Я написал это, да не будут преданы забвению чудеса святого» и пр. В самом заглавии Пахомиева жития святого Алексия, митрополита Московского, как и в заглавии Пахомиевой службы тому же угоднику, замечено, что составлены они «по благословению господина преосвященнаго архиепископа Ионы, митрополита Киевскаго и всея Русии, и проразсуждением, иже о нем, честнаго Собора святительска» . Здесь разумеется, по всей вероятности, Собор 1448 г., бывший для поставления митрополита Ионы (Собор, иже о нем), так как этот Собор, между прочим, установил праздновать митрополиту Алексию в память преставления его 12 февраля и в память открытия мощей его 20 мая; а чтобы праздновать святому, требуются служба ему и житие его для чтения в церкви на праздник. Правда, одна служба святителю Алексию тогда же была составлена присутствовавшим на Соборе Питиримом, епископом Пермским, и существовало уже краткое житие святого Алексия, написанное тем же Питиримом, когда он был еще архимандритом, и прежде открытия мощей святителя, о которых потому она и не упоминает . Но Питиримова служба угоднику назначена была на 20 мая; нужна была еще другая служба — на 12 февраля. А Питиримово житие, кроме того что было слишком кратко, вовсе не говорило об открытии мощей святого и последовавших затем чудесах. И сохранилось известие, что Пахомий, исполняя возложенное на него Собором поручение, прежде всего, приблизительно в 1448–1449 гг., составил осо-бое сказание, или повесть, об открытии мощей святителя Алексия и последовавших чудесах, в которой наиболее чувствовалась нужда. Затем уже, неизвестно когда, составил и службу ему на 12 февраля. Самое же житие угодника начал не прежде 1455 г., ибо в начале его упоминает о кончине епископа Пермского Питирима, последовавшей в этом году, а окончил только в 1459 г. К житию Пахомий присовокупил в сокращенном виде и свое сказание, прежде написанное, об открытии мощей святого Алексия и чудесах его . В приступе к житию святого Алексия Пахомий сперва излагает мысли, что составлять повести о святых и похвалы им полезно для людей и угодно Богу, а потом, как бы в оправдание себя, объясняет, что хотя он иноземец и не знал святителя Алексия, но воспользовался свидетельствами о нем достоверных мужей и в особенности писанием архимандрита Питирима.

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Православная Церковь отмечает день памяти святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси Москва, 2 июня 2004 г. Русская Православная Церковь 2 июня отмечает праздник обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, небесного покровителя Патриарха Алексия, сообщает РИА " Новости " .  Сегодня утром Патриарх совершил Божественную литургию в кафедральном Богоявленском соборе. Патриарху сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископы Истринский Арсений, Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк. После литургии предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен у честных мощей святителя Алексия, которые почивают в Богоявленском соборе. Святитель Алексий родился в семье черниговского боярина Феодора Бяконта на рубеже XIII и XIV веков и получил в крещении имя Елевферий. На 12-ом году жизни Елевферий, раскинув сети для ловли птиц, явственно услышал голос: " Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей " . С этого дня отрок стал уединяться и часто посещать церковь. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где принял постриг с именем Алексий. В 1354 году он стал митрополитом и всячески заботился о своей пастве. Святитель Алексий построил в Москве три монастыря - Чудов, Спасо-Андроников и Алексеевский, восстановил две древние обители во Владимире и Нижнем Новгороде. Когда скончался великий князь Иоанн, митрополит взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия - будущего благоверного князя Димитрия Донского. Святитель Алексий немало потрудился, чтобы смирить строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Скончался митрополит Алексий в глубокой старости, 25 февраля (по новому стилю) 1378 года. Поэтому в этот день празднуется тезоименитство Патриарха Алексия II. Перед своей кончиной митрополит Алексий завещал положить свое тело в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, из смирения не желая быть похороненным в храме. Однако князь Дмитрий Донской, глубоко почитавший митрополита Алексия, велел положить его тело в церкви, близ алтаря. 2 июня (по новому стилю) 1431 года свод храма, в котором покоился святитель Алексий, обрушился от ветхости. Во время строительства новой церкви и были обретены нетленные мощи митрополита. В1485 году мощи святителя Алексия были перенесены в храм, освященный в его честь. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. 2 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9997.html

— Через три года будешь молиться всем образам Царицы Небесной! И благословил строить храм. Обратились с прошением к Патриарху Алексию II. И вот 30 июня 2002 года по благословению Патриарха, митрополит Сергий Солнечногорский совершил чин освящения закладного камня в основании храма в честь Святителя Алексия, митрополита Московского. — Почему в честь Святителя Алексия? — Это промысел Божий! — как говорит настоятель храма протоиерей отец Андрей Шлыков. И уже 3 апреля 2004 года о. Андрей совершил первое всенощное бдение накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. Началась молитва на патриаршем подворье, а в доме С. А. Веремеенко случилось чудо, которое можно счесть добрым знамением — замироточили иконы Пресвятой Богородицы. 2 июня 2007 года, в день празднования обретения мощей Св. Алексия, архиепископ Истринский Арсений совершает праздничную Литургию, а затем чин освящения закладного камня в патриаршем подворье в основании будущего единственного храма-музея в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Здесь разместится коллекция икон Божией Матери, которая насчитывает более 500 экспонатов, выкупленных из частных собраний. Церковь Алексия, митрополита Московского Сооружён в 2002-2005 гг. на средства С. А. Веремеенко. Кирпичный четырёхстолпный пятиглавый храм в духе московского зодчества нач. XVI в. с отдельно стоящей колокольней и надвратной звонницей. Имеет статус Патриаршего подворья. Церковь иконы Божией Матери Неувядаемый Цвет Домовый храм в кирпичном здании музея. Здание музея строится с 2007 г. на средства С. А. Веремеенко для размещения музея икон Пресвятой Богородицы, возникшего на основе собрания В. Н. Страковского. Здесь будет храниться свыше 450 икон Богородичной тематики. Церковь (крестильная) Крестильный храм храмового комплекса церкви Алексия, Митрополита Московского. Расположен с северной части здания трапезной, внешне выделен крестом над апсидой. Оборудован бассейном для крещения взрослых с полным погружением. 1 июня 2014 года, в канун празднования дня памяти обретения мощей святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси Чудотворца, на Патриаршем подворье храмового комплекса святителя Алексия в Исакове, что в Солнечногорском районе Московской области, состоялось уникальное событие – открытие первого в мире храма-музея икон Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет».

http://sobory.ru/article/?object=48186

Святый преставился, и, по его завещанию, погребен здесь, в созданном от него храме. Когда прошло потом около шестидесяти лет: внезапно храм обрушился во время совершавшагося в нем Богослужения. Но, по благодати, обретенной святым Алексием, сие не причинило никому вреда, и было мановением Провидения к открытию мощей Святителя. Великий Князь Василий Васильевич повелел на месте разрушившагося созидать новый каменный храм: и когда надлежало углубить в землю его основание, тогда обретены мощи Святителя Алексия, благоухающия нетлением и целебною силою. Если обновленный ныне храм не во всех частях есть тот самый, который основан Великим Князем Василием Васильевичем: по крайней мере он тот же в основании; потому что, и по пересоздании его в начале шестагонадесять столетия, по прежнему сохранял в себе могилу Святителя Алексия, в которой удостоился тогда положен быть Новогородский Архиепископ Геннадий, усердно послуживший сей обители и православию. Сей храм, по освящении своем, принял в находившийся при нем придел Благовещения Пресвятыя Богородицы мощи Святителя Алексия, уже благоговейно чтимыя, и хранил их несколько десятилетий. Потом близь сего древняго храма был воздвигнут новый храм во имя Святителя Алексия, в который и мощи его перешли; но по времени сей новый храм обветшал, и следы его исчезли. Его заменил видимый ныне храм Святителя Алексия и Благовещения Божией Матери, и уже там успокоились мощи Святителя Алексия, внесенныя руками Царей Иоанна и Петра. Можно сказать, что довольно твердо выдерживал сей древний храм то испытание, которое, по слову Евангельскому, выдерживает храмина, созданная мужем мудрым: «сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени» ( Mamф. VII. 25 ). Не раз падал на сию землю дождь бед, ниспосылаемый небом для ея омовения от грехов, и для возбуждения добрых прозябений; не раз приходили огненныя реки пожаров; не раз бурно возвевали ветры разных превратностей человеческих; неистовствовали здесь Ляхи и от них в самой сей обители блаженный Патриарх Гермоген, за ревность по вере и непоколебимую верность отечеству, вкусил мученическую гладную смерть; опустошали и разрушали Кремль Галлы: но сей храм и сия стена древних священных изображений стоит, выдержав приражения людей, времен и стихий; потому что утверждается «на камени». На каком? – На камени веры Святителя Алексия, на благодати, ему данной, на его первоначальном здесь благословении, на нем самом, на его теле, которое почивало в основании храма сего, прежде его основания каменнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

День кончины святителя Арсения 3-го, архиепископа Тверского (Суздальского) Память Вассы (в иночестве Феодоры), княгини Нижегородской Обретение мощей св. Моисея, Новгородского архиепископа Пр. Савватия, основателя Савват. Сретенского монастыря Май Дата Память Перенесение мощей пр. Ефрема Новоторжского из Введенской тёплой церкви в Борисоглебский собор, а обратное перенесение мощей его ежегодно совершается 15 сентября Преставление святителя Серапиона, митрополита Сарского и Подонского (панихида в Колязинском Троицком монастыре) Обретение мощей св. князей Бориса и Глеба Тезоименитство святейшего патриарха Иова Память пр. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры Обретение мощей пр. Ефрема Перекопского Пр. Корнилия Комельского Обретение мощей св. Алексия, митрополита Московского Обретение мощей пр. Макария Колязинского Обретение мощей пр. Нила, Столобенского чудотворца Поминовение в Ниловой пустыни настоятелей обители Июнь Дата Память Празднество в честь св. благоверной княгини Иулиании Новоторжской Преподобного Паисия Угличского (преставление) Пр. Вассиана его ученика (память) Обретение мощей пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца Празднование в г. Кашине благоверной Великой княгине Анне (с 1649 г.). В неделю всех святых – всеградский крестный ход с иконой благоверной княгини Анны из Воскресенского собора в г. Кашине Кончина святейшего патриарха Иова в г. Старице (панихида по нём в Старицком Успенском монастыре и крестный ход к часовне его имени) Празднество (в Казани) св. Гурию, Казанскому архиепископу Память благоверной княгине Ржевской Агриппине, ради её тезоименитства св. мученицы Агриппины Празднование в Твери св. благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, по случаю спасения города от морового поветрия. Крестный ход с мощами св. благоверного Великого князя Михаила из Тверского кафедрального собора по первой части г. Твери В воскресный день после праздника св. апостолов Петра и Павла – крестный ход из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Успенский Желтиков монастырь, где совершается празднество в честь св. Арсения 1-го, епископа Тверского

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца 2 июня 2009 г. 00:00 Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его, Феодор и Мария, были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче, сын и наследник которого, князь Иоанн Даниилович, тогда еще отрок, был восприемником Алексия во Святом Крещении, при котором младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было 12 лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудившись от сна, отрок никого не увидел вокруг и сильно удивился тому, что он слышал. С сего времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы, и, желая поработать единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве, и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении, — Алексий. Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год. С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия, даже сам Великий князь Московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира. Когда преставился митрополит Феогност, Великий князь Московский Иоанн Иоаннович, принявший бразды правления после брата своего, Великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал митрополитом святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к Святейшему Патриарху Филофею. Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Русской Церковью и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

http://patriarchia.ru/db/text/84773.html

Праздник этот установил святитель Алексий по сношении с константинопольским патриархом, спустя 12 лет после кончины мучеников. В XV столетии последовали открытия мощей великих угодников Божиих – преп. Сергия Радонежского, св. Алексия и св. Ионы. Открытие мощей преп. Сергия последовало спустя 30 лет после его кончины. Преподобный явился одному благочестивому мужу, жившему близ монастыря, и сказал: «Возвести игумену монастыря моего, что напрасно столько времени оставляет он меня покрытым землёю, в которой вода утесняет моё тело». Вследствие этого видения игумен Никон 5 июля 1422 года повелел открыть гроб преподобного в присутствии многочисленного народа, и все с изумлением увидели, что не только тело, но и одежды святого были целы и нетленны. Тогда же в монастыре Сергиевом стали праздновать память его, а при митрополите св. Ионе во всей русской Церкви 25 сентября, в день его преставления, и 5 июля, в день обретения мощей его. Житие преподобного Сергия написано учеником его Епифанием, служба ему – сербом Пахомием, который около 1440 года прибыл в Россию с Афона и прославился у нас, как составитель житий и служб святым. Спустя шестьдесят лет после кончины московского святителя Алексия в Чудовской обители обрушились своды, и от множества упавших камней разбился его гроб. Когда камни были расчищены, то увидели в разбитом гробе тело святителя совершенно целое и неповреждённое. С этого времени начали в честь святителя праздновать как день его кончины, 12 февраля, так и день открытия мощей его, 20 мая. Житие святителя Алексия и служба на обретение мощей его составлены епископом пермским Питиримом, а служба на преставление святителя – Пахомием-сербом. В 1472 году, при построении вновь Успенского собора, обретены нетленными мощи святителя Ионы, и тогда же установлено в честь его празднование. Рака мощей преп. Сергия В русской церкви явилось много и других прославленных Богом святых, но почти все они до XVI века были чествуемы только в тех местах, где подвизались и покоились по смерти, а не по всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Открытым является вопрос об авторстве распространенного в русской рукописной традиции XV-XVI вв. с именем святителя Алексия «Поучения душеполезна... князем и бояром, всем правоверным християном, христоименитым людем». В списках начиная со 2-й пол. XV в. (напр., в Ефросинове сборнике - РНБ. Кир.-Бел. 6/1083 Л. 327 об.- 336 об.; РГАДсвт. Алексий РО МГАМИД. 453. Л. 304-309 об.), известных исследователям с XIX в., в заголовке стоит имя свт. Алексий, но в пергаменном сборнике 2-й пол. XIV в. (ГИМ. Увар. 589-4 (Царск. 361). Л. 64 об.- 69 об.), переписанном в ростовском Григорьевском затворе, текст приписан «митрополиту всея Руси», имя которого выскоблено и в XVII в. заменено на святителя Алексия («Алексия святаго»). Исторические реалии, которые позволяли бы отождествить автора поучения с конкретным святителем, в тексте отсутствуют. Исходя из датировки Уваровского списка можно предполагать, что исходно в заглавии поучения стояло имя др. Русского митрополита XIV в.- нареченного Михаила (Митяя) или Пимена (имена Феогноста и Дионисия не было нужды заменять, а сочинения Западнорусского митрополитов Феодорита и Романа едва ли были известны в Ростове), лишь позднее замененное на прославленное и авторитетное имя святителя-чудотворца Алексия. Менее вероятно, что другое имя было написано в заголовке Уваровского списка по ошибке и при сверке его с другими списками в XVII в. оно было исправлено на святитель Алексий Учитывая тесную связь с Григорьевским затвором святителя Стефана, епископа Пермского, поставленного во епископы митр. Пименом, наиболее вероятна атрибуция текста последнему, однако вопрос нуждается в дополнительном изучении. В оригинале (дефектном) и в копии XVII в. сохранилась духовная грамота святителя Алексия, в которой святитель завещает Чудову монастырю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению великого князя Димитрия Иоанновича (оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митрополита Московского. М., 1892).

http://pravoslavie.ru/38316.html

Сталин пошел навстречу патриарху и его просьбу отчасти исполнил: мощи святителя Алексия, небесного хранителя патриарха Алексия, были переданы Церкви. (Возможно, передача мощей святителя повлияла на дату церковного празднования московского юбилея.) Патриарх отметил в послании, что «этим счастьем усугубляется наше московское торжество», что святитель словно пришел «почивать среди нас в этом храме нашем, чтобы благословить и не преставать благословлять Москву и всех нас и в грядущем новом девятом веке». Оканчивалось послание молитвой к Господу о милости и сохранении Москвы. Рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского Церковное чествование московского юбилея длилось три дня. Главное празднование состоялось в патриаршем Богоявленском соборе, где были встречены мощи святителя Алексия. Празднование 800-летия Москвы началось на всенощной в пятницу 17 октября. Настоятель с московским духовенством встретил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия у дверей собора и приветствовал его речью, выразив благодарность за заботу о процветании храмов Божиих и за попечение о насущной потребности верующих в поклонении святыни. Патриарх с архиереями вошли в алтарь и обнесли мощи святителя Алексия вокруг престола, затем положили их в гробницу, временно поставленную на амвоне. До глубокой ночи москвичи шли поклониться святыне. На следующий праздничный день служили две литургии. Позднюю совершил патриарх, начав ее с молитвы у раки святителя Алексия. Богослужение стало общей молитвой о ниспослании Москве благоденствия, мира и дальнейшего процветания, и особо чествовались московские святители, участвовавшие в создании Москвы. Потом настоятель зачитал патриаршее послание. С трепетом внимали ему москвичи. Еще так сильна была память о самой страшной войне, выпавшей на долю России. Сам патриарх произнес проповедь о московских святителях, рассказав о великих заслугах перед Церковью и Отечеством каждого из них. Праздничное молебное пение состояло из молитвы, составленной святителем Филаретом (Дроздовым) сто лет назад к празднованию 700-летия Москвы и частично переписанной патриархом Алексием «в связи с еще одним протекшим веком». Эту молитву читали во всех московских храмах, а в Богоявленском соборе ее огласил патриарх. После молебна было провозглашено многолетие «державе Российской, вождю ея и властем», Святейшему Патриарху Алексию и «осьмсот лет сохраняемому и возвращаемому великому граду Москве».

http://pravoslavie.ru/879.html

При Митрополите Варлааме в Чудовом монастыре от мощей святителя Алексия совершались чудеса, о чем свидетельствует летопись. Это было во дни “Святейшаго Варлама Митрополита всеа Русии” в 1519 году 35 . В другой раз, когда произошло новое чудо от мощей святителя Алексия, “великий князь Василей Ивановичь с отцем своим Варламом Митрополитом, видевше сиа чюдеса, благодариша и прославиша Бога и Пречистую Его Матерь и святаго святителя Алексия чюдотворца” 36 . В последующее время летопись сообщает о других чудесах от мощей святителя Алексия. В связи с этим настоятель Чудова монастыря “Иона архимандрит возвестил те чюдеса Святейшему Варламу Митрополиту и великому государю и самодержцу Василию. Слышав же сиа чюдеса от архимандрита, благоверный и христолюбивый князь великый Василей Иванович и со отцем своим Святейшим Варламом Митрополитом всеа Русии и с епископы и архимандриты и игумены и со всеми соборы, весь чин церковный приидоша со псалмопением и со свещами и с кандилы во обитель святаго Архангела Михаила к гробу, идеже положено святое тело святителя и чюдотворца Алексиа, и молебная пениа сътворше, и хвалу велику воздающе Всемогущему Богу и угоднику Его и чюдотворцу Алексию И праздноваша светло, благодаряще Бога и угодника Его святаго чюдотворца Алексиа” 37 . Память святителя Алексия соприкасается с триодным кругом Богослужения. Поэтому, когда в 1518 году память святителя Алексия пришлась на “пяток на Сырной неделе и Митрополит Варлаам поговоря со владыками да велел службу Иванову служити во свое время а вечерни во свое время по обычаю” 38 . В 1520 году было совершено несколько архиерейских хиротоний. “9 февраля, в четверток, поставлен Варламом Митрополитом всеа Русии Иван, архимандрит Симановский, архиепископ Ростову и Ярославлю”. В 1506–1514 годах он был Кирилло-Белозерским игуменом. 14 февраля, “во вторник, поставлен Варламом Митрополитом всеа Русии Тихан, игумен Угрешский, на Коломну епископ”. В 1515–1517 годах он был игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. 16 февраля, “в четверток, Варлам Митрополит поставил Пимина, игумена Соловецкого, на Вологду и в Пермь епископом” 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010