Несмотря на раздробленность Грузии в этот период, развитие груз. искусства не прервалось, что ярко проявилось в памятниках монументальной живописи позднесредневек. периода, в множестве создававшихся в разных регионах страны. Однако возродить настенную живопись на уровне ранних эпох было уже невозможно. Параллельно традиц. направлению возникла новая, т. н. народная, струя, отмеченная непосредственностью восприятия и упрощенностью изобразительных средств (росписи в Чале, Табакини, Цителхеви, Илеми, Корети, Бугеули, Калаури). Продолжало существовать и офиц. искусство, основанное на традициях предшествующих столетий, а также испытавшее влияние позднеафонской живописи. В 30-70-х гг. XVI в. стараниями царя кахов Левана были созданы росписи в Алвани, Некреси, Хашми, Ахали-Шуамта, Греми. К тому же и более позднему периодам относится декор Гелати, Алаверди, Светицховели, Самтавро, Самтависи, Бобневи, Ананури. Лит.: Смирнов Я. И. Цромская мозаика. Тифлис, 1935; Вирсаладзе Т. Б. Фресковая роспись худож. Микаела Маглакели в Мацхвариши//Ars Georgica. Тбилиси, 1955. 4. С. 169-232; она же. Фрагменты древней фресковой росписи главного Гелатского храма//Там же. 1959. 5. С. 163-204; она же. Фресковая роспись церкви архангелов села Земо Крихи//Там же. 1963. 6. С. 107-166; она же. Основные этапы развития груз. средневек. монументальной живописи. Тбилиси, 1977; она же. Нек-рые вопросы общей композиции росписи Атенского Сиона//Средневек. искусство: Русь. Грузия. М., 1978. С. 83-91; Амиранашвили Ш. Я. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1; он же. Фрески Убиси. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Hermann G. Programme der georgischen Monumentalmalerei aus dem 6. bis 11. Jh.//Acta Historiae Artium. Bdpst., 1970. Vol. 16. P. 43-56; Абрамишвили Г. Цикл Давида Гареджели. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Thierry N. La peinture medievale géorgienne//XX Corso di cultura sull " arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1973. P. 409-421; idem. Les peintures de la cathédrale de Kobayr//Cah. Arch.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Слева господин Соломон Инаишвили, в прошлом министр сельского хозяйства и министр образования Аджарии - Да, раньше я занимался антирелигиозной пропагандой, а сейчас искренне рассказываю людям о Христе и хочу, чтобы они мне поверили. Я родился 13 июля 1934 года в день собора апостолов в селе Квирике в крестьянской семье, где было шестеро детей. В Квирике окончил восемь классов, затем Педагогический техникум и институт в Батуми, после чего меня распределили в родное село. Там я проработал первым секретарем райкома комсомола пять с половиной лет, затем служил в народном контроле заместителем райисполкома, параллельно занимаясь заочно в сельскохозяйственном институте. После был вторым секретарем райкома партии в городе Кобулети, затем первым секретарем райкома партии Батуми. Дальше министр сельского хозяйства Аджарии, заместитель председателя Совета Министров Аджарии, министр образования. Сейчас редактор журнала «Путь к храму», сопредседатель отдела евангелизации Батумо-Схалтской епархии. Проповедую христианство и живу этим. - Почему Вы решили креститься? - До крещения я прошел долгий путь, очень тщательно готовился к принятию таинства... Уже восемь крестников имею. Мы знали нашу историю и то, что испокон веков были христианами. Еще моя мама говорила: «Православие - наша древняя вера. Турки отняли ее у нас». Курс держал на православие всегда. Занимая партийные должности, помогал христианам. Изучал литературу. Ведь когда принимаешь важное решение, нужно все хорошенько разузнать. Внимательно прочитал большую книгу “Религии мира”. Двадцать лет назад в Батуми направили молодого батюшку - отца Давида (сейчас архиепископ Батумский и Схалтский). И именно он определил мой интерес к Церкви. Потом появился в моей жизни еще один замечательный священник - отец Захария Перадзе. Ни разу отец Давид мне не сказал: “Давай, покрестись скорее " . Он ничего не навязывал, не обращался со мной по-свойски, хотя у нас были близкие доверительные отношения, и за это я его очень люблю и уважаю. 9 декабря 1987 года принял крещение мой сын, будучи в те времена тоже членом партии. Он сказал: “Папа, так неопределенно я больше жить не могу. Я должен креститься. Не беспокойся, я уеду в Гелати. Никто не узнает”. Я еще больше задумался. Но продолжал " читать книги " . Пришел к отцу Давиду только через десять лет и говорю: " Я вроде подготовился, но у меня проблема с духовным отцом. Он должен быть умнее меня, чище и старше " . " Давай патриарха попросим " . " Нет, что вы " . " Тогда, если не возражаешь, буду я " . Ну, как я мог быть против? Тоже вот так вот сидели, красное вино пили. Отец Давид поднял тост: " Давайте выпьем за наше родство, теперь мы родные духовно " .

http://pravoslavie.ru/40506.html

Итальянский миссионер Цампи, проживавший в этот период в Мингрелии, в одном из своих писем в Рим доносил следующее: «Мингрелии уже нет... Сейчас ни один человек здесь не может чувствовать себя в безопасности, все пребывают в постоянном страхе, в ожидании нападения со стороны абхазов. Страх этот настолько велик, что люди бегут даже от собственной тени, принимая ее за абхаза». 234 Все это происходило при владычестве турок на всем пространстве Восточного побережья Черного моря. 235 Необходимо учесть и то обстоятельство, что вплоть до начала XVIII века Османская империя, державшая под своим протекторатом все Черноморские берега, претендовала и на захват всего Кавказа. В этом соперничал с ней Сефевидский Иран. Ирано-турецкие войны велись с переменным успехом и завершились мирным договором 1639 года, разделившим спорную территорию на сферы влияния: Восточная Грузия, Восточная Армения, Азербайджан и Дагестан оказались под властью иранских шахов, а Абхазия и земли адыгов в Причерноморье и Прикубанье отошли к Османским султанам. 236 После таких политических разрывов Западной Грузии с Абхазией, естественно, и церковные связи Абхазии с Грузией были прерваны. Тем не менее, как отмечает Б. Р. Ломинадзе, и после перенесения резиденции Католикоса в Гелати Пицунда долго еще сохраняла значение церковного центра Западной Грузии. 237 Чтобы не докучать читателю перечнем дат интронизации и краткими сведениями о всех Абхазских Католикосах, приводимых в статьях М. Броссе, Ф. Жордания и М. Тарнава, прилагаю здесь сам список Абхазских Католикосов, составленный академиком М. Броссе с указанием известных дат, либо приблизительные указания времени, когда они занимали свои престолы. В список, составленный академиком М. Броссе, не попали, какой сам отмечает, Католикос Николай, чье имя было высечено на бедийской колокольне, и другие. 238 Сам М. Броссе в конце своего списка упоминает об этом в отдельном абзаце. Хотя каждый из перечисленных здесь авторов имеет собственный хронологический список Абхазских Католикосов, наш выбор пал на М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Ингушетии обнаружили возможное место захоронения святой царицы Тамары 21.05.2014 В Ингушетии обнаружили возможное место захоронения святой царицы Тамары Великой . В горах Джейрахского района Ингушетии во время дорожно-строительных работ произошло частичное обрушение скальной породы, которое позволило открыть пещеру - возможное место захоронения царицы Тамары. " Найденная пещера предположительно датируется специалистами V-VIII веками. Она выложена из камня, и возможно, что там может быть похоронена легендарная грузинская царица - святая Тамара " , - сообщил " Интерфаксу " замруководителя республиканского археологического центра Умалат Гагиев. По его словам, к пещере в настоящее время можно подняться только с помощью альпинистского сооружения. Строительные работы в этом месте на время приостановлены. Для этнокультурной характеристики необходимо более полно исследовать не только саму пещеру, но и провести раскопки вокруг нее. Могила легендарной царицы, согласно неофициальным данным, находится в местечке Гелати в Грузии , однако ее тела там нет. По легенде, Тамара велела сохранить в секрете место своего захоронения, чтобы отвергнутый ею турецкий султан не смог добраться до нее после смерти. При этом, согласно данным Ватикана, ее похоронили в Палестине. Официально могила царицы до сих пор не найдена. По версии ингушских археологов, Тамару могли похоронить на территории Ингушетии. " В республике сохранился древний христианский храм Тхабаерди, который, по мнению историков, может иметь отношение к царице Тамаре " , - сказал У.Гагиев. На место обнаружения пещеры в Ассиновском ущелье уже выезжал глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров, который дал распоряжение исследовать пещеру и во избежание нашествия " черных копателей " взять ее под охрану. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.05.2014 17:23:12 Новости 26.04.2024

http://drevo-info.ru/news/17162.html

Евангелие 1300 г. с большим количеством миниатюр, выполненных в стиле палеологовской эпохи, содержит важную запись о том, что оно было создано мастером Ефремом по заказу архиепископа Моквы Даниила. Благодаря этому мы узнаем, что Моква в Абхазии – епархия, основанная в 1-й пол. X в. абхазским царем Леоном III, – в 1300 г. была архиепископией 2896 . Иллюстрированное Евангелие из Гелати, крупнейшего религиозного и культурного центра средневековой Грузии, опубликовал Н.В. Покровский , который несколько раз бывал в экспедициях в Западной Грузии 2897 . Среди первых исследователей горных провинций Грузии был Г.Д. Филимонов , член Московского археологического общества, о котором сказано выше в связи с его работой в Публичном и Румянцевском музеях. В 1874 г. он посетил труднодоступную Сванетию, и его очерк стал первой публикацией на русской языке об археологии этого края 2898 . Исключительно важной была роль Московского археологического общества: именно оно начало широкомасштабные работы на Кавказе. Уже на II археологическом съезде в 1871 г. в Петербурге председатель Кавказского археологического комитета Адольф Петрович Берже (1828–1886) представил «Записку об археологии Кавказа», которая привлекла внимание к христианским памятникам края. Позже МАО создало специальное кавказское отделение с целью расширить работу в этом регионе. Обществом была разработана обширная программа исследований Кавказа, в том числе христианских памятников, она была опубликована в виде брошюры 2899 . Среди других изданий Общества «Материалы по археологии Кавказа» («МАКи») в 14 томах отличаются особой монументальностью, обстоятельностью, богатством информации, обилием превосходных иллюстраций 2900 . В сентябре 1881 г. в Тифлисе состоялся V археологический съезд, ставший настоящим поворотным пунктом в изучении Кавказа 2901 . Как обычно, Алексей Сергеевич и Прасковья Сергеевна Уваровы тщательно готовили съезд, они побывали в Тифлисе за два года до его проведения и, не ограничившись Тифлисом, организовали раскопки и разведки в разных пунктах Кавказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Слушай, я два раза перечитал рассказ, но так и не понял, а что всех так оскорбило? По-моему, написано с любовью о Грузии, а описание монастыря в Гелати – это поэма. Тем не менее, кто-то тщательно готовил развал Советского Союза, раздувая из искры то пламя, когда 315 грузинских писателей сложили в коробку свои членские билеты Союза писателей СССР и отослали их посылкой в Москву, демонстративно обозначив разрыв с «врагами» великой Грузии. Было, естественно, антиастафьевское, а точнее антироссийское письмо грузинской интеллигенции, под которым, к моему удивлению, подписался и тот самый Л. Когда же я спросила Л., почему он подписал это письмо, если прежде хвалил рассказ Астафьева, тот ответил запальчиво: – Потому что грузины, а не вы, для меня свои! Как же всё это напоминало ту историю нашего московского двора, когда художнику с соседней улицы подарили породистую охотничью собаку. А поскольку ни зайцев, ни рябчиков в Москве не водилось, он стал тренировать собаку на бездомных кошках. То есть, прикармливал кошек, отстригал им когти, а потом натравливал на них пса. Так появились у нас во дворе кошки-калеки с отгрызенными лапками и окровавленными боками. Наш двор возмущался, а друзья художника – нет, ибо это «наша собака», а там какие-то «чужие кошки». Вот так и стали мы «чужими кошками» для независимых прибалтов, кавказцев и прочих независимых. Впрочем, что винить других, если мы сами постепенно привыкли к тому нравственному одичанию, когда по улицам наших городов маршируют бритоголовые молодчики, скандируя лозунги: «Россия – для русских, кавказцы – вон!» Раньше порядочные люди таким руки не подавали, а теперь почему-то не стыдно. Не стыдно стало подписывать коллективные письма, даже если заведомо известно – это провокация и повод для разжигания той ненависти, когда в межнациональных конфликтах времен демократии было убито свыше ста тысяч человек. Знаю именитых людей из разных республик, вынужденных ставить подписи под такими письмами, а иначе не выделят деньги на науку, на жизнь или на съемки фильма. Словом, времена демократии и свободы обернулись той духовной несвободой, когда хочешь жить – умей прогнуться и играй исключительно за свою команду, понося и уничижая «чужих».

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-nina-p...

Гелати и после смерти царя Давида Строителя не потерял своего привилегированного положения. Правнучка царя святая царица Тамара после победы над турками-сельджуками при Шамхоре в 1203 году пожертвовала Хахульской иконе драгоценное ожерелье и военное знамя персидского халифа, составившие особую ценность монастырской ризницы. Считается, что во времена царицы монастырь был одним из наиболее крупных духовных центров Западной Грузии — по преданию, здесь подвизались более 300 иноков. Никаких сведений о дальнейшем строительстве Гелати в исторических документах не сохранилось, а фресковые росписи почти полностью относятся к эпохе позднего средневековья и данных о строительстве не содержат. Однако, изучение архитектурных памятников показывает, что в XIN и начале XIV веков в Гелати велось бурное строительство. Именно в этот период были возведены церкви святого Георгия Победоносца и святителя Николая Мирликийского, колокольня и богато украшенный восточный портик академии. Монгольское нашествие XIII века повлекло распадение единой Грузии на два самостоятельных государства, и Гелати перешел во владение западно-грузинских (имеретинских) царей. Однако, эти изменения не оказали отрицательного влияния на жизнь монастыря. Продолжалась работа в академии, под руководством видного ученого того времени Петра Гелатели на грузинский язык переводилось множество греческих книг. В конце XIII века здесь принял постриг имеретинский царь Давид Нарин, оказавший монастырю значительные пожертвования. Литературные документы и надписи на иконах, пожертвованных монастырю, и стенах гелатских памятников, позволяют представить жизнь монастыря в эпоху позднего средневековья. В 1509/10 году турки дотла разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Скорее всего, именно в это время погибли первоначальные росписи монастыря. Имеретинский царь Баграт III (1510-1565) энергично взялся за политическое и экономическое восстановление Западной Грузии, и в первую очередь в сферу его интересов вошел Гелати. Грамота, данная царем и его супругой Еленой монастырю, сообщает, что они восстановили церковь святого Георгия, основали в ней епископскую кафедру и сделали большие пожертвования (Древности Грузии. Т. 1. С. 16). Из Ахалцихского края, которым прочно владели турки-османы, Баграт перенес в Гелати Ацурскую икону Божией Матери. Определенную роль в дело восстановления Гелати внес архиепископ Гелатский Мелхиседек (Сакварелидзе), деятель XVI века, пожертвовавший монастырю различную церковную утварь и облагоустроивший главный храм.

http://sobory.ru/article/?object=04722

Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Монастырь Гелати Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1100. Адрес: Грузия, Имеретия, Гелати Координаты: 42.294939, 42.769196 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Гелати (XII век) Монастырь Гелати основан и построен царём Давидом Агмашенебели (Строителем) в 1106 году на холме, возвышающемся над долиной реки Цкал-Цитела, неподалеку от резиденции в Кутаиси (после освобождения Тбилиси от турок царский престол был перенесен туда). От монастырского комплекса сохранились кафоликон (XII в.), церкви вмч. Георгия и свт. Николая (обе XIII в.), здание Академии, трапезная, колокольня. Кафоликон, посвященный Богоматери, построен в 1106–1130 гг. Стенам этой обители выпала честь принять и благоговейно сохранять останки величайшего грузинского правителя-христианина, умного, образованного и при жизни не расстававшегося с Евангелием. Он представляет собой хорошо сохранившийся комплекс богатый мозаиками и фресками. На стенах роспись XII и XVI вв. В конхе апсиды мозаика XII в. – Богоматерь с Младенцем между двумя Архангелами. Фрески и мозаики в Грузии отличаются от привычных византийских огромными размерами и иными типами ликов. На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии и имел свою собственную академию. В этой академии было занято множество учёных-богословов, философов, ораторов и перводчиков, которые прежде работали в различных монастырях заграницей, в том числе в Манганской Академии в Константинополе. Среди сотрудников Гелатской Академии работали такие выдающиеся учёные как Иоанн Петрици и Арсен Икалтоели. В течении того времени, пока из стен Гелатской Академии распространялась обширная просветительская работа, современники называли Академию " новый Хеллас " или " второй Афон " . Гелатский монастырь принадлежит к тем немногим архитектурным ансамблям Грузии, которые сохранили свою принципиальную конструкцию параллельно с информацией об их строителях и основателях. В XIV веке Гелати был разрушен монголами, но в XV веке грузинский царь Георгий VI перестроил его. В течении XVII века Гелатский монастырь потерял свою былое назначение, а в XVIII веке царь Имеретии (часть Западной Грузии) Соломон I востановил храмовый комплекс. Со дня своего основания Гелати выполнял также фунцию некрополя для царей Грузии.

http://sobory.ru/article/?object=04722

В Грузии издан новый альбом о монастырском комплексе Гелати 18 ноября 2007 г. 11:40 Издан новый альбом о монастырском комплексе Гелати в Западной Грузии. Об этом агентству «Новости-Грузия» сообщили в пресс-центре Министерства культуры, охраны памятников и спорта. Альбом издан по инициативе Министерства культуры Грузии к 900-летию Гелати на двух языках. В нем использованы фотографии, отражающую историю комплекса, в том числе ранее не публиковавшиеся. Как сообщили в министерстве, данный альбом не поступит в продажу, он будет роздан международным организациям и иностранным партнерам Министерства культуры Грузии. Презентация альбома состоится в ближайшее время. Монастырь Гелати находится на высоком холме за городской чертой Кутаиси. Он был основан в 1106 году святым царем Давидом Агмашенебели (Строителем), и считался в те годы одним из самых больших грузинских монастырей. До настоящего времени сохранился главный крестово-купольный храм XII века, церкви св. Георгия и св. Николая XIII в., здание академии, трапезная, колокольня. На территории монастыря располагается и захоронение царя Давида Строителя. О богатом убранстве монастыря свидетельствуют богатые мозаики и фрески. На стенах уцелели отдельные фрагменты фресок XIII-XIV вв., но гораздо лучше представлены росписи более позднего времени — XVI и XVIII вв. На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии. В академии при монастыре работали ученые, богословы, философы, ораторы и переводчики. В монастыре долгое время находилось крупнейшее хранилище древних грузинских рукописей и произведений чеканного ремесла. Деятельностью Гелатской академии в значительной мере определялся расцвет грузинской культуры в эпоху зрелого феодализма. В XV веке, примерно через столетие после нашествия монголов, Гелати был частично перестроен. В начале XVI в. монастырь был опустошен турками. Вероятно, именно в это время погибли ранние росписи монастыря. Тем не менее, ансамбль монастыря Гелати представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник средневековой Грузии, богатый образцами художественного творчества — фресками и мозаиками. Характерной чертой монастырского комплекса является единство входящих в него сооружений, достигнутое благодаря высокому мастерству грузинских архитекторов. Комплекс включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/323456.htm...

В своем завещании Давид велел устроить Гелати усыпальницу грузинских царей, тем самым закрепив за монастырем постоянные внимание и заботу со стороны правящих кругов Грузии. Благодаря этому, а также удачному географическому расположению — в стороне от путей, по которым, в основном, проходили иноземные захватчики — памятники Гелати так хорошо сохранились. Царь пожертвовал монастырю большие земельные владения, конфискованные у одной из ветвей дома Орбелиани, богатые венцы и ожерелья, захваченные у мусульманских владык, перенес из Кларджети Хахульскую икону Божией Матери, писанную, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, и заказал для нее щедро убранный драгоценностями складень, являющийся одним из выдающихся образцов грузинского чеканного искусства. Гелати как во внутренней, так и во внешней своей жизни подчинялся только царскому дому — Давид лично руководил организацией монастыря. Однако, царь не успел завершить строительство: в своем завещании он пишет: «Остался монастырь, усыпальница моя и костница детей моих, неоконченным, и уношу я с собой вечную тоску. Сын мой Димитрий пусть завершит его навеки для меня, для себя и моего потомства». (Сабинин. Рай Грузии. С. 512). Главный храм монастыря был освящен уже при Димитрии I (1125-1155). По преданию, Давид Строитель велел похоронить себя в Гелати в проходном месте: по утвердившемуся мнению, могила в южных вратах монастыря с надписью на каменной плите: «Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его», является местом его упокоения. Таким образом, можно считать установленным, что в первой четверти XII века в Гелати уже были возведены главный храм Богоматери, южные ворота, ограда монастыря. Также в это время уже существовало здание академии, был проведен и перекрыт сводом родник, были выстроены или достраивались трапезная и монашеские келии. Очевидно, где-то неподалеку от монастыря был построен также ксенон (больница), о котором упоминает Картлис Цховреба (Т. 4. С. 40). При Димитрии был достроен и расписан западный и вновь возведен южный придел главного храма, а также была вывезена из Гянджи (совр. Азербюайджан) железная дверь главных врат города и в знак победы повешена в южных вратах у могилы царя Давида.

http://sobory.ru/article/?object=04722

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010