48 Богоявленский 1-го класса необщежительный мужской монастырь – основан в 1296 г. Московским Князем Даниилом Александровичем. Одним из первых игуменов монастыря был Стефан, брат прп. Сергия Радонежского. В монастыре принял постриг свт. Алексий, митрополит Московский. На кладбище обители были погребены Князья Голицыны, Долгорукие, графы Шереметевы. Богоявленский собор был закрыт в июле 1929 г. Большая часть строений монастыря при советской власти была уничтожена. В последние годы собор возвращен верующим. 49 Покровский миссионерский заштатный необщежительный мужской монастырь – основан в 1635 г. по воле Царя Михаила Феодоровича «на Убогих домех». Сюда на 7-й неделе по Пасхе совершался крестный ход, служилась соборная панихида над умершими внезапною и насильственною смертию. Храмы: Собор во имя Воскресения Словущего (1792) и церковь Покрова Божией Матери (1814). В годы пребывания на Московской кафедре (1868–1879) святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова) монастырь превращен в миссионерский. В 1916 г. в обители был открыт лазарет для больных и раненых нижних чинов на 300 человек. В 1926 г. монастырь был закрыт. Возобновлен как женский монастырь в наше время. 50 Ежемесячный журнал «Душеполезное чтение» выходил в Москве с 1860 года. Основан он был священниками А. И. Ключаревым (впоследствии архиепископ Харьковский и Ахтырский, 1820 †1901), Василием Нечаевым и Василием Лебедевым. В 1866 г. о. Василий Нечаев принял монашество (впоследствии епископ Костромской и Галичский Виссарион, 1822 †1905) и передал журнал профессору Московской Духовной академии протоиерею Димитрию Касицыну (†1901), после смерти которого издание вела жена покойного. Перед переходом в Чудов монастырь редактором-издателем журнала значился генерал-майор Н. Н. Касаткин. – Сост. 52 И[ван] А[йвазов]. Некролог. Преосвященный Василий, епископ Можайский//Душеполезное чтение. 1915. 6. Ноябрь-декабрь. С. 11–112. 53 Печатается по: Детский привет Архипастырю//Душеполезное чтение. 1917. 1. Январь-февраль. С. 82–83. В примеч. к стихам говорится: «Дети, посещающие Чудовский (в Москве) храм, прислали Преосвященному Арсению, епископу Серпуховскому, наместнику Чудова мон., это стихотворное приветствие, полное детской простоты и задушевности».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Игумен Петр (Котляревский) – настоятель Сретенского монастыря в 1738–1742 годы Игумен Петр (в миру Прокопий Котляревский), «Полтавского уезда городка Великих Будыш козацкий сын», родился в 1687 году. В монашество Прокопий пострижен в Рыхловском монастыре Черниговской епархии в 1710 году при игумене Дионисии (Добромильском) и нес там писарское послушание. Через два года он был посвящен в Чернигове митрополитом Сербским Нектарием в иеромонаха. Затем пришел в Москву в Богоявленский монастырь, но через два года вернулся обратно в Рыхловский монастырь, где прожил около двух месяцев. Из малороссийских монастырей набирали в то время монахов в Петербург в Александро-Невский монастырь. Иеромонах Петр (Котляревский), избегая этого, ушел в Иерусалим, но добраться до Святой Земли не смог из-за войны с Турцией. Много путешествовал по венгерским, итальянским, испанским, польским землям и вернулся в московский Богоявленский монастырь, откуда в 1718 году был направлен в Александро-Невский монастырь . 12 января 1722 года иеромонах Петр (Котляревский) вместе с иеромонахом Герасимом пытались бежать в белороссийские монастыри. На наемных подводах из Московской ямской слободы они проследовали через Псков, направляясь к Невелю, за рубеж. В погоню за ними был послан подьячий Макар Назаров, который поймал их во Вдов-городе и 19 января вернул беглецов в Невский монастырь. По приказанию архиепископа Феодосия они были закованы в глухие кандалы и определены к «пилованью» дров. Назначен был каждому урок – по полсажени на день, как и всем обычным рабочим. Кормить их определено было после братии, от избытков братских, и содержать под крепким караулом в казенной келье . Перед Пасхой 1722 года, 15 марта, не получая освобождения, иеромонах Петр (Котляревский) писал архиепископу Феодосию: «Приближающуся торжеству всемирному о избавлении рода человеческого, аз окаянный, что сотворю, окован сущий нищетою и железом? Да сподоблюся, по крайнейшему благоутробию Вашему, свободен бытии от уз и работы». Освобождение было дано 18 апреля, со взятием письменного обязательства впредь подобного не совершать .

http://pravoslavie.ru/32670.html

Историков это торжество навело на мысль, что уже в ту пору Никольский монастырь был связан с православными греками, и вероятно, являлся их московским пристанищем. Кроме окружения  московского митрополита, в Москву «по единоверию»  приезжали греческие монахи за сбором пожертвований на свои обители. Также греческое духовенство искало защиты у  Москвы: митрополиты Трапезунда и Адрианополя  приезжали просить о помощи, когда на их города наступала турецкая армия. Возможно, что все они традиционно останавливались по прибытии в Никольском монастыре. Однако этот монастырь тогда был и местом заключения для провинившихся русских священников: так, в нем более трех лет находился под арестом новгородский архиепископ Иван. Самым загадочным для истории оказалось месторасположение Николы Старого. Еще в  XIX  веке ученые обнаружили следы этого древнего монастыря не на левой стороне Никольской улице, где он стоял до революции, а на ее противоположной стороне,      подле Богоявленского монастыря. Судя по датировке найденных  монастырских сооружений XV – XVI в.в, он был основан  в том месте и простоял до времени Ивана Грозного. Там и состоялась торжественная встреча митрополита Киприана, а один дореволюционный историк даже считал, что в стенах Николы Старого игумен Давид постриг в монахини несчастную Соломонию Сабурову, бездетную супругу великого князя Василия III, хотя принято считать, что это произошло в Рождественском монастыре. Главное же, что археологическая находка дала историкам основание выдвинуть версию: древнему  «Николе Старому» принадлежали земли на противоположной, левой стороне Никольской улицы, и эти земли в середине XVI века Иван Грозный пожаловал греческим монахам для устроения подворья при Никольском монастыре. Они выстроили здесь новые храмы, и монастырь со временем «перешел» на противоположную сторону Никольской улицы, где и остался до революции, а его прежнюю территорию рядом с Ветошным переулком передали Казанскому подворью. Итак, в марте 1556 года (или в 1571 году) Иван Грозный определил Никольский монастырь афонским монахам.  Тогда  в Москву приехал для сбора пожертвований архимандрит Афонского Введенского Хиландарского монастыря Прохор. И царь из особенного к нему  благоволения не только позволил и впредь приезжать, но пожаловал   Афонской обители в подворье земли на Никольской против Богоявленского монастыря, для приезда и временного проживания афонских монахов. Они  вскоре возвели на пожалованных землях церковь св. Николая Чудотворца, которую стали называть «Никола Большая Глава» – по  большой, «византийской»  главе собора или по местной иконе. При царе Федоре Иоанновиче по благословению Вселенских Патриархов эта церковь и была обращена в Никольский монастырь. А в 1603 году Борис Годунов пожаловал монастырю в вечный помин богатый соседний двор с хоромами.

http://pravoslavie.ru/244.html

Костромская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Иаково-Железноборовский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : ок. 1390 Статус : действ. Адрес : Костромская обл., Буйский р-н, с. Борок, Иаково-Железноборовский монастырь Монастырь находится близ с. Борок. Основан ок. 1390 преп. Иаковом Железноборовским, учеником Сергия Радонежского, выходцем из семьи бояр Аносовых. В 1686-1701 был приписан к московскому Донскому монастырю, в 1701-1744 в синодальном управлении. Кирпичные храмы выстроены в XVIII в., ограда в 1811. Закрыт после 1927, в постройках размещены школа и пр. Возобновлен на части территории в 1994 как подворье Ипатьевского монастыря, с 2004 - самостоятельный монастырь. Подробнее... Богоявленский-Анастасиин женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1426 Архитектор : 1990-е: Васильев Л. С.: - реставрация Статус : действ. Адрес : г. Кострома, ул. Богоявленская, 26 Монастырь основан в XV в. как мужской преп. Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского. С начала XVII в. здесь ведется большое каменное строительство, преимущественно на средства благотворителей бояр Салтыковых. В период 1814-1847 в обители размещалась Костромская Духовная семинария. После опустошительного пожара (1847) монастырь почти полностью выгорел. Городские власти принимают решение закрыть монастырь. На его месте планировалось строительство Духовной семинарии. В 1850-х начато разрушение монастырских зданий. Разрушена Сретенская церковь, звонница, уничтожен придельный Никольский храм и галереи Богоявленского собора. Однако, в 1863 решено объединить бывший Богоявленский монастырь и находившийся неподалеку женский Анастасиин Крестовоздвиженский и образовать женский Богоявленский-Анастасиин монастырь. Обитель закрыта в 1919, в монастыре расположился рабочий поселок " Безбожник " . В 1991 монастырь возвращен епархии и начато возрождение женской обители. Подробнее... Знаменский женский монастырь (Кострома) [ править править код ] Дата основания : 1993

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

архимандрита Иллариона 1030 , высочайше утвержденным 14-го февраля 1721-го года определением Святейшего Синода назначен архиереем в «Хинское Царство» 1031 . 5-го марта 1721-го года он был хиротонисан, с титулом епископа Переславского, и в апреле отправился в Китай. В марта 1722-го года прибыл в Иркутск и здесь остановился, долго п бесплодно ожидая результатов переговоров о пропуска в Китай чрез Монгол но, оставаясь сначала в Иркутске, а потом переехав в Селенгинск. В 1725-м году выяснилось, что Китайские власти не дадут пропуска духовной особе в сане епископа, именовавшейся в своем полном титуле, по тогдашнему, «великим господином», и после этого преосвященному Иннокентию назначено было пребывание, впредь до указа, в Иркутском Вознесенском Монастыре с управлением им. А 16-го января 1727-го года состоялось назначение его епископом Иркутским 1032 . Скончался владыка 26-го ноября 1731-го года. В 1805-м году состоялось прославление его мощей. Празднование в честь его установлено 26-го ноября 1033 . Назначен был в январе 1721-го года к Ростовскому епископу Георгию иеромонах Спиридон, взятый из флота, но в марте снова возвращен во флот, на Котлин остров 1034 . Трое произведены во архимандриты: наместник Варлаам (Голенковский) в Каргополь, в Крестный Монастырь, служившие во флоте иеромонах Ион Богоявленский в Кострому, в Богоявленский Монастырь, и Иоаким Чудовский в Донской Монастырь 1035 , на место архимандрита Иерофея, переведенного в Ново-Спасский Монастырь. Архимандрит Иов настоятельствовал в Костромском Богоявленском Монастыре до 1739-го года 1036 . Архимандрита Иоаким (Струков) произведен был в архимандрита 24-го декабря 1721-го года. Он был сын священника Усманского уезда, был священником Московского Благовещенского собора с 1696-го года, в 1712-м году принял монашество, до келарства в Чудовом Монастыре был игуменом Селижарова Монастыря, 4-го июня 1727-го года хиротонисан во епископа Переяславского, 7-го июня 1730-го года назначен Воронежским, скончался на 63-м году жизни 1-го сентября 1742-го года и погребен в Воронежском Благовещенском соборе 1037 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Нило-Столобенская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Нило-Столобенская пустынь - мужской монастырь Тверской епархии Русской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь расположен на Столбенском острове озера Селигер, на месте отшельнического подвига преподобного Нила Столобенского, в 10 км от города Осташкова. В 1528 году на острове Столобном озера Селигер поселился отшельник Нил Столобенский. До этого в течении тринадцати лет он жил в дремучем лесу на берегу реки Серемхи, но там не смог спрятаться от людской славы. В первый год жизни на острове он выкапывает в горе небольшую пещеру, где проводит зиму. В 1529 году он строит на острове хижину и часовню. 7 декабря 1554 года преподобный Нил скончался, в 1560 году над его могилой была возведена часовня. В 1591 году на остров приходит иеромонах Герман, который течении нескольких лет и при помощи нескольких человек возводит на острове деревянную церковь в честь Богоявления Господня с пределом во имя святого Василия Блаженного. В 1594 году " островитяне " получают благословенную грамоту патриарха Московского и всея Руси Иова на открытие монастыря Нилова пустынь, этот год становится годом основания монастыря. В 1610 году монастырь был разорен в результате литовского нашествия. В 1622 году в монастыре была возведена вторая деревянная пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1635 году на месте сгоревшего первого храма Богоявления Господня был возведен новый деревянный храм. Также на территории монастыря были устроены больничные и гостиные кельи, монастырь обнес оградой, а над воротами поставил новую восьмистенную колокольню, на которой были установлены часы с боем. В 1665 году в монастыре произошел пожар, который уничтожает дотла все основные постройки монастыря. На его восстановление царь пожертвовал 200 рублей, кроме того, обитель к тому времени и сама уже располагала немалыми средствами. 27 мая 1667 года при закладке нового каменного Богоявленского собора были обнаружены нетленные мощи прп. Нила Столобенского. В 1671 году завершается возведение первого каменного Богоявленского собора и в него переносятся святые мощи преподобного Нила.

http://azbyka.ru/palomnik/Нило-Столобенс...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь Россия, Московская обл., г. Коломна, ул. Голутвинская. Голутва – «вырубка, поляна в лесу». Такая голутва была недалеко от Коломны в одном из лесных непроходимых массивов на слиянии двух замечательных русских рек: Моск вы и Оки. Здесь преподобным Сергием Радонежским по просьбе Московского князя Дмитрия Донского в 1385 году был основан монастырь, в год его примирения с рязанским князем Олегом, и назван Голутвиным. Вместе с Бобреневским монастырем он являлся «сторожем» на подступах к Коломне и играл значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке. Великий князь Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители, и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями вели кий князь пожертвовал монастырю из своей молельной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор преподобного Сергия пал на инока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, церковные иерархи, бояре и купечество, посадские и простой люд. Непрерывный поток пожертвований приносил в монастырь богато украшенные иконы, драгоценные книги, в обители велось каменное строительство. Примерно во второй четверти XV b. была построена каменная на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря – преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивались большими земельными владениями.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Деревянный собор, возведённый с основанием монастыря, обветшал и пострадал от пожаров. В 1342 году его перестроили в камень на пожертвования боярина Протасия. Это был одноглавый, четырёхстолпный с тремя апсидами храм. Его ширина не превышала 11,5 метра, а длина — 17,5 метра. Фасады делились на три части тонкими лопатками, поперёк их опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Фундамент, столпы и солеи сохранились под четвериком современной постройки. По стилю храм был близок Троицкому собору Сергиева монастыря . Обитель горела ещё дважды: в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши и во время московского пожара в 1547-м. В первый раз повреждения восстановили с помощью великого князя Василия II и возвели трапезную. Во второй раз монастырь был отремонтирован при правлении Ивана Грозного после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. В конце XVI века во владения монастыря перешли несколько дворов в Коломенском. XVII—XVIII века В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город в 1611—1612 годах, из-за чего он был разграблен и сожжён. В 1624-м при Михаиле Фёдоровиче построили новый каменный собор. Боярыня Ксения Репнина, племянница князя Юрия Буйносова-Ростовского, в 1672 году подарила монастырю двор на Никольской улице. На нём возвели ворота с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Монастырь был поделён на две части: в южной находились соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной — хозяйственные помещения. В 1685 году в обители открыли Богоявленскую школу. В ней заведовали греческие монахи Иоанникий и Софроний Лихуды . Учениками были дети из простого народа и из высших аристократических фамилий. Срок обучения составлял около пятнадцати лет. Через два года после открытия в школе обучалось более 180 человек. В 1687 году её объединили со школой Симеона Полоцкого и перевели в здание при соседнем Заиконоспасском монастыре . На новом месте учреждение переименовали в Славяно-греко-латинскую академию, а впоследствии преобразовали в Московскую духовную академию.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Богоявленский мужской монастырь в Костроме основан в 1-й половине XV в. одним из учеников прп. Сергия Радонежского иноком Никитой, с 1764 г. второклассный, в 1863 г. стал женским Богоявленско-Анастасиным. Закрыт в 1918 г. В советское время монастырские постройки использовались под нужды областного архивохранилища, многие были разрушены. В 1991 г. Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии, сюда перенесли главную святыню Костромы — Федоровскую икону Божией Матери. Воскресенский мужской монастырь в Череповце основан во 2-й половине XIV в. учениками прп. Сергия Радонежского, упразднен в 1764 г. Спасо-Поликарпов монастырь в Брянске основан в 1-й половине XVII в. прп. Поликарпом Брянским († 1620/1621 г.), упразднен в 1764 г. Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове известен со 2-й половины XV в., с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1926 г. В советское время на территории монастыря располагались музей, Дмитлаг, воинские части, склады, жилые помещения, различные учреждения. В 1993 г. началось возрождение монастыря. Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (ныне село Борок Буйского района Костромской области) основан конце XIV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442 г.), в 1686 г. приписан к Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный. Закрыт в 1919 г. Вознесенский мужской монастырь (ныне село Вознесение Любимского района Ярославской области) основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1764 г. Троицкая (Ново-Троицкая) мужская пустынь Верхоценской волости на реке Цне Тамбовского уезда основана в начале 1630-х гг. монахом Нифантом, в 1674 г. приписана к московскому Чудову монастырю. Мамонтовская Свято-Никольская мужская пустынь (ныне село Мамонтово Моршанского района Тамбовской области), основана в 1-й половине XVII в., с начала ХХ в. женский монастырь, в 1924 г. закрыта. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь (ныне поселок Макарьево Лысковского района Нижегородской области), основан в XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским († 1444 г.), с 1764 г. второклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории обители располагались детский дом, эвакуационный лагерь, хранилища зверотехникума. В 1991 г. возрожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Провинциальное духовенство явилось к сроку. Преосвященные Ростовский Георгий, Суздальский Варлаам и Коломенский Иоанникий и 34 архимандрита и игумена, прибывшие из этих трех и Рязанской епархии, собрались в сенатскую канцелярию 3 мая. Здесь Антоний, Воейков и Давыдов предлагали им регламент и все они также подписались тогда же 546 . Оставалось не подписавшихся из указанных четырех епархий только пять лиц из архимандритов и игуменов: московский Симоновский, костромской Ипатский, желтоводский, костромской Богоявленский и Песношский. Симоновский был в Петербурге, в отлучке, Ипатский помер, и его место не было замещено, Желтоводский и Богоявленский оказались больными, а относительно Песношского возник вопрос, надо ли ему подписываться, так как этот монастырь теперь был приписан к Троице-Сергиевскому 547 . Курьер Новгородов, посланный Сенатом в Москву с первыми указами, заболел в Москве и первые ответные известия привез в Петербург бывший в Москве курьер юстиц-коллегии Буянов 548 . Москва оживленно переговаривалась посредством курьеров с Петербургом, из Москвы шли частые донесения в Сенат и от Давыдова, и от Воейкова, а Сенат, в свою очередь, слал ответные и дальнейшие указы 549 . 31 мая прибыл и подписался Желтоводский игумен; выяснилось, что Богоявленский костромской был при смерти и прибыть не мог 550 . В Сенате сосчитали собранные Давыдовым подписи и оказалось архиерейских 4, архимандричьих 28, игуменских 7 551 , не считая тех, которые даны были в Петербурге. 21 июня Сенат постановил вызвать в Москву для подписи регламента неотложно к 1 сентября преосвященных Черниговского, Переяславского и Вологодского с архимандритами и игуменами 552 . Указы Сената архиереям, от 22 июня 553 , отправлены были к Давыдову для отсылки по принадлежности с нарочными курьерами 554 , и были разосланы Давыдовым 8 июля 555 . Тогда же вызваны были в Москву архимандриты и игумены Киевских монастырей. По справке в коллегии иностранных дел о форме сношений с Киево-Печерским архимандритом оказалось, что ему пишутся царские грамоты в лист со среднею печатью под кустодиею 7) 556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010