Таким образом, древняя повесть о римском отпадении, в том виде, как напечатана в «Кирилловой книге» и Кормчей, добавлена вставкою о папе Петре Гугнивом, заииствованною из более еще древнего сказания, а означенному несуществовавшему папе усвоено новое обвинение об отложении епитимий. Кем все это сделано, неизвестно, да и доискиваться до этого для нас не особенно важно и нужно, так как в той же статье о римском отпадении – как она напечатана в «Кирилловой книге», – находится косвенное опровержение обвинения об отложении епитимий. В ней латиняне обвиняются, между прочим, в том, что проповедуют «некое странное учение, по-римски глаголемое пургаторию, по-русски огнь чистительный, что грешным душам необходимо очищатися огнем чистительным, и от муки в рай приходити» 737 . А мы заметили уже, что учение о чистилище имеет тесную связь с учением об епитимиях, именно – огнь чистительный и назначается для тех, которые не исполнили здесь епитимии; значит, учение об очистительном огне предполагает уже учение о необходимости епитимии. Таким образом, свидетельство об отложении епитимий папою Петром Гугнивым не может быть признано справедливым 738 . Но можно ли, скажут нам, допустить, чтобы в «Большом катехизисе», пересмотренном патриархом Филаретом – этим ревнителем православия против латинства, оказались мнения латинского свойства? В ответ на это возражение можно было бы указать еше несколько мнений «Большего катехизиса», не вполне безукоризненных с точки зрения строгого православия. Но, давая этим указаниям место в примечаниях 739 , здесь мы позволяем себе рассказать лишь один факт из истории издания «Большого катехизиса», имеющий прямое отношение к нашему предмету. «Большой катехизис» нанисан западно–русским ученым Лаврентием Зизанием. В 1627 году Лаврентий явился в Москву с целию издать свою книгу. Бывший в то время всероссийский патриарх Филарет, действительно, пересматривал ее и исправлял, а затем поручил княжным справщикам игумену московского Богоявленского монастыря Илие да Григорью Онисимову иметь собеседование о статьях «несходных с русскими и греческими переводы о божестве и о воплощении и о страсти Господни и о всяком действе христианского закона» 740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

500 Он мог быть Архимандритом Спасским после Феодосия, в 1404 г. взятого Киприаном в наместники митрополии в Киеве. Ист. Гос. Рос. т. V, пр. 254. 501 См. Словарь о Писат. Дух. чина. Изд. 2. Ч. I, стр. 322. В том же Словаре, стр. 194, сказано, что в библиотеке Академии Наук между рукописями в лист есть сим Игнатием (путешественником) писанный сокращённый летописец с 1254 по 1423 г. 502 О значении слова «преписа» см. ниже в примечании о служебнике м. Киприана (сноска текст начало: «Хранится в Синод. Библ. Под 478...». Корр.). 503 Ист. Гос. Рос. т. VIII, пр. 173. Степ. Кн. Т. 2, стр. 248. Она была сохранена во время пожара московского (1547 г.). На сию-то Кормчую указывал и Богоявленский Игумен Илия в прении с Лаврентием Зизанием. Розснкампф, Обозрен. Кормч. Кн. 1829 стр. 72, 73. Барон Розенкампф старается определить состав этой Кормчей, но единственно по своим догадкам. Он считает Киприановым перевод правил, отличный от перевода кирилловской и рязанской редакции, с толкованиями, которые приписывает Димитрию Хоматину. Этот перевод правил и толкований найден им не в отдельном виде, но в сводной Кормчей м. Макария, по списку 1615 г. (См. ссылки на сей перевод правил и толкования в описаний сводной Кормчей, в прибавлениях к указателю Обозреной Кормчей. VII, стр. 209–312. Образцы перевода правил представляются Розенкампфом в примечаниях к его Обозрению Кормчей на стр. 38, 50, 54 и 55, и толкований, приписываемых Димитрию Хоматину, там же, стр. 40–44. В ином составе представляется эта сводная Кормчая по списку М. Успенского собора, кратко описанному Π.М. Снегирёвым в Памятниках Московской Древности, стр. 46–48). Но если можно судить о составе Киприанова списка Кормчей по грамотам его преемника, Митрополита Фотия: то догадки Розенкампфа едва ли подтвердятся. В грамоте Фотия против Григория Цамблака (Акт. Ист., т. I. 19), где приводится до 29 правил Апостольских и Соборных из них 15 с толкованием, сии толкования заимствуются по большей части из Аристена. 505 Она приписывается митр. Макарию, a по надписи на списке, принадлежащем Московскому Чудову монастырю, собрана преемником Макария, митропол. Афанасием. Надпись сия должна быть собственноручная; ибо сказано: смиренным митрополитом (Памятники М. Древности, стр. 147). О позднейших дополнениях Степенной книги, см. в Словаре о писател. Духов. чина (1, 322). Востокова Описание ркп. Румянц. Музея, ркп. CCCLXIII. и след.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церкви. 26 сент. 1885 г. епархиальный училищный совет рассмотрел и одобрил проект устава московского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства, 20 янв. 1886 г. устав был утвержден, 16 февр. 1886 г. состоялось офиц. открытие братства в Богоявленском мон-ре. Епархиальный училищный совет прекратил существование, его функции перешли к Кирилло-Мефодиевскому братству, члены училищного совета вошли в совет братства. Основной целью братства стала поддержка ранее возникших и открытие новых церковноприходских школ в М. е. Членами братства могли стать не только православные, но и инославные христиане, общее руководство принадлежало избираемому совету и собранию братчиков. Председателем совета братства являлся один из епископов - викариев М. е. Первым председателем стал еп. Мисаил (Крылов; 1886-1889), его сменил Дмитровский еп. Виссарион (Нечаев ; 1889-1891). Дольше всех - в 1892-1899 гг.- братством руководил Можайский еп. Тихон (Никаноров) . Бюджет братства формировался из неск. источников, прежде всего из процентных поступлений от банковского капитала братства. Первоначально капитал равнялся 20 тыс. р., к 1889 г. он увеличился до 35 тыс. р. Основные поступления составляли пожертвования от приходов и монастырей М. е. (больше от церквей и мон-рей Москвы и в меньшей степени от церквей и мон-рей губернии). В 90-х гг. XIX в. братство расширилось сетью уездных отд-ний, появившихся после введения Правил об уездных отделениях епархиальных училищных советов (28 мая 1888). Отд-ния занимались вопросами учреждения ремесленных классов и воскресных школ для взрослых, обеспечения церковноприходских школ педагогическими кадрами, учебной лит-рой и финансированием. Работа отделений полностью контролировалась уездным духовенством. В 1894 г. с вступлением в силу братских правил об отд-ниях произошла реорганизация отд-ний Кирилло-Мефодиевского братства. За ними сохранились те же полномочия, однако они стали полностью автономными орг-циями. По форме устройства отд-ния напоминали приходские братства, одно из них - Звенигородское - таким статусом обладало формально (открыто 18 июля 1894).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Славяно-греко-латинская академия , первое высшее учебное заведение в России , открытое в 1687 году. В 1814 году было преобразовано в Московскую духовную академию Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629 - 1680) и его ученик Сильвестр (Медведев) (1641 - 1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг. В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята (уже из рук С.Медведева) к утверждению царем Федором Алексеевичем (1676 - 1682). В 1685 идея создания Академии получила благословение патриарха Московского и всея России Иоакима . Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в основу ее были положены открытая еще в 1682 типографская и созданная в 1685 Богоявленская школы) стали два известных греческих богослова – братья Лихуды , прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре , они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.

http://drevo-info.ru/articles/75.html

4178 По ММЛ РПИ, первая дата иная: 1925 г. Н. Кирьянов в августе 1924 г. называет его – «бывший Брянский» (см. Приложение 8. С. 880), что представляется ошибкой, как и указание Кирьянова на временное уклонение епископа Амвросия в обновленчество. Пребывание его в Москве было бы более оправдано в качестве московского викария, чем в качестве «бывшего» правящего. 4180 Бывший (в сане архимандрита) последний настоятель Симонова, затем – Богоявленского монастырей и благочинный московских монастырей. Далее – управляющий делами Временного Патриаршего Св. Синода при Заместителе Местоблюстителя, митрополите Сергии (Страгородском) . 4182 По МИС Топография... С. 280, далее следуют зарубежные иерархи Никон (Греве) и Антоний (Блюм), никакого отношения к Загорскому (Сергиевскому) викариатству не имеющие. 4186 Местопребывание – в Московском Чудовом монастыре. Вторая дата – определение на покой (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 320). 4187 Вторая дата – увольнение на покой. В 1932 г. арестован, но вскоре освобожден. В январе 1934 г. вновь арестован, в марте 1934 г. приговорен к 3 годам ИТЛ (отбывал в Сиблаге). В 1939 г. арестован, в январе 1940 г. приговорен к 10 годам ИТЛ (отбывал в Каннском лагере в Красноярском крае). В 1944 г. привезен в Москву, где 15.09.1944 «дал откровенные показания об известных ему фактах антисоветской деятельности церковного подполья и назвал целый ряд лиц, причастных к этому подполью». Освобожден 16.09.1944. Далее см. Оренбургская. 4188 Назначен «Управляющим Патриаршиими приходами в Канаде и временно в США» одновременно с назначением на Серпуховскую кафедру. Последняя дата – «освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и временно США» (ЖМП. 1982. 8. С. 6) 4190 Управляющий Патриаршими приходами в США и в Канаде; только в США – с 10(23)03.1987. Архиепископ с 06(19)05.1989. 4191 Настоятель подворья РПЦ в г. Карловы Вары (Чехия) до 14(27)12.1995, вторая дата – определение на покой по собственному прошению. 4194 По ММЛ РПИ, вторая дата: 1925 г. Был арестован 02(15)12.1925, поскольку вел большую противообновленческую деятельность. Сослан на 3 года в Иркутскую губернию. Вернулся из ссылки в 1929 г. Проживал в Твери, с 1931 г. – в Ленинграде. Все время до назначения на Никольскую кафедру был епископом Сестрорецким, хотя и номинально.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. Ист. Росс. Иерархии 1, 211. 23 Донесение это См. в Ист. Унии стр. 274–276. Там же приложен и реестр отнятых церквей, которых число простирается до 125. 24 Отрывок означенного письма находится между бумагами издателя. Оно писано из Могилева, Апреля 27, 1740 г. После сего, в скором временя, Иосиф переведен на Московскую кафедру, с саном Архиепископа. 25 Сей случай, бывший в 1748 году, описан в pykon.Konnomackrzywd. Кавецкий, слуга Зенкевича, сперва буйствовал в Архиерейском доме; потом напал, на дороге, и на самого Архиерея. Ругая поносными словами Преосвященного Иеронима, «Iascivaetscommaticapropalandoverba», он выстрелил в него из пистолета, заряженного пулею, но, к счастью, не попал. 26 Cм.VolumlegumII, 766. 775 и след. также Prawaywolnisciobywatel., , Кониского, стр. 28 и 29. 27 Император Пётр I, недовольствуясь письменными сношениями с Польским двором, определил особенных коммисаровв, коих обязанностию было охранять православных от обид. См. Ист. Унии, стр. 159. 28 Высочайший рескрипт к Графу Кейзерлингу, 16 Августа 1742 года. Императрица писала и к самому Королю Польскому о том же, 24 Ноября 1743 года. См. Ист. Унии, стр. 297, 306. 29 Грамота Короля Августа ВиленскомуБискупу писана 1750 года, Октября 7. Помещена в Ист. Унии, стр. 320. 30 В другом письме своем в Канцлеру, Бискуп сей слагал с себя всякое в том yчacmue.«Naprzod, izritusGraecusyichcerkwiedomnienienaleza, bomaianadsodaauthoritatemswoichMetropolitow, odktorychireguntur. Tandem, jezeli dobr y wolnosci swoich wolni tey Rzpltey katolickiey concives, niektore particularne in suis haereditariis bonis bedace cerkwie transformowali na uniackie, nie stalo sie to meosconsilio, neque auxiliis» нпр. Оно находится между манускриптами издателя. 32 Замечено в Белор. Иерарх. между манускриптами издателя. На содержание Могилевской кафедры особо производилось тогда по 700 рублей в год. 33 Сия грамота напечатана в Белор. архиве др. грамот I, 143–144. В оной ywpunktachkontrowersyiuszczypliwych, conviciayostrosciastylunapelnionychpilneunikali.» Впрочем, по привилегии Короля Владислава IV, данной еще 1633 года Марта 19, в Могилеве существовала типография при Богоявленском братском монастыре, которой изделия у библиографов наших считаются теперь очень редкими.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Gesellschafts und Sprachwissenschaftliche Reihe. Jahrg. 5. 1955/56. S. 359–360. 115 См.: Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков. СПб., 1913. С. 183–184. 124 Там же. С. 144. «Библейский мир знал вино с добавлением мирры... Его давали как оглушающее средство приговоренным к казни, подать кубок с этим напитком перед началом казни являлось благотворительной привилегией знатнейших дам Иерусалима» (Мурьянов М.Ф. Об одном восточном мотиве у Пушкина//Пушкин в странах зарубежного Востока: Сб. статей. М., 1979. С. 145). В результате орфографических реформ слово «миро» стало омонимом, имеющим значение также ароматного вещества. Последнее предложено называть «мюро» – «написание, наиболее точно передающее исходный греческий вокализм и принятое во многих древнерусских рукописях» (Там же. С. 146). Мюро употребляется в Таинстве Миропомазания, «которое символизирует наложение печати Святого Духа и совершается вслед за Таинством Крещения» (Там же. С. 149). Под словом «миро» иногда имеют в виду и елей, которым помазывают на утрени, что совершенно неверно. 125 О нем известно следующее: «Пскович по происхождению, он по окончании работы над Библией переселился в Москву, был назначен игуменом Богоявленского монастыря, что на Никольской улице, где скончался в 1503 году» (Костюхина Л.М. Палеографическое описание рукописи//Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 9: Приложение. Научное описание. М., 1998. С. 508. 128 В одной рукописи он оставил пространное послесловие, в котором говорится о еретических настроениях того времени в Новгороде. Употребляемые при этом грецизмы свидетельствуют о его занятиях греческим языком. «Въсевидцу Богу и Преблагому слава и величиа дръжава и област в бесконечныя векы, амин, давшему поначяле и конец всякому делу благу иже о Нем начинаемому, сподоблшему и мене недостойного преплути пучину сию, лета 6900 девятдесят седмаго, декевриос в седмый, в 9 час нощи послужиста руце мои, амарталос Тимофеа Вениаминова. И вы, господие мои, прочитайте сию книгу сердечныма очима, духовными же крилы достизающе, яже писаннаа зде, връховным устроением съделовася сиа вивлос, чернилное число меру являет каждого свидетелства каждым книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Главными деятелями просвещения у нее остались теперь братья Лихуды, преподававшие науки в новой академии, но реакция против латинства, все разрастаясь, скоро добралась и до них. Начало московской академии и состояние ее при Лихудах Академическое обучение открылось непосредственно после приезда Лихудов первоначально, до постройки зданий академии, в кельях монастыря Богоявленского. Сильвестр недаром добивался должности начальника академии – по учредительной грамоте 1682 года она облекалась громадными правами и привилегиями. В ней предположено было преподавать духовные и светские науки: грамматику, пиитику, риторику, диалектику, философию и богословие, и языки славянский, греческий, польский и латинский, для людей всякого чина и возраста. Царь предоставлял в ее пользу свою библиотеку, вотчины 8 монастырей, одну дворцовую волость и 10 пустошей; право суда над ее людьми предоставлял ее блюстителю вместе с учителями; учителям обещал пенсии, а ученикам лучшие места на службе. Блюстителем и учителями положено назначать только русских или греков, испытанных в православии и дававших клятву быть ему верными; учителей из Литвы и Малороссии дозволялось принимать только по свидетельству об них достоверных людей, потому что эти прелестники, сказано в грамоте, сначала притворяются православными, а потом развратные словеса всевают и целость веры нашей терзать начинают. Академия назначалась быть блюстительницею православия во всей России. Никто не должен был держать у себя учителей иностранных языков, а должен был для обучения языкам отдавать своих детей в академию. Она обязывалась смотреть и за тем, чтобы в России не было иноверной пропаганды, и за новообращенными, тверды ли они в вере, и за всеми вообще людьми духовного и мирского чина, не держит ли кто у себя запрещенных книг, не вступает ли в состязания о вере и прочее. Ей предоставлялся и суд по религиозным преступлениям: по суду ее, запрещенные книги должны были подвергаться сожжению; нетвердых в вере она могла подвергать ссылке, а иноверцев, виновных в хуле на православную веру, и русских отступников – даже смертной казни через сожжение. Последние грозные полномочия академии не были, впрочем, осуществлены на практике, и ей досталось одно более скромное просветительное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Начальство в монастыре сем издавна было Игуменское, а потом Архимандричье, которое и по духовным Штатам так положено. А в 1788 году назначен он был для пребывания Викарного Епископа Московской Епархии; почему в том же году Именным Указом от 6 Мая, по упразднению Симонова первоклассного ставропигильного монастыря, велено Штат оного перенести на этот Богоявленский. Но когда в 1795 году, Апреля 4, Именным же Указом Симонов обращён в прежнее состояние, то на Богоявленский положено содержание по второму классу, включая оное в принадлежащее Викарному Московскому и на дом его жалованье, по точной силе Именного от 6 числа Мая 1788 года, Указа. Наконец, в 1799 году по докладу св. Синода Октября 16 дня, Высочайше конфирмованному, Викарный Епископ переведён в первоклассный Савин Сторожевский монастырь; Богоявленский же оставлен по-прежнему в управлении Архимандритов. Из Настоятелей монастыря сего упоминаются: А) Игумены: 1 . СТЕФАН, брат преп. Сергия. 2 . ТРИФОН. 3 . НИЛ, в 1509 хиротонисан в Епископа Тверского. 4 . КИПРИАН, в 1547 хиротонисан в Епископа Вологодского. 5 . ФЕОДОСИЙ, в 1572 подписался на Соборе о четвёртом браке Царя Иоанна Васильевича. Б) Архимандриты: 6 . ГЕРМОГЕН. Упоминается в 1680 году. 7 . ИГНАТИЙ, в 1712 году хиротонисан в Епископа Суздальского. 8 . ИАКИНФ, в 1720 году подписал на духовном Регламенте. 9 . ГЕРАСИМ, в 1737 и 1742 годах. 10 . ИОАСАФ, в 1754 году. 11 . ИРАКЛИЙ. Богоявленский Троицы Сергиев монастырь Находился в самом городе Москве на Ильинской улице, против гостиного двора, и был исстари приписным к Троицкому Сергиеву, что ныне Лавра, монастырю. В нём всегда Настоятелями считались келари Троицы Сергиева монастыря. После назывался он домом стряпческим того же монастыря. См. История Российской Иерархии, часть 2, стр. 88 49 . Богоявленский Мстерский монастырь См. Мстерский Богоявленский. Богоявленский Невьянский монастырь См. Невьянский Богоявленский. Богоявленский Новгородский монастырь Мужской, упразднённый, находившийся близ Великого Новгорода на Водской дороге, близ нынешней Санкт-Петербургской, на реке Веряже, основан в 1421 году Исаком Онисифоровым. По росписи, в 1615 году после Шведского разорения учинённой, значится, что были в нём тогда две церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР БЫВШЕГО БОГОЯВЛЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Богоявленский собор Московского Богоявленского монастыря, 2008 г. Фото: Ю.Булкин Московский Богоявленский храм (б. собор) бывшего Богоявленского монастыря Первоначально - деревянный храм Богоявления и придел Благовещения к нему на территории Богоявленского мужского монастыря , одного из древнейших московских монастырей, основанного в 1296 г. В 1342 г. тысяцкий Протасий построил белокаменный собор - первое каменное здание вне стен Кремля, который долго был самым замечательным храмом на Посаде. 1624 г. - церковь перестроена. 1671 г. - княгиня К.И.Репнина пожертвовала собору участок земли на Никольской ул. (см. Богоявленский, 2). 1693 - 96 гг. - возведен существующий Богоявленский собор, включивший в качестве подклетной части церковь 1624 г. Собор - один из ярких образцов " нарышкинского " или московского барокко - стиля, который вошел в моду в Москве в конце XVII в. Собор имеет ярусное построение и пышный декоративный убор с использованием ордерных элементов: двойные окна четверика, венчающие карнизы, наличники окон восьмерика, составленные из мелких профилированных белокаменных деталей. Двухярусная колокольня увенчана изящным шпилем. Основной объем типа " восьмерик на четверике " отличается крупным масштабом. Завершал собор восьмерик с граненой маковицей. В 1704 - 1705 гг. собор украшен скульпторами из Тессинского кантона Швейцарии. В 1918 г. монастырь был закрыт. Спасская церковь и Богоявленский собор преобразованы в приходские храмы. В 1929 г. Богоявленский собор был закрыт и передан под склад " Союзхлеба " , в 1931 г. - под общежитие Горного института. Была сломана глава храма с маковкой и крестом. Нижняя церковь была отдана Метрострою. После войны там находился цех металлообработки. Собор пострадал от взрывной волны в 1941 г., когда рядом с ним упал сбитый немецкий бомбардировщик. Тогда собор потерял завершающий восьмерик с главой.

http://drevo-info.ru/articles/181.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010