XVII b. для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – патриарх Филарет. Жертвовали на монастырь и другие московские патриархи. В 1610 году была воздвигнута каменная церковь во имя святого Иоанна Богослова, которую освятил патриарх Гермоген – будущий священномученик. В начале XVII b. к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церкви, звонница с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского – в нижнем ее ярусе, и церковь в честь святителей Михаила, Петра и Ионы – над Святыми вратами обители. Особенно благоукрасился монастырь при игумене Герасиме. С 1642 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно из другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесен каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрел вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловые и две – надвратные. В 1672 году Богоявленский собор был расписан на средства боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни Смоленской иконы Божией Матери, чудесно сохранившейся во время пожара 1775 года, после чего и началось ее особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году возведена небольшая церковь, названная в народе «Смоленская часовня». В конце XVIII b. и в первой половине XIX b. Богоявленский монастырь переживал упадок. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года сюда были помещены все присутственные места города, которые находились здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена Духовная семинария. Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещенный столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошенному и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

26. Казанский Богородицкий монастырь в городе Казани (27.12.2007). 27. Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь в поселке Трегуляй Тамбовского района Тамбовской области (27.12.2007). 28. Козловский Свято-Троицкий монастырь в городе Мичуринске Тамбовской области (27.12.2007). 29. Михаило-Архангельский монастырь в городе Юрьев Польский Владимирской области (15.04.2008). 30. Спасо-Преображенский монастырь в городе Белеве Тульской области (15.04.2008). 31. Тверской Николаевский Малицкий монастырь в деревне Николо-Малица Калининского района Тверской области (23.06.2008). Женские монастыри: 1. Иоанно-Мариинский монастырь в городе Ставрополь (24.12.2004). 2. Богоявленский Аланский монастырь в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания. (24.12.2004). 3. Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев в селе Андреевка Аургазинского района Республики Башкортостан (24.12.2004). 4. Монастырь во имя великой княгини Елисаветы Феодоровны в городе Алапаевске Свердловской области (20.04.2005). 5. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в городе Среднеуральске Свердловской области (20.04.2005). 6. Хибиногорский монастырь Казанской иконы Божией Матери в городе Кировске Мурманской области (20.04.2005). 7. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в поселке Мутной Елизовского района Камчатской области (20.04.2005). 8. Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь в городе Старая Ладога Волховского района Ленинградской области (16.07.2005). 9. Благовещенский монастырь в селе Ожога Воловского района Липецкой области (16.07.2005). 10. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в городе Краснодаре (16.07.2005). 11. Монастырь в честь иконы Божией Матери «Казанская» в селе Колычево Егорьевского района Московской области (6.10.2005). 12. Свято-Тихоновский монастырь в городе Торопце Тверской области (6.10.2005). 13. Клинцовский монастырь во имя святителя Николая, Архиепископа Мирликийского в городе Клинцы Брянской области (27.12.2005). 14. Троицкий монастырь в городе Лебедяни Липецкой области (27.12.2005).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1374. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11 Координаты: 55.079731, 38.832162 Проезд: Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе справа от железной дороги. Либо проехать 2 остановки на автобусах, отправляющихся в сторону Щурова (район Коломны) до остановки «Бочманово». Автобусы отходят от автовокзала. Выйдя на остановке «Бочманово», перед мостом через Оку следует повернуть налево и пройти несколько сот метров до монастыря. Автомобилем добираться из Москвы по Новорязанскому шоссе около 100 км. Коломну не объезжать, а ехать по городу. Перед мостом через Оку повернуть налево. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старо-Голутвин монастырь основан около 1374г. выдающимся церковным и политическим деятелем Сергием Радонежским по заказу Дмитрия Донского. Существующий архитектурный ансамбль создан в XVIII - первой половине XIXb. Он включает: Богоявленский собор первой половины XVIIIb., Церковь Сергия (XVb., перестроена в 1828-1832гг.), Колокольню над Святыми воротами (конец XVIIIb.), Настоятельский корпус (начало XIXb.), Келейный корпус (начало XIXb.) и кирпичную ограду с псевдоготическим башнями (1778г., XIXb.). В 1929г. монастырь был закрыт, вновь стал действовать с 1994г. Ведутся восстановительные работы, но довольно медленными темпами, что видно на фотографиях.

http://sobory.ru/article/?object=01135

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского у. Тамбовской губ.- 25.01/7.02.1918, Киев), сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализировался на церковно-практическом отд-нии. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писания. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник. Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в. Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в. Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого мон-ря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина монастырь ; был членом Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886).

http://pravenc.ru/text/158956.html

Богоявленский Кутеинский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр. Содержание История [ править править код ] Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр. В 1631 году здесь была чудесно явлена Оршанская икона Божией Матери, которая стала почитаться небесной заступницей обители. Около тех лет здесь проходил послушание будущий преподобномученик Брестский Афанасий. В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый " Букварь " на белорусском языке; среди других книг - " Лексикон " Памва Берында, " Брашно духовное, " " Новый Завет, " " Псалтирь блаженного пророка и царя Давида, " " Новый Завет, в нем же и псалтирь, " многочисленные ноты. Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво украшены. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр. В 1635 году митрополитом Киевским Петром в монастыре был освящён деревянный Богоявленский собор с нижним каменным храмом во имя праведного Лазаря. В 1655 году, из-за притеснений со стороны униатов, братия Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек переселилась в Валдайский Иверский монастырь. Они перевезли с собой на новое место все свое имущество и типографию, создав таким образом второй после Московского печатного двора центр книгопечатания в Восточной Руси. В 1656 году Кутеинский монастырь посетил сам царь Алексей Михайлович и призвал отсюда нескольких мастеров в Москву.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11. Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах. Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы. Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест. Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое — фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними b XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного». Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века. В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки. В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители — Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря. В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого). 5. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь Город Ступино,  улица Белопесоцкая Обитель основана во второй половине XV века. вято-Троицкая Белопесоцкая обитель — одна из старейших на земле Московской Руси. Монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Владимиром в месте, именуемом с древних времен Белые Пески, на левом берегу Оки, напротив города Каширы. Неподалеку от этого места в древности процветал город Кремична. Впервые монастырь упоминается в документах в конце 1490-х годов. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь. Гравюра второй половины XIX в.

http://foma.ru/svyatyini-podmoskovya.htm...

Ростов. Авраамиев Богоявленский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная надвратная церковь, построенная в 1691 году на средства дворян Мещериновых над западными Святыми воротами монастыря. Бесстолпный четверик с трёхчастным алтарём, окружённый галереей, с парными башнями, примыкающими к западным углам здания. После пожара в 1826 года на средства А.П. Лотарева над церковью надстроен ярус звона колокольни в стиле классицизма. Закрыта в 1929 году, использовалась под жилье. В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме — последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта. В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 16 декабря 1994 года состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в котором начались регулярные богослужения. В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. В 1691 году на месте деревянной Никольской церкви неизвестным зодчим была построена каменная надвратная церковь, получившая то же наименование. Эта бесстолпная церковь стоит на подклете, окружена галереей и снабжена двумя фланкирующими башнями. Она представляет собой оригинальный вариант надвратных ростовских церквей. Ее объем удачно замыкает перспективу улицы, проложенной в конце XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=05701

Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Николо-Богоявленском соборе Петербурга в день памяти Николая Чудотворца 22 мая, 2012. Новостная служба В рамках визита в северную столицу Предстоятель совершит Божественную литургию в Николо-Богоявленском Морском Соборе, в честь перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. 22 мая. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Санкт-Петербург в сопровождении митрополита Волоколамского Илариона, управляющего делами Московской Патриархии, митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, а также Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского Илариона, сообщает Патриархия.ru . В рамках визита в северную столицу Предстоятель совершит Божественную литургию в Николо-Богоявленском Морском Соборе, в честь перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в Бари — праздника, который отмечается Церковью 22 мая. Кроме того, Патриарх Кирилл посетил Свято-Иоанновский женский монастырь, где встретился с насельницами обители и поклонился мощам святителя Николая Чудотворца. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovers...

Часто в качестве пожертвования в монастырь передавались лошади. При записи во вкладную книгу регулярно указывались их приметы: порода (калмыцкая, нагайская), вид (конь, кобыла, жеребец, аргамак, мерин), масть, возраст, особые приметы. В записях встречаются следующие масти лошадей: бурые, вороные, гнедые, гнедо-пегие, карие, каре-пегие, каурые, мухортые, пегие, половые, рыжие, рыже-бурые, саврасые, серые, светло-серые, сивые, сиво-железые, чалые. Довольно часто эти приметы записаны неполно, например, не указано на какую сторону «сросла грива». Материал вкладной книги приобретает еще большую ценность при сопоставлении ее с кормовой книгой Богоявленского монастыря, которая дошла до нас в копии, изготовленной С. Б. Веселовским в 1930-х гг. и ныне хранящейся в Архиве РАН в Москве . Эта книга была использована при подготовке комментариев к настоящему изданию. Надееюсь, что введение в научный оборот вкладной книги Костромского Богоявленского монастыря даст в руки исследователям ценный источник для изучения служилого общества Московского государства в XVII в., а также любопытный материал для пополнения знаний по истории, художественной и материальной культуре Костромы.   Сохранность. Вкладная книга Костромского Богоявленского монастыря представляет собой написанную на бумаге рукопись на 185 листах. Средние размеры листов: ширина 140 мм, высота 190 мм. Книжный блок разбит, листы выпадают. Сохранность удовлетворительная, по некоторым листам разрывы, загрязнения в местах перелистывания в нижнем правом углу. Нумерация чернилами двойная: по верхнему правому краю и по нижнему полю (чернилами и карандашом). Филиграни. При создании рукописи использована бумага с водяными знаками: 1) «Лилия» в картуше под короной (л. 1–23) ; 2) «Дом» (л. 25–31) ; 3) «Голова шута» с контрамаркой в овале «GPORE» (л. 33–53) ; 4) «Голова шута» с контрамаркой в овале «NRO» (28, 29, 26, 31) ; 5) «Кувшин» одноручный под полумесяцем с литерами на тулове (50— 130, 137— 140) ; 6) «Лев» в картуше (л. 114) – не отождествлен; 7) «Герб Амстердама» с контрамаркой «BOCH» (л. 131–135) – не отождествлен; 8) «Герб Амстердама» с контрамаркой «HD» (л. 136–140) ; 9) «Герб» с литерами «PC» «HB» (141–160) – не отождествлен.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Топонимическая привязка М. Б. м. в источниках с течением времени менялась. Самая ранняя - «Богоявленский монастырь, что на Москве на посаде» (приблизительно до 1547). После этого его стали именовать «Богоявленский монастырь, что на Москве за Торгом». Иногда уточнялось: «в Китай городе». Смена привязки была обусловлена тем, что на посаде между М. Б. м. и Кремлем в зап. части стен возник Торг. В авг. 1382 г., во время набега хана Тохтамыша, был уничтожен почти весь Китай-город, но М. Б. м., согласно введению Копийной книги, уцелел. По легенде, хан велел сжечь мон-рь, но он не сгорел. Этот факт был оценен современниками как чудо. Но новые пожары не пощадили обитель. В 1451 г., во время набега царевича Мазовши, М. Б. м. сгорел. Вероятно, в 1467 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич велел отпускать в М. Б. м. из своего дворца «годовой корм» на помин родителей и на молитву за его здравие - возможно, это указывает на появление каменно-кирпичной трапезной в период правления его или его сына вел. кн. Василия III Иоанновича . В 1547 г. М. Б. м. вновь пострадал от пожара, в мае 1571 г., во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея, сгорели его деревянные постройки. По приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного они были восстановлены. В марте 1611 и осенью 1612 г. М. Б. м. оказался в зоне боев за Китай-город между русскими, поляками и литовцами. Интервенты разграбили и сожгли обитель. Надвратная церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Литография К. Эргота. 1864 г. Надвратная церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Литография К. Эргота. 1864 г. Возрождение М. Б. м. начал царь Михаил Феодорович Романов. В 1624 г. был построен новый каменный Богоявленский собор. Престол его нижней церкви был посвящен Казанской иконе Божией Матери, к-рая находилась во Втором ополчении кн. Д. М. Пожарского и К. Минина . По-видимому, в восстановленный храм был помещен один из списков Казанского образа. В связи с рождением 22 окт. 1649 г., в день Казанской иконы Божией Матери, царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел отмечать 22 окт. как праздник Казанской иконы «во всех городах по вся годы». В 1645 (1647?) г. по его указу игум. Пафнутий доставил из Хлынова в М. Б. м. чудотворную икону с Нерукотворным образом Спасителя. В 1673 г. вдова боярина кн. Б. А. Репнина-Оболенского кнг. Ксения подарила М. Б. м. двор своего дяди кн. Ю. П. Буйносова-Ростовского на Никольской ул., к-рый примыкал к обители. Благодаря этому в мон-ре смогли возвести св. ворота с выходом на Никольскую ул. и надвратную ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. С сев. стороны в стене обители были устроены двое ворот: одни с выходом на «строгую» монастырскую половину, а другие - «общие». Обе половины М. Б. м. с севера на юг были разделены забором.

http://pravenc.ru/text/2564200.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010