Так закончилась жизнь 67-летнего служителя Церкви, беззаветно преданного своему долгу и вере. Эта история была рассказана одним из внуков отца Василия настоятелю храма в Переделкине отцу Владимиру. Он отслужил панихиду по усопшему, спустя много лет после его гибели. Ю. Лихарев, газета «Православная Москва», (46), 1995 г «Домой не возвратился». Священник Никифор Кулик, миряне Никифор Гученко и Феодосий Гриценко На берегу ранее полноводной, а ныне уже обмельчавшей, местами почти пересохшей речушки Красыливки в Малороссии, расположилось село Сенькивка, почти на краю которого, в нескольких десятках метров от упомянутой речушки, на чуть возвышенном месте стоял храм. Ранее в церкви, а ныне в молитвенном доме, построенном на ее месте, сохраняется частица святых мощей великомученика Харалампия, епископа Магнезийского (память 10/23 февраля). Как никто не может назвать точную дату возникновения села Сенькивка, и нам известно лишь то, что еще в 1692 году оно упоминалось как владение, принадлежавшее Киевскому Вознесенскому Флоровскому девичьему монастырю, так никто не может точно сообщить и о времени явления частицы мощей великомученика Харалампия в сей местности и поселения ее в этом святом храме. Впрочем, древнее предание, которое передавалось из поколения в поколение, сообщает следующее: однажды, во времена, когда река Красыливка была еще полноводной, у ее берегов нашли ковчежец, который, несмотря на течение, не плыл по речушке далее, а оставался на одном месте, находящемся против святого храма. Люди, увидев это, не знали, как быть и, посоветовавшись, решили посмотреть, что же находится в ковчежце, что же словно притягивает его ко святому храму. И каково же было их удивление, когда открыв ковчежец, они обрели в нем образ великомученика Харалампия и частицу его мощей! Нашедшие обратились к духовным лицам за советом: как быть с сей великой святыней? Один из старцев, как указывают, — насельник Киево-Печерской Успенской Лавры, — посоветовал ковчежец отпустить по течению реки, что и было сделано. При этом отнесли ковчежец по течению ниже, нежели было место расположения храма. Но через некоторое время ковчежец появился снова на прежнем месте. Еще раз отправили ковчежец по течению, и вновь он возвратился на прежнее место. Тогда жители села с духовенством во главе, торжественно, с великой радостью внесли ковчежец в храм, где он и нашел свое постоянное место.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Группу разновозрастных святых (Л. и «иже с ним» пострадавших) представили в мучении мастера фресковых росписей в северо-зап. куполе на зап. стороне в Успенской ц. мон-ря Грачаница (ок. 1320): над 3 молодыми коленопреклоненными святыми палач заносит дубину; надпись: «Леонтий и иже с ним из Триполи». Сцена мучения одного Л. изображена в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - молодой с вьющимися волосами святой припал на колено, палач заносит над его головой меч; на Л. плащ, скрепленный фибулой. Ростовые образы 3 святых представлены в росписи Вознесенской ц. мон-ря Дечаны (1348-1350), в сев. части, между средней и зап. травеями; фигура в рост Л.- в притворе ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718). Согласно Строгановскому иконописному подлиннику (1-я четв. XVII в.), Л. (под 18 июня) следует изображать как средовека в ризах мученика, с короткими волосами и бородой, риза - лазоревого цвета. В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) содержится упоминание о «киевском» варианте изображения Л.: «…в правой руке крест, а левая молебна» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 108). Это может свидетельствовать о существовании ранних (по крайней мере, до нач. XVII в.) изображений святого, связанных, очевидно, с традицией Киево-Печерского мон-ря, где в основание Великой ц. была положена частица мощей Л. В Руководстве В. Д. Фартусова (1910) сообщается, что Л. был «типа греческого, средних лет, очень учен, добр, кроток, роста высокого, телом сильно развит и крепок, силен, храбр; у него средней величины густая и круглая борода; одежды воинские, как у военоначальника, и лента через плечо». В воинских одеждах изображались также трибун (начальник отряда) И. и Ф. ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 320-321). На хартии, к-рую держит Л., могут быть разные тексты: «Слава Тебе, Боже мой, яко молитву любящих Тя не презираеши, и волю боящихся Тя исполняеши»; «Аз воин есмь Христа моего, аз есмь того истинного Света, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир, и всяк приходяи к Тому Свету не поткнется».

http://pravenc.ru/text/2463551.html

Главный храм обители освящен во имя Святой Троицы, а нижний – в честь Преподобного Иова Почаевского . Кладбищенский храм – во имя Успения Пресвятой Богородицы, а храм на озере – в честь Святых новомучеников Российских и преподобного Иоанна Рыльского. В монастыре хранятся бесценные реликвии, поклониться которым приезжают отовсюду. Это частица Животворящего Креста Господня, камень от Голгофы, частицы мощей Иоанна Крестителя, святого апостола Андрея Первозванного, киево-печерских святых и других Божиих угодников. Особо почитаемой святыней является список Почаевской иконы Божией Матери, а также список Монреальской иконы. При монастыре с 1948 г. существует Духовная семинария, являющаяся единственным высшим учебным заведением РПЦЗ. Она имеет все права высших американских учебных заведений, ее студенты получают звание «Бакалавр богословия». В монастыре успешно работает иконописная мастерская и редакция журнала «Православная Русь», хорошо известная в православном мире своими глубокими религиозно-философскими публикациями. Здесь издается различная литература богословского, духовного и исторического содержания. Уникально фондовое собрание монастырского исторического музея и архива, включающих ценнейшие документы, например, переписку русских писателей И.А. Бунина, И.С. Шмелева, М.А. Адланова и многих других деятелей русской культуры, личные вещи и иконы царя-страстотерпца Николая II и великой княгини преподобномученицы Елисаветы Федоровны, иконы праведного Иоанна Кронштадского. Многие годы Свято-Троицкий монастырь являлся резиденцией первоиерарха РПЦЗ – митрополита Лавра, когда-то возглавлявшего и саму обитель, ныне упокоившегося на монастырском кладбище. Сегодня земли монастыря составляют более 280 га, большей частью это луга, леса и озера, создающие вокруг обители уникальную атмосферутишины и покоя. И все же Свято-Троицкий монастырь – традиционная русская православная обитель, где все подчинено неспешной монашеской жизни, молитве за мир и просветительство. И сюда, за духовным напутствием, приезжают православные жители Нью-Йорка и других штатов США.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Свято-Введенский Толгский женский монастырь 11 сентября 2010 г. 18:40 11 сентября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с Первосвятительским визитом в Ярославской епархии , прибыл из Тутаева в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. На монастырском причале Предстоятеля Русской Православной Церкви и сопровождающую Его Святейшество делегацию встречали настоятельница монастыря игумения Варвара (Третьяк), благочинная обители монахиня Николая (Мискина), министр транспорта РФ И.Е. Левитин. У святых врат обители высоких гостей приветствовали архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , епископ Бакинский и Прикаспийский Александр , сестры Толгского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл прошел в Крестовоздвиженский храм, где поклонился чудотворной Толгской иконе Пресвятой Богородицы и другим святыням. Затем игумения Варвара со ступеней храма обратилась к Его Святейшеству с приветственным словом, в котором выразила благодарность за посещение монастыря. Настоятельница представила Святейшему Патриарху внучатую племянницу святителя Игнатия Брянчанинова, мощи которого пребывают в обители, Татьяну Ватсон. На память о первом визите Его Святейшества в Толгский монастырь в Патриаршем сане игумения Варвара преподнесла Предстоятелю Толгский образ Божией Матери. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл отметил, что он рад «переступить порог древней Толгской обители и увидеть своими глазами все то, что здесь сделано». «Еще будучи митрополитом, я имел возможность приехать в этот монастырь и уже тогда поразиться великолепию и красоте этого места», — сказал Святейший Владыка. Сейчас же, по словам Его Святейшества, посетителям «открывается картина полного благоустроения и благоукрашения этого святого места». «Радуюсь видеть всю эту красоту, явленную по милости Божией человеческими усилиями, терпением и старанием», — заключил Предстоятель. Толгский Ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь основан в 1314 г. епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Этот образ стал главной святыней обители, получившей свое название по имени протекающей рядом речке Толга. В Толгском монастыре в настоящее время освящено пять храмов: Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых. На сентябрь 2010 года в обители несут монашеское послушание 119 сестер: 5 схимонахинь, 57 монахинь, 23 инокини, 34 послушницы. Свято-Введенский Толгский женский монастырь (историческая справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1272413.ht...

на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период. Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. - принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему. В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей. Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.). В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца — Василия Павлово-Посадского. Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, бо¬гадельня, новое здание воскресной школы. В 1994 г. по¬строили и открыли привратный храм во имя преподоб¬ного Андрея Рублева. В монастыре работают реставрационная и пошивочная мастерские, есть подсобное хозяйство, пасека; братия обрабатывает свои 2 га земли. Книга «Монастыри Подмосковья», Глушкова В.Г., 2008 г., г.Москва «Издательство Вече-2000» Комментарии и обсуждение Покровский-Васильевский монастырь, общежительный, в Павловском посаде, Богородского уезда. Учрежден в 1902 году из женской общины, открытой в 1894 году на месте благотворительного женского общежития, устроенного в 1885 году. В 1895 году освящен вновь сооруженный в византийском стиле соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При монастыре приют для бедных детей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Трапезная и колокольня построены в 1907-1910 гг. по проекту архитектора В.П.Десятова 29 мая 2014. Среди монастырских святынь: храмовая икона Покрова Божией Матери. Более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых. Частица мощей свт. Иннокентия, епикопа Пензенского. Икона свт.Пантелеймона Целителя. Кирилл Аминов 25 февраля 2015 г. 25 февраля 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04620

В этом году у настоятельницы Топловского женского монастыря тройной юбилей 20 сентября. ПРАВМИР. Художница Ксения Симонова опубликовала новый песочный фильм «Матушка», созданный в честь 70-летия настоятельницы Топловского женского монастыря Игумении Параскевы (Тищенко). По словам художницы, жизнь Игумении Параскевы стоит увековечивания — именно при ней Топловский монастырь достиг расцвета. «Это уже второй фильм для моей любимой Топловской обители, — говорит Ксения Симонова. — Первый фильм «Обитель Святой Параскевы» вышел несколько месяцев назад. Песочная история о жизни матушки Игумении была создана по просьбе сестер монастыря и представляет собой ретроспективу ее жизни». В этом году у матушки тройной юбилей — 70 лет со дня рождения и 20 лет — с того дня как матушка переступила порог Обители, 18 лет — как она находится в сане игумении. За это время в обители были отремонтированы храмы, возобновлена их роспись, сделан капитальный ремонт всех жилых корпусов, выстроены котельные, новая пекарня, чайная для паломников. У Топловского монастыря также появился скит в честь Корсунской иконы Божией Матери на Сапун-Горе в Севастополе. В Обитель вернулся ковчег с мощами Киево-Печерских святых в виде креста, а также Ковчег-ларец со святыми мощами (частица Честнаго и Животворящего Креста Господня, частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеймона и св. преподобномученицы Параскевы, после революции ларец считался утраченным). Еще во время управления монастырем матушкой Параскевой в 2010 году была прославлена Игумения Параскева (Родимцева) последняя игумения и настоятельница монастыря. А в 2011 году началось восстановление взорванного в 1928 году Собора в честь Живоначальной Троицы. Игуменья Параскева (Нина Михайловна Тищенко) родилась 19 сентября 1946 года в Черкасской области. Окончила Черкасский педагогический институт, изучила три иностранных языка: английский, французский и испанский. Преподавала в школе и в сельскохозяйственном техникуме. В 1997 году приняла постриг в Топловском монастыре. В 1998 году ее возвели в сан игуменьи.

http://pravmir.ru/kseniya-simonova-opubl...

Именно отсюда, из Корсуни, ведет свое начало Русская Православная Церковь. Здесь звучала проповедь святого апостола Андрея Первозванного; здесь пострадали за Христа многие мученики и исповедники: священномученик Климент Римский, семь священномучеников-епископов Херсонесских: Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Еферий и Агафодор (IV век), святитель Мартин Исповедник (VII в.), преподобномученик Евстратий Киево-Печерский (XI в.). На этом месте веками непрестанно возносилась молитва. Здесь святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий обратили в веру христианскую хазарского князя, и по их молитве были обретены мощи св. Климента, покоившиеся на дне морском. Здесь в 988г. принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир со своей дружиной и обвенчался с Анной, сестрой византийских императоров. Два больших строительных крана возле восстанавливаемого Владимирского собора заметны издалека и могут служить ориентиром на пути к музею-заповеднику " Херсонес Таврический " . Собор был заложен в 1861г. императором Александром II над остатком древнего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в котором принял Святое Крещение просветитель Руси, равноапостольный князь Владимир. Владимирский собор на фотографиях начала XX века поражает своей красотой и величием. Крестообразный в плане, увенчанный огромным куполом с цинковой черепицей и большим золоченым крестом, собор служил символом преемственности между Константинополем и Москвой. Грандиозное сооружение имело два этажа - верхний и нижний храм - и пять престолов. По свидетельству очевидца, архиепископа Никанора, " поистине, стоящие среди верхнего соборного храма Херсонесского монастыря могут сказать, подобно послам св. Владимира, бывшим в храме св. Софии в Царьграде: " Стояще в храме сем на небеси стояти мним " . Отрадно засвидетельствовать, что внешнему величию храма и красоте отделки его вполне соответствует и все его убранство, а также и служение, совершаемое в нем истово и благоговейно " . В соборе хранились такие святыни, как чудотворный список Корсунской иконы Божией Матери, частица Животворящего Креста Господня и 115 частиц мощей святых.

http://pravoslavie.ru/put/vozrozhd/herso...

Когда мы выезжали из Москвы, и потом дальше по дороге, когда скапливалось множество машин, и мы стояли в пробке, экскурсовод предлагала всем помолиться, объясняя, что это помогает в дороге. И сама пела, и мы вместе с ней пели молитвы святителю Николаю, и Матери Божией, и преподобному Серафиму. И так было много раз. Так всё и чередовалось в дороге: рассказы, молитвы. И чудные виды из окон - наших полей и лесов, рек, городов и деревушек. Так и звучало внутри: «Боже, как прекрасна наша земля!» И что это все стремятся в Анталию, на Комары, ещё куда-то - лишь бы заграницу, прямо мода, а о своей стране почти ничего не знают, не бывая нигде... А у нас тут такая красота и многие монастыри начинают оживать. Вот мы и едем. И уже к вечеру туман совсем начал окружать нас, появилась и грозная туча, на­вис­шая впереди. «Дорога трудная, - сказала экскурсовод. - Давайте помолимся». И автобус наш ехал и ехал сквозь туман в тучу к батюшке Серафиму, а в автобусе было тепло и молитвенно - такой вот «Ноев Ковчег». Потом одна из наших прихожанок - Ольга - замечательно нараспев читала акафист преподобному Серафиму и, по благословению нашего второго батюшки иеромонаха Иоасафа, ехавшего с нами, читала нараспев и акафист Успению Божией Матери, так как через несколько дней предстоял праздник Успения. Когда отец Леонид (каждому слову которого я верю, потому что они дают мне силу...) проходил по коридору к юношам, сидящим в конце автобуса, и остановился рядом с моим креслом, я спросила: «Отец Леонид, вот в Москве мы прикладываемся к частицам мощей, но всё равно стремимся и едем к целому. Но ведь сила-то одна? Частица и целое одну силу имеет?» Отец Леонид только сказал: «Вот вы войдёте в собор и сразу почувствуете... Вы почувствуете». Он сказал, что сам первый раз едет в Дивеево, до этого не довелось добраться. Наконец-то. А на обратном пути к этим акафистам добавили ещё и акафист преподобному Илие Муромцу. И просили отца Леонида свозить нас к преподобному Илие Муромцу. Потом, уже воз­вра­ща­ясь, мы обедали в Муроме в Крестовоздвиженском мо­нас­ты­ре, распо­ло­жен­ном на берегу Оки. Там в церкви Всех святых, под сводами в глубине хра­ма лежит Илия Му­­ро­мец - деревянное изображение богатыря, имеющее портретное сход­ст­во... У него стро­гое спо­койное лицо, шлем, кольчуга, и в правой руке его настоящий же­лезный меч до са­мых ног, до кончиков, даже длиннее. И рука эта, десница, - се­ре­бря­ная, и в ней стек­лянные око­шечки, за которыми, как в ковчеге, частицы мощей. Весь Илия лежит в Киево-Печерской Лавре, но и тут он частицей своей присутствует.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/18/...

Мощи А. были вскрыты в 1919 г. (см. Вскрытие мощей ), последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. 196. Л. 3, их совр. местонахождение неизвестно. Частица мощей А. помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в к-рый вложен фрагмент ризы святителя. В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 2 марта (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 49-64) помещена полиелейная служба А. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Среди текстов службы Собору Тверских святых А. упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах , в каноне утрени ему посвящены 3-я песнь полностью и первые тропари 6-й и 7-й песней (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 545, 549, 551, 552). Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 11, 15, 16 (по указат.); Житие Арсения Тверского// Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 218-238; Конявская Е. Л. Житие св. Арсения, еп. Тверского//Древняя Русь: Вопр. медиевистики. 2001. 3 (5). С. 66-94. Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 171-173, 181; Первухин Г. П. , прот. О тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 44-47; Колосов В. И. Родина свт. Арсения, еп. Тверского//Тверские ЕВ. 1904. 3. С. 77-81; 7. С. 251-262; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 47-48; Виноградов И. А. Св. Арсений, еп. Тверской. Тверь, 1909; Яцимирский А. И. Опись библиотеки и части ризницы Жолтикова Тверского мон-ря в 1636 г.//Библиогр. летопись ОЛДП. Пг., 1917; Клибанов А. И. Свободомыслие в Твери в XIV-XV вв.//Вопр. истории религии и атеизма. М., 1958. Вып. 6. С. 231-260; Валлич Э. И. Опыт текстологического анализа памятника тверской литературы XVII в.//Проблемы отеч. истории. М., 1973. Ч. 1. С. 45-65; Попов Г. В. , Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI вв. М., 1979. С. 98, 346; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика//ВМУ: Филол. 1983. 2. С. 3-11; она же. Книжная культура Твери XIV-XV веков//Русская речь. 1984. 5. С. 106-109; она же. Житие Арсения Тверского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 248-249; Конявская Е. Л. , Прохоров Г. М. Арсений//Там же. С. 68-70; Дмитриева Р. П. Феодосий//Там же. Вып. 2. Ч. 2. С. 460-462; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 224-227; Тверская область: Энцикл. справ. Тверь, 1994. С. 46, 261, 280, 296; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 123-124; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст./Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 332. R-99.

http://pravenc.ru/text/76186.html

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы – древнейшая: она ископана руками первых подвижников. Здесь почивают преподобные; Ефросиния, княжна Полоцкая, – Арсений, редкий пример трудолюбия и воздержания в пище, – Евфимий схимник, безмолвствовавший со дня принятия схимы, – Вениамин, обладавший прежде богатством, но потом всё раздавший бедным и на церкви, – Тит воин, – Ахилла, дьякон, – Паисий и Меркурий 2 . Около церкви во имя преподобного Феодосия находится небольшая келия; сюда уединялся и здесь, в этом пещерном уединении, молился преподобный, любивший это место даже и тогда, когда был уже игуменом. Как сказано выше, мощи святителя впоследствии перенесены и поставлены в Великой церкви лаврской, в церкви же пещерной во имя Феодосия почивают преподобные: Макарий диакон, много молившийся, – Пимен не ослабевавший постник. За кельей почивают преподобные: Силуан схимник, – Агафон чудотворец, – Захария постник, отказавшийся от богатого наследства в пользу обители, – Игнатий, архимандрит Печерский, прославившийся особенно смирением и молитвой. Богомольцы далее поклоняются гробу преподобного Феодосия, оставленному и сохранённому в том же виде, как был он, когда в нём почивало тело преподобного, и молятся иконе Божией Матери, изображение которой часто встречается: Богоматери предстоят два ангела, преподобные Феодосий н Антоний преклонили колени. Это и есть, так называемая, Печерская икона Божией Матери. Здесь же происходит помазание миром поклоняющихся из мироточивых главы; здесь же и частица мощей младенца, убитого Иродом, искавшим убить Христа. Третья подземная церковь – во имя Рождества Христова. У входа в эту церковь покоятся мощи преподобного Лонгина, вратаря печерского, имевшего дар прозорливости. Кроме того, в Дальних пещерах много мироточивых глав, хранимых обыкновенно за стеклом, и принадлежащих, по большой части, святым, имена коих неизвестны. Посещением церкви Рождества Христова и поклонением мощам преподобного Лонгина заканчивается хождение по пещерам. По выходе из пещер Дальних тем же путём, который вёл и в пещеры, богомольцы возвращаются той же галереей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010