Преставление вел. кн. Димитрия Иоанновича. Миниатюр из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 335 об.) Столь же сложная картина вырисовывается и при анализе документов из архива Чудова мон-ря. Ссылки на грамоты Д. И. встречаются в 2 документах XV в.- в грамоте вел. кн. Георгия Димитриевича на села Лужковское, Павловское и Монаковское в Сурожике Московского у. и в грамоте вел. кнг. Софии Витовтовны на с. Филипповское в Маринине слободе Переяславского у. Если с. Филипповское поступило в мон-рь еще при жизни Д. И., то села в Сурожике дал вкладом в мон-рь чернец Авраам, сын Микулы Давыдовича, в нач. 30-х гг. XV в. Возможно, в данном случае также шла речь о пожаловании мон-рю «десятого» с этого владения. Возможно, Д. И. пожаловал жителям Филипповского монопольное право ловли рыбы на р. Шерне, к-рым они пользовались «из старины» еще во 2-й пол. XV в. Д. И. оказывал поддержку и таким подвижникам, основавшим мон-ри на Рус. Севере, как преподобные Стефан Махрищский и Димитрий Прилуцкий. Первый был хорошо известен вел. князю еще тогда, когда он создал недалеко от Троице-Сергиевой обители Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . Узнав, что прп. Стефан отправился на Север и основал вместе со своим учеником прп. Григорием (см. Григорий и Кассиан , прп., Авнежские) Авнежский в честь Св. Троицы мон-рь , Д. И. прислал мон-рю «милостыню доволну и книги своя». По желанию Д. И. прп. Стефан позднее вернулся в Махрищский мон-рь, к-рому вел. князь дал «нивы же, и угодия, и езера на пропитание мнихом». Прп. Димитрий Прилуцкий был известен Д. И. еще тогда, когда святой учредил общежительный мон-рь в Переяславле Залесском. По свидетельству Жития прп. Димитрия, во время строительства близ Вологды Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных древ Животворящего Креста мон-ря Д. И. прислал «доволную потребу на строение». Прп. Димитрий был крестным отцом одного из сыновей вел. князя. По просьбе старцев Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря на Кубенском оз. Д. И. дал им в качестве игумена пришедшего в Москву с Афона прп. Дионисия Грека. По инициативе Д. И. в нач. 80-х гг. XIV в. был построен каменный Успенский собор в Коломне.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Среди мон-рей, существовавших в регионе к нач. XVII в.,- мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь , мценский во имя арх. Михаила и Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, болховский Оптин Рождественский муж. мон-рь (см. Оптин болховский во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), болховский в честь Рождества Христова жен. мон-рь, орловский Богоявленский муж. мон-рь (см. в ст. Орловский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), кромской во имя Св. Троицы мужской мон-рь, ливенский во имя прп. Сергия Радонежского муж. мон-рь. К кон. XVII в. в регионе действовало 12 мон-рей. В Смутное время многие храмы и мон-ри региона подверглись разорению или погибли в пожарах. Их постепенное восстановление относится гл. обр. к 20-м гг. XVII в. Значительное каменное церковное строительство развернулось в сер.- 2-й пол. XVII в. Во 2-й пол. XVII в. поднимался вопрос о создании в регионе самостоятельной епархии с центром в Болхове. На Московском Соборе 1681-1682 гг. царь Феодор Алексеевич утвердил это решение, однако из-за недостатка средств планы реализованы не были. В XVIII в. в пределах совр. О. о. действовали духовные правления (Болховское, Ливенское, Мценское, Новосильское, Орловское) как органы церковного управления и суда и контроля денежных доходов церквей. Серьезные изменения церковно-адм. деления в регионе произошли согласно Высочайше утвержденному 14 июня 1764 г. «Росписанию» (ПСЗ. 1830. Т. 44. Ч. 2. С. 40-43). Так, зап. и юго-зап. районы совр. О. о., а также Орёл и Кромы с уездами отошли в подчинение Севского викариатства Московской епархии (Там же. С. 43), из подчинения Крутицкой кафедры в Московскую епархию переданы Болхов, Мценск и Новосиль с уездами (Там же. С. 40), а в Воронежскую епархию - г. Ливны с уездом (Там же. С. 42). После секуляризации церковных имуществ и введения монастырских штатов в 1764 г. в регионе осталось всего 2 штатных мон-ря: орловские мужской в честь Успения Пресв. Богородицы и женский в честь Введения Пресв. Богородицы во храм. Мценский Петропавловский мужской, болховские Оптин Троицкий мужской и Христорождественский женский мон-ри были переведены в заштатные, новосильский Свято-Духов мужской мон-рь был упразднен в 1764 г. и восстановлен в 1767 г., а остальные окончательно упразднены.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИДА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Давида Старца мон-рь; греч. Ιερ Μον Οσου αυδ το Γροντος], муж., действующий, принадлежит Халкидской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в сев.-зап. части о-ва Эвбея (Греция), в 13 км от дер. Ровьес, у подножия горы Каваларис. Мон-рь основан в 1540 г. прп. Давидом Эвбейским, к-рого уже в молодости за необычайную мудрость и кротость стали именовать Давид Старец. В поисках подходящего места для уединения он пришел на о-в Эвбея и поселился в пещере в горах, недалеко от совр. городка Лимни. Вскоре к нему стали приходить иноки и он решил построить мон-рь в честь Преображения Господня. За пожертвованиями прп. Давид отправился по разным областям Греции, в Дунайские княжества и в Россию, где собрал значительные средства. После кончины прп. Давида (ок. 1600) мон-рь носит его имя. В обители находятся мощи основателя, а также нек-рые личные вещи: епитрахиль, кадило и др. В 1638 г. мон-рь стал ставропигиальным и подчинялся напрямую К-польскому патриарху. Об этом событии сообщалось в грамоте, к-рая была выдана патриархом Кириллом I Лукарисом. Кафоликон Преображения Господня (1877) в мон-ре прп. Давида Кафоликон Преображения Господня (1877) в мон-ре прп. Давида В годы тур. ига мон-рь был прибежищем жителей окрестных городов и деревень, в нем действовала греч. «тайная школа». Сохранились исторические документы, свидетельствующие об участии мон-ря в национально-освободительной войне 1821-1829 гг. Иноки во главе с игум. обители архим. Иоакимом помогали греч. войскам материально и организовали госпиталь на территории мон-ря. В 1824 г. турки напали на обитель, убили всех насельников и сожгли мон-рь. После освобождения Греции монастырь был восстановлен. От древних построек осталась лишь часть вост. крыла с ц. во имя св. Бессребреников, украшенной фресками XVIII в. В 1870 г. собор мон-ря, посвященный Преображению Господню и прп. Давиду Эвбейскому, был разрушен землетрясением и вновь отстроен в 1877 г. на средства игум. Анфима (Ангелиса). Он представляет собой одноглавый крестово-купольный храм с притвором, фрески отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/168540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архангельская церковь [болг. Билински манастир], муж., во имя св. архангелов Гавриила и Михаила Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен на юж. склоне Завалска-Планина, ок. 3 км к северу от с. Билинци Брезниковского р-на Перникской обл. Болгарии. Согласно одной из легенд, Б. м. возник в IX-X вв.; др. предание называет некого Милутина из с. Ярловци, использовавшего свои связи при дворе визант. императора, чтобы основать мон-рь, и относит это событие к XI-XII вв. Сохранился источник на месте алтаря разрушенной древней церкви. Очевидно, возникновение мон-ря связано с ним, почитающимся еще с языческих времен. Версию о существовании здесь языческого капища подтверждают и т. н. «Русалимские гробницы» в окрестностях мон-ря: разбитые камни, остатки некого древнего сооружения. Название трактуется двояко: происходит от слов либо «русалка» или «русалии», либо «Иерусалимский» (сторонники 2-й т. зр. объясняют, что через эти места проходили крестоносцы, направлявшиеся в Иерусалим). Многочисленные археологические находки во дворе церкви и возле нее показали, что в XIV в. обитель уже существовала как укрепленная крепость, стоящая на крутом обрыве над рекой. Остатки средневек. кирпичной кладки сохранились южнее церкви, а жилое крыло повторяет основание оборонительной башни. Самое раннее письменное упоминание о Б. м. относится к 1586/87 г. Это повествование о приезде в Россию митр. Кюстендилского Виссариона, игум. Осоговского мон-ря Гервасия и иером. Б. м. Стефана, получивших в результате своей миссии средства на восстановление пострадавшего от землетрясения Осоговского мон-ря. Крещение Господне. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Крещение Господне. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. В XVII-XVIII вв. мон-рь был центром книжности и просвещения. Здесь действовала школа, в к-рой обучались дети окрестного района. В принадлежавших мон-рю рус. печатных книгах сохранились приписки и летописные заметки об истории мон-ря, в основном - нач. и сер. XIX в. В одной из них болг. ученый Й. Иванов нашел новые сведения о родине св. Паисия Хиландарского . Б. м. играл значительную роль во времена борьбы болг. народа против тур. владычества, но после освобождения постепенно пришел в упадок. В XX в. Б. м. возобновлялся, но к наст. времени обитель пришла в запустение и в течение неск. последних лет не имеет насельников.

http://pravenc.ru/text/149185.html

В нач. XVII в. (см. Смутное время ) А. Л. м. был сожжен шведами, насельники убиты. Прп. Антоний преставился в Новгороде, куда был вызван новгородским митрополитом. Возобновлена обитель по благословению митр. Новгородского Киприана (1626-1634) трудами ученика прп. Антония мон. Григория, перенесшего в кон. 20 гг. XVII в. мощи своего учителя из новгородской ц. св. ап. Луки, где первоначально был похоронен преподобный, в возобновленный Преображенский собор мон-ря. В 1681 г. А. Л. м. был приписан к Юрьеву муж. мон-рю , в 1686 г.- к новгородскому архиерейскому дому, в нач. XVIII в.- к старорусскому в честь Преображения Господня мон-рю . В кон. XVI - 1-й пол. XVII в. все настоятели мон-ря носили сан иеромонахов или игуменов, со 2-й пол. XVII в. нек-рые были архимандритами. Согласно описи мон-ря, составленной в 1768 г., на его территории находились 2 деревянных храма: в честь Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери, сооруженный в 1728 г. В монастырский комплекс входили также 2 настоятельские кельи, 2 кельи «со стеклянными окончинами», 2 амбара, ветряная мельница. До 1764 г. обители принадлежало ок. 160 дес. земельных угодий, на к-рых помимо братии трудились 58 крестьян. В 1764 г. А. Л. м. был упразднен, Преображенский храм обращен в приходской. В 1788 г. сгорели все деревянные постройки мон-ря. 30 дек. 1788 г. был освящен построенный усердием прихожан каменный храм Преображения Господня с 2 приделами: сев.- в честь Казанской иконы Божией Матери и юж.- прп. Антония Леохновского. Под спудом в Антониевском приделе покоятся мощи святого, над к-рыми устроена деревянная рака. Иконостас и богослужебная утварь переданы в Преображенский храм из упраздненного новгородского Варецкого мон-ря. К храму была пристроена колокольня, разобранная в 1829 г. В том же году на ее месте возведена новая 3-ярусная колокольня, сохранившаяся к 2001 г. В 20-х и 50-х гг. XIX в. Преображенский храм был реконструирован, расширен новыми пристройками. При храме действовала церковноприходская школа.

http://pravenc.ru/text/115848.html

Д. назван преподобным на тоновой литографии, изданной в Екатеринбурге в 90-х гг. XIX в. (цензорское разрешение 1890 г. прот. Симеона Вишнякова, экземпляры в частных собраниях). К первоначальному портрету восходит образ святого с нимбом кон. XIX - нач. XX в., очевидно, в технике хромолитографии (сохр. фотография из архива Далматовского мон-ря), а также неск. совр. образов: икона 90-х гг. XX в.- дар Далматовскому монастырю игум. Тихона (Затёкина) в бытность его наместником верхотурского Никольского монастыря (Д. представлен на фоне монастырских построек, повторяющих вид обители на хромолитографии Е. И. Фесенко 1902 г.; подобный образ - в Верхотурском монастыре); икона 1994 г. насельника мон-ря иконописца иером. Давида (Эрназарова) в круге (помещена во фронтальную часть раки Д.); икона 1997 г. работы О. Вороновой (Воскресенская ц. Шадринска). К прославлению Д. в 1994 г. в московской мастерской И. Исакова была написана икона святого, изображенного фронтально, по пояс. К празднованию 300-летия преставления Д. в 1997 г. одесский иконописец И. Н. Стоянов выполнил образ для ц. свт. Николая Чудотворца в с. Боровском (в наст. время в скиту во имя Д. Катайского р-на Курганской обл.) - преподобный представлен в клобуке, мантии, с благословляющей именословно десницей и посохом в левой руке. На поясной иконе 2000 г. работы А. Маркова (кафедральный собор блгв. кн. Александра Невского в Кургане) Д. облачен в схиму с куколем на голове, в руках модель мон-ря, вверху - образ Божией Матери «Знамение»; в икону вложена частица мощей святого. Поясной прямоличный образ Д. с частицей мощей (2001, иконописец П. Рублёв) находится над ракой преподобного. Лит.: Плотников Г. С. Описание муж. Далматовского Успенского мон-ря и бывш. приписным к нему жен. Введенского мон-ря. Екатеринбург, 19064; Пашков А. А. Св.-Успенский Далматовский муж. мон-рь. Шадринск, 2000. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/168654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Протасьев), еп. Рязанский и Муромский (1573-1586). Монашеский постриг принял в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . В волоколамских синодиках, в к-рых сохранились записи рода бывш. волоцкого игумена митр. Даниила , указано и имя Л., что дает основание называть Л. сродником Даниила ( Титов. 1891. С. 25; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903. С. 103). В хозяйственной документации Волоколамского мон-ря за 1554-1556 гг. встречается имя «козначея Левонида» (Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Ред.: М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин. М.; Л., 1948. С. 51, 55, 56, 57, 59, 60, 61); это позволяет предполагать, что Л. некоторое время исполнял обязанности казначея в обители. В 1563 г. Л. стал игуменом Иосифова Волоколамского мон-ря. Вскоре после этого в составе группы церковных иерархов сопровождал царя Иоанна IV Васильевича Грозного в походе на Полоцк (см. Ливонская война ). Во время похода духовные лица постоянно совершали молебны и окропляли воинство св. водой. После возвращения из взятого русскими войсками Полоцка Иоанн IV встречался со старшим сыном в Иосифовом мон-ре. 20 дек. 1563 г. Л. получил от Иоанна IV жалованную тарханную грамоту на все монастырские владения, которые освобождались от главных налогов - дани, ямских денег, от посошной службы, от мыта и тамги для купленных на нужды мон-ря товаров. Монастырским рыболовам разрешалось ловить рыбу на Селигере, «где похотех», кроме царских тоней (АФЗХ. Т. 2. 302. С. 315-323). Актом милости была и передача мон-рю в февр. 1565 г. завещанного обители кн. Дмитрием Ивановичем Оболенским-Немым с. Локныш с деревнями в Рузском у., несмотря на «опалу» боярина (Там же. 316. С. 334-335). Л. заботился о том, чтобы освободить приходские церкви во владениях мон-ря от дани и др. пошлин в пользу архиерея или об их замене оброком определенного размера. С этой целью он обратился к митр. Кириллу III , представив ему и прежние грамоты митрополитов и Новгородских архиепископов на храмы в разных десятинах. Документы сгорели во время пожара Москвы в 1571 г. (Там же. 359. С. 399).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

В качестве сверхштатных митр. Димитрий оставил 5 мон-рей (Николаевский Розважский в Новгороде, Богоявленский в его окрестностях, на р. Веряже, тихвинский Николаевский Боровинский, предписав рассматривать его «за един монастырь» с Николаевским Беседным, «яко поблизости между собою расстояние имущим», боровичский Духосошественский, Череменецкий Богословский) и 5 пустыней (Николаевскую Столпенскую, Николаевскую Добрынскую, Николаевскую Осиновскую, Николаевскую Теребенскую и Никандрову) (РГИА. Ф. 796. Оп. 50. Д. 211. Л. 15 об.-16). Зеленецкий Троицкий мон-рь, назначенный еще в 1762 г. «для содержания безумных», пока для них «вновь долгауз построится», пережил секуляризацию под вывеской «долгауза», но сохранил свою братию (в 1772 выяснилось, что в нем не имеется ни одного умалишенного, мон-рь был передан в С.-Петербургскую епархию). В результате в Новгороде и его ближайших окрестностях (в радиусе 12 км), по подсчетам И. Ю. Анкудинова, было упразднено 30 из 46 мон-рей (почти 2/3). Пособие настоятелям и настоятельницам закрытых мон-рей стали выплачивать только через 1,5 года после введения штатов. Указ предусматривал, чтобы отпускаемая сумма «по числу их умаления паки в казну возвращалась». В Новгородской епархии к получению подобного пособия были назначены 4 архимандрита, 10 игуменов, 16 игумений и строительниц (ПСЗ. Т. 44. 12740). Большинство ликвидированных в епархии монастырей давно утратили самостоятельность и состояли «в приписке» к Новгородскому архиерейскому дому или к др. мон-рям. Необычный случай произошел с жен. Звериным мон-рем Новгорода: соседний упраздненный Белый во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь целиком включили в его ограду, а церкви жен. Лазарева мон-ря, преобразованные в приходские, приписали к нему. Знаменитые своими древними фресками храмы упраздненных в 1764 г. мон-рей - Спасского Ковалёва, Спасского Нередицкого, Успенского Волотова - до 30-х гг. XX в. действовали как приходские сельские церкви. При организации в 70-х гг. XVIII в. общественных кладбищ Новгорода (Петровское, Тихвинское, Рождественское) кладбищенскими стали храмы 3 ликвидированных мон-рей. Храмы бывш. Колмова мон-ря в 1783 г. переданы в Приказ общественного призрения.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1864 г. духовная дочь И. кнг. Е. А. Васильчикова обратилась в Синод за разрешением передать для буд. Троицкого мон-ря дом, находившийся на территории приобретенной ею усадьбы, а также 10 тыс. р. серебром и др. вклады. 19 янв. 1865 г. Синод разрешил устроить домовую ц. во имя Св. Троицы и определил: «...наблюдение за церковью и отправление в ней богослужения поручить духовному отцу… иеромонаху Ионе с представлением для большего ему надзора за церковью… перейти на жительство в дом княгини, а для чтения и пения пригласить по своему усмотрению послушников из Выдубицкого монастыря». 4 мая 1865 г. выдубицкий настоятель архим. Вениамин освятил 1-й деревянный храм буд. обители. 5 апр. 1866 г. имп. Александр II дал разрешение на создание мон-ря, а 18 апр. того же года И. определен строителем обители со странноприимницей, больницей и приютом для мальчиков-сирот. В 1872 г. он был возведен в сан игумена, в 1886 г.- в сан архимандрита. 17 янв. 1886 г. Синод поручил И. одновременно возглавлять киевский Межигорский в честь Преображения Господня монастырь . До 1896 г. старец руководил его восстановлением. Прп. Иона Киевский, с житием. Икона. 2008 г. Иконописец А. А. Микловда (Преображенский скит в с. Нещеров) Прп. Иона Киевский, с житием. Икона. 2008 г. Иконописец А. А. Микловда (Преображенский скит в с. Нещеров) Созданная И. Троицкая обитель была единственным общежительным муж. мон-рем в границах Киева. И. ввел «строгие общежительные порядки», не позволял принимать братию из др. мон-рей, но только тех, кто приходили из мира. Если в 1869 г. в мон-ре проживало 27 насельников, то в 1901 г.- уже 470. Ок. 10 иеромонахов Троицкой обители стали настоятелями др. мон-рей и скитов. По благословению И. настоятелем оренбургского Успенского Макариевского мон-ря назначен о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя преподобного Онуфрия монастыря - о. Евгений (Загородний), строителем и настоятелем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Из братии Троицкого мон-ря неоднократно избирались и назначались настоятели оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.

http://pravenc.ru/text/578266.html

Вид Киевского во имя святых Флора и Лавра мон-ря. 2-я пол. XIX в. Литография В. Барвитова Вид Киевского во имя святых Флора и Лавра мон-ря. 2-я пол. XIX в. Литография В. Барвитова До нач. XIX в. кельи и хозяйственные сооружения К. м. были деревянными, сохранялось их размещение на территории обители, сформировавшееся еще в XVII в. К югу от соборной площади находилось хозяйственное подворье. К северу, сразу за оградой, начиналось кладбище приходской Васильевской ц. Теснота и неудобство расположения монастыря подтолкнули монахинь к обращению по поводу возможности перемещения обители ближе к лавре, возле Печерской крепости. Это совпало с планами благоустройства Подола, в частности с заменой всех деревянных строений мон-ря каменными. В связи с тем что в Российской империи не было ни одного жен. мон-ря, к-рый отвечал бы по своим условиям статусу лиц из высшего общества, желавших принять постриг, в 1804 г. на уровне Мин-ва внутренних дел, Киевского губ. правления и митрополии рассматривался вопрос о возможности перемещения флоровских сестер в более удобно расположенный мон-рь в Киеве. Самым приемлемым вариантом был признан обмен местами проживания общин: братия Пустынно-Никольского муж. мон-ря должна была переселиться во Флоровский мон-рь, уступив свой жен. общине этой обители. Составление планов и смет расходов на каменное строительство во Флоровском и Никольском мон-рях было поручено городовому архитектору Киева А. И. Меленскому. Однако Киевский митр. Серапион (Александровский) не поддержал эту идею. Новая игум. Пульхерия (Шаховская) присоединилась к мнению архиерея и доложила о решении основных проблем К. м., связанных с водонасыщенностью грунтов и сезонными оползнями, а именно: с проведением труб, окружением церквей каналами, выведенными за св. ворота в «большой городской канал». Рынок же, находившийся за колокольней при входе в мон-рь, ко времени составления рапорта уже был перенесен на др. место (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 198. Д. 48. Л. 2-10, 55-56 об.). И все же описание монастырской застройки 1810 г., плохого состояния старых деревянных келий с учетом пополнения в 1808 г.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010