Официальная передача Новодевичьего монастыря в пользование Московской епархии ЖМП 5 май 2014 /  26 мая 2014 г. Новодевичий монастырь ждет комплексная научная реставрация Охранную зону монастыря приведут в соответствие с международными обязательствами России Московский Новодевичий монастырь — в ожидании крупной реставрации. В марте Президент России поручил правительству разработать комплекс мер по воссозданию исторического облика обители-памятника, предусматривающий государственное финансирование работ. Через десять лет монастырь отметит пятивековой юбилей, и эту дату он должен встретить с полностью завершенным реставрационным циклом. Ровно 500 лет назад Василий III взял Смоленск. В память об этом событии и была устроена обитель. Двадцать лет назад здесь была возрождена монашеская жизнь, а десять лет назад ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Наконец, ровно полвека назад здесь разместилассь резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских. Митрополита Ювеналия, управляющего Московской епархией, в ведении которого находится Новодевичья обитель, «Журнал Московской Патриархии» попросил рассказать, что ждет монастырь в предстоящие годы. — Ваше Высокопреосвященство, в каком состоянии находятся здания и сооружения ансамбля Новоде­вичьего монастыря в настоящее время? Есть ли среди них такие, которые требуют реставрации, и в каком объеме? — В срочное безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви ансамбль Новодевичьего монастыря был передан всего четыре года назад. До 2010 года весь комплекс монастырских зданий находился в оперативном управлении ­Государственного исторического музея (ГИМ). На протяжении всей своей истории ансамбль не подвергался большим разрушениям и сохранил свою индивидуальность как по коли­честву зданий, так и по его составу. В конце ХХ столетия на ансамбле проводились лишь незначительные реставрационные работы. Масштабных работ Новодевичий монастырь не видел на протяжении всей своей истории, поэтому, несмотря на то что здания архитектурного комплекса на сегодняшний день относительно сохранны, ансамблю, несомненно, требуется полномасштабная научная реставрация.

http://e-vestnik.ru/interviews/novodevic...

Пн Кирил звершив в Смоленськом Московського монастиря Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Артём Леднёв. Звук: Александр Бригадов. 7 липня 2016 р. 19:46 7 июля 2016 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по завершении чина  великого освящения  храма святого Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен  Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьей обители.     Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской епархии ;  митрополит Астраханский и Камызякский Иона ;  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ;  епископ Илиан (Востряков) ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Зарайский Константин ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Никон (Матюшков), благочинный церквей Шатурского округа; духовенство Москвы и Московской епархии. На богослужении присутствовали депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К. Долгов, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко, директор департамента культуры Правительства РФ П.П. Скороспелов, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.В. Черников, префект Центрального административного округа г. Москвы В.В. Говердовский, благотворители Новодевичьего монастыря. За Литургией молились настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова) и насельницы обители; духовенство Московской епархии, благотворители, строители и благоукрасители новоосвященного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4560663...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий встретился с педагогическим активом Московской области 4 сентября 2013 г. 19:12 3 сентября 2013 года в трапезной палате Успенского храма Новодевичьего монастыря в Москве состоялась встреча педагогического актива Московской области с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием по вопросам преподавания предметов духовно-нравственного воспитания в областных образовательных учреждениях. На совещании присутствовали первый заместитель председателя правительства Московской области Л.Н. Антонова, министр образования Московской области М.А. Кокунова, первый заместитель министра образования Московской области В.С. Запалацкая, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), помощник управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам протоиерей Петр Иванов и др. Обращаясь к присутствующим, митрополит Ювеналий, в частности сказал: «Дорогие Лидия Николаевна, Марина Анатольевна и Марианна Юрьевна! Уважаемые участники встречи! Сердечно поздравляю Вас с началом нового учебного года. Мне доставляет особую радость приветствовать вас в Новодевичьем монастыре на традиционной встрече педагогов Подмосковья, которые радеют о распространении духовно-нравственного просвещения и его совершенствовании. Замечательно, что в результате развития сотрудничества между Московской епархией и Министерством образования Московской области стали возможны наши ежегодные собеседования, в ходе которых мы совместными усилиями определяем направления педагогической деятельности, ориентированной на воспитание подрастающего поколения. Когда зарождалось наше сотрудничество, российское общество пребывало на стадии выхода из атеистической эпохи, и усилия, направленные на возрождение православной традиции, воспринимались как что-то новое, необычное, а то и недопустимое. В наши дни положение совсем иное. Выросло новое поколение людей, для значительной части которых православная вера и жизнь в Церкви являются нормой, и они заинтересованы в соответствующей организации образовательной деятельности. Поэтому можно сказать, что развитие церковно-школьного соработничества происходит сегодня в условиях общественного сочувствия и востребованности.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Н.А. Маясова Принятые сокращения Вишневская 1989 – Вишневская И. И. Орнаментальное шитье//Русское художественное шитье XIV – начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская. М., 1989. С. 83–131. Вишневская 1998 – Вишневская И. И. Саккос из ризницы храма Христа Спасителя//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 93–101. Вишневская, Смирнова 2000 – Вишневская И. Я, Смирнова H.A. Облачения Соловецкого монастыря Ц Соловецкий монастырь: Книга-альбом. м.; СПб. Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 – Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 года – РНБ, 78/1317. Вкладная книга Новодевичьего монастыря 1б75 – Вкладная книга 7183 года Московского Новодевичьего монастыря – Музей «Новодевичий монастырь», инв. 104027/1-НДМ. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987 – Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987. Выставка VIII Археологического съезда 1890 – Выставка VIII Археологического съезда//Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. M., 1897. Т. 4. С. 207–242 и табл. Выставка шитья допетровского времени 1923 – Выставка шитья допетровского времени – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75–77. Вьюева 1991 – Вьюева H.A. Живописец Василий Познанский (К истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)//Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 97–110 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моек Кремля; 8). Георгиевская-Дружинина 1929 – Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке//Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 109–132. Георгиевская-Дружинина 1945 – Георгиевская-Дружинина Е.В. История женского художественного труда в XVII веке: Работа строгановских золотошвейных мастерских. Дис. канд. искусств. М, 1945. Георгиевский 1895 – Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при братстве Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. Георгиевский 1911 – Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Сегодня мы отмечаем славный юбилей – 325-летие Московской духовной академии. За три с четвертью века её бытия в её истории можно указать ряд событий, которые можно отнести, как это принято говорить сейчас, к числу знаковых. И среди них несомненно особое место занимает возвращение возрожденной Московской духовной академии в её исторические здания в Троице-Сергиевой Лавре, совершившееся осенью 1948 года. В связи с этим любопытно отметить тот факт, что на протяжении всей своей истории наша Alma mater всегда была связана с различными иноческими обителями. Так в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды начали преподавание своим первым ученикам в кельях древнего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основанного в 1296 году святым благоверным князем Даниилом Московским. В 1687 году Славяно-греко-латинская академия обосновалась в специально устроенных зданиях Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, где пребывала (уже под именем Спасских школ) до наполеоновского нашествия. В 1814 году академия, реформированная в соответствии с требованиями времени, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывала на протяжении последующих ста с небольшим лет. Даже когда наша Alma mater после официального прекращения своей деятельности в 1919 году, по выражению епископа Вениамина (Милова) (в то время иеромонаха), окончившего курс академии в 1922 году, «доживая последние дни, ютилась в разных местах города» (Москвы), занятия со студентами нелегально действовавшей академии проводились в подсобных помещениях Высоко-Петровского монастыря . А возрождение Московских духовных школ в годы Великой Отечественной войны началось в помещениях закрытого к тому времени Московского Новодевичьего монастыря. О возвращении же академии «к Троице», под покров Божией Матери и преподобного аввы Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – выпускник Московской духовной академии 1904 года, мечтал с самого момента возрождения Московских духовных школ и делал для этого всё возможное. В своей статье «Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы» протоиерей Вадим Смирнов (ныне – игумен Никон), в прошлом – многолетний преподаватель МДА и С, приводит следующее свидетельство покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): «Мне довелось с первых дней учиться в возрожденной школе. Я хорошо помню день 14 июня в Москве; в стенах Новодевичьего монастыря Московский Первосвятитель Митрополит Алексий служил молебен перед началом занятий. Патриарший Местоблюститель благословил Московскую Духовную школу образом " Явления Божией Матери Преподобному Сергию " и сказал: " Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством Преподобного Сергия Московская Духовная академия возвратится в своё историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней Академии " . И вот сегодня мы видим исполнение пророческих слов нашего Святейшего Патриарха» .

http://bogoslov.ru/article/1259980

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чтобы не погибли души людские» Беседа с игуменией Софией (Силиной) 28.01.2010 628 Время на чтение 19 минут Петербургский Воскресенский Новодевичий монастырь в буквальном смысле является одним из столпов монашеской жизни северной столицы: еще 100 лет назад всякий въезжающий в Санкт-Петербург через Московскую заставу издалека видел золоченый купол его четырехъярусной колокольни. После революции монастырь упразднили, в конце 1920-х годов колокольню взорвали, позднее были снесены или изуродованы монастырские церкви. Но с 1990 года началось восстановление монастыря, а с 1997 года – и возрождение монашеской жизни. И хотя сегодня золота на куполах обители меньше, она осталась одним из важнейших центров православной жизни: многие петербуржцы стали прихожанами монастыря, здесь действует богадельня для больных и престарелых, работают воскресная школа, благотворительный социальный центр для детей из неблагополучных семей. Многочисленные паломники приходят поклониться христианским подвижникам, погребенным на одноименном кладбище. О жизни обители и особенностях современного монашества рассказывает настоятельница петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) . – Возрождение Новодевичьего монастыря началось позже, чем остальных обителей Санкт-Петербургской епархии. С чем это было связано? – Да, наш монастырь открылся одним из последних среди питерских обителей. Во-первых, не все здания были возвращены. Во-вторых, церковная жизнь поднималась постепенно, поэтапно. И в этом есть определенный Промысл Божий. Первым открылась Иоанновская обитель, сначала как Пюхтицкое подворье, потом как самостоятельный монастырь. Следом открылись Александро-Невская лавра, мужская Сергиева пустынь в Стрельне, где более двадцати лет настоятелем подвизался святитель Игнатий (Брянчанинов). Потом открылось еще несколько монастырей в Ленинг радской области, включая женские обители, а потом уже наш – в 1997 году. – На Новодевичьем кладбище был погребен священномученик Иларион (Троицкий). Сейчас мощи его покоятся в московском Сретенском монастыре. Расскажите, пожалуйста, как происходило обретение мощей владыки Илариона.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Д.К. Тренев Иконостас Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря. Образцовый русский иконостас XVI-XVII веков, с прибавлением краткой истории иконостаса с древнейших времен Скачать epub pdf Издано при церковно-археологическом отделе общества любителей духовного просвещения, Издание автора, 1902 Краткая история иконостаса с древнейших времен Иконостас в виде высокой стенки, составленной из нескольких поясов икон, отделяющий алтарь – место для священнодействия – от остальной части храма, предназначенной для молящихся, составляет необходимую принадлежность наших православных храмов. Вышеуказанная его форма настолько обычна, что можно было бы думать, что таковою существовала она и в глубочайшей древности. Однако же научные исследования и приводимые ниже неоспоримые данные убеждают нас, что форма наших иконостасов с веками испытала перемены и совершенно удалилась в своем виде от первобытного типа. Существование иконостаса, но не в нынешнем виде, а в виде невысоких решетчатых преград, относится к первым векам христианства. Подобные алтарные преграды сохранились в древних «криптах» или подземных церквах катакомб, где первые христиане совершали свое богослужение, скрываясь от преследований язычников. Ограждение алтаря невысокими первоначально решетками было вызвано необходимостью охранить священнослужителей от напора толпы во время богослужения и для того, чтобы его совершение его ничем не стеснялось. Проф. Н. Красносельцев в своих „Очерках из истории христианского храма“ высказывает 1 предположение, что вышеуказанные причины устроения алтарных преград должны были иметь полную силу и в первые три века. Поэтому очень вероятно, что алтарные преграды устраивались даже в домашних и подземных церквах, где неудобство тесноты могло быть еще чувствительнее, чем в открытых церквах... Довольно значительные остатки таких решеток, вырезанных из мрамора по очень изящному рисунку, сохранились до настоящего времени. По указанию де-Росси, между ними есть одна очень древняя, с надписью от конца III века 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

поиск:   разделы   рассылка Три ранее утраченных храма будут восстановлены к 2015 году в Москве Правительство Москвы " отдает долги " Русской православной церкви, тратя десятки миллионов рублей на воссоздание хотя бы некоторых церквей из тех, что сотнями тысяч уничтожались государством при советской власти. Три ранее разрушенных храма будут восстановлены к 2015 году в Москве, сообщил депутат Госдумы РФ, советник мэра Москвы, советник по вопросам строительства патриарха Московского и всея Руси Владимир РЕСИН во вторник на пресс-конференции , прошедшей в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре в Москве. " Будут восстановлены три храма – Иоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре, храм Преображения Господня на Преображенской площади и храма святого князя Владимира в здании Московского епархиального дома... Современная Москва восстанавливает историческую справедливость " , – сказал Ресин. ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре начали восстанавливать в рамках празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года с Наполеоном. Решение о строительстве было принято 6 мая 2012 года. Предположительное начало работ – сентябрь 2014 года, рассказал Ресин. Возведение храма планируют завершить к сентябрю 2015 года. Это была кирпичная шатровая церковь, летописи относят ее основание к 1525 году – времени строительства Новодевичьего монастыря. В сентябре 1812 года монастырь ненадолго заняли французы, которые, покидая обитель, не смогли уничтожить ее всю, но храм Усекновения главы Иоанна Предтечи взорвали. О внешнем облике церкви можно судить по гравюрам и рисункам XIX века, подробные чертежи здания отсутствуют. Известно, что храм в высоту достигал 30 метров. Из-за того, что сейчас монастырь, в котором стояла церковь, находится под охраной ЮНЕСКО, новый храм по высоте не должен превышать 18 метров, чтобы не нарушать сложившуюся градостроительную ситуацию и не превышать башни Новодевичьего монастыря. Новый шатровый храм будет рассчитан на 150 человек.

http://religare.ru/2_104692.html

Е. Л. Конявская. К истории святыни Новодевичьего монастыря – Смоленской иконы Божией Матери   Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя «Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь» .  Главный храм обители– в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»– был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжем дворе «на десни стран от святыхъ двереи царскых» . Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и) с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и) с(ко)пъ Смоленьск» . Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет – упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг – победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском соборе . Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета. О том, что икона в какой-то момент оказалась в Москве в Благовещенском соборе Кремля, информация имеется в рассказе о ее возвращении по просьбе смольнян в Смоленск в 1456 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

Закрыть itemscope itemtype="" > Константин Малофеев: «Мы фиксировали чудеса исцеления и покажем их после выезда Даров из Святой Руси» Дарам волхвов в Санкт-Петербурге поклонилось более 165 тысяч паломников 18.01.2014 1295 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Рождества Христова в пределы Русской Православной Церкви впервые была принесена священная реликвия Афона — Дары волхвов . Встреча святыни состоялась в столичном аэропорту Внуково 6 января 2014 года. В Москве святыня пребывала с 7 по 13 января в Храме Христа Спасителя. 14 января святыня была доставлена в Санкт-Петербург, где находилась в Казанском храме Новодевичьего монастыря до 17 января. Последний молебен перед священной реликвией Афона в Казанском храме совершил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Царскосельский Маркелл, сообщает Патриархия.ru. В аэропорту Пулково святыню провожали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернаторы Игорь Дивинский, Василий Кичеджи, представители Санкт-Петербургской митрополии, организатор принесения святыни в пределы Русской Православной Церкви, председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев. Как сообщил руководитель оргкомитета по принесению Даров в Петербург вице-губернатор Василий Кичеджи, с 14 по 17 января паломничество к святыне совершили более 165 тысяч человек, и отрадно, что почти четверть из них — молодые люди в возрасте до 30 лет. Он поблагодарил организаторов, Санкт-Петербургскую митрополию и настоятельницу Новодевичьего монастыря игумению Софию (Силину) за организацию паломничества. Руководитель Фонда Василия Великого Константин Малофеев выразил благодарность городу и петербуржцам «за прекрасную организацию пребывания Даров волхвов в Санкт-Петербурге», пишет сайт администрации Петербурга . «Мы фиксировали чудеса исцеления и покажем их после выезда Даров из Святой Руси», - заявил Константин Малофеев, провожая святыню. Он отметил, что Дары побывали в Петербурге в самый праздничный период - святки. «Я сам общался с людьми в очередях и на выходе из Храма - это удивительно добрые и великодушные люди», - цитирует слова Малофеева « Петербургский дневник ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/18/ko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010