В 1894-1897 гг. в Московской губ. имелось 13 уездных отд-ний Кирилло-Мефодиевского братства, еще одно - Столичное отд-ние, фактически центральное управление,- действовало в Москве и в Московском у. Богородский у. имел 2 отделения - Богоявленское и Гуслицкое (1896). Первое создавало школы для правосл. населения, а второе занималось школьным делом и противораскольнической миссией в старообрядческих селениях уезда (Гуслицкий, Хотеческий, Селинский, Запонорский, Рудневский приходы). Из 877 чел., вступивших в братство в 1894 г., 215 чел. принадлежали к духовенству, остальные представляли светские круги: интеллигенцию, купечество, крестьянство, губернских чиновников, в т. ч. высших. Почетными членами братства являлись вел. кн. Сергей Александрович (генерал-губернатор Москвы в 1891-1905) и А. Г. Булыгин (губернатор Московской губ. в 1893-1896). Чиновничество преимущественно было представлено служащими по ведомству народного просвещения. В 1895 г. уездные отд-ния включали 934 чел., что делало братство крупнейшей общественной организацией Московской губ. Отд-ния отличались по численному составу: самыми многочисленными были Богоявленское и Подольское отд-ния (по 200 чел.), самыми малочисленными были Дмитровское, Клинское и Рузское отд-ния, где состояло по 30 чел. Руководили отд-ниями священнослужители, обычно соборные протоиереи. Подведомственные братству учебные заведения не занимали доминирующего положения в системе начального образования Московской губ., напр., в 1913 г. на 1227 земских школ, в которых образование получали 85 308 чел., приходилось 664 церковноприходские школы с 32 260 учащимися. На рубеже XIX и XX вв. монастырские церковноприходские школы имелись в 20 мон-рях М. е.: Богоявленском, Высокопетровском, Даниловом, Покровском миссионерском, Сретенском, Никольском единоверческом, Иосифово-Волоколамском, Борисоглебском, Воскресенском (Новоиерусалимском), Старо-Голутвином, Высоцком, Алексеевском, Ивановском, Новодевичьем, Никитском, Покровском Васильевском, Покровском Хотьковом, Спасо-Бородинском, Крестовоздвиженском, в общине «Отрада и Утешение».

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Глава IV. Монастыри В предшествовавший, так называемый монгольский, период нашей церковной жизни, продолжавшийся два с лишком столетия, у нас возникло более 180 монастырей. Но как из этих монастырей до тридцати находились в Юго-Западной России, то, значит, что собственно в тех епархиях, которые вошли теперь в состав Московской митрополии, появилось тогда всего около 150 обителей. В настоящий же период, обнимающий менее даже полутораста лет, вновь основано в этой последней митрополии, как увидим, около трехсот монастырей. Следовательно, умножение их в Северо-Восточной России совершалось теперь не только не в меньшей, но даже гораздо в большей пропорции, чем совершалось оно при монголах. А если при этом взять во внимание, что почти все монастыри монгольского периода продолжали существовать и в настоящий вместе с вновь возникшими, то окажется, что теперь общее число их было у нас выше четырехсот. Справедливость, впрочем, требует заметить, что некоторые монастыри, неизвестно кем и когда основанные, делаются только известными в настоящий период, а могли существовать и прежде. Зато несомненно, что другие монастыри, например Соловецкий, Пафнутиев боровский, были едва основаны под конец прошлого периода, но получили даже первоначальное устройство уже в настоящий и что самые их основатели или устроители значительнейшею долею своей деятельности принадлежали настоящему периоду. К сожалению, о большей части наших тогдашних монастырей как в Руси Восточной или, точнее, в средней полосе России, так и в Руси Северной сохранились крайне скудные сведения, так что нам приходится почти только их перечислить. Несравненно менее таких обителей, о которых мы имеем возможность сказать, кем и когда они основаны и каковы были их устройство и состояние. I Москва, местопребывание Русского митрополита, считала уже в себе до 15 монастырей и между ними: Чудов, Андроников, Симонов, Алексеевский. Теперь делаются в Москве известными еще 16 монастырей. Из числа их ко 2-й половине XV в. относятся: а) Богоявленский на Троицком подворье, это подворье находилось в Кремле близ великокняжеского дворца и подарено было еще Димитрием Иоанновичем Донским преподобному Сергию Радонежскому; в 1460 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

164 Образ святителя, пожертвованный Даниилом Петр. Шапошниковым находится ныне в соборной ц., по правую сторону иконы Знаменской. В день ее праздника, 27 ноября 1731 года, мирно почил св. Инокентий. 166 В 1864 г., по случаю юбилея Моск. семинарии, некоторые монастыри предложили вносить в семинарию ежегодно по 50–100 рублей (и более), на содержание бедных учеников. 168 В дополнение прежнего списка настоятелей (1706–1812 гг.). заметпм: 1) архим. Варлаам, согласно его завещанию, погребен в Новоспасском мон. 1784 мая 8-го). 2) Преемник его арх. Евгений из проповедников Троице-Сергиевой лавры определен в морской шляхетный кадетский корпус 1779 г., апреля 8-го, и находился при этом корпусе до назначения своего (по рекомендации архиепископа Московского Платона) настоятелем Златоустова мон., 1783 июня 6. Из иеромонахов посвящен в архимандрита того же года июля 5-го. (Дела архива Богоявленского мон.). 170 На вакансию настоятеля, открывшуюся в Петровском мон., преосв. Августин рекомендовал его преимущественно «потому наипаче, что он долгое время находился учителем и префектом в бывшей Перервинской семинарии, много трудился при исправлении зданий в оной семинарии как прежде, так и тогда, когда (в 1814) открывалась вместо нее (опять на Перерве) Московская семинария; при Моск. семинарии под его надзором производено было строение нового огромного деревянного дома, предположенного для помещения некоторых профессоров и учеников; так же поручено ему наблюдение за обустройством каменного корпуса в Андрониевском мон. для бурсаков». 171 Жизнеописание его см. в «Страннике» 1762, ноябрь. К декабр. кн. приложен портрет его. См. историю росс. иер., ч. V, стр. 506. Несколько сведений заимствованы из архива моск. консистории. 178 Предместник его отец Авраам писал к нему по сему случаю: «Высокопреосвещеннейший отец архимандрит! Любезный о Христе брат! Хотя мы близко и не знакомы, но обстоятельства должны нас сблизить. Честь имею поздравить вас с перемещением в обитель св. Златоуста, которая доселе находилась в моем управлении. Вы, думаю, не замедлите приехать сюда. Но как прямо приехать вам в вашу обитель, без должной от братии встречи, по заведенному порядку, не годится: то я долгом братства почитаю просить вас приехать прямо ко мне в Богоявленский мон.; где остановясь и отдохнув, можете вступить в обитель вашу, прилично вашему сану. За сим препоручая себя молитвам вашим, честь имею быть вашего в-бия, любезного о Христе брата, усерднейший слуга и богомолец, Богоявленский архим. Авраам. Июля 17, 1816 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Таковых донесений получено 26, а именно: из ставропигиальных монастырей: 1. Новоспасского, от Наместника Иеромонаха Никодима. 2. Симоновского, от Архимандрита Герасима. 3. Донского, от Архимандрита Евгения. 4. Заиконоспасского, от Архимандрита Парфения. из епаршеских мужеских: 5. Чудова, от Наместника Игумена Феофилакта. 6. Сретенского, от него же. 7.Высокопетровского, от Архимандрита Лаврентия. 8. Спасо-Андроньева, от Казначея Иеромонаха Виктора. 9. Богоявленского, от Казначея Иеромонаха Аарона. 10. Греческого Николаевского, от Архимандрита Кирилла. 11. Златоустова, от Архимандрита Досифея. 12. Данилова, от Архимандрита Геннадия. 13. Знаменского, от Архимандрита Аполлоса и Казначея Мефодия. 14. Николаевского Перервинского, от Архимандрита Лаврентия. 15. Заштатного Покровского, от Строителя Ионы. 16. Упраздненного Крестовоздвиженского, от Архимандрита Парфения. 17. Саввинского Подворья, от Иеромонахов Ионы и Иннокентия. из женских монастырей: 18. Вознесенского, от Игуменьи Трифены. 19. Новодевичьего, от Игуменьи Мефодии. 20. Рождественского, от Игуменьи Есфири. 21. Никитского, от Игуменьи Евфрасии. 22. Зачатейского, от Игуменьи Доримедонты. 23. Страстного, от Игуменьи Тавифы. 24. Алексеевского, от Игуменьи Афанасии. 25. Упраздненного Георгиевского, от Игуменьи Митрополии. 26. Упраздненного Ивановского, от Игуменьи Елпидифоры. О доставленных сведениях о том, что происходило в монастырях Московских по обстоятельствам 1812 года Вашему Императорскому Величеству благоугодно было повелеть мне взять, чрез кого следует, сведения о происшествиях, случившихся в Московских монастырях во время нашествия неприятельского в 1812-м году. Представляя при сем таковые сведения, истребованные управляющим Московской митрополией от каждого настоятеля, долгом почитаю донести, что оные составлены по данному наставлению, дабы все, что ни происходило, описано было по сущей истине, без всяких прикрас слога и без опасения взыскания, если бы в чем нашлось, по тогдашним обстоятельствам, упущение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Тихвинском монастыре Екатеринославской епархии в 1885 г. школа была преобразована в параллельное отделение 1-го класса епархиального женского училища. В особых условиях находилось училище при Костромском Богоявленском монастыре: оно заменяло епархиальное. В числе воспитанниц были 24 стипендиатки. В училище преподавали: Закон Божий, русский язык, гражданскую и естественную историю, арифметику, педагогику, каллиграфию, черчение, рукоделие. Как уже отмечалось выше, с 5-го класса, по инициативе императрицы Марии Александровны, начиналось обучение по фельдшерскому курсу с практическими занятиями в аптеке, приемных покоях и больничных палатах в монастырской лечебнице 462 . Большой популярностью пользовалась школа в Московской Покровской общине сестер милосердия – 6-классная. Желавших поступить в нее в 1885 г. было 200 чел., принято же только девять 463 . В 80-е годы XIX в. при монастырях увеличилось число церковно-учительских школ. Целью таких школ являлась подготовка учителей для церковно-приходских школ. К числу таковых принадлежала открывшаяся в 1889 гг. при Петербургском Новодевичьем монастыре Свято-Владимирская учительская школа 464 . В 1889 г. при Владимирском Успенском монастыре была открыта женская рукодельная церковно-приходская школа для сирот и детей бедных родителей с тем, чтобы дать возможность самостоятельного заработка 465 . Церковно-учительские школы были созданы в Леснинском 466 , Леушинском 467 , Красностокском 468  и других, в основном миссионерских, монастырях. В 1895 г. выпускницы Виленского Мариинского училища стали получать диплом учителей церковно-приходских школ 469 . Программа основной массы школ при женских монастырях не выходила за рамки начального обучения: Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, арифметика, чистописание, пение, рукоделие. В 1883 г. насчитывалось 165 училищ: 55 – при мужских монастырях для мальчиков, 98 – при женских монастырях для девочек, 12 – при мужских и женских монастырях для совместного обучения. Из них 126 содержались исключительно на средства обителей. На полном монастырском обеспечении было 67 училищ, из них 48 для девочек (975 чел.) и 19 для мальчиков (252 чел.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Куйбышев, 1988. 6 . Лихтер Ю. А., Щапова Ю. Л. Артефакт: Программный продукт по археологии: Замечания и пояснения к машинной версии программы «Сосуды» М., 1991. 7 . Щапова Ю. Л. Программа изучения керамики//Древнерусская керамика. М., 1992. 8 . Лихтер Ю. А. Опыт описания археологических артефактов: База данных по находкам на Манежной площади в Москве. Ярославль, 1999. 9 . Бобринский А. А. Гончарная технология как объект историко-культурного изучения//Актуальные проблемы изучения древнего гончарства. Самара, 1999. 10 . О. Shepard. Ceramics for the archaeologist. Washington, 1980. 11 . Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы. M., 1978. 12 . Седов В. В. Сельские поселения центральных районов смоленской земли (VIII–XV вв.). М., 1960. 13 . Равдина Т. В. Керамика из датированных погребений в курганах Подмосковья//Московская керамика: Новые данные по хронологии. М., 1991. 14 . Петрашенко В. А. Керамика IX–XIII вв. Среднего Поднепровья//Древнерусская керамика. М., 1992. 15 . Тавлинцева Е. Ю. Результаты раскопок селища Заозерье-2 1993– 1995 гг.//Археологические памятники Москвы и Подмосковья. М., 1996. 16 . Стрикалов И. Ю. Керамика Зарайска//Средневековый Зарайск (история и культурный слой). Зарайск, 1998. 17 . Гоняный М. И. Поселение древнерусского времени Монастырщина III на Верхнем Дону//Труды ГИМ. Вып. 73. М., 1990. 18 . Гоняный М. И., Кокорина Н. А., Свирина А. Б. Гончарный комплекс первой половины XIII в. на поселении Монастырщина 5//Труды ГИМ. Вып. 82. М., 1993. 19 . Коваль В. Ю. Керамика Ростиславля Рязанского: вопросы хронологии//Археологические памятники Москвы и Подмосковья. М., 1996. 20 . Клоков А. Ю., Тропин Н. А. Находки XII– первой половины XIII вв. из исторического центра г. Лебедяни//Археологические памятники лесостепного Придонья. Вып. 1. Липецк, 1996. 21 . Гоняный М. И. Древнерусские поселения второй половины XIII–XIV вв. в бассейне р. Лубянки на территории Перемышльской волости//Археологический сборник. Труды ГИМ. Вып. 96. М., 1998. 22 . Беляев Л. А. Керамический комплекс из собора Богоявленского монастыря//Московская керамика: Новые данные по хронологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Одним из признанных специалистов по истории Церкви был действительный член ОИДР Г. Ф. Карпов. В ЧОИДР он опубликовал работу «Очерки из истории Российской церковной иерархии» (1864. Отд. 1. Кн. 3, 4), в к-рой прежде всего рассматривал вопрос о влиянии Церкви на процесс объединения земель вокруг Москвы. В ЧОИДР были опубликованы труды Е. Е. Голубинского «История Русской Церкви» (1900. Кн. 1; 1901. Кн. 3; 1904. Кн. 2-3; 1906. Кн. 2; 1916. Кн. 4; в качестве приложений помещены библиография, атласы, фототипические снимки) и «История канонизации святых в Русской Церкви» (1903. Кн. 1). Некоторые публиковавшиеся исследования были посвящены крупным памятникам книжности XVI-XVIII вв. и изучению биографий их создателей. Наряду с церковной историей важное место в публикациях ОИДР отводилось внутренней и внешней политике средневек. Руси («История борьбы Московского государства с Польско-Литовским» Г. Ф. Карпова (1866. Отд. 1. Кн. 3, 4), «Новгород сам в себе» В. В. Пассека (1869. Отд. 1. Кн. 4), «О влиянии борьбы между народами и сословиями на образование строя Русского государства в домонгольский период» М. Д. Затыркевича (1873. Отд. 1. Кн. 1-4)), истории XIX в. («Пятидесятилетие Бородинской битвы» И. П. Липранди (1866. Отд. 1. Кн. 1-4), «О существе польских волнений» С. П. Шипова (1862. Отд. 1. Кн. 1)). В ЧОИДР публиковались различные типы источников: Изборник 1073 г. (1882. Кн. 4; подготовлен к изданию Бодянским и А. Л. Дювернуа); «Историко-юридические акты переходной эпохи XVII-XVIII вв.» (1886. Отд. 1. Кн. 3, 4; К. П. Победоносцев); «Русско-австрийский союз 1759 г.» (1887. Отд. 1. Кн. 1; Д. Ф. Масловский); «Россия и Швеция в 1-й пол. XVII в. Сб. мат-лов, извлеченных из Московского гл. архива МИД и Шведского гос. архива... в 1616-1651 гг.» (1897. Отд. 1. Кн. 3, 4; 1898. Кн. 1; К. И. Якубов); «Акты Литовско-Русского государства» (1899. Отд. 1. Кн. 4; М. В. Довнар-Запольский); «Разрядные записи за Смутное время (7113-7121 гг.)» (1907. Отд. 1. Кн. 2-3; Белокуров); «Дневальные записки приказа Тайных дел 7165-7183 гг.» (1908. Отд. 1. Кн. 1-2; Белокуров); «Сотницы, грамоты, записи» (1902. Отд. 1. Кн. 2; 1903. Кн. 3; 1904. Кн. 4; 1908. Кн. 4; 1909. Кн. 4; 1911. Кн. 3; 1913. Кн. 4; С. А. Шумаков); серия документов под общим названием «Смутное время Московского государства» (1910. Отд. 1. Кн. 3; 1911. Кн. 4; 1912. Кн. 1-2; 1915. Кн. 2, 4; 1916. Кн. 1; 1918. Кн. 1; С. К. Богоявленский, С. Б. Веселовский , Готье, Н. В. Рождественский, Л. М. Сухотин и др.). Члены ОИДР (Барсов, Белокуров и др.) публиковали различные документы из монастырских архивов и др. источники по истории Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578101.html

В школах при мон-рях учились в среднем ок. 20 детей (в нек-рых школах до 70 детей). Помимо церковноприходских имелись монастырские школы грамоты (при Владычном, Казанском-Головинском и Брусенском мон-рях). Обычно монастырские школы учреждались насельниками мон-ря, но имелись исключения - церковноприходская школа при Новодевичьем мон-ре была официально учреждена как Филатьевское женское уч-ще 27 нояб. 1871 г., имевшее собственный утвержденный Синодом в 1876 г. устав. В уч-ще был приют на 12 девочек-сирот 7-10 лет. На содержание приюта и уч-ща ежегодно тратилось 990 р. (сумма складывалась из процентов с банковского капитала, пожертвованного Н. П. Филатьевой). Уч-ще пользовалось статусом 2-классной школы с 4-летним сроком обучения. В учебном процессе предпочтение отдавалось «разным рукоделиям, мастерствам: прачечному, поварскому и другим». Особой монастырской школой было и Преображенское уч-ще Никольского единоверческого мон-ря, образовавшееся в 1854/55 г. В школах при Богоявленском и Алексеевском мон-рях обучались дети духовного сословия. Школа-приют Богоявленского мон-ря, готовившая мальчиков к поступлению в духовные уч-ща и др. учебные заведения, одновременно могла вместить до 60 детей 8-11 лет. Школа-приют для 17 девочек была создана в 1889 г. при Алексеевском мон-ре. В деле учреждения церковноприходских школ принимали участие приходские попечительства. В февр. 1871 г. Московский архиерей утвердил открытие бесплатной церковноприходской школы для 25 мальчиков при Смоленской ц. на Арбате, ранее учрежденной местным приходским попечительством. Школы учреждались и на средства частных лиц. Так, в 1891 г. при московской ц. святых Адриана и Наталии на сумму в 10 тыс. р., завещанную Е. Я. Селивановой, открылась жен. начальная школа-приют с 3-годичным курсом обучения. В учреждении и финансировании церковноприходских школ участвовали братские орг-ции помимо Кирилло-Мефодиевского братства. Собственную школу открыло 30 нояб. 1875 г. Богоявленское братство. Изначально проектировалась бесплатная школа для обучения как мальчиков, так и девочек, но из-за нехватки денежных средств было решено открыть классы только для мальчиков (35 чел.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Поэтому он полагал, что кайма вишневого бархата была вышита в мастерской Ирины Годуновой, а средник заменен другим, вышитым, может быть, «в местной мастерской». Мы же считаем, что хотя рисунок повторяет хорошие образцы, но не всегда выявлен мастерицами. Так, на одеждах не отмечены складки, вместо крыльев херувимов на рипидах весь фон за их ликами зашит золотом, брошенный у гроба плат имеет геометрическую форму. К тому же в совокупности с качеством тканей, характером надписей, развитым золотным шитьем с разнообразными швами и упрощенным шитьем в личном можно отнести воздух к самому концу XVII – началу XVIII в. Надпись мы считаем выполненной значительно позже (конец XVIII – XIX в.). Такие надписи на бархате встречаются на ряде поновленных произведений, например происходящих из Кирилло-Белозерского монастыря. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 18846; Георгиевский 1927. С. 20. Табл. XII, рис. 1. 170. ВОЗДУХ РАСПЯТИЕ Москва, Царицына мастерская палата (?), украинские мастера (?), конец XVII в. Репс и атлас (конец XVII в., Западная Европа), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, трунцал, жемчуг, сапфир, изумруды; ткачество, шитье, низание. 58х74 Происходит из московского Богоявленского монастыря. Поступил в 1922 г. 946 Инв. ТК-2574 Кат. В центре средника на фоне розового репса изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом и орудиями Страстей (процветшим копнем и тростью с губкой). Под крестом – череп Адама. Под ногами у предстоящих и в основании креста – золотые «облачка». На верхней перекладине креста вышита надпись (Иисус Назорей Царь Иудейский), на средней перекладине хс. Сверху вниз между крестом и фигурами идут надписи – мари, иванъ. Крест и фигуры шиты отдельно по желтому шелку и наложены на общий фон. По сторонам Распятия, в углах средника – восемь накладных прямоличных херувимов, шитых по красному шелку. Личное шито плотными стежками «атласным» швом тонкими кручеными шелковыми нитями песочного цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Архангельская Благовещенский-Ворбозом. или Изосимина пуст. Калужская Благовещенский-Шеренский Астраханская Боголепова Казанская Богородицкая-Дунилова Новгородская Богородицкая-Рождеств.-Воротиловская Рязанская Богородицкая-Теплогорская Новгородская Богород.-Успенская-Оханская Богород.-Успенская-Мохнецкая Тверская Богород.-Владимирский-Тотемский Московская Богород.-Владимирский-Нерехтский Вологодская Богород.-Казанский-Мокшанский Тверская Богород.-Казанский-Сызранский Богород.-Казанский-Ломовский Вологодская Богород.-Рождествен.-Лысковский Пермская Богород.-Рождествен.-Тобольский Тверская Богород.-Сретенский-Переяславский Вологодская Богород.-Сретенский-Карачунский Костромская Богословский-Чердынский Пензенская Богословский-Важский Симбирская Богословский на Витке-Радоговицкий Пензенская Богословский-Подгородный-Хлыновский Нижегородская Богоявленская-Кодлозерская Тобольская Богоявленский-Галичский Владимирская Богоявленский на Борках Воронежская Богоявленский-Мстерский Пермская Богоявленский-Островский Архангельская Богоявленский-Невьянский Новгородская Богоявленский на Сокове Борисоглебская Вятская Борисоглебский на Горе Переяславский Борисоглебский на Песках Переяславский Олонецкая Борисоглебский на Ушне-Муромский Костромская Боровенская-Гордеева Архангельская Рязанская Борщевая-Николаевская Владимирская Борщовский-Троицкий Ярославская Бунарев-Алексинский Пермская Вадожская-Богородицкая Новгородская Важбахтская-Пятницкая Вологодская Варваринский-Волоколамский Владимирская Варваринский из-за Петровских ворот Варваринский-Новгородский Владимирская Варвавинская-Троицкая Васильевский-Нижегородский Владимирская Васильевский-Староладожский Васильевский-Кесарийский-Новоторжский Новгородская Васильевский-Мячковский Введенская-Заозерская-Зосимо-Савватиевская Орловская Введенская-Уздринская Воронежская Введенская-Яйвенская Тульская Введенский-Вязниковский Ярославская Введенский-Переяславский Новгородская Введенский-Пупковский Московская Введенский-Карачевский Псковская Введенский-Бежецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010