20. Алексеев В. Н . Троицкий книгописец Герман Тулупов. – Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии: Сборник научных трудов. – Новосибирск, 1981. 21. Красин Д . Четии Минеи священника Иоанна Милютина. – Московские университетские известия, 1870, 8. 22. Иосиф, иеромонах . Оглавление Четиих Миней священника Иоанна Милютина, – Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения, 1868. 23. Книга житий святых. – Киево-Печерская Лавра, 1689. 24. Макарий, игумен . Школа Всероссийского митрополита Макария. – БТ, 1986. 25. Ключевский В. О . Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871. 26. Кадлубовский А . Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. – Варшава, 1902. 27. Голубинский Е. Е . История Церкви, т. 2, – М., 1911. 28. Макарий, архиепископ Литовский и Виленский . История Русской Церкви в период разделения ее на две Митрополии, т. 7, кн. 2. 29. Спасский Ф. Г . Русское литургическое творчество Макарьевского периода. – Православная мысль, вып. 8. – Париж. 1951. 30. Спасский Ф. Г . Поэт XVI века, игумен Маркелл Безбородый. – Православная мысль, вып. 6. – Париж, 1948. 31. Спасский Ф. Г . Русское литературное творчество (по современным Минеям). – Париж, 1951. 32. Успенский Н. Д . Древнерусское певческое искусство, – М., 1971. 33. Калиганов И . О предполагаемом автографе Василия-Варлаама. – Старобългаристика, 1983, т. 7, 3. 34. Калиганов И . Житие Георгия Нового в русской литературе XVI века (Исторический фон, идеологическая направленность, литературное окружение). – Старобългарска литература, 1980, 6. 35. Рогов А. И . «Повесть об Исидоре Юрьевском» как исторический источник и памятник русской публицистики периода Ливонской войны. – Славяно-германские культурные связи и отношения. – М., 1969. 36. Спасский И . Св. Иоанн, епископ Суздальский. – ЖМП, 1947, 9. 37. Колобанов В. А . Владимиро-Суздальская литература XIV-XVI веков, вып. 1. – Владимир, 1975. 38. Лозинский Р ., протоиерей. Русская литургическая письменность. (Пути исторического развития и анализ богословского содержания). Т. 1: XI-XVI ст. – Кострома, 1967 (МДА, машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Чтения каждого дня в Макарьевской Минее содержали вначале тексты обычного Пролога и Стишного. Затем следовали житийные тексты из различных Миней-Четьих и, наконец, гомилетические произведения на данный день. В день памяти евангелистов, пророков наряду помещались их книги, взятые из Священного Писания , а также труды отцов Церкви в день их памяти. Те материалы, которые приурочить к определенному дню нельзя было, помещались в конце Миней 5 . Содержание Миней весьма разнообразно: это и Толковая Псалтирь, и грамоты русских митрополитов. Великие Макарьевские Четьи-Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся на заре славянской письменности, то есть восходящие к болгарским переводам. Из болгарских произведений можно также назвать творения Тырновского патриарха Евфимия. Самый древний русский памятник в Минеях – это Слово о Законе и Благодати митрополита Киевского Илариона (XI век), переписанный под 15 июля на память равноапостольного князя Владимира. Последующие произведения русских авторов – это творения епископа Туровского Кирилла, «Паломник» игумена Даниила, агиографические труды афонского иеромонаха Пахомия Серба. Наряду с этим мы найдем в Минеях такие памятники духовной литературы, которые современны Минеям и созданы по благословению святителя Макария. Это житие преподобною Пафнутия Боровского († 1477; имеется уже в Софийской Майской Минее), вышеупомянутый Синайский Патерик, исправленный иноком Досифеем, Толковая Псалтирь епископа Брунона Вюрцбургского, переведенная Димитрием Герасимовым, житие преподобного Михаила Клопского, составленное В. М. Тучковым, житие болгарского мученика Георгия (в Царском списке), жития русских святых, канонизованных в середине XVI века. Наряду с массой житий, авторство которых не указано в Минеях, много произведений, преимущественно гомилетического характера, подписанных именами их авторов. Список этих византийских, западных, южнославянских и русских авторов весьма внушителен и исчисляется десятками. Имена писцов сохранились в приписках только в Царских Минеях – их более пятидесяти. А число всех писцов, задействованных при создании трех комплектов Миней, должно быть еще более впечатляющим.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

15 Епифаний Премудрый, ученик преп. Сергия, жил в конце XIIV-ro века и в начале XV-ro ; был в Константинополе, на Афоне и в Иерусалиме; скончался в 1420 г. в сане иеромонаха и духовника Троице-Сергиевой лавры. 16 Пахомий был родом серб, инок Афонской горы, появился в Москве около 1440 г., двадцать лет провел в Троицкой лавре, где работал над составлением житий и списыванием книг; около 1470 г. архиепископ Новгородский Иона вызывал его к себе для составления житий новгородских святых. 17 Пахомий был родом серб, инок Афонской горы, появился в Москве около 1440 г., двадцать лет провел в Троицкой лавре, где работал над составлением житий и списыванием книг; около 1470 г. архиепископ Новгородский Иона вызывал его к себе для составления житий новгородских святых. 18 Т.е. 1529–1541 гг. Приводимые здесь слова Макария находятся в так называемом Летописце, приложенном к Минеям. Из того ж Летописца видно, что один из списков Миней внесен в Успенский собор в 1552 г. и вероятно около этого времени был окончен. Полагают, поэтому, что составление Миней продолжалось по крайней мере двадцать лет. 20 Из числа известных списков. Макарьевских Миней главнейшие следующие: 1)  Царский, поднесенный Макарием царю Иоанну Грозному и хранившийся вероятно первоначально в царских палатах, находится в Московской Синодальной Библиотеке; 2)  Успенский, данный Макарием в Успенский собор, находится там же; 3) Софийский, данный Макарием в Новгородский Софийский собор в 1541 г., находится в библиотеке Петербургской Духовной Академии. Из этих списков совершенно полный только один – именно Успенский. В Царском не достает марта и апреля, а в Софийском только семь месяцев (сентябрь–ноябрь, февраль, май–июль). Макарьевские Минеи издаются ныне Археографическою Комиссией при Министерстве Народного Просвещения. 21 Чудовские и Милютинские Минеи хранятся в Московской Синодальной Библиотеке, а Тулуповские – в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. 23 Иннокентий Гизель, родом из Пруссии, в молодости переселился в Киев, принял православие, был потом ректором Киевского училища, а с 1656 г. до свой смерти архимандритом Кеиво-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

108 См. его «Диарий» при исследовании проф. И. А. Шляпкина «Святитель Димитрий и его время». СПб., 1891, прил. 1-е, с. 5. 112 В 1678-м году, когда свят. Димитрий жил в Слуцке, его учитель, игумен Михайловского монастыря Мелетий Дзик прислал ему часть мощей св. Великомученицы, как самый дорогой и ценный подарок; в 1685 г., 10 августа, Святитель видит сон и, записывая его, называет св. Варвару своим «патроном», своею «благодетельницею»; в 1691 г., как бы исполняя виденное во сне, он торжественно переносит часть мощей св. Великомученицы в церковь Батуринского монастыря, где был тогда игуменом, и устанавливает пение ей акафиста по вторникам; в Киевском Михайловском монастыре, при гробнице св. Варвары долго хранилось составленное Святителем и им же переписанное житие Великомученицы; как знак его постоянной благоговейной любви к ней. 116 Издана в 1635 г., отрывки из нее у митроп. Макария в «Истории русской Церкви», т. XI, с. 490–492, и в его же «Истории Академии», с. 76. 125 Так думают авторы книги «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский», с. 4; И. А. Шляпкин, цит. соч., с. 6; свящ. М. С. Попов, считающий причиной прекращения занятий в школе нашествие Выговского, с. 12; и митроп. Макарий (Булгаков) , цит. соч., с. 47. 138 Об этом говорит и составитель жития свят. Димитрия, сообщающий, что он согласился писать Четии-Минеи «по долгом отрицании». См. сочинения Святителя, ч. I, с. 5. 140 «Диарий» при исследовании И. А. Шляпкина, прил. I, с. 8, и рукопись б. Московской Патриаршей библиотеки, 146, с. 143. 149 Письмо патриарха Иоакима к Варлааму Ясинскому. Архив юго-западной России, т. 5, ч. I, с. 281. 154 См. рукопись б. Московской Типографской библиотеки, 420, лл. 454 и далее. Здесь, напр., на л. 458 Святитель отмечает: «св. Марины, сестры св. Василия великого в Четье л. УДД " ; на л. 459 «преп. Дий, в Четье св. пророка Илии – в Четье л. УНА; «преп. Симеон юродивый и Иоанн, друг его, Четья л. и т. д. Необходимо добавить, что архимандрит Иосиф, который составил указатель к Макарьевским Четиим-Минеям, сделал в них свои отметки листов – цифрами, которые с Евфимиевым счетом, а, следовательно, и с указаниями свят. Димитрия, не сходятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но у нас нет никаких данных для того, чтобы предполагать пользование свят. Димитрием этим источником, в рукописях о нем нет нигде и упоминания. Поэтому мы думаем, что Святитель составил житие свв. Романа и Варула по славянской рукописной Четии-Минее, в которой были полные акты этих святых в редакции близкой к той, которая имеется у Момбриция. К написанным по рукописным Четиим приходится отнести также житие свв.мм. Трофима и Фалла (16 марта). В.В. Латышев, разбирая это житие в своей книге «Византийская Царская Минея» 274 , указывает шесть особенностей, которые имеются в рассказе свят. Димитрия сравнительно с известными сейчас в агиологической литературе житиями названных святых. Действительно, ни в Acta Sanctorum (март, II, 58), на которые есть ссылка в Святителевом Прологе, ни в великих Четиих-Минеях (16 марта, л. 388-й) этих особенностей нет. Не имея возможности указать еще какой-либо источник для жития, мы думаем, что все эти особенности заимствованы Святителем из рукописей, может быть, из тех же Межигорских или Печерских Четиих-Миней. Перейдем теперь к главному славянскому источнику Четиих-Миней свят. Димитрия – к великим Минеям Московского митроп. Макария. Уже одно только количество ссылок на этот источник в Четиих-Минеях показывает, какое сильное и глубокое влияние оказали Макарьевские Минеи на работу Святителя. Одних только определенных указаний на них насчитывается более ста. Правда, ссылки в Четиих-Минеях не всегда указывают действительные источники житий. На предыдущих страницах мы не раз уже говорили об этом и, определяя источник житий, указывали те случаи, когда Святитель отмечал великие Четии-Минеи в числе источников, но на деле ничего из них не заимствовал. Но там же приходилось нам встречаться с фактами и иного характера, когда Макарьевские Минеи влияли на работу Святителя, когда по ним видоизменялся и исправлялся материал, взятый из других источников, между тем как в ссылках они не упоминались. Приводить эти факты здесь мы не станем и укажем только те жития, для которых Макарьевские Минеи были главным, а иногда и единственным источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К тому же году относится и составление другого чернового сборника с мартирологием, алфавитом еретиков, сочинением о свободе церкви 1505 г., двумя посланиями попом, путником иерусалимским и пр. 1326 26 октября 1704 года в день ангела святителя ученики его школы устроили представление Димитриевской комедии, о которой мы уже упоминали выше. 11 января 1705 г. Димитрий писал Феологу: Пречестному господину отцу Феологу о Господе радоватися. Алексий Волков привез мне от честности твоей библию греческую посмотрети, а не купити, понеже уже продана и не вся: Новаго Завета несть и на конец листа три попорчены. Посмотрев возвратих воспять. Спасет Бог о лексиконе новоизданном, зело благодарствую и потрудившихся о нем блажу и похваляю. Да спасет их Господь. Дело великое и благопотребное сделали. Да укрепит Бог и впредь на таковые труды. Мню, и честность твоя в том трудился и тебе спасет Бог . Аз же грешний начах писать 27 день августа. Молю помолитеся о мне, да поспешит Господь вскоре совершити. Честности твоей спасения желающь архигрешник Димитрий. С Ростова януария 11 1705 году. 1327 9 февраля минеи были кончены. Кончил, пишет святитель Феологу, август и послал с Алексеем в печать четвертую книгу миней. Радуюсь, о сем известите Стефану Васильевичу. 1328 В другом месте святитель отметил окончание работ молитвой св. Симеона Богоприимца: ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко... 1329 Многолетний труд святителя был таким образом окончен. Нечего говорить о его громадной важности для русской церкви: достаточно вспомнить, что больших Четь Миней не имеет греческая церковь , и что Четь Минеи Димитрия доселе издаются, подвергаясь только некоторым сокращениям. 1330 Применять теперешние требования к Четь Минеям святителя, или сравнивать их с Acta Sanctorum Болландистов, нечего. Святитель включил в свои Минеи, кроме переведенных, иногда с сокращениями, житий Метафраста, из Великих Миней Макария, митрополита Московского, – Сурия, Болландистов и русския жития. И не в научности главное значение миней Димитрия. Они дороги как своего рода живая проповедь веры и любимое чтение русского народа, нравственно его воспитывающее. Оттуда же, из исторических слов, читатель почерпает объяснения различных предметов веры и догматической, и церковно-исторической и обрядовой её стороны. 1331

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

95 остюхина Л. М. Книжное письмо в России в. М., 1974, с. 28, 30; Она же: Писцовая школа Московского Чудова монастыря в конце XVI в. – В кн. Новое о прошлом нашей страны М., 1967, с. 136, 139. Она же отмечает связь Миней и первопечатного Апостола: «Почерки же XVI в., подобные письму Макарьевских Миней, послужили образцами для шрифта московских печатных изданий И. Федорова» (там же, с. 14). Об этих Минеях см также: Костюхина Л. М. Из истории рукописного дела России в. – В кн.: Археографический ежегодник за 1964 год М., 1965, c. 59. 96 Алексеев В. Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов, – В кн. Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1981, с.127. 99 Красин Д. Четии-Минеи священника Иоанна Милютина. – Московские университетские известия, 1870, 8, с. 775, 777. 101 См. например, л. 157, 237, 246 об., 313, 347, 401 об и т. д. См. также: Абрамович. джерела Дмитра Ростовського – Науковий сборник за pik 1929 Записки Наук, 1929, т. 32, с. 32, прим. 2. 103 Державин А., прот Четии-Минеи Святителя Димитрия, митрополита Ростовского как церковно-исторический и литературный памятник – Богословские труды. М., 1976, сб 16, с. 103 104 Предполагают, что в противовес этим Минеям братьями Денисовыми были созданы свои Минеи для старообрядцев (Барсов Е. В. Четии-Минеи братьев Денисовых – В кн.: Сборник статей в честь Матвея Кузьмича Любавского. Пгр., 1917, с. 678. Переиздание книги см: Slavica Reprint, 57, Düsseldorf, 1970). 105 Флоровский А. Чудовский инок Евфимий. Один из последних поборников «греческого учения» в Москве в конце XVII века – Slavia, 1949–1950, Ron 19, sesit 1–2, s. 120. 106 облени И. Н. Андрей Иванович Богданов 1692–1766. Из прошлого русской исторической науки и книговедения. М., 1958, с. 146–147. 107 См. Максимович Л. М. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. Ч. 1. М., 1792, с. 83–90. 108 Ундольский В. Оглавление Четьих-Миней Всероссийского митрополита Макария, хранящихся в московском Успенском соборе, составленное справщиком, монахом Евфимием – ЧОИДР, 1847, кн. 4, отд. 4, с. III–VIII, 1–78. Т. Н. Протасьева говорит, что это оглавление осталось неизданным (Описание рукописей Синодального собрания, ч. 1, с. 208), но это неверно (Дробленкова Н. Ф. Великие Минеи Четьи – ТОДРЛ, Л., 1985, т. 39, с. 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Христовою любовию уязвився, преподобне, и тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся Сергие богомудре. 6010 Составлено на основании жития прп. Сергия, написанного учеником преподобного Епифанием в XV веке, и других пособий. 6012 На месте древнего Радонежа находится ныне село Городище или Городок; оно расположено между Москвой и Троице-Сергиевой Лаврой, в 12 верстах от последней. 6020 Память святого Стефана, просветителя Перми, празднуется 27 апреля; его мощи почивают в Московском соборе Спаса на Бору. 6021 В память сего и доселе сохраняется в Троице-Сергиевой лавре такой обычай: перед последним блюдом, по звуку колокольчика, все монашествующие встают, очередной иеромонах произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас», – после чего все опять садятся оканчивать трапезу. 6022 Князь Владимир Андреевич Серпуховский, в пределах которого находилась Троицкая лавра, сподвижник Димитрия Иоанновича Донского в Куликовской битве. 6023 16 августа празднуется перенесение из Ефеса в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, бывшее в 944 г. 6026 Сначала Коломенский Голутвин монастырь, основанный около 1385 года, находился в 4 верстах от города Коломны при впадении реки Москвы в Оку; но в XVIII веке сей монастырь перенесли в самый город, почему он и стал называться «Новоголутвиным». 6027 Высоцкий монастырь, прозванный так потому, что расположен на высоком берегу реки Нары, был основан в 1374 году. 6031 Тогда была установлена Димитриевская суббота (в октябре) – день для поминовения павших в сей битве воинов и вообще всех усопших. 6032 Дубенский монастырь, построенный в 40 верстах от Лавры на реке Дубенке, впадающей в Дубну, ныне не существует. 6036 Описание посмертных чудес преподобного Сергия составлено по Четьим-Минеям митрополита Всероссийского Макария, по житиям Сергия, составленным митрополитами Платоном и Филаретом, на основании сказания о посмертных чудесах Симона Азарьина; описание чудес при осаде Лавры поляками взято из «Сказания об осаде Троицкого монастыря» – келаря Аврамия Палицына; приняты во внимание также старопечатные жития преподобного Сергия и другие исторические источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

XVII в. ММ временно высылали в Киев свт. Димитрию ( Савичу (Туптало) ; впосл. митрополит Ростовский) для работы над составлением «Книги житий святых». В Синодальную б-ку из Типографской они были переданы в 1787 г. По предположению Кучкина и А. С. Дёмина, ММ использовались при составлении новых изданий печатного Пролога в 50-60-х гг. XVII в. ( Кучкин. Первые издания русских Прологов… С. 144; Демин А. С. Современные тенденции в источниковедении древнерусской литературы и задачи изучения печатного Пролога//Лит. сборник XVII в.: «Пролог». М., 1978. С. 24). Вполне вероятно, что для этой цели они и были составлены. Во всяком случае, время работы свящ. И. Милютина с сыновьями по составлению Миней укладывается в промежуток между 2-м и 3-м изданиями Пролога (1642-1643 и 1659-1660). Именно в 3-м и 4-м (1661-1662) изданиях Пролога появилось наибольшее количество Житий русских святых, имеющих соответствия в ММ. Можно предположить, что после выхода в свет 2-го издания Пролога на Печатном дворе занялись подготовкой материалов для следующих изданий, в которые планировали включить комплекс Житий русских святых. Сбор материалов был поручен свящ. И. Милютину, в результате чего и появились ММ. Т. о., ММ можно рассматривать как составляющую большого проекта Московского Печатного двора сер. XVII в. по изданию Пролога. Лит.: Иосиф (Левицкий), архим. Оглавление Четиих-Миней свящ. Иоанна Милютина. М., 1867; Красин Д. Четьи Минеи свящ. Иоанна Милютина//Моск. университетские изв. 1870. 8. С. 762-777; 1871. 1. С. 1-23; Арсений, иером. Христорождественская церковь в Сергиевом Посаде (Моск. губ.)//ЧОИДР. 1891. Кн. 3. Отд. 4. С. 30-32; Шульгина Э. В. Скорописное письмо XVII в. по Милютинским Минеям-Четьим//Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 10-32; Сиренов А. В. Милютинские минеи и черновик Степенной книги//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2009. Вып. 3. С. 3-8. А. В. Сиренов Тулуповские Минеи Великие Минеи-Четьи свт. Макария. Софийский комплект. Минея за сентябрь.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Димитрия не надо забывать, что Макарьевские Минеи не всегда находились у Святителя. До 1691 года он подолгу работал без них и, может быть, в это время, не находя нужного материала в других источниках, обращался к местным рукописным сборникам. Некоторые, правда очень незначительные, данные в пользу этого можно указать и в Четиих-Минеях. Делая здесь ссылки на Минеи как источник житий, Святитель выражается неодинаково: в одних местах он определенно говорит, что взял житие «от Четьи блаж. Макария митрополита Московского», или – «от великия Минеи-Четьи», в других пишет кратко: «от Четьи», или – «от Минеи Четьи». Часть кратких ссылок относится к житиям тех святых, которые в месяцесловах имеют ссылки на рукописные Четьи. Вот эти жития: 23-го ноября – св. Григория Акрагантийского – в Четьи-Минее: «списанное Леонтием пресвитером монастыря св. Саввы, иже в Риме, и Симеоном Метафрастом тоже и Чет’я, мы же сокращенно собрахом», в месяцеслове: «Том 6, л. 562 (по Сурию, где житие С. Метафраста) и у Четей Межигорских л. 211-й»; 1-го декабря – св. Филатера милостивого – «от Минеи-Четьи», в месяцеслове: «от Четьи Межигорской»; 4-го декабря – св. великомученицы Варвары – «от Метафраста и Дамаскина и Четьи собранное», в месяцеслове: «Том VI, л. 774 и 779 (по Сурию, где два жития – Метафрастово и Петра Галезия по Дамаскину) и в libro Межигорской»; 26-го января – свв. Ксенофонта и Марии – «от Метафраста и Четьи», в месяцеслове: «non inveni, у Межигорской Четье есть и у нашей есть». Невольно является вопрос: не хотел ли Святитель краткою формулировкой ссылки в Четиих-Минеях показать, что эти жития он написал не по Макарьевским великим Четиим-Минеям, а по тем рукописным сборникам, которые отмечены в месяцеслове? Анализ житий обнаруживает факты, дающие основание для утвердительного ответа на этот вопрос. Если мы станем сравнивать написанное Святителем житие св. Григория Акрагантийского с Леонтиевым житием этого святого, находящимся в ВЧМ (ноябрь, л. 1087 об.) и с Метафрастовой переделкой его, приведенной у Сурия, то найдем небольшие, но существенные разности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010