С самого начала подготовки празднования стало очевидно, что оно приобрело всероссийский размах: во многих городах России к юбилею было приурочено освящение новых храмов во имя преподобного Серафима Саровского, проведение творческих конкурсов и научных форумов. Горьковская железная дорога предоставила специальный вагон, в котором по России была провезена икона преподобного Серафима с частицей его мощей. В этом же вагоне развернулся передвижной музей, с экспозицией, повествующей о житии святого. 16 мая 2003 года чтимый образ преподобного Серафима прибыл в Нижний Новгород, откуда отправился в путешествие по городам Приволжского федерального округа, а затем и другим регионам России. В городах, куда пребывала святыня, проводились приуроченные к этому событию тематические научные конференции, посвященные 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского. Последним пунктом маршрута стал Екатеринбург, где икона преподобного Серафима находилась Храма-на-Крови во время его освящения. После торжеств в Сарове и Дивеево икона в миссионерском вагоне вновь отправится по регионам России. Издательский центр " Марка " Министерства связи Российской Федерации выпустил в свет конверт с изображением памятника преподобному Серафиму Саровскому, установленного в Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни в местечке Свобода Золотухинского района Курской области. В день празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в почтовом отделении Свободы осуществлялось почтовое гашение конверта специальным штемпелем, изготовленным к памятной дате. Мастера предприятий " Уральский ювелир " и " Екатеринбургский художественный фонд " изготовили новую раку для мощей преподобного Серафима по проекту художника из Пскова Анатолия Елизарова. Работа над заказом велась несколько месяцев. Наружная часть раки изготовлена из липы и украшена житийными клеймами из серебра. На внутренней стороны крышки смонтирована ростовая икона преподобного Серафима в позолоченном окладе, украшенном уральскими самоцветами, - изумрудами, аметистами, топазами, бериллами, турмалинами, аквамаринами и другими. Внутри раки находится резной ковчег из кипариса и мощевик из липы, снаружи и внутри облицованный позолоченной серебряной басмой.

http://pravoslavie.ru/3.html

Программа мероприятий для участников форума «Наследие преподобного Серафима Саровского как основа жертвенного служения» началась в Нижнем Новгороде. Здесь состоялась экскурсия по городу, которая включала в себя посещение территории Стрелки, а также Александро-Невского кафедрального собора и православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского. После этого участники конференции отправились в Арзамас, где поселили Николаевский женский монастырь и Музей Патриаршества. Затем победители конкурсов прибыли в Дивеево. В начале заседания в паломническом центре монастыря собравшихся поприветствовал руководитель отдела  Нижегородской епархии  по делам молодежи иерей Андрей Бандин. Он передал присутствующим благословение  митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия  и рассказал об истории возникновения волонтерского движения на Нижегородской земле, которая началась 30 лет назад, когда в Дивееве проходили торжества по случаю перенесения в обитель вновь обретенных мощей преподобного Серафима Саровского. «Тогда многие люди добровольно стали помогать в организации праздника. Это продолжалось из года в год. Затем волонтерское движение стало охватывать и другие сферы деятельности, и количество добровольцев все растет. В Нижегородской епархии были проведены молодежные волонтерские форумы " Радость моя " — как известно, именно с таким приветствием обращался к людям преподобный Серафим Саровский. И сейчас новая ступень в развитии добровольчества (не только нижегородского) — конкурс " Волонтер преподобного Серафима Саровского " . Мы собрались в этом святом месте, чтобы обменяться не только волонтерским опытом, но и опытом молитвы. Желаю вам, чтобы, вернувшись домой из Четвертого удела Божией Матери, вы сохранили в душах благодать этого места и передали этот сердечный пламень другим людям». Затем к собравшимся обратилась советник главы Нижегородской митрополии , руководитель проекта «Волонтер преподобного Серафима Саровского» Ольга Бараева. Она рассказала о программе «С именем преподобного Серафима Саровского», частью которой является конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского». Его модель была отработана на основе первого конкурса программы — «Серафимовский учитель», который проводится с 2005 года и объединяет педагогов из 79 регионов России, а также из Белоруссии, Приднестровья, Украины (до 2014 года), Литвы, Казахстана.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

29 января 1903 года произошло событие, которого с нетерпением ожидали многие верные чада Русской Православной Церкви. Святейший Синод принял решение о канонизации старца Серафима Саровского . На архимандрита Серафима была возложена работа по подготовке к торжествам. Архимандрит Серафим участвовал в освидетельствовании мощей преподобного Серафима, составил его житие. Также ему пришлось взять на себя большую часть организационно-хозяйственных работ. Празднования в связи с канонизацией преподобного Серафима Саровского прошли 17–19 июля 1903 года и стали настоящим духовным торжеством. 19 июня 1903 года состоялось торжественное открытие мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в присутствии Государя Николая II и его семьи. На этом не кончились труды архимандрита, относящиеся к прославлению преподобного Серафима Саровского . Его перу принадлежит «Краткое житие приснопамятного Серафима Саровского », а также «Краткая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и акафист, который звучит в храмах и в настоящее время. Возвратившись в Суздаль, архимандрит Серафим занялся подготовкой к 500-летию со дня преставления преподобного Евфимия, суздальского чудотворца, и составил его жизнеописание. Издание этой книги способствовало духовному возрождению древней обители. В 1905 году в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) с сонмом епископов. Владыка был назначен на Сухумскую кафедру. В предреволюционные годы епископ, а затем уже архиепископ, Серафим Чичагов занимал поочередно Сухумскую, Орловскую, Кишиневскую и, наконец, Тверскую кафедры. Тяжелым испытанием для владыки Серафима вскоре после его переезда в Кишинев стала кончина в декабре 1908 года святого праведного Иоанна Кронштадтского . Владыка Серафим неустанно трудился на благо Православной Церкви и русского народа. В своей епархии при храмах он открывал школы, библиотеки, больницы. Являясь духовным чадом святого праведного Иоанна Кронштадтского , владыка особенно заботился о благоговейном совершении богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

19.07.1903 - Канонизация св.прп. Серафима Саровского 1923 - Закрытие Саровского монастыря (он становится летним, а затем концентрационным лагерем) 1929 - Разгон дивеевских монахинь 1920 г. - Разработано положение о ликвидации святых мощей " во всероссийском масштабе " Ноябрь 1920 г. - Уездный съезд советов в г. Темникове принял решение о вскрытии раки преп. Серафима 17.12.1920 - Рака прп. Серафима Саровского вскрыта 5.04.1927 - Святые мощи прп. Серафима изъяты из Саровского монастыря и увезены в неизвестном направлении, предположительно в Москву, в Донской монастырь, затем след терялся Конец 1990 г. - Решение о переводе музея религии и атеизма в Санкт-Петербурге из Казанского собора в другое помещение. В одном из помещений собора, где находились гобелены, была найдена рогожа, при вскрытии которой обнаружили мощи, на мощах обнаружены медный крест и рукавички. На одной вышито: " Преподобие отче Серафиме " , на другой: " Моли Бога о нас " . Об этом директор музея сообщил Святейшему Патриарху Алексию II, который утвердил комиссию и благословил прежде всего найти в архивах все документы, связанные с мощами преп. Серафима. Из Российского центрального архива были получены копии документов о канонизации Преподобного в 1903 г. и очень подробный акт, составленный при вскрытии мощей в Темникове. При сопоставлении мощей, найденных в музее, с этими документами было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей 25 декабря по 10 января 1990 г. - Период освидетельствования святых мощей прп. Серафима Саровского. Оформлены все необходимые документы, получено разрешение Министерства культуры, сделана новая рака и сшито облачение. В присутствии архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, архиепископа Истринского Арсения совершено облачение и положение в раку честных мощей преп. Серафима 11.01.1991 - В Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония передачи святых мощей 07.02-23.06.1991 - Святые мощи находились в Москве 23-30.07.1991 - Мощи преподобного везли из Москвы в Дивеево через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбов, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас.

http://sedmitza.ru/text/713589.html

Незадолго до закрытия Саровской пустыни в 1927 году Тамбовский архиепископ Зиновий (Дроздов) объявил, что один из саровских иноков должен скрыться со святыми мощами на Кавказе. Но иеромонах, которому владыка поручил спасение святыни, отказался, поскольку был твердо уверен, что святые мощи – источник множества чудес и сами не дадутся в руки святотатцев. Мощи преподобного Серафима оказались сначала в московском Центральном антирелигиозном музее, а потом в ленинградском Музее истории религии и атеизма, где их кто-то спрятал в самых дальних запасниках. Впоследствии, вероятно, не только верующие, но и государство ничего не знало о местонахождении мощей. «Уход» мощей преподобного был пережит верующими как наказание за грехи: святыня отнималась за недостоинство. Для многих это стало призывом к покаянию, горем, исполненным надеждой на непрерванность связи видимого и невидимого. Верили: мощи надежно спрятаны, и в Дивееве есть люди, которые знают место хранения святыни В течение долгого времени не было никаких точных сведений о судьбе мощей Старца. Тем не менее в Москве 1960–1970-х твердо верили: они надежно спрятаны, и в Дивееве есть люди, которые знают место хранения святыни. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6: 7), и безчинства богоборческого режима не поставили точку в истории почитания святых в России. 4 ноября 1990 года мощи преподобного были найдены в запасниках музея. Неожиданное явление святых мощей преподобного Серафима Саровского вызвало новое, чрезвычайно сильное духовное напряжение, сходное, наверное, с таким же глубоким волнением сердец в 1903 году. В инвентарной описи они не числились. После нескольких экспертиз было твердо установлено, что найденные останки – действительно святые мощи Серафима Саровского. 11 января 1991 года Патриарх Московский Алексий II и директор музея в торжественной обстановке в присутствии тележурналистов подписали документ о возвращении Православной Церкви мощей Серафима Саровского. Был установлен праздник второго обретения святых мощей (в день блаженной кончины святого – 2 (15) января).

http://pravoslavie.ru/112124.html

Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л.М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия. В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года — в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа. Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. В тяжелые и трудные времена, во времена оскудения веры и всеобщего шатания умов, столь утешительно и поучительно было это светлое торжество — прославление преподобного Серафима. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения — Парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

http://patriarchia.ru/db/text/129399.htm...

1902 год. Выходит указ Синода о подготовке канонизации Серафима Саровского. 11 января 1903 года. В Саров выезжает комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского, будущего священномученика) для освидетельствования мощей святого Серафима. Мощи были обретены в виде косточек. В Синоде смятение. Почти все его члены против канонизации. Известна знаменитая фраза, которую приводит в своих воспоминаниях монахиня Серафима (Булгакова): «Зачем ехать куда-то в лес, нашли только кости». 29 января 1903 года. Опубликовано заявление первенствующего члена Святейшего синода митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) с богословским обоснованием того, почему останки Серафима Саровского, найденные в костях, это святые мощи. Почему вопрос с мощами становится одной из главных проблем канонизации прп. Серафима? В традиции Православной Церкви мощам святых угодников придавалось особое значение. Частицы мощей зашивались в антиминс, без которого нельзя служить литургию; до появления антиминсов Церковь совершала литургию на гробах с мощами мучеников, служивших престолом. Чудеса исцелений происходили во множестве именно при их гробах и мощах. Обретение мощей прославляемого святого было важнейшим богослужебным актом прославления. Однако в древней Церкви мощи святых почитались вне зависимости от состояния останков. (На Афоне и сегодня мощами считаются кости подвижника.) Но и на Руси в Средние века мощам святых поклонялись независимо от их состояния: когда переносили мощи святителей Московских при перестройке Успенского собора, митрополит Иона был обретен «в целом теле», митрополит Фотий — в мощах и частично истлевшем теле, а митрополит Киприан — в мощах, то есть сохранились только кости. Основанием для канонизации святых было не нетление останков подвижников, а проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Поэтому Православная Церковь прославляла угодников, мощи которых не открыты до сих пор. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Были и подвижники, которых причисляли к лику святых еще до открытия их мощей — потому что еще до открытия совершались многочисленные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие. И напротив, бывали случаи, когда обретались нетленные тела усопших, но не совершалось чудотворений по молитвам к ним, и они не прославлялись.

http://pravoslavie.ru/58775.html

По окончании богослужения состоялось наречение архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. Затем, обратившись к собравшимся в храме, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я рад, что Господь привел меня в этот день в прославленную Дивеевскую обитель, чтобы вместе с вами совершить память 20-летия обретения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, великого чудотворца и молитвенника за землю нашу. И ныне, обращаясь к нему с молитвой, мы в сердце своем имеем заботу о Церкви нашей, о народе нашем, о том, чтобы вера и благочестие сохранялись в жизни людей… Будем сердечно просить святого угодника Божия, чтобы он приклонил милость свою к стране нашей, чтобы он приклонил милость и к этой земле, ныне жестоко страдающей от засухи. Пусть Господь хранит вас и Покров Пречистой Царицы Небесной ограждает от всякого зла». 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужение совершалось на престоле под сенью на соборной площади монастыря, у раки с честными мощами преподобного Серафима Саровского, а также в алтаре Спасо-Преображенского собора. По окончании Литургии было совершено славление преподобному Серафиму Саровскому. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в знак благодарности вручил Святейшему Патриарху предносной крест, панагию, наперсный крест и подсвечник. Настоятельница обители игумения Сергия (Конкова), поблагодарив Предстоятеля за молитвы в святой обители в день памяти преподобного Серафима, преподнесла ему заздравную просфору и икону основательницы обители игумении Александры (Мельгуновой), написанную дивеевскими сестрами. Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Георгию панагию, а в дар обители передал икону Божией Матери «Утоли моя печали».

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л. М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия. В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в августе 1902 года комиссией во главе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) было осуществлено предварительное освидетельствование мощей преподобного Серафима. 29 января 1903 года Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима. Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные всенощные бдения — парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

В 1990 в Сарове был организован православный приход. Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован. В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево. 2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия. В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых. В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского. 17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола. В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась. В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин. В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря. Современное состояние [ править править код ] 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове. 27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010