Семь Вселенских Соборов изображены в нартексе собора мон-ря Гелати (Грузия), 1125-1130 гг. Все сцены единообразны: в центре на престоле император, по сторонам сидят епископы, ниже стоят остальные участники Собора, еретики изображены справа. Традиция размещения цикла Вселенских Соборов в нартексах церквей получила широкое распространение на Балканах, где изображение часто дополнено представленным по той же схеме серб. Собором. Семь Вселенских Соборов изображены в церквах: Св. Троицы мон-ря Сопочани (Сербия), ок. 1265 г.; Благовещения в мон-ре Градац на Ибаре (Сербия), ок. 1275 г.; прп. Ахиллия, еп. Лариссы в Арилье (Сербия), 1296 г.; Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; вмч. Димитрия, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) 1345 г.; Рождества Богородицы мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.; Успения Богородицы мон-ря Любостиня (Сербия), 1402-1405 гг. Шесть Вселенских Соборов (нет седьмого) изображены в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1350 г. В рус. искусстве самым ранним дошедшим изображением Вселенских Соборов является цикл в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502). В отличие от визант. традиции Вселенские Соборы изображены не в нартексе, а в нижнем регистре росписи стен наоса (на юж., сев. и зап. стенах). Так же на стенах наоса расположены композиции: в Успенском соборе Московского Кремля (на юж. и сев. стенах), 1642-1643 гг.; в соборе Св. Софии в Вологде, 1686 г.; в Благовещенском соборе Сольвычегодска (на сев. стене), 1601 г. В кон. XVII в. цикл В. С. помещают на папертях, напр. в галерее собора Спаса-Преображения Новоспасского мон-ря в Москве. Семь Вселенских Соборов изображены также в верхнем регистре иконы «Премудрость созда себе дом» (Новгород, 1-я пол. XVI в., ГТГ). Иконография сцен полностью сложилась к нач. XII в. В центре на престоле изображается император, председательствующий на Соборе. По сторонам сидят св. епископы. Ниже 2 группами стоят участники Собора, еретики изображаются справа.

http://pravenc.ru/text/155488.html

Мон-рь Гелати. XII в. Мон-рь Гелати. XII в. За «Уложениями» следовала похвала мон. Арсения св. царю Давиду Строителю («Царю Давиду - инок Арсений»), после к-рой был размещен порядок поминовения царей, цариц, католикосов, представителей светской и духовной власти и др., где среди здравствующих были названы «кесарь всего Востока и Запада» Георгий (отец царя Давида), царица Марфа, св. царь Давид, царица Мариам Моназони (Монахиня), католикос Иоанн VI, св. старец Евстафий, Георгий Чкондидел-Мцигнобартухуцеси, еп. Арсений Калипосский (Улумбойский), среди усопших - преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы, епископы Антоний и Давид Тбели , прп. Ефрем Мцире и др. В тот же период была учреждена должность чкондидел-мцигнобартухуцеси , позволившая объединить светскую и духовную власть в одном лице: мцигнобартухуцеси (канцлером) стал архиепископ Чкондидский (чкондидели). Как высший орган гос. управления был создан дарбази (царский совет), председателем к-рого стал архиеп. Георгий Чкондидел-Мцигнобартухуцеси, «человек, исполненный всяческих достоинств, духовных и физических, мудрости и ума, советчик надежный и осторожный, взращенный вместе с государем и соучастник всех его дел» (Жизнь царя царей Давида. 1992. С. 183). Давид IV также созвал Собор с участием арм. духовенства, целью к-рого было убедить армян принять Православие. По словам «историка Давида», армяне признали свое поражение, однако определения, принятые на Соборе, неизвестны (Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 357). В 1106 г. царь начал строительство Гелатского мон-ря, к-рый стал культурно-просветительским центром. Здесь была основана Гелатская академия, куда в 1114 г. был приглашен прп. Арсений Икалтойский. Впосл. он перешел в мон-рь Икалто, где основал академию, подобную Гелатской. Мон-рь Вардзиа. XII в. Мон-рь Вардзиа. XII в. В авг. 1121 г. войско под предводительством св. царя Давида Строителя одержало решительную победу в битве на Дидгорском поле. Согласно летописям, перед битвой все воины видели св. Георгия Победоносца, к-рый возглавил груз. войско и «десницей ниспровергал нечестивых» (Жизнь царя царей Давида. С. 191). В 1122 г. св. царь Давид освободил Тбилиси, столицу эмирата Арабского халифата, в 1123 г.- Дманиси, чем завершилось объединение Грузии.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В 1875 г. прп. Алексий и послушник Павел Апшилава во время Великого поста жили в лесу, спали на земле на соломенной циновке, подкладывая под голову камень, питались кукурузными лепешками. После Пасхи прп. Алексий посетил еп. Имеретинского свт. Гавриила (Кикодзе) и получил его благословение на избранный путь; предположительно в том же году прп. Алексий, проведя неделю в посте и молитве, взял на себя подвиг своеобразного юродства. Он изменил внешний вид и одеяние, но при этом в поведении остался прежним, продолжая и усугубляя свое подвижничество ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 5; Он же. Церк. мыслитель. 2006. С. 24-25, 28-29). Приблизительно в 1878-1880 гг. прп. Алексий познакомился в мон-ре Теклати с настоятелем афонского мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова при Иверском монастыре иером. Венедиктом (Баркалаей) и по его приглашению вместе с экономом мон-ря Гелати иером. Герасимом (Гоголашвили) и иером. Феодором (в схиме Феодосием) (Эристави), ставшим впосл. его духовным отцом, посетил Афон, где пробыл 5 месяцев и занимался перепиской книг (имел каллиграфический почерк и был хорошо знаком с содержанием б-к мон-рей Гелати и Мартвили). В 1883 г. семья прп. Алексия (за исключением Виссариона, уехавшего на Афон) продала дом и землю. По совету прп. Алексия и с благословения настоятельницы монастыря Теклати мон. Агафии (Салакаи) его мать и сестра Саломия поселились на пустующем в то время «Острове Архангелов». В прошении на имя мон. Агафии (3 июля 1884) они писали, что, поскольку существует разрешение свт. Гавриила на поселение на «Острове Архангелов» монашествующих, они бы хотели «привести в порядок здешний храм для совершения в нем богослужения, в случае необходимости отремонтировав его». Мон. Агафия обратилась к свт. Гавриилу за разрешением, однако получила отказ: 5 июля епископ писал, что «предпочтительнее было бы жить им в самом женском монастыре вместе с другими; отдельно же подвизаться им - нехорошо» (Кутаисский центр. архив. Ф. 21. Оп. 1. Д. 16590. Л. 93, 94; Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 21, 30-33).

http://pravenc.ru/text/2562970.html

С. 53-67). Изображение Христа Архиерея в композиции «Великий вход» в пространстве алтаря (напр., в жертвеннике ц. Богоматери Перивлепты (1350-1380) и в центральной апсиде ц. Пантанассы в Мистре (1428); см.: Dufrenne. 1970. P. 25-26, 32), где традиционно располагались сцены «Поклонение Жертве» и «Служба св. отцов», привело к развитию иконографии, соединившей эти темы. Примером такого решения является уникальная роспись в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (ок. 1376-1381), в которой алтарная композиция с Великим входом включает образ Христа Архиерея, совершающего службу, ангелов с литургическими предметами и святителей, замыкающих шествие (см.: Грозданов Ц. Из иконографии Марковог манастира//Zograf. 1981. N 11. P. 83-93. Il. 3). В дальнейшем эта иконография обогащается только одной деталью - изображением перенесения шитой плащаницы с образом мертвого Иисуса Христа (росписи в алтаре ц. св. Николая в Великой Лавре на Афоне (1560); в апсиде собора мон-ря Гелати в Грузии (нач. XVI в.) - в верхнем регистре «Н. л.», в среднем «Евхаристия», в нижнем «Служба св. отцов»; см.: Mepisaschwili R., Zinzadse W. Die Kunst des alten Georgien. Lpz., 1977. S. 183, 185), однако эта подробность, указывающая на Пасхальную службу, не вносит ничего нового в содержание сцены «Н. л.». «Небесная литургия». Роспись кафоликона мон-ря Гелати, Грузия. Нач. XVI в. Тема «Н. л.» получила развитие в русском искусстве XVI-XVII вв. в росписях алтарей храмов и на иконах. В центральной апсиде Успенского собора Свияжска (60-е гг. XVI в.) представлена литургическая композиция «Великий вход», занимающая конху, арку и стены алтаря. В конхе апсиды изображена процессия священников и диаконов, направляющаяся вправо, к престолу с Евангелием, покрытому красной тканью, за к-рым стоят святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они показаны в крещатых ризах, под сенью, на фоне одноглавого белого храма. Впереди идут диаконы в белых стихарях, у одного - горящая свеча в подсвечнике, у другого - кадило и высоко поднятый потир, осеняемый огненным херувимом.

http://pravenc.ru/text/2564804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦХИ (Мацховари) [груз. ], муж. мон-рь Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафоликоном в честь Рождества Христова (1010-1014, обходная галерея 1-й пол. XI в.). Расположен в центре с. Кацхи (Чиатурский муниципалитет, груз. историческая пров. Имерети, Зап. Грузия), на левом берегу р. Кацхура. История Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Церковь была построена основателями Клдекарского эриставства представителями крупного феодального рода Багваши. Один из влиятельных азнауров (феодалов), Рати Багваши, присоединил к своей вотчине царские земли - Триалети и принадлежащее царству Картли правобережье р. Кура. За это царь Грузии Баграт III в 980 г. изгнал его из Клдекари, и Рати Багваши поселился в своем имении в Аргвети. Здесь он построил Кацхскую церковь, которая была освящена во имя Св. Троицы. Эти сведения подтверждаются лапидарной надписью над юго-западным входом в церковь, выполненной асомтаврули : «Пресвятая Троица, восславь утвержденного Тобой Баграта, царя абхазов и картуелов, таойцев и ранов, Кахети и всего Востока, Великого куропалата» (такую титулатуру царь Баграт III имел с 1010). Впервые надпись зафиксировал акад. Н. Я. Марр ( Brosset. 1851. Р. 95), его прочтение было откорректировано груз. историком В. Беридзе, к-рый издал ее ( Беридзе. 1950. Т. 3. С. 67). Др. надпись, высеченная над входом в церковь, также содержит обращение к Св. Троице; в ней упоминается настоятель храма Джигваис-дзе. Очевидно, вскоре после постройки храма здесь был учрежден мон-рь. Историк П. Иоселиани относил основание храма к 1032 г., времени правления в Грузии Баграта IV. Историки нач. XX в. прот. Сергий Булгаков и Л. И. Денисов считали, что мон-рь был основан в 1027-1073 гг. В древности К. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии ГПЦ. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Церковь являлась одним из центров Аргветского эриставства и служила усыпальницей Багваши: здесь похоронены эристав эриставов Рати Багваши и Липарит Багваши (в монашестве Антоний). После того как роль Багваши на политической арене Грузии уменьшилась и царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) подверг депортации представителей рода, обитель и др. владения Багваши были переданы мон-рю Гелати и вошли в новооснованную Гелатскую (Гаенатскую) епархию ГПЦ. Постепенно К. пришел в запустение.

http://pravenc.ru/text/1683961.html

Царица Елена, цари Георгий II и Баграт III, царица Русудан, царевич Баграт. Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVII в. Царица Елена, цари Георгий II и Баграт III, царица Русудан, царевич Баграт. Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVII в. Владения Церкви по сравнению с поместьями азнауров находились в более выгодных условиях: они были надежней защищены и приносили больше прибыли. В сер. XIII в. азнауры стали предпринимать попытки вернуть себе некогда пожертвованные Церкви владения. Во времена царя Давида VII (1247-1270) это явление приняло масштабный характер. Созванный в 1263 г. Церковный Собор обратился к царю с требованием содействовать прекращению «бесчинств», угрожая в случае непринятия решительных мер «опечатать» церкви и прекратить богослужения, включая совершение литургии, крещения и отпевания (Корпус груз. Т. 1. С. 174). Обращение не имело последствий - в условиях царившей в стране политической и экономической анархии насильственный захват пожертвованных и исконных церковных земель продолжился. Для этого времени характерно падение нравов: укоренилось многоженство, особенно в высших слоях общества. Так, царь Димитрий II и один из его высокопоставленных чиновников, Садун Манкабердели, имели по 3 жены, за что были обличены католикосом-патриархом Николаем III и мон. Василием. Анонимный летописец XIV в. сообщил, что в Патриаршество католикоса Николая (ок. 1250-1282) «царство, храмы и Мцхета с окрестными землями и монастыри никем не защищались, т. к. знать заботилась только о своих владениях» ( Жамтаагмцерели. 1987. С. 105). Католикос Николай отправился в Орду, к хану Хулагу (1256-1265), чтобы ходатайствовать об улучшении положения Церкви. Летописец отмечает, что хан был очарован личностью католикоса, особенно его прекрасной наружностью, ибо «дотоле не приходилось ему видеть племя грузинское... и отправил его назад с большими почестями - выдали ярлык, коий есть повеление. Выковали и дали в качестве шана (знака власти.- В. С.) кресты золотые, усыпанные жемчугом и каменьями драгоценными, и даровали - один самому католикосу, а другой - игумену Вардзийскому, сопровождавшему католикоса», а также подарили католикосу позолоченный жезл в форме креста (Там же. С. 105). Т. о., католикосу Николаю удалось освободить храмы и мон-ри от податей, ГПЦ сохранила свои владения, структуру управления и судопроизводство.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Богородица с Младенцем и с предстоящими архангелами. Мозаика в конхе апсиды ц. Рождества Пресв. Богородицы в мон-ре Гелати. Ок. 1130 г. Богородица с Младенцем и с предстоящими архангелами. Мозаика в конхе апсиды ц. Рождества Пресв. Богородицы в мон-ре Гелати. Ок. 1130 г. В интерьере собора, несмотря на стилистическое разнообразие слоев живописного декора, господствует алтарная мозаика: на золотом фоне представлена в рост Богородица в имп. одеждах, с Младенцем на руках, по сторонам - архангелы Михаил и Гавриил. Высокий художественный уровень выполнения мозаики, ее изысканное цветовое решение, богатство тонов мелкой смальты, к-рой набраны фигуры архангелов (особенно лики и крылья), позволяют предположить, что в ее создании принимали участие к-польские мастера, однако отличный от визант. тип образов, равно как и линейный стиль изображения, свидетельствуют о том, что мозаичная композиция была выполнена местным мастером, получившим образование в Византии. В росписи нартекса представлены редкие для христ. живописи того времени изображения семи Вселенских Соборов с пространными пояснительными надписями. Включение их в программу декора могло быть обусловлено важным событием в церковной жизни страны - Руис-Урбнисским Собором, созванным св. Давидом Строителем. Конфессиональная ориентация Грузии определила сюжет изображения на одном из окон нартекса - сцену чудотворения вмц. Евфимией, связанную с IV Вселенским Собором (451) (благодаря мощам святой был разрешен спор о монофизитстве). Вознесение креста. Роспись церкви мон-ря Удабно в Гареджи. XIII в. Вознесение креста. Роспись церкви мон-ря Удабно в Гареджи. XIII в. Др. ведущая живописная школа той эпохи связана с Гареджи - обширным монастырским комплексом в полупустынной местности Вост. Грузии, основанным в VI в. прп. Давидом Гареджийским. Фрески, сохранившиеся в церквах пещерных мон-рей Гареджи, в их трапезных, мартириях и кельях, образуют группу росписей, складывавшуюся в IX-XIII вв. Росписи отличаются от памятников др. регионов Грузии своеобразием иконографических программ, стиля, композиционным построением, теплым, предельно простым колоритом (желтоватая охра, темно-красный, зеленый, белый). Наряду с сюжетами цикла двунадесятых праздников в них часто включены образы аскетов и столпников, а также прп. Давида Гареджийского, в т. ч. сцены из его Жития. В росписях трапезных представлены сюжеты: «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря», «Чудо умножения хлебов». Фрески пещерных мон-рей IX-XIII вв., св. Додо, Саберееби, Цамебули, Удабно, св. Иоанна Крестителя, Бертубани отражают непосредственность художественного видения, присущую монастырскому искусству в целом, что роднит их с росписями каппадокийских храмов.

http://pravenc.ru/text/168199.html

В Гелати Е. занялся упорядочением и перепиской архивного фонда Коридзе, располагая материал в соответствии с годовым богослужебным кругом. В 1921 г., с приходом советской власти, Е., обеспечивавший монахов продуктами и лекарствами, был обвинен в антиправительственной деятельности и арестован, спустя несколько месяцев за отсутствием доказательств освобожден. Он продолжал работу с фондом Коридзе, что вызывало удивление даже у братии. Е. отвечал, что считает свои занятия «дороже серебра и золота и дороже драгоценных камней... представляю я себя ювелиром, который раскладывает драгоценные камни» (НЦРГ. Q 840. Л. 80). В 1923 г. мон-рь Гелати был закрыт, Е. спрятал ок. 40 крупных сборников из фонда Коридзе в Кутаисе, в доме одной благочестивой семьи. В 1924 г., после разрушения кутаисского кафедрального собора во имя царя св. Давида IV Строителя и расстрела 27 авг. митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежавы) и др. священнослужителей, Е. выехал в Мцхету и увез с собой несколько десятков рукописей. Став духовником жен. мцхетского мон-ря Самтавро , Е. при помощи еп. Цилканского Павла (Джапаридзе) укрыл фонд в мцхетском кафедральном соборе Светицховели . В 1929 г., во время Великого поста, Е. был переведен в мон-рь Зедазени. Он перевез фонд и, ожидая закрытия мон-ря, сложил рукописи в железные ящики и зарыл в землю. В 1935 г. при содействии одного из сотрудников тифлисского храма-музея Метехи была создана комиссия историков и музыкантов, к-рая подтвердила историческую ценность рукописей из фонда Коридзе. В нояб. того же года Е. передал музею 34 нотных сборника, содержащие ок. 6 тыс. песнопений, и неск. рукописей духовного содержания (в наст. время вместе с черновиками хранятся в Национальном центре рукописей в Грузии, фонд Q - см. Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе ). В рукописях сохранились замечания Е., глубокого знатока муз. части богослужения и невменной нотации XIX-XX вв., о последовательности песнопений согласно Типикону с учетом особенностей конкретных чинов (НЦРГ. Q 673. Л. 2-4); сведения о том, «как в старые времена, ставя какие знаки, обучался народ устному пению» (НЦРГ. Q 830. Л. 1-1 об.); «Литургия для отроков», записанная на «простой» (груз. ) распев, и рассуждения о видах распевов и технике пения гамшвенебули (от - украшенный) (НЦРГ. Q 674. Л. 189-191); разъяснения груз. муз. терминов (НЦРГ. Q 689. Л. 139) и т. д. На вкладыше из 4 страниц (НЦРГ. Q 665) Е. приводит список авторов 2952 песнопений, расположенных в 22 рукописных книгах.

http://pravenc.ru/text/187685.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АСКЕТ [груз. ; греч. Ιωννης Ασκητς] († ранее 886), прп. (пам. груз. 26 марта; пам. визант. 15 марта?). Житие этого святого сохранилось в груз. переводе в единственной рукописи - Минее-Четьей за март из собрания мон-ря Гелати, хранящегося в Кутаисском историческом музее (Кут. 2, XVI в.). Автором Жития в заглавии назван мон. и сосудохранитель Иосиф - по всей видимости, прп. Иосиф Песнописец . Автор лично знал И. А. и «пребывал с ним вместе в течение многих лет». Известно, что прп. Иосиф Песнописец подвизался в 837-839 гг. в мон-ре Сергия и Вакха в К-поле, игуменом к-рого впосл. стал И. А. И. А. род. в сел. Вания, в феме Вукелларии (на севере М. Азии), в крестьянской семье, его родителей звали Феофилакт и Василия. После смерти мужа Василия ушла в горы и поселилась возле ц. арх. Михаила, И. А. стал пастухом. С детства он имел склонность к монашеской жизни; «пребывая в горах со стадами, он источал обильные потоки слез, с ним вместе проливали слезы даже растения и скалы». Дочка соседа пыталась соблазнить его, но И. А. решил удалиться в горы и стать отшельником. Со временем он прославился своими аскетическими подвигами, чудесами и помощью приходившим к нему (напр., по молитве святого рыбаки выловили 10 больших осетров). Отшельник Савва предсказал И. А., что он примет монашеский постриг в К-поле. Василий I Македонянин (867-886) проникся глубоким уважением к И. А.; по воле императора он остался в К-поле и был назначен игуменом мон-ря во имя мучеников Сергия и Вакха. И. А. обладал даром находить скрытые под спудом мощи святых. Так, в горах он обрел мощи ап. Фортуната , в мон-ре Сергия и Вакха обнаружил зарытые в землю иконоборцами мощи мч. Сергия. Спустя много лет император назначил его игуменом мон-ря мч. Диомида, где он и скончался в глубокой старости. Точная дата смерти И. А. не указана, однако ее можно определить по косвенным данным: т. к. автор Жития этого святого, прп. Иосиф, умер в 886 г. (согласно наиболее распространенной т. зр.), то И. А. скончался ранее этой даты. Однако учитывая, что он был игуменом мон-рей мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида достаточно долгое время (при этом игуменом 1-го из мон-рей он стал не ранее 867), можно допустить, что И. А. дожил до 80-х гг. IX в.

http://pravenc.ru/text/469812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Св. Давид IV Строитель. Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVI в. Св. Давид IV Строитель. Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVI в. [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели; груз. ] (ок. 1073 - 24.01.1125), блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.), сын груз. царя Георгия II, царь объединенной Грузии (1089-1125); политик и военачальник. Сведения о нем содержатся в пространном соч. «Жизнь царя царей Давида» неизвестного автора, которого принято называть «историком Давида», а также в греч., араб., арм., европ. источниках. В нарративных и исторических источниках, в устных преданиях Д. С. именовался по-разному, однако довольно рано за ним прочно укрепился эпитет Агмашенебели (груз.- возобновитель, восстановитель, строитель), впервые упоминается в грамоте «царя царей Баграта», выданной в 1452 г. ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 264-266), в «Истории Грузии» (XVII в.) Парсадана Горгиджанидзе, в офиц. груз. историографии - в «Новой Картлис Цховреба» Бери Эгнаташвили и в «Описании царства Грузинского» Вахушти Багратиони (оба XVIII в.). В 1089 г., в условиях, когда нашествие турок-сельджуков привело к политическому кризису в Грузии, Георгий II отрекся от престола в пользу 16-летнего сына Давида и венчал его на царство. К началу царствования Д. С. Грузия и ГПЦ находились на грани полного уничтожения: туркам-сельджукам выплачивалась ежегодная дань, монастыри и церкви были ограблены, разрушены и сожжены, население, избежавшее смерти и плена, укрывалось в лесах и горах. Местные феодалы фактически не признавали власти царя и католикоса-патриарха, особенно к востоку от Лихского хребта - в Картли, Кахети-Эрети, Тбилисском эмирате. Они вступали в союзы с сельджуками и возводили на церковные кафедры своих ставленников, к-рых «историк Давида» называет «вертепом разбойников». «Недостойные незаслуженно стали епископами, и от самих священников исходило всякое беззаконие и грех» (Жизнь царя царей. С. 327).

http://pravenc.ru/text/168512.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010