 3-й четв. III в. Н. И. Сагарда принимал «западную» теорию, при этом отвергая связь И. Р. с Римским Портом и называя его Римским епископом и первым «антипапой» ( Сагарда. 2004). М. Э. Поснов в изложении данных об И. Р. полностью следовал Дёллингеру и фон Гарнаку ( Поснов М. Э. Гностицизм II в. и победа христианской Церкви над ним. К., 1917). Теорию «переезда» И. Р. с Востока на Запад попытался развить Ханссенс. Он считал, что И. Р., судя по его образованию и богословским идеям, происходил из Александрии и был тем пресвитером, к-рого свт. Дионисий Александрийский, по свидетельству Евсевия ( Euseb. Hist. eccl. VI 46), отправил в Рим в связи с новацианской схизмой ( Hanssens. 1959). Однако александрийское влияние очевидно только в «Апостольском предании», принадлежность к-рого И. Р. в наст. время отвергнута окончательно. Фрагмент же из Евсевия вряд ли повествует о том же самом Ипполите, что и др. его пассажи.

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

Adv. nation. – Тертуллиан . Adversus nationes. Против язычников. Adv. Praxean – Тертуллиан . Adversus Praxean. Против Праксея. Adv. Ruf. (или Adv. Rufin). – Иероним, блж. Adversus Rufinum. Adv. Valent. – Тертуллиан . Против валентиниан. Apol. ad Const. – Афанасий Вел., св. Apologia ad Constantium. Защитительное слово Афанасия, епископа Александрийского, пред царём Констанцием. Apol. contra Arian. – Афанасий Вел., св. Apologia contra Arianos. Слово защитительное против ариан. Apol. pro Orig. – Евсевий Памфил . Apologia pro Origene. Apol. – Иустин Мученик, св. Apologia (I–II). Апология. Apolog. – Тертуллиан . Апологет. Athan., Ер. de sent. Dion. – Афанасий Вел., св. Athanasius. Epistula de Sententia Dionysii. О мнениях Дионисия. Bas. Magn. Ер. – Basilius Magnus. Epistulae. Письма св. Василия Вел. Chron. ad an. Abrah. – Евсевий Кесарийский . Chronicon ad annos Abrahae. Chron. Pasch. см. P.G. 92 – Chronicon Paschale. Пасхальная хроника. Com. in Gal. prol. – Ориген . Commentarii in Galatos. Comm. in Dan. – Ипполит Римский , св. Commentarii in Danielem. Comm. in Genes. – Прокопий Газский. Commentarii in Genesim. Толкование на Бытие. Comm. in Iohn. – Ориген . Commentarii in Johannem. Толкование на Иоанна. Comm. in Matt. – Ориген . Commentarii in Mattheum. Толкование на Матфея. Comm. in Rom. (или Ер. ad Rom.) – Ориген . Commentarium in Epistulam Romanos. Толкование на послание к Римляном. Comm. in Tit. ad. – Commentarii in epistulam ad Titum. Толкование на послание к Титу. Comment in Is. – Василий Вел., св. Commentarii in Isaiam. Толкование на Исаию. Commonitorum – Викентий Лиринский . Памятные записки. Contra Cels. – Ориген . Contra Celsum. Против Цельса. Contra Iohan. Hierosol. – Иероним, блж. Contra ohannem Hierosolymitanum. Против Иоанна Иерусалимского. Contra Iulianum – Григорий Богослов , св. Против Юлиана. Contra Noet. – Ипполит Римский , св. Contra Noetum. Против Ноэта. Conviv. – Мефодий Патарский , свщмч. Gonvivium decern virginum. Пир десяти дев, или О девстве. Cypr. Carth. Epist. (или Сург. Ерр.) – Киприан Карфагенский , св. Epistulae. Письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АТТАЛ ЛИОНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аттал Лионский (+ 177 ), мученик . Память 25 июля . Святой Аттал принял мученический венец вместе с сорока тремя христианами в Лионе (Лугдуне) , одном из главных городов римской провинции Галлия , в 177 году. Аттал был пергамец родом и римский гражданин. Письмо от церквей Лиона и Виенны , приводимое Евсевием Памфилом , называет его " опорой и оплотом здешних христиан " . Он был схвачен вместе с другими ревностными христианами Лиона, и гнев толпы, легата и солдат обрушился на него с самого начала гонения, вместе со святыми Санктом , Матуром и Бландиной . Вместе с другими, его бросили в амфитеатре зверям. Аттал был известным человеком и чернь требовала его казни. По словам письма: (43)...Он вышел, готовый к борьбе: совесть его была чиста, он по-настоящему был наставлен в христианском учении и всегда свидетельствовал у нас об истине. (44) Его обвели кругом амфитеатра; впереди несли дощечку с латинской надписью: “Это Аттал-христианин”. Хотя народ и кипел от ненависти к нему, но легат, узнав, что он римский гражданин, приказал держать его вместе с остальными в тюрьме, о которых он послал письмо кесарю: он ждал решения. Вместе с другими мучениками, своей стойкостью Аттал утверждал других в этот предсмертный час и возвращал отрекшихся к вере своим примером. Наконец от кесаря пришел ответ: " исповедников мучить; кто отречется, тех отпустить. " На начавшемся собрании провинциалов, на который сошлись представители ото всех племен, легат превратил выход мучеников к трибуне в театральное зрелище для толпы. Он вновь допросил их и римским гражданам велел отрубить головы, бросив остальных зверям. Однако, Атталу было уготовано пройти весь круг мучений в амфитеатре, где к нему присоединился врач Александр , фригиец родом. Последний был осуждён на съедение зверям и легат, в угоду черни, и Аттала отдал зверям.

http://drevo-info.ru/articles/6533.html

протоиерей Василий Мезенцев Для 2–4 курса НСМПБИ Содержание Понятие о науке патрология Предмет, задачи, методы и значение Понятие о святых отцах Церкви и авторитете их творений История изучения святоотеческих творений Издания и переводы на русский язык творений св. отцов Курсы патрологии Период доникейский Отдел I. Мужи апостольские Св. Климент епископ Римский Св. Игнатий Богоносец епископ Антиохихийский Св. Поликарп епископ Смирнский Учение двенадцати апостолов («Дидахи»). Послание Варнавы «Пастырь» Ерма Папий, епископ Иерапольский Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Отдел II апологеты Апология Аристида Афинагор Мелитон, епископ Сардийский Св. Мученик Иустин Философ Татиан Св. Феофил епископ Антиохийский Ермий Философ Минуций Феликс Послание к Диогнету Общие замечания о рассмотренных сочинениях Отдел III Борьба Церкви с гностицизмом Св. Ириней епископ Лионский Св. Ипполит, епископ Римский Отдел IV. Возникновение научного Богословия Тертуллиан Св. Киприан, епископ Карфагенский. Жизнь и сочинения Христианская наука (III bek) Введение. Возникновение христианской науки 1. Александрийская Богословская школа 2. Антиохийская Богословская школа Пантен Климент Александрийский Ориген Св. Григорий Неокесарийский (Чудотворец) Св. Мефодий Олимпийский Развитие святоотеческой мысли в первые три века Раздел первый Период второй (с 251–320гг.) Введение. История зарождения православного монашества на востоке 1. Преподобный Антоний Великий (251–356гг.) 2. Преп. Пахомий Великий (294–348гг.) 3. Преподобный Ефрем Сирин (-372 гг.) 4. Житие преподобного Макария великого (300 – 390гг.) Раздел второй 3. Посленикейский период патристической литературы. 4. Святой Афанасий Александрийский. 5. Святой Кирилл Иерусалимский 6. Святой Василий Великий 7. Святой Григорий Богослов 8. Святой Григорий Нисский     При составлении курса использованы конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова и других. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ПАТРОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010