Летом 1939 г. по ходатайству игум. Нины в В. м. из Почаевской лавры были привезены икона св. Марии Магдалины с частицей мощей и образ прп. Иова Почаевского с частицей мощей. В 1944 г. в результате бомбежки Александро-Невский храм лишился купола, окон, полов и дверей, сгорел иконостас. В одном из уцелевших крыльев храма сестры (ок. 35 чел.) устроили временную церковь, к-рую 15 окт. 1945 г. освятил Виленский архиеп. Корнилий (Попов) . 8 нояб. 1951 г. Виленский архиеп. Фотий (Топиро) освятил отремонтированную Александро-Невскую ц. В 1953-1955 гг. в В. м. был построен двухэтажный сестринский корпус, к 1959 г. к мон-рю были проведены водопровод и канализация, все помещения электрифицированы, территория обители огорожена кирпичной оградой с дубовыми св. вратами. Трудами сестер было благоустроено Евфросиниевское кладбище, в юж. части к-рого похоронены мн. насельницы и священнослужители обители. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I передал в дар мон-рю вышитую бисером икону «Целование праведной Елисаветы», выполненную монахинями иерусалимского Горненского мон-ря . Постановлением Совета министров Литовской ССР от 12 июля 1959 г. В. м. был снят с регистрации, денежные средства и движимое имущество обители подлежали конфискации. 23 авг. 1960 г. насельницы (23 монахини, 5 послушниц) были выселены из обители, Александро-Невский храм передан на баланс Министерства культуры Литовской ССР, в бывш. сестринском корпусе разместилась колония для трудновоспитуемых девочек. Несмотря на это, мон-рь продолжал существовать: игум. Нина с сестрами поселилась в двухэтажном корпусе вильнюсского Свято-Духова муж. мон-ря. В 1968 г. вместо ушедшей на покой и принявшей схиму с именем Варвара игум. Нины († 26 апр. 1969) В. м. возглавила ее племянница и многолетняя сподвижница игум. Ангелина (Баташёва). 15 мая 1989 г. постановлением Совета министров Литвы указ 1959 г. о ликвидации мон-ря был признан утратившим силу. С апр. 2002 г. В. м., размещающийся в корпусе на территории Свято-Духова мон-ря, возглавляет мон. Надежда (Ломако). К нач. 2004 г. в В. м. жили 13 насельниц: 9 монахинь и 4 послушницы. Сестры несли послушания в Свято-Духовском соборе, пли на клиросе, выпекали просфоры для храмов Виленской епархии, изготавляли свечи, ухаживали за могилами насельниц В. м. на вильнюсском правосл. Евфросиниевском кладбище. 5 мая 2015 г., решением Свящ. Синода Русской Православной Церкви В. м. был вновь открыт. 24 мая 2015 г. сёстры мон-ря переехали в помещения при восстановленном храме в честь св. князя Александра Невского, а мон. Серафима (Иванова) возведена в сан игуменьи. Арх.: ЛЦИА. Ф. Р-238. Оп. 3. Ед. хр . 13, 46; Варвара (Трофимова), мон. К столетию правосл. Виленского Марие-Магдалинского жен. мон-ря (1865-1965). Вильнюс, 1965. Ркп. Ист.: Вестн. Виленского Св.-Духова братства. Вильно. 1915. 16. Г. П. Шлевис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИСТРИЦА ПРИЗРЕНСКАЯ Мон-рь во имя св. Архангелов под Призреном. Монах у гробницы серб. царя Стефана Душана Мон-рь во имя св. Архангелов под Призреном. Монах у гробницы серб. царя Стефана Душана ущелье в 3 км от г. Призрена, где находится муж. мон-рь во имя св. Архангелов Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Мон-рь был основан серб. царем Стефаном Душаном в 1343 г. как будущая усыпальница на месте разрушенного визант. храма. Обитель имела статус ставропигии. Церковь во имя свт. Николая Жичского, кельи, трапезная. Вид с юго-запада. Фотография. 2002 г. Церковь во имя свт. Николая Жичского, кельи, трапезная. Вид с юго-запада. Фотография. 2002 г. В монастырский комплекс входили: большая ц. св. Архангелов (1348-1352), малый храм свт. Николая, еп. Мирликийского, трапезная, братские корпуса, б-ка, больница и гостиница. В основе плана ц. св. Архангелов - крест, здание было возведено из тесаного камня. Церковь имела 5 глав, 3 апсиды с вост. стороны и открытый нартекс с запада. В нач. XV в. главный храм мон-ря послужил образцом для строительства в Раванице и Ресаве (Манассии). В нач. XVII в. ц. св. Архангелов была разрушена: фрески уничтожены, камень использован для постройки мечети Синан-паши в Призрене. Из богатого декора сохранились фрагменты мраморной пластики, украшавшей фасады, и мозаичного пола (обнаружены в ходе археологических работ в 1927). В 60-80 гг. XX в. были произведены археологические исследования на всей территории обители. Восстановление мон-ря началось в 1995 г. Строительство велось при участии гос. и общественных организаций (Мин-во культуры Сербии, правосл. община Призрена, Общество восстановления мон-ря св. Архангелов, Призренский округ и др.) и частных лиц под контролем Комитета по защите памятников культуры Призрена. Новые постройки возведены на старых фундаментах: братский корпус (по образцу корпуса мон-ря Хиландар ), апартаменты для епископа, домашняя церковь и др. В планах - восстановление церквей св. Архангелов и свт. Николая, еп. Мирликийского, перенесение епархиальной кафедры и создание издательского центра. В марте 1998 г. в мон-ре были возобновлены богослужения. После бомбардировок ВВС НАТО и вывода югославской армии из Косова мон-рь находился под защитой нем. контингента KFOR. 15 июня 1999 г. экстремистами из UÇK (Освободительная армия Косова) был похищен насельник мон-ря мон. Харитон (Лукич). Его изувеченное тело было обнаружено 8 авг. 2000 г. Международной комиссией по эксгумации в общем захоронении в албан. пос. Тусус (пригород Призрена) и погребено 12 нояб. 2000 г. в мон-ре с. Црна-Река, могила стала местом почитания его как новомученика. В 2002 г. братию мон-ря составили: игум. иером. Герман, 1 иеродиак., 3 монаха, 2 послушника.

http://pravenc.ru/text/149237.html

В 1904 г. Д. м. последним из муж. обителей Екатеринбургской епархии был переведен на общежительный устав. Помощь в этом оказал верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь , из к-рого были переведены 10 насельников для укрепления братии Д. м. В мон-ре был принят устав Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . После введения общежития численность братии Д. м. увеличилась. Накануне преобразования, в 1903 г., в мон-ре было 33 насельника, в 1907 г.- 97, в 1908 г.- 115, в 1913 г.- 74, в 1914 г.- 70 насельников. Среди братии штатного периода большинство составляли представители духовного сословия, среди братии общежительного монастыря - крестьяне. В 1917 г. в Д. м. проживал 61 чел., в 1918 г.- 39, в 1921 г.- 27 насельников. После 1918 г. по решению советских властей Шадринского у. Д. м. предполагалось закрыть. В кон. 1920 г. директор Шадринского научного хранилища В. П. Бирюков перевез архив мон-ря в Шадринск, а в сент. 1922 г. добился создания (с согласия Екатеринбургского епархиального управления) в Д. м. музея-мон-ря, существовавшего на основах хозрасчета, к-рому был передан весь комплекс построек. В 1923 г. при Скорбященском храме была зарегистрирована приходская община, впосл. принявшая обновленчество . В 1928 г. Скорбященский храм был закрыт под предлогом отказа общины от производства в нем ремонта. В 1930 г. был закрыт музей-мон-рь, с храмов снесены купола. Насельники в основном в 1923 г. ушли в др. селения и обители, в т. ч. в Малоактайский скит верхотурского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, унеся с собой чудотворную икону Успения Пресв. Богородицы, по преданию, принадлежавшую старцу Далмату. В 1933 г. в Скорбященской ц. разместился колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории мон-ря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, пекарня, Дом культуры, курсы усовершенствования комсостава. В 1945 г. на территории Д. м. был организован завод молочного машиностроения «Старт», в усыпальнице основателя Д. м. размещалось гальваническое производство, затем прачечная. При возведении заводских построек были уничтожены мн. здания. Активное разрушение комплекса Д. м. было остановлено благодаря деятельности ген.-майора Д. А. Терехова, добившегося в 1952 г. постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 дек. 1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации. В 1980 г. при Далматовском краеведческом музее был создан Комитет общественного спасения мон-ря. 27 сент. 1989 г. при Скорбященской ц. была зарегистрирована приходская община, в том же году началась реставрация храма, он был заново освящен.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Варлаама (Борисевича) , который в период оккупации являлся благочинным Автономной УПЦ в Локачинском р-не. Еп. Варлаам начал более активно бороться с бывш. актокефалистами. Первыми его кадровыми решениями в мае 1946 г. стали увольнение с должности настоятеля Троицкого кафедрального собора бывш. соратника Сикорского прот. Стефана Грушко и смещение с должности благочинного Луцкого городского округа «неблагонадежного» прот. Иоанна Давидовича, к-рого сменил прот. Василий Осташевский, 2-й священник луцкого собора. В кон. 40-х гг. XX в. началось сокращение численности монастырей. В кон. 1946 г. было принято решение о закрытии Зимненского Успенского мон-ря, его насельниц предписывалось перевести в Дерманский Троицкий муж. мон-рь, к-рый должен был стать женским, монахов предполагалось изгнать. Из-за сопротивления настоятеля Дерманского мон-ря архим. Доната (Шпаковского) переселение состоялось в февр. 1947 г. Настоятельница Зимненской обители игум. Лидия (Давидович) была отстранена от должности, игуменией стала Евлогия (Омельчук). Уполномоченный по делам РПЦ по Ровенской обл. Марута 27 сент. 1947 г. потребовал, чтобы дубенский Крестовоздвиженский мон-рь освободил здания кармелитского мон-ря, в которых правосл. обитель находилась с марта 1944 г., после повреждения в ходе боев построек Дубенского мон-ря. В мае 1948 г. монахи Дубенского мон-ря освободили бывшие здания кармелитов и переехали в урочище «Остров Пустынь» на берегу р. Иква, где находился полуразрушенный монастырский Крестовоздвиженский собор. Там были построены деревянные дом для братии и храм прп. Иова Почаевского. 10 авг. 1948 г. уполномоченный по делам РПЦ П. Дубовик разрешил восстановление мон-ря на прежнем месте, но в марте 1949 г. запретил служить в новопостроенном храме прп. Иова и объявил о недопустимости дальнейшей деятельности мон-ря на том основании, что он якобы уже с 1944 г. считался упраздненным. 15 июля 1949 г. Ровенский облисполком принял постановление о закрытии мон-ря. Однако насельники оставались в обители еще неск.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ († 15.10.1385, Киев), свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородмских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, в 1384 г. был поставлен в К-поле на Киевскую и всея Руси митрополичью кафедру. Возможно, в миру носил имя Давид (на это может указывать запись в кормовой книге нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря 1595 г. о праздновании памяти первоначальника; см.: Макарий (Миролюбов). С. 363-364). В «Книге степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. содержится свидетельство о том, что Д. основал нижегородский Печерский мон-рь. В сочинениях ученых 1-й пол. XIX в. отразилась традиция, согласно к-рой Д. был пострижеником Киево-Печерского мон-ря, основавшим в подражание ему нижегородский Печерский мон-рь. Однако в нижегородской обители до 1648 г. не было престола, посвященного Успению Пресвятой Богородицы - главному празднику Киево-Печерского мон-ря, неизвестны следы особого почитания в мон-ре преподобных Антония и Феодосия Печерских. Свт. Дионисий Суздальский. Икона. Нач. XXI в. Иконописец В. Некрасов. (Вознесенский собор Печерского мон-ря в Н. Новгороде) Свт. Дионисий Суздальский. Икона. Нач. XXI в. Иконописец В. Некрасов. (Вознесенский собор Печерского мон-ря в Н. Новгороде) В летописной записи о возведении Д. в 1374 г. на Суздальскую кафедру содержится его характеристика: «...изящена в Божественых писаниих, учителна и книгам сказателя, монастырем строителя и мнишьскому житию наставника... общему житию началника» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105-106). Т. о., основанный Д. нижегородский Печерский мон-рь был общежительным в отличие от мон-рей более раннего времени; к 1374 г. настоятель обители носил высокий сан архимандрита. Упоминание о Д. как об устроителе мон-рей подтверждается сообщением Жития прп. Евфимия Суздальского о том, что в 1352 г. Д. послал своего ученика прп. Евфимия в Суздаль, чтобы основать там общежительный мон-рь, еще 11 насельников нижегородского Печерского мон-ря с той же целью отправились в др. «верховские города». Учеником Д. также был живший в его келье прп. Макарий Унженский.

http://pravenc.ru/text/178313.html

отмечен ряд исторических событий, в частности эпидемия, война, в к-рой участвовали первые ктиторы пустыни П. И. Доводчиков и Ф. Г. Лызлов. Все это сближает В. к. Водожской пуст. со сказаниями об основании мон-рей и строительстве храмов XVI-XVII вв. Запись вкладов, помещенная после «Описания» пустыни, доведена до 60-х гг. XVIII в.- времени секуляризации церковных имуществ . В. к. суздальского Богородице-Рождественского собора содержит точно датированные известия о ремонте и перестройках собора в сер. XVI в. Помимо собственно В. к. можно выделить неск. смешанных типов документов, фиксировавших вклады: объединенные вкладные и кормовые (кормовые и вкладные) книги, приходо-расходные и вкладные книги, синодики с записями вкладов. Вкладные и кормовые книги совмещают в себе сведения о вкладах, поминаниях вкладчиков и указания на «кормы» (в кормовых и вкладных книгах «кормы» расписаны более подробно), организованы по календарному принципу. Данный тип внутримонастырской документации во 2-й пол. XVI-XVIII в. характеризуется прежде всего внесением в него имен вкладчиков, сделавших пожертвование, как правило, не менее 100 р. (в Троице-Сергиевом мон-ре «кормы» ставились за вклады не менее 500 р.). Примерами вкладных и кормовых книг могут служить документы из московского Симонова (АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338), ростовского Борисоглебского на Устье мон-ря и Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском (РНБ. Тит. 4520, 4904; ЮПКМ. 2394. Л. 1-18), а также белёвского в честь Преображения Господня мон-ря (РГБ. Ф. 178. 8298). Примером «книг кормовых, и вкладных, и данных» может служить рукопись из Толгского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . Книга, составленная во 2-й пол XVI - нач. XVII в., содержала сведения о 22 вкладах и «кормах», обстоятельствах внесения вкладов и обязательствах мон-ря по ним (литургические поминания и трапезы); при переписке текста в обители в сер. XVII в. «кормы» и вклады кон. XIV-XVI в. были скопированы без хронологической последовательности, однако с прежней нумерацией. Записи «кормов» и вкладов можно обнаружить в кормовой и вкладной книге из московского Новодевичьего мон-ря (Вкладная книга 1674-1675 (7183) года московского Новодевичьего мон-ря. С. 152-210) и в кормовой книге Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря (РГБ. Ф. 178. 7174). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с исчезновением практики «кормов» ведение таких книг практически прекратилось. Денежная вкладная книга и синодик Ниловой Столбенской пуст. 1860 - 1865 гг.(РГБ ОР. Ф. 200. Т 18. Л. 1)

http://pravenc.ru/text/158928.html

Исидор (Колоколов), еп. Михайловский. Фотография. Нач. XX в. Исидор (Колоколов), еп. Михайловский. Фотография. Нач. XX в. 16 марта 1902 г. определен епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 12 мая того же года в Спасо-Преображенском соборе Чернигова Черниговский еп. Антоний (Соколов) возглавил архиерейскую хиротонию И. Являлся управляющим Елецким черниговским в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рем . 4 нояб. 1903 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, с управлением нижегородским Печерским в честь Вознесения Господня муж. мон-рем . Был утвержден в должности председателя епархиального училищного совета. Являлся председателем нижегородских братств - Св. Креста и во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. Читал лекции и вел диспуты в доме Георгиевского братства. Во время революции 1905-1907 гг. стал одним из организаторов в Н. Новгороде правомонархистского союза «Белое знамя». 10 нояб. 1906 г. назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии. Был настоятелем рязанского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , с 21 мая 1907 г.- рязанского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . С 1908 г. являлся председателем Рязанского епархиального миссионерского совета. 26 мая 1911 г. согласно прошению уволен на покой и определен на жительство в Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь . 19 окт. того же года местопребыванием И. назначен омский Покровский мон-рь. 9 дек. 1911 г. стал управляющим Покровским мон-рем. В июне 1913 г. освобожден от управления мон-рем с назначением местопребывания в Александро-Невском Филейском мон-ре Вятской епархии. В дек. того же года перемещен на жительство в Трифоновский Успенский мон-рь той же епархии. В 1916 г. в связи с обвинением в недостойном духовного сана поведении по указу Синода был лишен права ношения архиерейской мантии и панагии и с запрещением священнослужения направлен в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня муж. мон-рь Вологодской епархии. И. обратился в Синод с прошением о назначении нового следствия, поскольку обвинение, по его словам, было основано на ложном доносе. Благодаря заступничеству Петроградского митр. Питирима (Окнова) дело было пересмотрено. И. разрешили совершение священнослужения и возвратили право ношения архиерейской мантии и панагии. Вскоре он стал управляющим тюменским во имя Св. Троицы муж. мон-рем с правами настоятеля.

http://pravenc.ru/text/674894.html

17 янв. 1886 г. указом Синода игум. Иона был возведен в сан архимандрита и назначен одновременно настоятелем возрождавшегося Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря . К. И. м. был приписан к Межигорской обители, которая в 1894 г. была преобразована в женскую (с отделением от нее К. И. м. со всеми угодьями и капиталами), и передан в ведение киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря ; по настоянию архим. Ионы К. И. м. стал самостоятельным. Но в дек. 1899 г. в связи с преклонным возрастом преподобный был освобожден от управления обителью и поселился в деревянном домике (построен в 1884; снесен в 50-х гг. XX в.). 15 дек. 1901 г. он соборовался и до самой кончины ничего не ел, ежедневно причащался и пил св. воду. Сразу после кончины преподобного настоятель Выдубицкого мон-ря архим. Евлогий отслужил панихиду по старцу. 1 янв. гроб с телом почившего был перенесен в храм Св. Троицы. 12 янв. 1902 г. пребывавший на покое еп. Сильвестр (Малеванский) и ок. 60 клириков в присутствии ок. 30 тыс. паломников совершили отпевание основателя мон-ря. Затем гроб с телом старца трижды обнесли вокруг храма. Он был погребен в склепе под Свято-Троицким собором. В 1899-1902 гг. К. И. м. возглавлял игум. Евгений, в 1902-1911 гг.- архим. Мелхиседек (Стеценко), при к-ром в 1902-1909 гг. производился капитальный ремонт Троицкого храма. В 1911 г. новым настоятелем был назначен иером. (впосл. архимандрит) Иувеналий (Онокало). В 1869 г. в К. И. м. проживало 27 насельников, в т. ч. иеросхимонах и 4 иеромонаха, в 1901 г.- 470 насельников, в 1905 г.- 523 (обитель среди киевских мон-рей занимала 2-е место по числу братии после Киево-Печерской лавры), в 1908 г.- 602, в 1913 г.- 559 насельников, в т. ч. 54 иеромонаха, 27 иеродиаконов, 124 монаха и 354 послушника. К. И. м. являлся единственной муж. общежительной обителью в Киеве. Прп. Иона не позволял принимать братию из др. мон-рей, в К. И. м. поступали только миряне. Ок. 10 пострижеников К. И. м. стали настоятелями др. обителей. Так, настоятелем оренбургского Макариевского Успенского мон-ря был о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя прп. Онуфрия Великого мон-ря - о. Евгений (Загородний), строителем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Насельники К. И. м. назначались настоятелями оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Антонов что на Дымех], с 1997 г. скит Тихвинского Большого муж. мон-ря С.-Петербургской епархии, в Тихвинском р-не Ленинградской обл. Источником сведений об основании А. Д. м. является житие прп. Антония Дымского , дошедшее в 2 редакциях: ранней, составленной в кон. XVII в., вероятно, в А. Д. м. с использованием местных преданий (БАН. Мордв. 11) и поздней, созданной в А. Д. м. в кон. XVIII - нач. XIX в., к-рая, по мнению исследователей, является переработкой ранней редакции по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго». Антониев Дымский мон-рь. Литография. 1851 г. Антониев Дымский мон-рь. Литография. 1851 г. Согласно обеим редакциям, А. Д. м. основан ок. 1243 г., когда прп. Антоний, поселившись в уединенном месте на берегу Дымского оз., ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого (согласно ранней редакции, верхняя ц. была освящена в честь свт. Николая Чудотворца, согласно поздней - в честь Покрова Божией Матери). Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен др. храм, «теплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. поздняя редакция сообщает, что грамота на создание мон-ря была пожалована св. блгв. кн. Александром Ярославичем Невским . По свидетельству поздней редакции жития, в 1409 г. А. Д. м. был разорен и сожжен татарами. Мощи прп. Антония, обретенные нетленными в 1370 г., перед разорением мон-ря братия вновь предала земле, «да не поругаеми будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни иноки опустили на дно Дымского оз. Поздняя редакция также сообщает, что в 1611 г. мон-рь был разорен шведами, но благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 г. возобновлен, в него переселили насельников Валаамского мон-ря , также сильно пострадавшего от шведов. В ранней редакции жития нашествия татар и шведов не упоминаются, сказано, что древние сведения о мон-ре не сохранились «от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» ( Белоброва. С. 289). И. П. Мордвинов считал известия о нашествиях и разорении мон-ря, содержащиеся в поздней редакции, легендарными, поскольку «нет никаких указаний ни в летописях, ни в иных сказаниях... никаких преданий в Тихвине»; если А. Д. м. «после нашествия шведов был вполне пригоден для жительства монахов», переселенных из Валаамского мон-ря, значит, он «не подвергался разорению». В 1687 г. А. Д. м. сгорел, затем был отстроен заново.

http://pravenc.ru/text/115846.html

В управлении орденом магистру помогали главные наблюдающие (scrutatores) или разъездные инспекторы (circatores): трое мужчин (2 каноника и 1 брат-мирянин), к-рые посещали каждый мон-рь по крайней мере раз в год, и 3 женщины (2 грамотные монахини и 1 неграмотная женщина, возможно мирская сестра), к-рые посещали раз в год все мон-ри, где были женщины. Они выслушивали жалобы, выносили решения и докладывали магистру и собранию общего капитула ордена. Главных наблюдающих назначал магистр с согласия общего капитула. Также помощь в управлении магистру оказывали наблюдающие мон-ря (scrutatrices claustri). В каждом мон-ре магистр и главные наблюдающие назначали 3 монахинь, к-рые должны были информировать их обо всем, что происходило в обители. Им гарантировалась защита от вмешательства в их деятельность и от выговоров приорессы. Они могли исповедоваться непосредственно самому магистру. В муж. половине мон-ря аналогичной должности не существовало. Жен. часть мон-ря управлялась приорессой, в каждом мон-ре их было 3, по очереди исполнявших эту должность. Если одна из них не могла исполнять свои обязанности, то ее замещала субприоресса. Приорессу избирали монахини в течение 15 дней после смерти предшествующей. Если они не могли этого сделать, то ее назначал сам магистр. Муж. половина мон-ря управлялась приором. Ежегодно собирался генеральный капитул Г., состоявший из 6 инспекторов, главного исповедника, приора или келаря из каждого мон-ря и 2 приоресс из каждого «двойного монастыря». В случае смерти магистра в состав капитула вводились 1 монахиня, 1 каноник и 1 мирская сестра (такое собрание называлось universitates). На нем избирали 4 каноников, а те в свою очередь выбирали еще 9 чел.- 5 приоров и 4 каноников, к-рые выбирали магистра. Генеральный капитул рассматривал все значимые для ордена дела, утверждал изменения в законодательстве ордена. Собрание могло также смещать магистра по причине его невоздержанности или сильной немощи. Организация быта Поскольку в «двойных монастырях» Г. жили и мужчины, и женщины, одной из главных задач устройства было воспрепятствовать общению между ними. Вся территория «двойного монастыря», в т. ч. и церковь, где проходила служба, делилась на 2 части - муж. и жен. В жен. половине церкви был свой алтарь. Приор отправлял мессу в алтаре муж. половины за стеной. Все необходимое для службы передавали на жен. половину через вращающееся «окно» позади алтаря монахинь. Аналогичные «окна» служили и для передачи всех нужных в быту предметов и т. д. Когда мужчинам и женщинам, членам ордена, нужно было поговорить друг с другом, они использовали «окно», через к-рое невозможно было видеть. Исповедь производилась у таких же «окон».

http://pravenc.ru/text/164987.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010