В этом письме прозвучало имя отца Владислава-афонского схимонаха Владислава (Попова), на протяжении более чем 30 лет возглавлявшего издательское дело монастыря в Москве. Отец Владислав составил и отредактировал огромное количество книг, общался со всеми авторами, редакторами, издателями и финансистами. По тысячам написанных им писем можно восстановить историю издательского дела Русского Пантелеймонова монастыря. Кроме того, в письме упоминается Степан Иванович Пономарев (1828–1913) – известный русский писатель-библиограф, автор трудов по библиографии русской церковно-исторической литературы. Степан Иванович составил списки сочинений святителя Филарета (Дроздова) , архиепископа Филарета (Гумилевского) , митрополита Евгения (Болховитинова) , предметный указатель к «Четьим-Минеям» святителя Димитрия Ростовского . В 1873–1874 гг. Пономарев посетил Афон и Святую Землю, составил каталоги библиотеки Русского Пантелеймонова монастыря. За его заслуги современники прозвали Степана Ивановича «певцом Святой Земли». После смерти в 1894 г. святителя Феофана Пантелеймонов монастырь осуществлял издание его переписки. Это нашло отражение в письме архимандрита Андрея к преосвященному Никону (Рождественскому) от 12 декабря 1898 г.: «… О. Владислав, вероятно, имеет иногда с Вами свидание. Полагаю, что под его наблюдением будет и справно продолжаться печатание писем Святителя Феофана. Первый и второй выпуски, кажется, напечатаны как следует, и с указателем содержания. За выездом из Москвы о. протоиерея Хитрова имеет ли о. Владислав подобного руководителя – не знаем. Надеюсь, что в случае нужды Вы не оставите его Вашими советами и указаниями, о чем усерднейше прошу Вас. Игумен Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря архимандрит Андрей со всею о Христе братиею. Св. г. Афон, 12 декабря 1898 г.» 442 . Упомянутые в письме отец Владислав и отец протоиерей Хитров-это уже упоминавшийся афонский схимонах Владислав (Попов) и Михаил Иванович Хитров, духовный писатель, священник Екатерининской церкви при Московском воспитательном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Typicon. T. 1. P. 312). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, О. В. упоминается 12 июня, но состав богослужебного последования не описан; однако, согласно рукописным слав. Минеям студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 167, XII в.,- служба О. состояла из канона, 4 стихир и седальна ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 67). Такой же набор гимнографии указан в день памяти О. В. и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава; О. В. назначается служба с пением на утрене «Бог Господь» и указывается отпустительный тропарь 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ), также упоминается кондак ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 460). Такие же указания содержатся в Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава ( Arranz. Typicon. P. 158). В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 218; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- см.: Миркович. Типикон. Л. 109б) память О. В. отмечается 12 июня; назначается служба с пением на утрене «Бог Господь» и с тропарем. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 12 июня указан только отпустительный тропарь О. В. Τς ρμου πολτης (    ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 12 июня отмечено знаком  (см. в ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба О. В. поется вместе со службой прп. Петру Афонскому и с рядовым последованием Октоиха. О. В. указан отпустительный тропарь 1-го гласа           кондак 3-го гласа      с икосом; канон, стихиры, седален и светилен. В пореформенном издании московского Типикона 1682 г. оригинальные отпустительные тропари О. В. и прп. Петру Афонскому были заменены общим - 4-го гласа       Последование О. В., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает отпустительные тропари: 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ) (Μηναον. Ιονιος. Σ. 80), 1-го гласа           4-го гласа      (Минея (МП).

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Осенью 1941 г. в момент крупных неудач Красной армии религиозным лидерам было предписано оставить столицу. 7 октября 1941 г. Московский городской Совет распорядился эвакуировать руководство Русской Церкви в Оренбург (тогда Чкалов), однако Патриархии удалось добиться разрешения переехать в Симбирск (Ульяновск). Вместе с митрополитом Сергием Москву покинула группа священнослужителей, в том числе митрополит Николай (Ярушевич) , 15 июля, получивший титул митрополита Киевского, а также архиепископы Сергий (Гришин), Иоанн (Соколов) , управляющий делами Патриархии протопресвитер Николай Колчицкий и др. Духовенство сопровождал обслуживающий персонал и личный врач митрополита Сергия. Выехало из Москвы и обновленческое руководство. По прибытии в Симбирск духовенство первое время проживало в вагоне, не имея возможности найти квартиру. Еще хуже была ситуация с городскими храмами – родина Ульянова-Ленина рассматривалась коммунистами как образцовый советский город, в котором религии не место. Часть храмов к тому времени успели сровнять с землей, оставшиеся были поруганы и для богослужения совершенно не годились. Через некоторое время обновленцы наш ли себе закрытый деревянный храм в честь иконы «Неопалимая Купина». Московской Патриархии горсовет передал здание бывшего католического костела. Помещение было переоборудовано под православный храм, который был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. На два года этот храм стал средоточием церковной жизни Московского Патриархата и патриаршим собором. Келейник митрополита Сергия архимандрит (впоследствии митрополит) Иоанн (Разумов) вспоминал, как проходил день патриаршего местоблюстителя в эти годы. Митрополит Сергий вставал в 5 часов утра, вычитывал положенное иноческое правило, молился за богослужением. В 9 часов утра архипастырь завтракал, затем до обеда принимал посетителей. В 15 часов следовал обед и короткий отдых, затем митрополит изучал почту, лично отвечая на каждое письмо, и приступал к чтению газет. Затем следовало вечернее правило. Об ужине митрополит часто забывал. Ночью он вставал в 3 часа и вычитывал 12 избранных псалмов с поклонами. Если иерарх не служил сам, то каждый день вычитывал и утреннее, и вечернее богослужение по Октоиху и Минеям. Митрополит Сергий установил для себя и еще одно правило – каждый день читать Библию на еврейском, греческом и церковнославянском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Тихон и Евгения Матвеевна Грика. Фото: Православие.Ru      У неё была трогательная, материнская нежность к Сретенской обители и ее братии. Полное нестяжание. Хотя по-старушечьи она прятала в доме какие-то сухари, ветошь, но это, как мы знаем, бывает у пожилых женщин, особенно переживших войну. То же было и у моей мамы: она не могла ничего выбрасывать, особенно еду. Просто потому, что такую жизнь они прожили. Господь не посрамил веру и упование Евгении Матвеевны. Когда наши сотрудники перед смертью отвезли ее в больницу в тяжелейшем состоянии, она уже никого не узнавала и ничего не понимала. Но за день до смерти пришла в себя. Наш отец Зосима причастил ее. На следующее утро мы узнали, что Евгения Матвеевна отошла ко Господу. Удивительные подвижники живут в Москве. Я как-то рассказывал, но повторюсь, как в середине восьмидесятых мне довелось идти с отцом Иоанном (Крестьянкиным) по Псково-Печерскому монастырю. И вот пред батюшкой предстал какой-то «юноша бледный со взором горящим». И в праведном возмущении возгласил: «Батюшка! Благословите мне уехать из Москвы! Отвратительный город, ужасный, там одно нечестие, кошмар…», и ещё какие-то безумные глаголы. Но отец Иоанн наложил ему руку на уста и сказал: «Что ты, что ты! Если б ты знал, сколько великих подвижников живёт в Москве!» А уж отец Иоанн-то знал, что говорил. Сколько в нашем городе живёт великих христиан, исполнителей евангельских заповедей! И не в монастырях, а где-нибудь на восьмом или четвёртом этаже блочного дома в Беляево, Чертаново или Бибирево... Кто-то из них молится так, как молится редко кто на земле. Кто-то смиряется перед ближними, как смирялись лишь древние подвижники. Кто-то по Октоихам, Минеям и Типиконам ночью после работы усердно исполняет весь суточный круг, нисколько не надмеваясь ни перед кем. Кто-то тайно благотворит. А кто-то просто искренним, чистым сердцем исполняет заповеди Священного Писания, даже не очень хорошо его зная, но чувствуя сердцем волю Божию. Именно такой и была ктитор нашей святой обители нищая старушка Евгения Матвеевна Грика, которую мы сегодня провожаем в путь всея земли.

http://pravoslavie.ru/68384.html

С.3. Трубачевым созданы многочисленные церковно-певческие произведения, сделаны гармонизации монастырских и древнерусских распевов, которые органически вошли в ткань богослужения. Творчество Сергея Зосимовича наряду с произведениями признанных мастеров церковной музыки заняло заслуженное место в репертуаре хоров Троице-Сергиевой Лавры, руководителем которых и ныне является профессор Московской духовной академии, насельник Лавры архимандрит Матфей (Мормыль), хоров Московской духовной академии и ее Регентской школы, Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря, Свято-Данилова и Новоспасского монастырей Москвы, московских храмов, а также хоров в различных епархиальных центрах – Харькове, Иванове и других. Особо следует сказать о творческом содружестве Сергея Зосимовича и архимандрита Матфея. Отец Матфей был первым слушателем, строгим рецензентом и исполнителем большинства произведений С.3. Трубачева. В то же время Сергей Зосимович, прослушав хоровое исполнение произведения и будучи сам опытным педагогом и дирижером, давал советы регенту и хору в отношении исполнительской культуры. В их взаимообщении проявлялись черты соборного церковного творчества, оно приносило обильные плоды. Не только обогатился и стал особенно выразителен репертуар хора Троице-Сергиевой Лавры, но под влиянием репертуара несколько изменились и обрели завершенность некоторые чинопоследования (Пассия, Погребение Пресвятой Богородицы, Царские часы, Утреня Великой Пятницы). При участии С.3. Трубачева Издательский отдел Московского патриархата подготовил и издал в качестве приложений к богослужебным книгам соответствующий нотный материал: Триодь Цветную и Постную, Чиновник архиерейского служения, Октоих, Ирмологий (материал, собранный по Минеям, издан не был). С.3. Трубачев участвовал и в новом для середины 1980-х годов деле издания нотного материала в «Журнале Московской патриархии», публикуя в числе прочих и свои произведения. Кроме того, в том же журнале был опубликован ряд статей С.3. Трубачева по вопросам церковной музыки и колокольного звона.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Во-вторых, та же работа над месяцесловом показывает, что свят. Димитрий был и патриотом, глубоко чувствующим родство и единство разных русских народностей. Как мы видели, он соединил в своем месяцеслове всех русских святых – и южных, и северных. До него в Москве не знали и не почитали почти всех чудотворцев Печерских, а на Украине мало известны были святые великороссийские. Во время свят. Димитрия произошло, как мы знаем, административное и церковное объединение этих доселе разделенных и обособленных областей Русского государства. Но на первых порах объединение носило чисто внешний характер и совершалось не без недоверия с обеих сторон. Чтобы уничтожить это недоверие, нужно было слить обе разрозненные области и духовно; нужно было и украинцам, и великороссам показать, что они – родные братья, члены одного, в древности неделимого русского племени. Это, нам думается, и было отчасти сделано свят. Димитрием. Соединяя в своем великом труде святых великороссийских и южнорусских и, особенно в последнее время, с одинаковою ревностью собирая их жизнеописания, он как бы сливал небесных покровителей Московского и Киевского края в единое духовное небо, в одну святую семью, – и тем учил великороссов и украинцев чуждаться разделения и смотреть друг на друга, как на братьев, как на людей, имеющих одних и тех же небесных покровителей. Такая работа имела громадное значение для своего времени, и тот, кому дорого единство православной церкви и русского народа, не может не благоговеть перед священною памятью великого Ростовского Святителя. Какое же мнение должны мы в заключение высказать о всей работе свят. Димитрия над месяцесловом, – была ли она шагом вперед, или составленный им месяцеслов являлся только новым видоизменением тех святцев и месяцесловов, которых немало существовало в то время? Раньше мы говорили, что у Святителя было, по-видимому, намерение составить полный, строго проверенный месяцеслов. Он собирал для этого многочисленные источники и старательно изучал их. Но, с одной стороны, противоречия между источниками, с другой – трудность проверить их не дали Святителю возможности осуществить свое намерение, и он ограничился только проверкой месяцеслова Пролога, положив его в основание своей работы. В этот месяцеслов он внес много ценных исправлений, которыми воспользовались последующие составители месяцесловов, и дополнил его многими новыми памятями, хотя эти дополнения вызваны были в большинстве случаев сторонними причинами, а не желанием дать полный месяцеслов святых. Насколько высоко ценилась эта работа свят. Димитрия, видно из того, что в последующее время все составители месяцесловов, по словам архиеп. Сергия 128 , «следовали уже всегда его минеям». Нельзя сказать, чтобы эта проверка Пролога всегда была безошибочна. В своем исследовании мы старались указать, по возможности, все ошибки, которые допустил свят. Димитрий. Но, несмотря на эти ошибки, в этой-то проверке Пролога мы и видим главную заслугу Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если мы, человеки, удаляемся от человеков, которых расположения противны нашим расположениям; если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство его; если самый отец удаляет от себя непокорного сына: то как не удалиться наконец от нас св. ангелам, когда мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным силам, когда мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, когда мы живем в нечистотах плоти? Как не удалиться ангелам Божиим, когда мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя? III. Чада Церкви! Чада Божии! Будем ходить, яко чада послушания. Не слышим ли, как матерь ежедневно просит нам у Господа и Отца нашего ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших? Изгоним из души нашей плотские желания и суетные помыслы, и тогда посетят ее бесплотные силы, и поведут нас с собою от силы в силу, доколе наконец и Сам явится Господь Бог в Сионе духа нашего (Пс. 83, 8), и сотворит в нем Себе обитель (Ин. 14, 23). Аминь. (Составлено по Четьи Минеям и проповедям Филарета, митрополита Московского, т. II, изд. 1874 г.). Тринадцатый день Поучение 1-е. Свв. мученики Ермил и Стратоник (Почему для хотящих жить благочестиво неизбежны гонения и скорби?) I. Cbb. мученики Ермил и Стратоник, память коих ныне празднуется Церковью, были славяне и друзья между собою. Ермил имел сан диакона. Жили они в начале IV века, при императоре, гонителе христиан, Ликинии. В это время всякий, кто указывал кого из христиан, угождал царю и получал от него награду. Так указано было царю на Ермила, и его привели на суд. «Правда ли, что ты христианин?» – спросил Ликиний мученика. «Не только что христианин, но я еще служу невидимому Богу в сане диакона», – ответил он. «Так будь диаконом и у наших богов!» – сказал царь. «Я сказал тебе, царь, что служу Богу невидимому, а не тем бездушным истуканам, которым ты кланяешься. Их нужно презирать, а не служить им», – отвечал святой. Царь разгневался и приказал бить его по щекам особыми медными орудиями и затем посадить в темницу, чтобы он одумался. В темнице явился ему ангел и сказал: «Не бойся, Ермил, ты победишь козни мучителя и за то получишь от Бога пресветлый венец». «Раскаялся ли ты» – спросил Ликиний Ермила, когда через три дня вывели его оттуда. «Я уже раз сказал тебе, царь, – отвечал мученик, – и ты не должен более спрашивать меня». Тогда царь приказал снова мучить его и спросил: «Неужели ты все еще будешь продолжать противиться мне?» – «Я удивляюсь, царь, как ты до сих пор продолжаешь пребывать во тьме неверия и не познаешь светлой христианской истины!» – отвечал св. Ермил. Тогда царь велел разорвать живот его железными когтями. Видя такие жестокие мучения своего друга, Стратоник заплакал. Царь, узнав, что он друг Ермила и христианин, велел мучить и его, а затем утопить их обоих в реке Истре (Дунае).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Можно обрести предчувствие Бога, если в каждом ощущении пытаться воссоединить реальность всего сущего и не удаляться от него, не проникнув сначала в его нездешнее звучание» Климент Александрийский. Строматы 5, 11. В мысли святых отцов я особенно люблю эту ее способность вызывать (или возрождать, или создавать) в уме восприятие всего сущего как целого, причем такого целого, которое живет не собой самим и не ради себя. Это противоположно секулярной мысли, особенно постмодернистской. Олег Кузьмин, директор управления развития молочного проекта «Вимм-Билль-Данн»: Да, я читаю труды святых отцов. Последний раз читал свт. Иоанна Златоуста — это было неделю назад. Он пишет очень понятно и современно. Силуан Афонский прекрасно пишет, митрополит Антоний Сурожский, свт.Димитрий Ростовский — много есть замечательных авторов. Порой, я читаю святых отцов по определенным темам, порой все подряд, это зависит от книги, от настроения и от того, какие у меня вопросы. Я не выписываю никаких цитат, но бывает что-то запоминаю и могу потом пересказать в разговоре. Моя жизнь меняется от этого чтения. Как она может не меняться, если хотя бы чуточку прислушаешься к тому, что говорит свт.Иоанн Златоуст? Анна Фадеева, прихожанка одного московского храма, 78 лет: Творения святых отцов я не читаю, но зимой читаю жития святых по календарю, то есть каждый день по минеям в зависимости от праздника. Если день святителя Николая Чудотворца — я читаю его житие, если празднуется день святого праведного Иоанна Кронштадского — читаю его житие. У меня есть все 12 томов, поэтому жития святых я хорошо знаю. Почему только зимой читаю? Летом я в деревне — на огороде, летом времени читать нет! Федор Василюк , психолог, декан факультета психологического консультирования и психотерапии МГППУ: Я читаю святых отцов, но увы реже чем хотелось бы. Последние, кого я читал — Иоанн Дамаскин и Силуан Афонский. Но не так, чтобы открыл и проштудировал. Скорее, я ищу ответ на конкретный вопрос, ищу подсказки, размышляю. Поводы бывают разные, иногда я читаю святых отцов так же, как Евангелие, с поиском ответов на жизненные ситуации.

http://pravmir.ru/kto-chitaet-svyatyx-ot...

III. Усердная молитва да будет, братия, нашей неотлучной спутницей, да укрепляет нас в истине и добродетели, да отгоняет от нас всякую греховную мысль и пожелание, да избавить от всякого всегубительного и мрачного прегрешения. (Составлено по Четьи Минеям и «Московским церковным ведомостям» Поучение 2-е. Преп. Андроник и Афанасия (Не ропщи на Бога при потере близких сердцу) I. B царствование Феодосия жил в Антиохии один золотых дел мастер, по имени Андроник. Жену его звали Афанасия. Память их совершается ныне. Оба супруга вели благочестивую жизнь, все свои доходы разделяли на три части. Одну часть раздавали бедным, другую употребляли на украшение церкви, а третью – на свое содержание. За кроткое и ласковое обхождение все граждане любили и почитали их. Они имели двоих малолетних детей: двенадцатилетнего сына Иоанна и десятилетнюю дочь Марию. Андроник и Афанасия радовались и славили Бога за дарованное счастье. Но вот в одно время Афанасия, возвратившись из церкви, застала детей своих больных и стонущих. Скоро возвратился и муж, но уже не застал детей в живых. Потеря детей сильно опечалила Афанасию, она не отходила от них и все плакала. Когда дети были погребены, она не хотела возвратиться в дом и осталась на кладбище; плакала и просила у Бога смерти. В полночь явился ей мученик Иулиан и сказал: «Зачем ты беспокоишь почивающих здесь своим плачем о детях своих? Лучше бы ты плакала о грехах своих. Дети твои наслаждаются небесными благами, они говорят праведному Судии: Ты лишил нас земных благ, не отнимай же у нас небесных». Услышав это, Афанасия перестала скорбеть и скоро поступила в монастырь. Андроник последовал ее примеру. II. Грешно, братия, предаваться неутешной скорби о потере близких нам людей. Мы на земле – странники; следовательно, нам не должно скорбеть, когда Господу угодно бывает позвать из среды нашей кого-либо в Свое вечное Царство. Странник всегда радуется, когда приближается конец его путешествия и он входит в дом отца; а двери в дом Отца нашего отворяются нам только нашей смертью. Но обратимся лучше к вселенскому учителю, свт. Иоанну Златоусту, и выслушаем, как он гремит против тех, кои чрезмерно сетуют о лишении присных сердцу. Вот какими доводами убеждает он безропотно переносить потерю близких сердцу нашему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

О. Свирелин известен мне с детства, как уроженец села Афанасьевского Шуйского уезда, невдалеке от моей родины, и как родной племянник Преосвященного Архиепископа Агафангела 387 . Когда я был Ректором Московской Академии, Свирелин, бывши уже священником в г. Переяславле, домогался получить от Академии какую-либо ученую степень и просил дать ему тему для написания сочинения. Ему дана была А. В. Горским следующая тема: «Догматическое учение православной церкви по Чети-Минеям Св. Димитрия Ростовского ». Когда представлено было написанное на эту тему о. Свирелиным сочинение, ему дана была степень действительного студента Академии. Материалами, собранными для этого сочинения, о. Свирелин, очевидно, воспользовался и при составлении изданной им в 1868 г. книги: «Православная Вера». 24-го января писала мне Настоятельница Виленского женского монастыря, Игумения Флавиана 388 : «В начале Декабря прошедшего года, возвращаясь из поездки в Москву, по делам Обители, я имела в виду истинное для себя утешение удостоиться личной духовной беседы и святительского благословения Вашего Преосвященства, когда мне предстояла возможность ехать на Витебск. Но обстоятельства вдруг росположились иначе, указывая мне необходимость быть в Петербурге, и я должна была лишить себя двоякого утешения и лично представиться Вашему Преосвященству и выразить Вам глубокое чувство благодарности за высокое для меня святительское благоволение и внимание Ваше, о котором сообщил мне достопочтеннейший Николай Павлович Мезенцов. При настоящем отправлении Николая Павловича в Богоспасаемые пределы Вашего Архипастырства, я, не имея счастия воспользоваться лично милостивым приемом Вашим, принимаю смелость выразить пред Вашим Преосвященством, по крайней мере, искренность моего задушевного желания и сожаления о нечаянном препятствии». Игумения Флавиана (в мире Екатерина Александровна Попова) уроженка Москвы, дочь Титулярного Советника. После домашнего воспитания, 16-ти лет она поступила в монастырь; в 1852 г., Августа 2-го дня, она получила пострижение в Московском Алексеевском монастыре, а в 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010