О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Вынужденные покинуть ликвидируемые властями обители насельники пытались продолжать монашескую жизнь в миру, сохранять верность своим обетам. Распространенным явлением стали нелегальные группы монашествующих. Одно из первых упоминаний о «катакомбах» применительно к церковной жизни в СССР связано именно с тайной монашеской общиной. В письмах, отправленных в 1923 г. из Петрограда митр. Евлогию (Георгиевскому) игум. Афанасией (Громеко), «моими катакомбами», «моей катакомбной церковью» назывался устроенный игум. Афанасией в собственном доме храм, где совершались богослужения существовавшей в тайне от властей монашеской общины (Письма игум. Афанасии (Громеко). 2005. С. 362-374). В то же время для игум. Афанасии термин «катакомбы» распространялся на все противостоявшие обновленчеству правосл. общины, возносившие за богослужением вопреки запрету властей имя патриарха свт. Тихона . Характерно, что в 20-30-х гг. ХХ в. термин «катакомбы» для обозначения нелегальных правосл. общин не был общепринятым. Нелегальные «домашние монастыри» появлялись обычно недалеко от закрытых обителей, в окрестных селах и городах. В деревнях Подмосковья поселились монахини московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря , подмосковных Зосимовой во имя Св. Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» жен. пустыни и Аносина Борисоглебского жен. монастыря . В г. Муром переселились сестры Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы женского мон-ря , превратив один из городских храмов в «подобие маленького Дивеевского подворья». В Кирсанове (ныне Тамбовской обл.) монахини Оржевского Боголюбского Тишениновского жен. мон-ря проживали общинами по 4-6 чел., образовав вместо одного закрытого большого мон-ря множество крошечных. Насельницы жен. обителей зарабатывали на жизнь шитьем, огородничеством, становились регентами, казначеями приходских храмов. Иеромонахи закрытых муж. мон-рей служили священниками в приходских храмах, которые оказывались своего рода легальным прикрытием для продолжавших тайно существовать монашеских общин. Так, монахи закрытой Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пустыни поселились при Георгиевском храме г. Козельска, насельники Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой муж. пустыни - при ставших приходскими храмах московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митрополита Московского, муж. мон-ря , иноки Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца мужского мон-ря - при соборе г. Лальска (ныне поселок Кировской обл.), где монахи жили под храмом в бывш. складском помещении.

http://pravenc.ru/text/1681351.html

5 апр. 1897 г. М. был рукоположен во иерея. 24 нояб. 1899 г. указом Вятской духовной консистории назначен казначеем новоучрежденного яранского во имя св. Анны Пророчицы муж. мон-ря (в 10 верстах севернее г. Яранска), что было утверждено указом консистории от 21 дек. 1900 г. Строитель обители иером. Нил (Пиляков; с 22 июля 1902 игумен) и один из 2 иеромонахов, как болящие, не могли исполнять свои обязанности в полной мере. Поэтому М. первое время приходилось совершать богослужение, исполнять требы, следить за ходом обустройства обители, а также быть келейником у больного строителя - топить печь, готовить пищу, стирать белье. 12 февр. 1902 г. М. был назначен благочинным и духовником Анно-Пророчицкого мон-ря с освобождением от должности казначея (по др. данным, он был назначен благочинным и духовником еще 17 дек. 1900). 18 авг. (по др. данным, 29 сент.) 1902 г. по болезни с должности настоятеля был уволен игум. Нил († 7 нояб. 1902). Настоятелем стал игум. Геннадий (Парфентьев), ранее входивший в братию Филейского мон-ря и хорошо знавший М. Игум. Геннадий вновь назначил его казначеем обители, освободив от должности благочинного. 14 марта 1903 г. Вятская духовная консистория утвердила это назначение. Казначеем и духовником обители М. оставался до ухода из мон-ря. Прп. Матфей (Швецов) (во 2-м ряду четвертый слева) с братией Анно-Пророчицкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Прп. Матфей (Швецов) (во 2-м ряду четвертый слева) с братией Анно-Пророчицкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в. С духовного окормления братии в обители началось старческое служение М. Особенно внимателен он был к послушникам, недавно поступившим в мон-рь. Многие из них были ему обязаны поступлением в обитель. Настоятель без совета старца не предпринимал ни одно важное дело. Буд. епископ Вениамин (Милов) , в то время учащийся Вятской ДС, бывал на каникулах в Анно-Пророчицком мон-ре и оставил воспоминания о встречах с М.: «Ученик знаменитого филейского старца иеросхимонаха Стефана - иеромонах отец Матфей - учил меня читать книги аскетического характера, обличал в неимении страха Божия, рассказывал о своем тернистом шествии от мира к монастырю» ( Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. Серг. П., 1999. С. 49). Согласно воспоминаниям знавших его людей, М. стремился к уединению, был молчалив, пустых разговоров не вел, избегал шуток и смеха, праздного времяпрепровождения. Любопытство считал одним из самых тяжких грехов. Но за этой внешней суровостью, неприветливостью скрывались ум мудреца, по-детски доброе сердце и душа праведника.

http://pravenc.ru/text/2562636.html

Церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1738) и Богоявления Господня (1811) Никольского мон-ря в Арзамасе. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1738) и Богоявления Господня (1811) Никольского мон-ря в Арзамасе. Фотография. 10-е гг. XXI в. Ансамбль арзамасского во имя прп. Алексия, человека Божия (Новодевичьего), жен. мон-ря, расположенного на крутом берегу р. Тёши, сложился к сер. XIX в. и включал 3 главных храма, 7 келейных корпусов и хозяйственные постройки, обнесенные со всех сторон высокой каменной оградой с 5 башенками и 4 входами. Общая конфигурация плана мон-ря имела правильные очертания, близкие к прямоугольнику ( Шумилкин М. С. 2013. С. 84). Два главных сооружения располагались т. о., что основная ось, направленная от св. ворот, была ориентирована на собор в честь Вознесения Господня (построен в 1787 на месте старой Казанской ц., в результате расширения в 1821-1822 стал 5-купольным, с обширной трапезной и просторными хорами), воспринимаемый в ракурсе. При этом в прямой видимости оказывалась Успенская ц. с трапезной палатой (1798), к-рая находилась на продолжении оси «восток - запад». Кельи и хозяйственные постройки группировались по периметру территории. Перед 2 храмами получилась небольшая соборная площадь - характерная черта мон-рей этого периода. Главный монастырский храм арзамасского Спасо-Преображенского муж. мон-ря (строительство начато в 1638, в XVIII в. к объему храма были присоединены обширная трапезная и развитое крыльцо) до постройки на центральной площади Арзамаса Воскресенского собора считался кафедральным и был крупнейшим сооружением в городе. Он располагался на возвышенности и был виден издалека. К кон. XVIII в. в мон-ре помимо собора существовали ц. Рождества Пресв. Богородицы (1690, перестроена в 1729), колокольня в виде высокого 8-гранного столпа (XVII в., не сохр.), монашеские кельи, хозяйственные сооружения, ограда с 3 воротами, монастырский сад и небольшое кладбище. Стиль классицизм проявился в постройке в 1818 г. 2-этажного корпуса со св. воротами и с надвратной Георгиевской ц., высокий барабан к-рой с одной главой вписался в общий силуэт мон-ря, не нарушив сложившейся иерархии его главных объемов.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

там была возведена Покровская часовня, превращенная затем во Введенскую ц. Примерно в это же время иером. Пахомий и инок Филарет основали 3-й крупнейший скит Иргиза - Пахомиев. Процветанию и превращению иргизских скитов в большие мон-ри в немалой степени способствовал переселенец с Ветки мон. Сергий (Юршев) , в 1780 г. получивший от властей офиц. разрешение на совершение богослужений на Иргизе. На средства вольского миллионера Злобина в муж. скитах были сооружены большие церкви, после чего скиты получили названия мон-рей: Авраамиев скит стал Нижне-Воскресенским мон-рем после строительства здесь в 1786 г. храма Воскресения Христова (с древней складной походной церковью); в 1783 г. в Исаакиевом скиту построили Успенский храм, и скит этот превратился в Верхне-Успенский мон-рь, а после постройки здесь в 1804 г. Преображенского собора этот мон-рь стал называться Верхне-Спасо-Преображенским; в Пахомиевом скиту в 1790 г. была сооружена Никольская ц., и скит стал называться Средне-Никольским мон-рем. По ветковской и керженской традиции возле муж. скитов и мон-рей появлялись жен.: близ Исаакиева скита - Маргаритин скит (впосл. Покровский жен. мон-рь), близ Пахомиева - Анфисин скит (впосл. Средне-Успенский жен. мон-рь). Общежительные уставы для мон-рей составил Сергий (Юршев), ставший настоятелем Верхне-Успенского мон-ря. В царствования Павла I и Александра I иргизские мон-ри достигли вершины своего процветания. В 1797 г. был издан указ, освобождавший иргизских иноков от рекрутской повинности, в 1799 г. имп. Павел пожертвовал 12 тыс. р. на восстановление сгоревших церквей в иргизских скитах. Число монашествующих на Иргизе по отдельным мон-рям колебалось от 100 до 700 чел., а общее их число составляло в 1828 г. 3 тыс. иноков, не считая послушников. В храмах самого Иргиза неустанно «исправляли» в «староверие» все новых беглых попов, к-рые свободно проживали по всей России. Соборы 1784 и 1805 гг., проходившие на Иргизе, со ссылкой на рекомендации еп. Павла Коломенского подтвердили порядок приема иереев из Православия 2-м чином.

http://pravenc.ru/text/77768.html

В 1990 г. в епархии возродили традицию проведения массовых крестных ходов. 5 мая, в день обретения мощей прп. Иакова Железноборовского, в с. Борок Буйского р-на состоялся крестный ход во главе с еп. Александром. Среди руин Иаково-Железноборовского мон-ря был совершён молебен. 28 мая из Нерехты в с. Троица в бывш. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский мон-рь состоялся крестный ход, возглавляемый еп. Александром. 7 авг. в Макарьеве прошел крестный ход к источнику прп. Макария Унженского и Желтоводского. 29 авг. 1990 г. в Костроме впервые с 1921 г. состоялся традиц. крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери из кафедрального собора к ц. Спаса на Запрудне, построенной на месте, где, по преданию, произошло явление иконы. С этого времени крестный ход 29 авг. совершают ежегодно. С нач. 90-х гг. в Костроме сложилась традиция поминовения имп. страстотерпца Николая II и членов его семьи. 17 июля 1991 г., в день очередной годовщины убийства царской семьи, в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря еп. Александр совершил Божественную литургию и заупокойную литию в память о погибших. С 2000 г. в ночь на 17 июля в Ипатиевском монастыре регулярно проводится Божественная литургия. С 1999 г. существует традиция покаянного крестного хода, направляющегося в Кострому из Тихонова Лухского мон-ря (Ивановская епархия). Обычно ход начинается 12 июля и прибывает в Кострому 16 июля, его участники присутствуют на поминальном богослужении в Ипатиевском мон-ре в ночь на 17 июля. Святыни Феодоровская икона Божией Матери (Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор, Кострома), Полонская икона Божией Матери (ц. Иоанна Златоуста, Кострома), Тихвинская икона Божией Матери (Троицкий собор Ипатиевского мон-ря, Кострома), образ свт. Николая, именуемый «Бабаевским» (ц. Воскресения на Дебре, Кострома), список Игрицкой иконы Божией Матери (ц. св. мучеников Александра и Антонины в Селище, Кострома), Овиновская икона Божией Матери (Успенский собор Паисиево-Галичского мон-ря, Галич), Словинская икона Божией Матери (Богородицкая ц. в с. Словинке Антроповского р-на), Смоленская икона-фреска (Смоленская ц. Богоявленско-Анастасиина мон-ря), часть Ризы Господней (прислана в Ипатиевский муж. мон-рь Костромы в 1626 царем Михаилом Феодоровичем; хранится в изготовленном для нее в 1718 чеканном сребропозлащенном ковчеге). Мощи

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Фактически к правосл. Церкви присоединились только Чонский Успенский мон-рь и 5 семей старообрядцев в Белице. Движение возглавил настоятель Чонского мон-ря иером. Сергий (Юршев) . 10 марта 1799 г. Чонский мон-рь перешел в непосредственное подчинение Могилёвскому епископу, в 1800 г. император пожаловал обители более 110 дес. земли. По указу Могилёвской консистории от 8 мая 1822 г. Чонский монастырь был приведен в «полное соединение с православной Церковью», там перестали совершать богослужения по старопечатным книгам. По решению Синода от 28 сент. 1828 г. Чонский мон-рь был снова утвержден как единоверческий вслед. отказа большинства иноков и прихожан переходить на «новый обряд». В 1839 г. был закрыт Макариевский Добрушский старообрядческий мон-рь в 25 верстах от Гомеля (существовал близ совр. пос. Рассвет Добрушского р-на). Не позднее 1844 г. он был возобновлен как единоверческий. Чонский мон-рь, упраздненный 4 авг. 1845 г., был приписан к Макариевскому. В 1844-1845 гг. при поддержке братии Малиноостровского единоверческого скита предпринималась попытка преобразовать опечатанный в 1839 г. Лаврентиевский старообрядческий мон-рь (существовал в лесном урочище Лаврентьева Дача близ совр. с. Прибор Гомельского р-на) в единоверческую обитель. После неоднократных отказов со стороны насельников принять единоверие Лаврентиевский скит в мае 1845 г. был окончательно упразднен, храм разобран, имущество распределено между единоверческими приходом в с. Добрянка (ныне Поддобрянка Гомельского р-на) и Добрушским Макариевским мон-рем. В 1849 г. была открыта единоверческая часовня в слободе Огородня-Гомельская, в 1869 г. ее прихожане вновь примкнули к старообрядцам. 8 дек. 1850 г. были упразднены старообрядческие Клёнкский Пахомиевский муж. мон-рь и приписной к нему Никольский муж. скит (существовал между дер. Тарасовка совр. Ветковского р-на и дер. Леонтьево совр. Добрушского р-на). В 1852 г. Синод отклонил предложение Могилёвского архиеп. Анатолия преобразовать закрытые мон-ри в скиты или отд-ния Макариевского мон-ря. В 1850 г. был упразднен старообрядческий Спасо-слободской женский мон-рь в Гомеле. 29 июня 1852 г. находившаяся при нем Ильинская ц. была освящена как единоверческая, церковная утварь поступила из Макариевского мон-ря. В 1854 г. к Ильинской ц. приписали 2 церкви в слободе Нов. Крупец, с 1846 г. действовавшие как единоверческие.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОЛАБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Барколабовский, Баркулабовский], в урочище Барок в имении Баркола (совр. с. Борколабово Быховского р-на Могилёвской обл.), на берегу Днепра. Владевший Барколой кн. Богдан Богданович Соломерецкий в 1626 г. задумал основать в имении общежительный Свято-Духов мон-рь на 25 насельников для противодействия унии (см. ст. Брестская уния ), насильственно насаждавшейся среди правосл. населения Речи Посполитой. Кн. Соломерецкий назначил на содержание мон-ря помимо земель Барколы еще 3 села. Скорая кончина князя помешала устройству обители. Его намерения осуществили мстиславский подкоморий Богдан Вильгельмович Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, дочь кн. Соломерецкого, унаследовавшие владения князя. Свято-Духов мон-рь супруги основали в 1633 г. в своем имении Буйничи (см. Буйничский мон-рь ), в Барколе же при участии Могилёвского еп. Сильвестра (Коссова) была создана жен. обитель в честь Вознесения Господня. Грамотой Стеткевича от 24 июня 1641 г. мон-рю предоставлялись замок в Оршанском повете, имение Баркола, в т. ч. остров и урочище Барок, а также право на рыбную ловлю в Днепре (участок от мон-ря до Быхова). Стеткевич подчинил Б. м. муж. кутеинскому в честь Богоявления Господня мон-рю (учрежденному Стеткевичем ок. 1623), игум. кутеинского мон-ря Иоилю (Труцевичу) поручил устроить новоучрежденную обитель по образцу жен. Кутеинского Успенского мон-ря, основанного матерью Стеткевича. Из Кутеинского жен. мон-ря в Б. м. перевели часть насельниц, заимствовали общежительный устав. Настоятели кутеинских мон-рей игум. Иоиль и игум. Фотиния (Киркоровна) должны были заложить в Б. м. «церкви и келии и что потреба будет, муром и деревом будовати». Стеткевич завещал Б. м. «пребывать навсегда в Православии» и в подчинении К-польскому Патриарху, в юрисдикции к-рого в те годы состояла Западнорусская митрополия . В 1648 г. в Б. м. была построена деревянная Вознесенская ц. (освящена в 1649), затем храм во имя св. Иоанна Предтечи с приделом свт. Николая Чудотворца. В обители почиталась Борколабовская икона Божией Матери . В 1679 г. по благословению Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в Рождественском приделе Вознесенской ц. были положены частицы мощей мучеников Сергия и Вакха.

http://pravenc.ru/text/153203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Прп. Кирилл Сырьинский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с избранными карельскими преподобными». 2011 г. Иконописец И. И. Лапин (ц. Собора Сийских святых Антониева Сийского мон-ря) Прп. Кирилл Сырьинский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с избранными карельскими преподобными». 2011 г. Иконописец И. И. Лапин (ц. Собора Сийских святых Антониева Сийского мон-ря) (Кириак; † 1-я пол. XVI в., Успенский Сырьинский мон-рь), прп. (пам. 28 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых), Сырьинский (Сыльинский), основатель Успенского Сырьинского мон-ря (ныне дер. Сырья Онежского р-на Архангельской обл.). О К. известно из Жития прп. Александра Ошевенского, составленного в 1567 г. монахом Александрова Ошевенского муж. мон-ря Феодосием. В Житии есть рассказ «о сырияньском началнике игумене Кирилле», основанный, вероятно, на воспоминаниях старожилов Ошевенского мон-ря. Мирское имя святого было Кириак. Он род. в семье священника из Заветровья Чекуевской вол. на р. Онеге («волостка Чекоево конец острова на Онеге»), где стояли 2 церкви: холодная Преображенская и теплая Успенская. Оставшись в раннем возрасте сиротой, «ремесла же не имея никоего», юноша отправился в Ошевенский мон-рь. Ученик прп. Александра игум. Максим, управлявший Ошевенским мон-рем между 1489 и 1535 гг., принял Кириака в обитель и постриг в монашество с именем Кирилл. Под руководством опытного старца К. постигал иноческую жизнь. Сначала его послушанием было работать в поварне и хлебне, позднее он стал пономарем и просфорником; в мон-ре К. выучился грамоте. Прожив здесь мн. годы, он по благословению игум. Максима направился в Новгород, где архиепископ (вероятно, свт. Геннадий (Гонзов) ) совершил его иерейскую хиротонию. Из Новгорода К. вернулся в родные места, какое-то время служил в знакомом с детства Преображенском храме в вол. Конец Острова: «Он же отиде восвояси и пребысть в некоей веси, именуема Кеноозеро, служа Богови. И оттуду прейде на Онегу на реку в весь, зовома Конец-островие, ту есть храм всемилостиваго Спаса, и тамо пребысть чисте, принося жертву Богови».

http://pravenc.ru/text/1840275.html

В 1711 г. в Нижний город (на Подол и Плоское), в киевские Флоровский и Иорданский во имя св. Николая Чудотворца мон-ри, с Печерского местечка и Верхнего города были переведены монахини 2 жен. обителей - Печерского Вознесенского и киевского Златоверхого во имя арх. Михаила мон-ря , находившихся в подчинении Киево-Печерскому мон-рю (НБУВ ИР. Ф. 301. Д. 216 П. Л. 20 об.- 21 об.). Лаврская земля, на к-рой остались каменные церкви и др. капитальные строения Вознесенской обители, отошла военному ведомству в период Северной войны (1700-1721) в связи с планами возведения Печерской крепости (заложена имп. Петром I в 1706). Встречается также др. датировка перемещения - 1712 г., что могло быть связано со сложностью расселения общины Вознесенского мон-ря в короткие сроки на новом месте. Нек-рые монахини оставались при каменной Вознесенской ц., выстроенной незадолго до отчуждения лаврской земли под Печерскую крепость в 1705 г. игум. Марией Магдалиной (Мазепой) (мать гетмана И. С. Мазепы , в девичестве Мокиевская). Даже при ее преемницах - родственницах, правивших уже в К. м. на Подоле, Марии Магдалине (Мокиевской) (с 1709 игумения Вознесенского, а затем, до 1737,- объединенного Флоровского Вознесенского мон-ря) и Памфилии (Мокиевской) (игумения в 1737-1739) - на территории бывш. Печерского жен. мон-ря хранилась часть его казны и архива. Участок жен. Златоверхо-Михайловской обители с деревянными постройками, примыкавший к одноименному муж. мон-рю, был оставлен в распоряжении последнего. Хотя михайловских сестер перевели на территорию Иорданского Николаевского жен. мон-ря, игумения и наместница, взяв с собой казну и часть ризничных вещей, поселились в К. м. ( Лебединцев. 1884. С. 241-243). Решения по перемещению монашеских общин в Киеве принимались генерал-губернатором Д. М. Голицыным сразу после окончания эпидемии чумы (март 1710 - янв. 1711). Сокращение числа монашествующих стало дополнительным основанием для объединения жен. общин. Сестры, перемещенные из Печерского местечка и Верхнего города, ожидали выделения участков для строительства на новом месте. Михайловские монахини вскоре получили недалеко от Иорданского Николаевского монастыря землю под строительство обители во имя ап. Иоанна Богослова. В то же время решение по поводу Нововознесенского (Вознесенского) монастыря затягивалось. После выхода «Духовного регламента» (1721) и «Прибавлений...» к нему (1722) обозначилась тенденция к объединению мон-рей и сокращению их числа. Вознесенские сестры продолжали проживать на территории К. м., который изначально считали временным пристанищем. Несмотря на трудности, возникшие во взаимоотношениях между старожилами К. м. и вознесенскими монахинями, происходившими из знатных родов и привыкшими к особым привилегиям, объединение общин облегчало их подчинение архимандриту Киево-Печерской лавры. Такое положение изменилось лишь в 1771 г., когда по принципу церковно-адм. деления города К. м. был переведен в юрисдикцию Подольской протопопии ( Крайня. 2012. С. 76-86).

http://pravenc.ru/text/1684559.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010