30. Собор двенадцати Апостолов Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 131. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а Июль 1. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в Риме пострадавших Прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его,/дивно явил Господь все желания Свои среди них. Стих: Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он — справа от меня, чтобы я не поколебался. Пс 15:3, 8 Зачало 153. Аллилуия, глас 4 Стих: Вот, что так прекрасно или что так приятно — как только жить братьям вместе. Стих: Как роса Аэрмонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки. Пс 132:1, 3 2. Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 320. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а 3. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 335. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 4. Святых царственных страстерпцев: императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, от безбожной власти убиенных. Прокимен, глас 7 Господи, силою Твоею возвеселится царь,/и о спасении Твоём весьма возрадуется. Стих: Желание сердца его Ты дал ему, и о чем просили уста его, Ты не лишил его. Пс 20:2, 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

В этот же день Преосвященный Арсений соединился по телефону с Архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием для обнаружения подтверждений того, что найденные мощи являются именно мощами святителя Иоасафа Белгородского . После дальнейших разысканий факт этот был установлен. И вот в солнечный день праздника Смоленской Иконы Божией Матери при огромном стечении народа, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, мощи Святителя Иоасафа были торжественно переданы Митрополитом Минским и Гродненским Филаретом для вечного упокоения их в родных пределах. Мощи святого Иоасафа вернулись к своей пастве именно в то время, когда вернулось в Русскую Землю строительство Церкви Христовой. Новое обретение явилось как бы благословением великого строителя церковного здания новым подвижникам – строителям дня сегодняшнего. Такой смысл придал этому явлению Владыка Филарет, и слова его истинны. Много потрудился для дела строительства Церкви Христовой святитель Иоасаф Белгородский . Труды великого подвижника и послушника Божия не оставлены Господом нашим Иисусом Христом без внимания, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15, 53 ). Нетленные мощи святителя Иоасафа, пребывая с нами, возрождают в нас нетленную радость и ревность к домостроительству Божию, ибо говорит Господь: «кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней славе его, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как-бы ничто? Но ободритесь ныне... и производите работы, ибо Я с вами» ( Агг. 2, 3–4 ). Молитва святителя Иоасафа Белгородского «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пресвятыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.» 1 Житие новоявленного угодника Божия святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского. М., 1911, с. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Но Питиримова служба угоднику назначена была на 20 мая; нужна была еще другая служба – на 12 февраля. А Питиримово житие, кроме того что было слишком кратко, вовсе не говорило об открытии мощей святого и последовавших затем чудесах. И сохранилось известие, что Пахомий, исполняя возложенное на него Собором поручение, прежде всего, приблизительно в 1448 – 1449 гг., составил особое сказание, или повесть, об открытии мощей святителя Алексия и последовавших чудесах, в которой наиболее чувствовалась нужда. Затем уже, неизвестно когда, составил и службу ему на 12 февраля. Самое же житие угодника начал не прежде 1455 г., ибо в начале его упоминает о кончине епископа Пермского Питирима, последовавшей в этом году, а окончил только в 1459 г. К житию Пахомий присовокупил и свое сказание, прежде написанное, об открытии мощей святого Алексия и чудесах его. В приступе к житию святого Алексия Пахомий сперва излагает мысли, что составлять повести о святых и похвалы им полезно для людей и угодно Богу, а потом, как бы в оправдание себя, объясняет, что хотя он иноземец и не знал святителя Алексия, но воспользовался свидетельствами о нем достоверных мужей и в особенности писанием архимандрита Питирима. Мы представим этот небольшой приступ сполна и в подлинном тексте, чтобы показать, как несвободно и неясно выражался Пахомий в своих приступах к житиям и вообще в тех случаях, когда излагал общие какие-либо мысли, а не исторический рассказ. «Елма убо, – говорит автор, – Божественным мужем, хотящим повести написати и венца от них похвальныя сплести, полезно есть и зело успешно; не яко они таковая требующи, но яко ихъже сами ангелы похвалиша, ихъже имена написана суть в книгах на небесех, но инех въздвизати к тех зелному преизящетву и любви к Богу, не тех токмо похвал послушающих и богоподражанием внимающих, отсюду приходящим боголюбезных и в самех тех похвал производящих прибыток обильный и мздовоздание немало. Не сия бо токмо едина, но и таковыми угождаем есть Бог: святым похвала обаче на Самаго Бога въеходити и превозноситися в лепоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Однажды, незадолго до смерти Батюшки, пришла я к нему с иконкой перенесения мощей святителя Алексия и просила благословить меня ехать в деревню. Он поглядел на меня внимательно и сказал: «Хоть я и не митрополит, а человек Божий Алексей, но что мне пора умирать, это верно. Хорошо, что ты мне напомнила, что я зажился. А вот тебе от меня просфорка и Державная Божия Матерь. Она сохранит тебя от всякого зла». И, благословив, отдал мне и «перенесение мощей» обратно. Я спросила: «Что вы, Батюшка, живите, Господь с вами! Простите меня грешную». – «Приедешь хоронить меня... А, может, и мое тело по каким-либо причинам перенесут с кладбища на кладбище. Устами младенца говорит сама истина». Все так и случилось. Он умер 9 июня, и мы все вместе, получив телеграмму, выехали на похороны. Хоронили его на Лазаревском кладбище, а через несколько лет перенесли на Введенское. Один раз Батюшка долго держал мою голову, сжав своими руками, и все приговаривал: «Не болей так за других душой, помни: тебе самой придется очень тяжело хворать». Я ответила: «У меня и так туберкулез». – «Это скоро пройдет, а ты и не предполагаешь, как тяжело будешь болеть головой». И, помолившись со слезами, благословил меня. Да, я не знала, что через несколько дней после его смерти заболею нервным расстройством. В большие праздники и по воскресеньям после обедни Батюшка посылал меня «на верх», на квартиру разливать чай духовенству и рекомендовал меня им: «Вот младенец духовный!» И всегда они с лаской желали, чтобы я осталась такой, как была. Батюшка весь был любовь. Как бы он ни устал, как бы ни торопился, всегда находил время ободрить и утешить приходящих к нему. С необыкновенной любовью совершал он Литургию, часто плакал, и это передавалось всем молящимся в храме, и все стояли и молились усердно, несмотря на тесноту. «Любите друг друга», – вот основное, что внушал Батюшка. «Иго Божие благо, и бремя Его легко есть. Помните это и смиряйтесь во всем». Усталые, голодные, плохо одетые и обутые мы ежедневно до службы и после нее спешили в храм, чтобы быть с Богом. Материально у нас не было почти ничего, но как много было сил духовных! Поразили пастыря, и рассеялись овцы, не стало уже того единения душ, той духовной поддержки, что была в храме. Куда ни придешь, везде чужая, нет руководства духовного, остались только случайные исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

К. [нет подписи], зав отделом старшим научным сотрудником Курбатовой А. М. и ученым секретарем Лебедевой Ю. А. 267 Таким образом, мощи преподобного Сергия находились вне родной Лавры с 25 июля 1944 г. до 19 ноября 1944 г. Существует легенда, что мощи преподобного Сергия были эвакуированы в Сибирь в одном поезде с мумифицированными останками В. И. Ленина. По сообщениям прессы, останки В. И. Ленина были вывезены из Москвы 27 июля 1941 г. и до апреля 1945 г. находились в здании бывшего реального училища в Тюмени 268 . В настоящее время нам известно: 1) дата прибытия экспонатов Загорского музея в Москву – 25 июля 1941 г., 2) предположительная дата эвакуации экспонатов Загорского музея вместе с экспонатами Государственного исторического музея в Соликамск – на основании приказа Комитета по делам искусств от 10 сентября 1941 г., 3) дата прибытия экспонатов Загорского музея в Соликамск – 22 октября 1941 г. Можно предполагать, что рассматриваемая легенда возникла на основании близости сроков прибытия мощей преподобного Сергия в Москву, 25 июля 1941 г. и увоза останков В. И. Ленина из Москвы, 27 июля 1941 г., а также «общего» места эвакуации – Сибирь. Когда эвакуация Загорского музея закончилась, мощи преподобного Сергия были помещены в Никоновской церкви. Но атеистическая пропаганда в СССР в то время не проводилась и отдел «Культ Сергия» не планировался. 27 января 1945 г. начальник управления по делам искусств при СНК РСФСР Н. Беспалов издал приказ 62, которым предписывалось открыть постоянную экспозицию Загорского историко-художественного музея-заповедника к 1 мая 1945 г. 269 В тот же самый день, по распоряжению управления по делам искусств при СНК РСФСР, из фондов Загорского музея-заповедника представителю патриаршего местоблюстителя митрополита Алексия [Д. А. Остапову?] были переданы облачения и церковная утварь, в том числе уникальное облачение святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского (ряса, саккос, пояс, омофор малый, омофор большой, епитрахиль, поручи, палица, сулок, посох) 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

17 февраля 1919 год – Святейший Патриарх Тихон издал специальный указ в связи со вскрытием св. мощей. Указом святителя Тихона епархиальным архиереям предписывалось «устранить всякие поводы к соблазну в отношении св. мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет вами необходимым и возможным». 1992 год – От митрополита Филарета (Денисенко) в адрес Святейшего Патриарха поступило две телеграммы. В первой он просил «не принимать» в Синоде «никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви». Во второй заявлял о том, что не приедет на заседание Священного Синода по причине болезни. Это было явным игнорированием действий священноначалия кириархальной Церкви, направленных на разрешение тяжелого кризиса. Перед заседанием Священного Синода Святейший Патриарх Алексий II получил также «открытое письмо» Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, в котором Совет настаивал на предоставлении Украинской Православной Церкви автокефалии. 1993 год – В Москве, в здании Парламентского центра, прошел IV съезд Союза православных братств (17 - 19 февраля). На первом заседании съезда выступил Святейший Патриарх Алексий II. 1997 год – Состоялось заседание Священного Синода. Члены Синода рассмотрели вопрос о возникших в церковной среде дискуссиях по календарному вопросу и приняли постановление: «1. Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В этой связи ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит. 2. Расходящиеся с данным определением суждения по календарному вопросу отдельных преосвященных архипастырей, клириков и мирян считать частным мнением последних. 3. Констатировать, что использование некоторыми Поместными Православными Церквами принятого Константинопольским совещанием 1923 г . исчисления календарных дат не нарушает всеправославного единства». Решением Синода упразднено Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии, а его полномочия переданы комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам, председателем которой Синод назначил епископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова). 14 февраля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5360.html

2810 Некоторые весьма любопытные сведения итого рода сообщены в неоднократно упомянутой раньше статье проф. Сикорского. Сведения эти особенно интересны и ценны потому, что они собраны лицом нисколько не заинтересованным в вопросе о характере лжеучения Ковалёвских скитников и подходившим к делу, как увидим ниже, совсем с другой стороны и с иными запросами. 2811 В числе рукописей, найденных при производстве следствия по тираспольскому делу, имеется одна (упоминаемая, между прочим, и о. Вижевским на стр. 260), которую считали даже произведением самой Виталии и которая во всяком случае хорошо была ею усвоена. Воззрения, излагаемые в ней (по вопросам эсхатологическим), до того сбивчивы и противоречивы, что на них находили возможным ссылаться в своё подтверждение сторонники обоих вышеизложенных, совершенно различных взглядов по занимающему нас вопросу. Это обстоятельство показывает, как вообще смутно было, по крайней мере – в некоторых своих частях, учение, проповедовавшееся Виталией ранее того, как у неё окончательно сформировалась мысль о самоистреблении. 2812 Свящ. М. Вижевский, цит. ст. в Братск. Слове, сент., стр. 259. Здесь (стр. указ. и след.) приведён и текст одной из таких разрешительных грамот, с пропуском имени лица, которому она выдана. 2814 В следственном деле по словами г. Кальнева, имелось девять таких грамот. Из них четыре представляют простые бланки без всяких имён, в грамоте Виталии стёрто имя её и епископа (Симеона) в остальных сохранилось имя епископа, по стёрты имена тех, кому выданы грамоты. 2816 Видеть в распространении этой статьи какую-нибудь полемическую цель – что и само по себе предположить было бы довольно странно – невозможно уже потому, что „по наведённым справкам, в Тираспольском уезде так называемых странников совсем не имеется“ (Братск. Сл., окт., стр. 388), – следовательно, полемизировать было бы не с кем. 2818 Об устройстве этих помещений см. в нашей статье, напечат. ноябрь в книжке Богосл. Вестн. (стр. 280–281). 2821 Но мнению проф. Сикорского, немаловажное значение в этом отношении имело торжество открытия мощей святителя Феодосия черниговского (9 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

госуд. грам. и догов., т. I, 63 и 68, с. 139 и 152), и потом есть грамота самого митрополита Ионы, написанная им в 1449 или 1450 годах, в которой Сергий и Кирилл, быв поминаемы с теми же чудотворцами и святителями, называются преподобными отцами (Акт. Истор., т. I, 43, с. 87, и у Павлова в «Памятн.», col. 541, восстановление грамоты в подлинном виде- у Павл. ). В последней грамоте они поминаются как общерусские святые, но относительно двух первых грамот мы думаем, что они поминаются в них еще как местные святые своих монастырей (причем думаем, что провозглашение общерусскими святыми их двоих и митрополита Алексия, который в известном нам списке митрополичьей грамоты пропущен по ошибке, было одним из первых деяний митрополита Ионы по занятии им кафедры). Первоначальные, предшествующие службе тропарь и кондак преподобному Сергию в Лаврских рукописях 308 и 363 напечатаны архим. Леонидом в прибавлениях к Описанию лавры А. В. Горского и о. Никоном в начале жития преподобного Сергия. Служба преподобному Сергию написана Пахомием Сербиным; она и доныне употребляется, по каковой причине мы и не будем указывать весьма многих рукописей Лаврской библиотеки, в которых она находится. Второй нынешний канон в службе, написанный неизвестно кем, читается в рукописях XVI века (Ундольский, 101, л. 43, гл. 4, и 103, л. 31 об.). В одной Соловецкой рукописи 616, Опис., ч. II, с. 359) положен в службе еще третий канон, неизвестный нам. Канон с акафистом преподобному Сергию, который ныне не печатают, в дополнительной описи Лаврской библиотеки, 143 (ркп. внесены в опись по 1887г. включ.; всего 278 номеров), ркп. Пахомиев канон преподобному Сергию- Описание Синод. ркп. 358, л. 238, с. 75); также ркп. Ундольского 51, л. 329), Описания (с. 70, 103, л. 8, и 104, л. 20). «Каноун молебен обретение мощей преп. Сергию и принесению мощем чюдотворцю Николе» см. в ркп. Волоколамской 389, л. 298). Ныне печатаемый акафист преподобному Сергию составлен в половине XVII века известным писателем сего времени князем Семеном Ивановичем Шаховским (Симон Азарьин в «Книге о новых чудесах...», чудо 33, печатн., с.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Оксана Сашлиева: «Спешите делать добрые дела!» Беседа с Оксаной Сашлиевой – руководителем фонда помощи многодетным семьям и детям-сиротам «Русская береза» Оксана Сашлиева В 2005 году в подмосковном городе Жуковском начал работать благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам «Русская береза» имени заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева. Небесный покровитель фонда – святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец. Руководитель благотворительной организации – Оксана Сашлиева, молодая русская женщина, мать четверых детей, которая дежурит у мощей святителя Алексия в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове (Москва). – Оксана Михайловна, бескорыстное, жертвенное служение возглавляемой вами небольшой группы энтузиастов – людей, посвятивших себя без остатка брошенным, обездоленным, наконец, просто голодным детям, потерявшим всякую надежду многодетным матерям, одиноким, никому не нужным пенсионерам, инвалидам – редкое явление в истории современной России. Как же вам удалось создать такой фонд? – Наш фонд создавался на голом энтузиазме. Более пяти лет я носила в себе идею создания организации, которая смогла бы объединить добрых людей для помощи всем нуждающимся из перечисленных выше категорий. Вот сейчас, оглядываясь назад, и сама не верю, что мне это удалось. Я несколько лет тесно общалась с бывшими детдомовцами, попавшими на постоянное место жительства после сиротских учреждений в психоневрологические интернаты. Наблюдала, что переживают эти несчастные большие дети, не видя в своей жизни ничего, кроме интернатовских стен, лишенные родительской заботы и любви, носящие пожизненное клеймо «дурачков». Стала думать: а что можно сделать, чтобы дети после детдомов не попадали в ПНИ? Пришлось самой приобретать хоть какой-то общественный статус, чтобы попытаться донести до тех, кто так далек от той жизни, которой живут мои «дурачки», убеждать, просить помощи, может даже обличать, чтобы люди поняли: а ведь это наши русские дети! Почему они должны гнить в интернатах? А ведь и нужно-то лишь немного тепла детдомовскому ребенку, узнать, как он учится, кем собирается стать во взрослой жизни, показать ему, что он не одинок, что есть кому его защитить. Пусть даже он слабенький в учебе. Но ведь за своего отстающего школьника мы боремся, как львы, почему же сироты должны быть лишены возможности обрести положение в обществе? Пусть простым шофером, швеей, поваром или, в конце концов, уборщицей… Но – на свободе!

http://pravoslavie.ru/4697.html

XCV. С. 574. Указанием на разноприродность Бога и человека оттеняется Божественность вечных «идей» совета. Понятие «образа» получило законченное определение только в эпоху иконоборческих смут, всего полнее у преп. Феодора Студита . Возможность икон он связывает прямо с творением человека по образу Божьему. «То, что человек сотворен по образу и подобию Божьему, показывает, что устройство изображений есть, в некотором роде, дело божественное» (5. Theod. Stud. Antirrh. III. с. 2, 5//PG. XCIX; рус. пер. 1907, I, 178). Преп. Феодор применяет мысли «Ареопагитик». В данном случае достаточно отметить, что преп. Феодор подчеркивает неразрывность связи между «образом» и «первообразом», и резкое различие между ними по существу или естеству; см.: Antirrh. III, с. 3, 10, col. 424; рус. пер. I, 192: «один не отделяется от другого, исключая, конечно, только различия сущностей» (τς ουσας διφορον). Cp.: K. Schwarzlose. Der Bilderstreit. Gotha. 1890. S. 174 ff; Гросс H., свящ. Преп. Феодор Студит . Его время жизни и творения. К., 1907. С. 198 след.; 180 след.; Доброклонский А. П. Преп. Феодор Студит . T. I. Одесса, 1901 (1914). 399 Проникновение и самостоятельное исследование проблемы идей дано знаменитым католическим богословом Штауденмайером: Staudenmaier F. A. Die Philosophie des Christenthums. Bd I (единственный): Die Lehre von der Idee. Gieszen, 1840. 400 Слово в день обретения мощей Святителя Алексия//Слова и речи Синодального члена Филарета, митрополита Московского. Часть II. М., 1844. С. 87. 405 Выражение Афинагора: Athenag. legam, с. 10//PG. VI. С. 908. Ср. у Попова, с. 339–341; у Болотова, с. 41 след.; A. Puech. Les apologistes grecs du II-e siècle de notre ère. P., 1912. См. и об Оригене y Болотова, с. 191 след. С формальной стороны различение «сущности» и «сил» восходит к Филону и Плотину. Однако, по их представлению Бог и для Самого Себя получает определенность только через внутреннее и необходимое самораскрытие в мир идей, и эту космологическую сферу в Боге они называли Словом или Умом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010